Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Big Ben Rock

  Все выпуски  

Big Ben Rock


Служба Рассылок Subscribe.Ru
"BIG BEN ROCK"
рассылка #8 - 25.01.2002

Десять кубических сантиметров рока


   Всем доброго времени суток!
   Прежде всего, следует отметить, что, согласно анкетированию, большинство наших читателей - студенты. Что ж, приятно, что молодое поколение все же выбирает не "Пепси", а что-то более разумное. Поэтому мы хотим поздравить всех студентов с окончанием сессии и, так сказать, "профессиональным" праздником - Татьяниным днем. Как мы и обещали, наш сегодняшний выпуск будет посвящен творчеству группы "10CC". Но вначале новости британской рок-музыки. На наш e-mail приходило много сообщений с просьбой рассказать побольше о Поле МакКартни. Рассказ о сольной деятельности этого, несомненно, выдающегося музыканта, впрочем, как и рассказ о группе "The Beatles" - впереди. Пока же упомянем, что недавно был опубликован список самых богатых людей Великобритании. 11-е место в этом списке занимает Пол МакКартни, которого "оценивают" в 1500000000 долларов. Невесте Пола Хитер Миллз можно только позавидовать.
   Кстати, режиссер Альберт Мэйлс, дебют которого состоялся 31 год назад - в конце 1970 года - подтвердил, что он работает над документальным фильмом о Поле МакКартни, а точнее, о его выступлении на грандиозном концерте "Антитеррор" в Нью-Йорке, в "Madison Square Garden" 20 октября минувшего года. В концерте, впрочем, участвовали, помимо МакКартни, также Элтон Джон, Дэвид Боуи, "The Who", Мик Джаггер, Кейт Ричардс, "Destiny's Child" и "Backstreet Boys". Альберт Мэйлс, кроме всего прочего, работал над документальными фильмами "The Rolling Stones: Gimme Shelter" и "The Beatles: The First U.S. Visit", так что МакКартни, по его собственным словам, "уверен, что фильм получится великолепным".
   Продолжаем тему Пола МакКартни. МакКартни, "No Doubt" и "Barenaked Ladies" выступят на концерте перед игрой Американского Футбольного Суперкубка 3 февраля на стадионе "Superdome" в Луизиане. Хедлайнером, естественно, будет басист "битлов". В прошлом году на подобном же мероприятии выступали "Aerosmith", "'N Sync" и Бритни Спирс. Однако, МакКартни, как и "Aerosmith" в прошлом году, ничуть не смущается подобного "попсового" окружения. Как заявляет сам музыкант, ему даже приятно, что "в этот вечер, посвященный всем погибшим от рук террористов, традиционный рок объединится с традиционной популярной музыкой на одной сцене".
  С 5 марта на канадском "MTV" начнет выходить программа "The Osbournes". Программа эта сделана в жанре популярного ныне "реального шоу" и повествует о том, как проводит свой день "великий и ужасный" Оззи Осборн. О том, собирается ли российский канал "MTV" закупать эту программу, пока ничего не известно. Впрочем, до 5 марта еще далеко, поэтому приглашаем вас пока послушать историю творчества Оззи Осборна - естественно, с музыкальными иллюстрациями. Каждый четверг в 22.00 на Открытом радио (102,5 FM в Москве) - программа "Big Ben Rock". 31 января слушайте пятую программу из цикла передач об Оззи Осборне.
   Вокалист группы "U2" Боно совместно с популярным композитором Крейгом Армстронгом записывает новую версию хита "Stay (Faraway, So Close!)". Римейк песни, оригинальную версию которой можно услышать на альбоме "U2" 1993 года "Zooropa", войдет во второй альбом Армстронга, "As If to Nothing". Российскому слушателю Крейг Армстронг известен своими саундтреками к фильма "Ромео и Джульетта", "Бэтмен навсегда" и "Миссия невыполнима". Армстронг также занимался аранжировками песен Мадонны, "Massive Attack", Бьорк и других. Ну что ж, теперь, пожалуй, перейдем к основной теме рассылки.
   Во второй половине 60-х годов рок-музыканты впервые начали проникать в технические тайны записывающих студий. Диски, которые были записаны в то время, заняли достойное место среди рок-альбомов, но ни сами авторы, ни кто-либо другой в те времена не продолжили эту главу музыкального развития. В начале следующего десятилетия эта тенденция стала барьером, доступным для преодоления лишь избранным. Движение по пути студийных экспериментов на этом этапе было приостановлено, но именно с тех пор на рок-сцене стали появляться музыканты, основной сферой деятельности которых явилась работа в студии, а на концертах они выступали лишь потому, что этого требовал хороший тон шоу-бизнеса.
   Одной из таких групп был манчестерский квартет "10CC". В России "10CC" никогда особенно не любили, впрочем, учитывая, что "золотая" эпоха рока уже завершилась, можно сказать, что любить никогда и не будут, хотя на Западе "10СС" по сей день считается одним из самых успешных проектов двадцатого века. Группа выпадает из стандартных рамок, и эта оригинальность зарыта не только в музыкальной индивидуальности, она крылась в истории возникновения и развития ансамбля, в том пути, который прошли музыканты до его создания.
   20 января 1945 года в Манчестере у Эрика и Конни Стюарт родился сын - Эрик Майкл. Эрик-младший приобрел свою первую гитару в 14 лет. В 1960 году он бросил школу и пошел работать художником в рекламное агенство. Продержался он там, правда, недолго, потому что приблизительно в это время он и познакомился с Чарли Паркером, который предпочитал, чтобы его называли Джерри Ли. Ли дал Эрику первые уроки игры на гитаре и предложил нашему герою присоединиться к группе "Jerry Lee & the Staggerlees". Примерно через год они изменили свое название на "The Emperors of Rhytm", что значит "Императоры ритма".
   В апреле 1964 года Эрика приглашают в команду "Wayne Fontana & the Mindbenders", и именно с этой группой Стюарт добился успеха - достаточно вспомнить такие хиты, как “Um, Um, Um, Um, Um, Um” и “The Game of Love". На репетициях группы Стюарт иногда видел незнакомого ему тогда молодого человека, который о чем-то говорил с Фонтаной. Через несколько лет Эрик опознает в том незнакомце Грэма Голдмена.
   31 октября 1965 года Уэйн Фонтана уходит из группы, и Стюарт становится лидер-вокалистом. Вскоре выходит сингл "A Groovy Kind Of Love", пожалуй, лучший сингл "The Minbenders", который добрался до второй позиции в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Здесь, кстати, следует упомянуть, что во время своего пребывания в "The Mindbenders", Эрик женился на своей подруге Глории. Сестра Глории позже вышла замуж за другого участника "10CC" - Лола Крима.
   В 1968 году, непосредственно перед расформированием "The Mindbenders", Стюарт наконец-то познакомился с Грэмом Голдменом. Как оказалось, Голдмен посещал репетиции "The Mindbenders", потому что в то время писал песни на заказ. В числе его прочих творений, помимо песен таких групп, как "The Hollies", "Yardbirds", "Herman's Hermits", был и один из хитов "The Mindbenders" - "Pamela, Pamela". Впрочем, вскоре после знакомства со Стюартом Голдмен ненадолго уехал в США работать автором для объединения Казенеца-Каца.
   Деньги, которые зарабатывал Стюарт, он вкладывал в развитие студии "Inter-City" своего приятеля Питера Таттерселла. Студия находилась в городке Стокпорт, неподалеку от Манчестера, и была она первой профессиональной студией Великобритании, расположенной больше чем за 30 километров от Лондона. Увлекались они тогда, как и большинство населения планеты, группой "The Beatles", и, поскольку любимой песней Эрика была "Strawberry Fields Forever", он предложил Таттерселлу переименовать студию в "Strawberry Studios Stockport". Словно по мановению волшебной палочки, переименование принесло "Strawberry Studios" небывалую известность. Позже на ней запишутся такие знаменитости, как Пол МакКартни, Леонард Коэн, Джеймс Харвест, Джон Лодж, Джастин Хейуорд.
   Грэм Голдмен тоже записывался на "Strawberry Studios" и именно он познакомил Эрика с другими членами "10CC" - Лолом Кримом и Кевином Годли. Эрик работал сессионным музыкантом на собственной студии. Однажды Эрик, Кевин и Лол собрались, чтобы поджемовать вместе, и придумали во время этого джема песню "Neanderthal Man", которая вскоре попала в английские хит-парады. Они назвали свою группу "Hotlegs".
   Все три члена группы пели соло и в гармонии имеют красочные и, в общем, дополняющие друг друга голоса, и итоговый звук весьма объемен по диапазону. Все они умели сочинять, вместе выпускали свои записи и играли на большом ассортименте инструментов. В целом в роковой музыке они принадлежали ко второму поколению. Как правило, Крим и Стюарт играли на гитарах - часто оба на соло-гитарах, причем Стюарт отлично владел боттлнеком - и клавишных инструментах, а Кевин Годли был ударником. На концертных выступлениях им часто помогал еще один ударник. Пол Берджес, главной задачей которого являлось освобождение Годли для пения.
   В 1971 году "Hotlegs" участвовали в совместном турне по Англии с "The Moody Blues" и, кажется, пользовались некоторой благосклонностью критиков. Двое из членов группы были заодно и звукооператорами, так что о студийной работе они знали немало. Однако, проект "Hotlegs" оказался, по большому счету, бесперспективным и вскоре распался, хотя наши герои и продолжали репетировать вместе и сочинять новые мелодии.
   В 1971 году, правда, уже после распада "Hotlegs", Нил Сидака, известный музыкант, записывал на "Strawberry" свой новый альбом. При записи ему помогли Стюарт, Крим и Годли. Успех пластинки Сидаки поднял престиж "Strawberry Studios", и заявил наших героев в качестве перспективных музыкантов. Позже они не раз признавались в своих интервью, что "Strawberry" им сильно импонировала: "Тут у нас все под боком, да и выходит гораздо дешевле, чем работать на студии посреди Оксфорд-стрит. Изоляция от лондонской сцены нас не пугает, напротив, она предохраняет нас от ложных музыкальных влияний".
   В мае 1972 года группа послала свои записи атрепренеру Джонатану Кингу, который в английской популярной музыке перепробовал все профессии - от критика до певца. Кинг, как шеф граммофонной фирмы "UK", в две недели заключил с командой, к которой подключился вернувшийся из Америки Голдмен, контракт и лично придумал ей новое название - "10CC". Потом он много раз вспоминал, что название пришло к нему во сне.
   Вскоре после подписания контракта с "UK" выходит первый сингл "10CC" под названием "Donna". До некоторой степени песню можно назвать пародией на американские хиты конца 50-х годов, с типичным текстом о любви подростков, неизбежным фальцетным вокалом с баритонными ответами, натуральным телефонным звонком, но в то же время с почти "битловскими" пассажами электрогитар, ритмикой, инструментальной техникой и иронией, которая была исключительной привилегией 60-х годов. Песня почти сразу поднялась на второе место в английских хит-парадах.
   В июле 1973 года выходит еще более техничная поп-пародия "Rubber Bullets", ставшая первым номером в парадах, за которой последовала не менее великолепная "The Dean And I". Выпуск альбома ожидался публикой, и после его появления в продаже стало ясно, что группа состоялась.
   Все записи дебютного альбома отдавали вполне ощутимым сингловым душком. Даже на последующих пластинках "10CC" ориентировались главным образом на композиции, своим форматом и сильным мелодическим зарядом относящиеся к тем, которые всегда почитали за приличные синглы. Не удивительно, что роковая публика отнесла их сначала к марионеточным завсегдатаям хит-парадов типа "Blade", "Sweet" и иже с ними. Это было ошибкой - главной особенностью группы были оригинальность и вкус, которые для вышеупомянутой категории совершенно не обязательны.
   "10СС" удалось проникнуть в причесанный и стерильный мир потребительской поп-музыки. Так же, как и другой "ужасный ребенок" зтого жанра Фрэнк Заппа, они с опаской озирались, как бы не сочинить чего-нибудь скучного. Поэтому каждый тактовый рифф отдает некоторой "рафинированностью", в текстах чувствуется явственный привкус иронии, которую многие принимали за цинизм. Однажды один дотошный и достаточно язвительный интервьюер поинтересовался, какие же на самом деле мысли и побуждения группы. Совершенно естественно его послали к черту, присовокупив, что они не обращают внимания на серьезную сторону вещей, а когда пишут, то не слишком усердствуют над содержанием, а выкладывают, что приходит сразу в голову. Этот отчасти вызывающий ответ свидетельствует, что в общем они пишут и относятся к своим творениям так же, как и другие авторы, но не пытаются спрятаться за громкие и трескучие фразы.
   Песни свои четверка писала как по отдельности, так и вместе, демонстрируя широкий диапазон влияний. "Палитра" их любимых исполнителей простиралась от "The Beatles" через "The Beach Boys" до "Four Seasons". Песни с любовной тематикой в арсенале "10СС" были большой редкостью - члены группы писали обычно попарно, а когда два парня пишут текст о любви, то это выглядит по меньшей мере неестественно. В итоге на первые четыре альбома они в зтом ключе написали, кроме уже упомянутой "Donna", нa эту тему лишь песни "Silly Love" и "I'm Not In Love", которые опять же демонстрируют отражение проблемы в кривом зеркале: "Я не влюблен и помню об зтом; когда ты позовешь меня, то не обещаю, что не найду ничего более важного. Твой образ всегда при мне, но только затем, чтобы прикрыть пятно на штукатурке".
   Первые концерты группы прошли лишь в конце 1973 года, в то время, когда "10СС" были уже достаточно известны, а дебютный лонгплей побывал в хит-парадах. Благодаря своему до некоторой степени оригинальному происхождению группа обладала и рядом особенностей, отличавших ее от современников - остроумие текстов, композиция песен, аранжировки и звук группы - отчасти проявляющимися и на концертных выступлениях. Корни этих особенностей лежали и в совершенном использовании инструментов и записывающих студийных возможностей: например, в песне "I'm Not In Love", впущенной в 1975 году, вокал окружен неправдоподобно звучащим хором, эфирным шепотом и фоном, звучащим как бы во сне, со слогами, вытянутыми в луч синтетической звезды. Во всех случаях звуковые трюки группы звучали эффектно, но "без насилия".
   Второй альбом, "Sheet Music", был выпущен в 1974 году, и по сей день считаетя одним из лучших альбомов группы. Сингл с этого альбома - "The Wall Street Shuffle" - попал в Top 10 хит-парадов Англии и Америки. Однако, после выпуска альбома, очевидно, соблазненные высокими гонорарами, в 1975 году участники группы заключают контракт с фирмой "Mercury".
   Композиция "I'm not in Love" c выпущенного почти сразу после заключения договора с "Mercury" третьего альбома, "The Original Soundtrack", попала, наряду с "Bohemian Rhapsody" группы "Queen" и "цеппелинской" "Stairway to Heaven", в тройку лучших песен всех времен и народов. Вызывает интерес сам процесс создания песни: 16 дублей записи бэк-вокала были смикшированы 256 раз! "Моя жена все время спрашивала меня, почему я не объясняюсь ей в любви, - вспоминал об истории написания песни Стюарт. - Я ответил ей, что если повторять признания в любви все время, то они очень скоро надоедают".
   Сам альбом - несмотря на название, он не относится ни к какому фильму - еще раз продемонстрировал ставшие типичными для звука группы прозрачные, хрупкие, но при том заостренные вокальные гармонии, прямолинейные милые мелодии и типичный английский тонкий юмор в текстах, который в 70-е годы удавался максимум пяти группам или солистам.
   Но с другой стороны, этот альбом, равно как и следующий, "How Dare You?", были подвергнуты некоторой критике за отсутствие сердечности, злоупотребление техническими трюками и неловкую искусственность. Отсутствие непринужденности, которая так отличала "The Beatles", создавало порой чувство, что успешные песни "10CC" были записаны чисто случайно и вместо них могло появиться все что угодно. Прежний покой и уравновешенность групп 60-х годов находились в сильнейшем антагонизме с агрессивным подходом "10СС". Так или иначе, но в деятельности ансамбля наметился кризис. Последним альбомом первоначального состава группы становится пластинка 1976 года "How Dare You?", после которой команда разделяется на две половины.
   Годли и Крим решили, что сольное творчество будет для них более перспективным, и 26 ноября 1976 года покинули "10СС". Они занялись сочинением эксцентричного и некоммерческого материала. Дебютом стал тройной альбом "Consequence", привлекший внимание главным образом благодаря своему формату. На альбоме основная нагрузка была возложена на тексты, балансирующие на грани иронии, сухого юмора и сдержанных намеков. В диске "Freeze Flame" интересна титульная мелодия, но в целом запись больше похожа на научный зксперимент, чем на развлекательное мероприятие. Лонгплей "My Body Is Car" более интересный и новаторский, а диск "Birds of Рrey" - самый коммерческий.
   В 1981 году они выпускают синглом замечательную песню "Under Your Thumb", попавшую в британских парадах на третью позицию. Хотя были и еще хиты, к примеру, "Wedding Bells" или "Cry", настоящей родной стихией для дуэта стало производство видеоклипов. Их ролик к песне "Cry" собрал много различных премий и стал классикой жанра. С предложением о сотрудничестве в видеоклипах к ним обращались "Visage", Хэрби Хэнкок, "The Рolice", "Duran Duran". В 1984 году прославилась их работа над клипами группы "Frankie Goes to Hollywood".
   Впрочем, Эрик и Грэм не унывали. В группу были привлечены гитарист Рик Фенн из "The Gentlemen", клавишник Тони О'Мэлли из "Kokomo" и ударник Стюарт Тош из группы "Pilot", и в 1977 году обновленный состав выпустил вполне удачный альбом "Deceptive Bends", два сингла с которого стали хитовыми - "Good Morning Judge" и "The Things We Do For Love". Этот альбом, правда записывался в новой "Strawberry Studios Dorking", основанной в 1976 году, потому что Стюарту сотоварищи из-за перегруженности студии в Стокпорте часто не удавалось выбрать подходящее время для собственных записей.
   Уход двух членов не подорвал концепцию: остроумная, часто несколько заумная лирика в сочетании с пленительной мелодикой; наряду с некоторой традиционностью обозначен некоторый уклон к доминированию вокала. На материалах своего концертного турне 1977 года они выпустили концертник "Live & Let Live". Но "10CC" всегда были ансамблем, чьи концертные выступления вторичны по отношению к работе в студии. И на концертах после замены половины ансамбля на трех, пусть даже отличных, исполнителей они еще долго не могли составить единого целого. Без стерильной студийной атмосферы уже не удавалось воспроизвести техничное наложение вокальных и инструментальных партий, а также подвести оркестральное сопровождение. При сценическом воплощении даже самые яркие мелодии лишь обнажали слабые места и в целом "живой" альбом в их карьере явился шагом назад. Похоже, что выпустили его исключительно из-за обязанностей контракта.
   Альбом "Bloody Tourists" опять был ориентирован на массовый вкус и успех в хит-листах. Хотя публика встретила его горячо, критика оказалась далеко не столь доброжелательной, как прежде. Обозначив его как английскую разновидность традиционного европейского варьете, местами пускающую корни к Элвису Пресли образца 60-х годов, пресса отказала альбому в видах на долгий успех, хотя и на этот раз чистота и исключительность качества выделки, технические его достоинства были названы "моделью в жанре".
   Примерно в то же время выходит сингл с этого альбома - композиция в стиле регги "Dreadlock Holiday". Сенсацией стал не столько сингл, сколько видеоклип, записанный во время отдыха группы на Карибских островах. Так или иначе, песня становится хитом почти во всем мире. Но в это же время, можно сказать, на пике популярности группы, Эрик Стюарт попадает в автомобильную аварию, и на некоторое время "вылетает" из рабочего ритма.
   Японское турне было отменено. Вскоре он вернулся в студию и группа отметилась записью звуковой дорожки к фильму "Анималимпикс" и титульной песни к фильму "Солнечный удар". Стюарту поступает предложение записать саундтрек французского фильма "Девушки". Этот проект привел к выпуску первого соло-альбома Эрика Стюарта в 1981 году. Два года спустя он запишет потрясающий второй сольник - "Frooty Rooties", - ставший доказательством исключительности таланта Стюарта. Позже, среди прочего, следует отметить работу Эрика в качестве продюсера второго альбома группы "Sad Cafe".
   Тем временем "10CC" постепеннно входят в рабочий ритм и записывают в 1980 году альбом "Look Hear", а через два года - "Ten out of Ten". На "Ten out of Ten" соавтором четырех композиций оказался американский вокалист-клавишник Эндрю Голд, сын Эрнеста Голда, клавишника Линды Ронстадт и Джексона Брауни, который выпускал и успешные сольные диски, с которым Голдмэн познакомился в 1982 году, непосредственно перед записью альбома.
   Когда в 1984 году, после выпуска пластинки "Windows in the Jungle", "10CC" распались, Голд приехал в Англию и без определенных планов начал сочинять вместе с Голдмэном песни. Затем они назвали свой дуэт "Wax", подписали контракт с "RCA" и в 1986 году выпустили лонгплей "Magnetic Heaven", оставшийся незамеченным. Синглы c него - "Right Between the Eyes" и "Hear No Evil" в хит-листы не попали. Зато следующий альбом дуэта - "American English" - угодил в британский Toр 10, а сингл из него - "Bridge to Your Heart" - занял двенадцатое место. Музыка дуэта была добротной "попсой", мелодичной и умело аранжированной, смешивающей влияния "10СС", Билли Джоэла и "Steely Dan", но без лирической остроты и музыкального новаторства.
   Эрик Стюарт тем временем успел поработать с несколькими знаменитостями, в частности, с Полом МакКартни. Он записал с МакКартни композиции "Tug Of War", "Pipes Of Peace" и "Give My Regards To Broad Street", а на альбоме "Press To Play" даже был соавтором многих композиций. Также Эрик работал вместе с Агнетой Фельтског из группы "Abba", Аланом Парсоном и Эриком Вулфсоном.
   В 1992 году Кевин Годли и Лол Крим согласились поработать над новым альбомом "10CC". В результате вышел альбом "...Meanwhile", представленный первоначальным составом "10CC", на котором также есть одна песня, написанная в соавторстве с Полом МакКартни. В целом пластинка была не очень успешна. Последний альбом "10CC" был выпущен в 1995 году и назывался "Mirror Mirror". На нем также представлена новая акустическая версия одного из самых хитовых синглов группы - "I'm Not in Love".
   Впрочем, и эта пластинка тоже была встречена публикой прохладно. Видно, эпоха классического мок-рока навсегда осталась в середине 70-х годах. Тем не менее не будем забывать, что в истории популярной музыки "10СС" оставили глубокий след. Творчество их, конечно, более изысканно, чем, например, творчество "Queen", но это совсем не повод для того, чтобы проходить мимо лучших альбомов манчестерцев.

   Альбомы и концертные записи, выходившие на лицензионных носителях, в хронологическом порядке:

10CC - 1973
SHEET MUSIC - 1974
THE ORIGINAL SOUNDTRACK - 1975
HOW DARE YOU? - 1976
DECEPTIVE BENDS - 1977
LIVE & LET LIVE - 1977
BLOODY TOURISTS - 1978
LOOK HEAR - 1980
TEN OUT OF TEN - 1982
WINDOWS IN THE JUNGLE - 1983
...MEANWHILE - 1992
MIRROR MIRROR - 1995

   Этот выпуск подготовлен совместно с журналом "Play" и Открытым радио (102,5 FM в Москве). Также приглашаем вас посетить сокровищницу информации о роке на русском языке - сайт Rock.Ru. На сайте вы найдете подробнейшую информацию как о легендах мирового и русского рока, так и о молодых, но перспективных командах. Любителям .mp3 предосталена довольно большая коллекция. Также к Вашим услугам форум и чат.
   Ну а наш очередной выпуск будет посвящен группе "Deep Purple". Все свои вопросы и пожелания отправляйте на наш e-mail: motion@programmer.net

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное