Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
21 мая 2009, четверг

Нетбуки-2010

Нетбуки сильно изменили ландшафт рынка персональных компьютеров, но не собираются останавливаться на достигнутом.

Сегодня эксперты и аналитики пытаются понять, что станет с этими гаджетами в ближайшем будущем.

Если в самом начале нетбук являлся очень тонким и маленьким ноутбуком с базовым набором функций, то уже сейчас производители и потребители расценивают его как мобильное устройство, и считается, что именно в этом направлении продолжится развитие нетбуков.

Все чаще в разговоре о нетбуках звучат мнения о том, что новые устройства в упомянутой категории будут скорее гибридом нетбука и смартфона. Появление новых процессоров и новых операционных систем для нетбуков расширяет возможности производителей. Кроме того, ряд экспертов считает, что в ближайшем будущем возможно формирование и новой концепции продаж: по аналогии с сотовыми телефонами нетбуки будут продаваться еще дешевле в комплекте с договором от оператора связи.

В то же время аналитики пока довольно скептически относятся к будущему подобных устройств, которые находятся на стыке персонального компьютера и сотового телефона. Однако другие эксперты сравнивают сегмент нетбуков с сегментом смартфонов несколько лет назад, когда также было непонятно, какое будущее ждет этот сегмент.


Виртуальный звонок

Автор: Максим Логвинов

За последние полгода в России появилось сразу несколько новых сотовых операторов, которые за счет низких тарифов начали активно переманивать абонентов "большой тройки" ("Билайн", МТС, "Мегафон"). Однако это не более чем маркетинговый ход крупнейших игроков. Они сами вывели на рынок "новичков" и полностью контролируют их работу.

С момента появления на рынке "Мегафона" казалось, что крупнейшие куски сотового рынка России уже поделены и лидерство компаний "большой тройки" неоспоримо. Но в марте была развернута масштабная рекламная кампания нового мобильного оператора, который обещал "просто" звонки и SMS по 5 копеек. Правда, реклама умалчивала, что этот тариф имеет силу только при звонках между абонентами новой компании, да и срок действия данной акции ограничен. Позднее выяснилось, что "новый" оператор вовсе не такой уж и "новый": за ним стоит всем знакомый "Мегафон", который, создав "свежий" бренд, пытается переманить абонентов у своих основных конкурентов.

У оператора весьма амбициозные планы, в ближайшие полтора года он намерен привлечь один миллион клиентов со средним счетом 250 руб. в месяц, что сравнимо с аналогичным показателем у потребителей услуг "большой тройки". В дальнейшем компания надеется занять 5% московского рынка сотовой связи. Но в МТС и "Вымпелкоме" уверены, что "Просто" не сможет "оттянуть" у них достаточное число клиентов. В "Мегафоне", судя по всему, считают иначе. Буквально через несколько месяцев после запуска проекта "Просто для общения" компания объявила о создании еще одного оператора совместно с торговой сетью "Эльдорадо". "Наше предложение предназначено в первую очередь для клиентов сети "Эльдорадо"... Мы рассчитываем, что к 2010 году абонентами оператора "Эльдорадо" станут около 100 000 человек", – комментирует старт нового проекта менеджер направления "Услуги и контракты" компании "Эльдорадо" Екатерина Петропавловская. Остальные игроки рынка также не намерены сидеть сложа руки. "Мы тоже со своей стороны все эти варианты пробуем, сейчас прорабатываются планы с несколькими крупными ритейлерами – как по голосу, так и по передаче данных. Готовы работать по модели MVNO (виртуальные операторы. – прим. "Ко") как на всей территории, так и в отдельных регионах. Это позволяет эффективно выйти на новые целевые аудитории и задействовать дополнительные каналы продаж", – поделился замыслами коммерческий директор "Скай Линк" Андрей Цыбаков.

Базу подвели

Столь активная позиция сотовых операторов по продвижению нового канала продаж объясняется достаточно просто. "29 декабря 2008 года Министерство связи и массовых коммуникаций выпустило приказ, позволяющий получать лицензии на услуги мобильной связи компаниям, не имеющим частот и номеров", – поясняет аналитик Номос-банка Александр Полютов. То есть MVNO компаниям, желающим оказывать услуги мобильной связи, достаточно будет договориться с каким-нибудь сотовым оператором, имеющим необходимые лицензии и частоты, по поводу взаимодействия и использования инфраструктуры сети, после чего Роскомнадзор выдаст лицензию на деятельность, а Россвязь выделит нумерацию. Если у инфраструктурного игрока рынка мобильной связи есть свободный ресурс нумерации, то он может согласовать с Россвязью его переоформление в пользование виртуального оператора. "Проекты по созданию MVNO стали появляться в России на рубеже 2004 – 2005 гг., – рассказывает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Алексей Галанин. – Тем не менее отсутствие нормативно-правовой базы, а также не исчерпавший себя на тот момент потенциал роста классической мобильной телефонии при высокой концентрации рынка не способствовали активному движению процесса". В 2007 – 2008 годах уровень проникновения сотовой связи в нашей стране уверенно закрепился выше 100%, борьба за привлечение новых абонентов перестала приносить прежние барыши, и вопрос необходимости развития операторов, использующих модели MVNO, естественным образом обрел второе дыхание. В 2008 году некоторые участники рынка приступили к реализации проектов создания квазивиртуальных операторов. К концу прошлого года регуляторы сформировали первичную законодательную базу для такой работы. "В марте-апреле 2009-го участники рынка увидели окончательный вариант, однако предстоит провести еще множество доработок, прежде чем созданная регуляторная база будет в полной мере отображать реалии рынка", – полагает Галанин.

В вопросе создания виртуальных операторов отечественный рынок сильно отстал от Запада, где первые подобные компании начали появляться еще в 90-х годах. В настоящее время в Европе и США работают несколько десятков MVNO. Основной их особенностью является ориентированность на определенный сегмент потребителей. Рынок виртуальных операторов поделен на несколько основных групп: для корпоративных клиентов – например, Abica, Beyond Mobile; детские и молодежные операторы – Disney и Virgin Mobile; рекламные виртуальные операторы – Blyk (связь в сети является бесплатной за счет показа рекламы); операторы, ориентированные на определенные национальные группы (предоставляют дешевую связь по особым направлениям), например Lebara. Одним из самых крупных является сегмент мобильных дискаунтеров, наиболее известный пример – Auchan.

Но это все работает на Западе. У России, как всегда, свой, самобытный путь. "Согласно существующим требованиям, виртуальный оператор не получает собственных частот, а вынужден оказывать услуги связи после согласования системы взаимодействия и использования инфраструктуры базового оператора. Это снижает перспективы быстрого роста нишевых участников рынка и предоставляет большее поле для маневра крупнейшим сотовым операторам", – считает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Алексей Галанин. Аналитик MForum Дмитрий Деев более категоричен в своих суждениях: он полагает, что российская "большая тройка", в руках которой находятся все диапазоны, ни с кем делиться не будет, то есть говорить о создании по-настоящему независимых виртуальных операторов не приходится.

Вариации тарифа

Несмотря на то, что все MVNO зависят от игроков "большой тройки", их появление весьма выгодно для крупнейших компаний мобильной связи, полагают эксперты. "Создание отдельными операторами "большой тройки" виртуальных операторов связи является в большей степени маркетинговым ходом, цель которого – расширение абонентской базы и загрузка свободных мощностей сети, – утверждает аналитик Номос-банка Александр Полютов. – Все это во многом напоминает вариацию тарифного плана, сфокусированного на низком ценовом сегменте и предлагающего ограниченный набор услуг связи. Таким образом отдельные операторы "большой тройки" пытаются предотвратить отток пользователей услуг сотовой связи и компенсировать потери абонентской базы за счет конкурентов". "В системе сотового ритейла сейчас необратимые изменения, и все операторы экспериментируют с каналами продаж (например, мы делаем коробочные решения для супермаркетов, открыли продажи на автозаправках, в банках и т.д.). Бизнес-модель MVNO – это перспективный вариант, для оператора продажа и продвижение услуг под другим брендом открывают большие дополнительные возможности. В частности, модель MVNO удобна тем, что продажами и продвижением занимается партнер, а не сам оператор", – признает коммерческий директор "Скай Линк" Андрей Цыбаков. Например, в случае продажи контрактов в розничных сетях (банки, гастрономы, заправки) компания получает расширение рынка и дополнительные доходы, имея практически нулевые расходы при выходе в новый сегмент. А ее партнер имеет дополнительную прибыль при синергии с существующим бизнесом, возможность выхода на рынок мобильной связи. Не говоря уже о том, что сотрудничество в рамках виртуального оператора позволяет несотовым компаниям удерживать клиентов розницы за счет различных бонусных программ и дополнительных сервисов при условии, что для клиентов виртуального оператора услуги связи – дополнение к имеющемуся ассортименту.

По мере насыщения сотового рынка игроки ориентируются на жесткую ценовую дискриминацию целевой аудитории. Соответственно сужению групп снижается лояльность абонентов и, как следствие, усиливается миграция пользователей. В результате возрастает число "охотников" за "дешевыми" предложениями. Это не стимулирует рост "осознанного" потребления дополнительных сервисов, а "навязывание" услуг может иметь двоякий эффект. "В данных условиях запуск виртуального оператора может оказать положительное давление на рынок в плане продвижения дополнительных услуг и расширения их ассортимента, позволяя потребителю производить более гибкий "самостоятельный" выбор", – говорит Алексей Галанин.

Устойчивые потребители

Основным драйвером роста телекоммуникационного сегмента в перспективе будут уже не услуги голосовой связи, а передача данных, признают участники рынка. "Опираясь на историю развития европейской телекоммуникационной отрасли, можно сделать заключение, что запуск виртуальных операторов способен стать переходным шагом к сетям третьего поколения, сроки полноценного развертывания которых остаются под вопросом, за счет формирования аудитории устойчивых потребителей дополнительных услуг", – считает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Алексей Галанин. Аналитик Номос-банка Александр Полютов не исключает, что как раз во время кризиса более дешевые предложения на рынке мобильной связи могут оказаться весьма востребованными. При этом операторы связи будут стремиться, как собственными силами, так и за счет предоставления компаниям своей сетевой инфраструктуры, компенсировать отток абонентов и удержать свои позиции на рынке, а также обеспечить загруженность освободившихся мощностей. Тем не менее говорить о том, что в России сформирована полноценная база для создания виртуальных операторов, не приходится. Если в Европе их развитие получило сильную законодательную поддержку еще на стадии либерализации рынка, то в России процесс формирования моделей MVNO зародился стихийно, инициаторами выступили сами сотовые операторы, отмечает Алексей Галанин. Теперь им предстоит подстраиваться под ту нормативную базу, которую написало профильное министерство.

Тем не менее, если первые пробные шаги окажутся успешными, то в перспективе ближайших пяти лет MVNO может занять до 15% российского рынка, считает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. Скорее всего, на него будут выходить торговые сети, в частности, по неподтвержденной информации, к MVNO проявляет интерес Х5 Retail Group.


Российский рынок систем информационной безопасности в 2008 году

Объём российского рынка программных систем обеспечения информационной безопасности в 2008 году достиг 211 млн долл., что соответствует ежегодному приросту в 46,7%, сообщается в ежегодном отчете IDC Russia Security Software 2009-2013 Forecast and 2008 Vendor Shares.

Около 60% российского рынка программных систем обеспечения ИБ контролировали пять компаний: "Лаборатория Касперского", ESET, Check Point и Symantec, Microsoft. Среди крупнейших поставщиков специализированного ПО в 2008 г. IDC также отметила компании "Информзащита", IBM, Trend Micro, Dr.Web и InfoWatch.

Хотя под воздействием кризиса темпы роста сегмента ПО для обеспечения информационной безопасности снизились почти на 30%, они всё же на 21% выше аналогичного показателя рынка программного обеспечения в целом. Наибольшую активность в 2008 году IDC отметила в сегменте домашних пользователей, который по объёмам закупок опередил таких традиционных лидеров, как государственные структуры, банковские и телекоммуникационные компании и стал ведущим потребителем программных решений для информационной безопасности. Также динамично росло потребление программных решений для ИБ в сегменте малого бизнеса. По данным IDC в 2008 г. помимо традиционных средств безопасности ИТ, таких как антивирусы, сетевые экраны, защита от спама, компании активно внедряли ПО для управления идентификацией, доступом и средствами ИТ-безопасности.

Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику, рынок ИТ, а вместе с ними и на ситуацию на рынке программных средств информационной безопасности, наиболее заметно проявилось в IV квартале 2008 г. Начавшиеся сокращения ИТ-бюджетов предприятий, падение спроса со стороны частных пользователей, девальвация рубля негативным образом сказались на темпах роста рынка. Тем не менее, ситуация в сегменте ПО для обеспечения информационной безопасности будет более благоприятной, нежели в других сферах ИТ.

"Поскольку цена утечки корпоративной и частной информации в последнее время значительно возросла, компании будут активно внедрять решения информационной безопасности, даже несмотря на кризис, - считает Пётр Городецкий, аналитик IDC по рынку программного обеспечения. - Особую роль будет играть и обеспечение соответствия нормативам - к началу 2010 года компании должны привести информационные системы персональных данных в соответствие с положениями Федерального закона о персональных данных".

По прогнозам IDC, в последующие пять лет российский рынок программных систем обеспечения информационной безопасности будет ежегодно расти в среднем на 16%.


Дешевизна или дешевка?

Автор: Юлия Жеглова

Нынешняя ситуация в экономике обострила конкуренцию, в то же время сократив доступный арсенал средств конкурентной борьбы: рекламные бюджеты в большинстве случаев сильно урезаны. И тут на первый план выходит искусство достигать большего эффекта малыми, чтобы не сказать, минимальными средствами.

На одной из многочисленных своих встреч с представителями бизнес-сообщества американский гуру предпринимательства Роберт Кийосаки заявил аудитории, что может точно указать, какие компании переживут кризис, а какие сгинут. Он взял местную газету и пролистал полосы с рекламой: "Те, кто здесь есть, будут с нами и на следующей встрече, а с остальными мы простимся". Позицию Кийосаки занимает жесткую: "Если нет денег, то хоть сами вставайте в обеденный перерыв у дверей офисов человеком-бутербродом – и о своем бизнесе напомните, и похудеете". Собственно, это и есть малобюджетная реклама, суть которой очевидна из самого названия. Но дьявол-то – в деталях.

Мало денег – это сколько?

Малобюджетность – вещь в высшей степени относительная. Для международной корпорации и миллион – немного, а для ИЧП и тысяча – деньги, бывает, несусветные. Некоторую ясность в этот вопрос можно внести, если оттолкнуться от средних данных по обычной рекламе. По мнению большинства экспертов, если стандартные расходы на рекламу определяются в 5 – 10% оборота, то малобюджетная рекламная политика – та, что будет стоить 1 – 3%. Людмила Исковских из PRStudio – студии интерактивной рекламы и PR – вносит уточнение: "Тут есть свои особенности. Во-первых, процент от оборота считается по-разному для компаний, работающих на конечного потребителя, и для b2b-бизнесов, концентрирующихся на корпоративных продажах. И во-вторых, процент от оборота должен быть разным, в зависимости от того, на каком этапе развития находится фирма (основание, рост, стагнация, спад). Вообще говоря, малобюджетная реклама та, затраты на которую ниже индивидуально рассчитанных для той или иной компании инвестиций в рекламу вообще с учетом ее рынка и стадии развития".

Но вспомним пушкинского Балду с его "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Главное в малобюджетной рекламе – не как можно меньше за нее заплатить, а произвести благодаря ей как можно больше шума в расчете на условную единицу. "Есть такое понятие – "пороговый вход", – поясняет Людмила Исковских. – Это та минимальная сумма денег, которую надо истратить, чтобы выйти на запланированный уровень оборотов на данном рынке. Если бюджет будет существенно ниже пороговой суммы, лучше вообще не делать такую рекламу". Это почти наверняка будет не только бессмысленно, но и вредно, потому что подобные инвестиции не принесут отдачи вообще, а то и обернутся потерями.

Например, рассказывает управляющий партнер и креативный директор агентства креативных стратегий и коммуникаций Reclamafia Константин Гаранин, выходя на рынок Великобритании, один международный оператор связи, решив использовать методы малобюджетной рекламы, арендовал лазерную проекционную установку и как-то вечером спроецировал свой логотип на высотку штаб-квартиры конкурентов, предварительно пригласив, конечно, представителей СМИ. Событие попало в прессу, его освещало телевидение, а конкуренты подали на оператора в суд, который, в свою очередь, стал дополнительным информационным поводом для упоминания названия компании – организатора акции. Суд обязал находчивого оператора выплатить 5000 фунтов стерлингов за "вторжение на чужую территорию", еще примерно в такую же сумму обошлась аренда аппаратуры, а стоимость репортажей и публикаций, за которые не было заплачено ни пенни, по некоторым подсчетам, эквивалентна 1,5 млн фунтов стерлингов.

А вот история об одной металлоторговой компании, которая решила отказаться от дорогой модульной рекламы в различных информационно-рекламных изданиях и перейти на дешевую строчную. В результате акции офис компании оказался парализован звонками частников, которые не столько приносили заказы, сколько отнимали время расспросами. В то же время, как потом показал анализ, некоторые партнеры и потенциальные заказчики отказались от сотрудничества с той компанией и предпочли ей конкурентов, потому что отчаялись дозвониться в офис и хотя бы поговорить, а не то что договориться с вечно занятыми менеджерами.

Малобюджетная реклама…

… это практически все, что угодно. Хотя бы и сакральные три буквы на заборе. "Многие ограничиваются небольшим набором малобюджетных инструментов: вирусная реклама, раздача листовок, адресная и безадресная почтовая рассылка, строчная реклама в прессе, баннерная и контекстная реклама в Интернете, спам-рассылки и так далее, – рассуждает Константин Гаранин. – На мой взгляд, такой подход совершенно неверен: малобюджетной может быть и реклама на телевидении, и на билбордах, и в печатных СМИ, и это подтверждено практикой. Планируя малобюджетную рекламную акцию, надо держать в голове все возможные каналы рекламного воздействия".

Среди них и такие, которые и рекламным каналом можно назвать с очень большой натяжкой. Скажем, один международный банк целенаправленно подбирает в операционистки не то чтобы болтушек, но женщин, которые любят и умеют общаться. Мало того, что эти дамы любезны и разговорчивы на рабочем месте, привносят в атмосферу строгого учреждения ощущение чего-то близкого, понятного, почти домашнего, но они с удовольствием рассказывают о своей работе, о новостях – новых продуктах и услугах банка – своим знакомым и соседям уже и после окончания трудового дня.

Восходящий тренд – мобильный маркетинг, главным образом, на основе технологии SMS (рассылки клиентам, прием сообщений от клиентов, проведение викторин и конкурсов, организация голосований, поставки контента). Этот сегмент сегодня интенсивно развивается, работая со все большей нагрузкой. Эксперты отмечают, что в формировании статуса и перспектив мобильных медиа в малобюджетной рекламе многое будет зависеть от развития и внедрения технологий LBS (Location Based Service), позволяющих информировать клиента о возможностях, продуктах или услугах, которые он может получить именно в том районе, в котором находится в данный момент. К средствам мобильного маркетинга уже сейчас прибегают такие крупные потребительские бренды, как Elena Miro, Lacoste, Hugo Boss, Bruno Banani. По опыту агентства интерактивного маркетинга Brand Mobile, бюджеты таких компаний не превышают 5000 условных единиц. "Подобные акции, как правило, характеризуются коротким периодом проведения (до месяца) и простотой используемой механики. Можно привести в пример также и малобюджетные WAP-кампании, приуроченные к конкретной акции или событию", – рассказывает Валерия Мухортова из агентства Brand Mobile.

Здесь есть и свои подводные камни, как, впрочем, и во всех малобюджетных тактиках, во всяком случае, опирающихся на технологии. "Могу сказать, что все методы малобюджетной рекламы несут в себе опасность мошенничества, – делится наблюдениями Людмила Исковских. – Контекстная реклама и оптимизация сайта – со стороны агентств-исполнителей. Вирусные волны и мобильный маркетинг – здесь есть опасность взлома со стороны участников: во всех подобных акциях используются призовые фонды, и всегда найдется кто-то, кто попытается осуществить взлом. В акциях с более или менее крупными призами вроде автомобиля можно столкнуться с попытками взлома со стороны и профессиональных хакеров". Рынок знает примеры, когда группа хакеров методом подбора активировала, скажем, выигрышные купоны, выгребала призовой фонд, не выполняя условий акции: не покупая рекламируемый продукт и не отсылая SMS с кодом упаковки.

Реклама за 10 копеек

И все-таки, когда в разговорах с рекламщиками и представителями компаний речь заходит о малобюджетной рекламе, практически сразу всплывает такой носитель, как Интернет, который остается самым быстрорастущим сегментом медиа. По подсчетам Ассоциации коммуникативных агентств России, если годовой прирост рынка рекламы на телевидении в 2008 году составил 27% (94 млрд рублей), в печатных СМИ – 14% (40,3 млрд рублей), то в интернет-сегменте – 55% (4,5 млрд рублей). Более того, в профессиональной среде есть мнение, что рынок малобюджетной рекламы в целом пока еще даже не сформирован, а только начинает складываться сейчас на фоне кризиса, но что касается рынка рекламы в Сети, то он не только уже есть, но и приближается к ступени зрелости. "Рынок интернет-рекламы, включающий как поисковую, так и контекстную рекламу, развивается очень динамично, – считает генеральный директор Google в России Владимир Долгов. – По оценкам J"son & Partners, этот сегмент вырос в 2008 году на 61%. С одной стороны, это, безусловно, связано с оптимизацией рекламных бюджетов, а с другой – с растущей популярностью интернет-маркетинга".

По данным ассоциации "Интернет и бизнес" (АИБ), объем рынка контекстной рекламы в России в 2008 году составил $330 – 350 млн. В 2009 году, по некоторым расчетам аналитиков, рынок интернет-рекламы в целом увеличится на 18%, а контекстной – на 30%.

Факторов, определяющих возрастающий интерес компаний к интернет-рекламе, немало. Она в значительной степени, если можно так сказать, универсальна: это инструмент, который можно использовать и самостоятельно, и как дополнение, сопровождение оффлайновых кампаний. Кроме того, будучи изначально малобюджетной, она дешевеет: в кризис игроки все-таки склонны поддержать рынок, снижая расценки. Например, один из крупнейших участников рынка контекстной рекламы объявил о снижении порога входа до 10 копеек, объясняя это стремлением даже не столько дать потенциальным клиентам сэкономить, сколько упростить для них освоение этого сегмента, что, в свою очередь, по рачетам компании, должно вызвать приток дополнительных бюджетов.

Кроме того, у интернет-рекламы неуклонно ширится аудитория, поскольку специалисты отмечают устойчивое увеличение проникновения Интернета. По данным последних исследований Фонда общественного мнения, полугодовая и квартальная аудитории Рунета (в возрасте от 18 лет) осенью 2008 года достигла 34,4 и 33,3 млн человек соответственно, а месячная и суточная аудитории – 31,7 и 17,7 млн человек.

Технологический аспект вообще играет немаловажную роль: "Технологии, лежащие в основе контекстной рекламы, постоянно совершенствуются. Внедряя эти инновации в рекламные программы, рекламодатели становятся еще ближе к своим потенциальным клиентам, используя, например, геотаргетинг или возможность выбора платформы мобильных устройств для показа объявлений. Последнее, кстати – одно из перспективных направлений развития рынка контекстной рекламы", – уверен Владимир Долгов.

Лидеры отрасли в Рунете, по данным АИБ, компании "Бегун" и "Яндекс", на которые приходится свыше 90% рынка. Среди других игроков выделяются Google, наращивающий активность, и Rorer.ru, предлагающий рекламодателям только медийные контекстные баннеры.

В результате и в самом деле все больше компаний, от малых до гигантов, начинают интегрировать интернет-рекламу в свои маркетинговые планы и бюджеты, используя для продвижения своих товаров и услуг Сеть. "Долгое время контекстная реклама оставалась вне нашего внимания, – признает руководитель интернет-направления компании Panasonic Николай Белоусов. – В 2008 году, оценив ее возможности, мы составили план работы на год с некоторыми ключевыми нашими брендами. В отличие от медийной рекламы, которая больше информирует о продукции, контекстная позволяет работать с людьми, уже являющимися нашими потенциальными покупателями. Для нас было откровением, что десятки тысяч людей ежемесячно покупают телевизоры, основываясь на результатах поиска в поисковых системах. В 2009 году мы планируем расширить список продуктов, продвигаемых с помощью поискового маркетинга". В ходе этой кампании, по данным Panasonic, на сайт производителя пришли более 100 000 пользователей.

В принципе методов интернет-рекламы можно насчитать практически столько же, сколько технологий и способов их применения в целях маркетинга. Поэтому, как полагает заместитель директора коммуникационной группы Insiders Михаил Голованов, значительная часть маркетинговой активности в Рунете реализуется малобюджетными инструментами, далекими от прямой рекламы. Вирусное видео обойдется заказчику от $2000, еще столько же придется потратить на раскрутку его посещаемости. Пост популярного блогера-тысячника (то есть с аудиторией в несколько тысяч читателей) стоит от $100 – 200, о чем многие из блогеров честно заявляют на своих сайтах. Деятельность "агентов влияния" на форумах стоит еще дешевле – кризис оставил многих профессионалов без работы.

Как не попасть впросак

Те, кто уже имеет опыт работы с малобюджетной рекламой, рекомендуют помнить, что и для нее нужна стратегия: необходимо определить, какие именно задачи предстоит решить, будь то формирование имиджа марки, повышение ее узнаваемости у целевой аудитории, увеличение лояльности имеющихся клиентов, привлечение новых и так далее. "При этом очень важно дать понять, – настаивает Константин Гаранин, – что разработка стратегии никак не связана с дальнейшим расходованием бюджета, потому что практика показывает: агентства, связанные с конкретными медийными решениями ("партизанского" маркетинга, рекламы в Интернете, BTL и все остальное), всегда стараются "заточить" стратегию под свои возможности".

Кроме того, дабы не попасться на пустые обещания, необходимо иметь четкие ориентиры для оценки эффективности такой рекламы. Для интернет-рекламы это могут быть CTR – click-through rate, или показатель кликабельности – отношение числа кликов на объявление к числу его показов и CPC – cost per click, или стоимость клика. (Именно этот параметр, а также качество аудитории учитывали, например в Panasonic, выбирая партнера для организации контекстной кампании.) Увеличение CTR ведет к снижению CPC, то есть снижению стоимости привлечения одного клиента.

Людмила Исковских вообще считает, что именно в малобюджетной рекламе зародились и развиваются наиболее профессиональные методы оценки эффективности. "В области вирусных волн или SMS-маркетинга вообще все автоматизировано. С помощью SMS-меток можно легко узнать, сколько человек увидели вашу рекламу, сколько из них дошли до прилавка и в какой период, потом можно посмотреть, сколько из них сделали повторную покупку, высчитать средние чеки. Какие бы методы оценки вы ни использовали, надо выходить на стандартные показатели, например, коэффициент возврата инвестиций ROI", – говорит Людмила Исковских.

В принципе сам рекламный носитель или канал в случае с малобюджетной рекламой определяющего значения не имеет. И заказчики такой рекламы, и ее создатели в один голос говорят о первостепенной роли творческой идеи. Во время подписной кампании на 2006 год один крупный издательский дом провел акцию "Подписка о невыезде", когда письма к подписчикам с предложением доставить подписку на новый год курьером рассылались в конвертах "государственного образца" со штемпелем "Подписка о невыезде". Прочитав письмо, адресат понимал, что речь идет о том, что ему никуда выезжать не надо – все привезут на дом, но ведь для этого он как раз и должен был вскрыть конверт и прочитать текст. В наши дни, когда рекламные письма и листовки стопроцентно отправляются в мусорное ведро непрочитанными, практически 100% этих писем были изучены адресатами. Дополнительный эффект – обсуждение акции в Интернете.

Такие решения требуют профессионализма. Так что, по мнению Константина Гаранина из Reclamafia, "не надо пытаться генерировать идеи малобюджетных кампаний мозговым штурмом среди сотрудников, жен директоров или студентов-стажеров. Здесь, как в юридических делах: чтобы потом заплатить как можно меньше (или вообще ничего не заплатить), сначала нужно потратиться за то, чтобы кто-то придумал, как это сделать". Только при этих условиях дешевизна рекламы не обернется для бизнеса заказчика рекламной дешевкой.


HP пострадала на БРИК

Американский производитель оргтехники, компьютерного оборудования и ПО HP закончил второй квартал 2009 финансового года, сократив чистую прибыль на 19%, до 1,7 млрд долл. Все регионы, кроме Америки, показали сокращение прибыли, а выручка в странах БРИК упала на 12%. Аналитики уверены, что HP подвело направление оборудования, издержки на которое заказчики сократили в первую очередь.

Выручка HP во втором квартале 2009 финансового года, который закончился 30 апреля 2009 года, составила 27,4 млрд долл., в то время как аналогичный показатель 2008 года составлял 28,3 млрд долл. Операционная прибыль составила 2,3 млрд долл., маржа операционной прибыли снизилась на 0,8 п.п., до 8,4%. Выручка HP в странах БРИК уменьшилась на 12% и сейчас составляет 9% от общей выручки. В регионе Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA) показатели выручки упали на 11%, до 10,6 млрд долл.; в Азиатско-Тихоокеанском регионе - на 10%, до 4,7 млрд долл. При этом лишь в регионе Америка выручка выросла на 9%, до 12,1 млрд долл.

Компания прогнозирует в третьем квартале снижение выручки на 2%. При этом по итогам 2009 финансового года ожидается сокращение выручки на 4-5%. Пресс-служба HP в России связывает спад с мировым финансовым кризисом. "Не секрет, что кризис сказался на рынках стран БРИК более сильно, нежели чем на многих зрелых рынках, а российский рынок пострадал наиболее значительно среди стран этого региона", - говорится в сообщении пресс-службы.

Заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний "Рамэк" Елена Александрова считает снижение показателей прибыли закономерным. Она связывает такие низкие показатели со снижением деловой активности в целом и на наиболее емких для HP рынках в частности. При этом г-жа Александрова уверена, что только оперативно принятые меры менеджмента компании по оптимизации расходов позволили HP избежать еще более значительного сокращения чистой прибыли.

Помимо ухудшения общеэкономической обстановки руководитель блока корпоративных финансов IT-компании Softline Игорь Чекун в качестве причины падения выручки называет дороговизну решений HP. "В период кризиса многие клиенты переходят на более дешевое оборудование", - говорит г-н Чекун. По его словам, если раньше страны БРИК были локомотивом роста финансовых показателей, то в сложившейся экономической обстановке именно эти страны являются таким же локомотивом, но только резкого сокращения.

При этом аналитик iKS-consulting Антон Ворыхалов связывает падение показателей с разницей курсов валют. "В России бизнес HP - это в основном "железо", которое просело больше всего. Я думаю, что вплоть до 2010 года показатели HP в России не сильно будут меняться", - говорит г-н Ворыхалов. С ним согласен г-н Чекун, по словам которого 2009 год будет хуже 2008-го, а рост можно прогнозировать не ранее 2010 года.


Продажи сотовых телефонов упали, а смартфонов - возросли

Специалисты Gartner опубликовали отчет о мировых продажах сотовых телефонов в 1 квартале 2009 года.

Согласно этим данным, с января по март включительно было продано 269,1 млн мобильных телефонов. Это на 8,6% ниже показателей за 1 квартал 2008 года. При этом продажи смартфонов увеличились с 32,3 до 36,4 млн единиц (рост - 12,7%). Таким образом, падение на рынке мобильных телефонов стало самым крупным, начиная с 2001 года.

Что касается отдельных компаний, то лидером по-прежнему остается финская Nokia. Однако ее доля на уменьшилась с 39,1 до 36,2%. Компания же Samsung за год, наоборот, увеличила свою с 14,4 до 19,1%. На третьем месте LG с долей в 9,9%.

В сегменте смартфонов ситуация сложилась иначе. Лидирующую позицию опять же занимает Nokia, отгрузившая в 1 квартале 41,2% от общего количества отгруженных смартфонов. На втором и третьем местах находятся компании RIM и Apple с долями в 19,9% и 10,8%, соответственно.

Мировые продажи сотовых телефонов в 1 квартале 2009 года (тыс. штук)

Компания

1Q09 продажи

1Q09 доля рынка (%)

1Q08 продажи

1Q08 доля рынка (%)

Nokia 97 398,2 36,2 115 191,8 39,1
Samsung 51 385,4 19,1 42 396,5 14,4
LG 26 546,9 9,9 23 645,8 8
Motorola 16 587,3 6,2 29 884,7 10,2
Sony Ericsson 14 470,3 5,4 22 061,0 7,5
Другие 62 732,0 23,4 61 103,2 20,8
Всего 269 120,1 100 294 283,0 100

Мировые продажи смартфонов в 1 квартале 2009 года (тыс. штук)

Компания

1Q09 продажи

1Q09 доля рынка (%)

1Q08 продажи

1Q08 доля рынка (%)

Nokia 14 991,2 41,2 14 588,6 45,1
Research In Motion 7233,6 19,9 4311,8 13,3
Apple 3938,8 10,8 1725,3 5,3
HTC 1957,3 5,4 1276,9 4
Fujitsu 1387 3,8 1317,5 4,1
Другие 6896,4 18,8 9094,8 28,1
Всего 36 404,4 100 32 314,9 100


HP трансформирует свой партнерский бизнес в России

Компания HР объявила о трансформации своего партнерского бизнеса в России, которая коснется продуктового ряда, ценовых предложений, компенсационных схем и т.д.

Все изменения призваны помочь HP наиболее адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке и создать оптимальные условия для успешного ведения бизнеса с партнерами в современной экономической среде.

Изменения в бизнес-направлении персональных систем (PSG)

HP адаптирует модель ведения бизнеса под реалии российского рынка с фокусом на малый и средний бизнес, составляющий более 50% российского ИТ-рынка. C 1 мая 2009 года компания предлагает партнерам специально разработанный модельный ряд для привлечения заказчиков, относящихся к данной категории. Этот модельный ряд отвечает всем требованиям как по конфигурации, так и по цене, что позволит партнерам HP вплотную сконцентрироваться на процессе продаж. В свою очередь, меняется и сама партнерская организация, которая теперь сфокусируется на продвижении данной линейки.

Обновленный модельный ряд будет содержать следующие продукты:

  • ноутбуки: HP 550, Compaq 61Х, Compaq Presario, Compaq S-class и ProBook S-class;
  • настольные ПК: Compaq dx2 и dx7.

Ноутбуки

Настольные ПК

Изменения в бизнес-направлении устройств печати

Начиная с мая 2009 года группа устройств печати и обработки изображений HP (IPG) объединяет каналы продаж устройств печати и расходных материалов в единое направление. Это слияние завершает десятилетний период раздельного управления каналами продаж и открывает партнерам целый ряд преимуществ для развития бизнеса по печати и обработке изображений HP. Единый канал продаж охватывает все портфолио устройств печати, расходных материалов и сервисов продуктовой группы IPG. Данное объединение предоставит партнерам дополнительные возможности расширить свой бизнес путем увеличения спектра услуг для своих клиентов (в том числе - предоставление решений по лизингу) и завоевания новых сфер бизнеса. Значительно уменьшится количество времени и энергии, затрачиваемых компанией HP и ее партнерами на управление бизнесом, т.к. продажи будут координироваться единым менеджером, а это улучшит коммуникации и повысит эффективность управления заказами. Создание единого канала продаж также создаст новые возможности для заказчиков, которые теперь смогут приобретать более широкий перечень продуктов и решений у одного партнера.

Создание организации Telelead

HP предлагает партнерам новые возможности для ведения совместного бизнеса в регионах. 13 апреля 2009 года была создана организация Telelead, основной задачей которой является определение потенциальных сделок, проектов и поиск клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса с последующей передачей их партнерам. HP ожидает, что результатом работы новой организации станет рост спроса на корпоративные решения HP в области серверов и систем хранения данных, т.к. именно это направление является приоритетным в работе организации. Компания HP предоставит партнерам необходимую поддержку на протяжении всего цикла существования сделок, миссия же партнеров заключается в подготовке и представлении коммерческих предложений, реализации сделок. Уже сейчас организация Telelead активно работает со списком заказчиков, ограниченным 18 пилотными областями РФ, среди которых: Адыгея, Бурятия, Еврейская АО, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Чечня, Чукотская АО, Марий-Эл, Дагестан, Орловская область, Ингушентия, Кабардино-Балкария, Смоленская область, Корякская АО, Тува, Забайкальский регион (Чита), Ненецкий АО, Северная Осетия-Алания. В дальнейшем проект планируется запустить на всей территории России.

Программа HP Preferred Partner 2010

На сегодняшний день партнерская программа объединяет в себе 125 компаний со статусом Gold, специализирующихся в 15 направлениях, и более 320 Preferred партнеров, которые представляют основу канала HP в России, обеспечивая более 70% оборота. Компания продолжает инвестировать значительные средства в развитие партнерской программы HP Preferred Partner. В поддержку программы запущен ряд мероприятий по основным регионам России, результатом которых явилось 62%-е увеличение числа партнеров, пополнивших ряды Gold/Preferred сообщества HP. Стремление к стабильности и положительные результаты, выраженные в большом количестве вступивших в программу партнеров и отточенном механизме взаимодействия, позволили HP в 2010 году не вносить значительных изменений в программу, а, наоборот, сделать ее еще более доступной для партнеров, предоставляя гибкие требования по обучению. Сертифицированным компаниям не придется вновь сдавать экзамены для получения статуса на 2010 год, т.к. сроки действия сертификатов продлеваются, что создает благоприятные условия для участия в программе. Как и раньше, в рамках программы будут предложены привлекательные льготы, например - доступ к специальным ценам HP, маркетинговая поддержка, отличные возможности обучения и специализации, компенсации и прочее.

Упрощенная модель компенсаций

В условиях кризиса HP не снижает компенсационные выплаты, а делает схемы компенсаций более универсальными и предсказуемыми, с фиксированной ставкой для ряда направлений бизнеса - фиксированный бонус от объема по продуктам IPG и система бонусов в зависимости от выполнения плана для других бизнес-групп. В схеме компенсаций для дистрибьюторов также произошли изменения, в результате которых баланс будет перенесен с начисления бонусов в сторону внесения скидки в первоначальную стоимость.

"Наша задача - сделать сотрудничество с HP удобным и привлекательным для партнеров в любое время, - заметила Татьяна Андреева, директор по работе с партнерами "HP Россия". - Мы уверены, что в результате этих изменений наши партнеры получат определенные преимущества, которые помогут сгладить недостатки текущей экономической ситуации".



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное