Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
07 мая 2009, четверг

Золотая интернет-лихорадка

В следующем году на российских авиарейсах может появиться Интернет - спутниковый оператор "РуСат" уже подал заявку на получение частот в Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ). Таким образом будет "закрыто" очередное "белое пятно" на российском интернет-пространстве. Данный проект появился именно в кризис, и это вполне объяснимо.

Глобальное ухудшение экономической ситуации стало дополнительным стимулом к росту интернет-аудитории - уже хотя бы потому, что часть россиян бежит в виртуал от реальных проблем. По данным Фонда "Общественное мнение" на март 2009 года, 23% (21,5 млн человек) жителей российских городов старше 12-ти лет выходят в Интернет ежедневно, 35% (31,9 млн) - раз в неделю, 40% (37,4 млн) - раз в месяц. Полугодовая аудитория составляет 40,3 млн человек (44% городского населения). Число интернет-пользователей, выходящих в сеть исключительно из офиса и не имеющих такой возможности дома, снизилось за полгода с 23% до 19%. При этом на 5% (до 56%) увеличилось количество подключений к широкополосному каналу.

Наиболее востребованными ресурсами оказались новостные сервисы - 63% опрошенных посещают их хотя бы раз в месяц. 48% пользуются поисковиками. Как отметили специалисты Яндекса, список самых популярных поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно, но в 2008 году в Рунете впервые произошло серьезное изменение первой десятки за несколько лет: запрос "порно" уступил запросам "одноклассники" и "в контакте". Еще 47% скачивают и прослушивают аудиофайлы, 42% - видео. Для 79% пользователей сеть - это возможность пообщаться (электронную почту используют 53%, социальные сети - 43%). Столько же опрошенных называют Интернет ведущим источником информации (ТВ - 76%).

На сегодняшний день 16% россиян имеют опыт покупок в интернет-магазинах, еще 18% ранее этой услугой не пользовались, но в принципе готовы. Поэтому каждый пользователь является потенциальным потребителем. Расширяясь, интернет-аудитория меняется качественно, привлекая в Глобальную сеть самые разные бизнес-направления.

В частности, все более актуальным Рунет становится для "детского" бизнеса. Эксперты аналитического центра "RUметрика" подсчитали, что в России около 8-10 млн пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. При этом около 75% юных интернет-пользователей выходят в сеть самостоятельно, без присмотра взрослых. Конечно, за детской аудиторией "охотятся" и недобросовестные дельцы: 39% детей хотя бы раз просматривали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% - наркотическими веществами, 11% - экстремизмом или национализмом.

В то же время, 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, 25% использует специальные настройки подключения и 12% - отдельную детскую учетную запись. То есть легальный ориентированный на детей бизнес вполне способен найти себя "в инете". Более того, ряду производителей "детской" продукции просто необходимо это сделать, поскольку в реале продажи катастрофически падают. Например, Интернет уже почти "похоронил" рынок настольных игр.

Безусловно, взрослая аудитория гораздо шире и более свободна в принятии финансовых решений, то есть более интересна для бизнеса. В частности, по оценкам аналитиков "RUметрики", около 30% автомобилей в РФ продаются с помощью Интернета. На середину апреля в рейтинге "Рамблер ТОП100" было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов автомобильной тематики (год назад - около 8 тыс.). Их посещаемость доходит до 316 тыс. в сутки (в некоторых случаях за год она выросла в 2-3 раза). При этом, по оценкам аналитиков, самыми популярными сайтами по автотематике являются крупные порталы "все–в–одном", объединяющие информационные, коммуникативные, рекламные и торговые площадки.

При оценке потенциальной аудитории для бизнеса крайне важны половозрастные характеристики. Например, по данным "RUметрики", самые востребованные интернет-темы среди женщин – взаимоотношения полов (32,1%), косметика (22,3%), здоровье (24,2%), похудение (18,5%) и мода (17,1%). Сейчас около 2% активных сайтов Рунета четко ориентированы на женскую аудиторию. При этом в марте 2009 года число пользователей, ежесуточно посещавших сайты дамской тематики (количество которых с октября выросло более чем на 35%), составило 1,3 млн. Согласно данным "Рамблер ТОП100", наиболее популярны крупные тематические порталы и практически "наступающие им на пятки" по функционалу, количеству сервисов и набору освещаемых тем женские СМИ.

Обитатели Рунета пока еще достаточно молоды. По оценке президента Ассоциации "Интернет и бизнес" Алексея Беляева, 90% москвичей в возрасте от 14 до 30 лет ежедневно пользуются Интернетом, в других крупных городах активная аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70%. То есть почти все самые активные потенциальные потребители "попались в сеть".

По словам Беляева, объем российского интернет-рынка в минувшем году составил около $1,5 млрд. Наибольшую долю доходов принесла контекстная реклама - $350 млн (23%). Медийная реклама "заработала" $300 млн (21%); платные сервисы - $220 млн (15%); оптимизация - $200 млн (14%); продажа цифрового контента - около $190 млн(13%); разработка и поддержка сайтов - $160 (11%); сервисы по поиску работы - $40 млн (3%). По разным данным, "через паутину" было продано товаров товаров на $2,5-$3млрд.

Эксперты считают, что в условиях кризиса россияне будут еще больше покупать через Интернет, поскольку так дешевле. "Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток покупателей, - заявила вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. - У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год от года на 60-70%. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого смелого роста. Но, как минимум, 30%-ный прирост мы ожидаем".

Для бизнеса виртуальное пространство тоже обладает рядом преимуществ - в первую очередь, это экономия на аренде помещений. Отсутствие внятного правового поля позволяет работать не совсем легально или совсем нелегально (скорее всего, это явление временное). И чуть ли не каждый день эксперты "находят" новые плюсы.

Например, если другие виды гарантированно рентабельного бизнеса пребывают под угрозой поглощения транснациональными компаниями (как это произошло в России, например, с пивной и табачной отраслями), то в интернет-сфере это затруднительно. "Думаю, это возможно только в случае резкого технологического рывка "крупных мировых игроков", - заявил в интервью ITnews генеральный директор Finam.ru Сергей Михеев. - Предположим, если американцы реализуют защищенный от спама почтовый сервис. Или, например, тот же поисковый алгоритм, приближенный к обычному человеческому языку. В существующих условиях это маловероятно".

Но самый главный плюс для потрепанного кризисом бизнеса - в Интернете еще есть неразработанные Клондайки и незаработанные миллиарды. Как отметил генеральный директор "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков, в свое время крупнейшие игроки интернет-рынка, обладавшие огромным опытом работы, располагавшие лучшими специалистами и аналитиками, элементарно "проспали" появление социальных сетей, которые стремительно развились, причем сделали это самостоятельно, без помощи "старейших игроков рынка". А теперь социальные сети сами имеют бюджеты, которым позавидуют крупнейшие порталы.


3G прокралось в Москву

К концу 2009 г. в метро и зданиях Москвы, а также вне зданий в Московской области будут запущены в коммерческую эксплуатацию сети связи третьего поколения (3G). Сегодня, 7 мая, Роскомнадзор выдаст операторам связи "большой тройки" – компаниям "ВымпелКом", "МегаФон" и "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - документы о присвоении частот для 3G-сетей сотовой связи в диапазоне 2,1 ГГц. Кроме того, "большая тройка" ждет заключения экспертов по поводу испытания на радиочастотную совместимость для сетей 3G вне помещений в Москве. По расчетам "ВымпелКома" и "МегаФона", вопрос о внедрении 3G на улицах столице будет решен летом этого года.

Операторы "большой тройки", получившие UMTS-лицензии в мае 2007 г., до последнего времени не могли развернуть коммерческие 3G-сети в Московском регионе, поскольку частоты в диапазоне 1,9-2,1 ГГц, на которых работают сети третьего поколения, заняты под военные нужды. В 2008 г. Национальная радиоассоциация (НРА) направила в Генштаб письмо от имени "большой тройки": операторы просили провести работы по изучению электромагнитной совместимости (ЭМС) 3G-сетей и радиоэлектронных средств (РЭС) Минобороны в Московском регионе (см. новость ComNews от 17 марта 2009 г.). По результатам этих испытаний Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и приняла решение о назначении радиочастот для базовых станций (БС) операторов сетей сотовой связи третьего поколения 3G.

"Приказом Роскомнадзора принято решение о присвоении (назначении) радиочастот для БС операторов сетей сотовой связи третьего поколения 3G, разворачиваемых на территории Москвы, Московской области, а также ряда областей Центрального региона. Техническое оформление соответствующих разрешений на использование радиочастот будет проведено в возможно короткие сроки, - сообщила репортеру ComNews пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). - Присвоения радиочастот стали возможным после получения операторами положительных результатов натурных испытаний на электромагнитную совместимость (ЭМС) с РЭС военного назначения. В Москве исследована возможность развертывания БС в метро и внутри помещений. Кроме того, частично сняты ограничения для БС, размещаемых на улице за пределами 100 км зоны от Москвы. Сложившаяся ситуация позволит операторам выполнить лицензионные условия в части сроков начала предоставления услуг связи на территории ряда областей Центрального региона". "Приказ подписан, документы готовятся", - подтверждает пресс-секретарь Роскомнадзора Евгений Стрельчик.

По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Ксении Корнеевой, Роскомнадзор выдаст операторам связи "большой тройки" документы о частотных присвоениях для сетей 3G в помещениях в Москве и вне помещений в Московской области сегодня, 7 мая. "ВымпелКом" завершил испытания на радиочастотную совместимость для сетей 3G вне помещений в Москве и мы ждем заключение в июне", - добавляет Ксения Корнеева.

"Мы будем рады получить эти частоты, - комментирует директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. – У москвичей появится тот уровень сервиса, который уже имеют абоненты МТС в других регионах". "МегаФон" рассчитывает запустить в коммерческую эксплуатацию сеть 3G в Москве и Московской области в IV квартале 2009 г. "Задача для Москвы - сделать не раньше, а лучше, чем у других участников, – говорит советник генерального директора компании "МегаФон-Москва" Роман Проколов. - Поэтому для нас важно обеспечить охват и внутри зданий, и на улице. МегаФон откроет коммерческую сеть 3G в Москве и Московской области в 4 квартале 2009 г., летом планируем завершить все необходимые подготовительные работы. У компании сейчас достаточно средств, чтобы сразу стартовать с большим количеством базовых станций и затем активно развивать 3G в столичном регионе столько, сколько потребуется".


МТС вышла на магистраль

Российский сотовый оператор "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) к 2012 г. намерен связать семь федеральных округов РФ магистральной сетью. Общая протяженность волоконно-оптических линий (ВОЛС), которая к этому времени должна протянуться от Балтийского моря до Тихого океана, составит более 60 тыс. км. Также до конца II квартала 2009 г. МТС создаст точку присутствия во Франкфурте. Планы по строительству опорных сетей есть у и двух других компаний "большой тройки": "ВымпелКома" и "МегаФона".

О планах МТС рассказал директор блока по конвергенции группы МТС Евгений Москалев на восьмой региональной конференции и выставке-презентации по телекоммуникациям и IT-технологиям для Турции, Каспийского и Черноморского Регионов, Центральной Азии и России Caspian Telecoms 2009.

По информации пресс-службы МТС, по России оператор уже построил более 10 тыс. км ВОЛС. Компания намерена прокладывать каналы во все густонаселенные регионы России, рассказывал в феврале 2009 г. в интервью журналу "Стандарт" Евгений Москалев. "У МТС уже есть волоконно-оптические линии, проложенные в земле и подвешенные к опорам линий электропередач. Такие же способы будут использоваться и для нового строительства", - говорил корреспонденту "Стандарта" Евгений Москалев (см. интервью в журнале "Стандарт" в №02(73) за февраль 2009 г.). По сообщению пресс-службы оператора, участки сети уже построены в Центральном федеральном округе, в Поволжье, в Сибири и на юге РФ. Инвестиции в сооружение участка Сибирского кольца протяженностью в 700 км составили более $10 млн, сообщает пресс-служба МТС. По остальным направлениям строительства ВОЛС оператор не раскрывает сумму финансовых вложений. Аналитик ComNews Research Артем Акчурин считает, что, скорее всего, в дальнейшем МТС скорректирует планы по строительству ВОЛС в виду возможного объединения с "Комстар-ОТС".

Пресс-секретарь "Комстар-ОТС" Екатерина Невская отмечает, что компания присутствует в 70 городах России в шести федеральных округах и везде развивает волоконно-оптические линии связи. "Кроме того, мы строим линии между городами. Например, уже построили линию Саратов-Энгельс, сейчас создаем линию Самара-Тольятти. Также мы ведем строительство магистральных линий, в ближайших планах - магистраль Москва-Ростов-Краснодар. В Москве построена транспортная сеть пропускной способностью 400 Гбит/с", - сообщила Екатерина Невская.

Использование построенных ВОЛС поможет МТС минимизировать затраты на аренду каналов. Этой зимой Москалев оценивал пропорцию собственных/арендованных каналов как 20/80. По его словам, в трехлетней перспективе МТС намерена изменить пропорцию собственные/арендованные на 80/20.

О строительстве магистралей крупные сотовые операторы всерьез задумались сразу после выхода на региональные рынки. Так, "ВымпелКом" начал сотрудничать в области строительства каналов с оператором "Голден Телеком". Как сказала репортеру ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева, сейчас общая протяженность ВОЛС оператора в России составляет 10,6 тыс. км.

Оператор уже построил опорные сети практически во всех городах Центрального федерального округа, в Приволжском федеральном округе, на Юге в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской и Волгоградской областях. Кольцевая структура "ВымпелКома" есть в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Волгограде, Саратове, Уфе и Самаре, в Сибири - это Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Новокузнецк. В этом году компания планирует достроить участок Пермь-Екатеринбург (кольцо Уфа-Пермь-Екатеринбург-Челябинск-Уфа).

"МегаФон" также предпочитает пользоваться построенными им волоконно-оптическими линиями. Активно строить ВОЛС оператор начал в 2007 г. В основном "МегаФон" прокладывал каналы в европейской части России и в Сибири. На ноябрь 2007 г. "МегаФон" приступил с строительству или уже построил около 9 тыс. км линий (см. новость ComNews от 26 ноября 2007 г.). Как обстоят дела с прокладкой ВОЛС сегодня пресс-служба компании пока не раскрывает. Если судить по опубликованным на сайте оператора новостям, то в последние годы активно строительство ВОЛС идет в Поволжье. Как говорится в одном из сообщений, поволжский "МегаФон" является ключевым, опорным регионом в структуре ОАО "МегаФон" по развитию волоконно-оптических линий. В 2008 г. на территории макрорегиона компания построила и приобрела 873 км магистральных ВОЛС. К марту 2009 г. волоконно-оптические линии в Поволжье объединили между собой Саратов, Самару, Тольятти, Волгоград, Уфу, Казань, Оренбург и Москву. В ближайшее время оператор намерен построить резервное кольцо ВОЛС по южному направлению через Ростов на Дону. До конца 2009 г. "МегаФон" намерен объединить магистрали Липецк - Москва - Ростов-на-Дону в единую транспортную сеть.

Артем Акчурин считает, что сети передачи данных, выстраиваемые сотовыми операторами, в любом случае будут востребованы: как для внутренних целей (с учетом того, что "большая тройка" разворачивает 3G-сети и мобильный трафик занимает все большие полосы), так и для внешних заказчиков (для организации транзитных каналов передачи данных, IP-VPN и т.д.). "В РФ существует множество направлений передачи данных, где спрос превышает предложение. Рынок аренды каналов и IP-VPN в целом активно развивается, поэтому сотовые операторы смогут довольно быстро занять адекватную построенным сетям долю на рынке", - говорит Артем Акчурин. По его мнению, строительство ВОЛС сотовыми операторами укладывается в общую концепцию развития конвергентных сетей.

Что касается других планов МТС, то дочерняя компания на Украине - UMC (торговая марка "МТС-Украина") в скором времени запустит в эксплуатацию международный переход с Россией. Украинский актив МТС уже организовал переходы STM-16 с Польшей, Румынией, Белоруссией, Словакией и Венгрией.


Cisco: экономия дает свои плоды и в кризис

Американский сетевой гигант Cisco Systems сообщил о получении чистой прибыли по итогам третьего финансового квартала в размере 1,35 млрд долларов или 23 центов на акцию. Данный показатель хоть и меньше прошлогоднего (1,77 млрд долларов или 29 центов), все же значительно превышает прогнозы и ожидания аналитиков. Более того, в компании сообщают, что за вычетом ряда компенсаций чистая прибыль в минувшем квартале достигла 30 центов, против ожидаемых трейдерами 25 центов.

В Cisco говорят, что отчасти хороших показателей по прибыльности удалось добиться из-за быстрой реализации программы по сокращению издержек - ранее компания обязалась за счет внутренней экономии к концу текущего финансового года (30 июня 2009 года) сэкономить около 1 млрд долларов.

Исполнительный директор Cisco Джон Чемберс рассказывает, что в нынешних условиях самой компании приходится значительно экономить - за последние три месяца были объединены несколько представительств, сокращены расходы на бизнес-поездки, да и в самих офисах Cisco ведется экономия.

После публикации отчета бумаги компании прибавили 49 центов или 2,5%, закрывшись на уровне 19,83 доллара. Всего с начала года акции Cisco выросли в цене почти на 20%.

"Минувший квартал стал одним из немногих, когда разные глобальные клиенты говорят о своем бизнесе совершенно по-разному. Одни видят признаки стабилизации, другие нет, третьи говорят, что уже прочно стоят на ногах", - говорит Чемберс. В то же время он отметил, что большинство настроений среди клиентов Cisco пока в негативе, большинство клиентов говорят, что в завтрашнем дне они не уверены.

Выручка компании в отчетном квартале сократилась на 17% до 8,16 млрд долларов, что в общем соответствует большинству рыночных ожиданий. Однако еще в начале года Cisco ожидала продажи на уровне 8,29 - 8,60 млрд долларов. Чемберс говорит, что наиболее сильно (на 22%) продажи снизились на развивающихся рынках, куда относится и Россия.

"Я уже вдохновлен тем, что по крайней мере продажи компании соответствуют ожиданиям. В целом отчет говорит, что Cisco ведет жесточайшую программу экономии", - делится впечатлениями Эрик Саппигер, аналитик Signal Hill Capital Group.

По мнению западных инвесторов, компания Cisco является своего рода барометром развитых экономик, так как компания продает сетевые маршрутизаторы и коммутаторы. За последние 5-6 лет эти устройства стали сердцем многих сетей компаний и провайдеров. Темпы обновления и расширения этого оборудования напрямую зависят от финансового благополучия компаний. "Результаты Cisco пока говорят нам о широкой, но очень нестабильной экономике, прогнозировать которую совершенно невозможно", - говорит Джейсон Адер из аналитической компании William Blair & Co.

В Cisco говорят, что единственным продуктом, продажи которого выросли на 70% за последний год, стали системы телеконференций Cisco TelePresence.



Лучшие производители на российском ИТ-рынке
Результаты пятого ежегодного исследования.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное