Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Big Ben Rock

  Все выпуски  

DEEP PURPLE - часть 1


Служба Рассылок Subscribe.Ru
"BIG BEN ROCK"
рассылка #9 - 31.01.2002

Paint it purple!


   Всем доброго времени суток!
   Сегодня, как мы и обещали, рассказ о группе "Deep Purple". Но вначале новости британского рока. Во-первых, По сообщению SAV-Entertainment, менеджмент группы "Deep Purple" официально подвердил предстоящий российский тур. Концерты запланированы в следующих городах:

17 марта - Санкт-Петербург
19 марта - Москва
20 марта - Белгород
22 марта - Ростов-на-Дону
23 марта - Самара
25 марта - Екатеринбург

Никаких изменений в нынешнем составе не произойдет. Это по-прежнему Ян Гиллан, Джон Лорд, Стив Морс, Ян Пейс и Роджер Гловер. В Санкт-Петербурге концерт пройдет на Ледовой арене, в Москве - в СКК "Олимпийский". В остальных городах концерты будт также проходить в местных дворцах спорта. Следите за нашими сообщениями. Впрочем, выпуск нового студийного альбома задерживается, а фанатам предлагается наслаждаться концертником "Live in Florida", который выйдет в конце февраля.
   А у блюзмена Гари Мура недавно вышел двойной лонгплей "The Best of the Blues", в чем все слушатели Открытого радио (102,5 FM в Москве) могли убедиться в течение уик-энда Гари Мура, прошедшего на указанной волне 26-27 января. Кстати, еженедельно по четвергам в 22.00 на 102,5 продолжают выходить передачи "Big Ben Rock". Сегодня слушайте продолжение рассказа об Оззи Осборне.
   А вот Брайан Адамс удостоился чести фотографировать королеву во время празднования ее юбилея. Канадский рок-певец составит компанию Лорду Литчфилду, принцу Эндрю и основателю журнала "Dazed & Confused", Полу Рэнкину, в создании портретов королевы. Известный всему миру своей музыкой Адамс не так давно зарекомендовал себя как хороший фотограф, выпустив "Made In Canada" - книгу, деньги с продаж которой пошли в канадский фонд по борьбе с раком в груди. Певец уже делал снимки многих знаменитостей - таких, как Лиз Херли, Джоан Коллинз, Мэриэнн Фейтфул, Наоми Кэмпбелл, Джоэли Ричардсон и Кейт Мосс. Фотографии Елизаветы II, сделанные Адамсом, будут стоять рядом с портретом, нарисованным Лучано Фройдом.
   Популярный американский музыкальный журнал "Spin" опубликовал в февральском номере список 50 самых великих групп. Первое место в топ-листе заняла ливерпульская четверка "The Beatles". Места распределяла редакция журнала, оценивая группы по различным критериям. "The Beatles" были признаны самой "сносящей крышу" группой, которая изменила своей музыкой и имиджем ход истории. Кроме того, "битлы" и по сей день, по мнению редакторов "Spin", оказывает огромное влияние. Между тем музыкальные критики сомневаются в объективности составленного журналом рейтинга, так как основной аудиторией издания являются тинэйджеры. Второе место в списке заняла нью-йоркская панк-рок группа "The Ramones", на третьем - "Led Zeppеlin".
  Легендарный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера "Cats" ("Кошки") снимают с показа в лондонском районе Уэст Энд. Последний раз его можно будет увидеть 11 мая этого года. В этот день мюзиклу исполнится ровно 21 год. В сентябре 2000 года "Кошки" также сбежали с Бродвея. Несмотря на то, что "Cats" является одним из самых прибыльных музыкальных шоу в истории Уэст Энда и Бродвея, последние месяцы мюзикл был убыточным. В связи с этим и было принято решение снять "Кошек" со сцены. За все время мюзикл смогли увидеть более 50 миллионов человек. Помимо Бродвея и Лондона, "Кошки" ставились еще в 30 странах мира, собрав при этом свыше 2 миллиардов долларов. Однако увидеть "Кошек" все же можно. В Соединенных штатах проходит гастрольный тур, а также мюзикл ставится на гамбургской, парижской и амстердамской сценах.
   Месяц остался до вручения, пожалуй, главной музыкальной награды - "Grammy". В голосовании приняли участие 12 тысяч музыкальных журналистов и критиков, академики обещают посчитать все голоса уже к 2 февраля. У телевизионных ящиков поглазеть на "Grammy" соберется около 2-х миллионов человек. Музыкальные вкусы западных меломанов за год мало изменились. Ирландская группа "U2" на церемонии будет представлена в восьми номинациями - они лидеры! Музыканты рискуют получить граммофоны за "Песню года" ("Stuck In The Moment"), "Запись года" ("Walk On") и "Альбом года" ("All That You Can’t Leave Behind"). Впрочем, ирландцам еще рано обольщаться. В прошлом году, например, Мадонну с альбомом "Music" прокатили по всем статьям, кроме одной - за "Лучшую обложку". На этом позвольте новости закончить, перейдем к теме.
   Рассказ следует начинать издалека - с 1960 года. В Ливерпуле тогда довольно популярной бит-группа "The Searchers" ("Искатели"). Барабанщиком и вокалистом в ней был некий Крис Кертис, которого по-настоящему звали вовсе не Крис Кертис, а Кристофер Крамми. В 1964 году эта группа даже побывала на вершине хит-парада. Но уже к 1966 году, после ряда безуспешных пластинок, разочарованный Кертис покинул "Искателей" и стал искать в другом месте. По сути дела, именно Кертис и был инициатором создания "Deep Purple".
   Крис был знаком с неким Тони Эдвардсом, по образованию экономистом, а по профессии финансистом, который вел дела семейного концерна по производству одежды. В 1967 году Кертис позвонил ему из Ливерпуля в Лондон и предложил стать своим менеджером. При этом льстил и уверял, что тот будет известным, как Брайан Эпштейн. Потом приехал на встречу с ним и буквально завалил Эдвардса идеями. Эдвардсу, со своей стороны, порядком наскучило бухгалтерское дело, надоела нудная обеспеченность, он готов был рискнуть, но лишь при условии, что группа будет создана в Лондоне. Однако, в музыкальной сфере он был новичком и решил найти себе партнера. В этом же здании, этажом выше над конторой Эдвардса, директором рекламного агентства работал 35-летний Джон Колетта. У того тоже не было опыта работы в музыкальной промышленности, но он, по крайней мере, знал пружины рекламно-рыночного механизма.
   Вскоре, покинув родной Ливерпуль, Крис Кертис перемещается в Лондон. Еще в Ливерпуле знакомые знакомых дали ему какой-то адрес, по которому он пришел в небольшую и, честно говоря, не очень чистую квартиру, где жил какой-то музыкант. Крис попросился переночевать, остался на неделю, потом и на месяц. Хозяином оказался высокий молодой человек, пианист-органист с классическим образованием и приятными манерами, хотя чрезвычайно непунктуальный. Звали его Джон Дуглас Лорд.
   Отец Джона, Реджинальд, играл на саксофоне в танцевальном оркестре города Лестера, часто выступал дуэтом со своей сестрой Молли в танцевальных залах и рабочих клубах. Во время войны Реджинальд Лорд был прикомандирован к лестерской пожарной команде, при которой он вскоре организовал джазовый ансамбль. Чтобы сын не мешал матери, отец брал его на дневные танцы, и, таким образом, Джон Лорд с самого нежного возраста пристрастился к музыке.
   В доме Лордов было пианино, и приблизительно с пяти лет маленький Джон колотил по клавишам, пыталясь подобрать любимую мелодию из репертуара папиного оркестра. С семи лет Джон начал брать уроки фортепиано и продолжал их в течение десяти лет. Он изучал теорию музыки, композицию и, в конце концов, сдал экзамены экстерном в Королевский Колледж Музыки. Не доучившись года, Джон, против воли родителей, учение прекратил и поступил работать клерком в местную адвокатуру. Впрочем, он по-прежнему занимался музыкой и проявлял живой интерес к театру.
   Артистический клерк, который мог опоздать, уйти раньше или вообще на работе не появиться, адвокатов не особенно устраивал, и через два года его вежливо с работы попросили. Тогда, по совету друга, Джон Лорд стал сдавать экзамены в Центральную школу речи и драматического искусства в Лондоне и, к своему удивлению, конкурс прошел. В середине 1960 года он переехал в столицу, где на стипендию жил до 1962 года, пока Джон не последовал за группой своих учителей в другое театральное училище. За такое самоуправство стипендии его, конечно, лишили. Пришлось зарабатывать на жизнь самому.
   Джон Лорд выступал в клубах и пивных с джазовой группой под руководством тенор-саксофониста Билла Эштона, который впоследствии стал руководителем Национального молодежного джаз-оркестра Великобритании. Заработки были мизерными, и, хотя мать присылала фунт стерлингов в неделю, денег не хватало, Джон был вынужден вести голодное существование.
   В 1963 году он объединился с несколькими музыкантами в группу, которая часто меняла названия, но к 1964 году наконец определилась и стала называться "The Artwoods". Она исполняла рок, ритм-энд-блюз, выступала почти каждый день и приобрела в Лондоне, конечно, на местном уровне, довольно широкую известность. "The Artwoods" выпустили семь синглов и даже альбом под названием "Art Gallery". Успеха эти пластинки не имели, и сейчас они окончательно и бесповоротно забыты. Именно в этот период Джон стал известен в музыкальных кругах своей техникой игры. Его начали приглашать на записи в студии.
   На одной из сессионных работ Джон Лорд познакомился с вокальным трио "The Flowerpot Men". После успеха одной из пластинок они решили отправиться на гастроли, предложив Джону Лорду стать их пианистом и оркестровщиком. И вот как раз в это время Крис Кертис приехал в Лондон и поселился в квартире Лорда. Кертис с энтузиазмом говорил о создании концептуальной группы "Roundabout" и без конца пел дифирамбы некоему гитаристу по имени Ричи Блэкмор, который работал в Германии, в одном из клубов Гамбурга. Джон Лорд поделился впечатлениями с приятелем, басистом Николасом Симпером, с которым он тогда вместе работал в "The Flowerpot Men". Оказалось, что Ник Симпер тоже знал Блэкмора.
   Симпер, уроженец городка Саутхолл, еще в пятнадцатилетнем возрасте, в 1960 году, начал играть в школьной команде "The Renegates". По окончании школы работал чертежником, продолжая играть в разных группах, пока наконец не стал профессиональным музыкантов. Ник Симпер был первым владельцем бас-колонки и усилителя на сегодняшний момент лучшей в этой области фирмы "Marshall". Собственно говоря, фирмы еще не было, просто музыкальный мастер по имени Джим Маршалл сделал в своей небольшой мастерской аппарат, ставший впоследствии прототипом всемирно известной модели.
   Первой профессиональной работой Симпера стала группа "The Simon Raven Cult", в которую в свое время чуть не приняли молодого барабанщика по имени Кейт Мун - просто в последний момент Мун решил присоединиться к другой команде под названием "The Tours", со временем переименованной в "The Who". С одной из групп летом 1967 года Ник Симпер приехал на гастроли в Гамбург. Там он познакомился с Ричи Блэкмором, который предложил Симперу создать группу. Но Ник заболел и вынужден был вернуться в Англию, где и попал в "The Flowerpot Men", и когда Джон Лорд упомянул ему имя Ричи Блэкмора, то Симпер с естественным энтузиазмом вспомнил Ричи.
   Решено было дать телеграмму Блэкмору в Гамбург, и даже удалось убедить менеджеров Тони Эдвардса и Джона Колетту, чтобы те оплатили Ричи полет из Гамбурга в Лондон. Приехав в Англию в ноябре 1967 года, Ричи первым делом пошел на концерт "The Flowerpot Men", чтобы послушать незнакомого ему органиста Джона Лорда. И после концерта он, видимо, под впечатлением, предложение присоединиться к создаваемой группе принял.
   В 1967 году мало было молодых английских гитаристов с опытом Ричи Блэкмора. В свои 22 года он уже переиграл с десятком профессиональных оркестров, работал на студиях звукозаписи Лондона, Гамбурга в качестве сессиониста и прославился молниеносной техникой игры на гитаре, а также своим взрывчатым темпераментом и неумением, а главное, нежеланием сдерживаться в общественных местах.
   Ричи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в приморском курортном городке Уостон-сьюпер-Мэр. Когда ему было два года, семья переехала в пригород Лондона. С одиннадцати лет Ричи начал играть на гитаре и брать уроки классической музыки. "Очень важно, - вспоминал он впоследствии, - с самого начала, изучая инструмент, привить себе правильные навыки, потому что дурные музыкальные привычки потом изживаются с трудом. Благодаря урокам классической гитары я научился пользоваться всеми пятью пальцами, а большинство блюзовых гитаристов играют только тремя".
   Через несколько лет юный Блэкмор приделал к своей классической гитаре самодельные звукосниматели и усилил ее через радиоприемник. Так началось увлечение рок-'н'-роллом, которое до сего дня уживается с любовью к классике. В 1960 году шестнадцатилетний Ричи стал участником своеобразного общества любителей рок-'н'-ролла, собиравшихся в кафе на Олд-Комптон Стрит в лондонском Сохо. Кстати, швейцаром-вышибалой там был Питер Грант, будущий менеджер "Led Zeppelin".
   Ричи ходил в кафе, но деньги там не тратил, копил на электрогитару. Накопив 22 фунта, он обменял свой классический "Framus" на гитару "Hoffner Club 50" и начал по вечерам играть с разными группами. Днем он работал радиомехаником в аэропорту Хитроу под Лондоном, прослужив там без прогулов и увольнений без малого два года. Положение еще и осложнялось тем, что, выступая подчас вдалеке от Лондона, невыспавшийся Ричи обязан был без опоздания спозаранку явиться на службу.
   Вскоре Блэкмору удалось купить "Gibson-335", красный полудековый инструмент, точь-в-точь как у Чака Берри. Сегодня такая гитара - естественно, подержанная - стоит более тысячи фунтов стерлингов. А в 1960 году новая стоила 135 гиней. Эта гитара стала постоянным спутником Ричи Блэкмора на следующие десять лет. Хороший инструмент располагал к занятиям, и Ричи упражнялся по шесть часов ежедневно и добился виртуозности, которой завидовали другие виртуозы.
   Последующие шесть лет Ричи Блэкмор играл с разными группами, продолжая жить в родительском доме и не особенно беспокоясь о заработках. В 1967 году Ричи приехал на работу в Гамбург. Он поселился в квартире со своей невестой Бэбз, целыми днями репетировал и ходил в студию на разные записи, не платя с этих заработков ни подоходного налога, ни существовавшего в то время налога за бездетность. Неизвестно, сколько бы продолжалась эта идиллия, если бы Блэкмор не получил из Лондона телеграмму с приглашением приехать на встречу.
   В начале ноября 1967 года Крис Кертис, Джон Лорд и Ричи Блэкмор отрепетировали несколько песен на квартире Лорда и пригласили менеджеров Тони Эдвардса и Джона Колетта на прослушивание. Прослушивание прошло удачно. Будущие менеджеры были полны энтузиазма, только вот Крис Кертис, затеявший все это дело и взлелеявший в своих мечтах образ будущей группы, никак не мог опуститься с небес на землю. Каждый день появлялись какие-то новые странные идеи. "Поскольку наша группа будет называться "Roundabout" ("Карусель"), - сказал он однажды, - мы втроем будем стоять в центре круглой сцены, а вокруг нас будут разные барабанщики и певцы. Сцена будет вращаться, и они будут появляться перед публикой по очереди".
   Кертиса слушали внимательно - в 1967 году он был человеком известным. Группа "The Searchers", из которой он только что ушел, была популярной, а кроме того, Кертис был в дружеских отношениях с членами "The Beatles". 7 декабря 1967 года он присутствовал на открытии магазина одежды фирмы "Apple". Через Кертиса и Джон Лорд попал, так сказать, в высший свет, познакомился с Джоном Ленноном, Джорджем Харрисоном, впервые в жизни прокатился на настоящем "Роллс-Ройсе". Кертис каждый день приходил с новой идеей, но все они как-то повисали в воздухе, и Лорд, видя такое дело, не торопился уходить из "The Flowerpot Men", обеспечивавшей ему и стол и дом.
   Собственно, из-за этой неопределенности Кертиса, Лорд и уехал вскоре со своей группой в Мюнхен. А когда он вернулся, Крис куда-то исчез и более уже не появлялся. Оставленный на произвол судьбы, Блэкмор получил от Эдвардса и Колетты деньги на обратный билет и вернулся в Гамбург. Он был убежден, что время было потеряно напрасно.
   Рождество 67-го было для Ричи Блэкмора праздником тихим и даже унылым: никаких реальных перспектив, случайные заработки и весьма уязвлённое самолюбие. Но после семи лет музыкальной карьеры похвастать ему было нечем. Блэкмор входил в лучшую десятку молодых английских гитаристов, но его современники Джеф Бек, Пит Таунсенд, Джордж Харрисон, Клифф Ричард, Джимми Пейдж, Эрик Клэптон достигли уже и успеха, и обеспеченности. Говоря откровенно, Блэкмор считал себя выше всех них. Он преклонялся лишь перед двумя авторитетами - Альбертом Ли и Джимом Салливаном. Потом еще Джимми Хендрикса уважал. Неудивительно, что у Ричи появился пессимистический взгляд на судьбу, которая играет человеком, играющим на гитаре.
   Тем временем в Лондоне менеджеры Тони Эдвардс и Джон Колетта сдаваться не собирались. Поняв, что от Кертиса толку не добьешься, они послали телеграмму Джону Лорду. В ней говорилось, что интерес у них по-прежнему не утрачен, и что если Джон возьмется за организацию группы, то финансы они обеспечат. По получении телеграммы Джон Лорд позвонил и назначил встречу через два дня.
   На встречу он, по своей пунктуальности, не явился, но все же пару недель спустя приехал и дал согласие группу собирать. Начались разные переговоры, поездки в Гамбург, Париж. Наконец в маленькой деревне Сауз-Мимс, километрах в сорока к северу от Лондона был снят за 50 фунтов в месяц здоровенный амбар, где участники могли собираться, репетировать и прослушивать потенциальных кандидатов.
   По приглашению Джона Лорда Ричи Блэкмор во второй раз вернулся на Туманный Альбион. С подачи Ника Симпера был приглашен барабанщик Бобби Вудмен Кларк, работавший тогда во Франции. В музыкальных кругах он был известен как первый ударник, применивший сдвоенные басовые барабаны. На бас-гитару пригласили Ника Симпера, а вокалиста решили искать через газету "Melody Maker".
   На объявление откликнулось более 60 человек, по большей части совершенно неподходящих, но один из кандидатов произвел неплохое впечатление. Его звали Мик Ангус. В разговоре он упомянул о некой группе "The Maze", барабанщик которой был намного техничнее Вудмена Кларка. Ян Пейс, о котором шла речь, и Род Эванс были приятелями Мика Ангуса. При первой же встрече с ними он рассказал о прослушивании и о том, что, по-видимому, будет петь с новой группой. "Несколько дней я не видел Рода, что было довольно странно, потому что мы встречались обычно каждый день, - вспоминал Ангус. - А на третий день до меня дошло: Род сам поехал по объявлению. Потом Род сказал мне, что спел так, что место ему было предложено тут же, а я оказался отвергнут".
   На следующий день Эванс привел своего приятеля Яна Пейса. Тот знал Ричи Блэкмора и был, в общем, не прочь показаться. В присутствии барабанщика группы Вудмена Кларка по этическим соображениям Ян играть не мог. Да, в общем, и в отсутствие его тоже не мог играть на чужих барабанах. Поэтому был придуман хитроумный план. Кларк курил французские сигареты "Gitanes", которые тогда продавались только в Лондоне в особых лавках. В один из репетиционных дней его спровадили за своими любимыми сигаретами. Ян Пейс вытащил из машины свои барабаны, расставил их - и к тому времени, когда Вудмен Кларк вернулся с блоками "Житана" из города и увидел Яна Пейса, рассыпавшего дробные барабанные рулады, он понял: его кратковременное пребывание в новой группе уже закончилось. С Кларком обошлись по-джентельменски: уплатили ему 40 фунтов вперед за потраченное время и расходы, но он все-таки был недоволен. Другое дело - Мик Ангус: тот на следующий день простил приятеля, сказав: "Род Эванс поет лучше меня, и я на него не обижаюсь".
   Новый барабанщик группы, Ян Андерсон Пейс, родился 19 июня 1948 года в Ноттингеме. Его отец более 15 лет проработал в танцевальном джаз-оркестре, но, женившись, пожертвовал музыкальной карьерой, как раз тогда, когда его оркестр выходил на международную арену. Средняя школа, в которой учился Ян, была с научно-техническим уклоном. Окончив ее, он поступил в технический колледж, но уже после первого курса понял, что занимается не своим делом. С 14 лет он начал барабанить по консервным банкам, ручкам кресел и шкафам, и на следующий день рожденья отец подарил ему барабанную установку.
   Установка хоть и была обшита красной сверкающей пластмассой с перламутровыми разводами, но звучала неважно. И на следующий год отец, убедившись, что игра на барабанах - это серьезное желание, купил сыну установку "Premier". Первой профессиональной работой Яна Пейса стала игра в оркестре с отцом по субботам. Вскоре Ян начал играть еще и в местной рок-группе, а через некоторое время он был приглашен в команду "M-15", в которой тогда уже играл Род Эванс. С приходом Яна группу переименовали в "The Maze".
   Род Эванс вообще руководил разными группами с 17 лет. Он родился в городе Слау, играл в местных командах и постепенно начал выезжать на клубную работу за границу. В январе 1967 года "The Maze" получила трехмесячный контракт на работу в Милане. Ян Пейс рассказывает, что тогда, на переправе через Английский канал - по-нашему Ла-Манш - он познакомился с Ричи Блэкмором, который ехал в Гамбург. Спустя три месяца, по окончании работы в Италии, "The Maze" приехали на три недели в Гамбург, и приятели снова встретились, уже на немецкой земле.
   Ну а в марте 1968 года наконец доукомплектованная группа начала серьезно репетировать. Старый дом, в котором ребята жили на ферме, был населен привидениями. В холодных коридорах по ночам раздавались таинственные шорохи, слышались какие-то завывания, всхлипы, под кроватью Джона Лорда что-то шевелилось. Окно, закрытое на ночь, могло само собой открыться и хлопать на сквозняке. Однажды ночью Джон открыл глаза и увидел, как в потемках по комнате ползло полено, движимое к двери какой-то мифической силой. Дверь тихонько раскрылась, полено исчезло. Со стены над камином с оглушительным грохотом, разбившись вдребезги, упало лепное украшение.
   На следующее утро за завтраком ребята рассказывали друг другу об ужасах пережитой ночи. Ричи Блэкмор с невинным лицом и чистыми глазами выслушивал их внимательно и сочувствовал. Ему было еще труднее: ведь нужно было самому ночью не спать, дожидаясь, пока не заснут остальные; подкрадываться к своему 100-ваттному усилителю "Marshall"; тихо включать его и выставлять максимальную громкость; плавно приближать гитару к динамикам, до тех пор, пока у усилителя не образовывалась "завязка", и он не начинал скулить и стонать; привязывать и протягивать нитки, заставляя окна хлопать, двери незаметно раскрываться, поленья ползти по полу.
   Весной 1968 года Ричи Блэкмор пригласил старого знакомого, продюсера Дерека Лоуренса на репетицию, которая произвела на него должное впечатление. Он решил действовать, а тут и случай подвернулся: одна из крупных американских корпораций организовала отдел грампластинок. Новую фирму назвали "Tetragrammaton", а ее новоиспеченные директора, знавшие Дерека Лоуренса, поручили ему найти и записать интересную английскую группу. Тогда, с подачи Лоуренса, в Америку послали демо-ленты группы.
   Через несколько дней оттуда пришла энергичная телеграмма, в которой подтверждалось право группы на аванс в 2000 долларов и девять процентов отчислений с продажи пластинок в США, Канаде и Японии. Девять процентов могут показаться величиной пропорционально небольшой, но для сравнения надо сказать, что фирма "EMI" предлагала аналогичный контракт на работу в Великобритании с восемью процентами отчислений, причем без аванса.
   Пока стороны обменивались телеграммами, пятеро музыкантов готовились к первому выступлению, которое состоялось 20 апреля 1968 года в Таструпе, в Дании. После этого - семнадцатидневная поездка по Скандинавии, включавшая в себя одиннадцать концертов. Джон Лорд вспоминает, что расчет был такой: если гастроли пройдут плохо, то по возвращении в Лондон название надо было сменить, а о поездке вообще никому не рассказывать.
   Еще во время репетиций в деревне Сауз-Мимс на столе постоянно лежал лист бумаги и ручка. Каждый, кому в голову приходило название, мог его записать. Из названий, которые обсуждали всерьез, были такие, как "Orpheus" ("Орфей") или "Fire" ("Огонь"). Однажды утром в конце списка появилось название, написанное рукой Ричи Блэкмора. "Deep Purple" ("Темно-пурпурный", "багровый") была любимой песня бабушки Блэкмора, записанная еще до войны оркестром Дюка Эллингтона. Окончательное решение назваться "Deep Purple" созрело во время скандинавских гастролей.
   Первый диск - "Shades Of Deep Purple" ("Оттенки багрового") - был записан всего за два дня, в субботу и воскресенье 11-12 мая 1968 года. 13 мая Дерек Лоуренс смикшировал запись, и матричная лента была готова. Одновременно с альбомом намечался и выпуск первой сорокапятки. Участники группы считали самой подходящей для нее кавер на "Help!" от "The Beatles", но дирекция "Tetragrammaton" настаивала на том, чтобы первым синглом стала песня "Hush", и, как показали дальнейшие события, это было одно из немногих правильных решений, принятых администрацией этой компании.
   "Tetragrammaton" была фирмой новорожденной, но за ней стоял организационный опыт крупной корпорации и ее финансовая мощь. Реклама новой пластинки была проведена профессионально, с надлежащим размахом, и к сентябрю "Hush" поднялась в списке журнала "Billboard" на четвертое место. Успех альбома был скромнее, но, тем не менее, и он к октябрю вошел в Top 30. На родине, в Великобритании и альбом, и сорокапятка провалились самым печальным образом, но "Hush" стала популярной на европейском континенте и, как это ни странно, в Новой Зеландии.
   В это время музыканты жили в Лондоне в гостинице "Ruffles". Вскоре менеджеры Эдвардс и Колетта сняли музыкантам небольшой домик, 113 по Второй авеню в районе Эктон Вейл. Ричи Блэкмор и его невеста Бэбз поселились в одной комнате, Джон Лорд и Николас Симпер - в другой, Род Эванс и Ян Пейс - в третьей, а гостиная была общей.
   Стараниями тех же менеджеров "Deep Purple" впервые появились на телевидении, в программе Дэвида Фроста. Как обычно, почти целый день шли репетиции, установка света, камер и так далее. Ричи Блэкмора в студии не было, и где он - не знал никто. Режиссер нервничал, обстановка накалялась. Уже собирались выставить "запасного" Мика Ангуса, но Ричи появился, в самый последний момент, когда его уже и ждать перестали. Он спокойно заявил в ответ на все упреки, что "не видит смысла попусту тратить день в студии, не делая ничего полезного".
   В августе группа поехала в Швейцарию, выступала на небольшом стадионе в Берне, вместе со "Small Faces". По возвращении в Англию играли на Открытом Национальном Джазовом Фестивале в Санберри. Публика встретила их плохо, многие приняли их за американскую команду, и расстроенные музыканты покинули сцену под стук собственных копыт.
   В это время шла работа над вторым альбомом - "The Book Of Taliesyn". В октябре 1968 года по приглашению "Tetragrammaton" команда вылетела в Лос-Анджелес, где дела пошли совсем иначе - ребят поселили в роскошном отеле на Бульваре Заходящего Солнца, в их распоряжении была кавалькада сверкающих лимузинов, на обед можно было заказывать все что угодно, цветы в номерах менялись дважды в день. К их приезду на "Tetragrammaton" в спешном порядке вышел второй диск, и "Deep Purple" должны были сопровождать своих соотечественников "Cream" в их прощальном турне по США.
   Начали неплохо - на первый концерт в Лос-анжелесском форуме пришли 16 тысяч зрителей. Но уже после второго концерта и еще одного выступления в Сан-Диего участники "Cream" невзлюбили наших героев за то, что они чересчур заводили публику, и потребовали снять их с первого отделения. Пришлось в срочном порядке гастрольный план переделывать, организовывать для "Deep Purple" отдельный маршрут.
   Американские гастроли продолжались более трех месяцев. "Deep Purple" проехались по Калифорнии, Орегону, Вашингтону, Иллинойсу, Огайо, Нью-Йорку и в середине января 1969 года вернулись в Лондон и стали готовить материал для третьей пластинки. Записывали ее в конце февраля и начале марта. В марте 1969 года Ричи Блэкмор и Джон Лорд почти одновременно женились.
   Когда третью пластинку называли, думать было некогда - свадьбы надо было играть, и назвали ее просто - "Deep Purple". Этот лонгплей вышел в Англии только в октябре. На нем появилось больше своего материала, но основной упор делался на кавер-версии, такие, которые можно было бы выпускать синглами. Такая политика была общепринятой, проводилась, скорее всего, по настоянию "Tetragrammaton" и имела вредные последствия - публика начала принимать "Deep Purple" за очередную легковесную поп-группу, и впоследствии немало сил и времени было потрачено на то, чтобы это впечатление изжить.
   В апреле 1969 года "Deep Purple" снова поехали в Америку на полтора месяца. На этот раз события приняли там зловещий оборот. В группе произошел раскол: Ричи Блэкмор, Джон Лорд и Ян Пейс решили уволить Рода Эванса и Ника Симпера. За две недели до окончания гастролей они вызвали Колетту на разговор.
   Выслушав их, он резонно ответил, что гастрольный договор надо выполнить и оставшиеся концерты каким-то образом доработать, но потом из команды упомянутых двоих все-таки выгнали. Ник Симпер был очень расстроен и обижен, но Род Эванс, как ни странно, принял новость довольно спокойно. Он в конце концов обручился с американкой из богатой семьи и уехал жить в Соединенные Штаты.
   Вспоминая об этом впоследствии, Ричи Блэкмор сказал: "Род был певец неплохой, но балладного стиля. Медленные вещи он пел хорошо. Но во время забойных номеров он в ноты не попадал. Группа двигалась в направлении тяжелой музыки и стиль ее все меньше и меньше подходил манере Рода Эванса. Ник Симпер тоже, в общем, прекрасный басист, но он не мог двигаться с нами, потому что в сущности был рокером старого стиля".
   По уходу из группы Эвансу и Симперу выдали трехмесячное жалованье, позволили им взять необходимые усилители и аппаратуру, а кроме того, предложили на выбор: либо единовременную сумму, либо отчисления от будущей продажи пластинок. Ник Симпер подал в суд и после долгого разбирательства высудил 10 тысяч фунтов, но при этом потерял право на всякие дальнейшие гонорары. Род Эванс в суд не подавал, единовременного пособия не получал и, как показали дальнейшие события, оказался прав: ежегодно в течение последующих восьми лет только от продажи старых пластинок он получал по 15 тысяч фунтов.
   В Лондоне трио "Deep Purple" по предложению Джона Лорда пригласило на запись нового певца - его звали Ян Гиллан. Пришел и его товарищ, басист Роджер Гловер. Оба они были участниками профессиональной группы "Episode Six". Узнав об этом, разгневанная администраторша их команды принялась названивать в Нью-Йорк Джону Колетте, где тот оставался для окончания расчетов, и стала обвинять его в неэтичном поведении, в переманивании музыкантов, в нарушении контракта. Как выяснилось, Колетта понятия не имел о приглашении новых музыкантов.
   Ян Гиллан родился 19 августа 1945 года в окрестностях Лондона, в музыкальной семье. Его дед по матери был профессиональным оперным певцом и даже шлифовал свой баритон у миланских профессоров. Ян учился в Актонской школе, той самой, которую закончили Роджер Долтри, Пит Таунсенд и Джон Энтвистл, участники "The Who". Гиллан, как и тысячи других мальчишек его поколения, пристрастился к рок-н-роллу, слушая Элвиса Пресли. В 16 лет он решил стать кинозвездой и, по примеру Элвиса и Клиффа Ричарда, которые попали на большой экран уже будучи популярными певцами, он решил пытать счастья в музыке.
   В один из выходных Ян пригласил к себе домой всех ребят своей школы, которые умели на чем-нибудь играть. Пришло двенадцать человек с акустическими гитарами. Те, у кого были все шесть струн, играли соло или ритм, а у кого струн не хватало, изображали бас. Через час терпение домашних лопнуло, и незадачливых рокеров выставили на улицу. Но так, в общем, появилась первая группа Яна Гиллана "The Moonshiners" ("Самогонщики"). Она играла раз в неделю в местном молодежном клубе, причем вместо оплаты клуб просто предоставлял помещение для репетиций.
   Ян Гиллан называл себя тогда "Garth Rocket" ("Дворовая ракета"). Пел он через микрофон, включенный в старый катушечный "Grundig", сам же играл на барабанах. Палочка, правда, была у него всего одна - другую заменяла щетка. Большой барабан был позаимствован из духового оркестра Армии Спасения, у хай-хета не было нижней тарелки. "Когда я пел, - вспоминает Гиллан, - то в группе не было барабанов, когда играл на барабанах - не было певца".
   После нескольких дней выступлений в клубе к Гиллану подошли ребята и предложили поиграть с ними. Та группа называлась "The Javelins". В ее составе Гиллан с 61-го по 64-й год пел вечерами, работая днем техником по гарантийному ремонту холодильников и морозильников. "The Javelins" были любителями, но ее участники относились к делу профессионально, играли на хороших инструментах. Гиллан, к тому времени называвший себя "Jess the Thunder" ("Джесс Громовержец"), купил себе настоящий аппарат с колонками.
   Вскоре "The Javelins" удалось получить постоянное место в привокзальной гостинице в Ричмонде, на юго-западе Лондона. Место это освободилось, когда другая группа, некие "The Rolling Stones", после успеха своей первой пластинки отправилась на гастроли. "The Javelins" распались в 1964 году. Ян Гиллан, после кратковременного участия еще в двух группах, в мае 1965 года вошел в состав профессиональной команды "Episode Six" и отправился с ними на два месяца в ливанский Бейрут, тогда еще мирный город, развлекать туристов.
   Во время поездки в Бейрут, участники "Episode Six" впервые почувствовали вкус славы. Местный хит-парад составлялся двумя магазинами, и, хоть по абсолютным цифрам пластинок этих в Бейруте продавалось немного, по относительным показателям "Episode Six" перещеголяли всех и стали номером один. Ребята играли в огромном зале кабаре на три или четыре тысячи человек и свои высокие ближневосточные ставки тратили на покупку аппаратуры. Гиллан вспоминает, что уже тогда у них на сцене стояли огромные усилительные шкафы, по виду напоминавшие нью-йоркские небоскребы. По стилю "Episode Six" были поп-группой с упором на ансамблевое пение в стиле "The Beach Boys". Они могли играть вообще в любом стиле, но собственного стиля не имели. Басистом же в этой группе был Роджер Дэвид Гловер.
   Гловер родился 30 ноября 1945 года в Южном Уэльсе. Когда ему было девять лет, родители решили стать содержателями паба, и, пока они кончали годичные курсы в Лондоне, Роджер жил у тетки в Ливерпуле. Через год родители приняли паб в лондонском районе Эрлс Курт и поселились в том же доме на верхних этажах. Маленький Роджер по вечерам тихо выползал из постели и спускался на цыпочках по лестнице, чтобы послушать какой-нибудь ансамбль, состоявший, скажем, из банджо и двух стиральных досок.
   В двенадцать лет он купил себе первую гитару, стал увлекаться блюзом и роком. На гитаре ему было играть трудно, поэтому он снял первые две струны и щипал остальные четыре. Так вот он и стал бас-гитаристом. Деньги на первую настоящую бас-гитару ему одолжил дядя. Чтобы отдать долг, Роджер несколько месяцев рано утром, перед школой разносил по домам газеты в своем районе.
   Первая школьная группа Гловера называлась "Madisons". У нее были соперники - другая школьная команда под названием "The Lightnings". В 1963 году, когда Роджер закончил школу и поступил в художественное училище, "The Lightnings" переименовали себя в "Episode Six", и Гловер присоединился к ним.
   В 1968 году Роджер Гловер и Ян Гиллан стали пробовать свои силы в сочинительстве. Ян слагал стихи частушечного типа, и когда Роджер Гловер предложил написать стихи для песни, то Гиллан гордо отказался, заявив, что это занятие для маменькиных сынков. Состав "Episode Six" оставался в общем неизменным, но барабанщики в нем регулярно менялись. Один из них, зачарованный чувственным танцем живота, остался в Бейруте с танцовщицей. Пришедший вслед за ним ударник также задержался ненадолго, и наконец летом 1968 года в группу пришел Мик Андервуд, ударник, который раньше играл с Ричи Блэкмором в группе "The Outlaws".
   Именно Андервуд годом спустя встретил Ричи и порекомендовал ему Гиллана. К тому времени, весной 1969 года, в "Episode Six" наметился застой, и даже легкое музыкальное гниение. На одно из их выступлений пришли Блэкмор и Лорд, и на следующий день Лорд позвонил Гиллану и предложил ему стать участником "Deep Purple". Гиллан пригласил на встречу с группой и Гловера. На встрече выяснилось, что по стилю они не подходят, но Роджеру Гловеру предложили прийти в студию на запись, а после записи предложили место басиста. "Спасибо, - ответил Роджер, - но я свою группу покинуть не могу. Достаточно того, что певец у нас уходит. Если еще и я уйду, то группа развалится и все остальные останутся без работы".
   И все-таки Лорд убедил Роджера подумать. Гловер не спал всю ночь, размышлял, но в конце концов под утро пришел к выводу, что "Episode Six", так сказать, морально устарел и что группа не выживет, даже если он в ней останется. Переход Гиллана и Гловера в "Deep Purple", как мы уже говорили, вызвал административную войну между менеджерами. На перебежчиков подали в суд за нарушение условий контракта. В конце концов все уладили полюбовно, без суда, за компенсацию в три тысячи фунтов. Группа "Episode Six" набрала новых людей, но, как Роджер Гловер и предполагал, через три месяца распалась окончательно.

   Альбомы и концертные записи, выходившие на лицензионных носителях, в хронологическом порядке:

SHADES OF DEEP PURPLE - 1968
THE BOOK OF TALIESIN - 1968
DEEP PURPLE - 1969
CONCERTO FOR GROUP AND ORCHESTRA - 1969
IN CONCERT - 1970
IN ROCK - 1970
GEMINI SUITE LIVE - 1970
SCANDINAVIAN NIGHTS - 1970
FIREBALL - 1971
MACHINE HEAD - 1972
MADE IN JAPAN - 1972
WHO DO WE THINK WE ARE - 1973
BURN - 1974
CALIFORNIA JAMMING - 1974
LIVE IN LONDON - 1974
STORMBRINGER - 1974
MADE IN EUROPE - 1975
THE FINAL CONCERTS - 1975
LAST CONCERT IN JAPAN - 1975
COME TASTE THE BAND - 1975
ON THE WINGS OF A RUSSIAN FOXBAT - 1976
PERFECT STRANGERS - 1984
IN THE ABSENSE OF PINK - 1985
THE HOUSE OF BLUE LIGHT - 1987
NOBODY'S PERFECT - 1987
SLAVES AND MASTERS - 1990
COME HELL OR HIGH WATER - 1990
THE BATTLE RAGES ON... - 1993
PURPENDICULAR - 1996
LIVE AT THE OLYMPIA - 1996
ABANDON - 1998
TOTAL BABANDON - 1999
LIVE AT THE ROYAL ALBERT HALL - 1999
LIVE IN FLORIDA - выпуск в феврале 2002 года

   Этот выпуск подготовлен при участии Сергея "Отца" Саксина. Также приглашаем вас посетить сокровищницу информации о роке на русском языке - сайт Rock.Ru. На сайте вы найдете подробнейшую информацию как о легендах мирового и русского рока - в частности, о группе "Deep Purple", - так и о молодых, но перспективных командах. Любителям .mp3 предосталена довольно большая коллекция. Также к Вашим услугам форум и чат.
   Ну а в нашем очередном выпуске - продолжение рассказа о "Deep Purple". Все свои вопросы и пожелания отправляйте на наш e-mail: bigben@lenta.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное