Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
15 мая 2009, пятница

"1С" проанализировала ситуацию на рынке ПО

Автор: Алексей Писарев

По внутренней оценке "1С", лицензионный рынок программного обеспечения в России в 2008 году составил 3,2 млрд.долларов. 43% приходится на ПО общего назначения (1390 млн.долл.), 37% составляет ПО делового назначения (1190 млн. долл.), 20% - доля домашнего ПО (660 млн.долл.).

Анализируя бизнес компании "1С" Борис Нуралиев отметил, что экономический кризис начал заметно сказываться на отрасли, начиная с осени, хотя по итогам 2008 года рынок ПО показал некоторый рост. Но уже в январе-апреле 2009 года относительно аналогичного периода прошлого года компания констатировала снижение опровых продаж (без дочерних фирм, розничного и вспомогательного направлений) в долларах на 39%, в рублях - на 14% (ИТ-рынок принято измерять в долларах, а свой софт компания "1С" продает за рубли).

Продажи игровых и мультимедийных продуктов, выпущенных "1С", в январе-апреле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года также снизились: в долларах на 52%, в рублях - на 32%. Снижение, по словам г-на Нуралиева, связано с падением потребительского спроса, ростом использования пиратского софта, но основная причина - проблемы канала сбыта: просроченная дебиторская задолженность. В собственной розничной сети (у "1С" работает 38 магазинов, в том числе, в Москве - 15), за четыре месяца текущего года в рублях наблюдался даже рост продаж (на 18%), правда в долларах наблюдалось снижение на 16%. Проблемы розничных продаж сейчас заключаются в переносе сроков открытия новых торговых центров, а также в пониженном интересе арендаторов к уже открытым ТЦ.

Борис Нуралиев также отметил, что по российскому деловому софту в январе-апреле 2009 года относительно января-апреля 2008 года снижение продаж в долларах составило 16%, а в рублях наблюдался рост на 20%. Наибольшее снижение имеется в корпоративном секторе, что связано с невыделением бюджетов, а также замораживанием проектов по автоматизации. Плюс к этому прослеживается тенденция к сокращению количества лицензий при продлении ранее купленных пакетов программного обеспечения.

Вместе с тем, по словам Бориса Нуралиева, в настоящее время наибольший интерес на рынке ПО сохраняется к средствам защиты информации - антивирусному софту, файерволам и т.д. За четыре истекших месяца 2009 года относительно января-апреля 2009 г. рост продаж в рублях составл 23% (в долларах - снижение на 14%). У российских вендоров не наблюдается отказа от планов выпуска новых версий ПО. Но отношения с ритейлом стали более сложными: в начале 2009 года сети фактически простаивали. Только сейчас продажи частично восстанавливаются.

Что касается ПО западных производителей, то за четыре первых месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. снижение продаж в долларах составило 51% (в рублях - 31%). Происходит снижение продаж операционных систем и офисных приложений. Впрочем, в связи с выпуском MS Windows 7 к концу 2009 году ожидается некоторый рост продаж. В партнерском канале отмечается снижение маржинальности.

Продажи флагманского продукта "1С:Предприятие 8" несколько снизились за счет того, что клиенты стали чаще покупать более дешевую предыдущую версию продукта - 7.7. То есть, по словам Бориса Нуралиева, произошло смещение спроса в более дешевый сегмент. Также имеется эффект снижения от роста курса доллара при рублевых ценах на отечественный софт.

После доклада Бориса Нуралиева на выставке "Связь-Экспокомм 2009" состоялось награждение победителей XXIII Международной олимпиады по программированию учетно-аналитических задач для студентов вузов. В первом туре участвовали 352 студента более чем из 80 вузов из 32 городов России, Украины и Казахстана. В финал вышли 66 студентов. Платформу "1С: Предприятие 8" использовали 94% финалистов, в том числе все победители. С 2010 года соревнования будут проводиться только с использованием "1С: Предприятие 8". Также ценными призами и дипломами были награждены победители Третьего Всероссийского профессионального конкурса по "1С:Бухгалтерии" для студентов высшего и среднего профессионального образования, организованного фирмой "1С" при методической поддержке Финансовой академии при Правительстве РФ. Этот конкурс проводится с 2006 года.


VAS в IV квартале 2008 года: валютный взгляд

Автор: Алена Журавлева

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, выручка от VAS-услуг в четвертом квартале 2008 года в России составила $994,7 млн, что на $11,3 млн меньше, чем по результатам третьего квартала 2008 года, когда выручка от VAS-сервисов составила $1006 млн. Таким образом, снижение выручки в этом сегменте в четвертом квартале по отношению к третьему составило 1,1 %. Отметим, что в третьем квартале прирост было положительным – 5,7 %.

VAS ARPU в четвертом квартале 2008 года также снизилось по сравнению с третьим кварталом на 4,7 %: с $1,9 до $1,8. При этом в предыдущем квартале динамика была нулевой. Доля VAS в общих доходах, между тем, составила 15,8 %, тогда как в предыдущем квартале равнялась 14 %.

Что касается отдельных сегментов VAS, то положительная динамика роста выручки наблюдалась от контента и трафика передачи данных. Так, выручка от контента в целом по России составила в четвертом квартале $254,9 млн, что на 11,7 % выше, чем в третьем квартале, когда выручка от этого сегмента составляла $228,3 млн. В предыдущем квартале прирост также был положительным, но несколько меньшим – 3,8 %.

Выручка от трафика передачи данных в четвертом квартале 2008 года достигли $243,4 млн, увеличившись, таким образом, на 1,4 % и $3,4 млн: по результатам третьего квартала выручка от передачи данных составили $240 млн. Однако темпы прироста снизились, так как в третьем квартале прирост составлял 9,7 %.

Сервисы отправки сообщений и остальные направления VAS-сервисов продемонстрировали отрицательный прирост в четвертом квартале. Например, снижение выручки от отправки сообщений составило $35,4 млн или 7,7 %: показатель четвертого квартала 2008 года – $461,6 млн, третьего квартала – $497 млн. Между тем, в третьем квартале наблюдался прирост в 3,4 %. Что касается остальных VAS-сервисов, до выручка от них уменьшилась довольно значительно – на 17,7 % ($5,9 млн), хотя раньше прирост был значительнее ,чем по другим сегментам – 26,8 % в третьем квартале. Выручка от остальных сервисов в четвертом квартале 2008 года составила $34,8 млн, в третьем квартале – $40,7 млн.

Если говорить о доле отдельных операторов в общей выручке от VAS, то в четвертом квартале в лидеры вырвался "МегаФон", увеличивший свою долю с 14,5 % в третьем квартале до 17,5 %. Бывшие в третьем квартале лидером "Мобильные ТелеСистемы", занимавшие 15,6 % в общей выручке от VAS, первое место уступили, хотя долю и увеличили - до 16,8 %: таким образом, прирост за квартал составил 1,2 %. "ВымпелКом" остался на третьем месте, также увеличив долю – с 11,8 % в третьем квартале до 13,8 % в четвертом квартале 2008 года.

В итоге, по данным Advanced Communications & Media Consulting, к концу 2008 года рынок VAS оказался поделен таким образом. На долю МТС пришлось 32 %, тогда как в третьем квартале доля этого оператора составляла 34 %. На втором месте остался "МегаФон" с 30 % (доля в третьем квартале – 28 %). Третье место за "ВымпелКомом" с 25 % (прирост за квартал составил 1 %). На долю оставшихся операторов в четвертом квартале пришлось 13 % против 14 % кварталом ранее.

Если говорить о долях операторов на рынке VAS-услуг по отдельным направлениям, то в сегменте контента МТС занимают 37 %, "МегаФон" - 32 %, "Билайн" - 23 %. На долю остальных операторов приходится 8 % в этом сегменте. В сегменте SMS-сервисов силы операторов "большой троки" оказались практически равными: по 27 % у "МегаФона" и "ВымпелКома" и 28% - всего лишь на 1 % больше – у МТС. На долю других операторов пришлось 18 %.

В сегменте передачи данных лидером по доле рынка стал "МегаФон" - он получил долю в 34 %, тогда как МТС – 30 %, а "ВымпелКом" - 26 %. Доля других игроков рынка – 10 %. При этом в других VAS-сервисах "МегаФон" также держит лидерские позиции (39 %). На втором месте – МТС с 30 %. При этом "ВымпелКом" не только получил долю значительно меньшую, чем у коллег из "большой тройки" (15 %), но и даже пропустил на третье место по доле в сегменте других операторов, которые заняли 16 %.

Что касается самих игроков рынка, то все они отмечают некоторое снижение объемов потребления голосовых услуг, тогда как VAS-сервисы становятся одним из оиснонвых драйверов роста. Так, выручка МТС Россия от услуг передачи сообщений за 2008 год в целом выросла на 18 %, тогда как в четвертом квартале по сравнению с третьим она снизилась на 2 %. В денежном выражении выручка от услуг передачи сообщений в четвертом квартале составила 3,35 млрд рублей, а в аналогичном периоде 2007 года – 2,836 млрд рублей. Мобильная передача данных в сети МТС также показывает положительную динамику и в четвертом квартале 2008 года. Так, прирост составил 115 % за год и 6 % за четвертый квартал. Таким образом, в четвертом квартале 2008 года выручка МТС по этому направлению составила 1,867 млрд рублей.

Контентные услуги также демонстрировали положительный прирост на протяжении почти всего 2008 года, однако не столь глобальный, как услуги передачи данных: за год увеличение достигло 34 %, в четвертом квартале – 13 %. Негативная динамика была продемонстрирована во втором квартале, когда результаты по выручке оказались на 90 млн ниже предыдущего квартала. В итоге выручка за 4 квартал 2008 года по этому направлению составила 2,618 млрд рублей.

Общая выручка МТС от VAS-услуг в 2008 году составила 26,697 млрд рублей без учета SMS-сообщений и пакетов данных, включенных в пакетные тарифные предложения. Выручка за год от передачи сообщений составила 12,941 млрд рублей, от услуг передачи данных – 6,470 млрд рублей, от контентных услуг – 8,953 млрд рублей.

По данным "МегаФон", прирост потребления голосового трафика в первом квартале 2008 года составлял 7 %, во втором – 12 %, в третьем – 6 %, а в четвертом снизился до 3 %. Трафик же передачи данных вырос за год на 435 % до 1,766 Петабайт, доход же от передачи данных в общем доходе от VAS за 2008 год составил 26 %. Выручка от VAS за год увеличилась на 7 млрд рублей: 25,2 млрд рублей в 2008 году против 18,2 млрд рублей в 2007 году. При этом темпы прироста выручки оказались чуть выше, чем в 2007 году, когда прирост составил 6,6 млрд рублей. Доля VAS в совокупной выручке в 2008 году составила 14,5 %, что на 2,2 % выше, чем в 2007 году и на 3 %, чем в 2006 году.

В "Скай Линк" рассказали, что в целом трафик передачи данных абонентов сети в 2008 году вырос почти в 2,5 раза - с 207 Тбайт до 470 Тбайт.


Молодым здесь не место

Автор: Игорь Чубаха

За минувшие полгода лишь каждый третий россиянин моложе 26 лет, начав поиски работы, нашел ее. Нынешним летом на рынке труда появится еще миллион молодых людей, претендующих на рабочие места.

По оценкам Минздравсоцразвития, за последнюю неделю апреля уровень регистрируемой безработицы упал на 0,7% (15 800 человек), составив 2,268 млн. Это первое снижение числа незанятых с октября 2008 года, но следует иметь в виду, что перед нами – лишь официально учтенная "вершина айсберга". Кроме того, Минэкономразвития (МЭР) пока не спешит отменять прогнозы на конец года. По его подсчетам, новый 2010 год встретят официально безработными 2,8 млн россиян. Реальное количество "свободных от работы" граждан составит порядка 9 млн.

Скорее всего, статистика вновь ухудшится к концу лета – началу осени, когда на рынок труда выйдет очередная партия выпускников. По подсчетам заместителя министра образования и науки РФ Владимира Миклушевского, в текущем году обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования заканчивают 1,5 млн юношей и девушек.

Продолжить обучение собираются около 10% студентов вузов, 10% выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов) и 12% отучившихся в профучилищах (ПУ). Армия призовет 10% бывших студентов, 15% ребят после техникумов и колледжей и 18% завершивших учебу в ПУ. Остальные, видимо, будут пытаться начать трудовую деятельность. Для их трудоустройства (с учетом демобилизовавшихся молодых людей) стране потребуется не менее миллиона вакансий. По различным оценкам, не смогут найти работу от 30 до 50%.

В ходе проведенного в феврале-марте Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) опроса 45% молодых людей от 16 до 25 лет сообщили, что при поиске будущей работы ожидают столкнуться с трудностями. "Самыми большими пессимистами оказались юноши и девушки 21-23 лет (55%)", – уточняется в материалах ФОМ. Правда, официальные прогнозы более "щадящие". По мнению Миклушевского, не смогут оперативно трудоустроиться 10% выпускников ссузов и ПУ, и 11% выпускников вузов (в 2008 году этот показатель составил 5%). Ожидаются статистические колебания в регионах. Например, труднее всего придется выпускникам вузов Уральского ФО – здесь, по официальным прогнозам, трудоустроиться не смогут 14%.

Власть не сможет закрыть глаза на проблему. Молодежь – активная социальная среда. Не займешь делом – пойдут на баррикады. Региональные чиновники буквально соревнуются, отчитываясь по мерам "защиты молодежи от кризиса". Меры, конечно, здравые, но не гарантирующие появления искомого "молодежного миллиона" вакансий.

Показателен московский опыт, поскольку, по традиции, большую часть того, что принимает Мосгордума, регионы копируют. Столичные думцы 8 апреля приняли поправки в местный "Закон о трудоустройстве". К ранее существовавшим льготным категориям населения (инвалиды, несовершеннолетние, дети сироты и т.д.) добавились выпускники вузов в возрасте от 21 до 26 лет, ищущие работу впервые, а также выпускники вузов от 18 до 24 лет, имеющие трудовой стаж.

Если у работодателя более 100 работников, устанавливается квота в 2% для инвалидов и еще 2% – для молодежи. Нарушение этого пункта не так уж и страшно для большинства работодателей. Его несоблюдение грозит ежемесячным штрафом в 2-3 тыс. рублей за каждое рабочее место.

Следующий шаг в сторону выпускников Москва сделала в конце апреля. Было разработано Положение об организации временного трудоустройства выпускников вузов и колледжей столицы. Стать участником этой программы может любой гражданин до 30 лет, ищущий работу впервые, а также те, кто прошел профессиональную подготовку и переподготовку по направлению государственной службы занятости.

Пока говорить об эффективности данной меры рано, поскольку только составляется и утверждается перечень организаций, готовых принять участие в программе. Понятно, что подобные действия позволят молодежи хоть как-то заработать, хотя золотой дождь ни на кого не прольется.

Перед вопросом: "Чем загрузить молодежь?" стоят в растерянности не только российские власти. Так, по прогнозам британских статистиков, на сегодня в Англии сохраняет шансы на трудоустройство лишь треть выпускников высших учебных заведений.

В Китае в 2009 году численность выпускников вузов достигнет 6,110 млн человек, однако прогноз по их трудоустройству не разглашается. В то же время Министерство образования КНР уже запустило ряд образовательных, кредитных и льготных программ для молодых людей, готовых пойти на непрестижные специальности. То есть молодой человек будет работать "в низовом учреждении", например, с оплачиваемой заочной аспирантурой. Разрабатывается долгосрочная программа для выпускников вузов, готовых служить в армии. В то же время СМИ массово агитируют молодежь идти и поднимать село.

В Пекине (так же, как в Москве) планируется увеличить "молодежные" квоты на наиболее востребованные специальности. Из этого напрашивается предположение, что ситуация с занятостью в столице Поднебесной так же печальна, как у нас. Не очень верится, что российские власти изобретут панацею, спасающую от молодежной безработицы.

Выходит, что молодым людям лучше ориентироваться на собственные силы. Впрочем, социологи констатируют, что нынешние россияне в возрасте от 16 до 25 лет не очень на государство и рассчитывают. "Большинство молодых мало надеется на государство и полагает, что именно от их собственных усилий зависит личное благополучие и процветание (68% опрошенных)", – сообщила по итогам проведенного ФОМ исследования доктор социологических наук Лариса Паутова.

Правда, расчет на собственные силы не всегда оправдывается. Среди участников опроса в последние шесть месяцев (уже в кризисных реалиях) пытались найти работу 28% молодых людей. Из них 17% – любую, 7% – близкую к имеющейся специальности, 3% – только по специальности. При этом, по словам опрошенных, не смогли трудоустроиться 19%. Если считать от всего числа искавших работу, то это большинство – 68%. Кстати, мужчины не могут найти работу чаще, чем женщины - 59% против 41%.

Судя по ответам, поиск велся добросовестно. Не находившие работу обращались к знакомым и родственникам (63%), в службы занятости и биржи труда (21%), искали по объявлениям в газетах (28%), лично обзванивали и обходили предприятия (20%). К сайтам по подбору персонала обращались 12%. На уличные объявления клевали 9%. Рассылали резюме 9%. Смотрели вакансии на сайтах предприятий 8%, а на ярмарках вакансий – 3%. К услугам кадровых агентств обращались 4%.

То есть миллион "свежих" выпускников на рынке труда никто особо не ждет. Поэтому более реальным кажется неофициальный прогноз по молодежной безработице (50%), нежели официальный (10-15%). И столь удручающая картина наблюдается в период прохождения демографической ямы! В этом году школу закончат примерно 0,9 млн человек – на треть меньше, чем в 2005 году.

Оказывается, молодежь российским работодателям не особо нужна. Уже не вызывают удивления результаты исследования Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ): 31% выпускников вузов готовы уехать работать за границу. И ведь часть из них, как только кризис "ослабеет", на самом деле уедет.


"Ноутбучный" квартал для "М.Видео"

Российская розничная сеть гипермаркетов "М.Видео" объявила свои показатели продаж по ноутбукам в первом квартале 2009 года. В указанный период в сети было продано 77 076 мобильных ПК, что на 78% превышает показатель за первый квартал 2008 года - 43 191 штук. Доля продаж нетбуков в общих продажах ноутбуков составила 20%.

По данным GFK, "М.Видео" за первые три месяца 2009 года увеличила свою долю на рынке ноутбуков до 14,3%, в 2008 году этот показатель составил 8,1%. При этом рост LFL (продаж сопоставимых магазинов) в указанный период был равен 40%.

В обороте "М.Видео" за первый квартал 2009 года доля ноутбуков составила 8,8%. Лидерами продаж стали мобильные устройства Acer, Samsung и HP.

По словам Надежды Киселевой, пресс-секретаря "М.Видео", такие показатели стали возможны благодаря применяемой сетью на российском компьютерном рынке активной рекламно-маркетинговой стратегии, сбалансированному модельному ряду, конкурентным ценам и качественному сервису. Примечательно, что в отличие от других игроков рынка сеть "М.Видео" сохранила цены 2008 года.


Motorola получила крупный контракт от China Mobile

Производитель телекоммуникационного оборудования Motorola в минувший четверг сообщил о заключении крупного контракта с китайским оператором мобильной связи China Mobile Communications. Контракт стоимость 310 млн долларов предусматривает поставку оборудования и оказания услуг для крупнейшего в КНР сотовика.

Сообщается, что соглашение было подписано сроком на 1 год.

"Motorola сотрудничала с China Mobile почти 20 лет. Как стратегический партнер этой компании мы рады, что наше сотрудничество продолжает развиваться даже в таких условиях. По условиям контракта, Motorola создаст и будет обслуживать новый сегмент сотовой сети China Mobile", - говорит вице-президент Motorola Мохаммед Ахтар.

Подписанное соглашение предусматривает поставку решений Motorola для интеграции голосовых сервисов и сервисов передачи данных в сетях стандартов GSM и TD-SCDMA.

Напомним, что менее месяца назад Motorola также заключила соглашения с операторами во Вьетнаме, Саудовской Аравии и Нигерии.


Японские экспортеры торгуют в убыток

Один из лидеров японской промышленности Sony вчера официально объявил об убытках по итогам 2008 финансового года, который завершился 31 марта. За отчетный период компания потеряла 98,9 млрд иен (1,03 млрд долл.), что стало первым отрицательным результатом за последние 14 лет. Эксперты полагают, что январь 2009 года стал самым тяжелым временем для крупнейших японских экспортеров, которые из-за мировой рецессии лишились значительной части клиентов в США и Европе.

По итогам 2007 финансового года прибыль Sony составила 369,4 млрд иен (3,8 млрд долл.). Однако разразившийся во второй половине прошлого года экономический кризис привел к резкому спаду потребления во всем мире, и объем продаж Sony рухнул на 12,9%, до 7,7 трлн иен (80,4 млрд долл.). Полученные результаты руководство Sony связывает также с укреплением курса национальной валюты и затратами на реструктуризацию. При этом оно не исключает, что в нынешнем финансовом году убытки окажутся еще больше - до 120 млрд иен (1,25 млрд долл.).

В тяжелом положении сейчас находятся все японские экспортеры. Сегодня годовую отчетность должен опубликовать крупнейший национальный производитель электроники Panasonic. Ранее компания прогнозировала чистый убыток в размере 380 млрд иен (около 4 млрд долл.).

"Наиболее серьезной проблемой для ведущих японских экспортеров является низкий объем продаж в условиях рецессии крупнейших экономик мира", - говорит экономист IHS Global Insight Дэн Райен. По его словам, укрепление иены к американскому доллару и затраты на реструктуризацию также повлияли на снижение прибыли, хотя и не в таких масштабах.

Вместе с тем японские власти уже увидели признаки начала выхода экономики из кризиса. Как подчеркнул глава Центробанка Японии Масааки Сиракава, в марте этого года впервые за последние шесть месяцев отмечен рост национального промышленного производства. Сиракава не исключил, что экономический подъем возобновится к концу этого года.

Независимые эксперты осторожны в оценках, хотя некоторые из них полагают, что дно кризиса для японских производителей уже пройдено. "Если говорить о прибыли ведущих японских экспортеров, то мы полагаем, что первый квартал календарного 2009 года окажется самым плохим, - сказал РБК daily эксперт Economist Intelligence Unit Герард Уолш. - В дальнейшем пойдет поквартальный рост прибыли, хотя в годичном исчислении показатели все равно будут падать".


Кризис вкладчиков среднего возраста

Забирать свои средства с банковских депозитов сейчас собирается не более 17% вкладчиков, свидетельствует исследование Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Однако у наиболее активной до кризиса категории вкладчиков - граждан в возрасте 45-59 лет - резко снизились доходы. В связи с этим в АСВ прогнозируют замедление темпов роста депозитов, однако все же рассчитывают на прошлогодние 15%. Оценка участников рынка гораздо более пессимистична.

АСВ вчера опубликовало результаты исследования ивестиционно-сберегательного поведения граждан в кризис. В агентстве пояснили, что основной целью было выявление масштаба возможного оттока банковских вкладов. В опросе, проведенном ВЦИОМом по заказу АСВ, приняли участие 1,6 тыс. человек из 46 регионов. Согласно результатам исследования, вкладчиками является 36% взрослого населения России (этот показатель соответствует результатам прошлогоднего исследования), 72% вкладчиков во время кризиса не обнуляли свои счета и пока не намерены этого делать. Уже забрали свои средства с депозитов или собираются это сделать в ближайшее время 17% вкладчиков, или 6% всех респондентов. "Эти данные говорят о том, что кризис не привел к резкому снижению доверия граждан к банковской системе и оттока вкладов не предвидится",- считает заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников. Основными мотивами изъятия денег из банков стали нехватка средств на жизнь (38%), перевод накоплений в наличную валюту (19%), вложение денег в крупные покупки (19%).

На вопрос о том, намерены ли респонденты открывать новые банковские вклады или пополнять уже существующие, положительно ответили всего 9% опрошенных, отрицательный ответ дали 83%. Это свидетельствует об ослаблении сберегательной активности граждан, основной причиной которого стало значительное изменение уровня доходов населения. С сентября 2008 года доходы снизились у 44% опрошенных, причем у 40% - значительно. Всего 9% респондентов сообщили об увеличении своих доходов. Сильнее всего кризис затронул жителей крупнейших городов. В Москве и Санкт-Петербурге доходы снизились у 49% населения, еще хуже обстоит ситуация в других городах с населением от 500 тыс. человек: доходы их жителей снизились на 53%.

Независимо от размера населенного пункта наиболее негативно кризисные изменения отразились на доходах граждан предпенсионного возраста (от 45 до 59 лет). "Это самый негативный момент, выявленный нами в результате исследования. Дело в том, что граждане этой возрастной группы проводили наиболее активную сберегательную политику и ухудшение их материального положения может наиболее негативно отразиться на рынке банковских вкладов",- отмечает господин Мельников. Снижение сберегательной активности населения в целом приведет к кратковременному снижению роли сбережений граждан в фондировании банковской системы, а зависимость банков от частных депозитов граждан может привести к дальнейшему росту процентных ставок по депозитам, поясняет АСВ в своем исследовании. Можно ожидать снижения темпов роста банковских депозитов или даже стагнации, при этом в АСВ все же надеются, что удастся сохранить темпы роста на прошлогоднем уровне 15%.

Эксперты не согласны с прогнозами АСВ и ожидают куда более скромных темпов роста вкладов. "Прогноз АСВ по росту вкладов в 2009 году слишком оптимистичный. Увеличение депозитной базы хотя бы на 2-3% по итогам года можно будет назвать неплохим показателем",- считает банковский аналитик агентства "Рус-Рейтинг" Виктория Белозерова. По ее словам, самыми активными вкладчиками являются граждане в возрастной категории от 35 до 55 лет, самый большой объем депозитов у граждан 40 лет. "Если их доходы будут стремительно снижаться, то это значительно уменьшит объем вкладов во всех банках",- говорит госпожа Белозерова. По прогнозам старшего аналитика инвесткомпании "Метрополь" Марка Рубинштейна, можно ожидать роста вкладов более чем на 10%. "Сейчас инфляция замедлилась, а ставки по банковским вкладам находятся на очень высоком уровне",- поясняет он. Господин Рубинштейн добавляет, что снижение доходов и ощущение экономической нестабильности у граждан уже сыграли свою роль в снижении роста вкладов.


Портрет лучшего производителя

Российский ИТ-рынок, благодаря своей емкости и нереализованному потенциалу, остается очень привлекательным для большого количества производителей. Ему уделяет огромное внимание большинство мировых вендоров. Несмотря на относительную молодость отечественного рынка, на нем успешно закрепился целый ряд российских компаний. В последние годы огромный интерес к России также проявляют азиатские производители и, в первую очередь, китайские компании.

Финансовый кризис существенно изменил экономическую составляющую рынка и привел к смещению потребительского спроса в сторону более дешевого оборудования. Эта тенденция создает благоприятные условия для китайских вендоров, которые намерены существенно расширить свое присутствие на российском рынке. Казалось бы, подобная экспансия может привести к изменению расстановки сил производителей. Но требования рынка к вендорам едва ли изменятся в долгосрочной перспективе, и критерии выбора партнеров останутся теми же.

Чем руководствуются дистрибьюторы и реселлеры при выборе того или иного производителя? Опрос, проведенный каналом @ASTERA в рамках проекта "Лучшие производители 2008", выявил ряд основных критериев, на основании которых можно составить портрет успешного вендора.

Наиболее востребованным является качество продукции. "Задача вендора - выпускать качественный продукт, обязательно один из лучших в своем классе", - подчеркивает Андрей Трещук, заместитель управляющего директора компании "ТерраЛинк".

"Продал и забыл" - мечта большинства реселлеров и дистрибьюторов. Но чтобы это осуществилось на бескрайних российских просторах, вендор должен иметь широкую сеть сервисных центров, способных оперативно решать возникающие проблемы с браком. Требования к гарантийному сервису находятся на второй ступени предпочтений. "Один из первостепенных вопросов при работе с вендором, - говорит Всеволод Крылов, генеральный директор RSI, - это сервисная поддержка, так как у нас большая разветвленная сеть региональных партнеров более чем из 250 городов России. Для них условия сервиса часто являются жизненно важными".

Дистрибьюторы и реселлеры также высоко ценят такие черты производителей, как ответственность и надежность. Большое значение также имеют устоявшиеся партнерские отношения, стоимость продукции, ее наличие на складах, "достойный" уровень техподдержки и присутствие достаточного количества дистрибьюторов на территории РФ. Для компаний, трудящихся на ниве системной интеграции и консалтинга, очень важен уровень поддержки в проектах.

Стоит отметить, что в цепочке "вендор-дистрибьютор-реселлер" ближе всего к производителям находятся дистрибьюторские компании, поэтому и предъявляемый ими список требований оказывается более объемным. Помимо перечисленных выше критериев первостепенное значение для дистрибьюторов также имеют маржинальность и наличие кредитной линии. Велика роль и маркетинговой поддержки, которую вендоры оказывают дистрибьюторам. Олег Колесов, коммерческий директор компании MICS, считает, "вендор должен понимать, что продвижение его продукции требует определенных финансовых усилий, и он должен такие усилия прилагать. Деньги нужны не нам, дистрибьютору, а для поддержания канала - продвижения продукции, стимуляции спроса, поддержки партнеров, привлечения конечного потребителя".

Компании также обращают внимание на новизну продукции вендора. Например, Евгений Новиков из "Стинс Коман", говоря о деятельности своей компании, отмечает, что "особый интерес вызывают производители с новыми инновационными продуктами". Среди прочих критериев можно отметить наличие продолжительных партнерских отношений. Немаловажным фактором является также известность, узнаваемость марки. Иногда этот критерий становится чуть ли не решающим. Так, по словам Дмитрия Лобанова, представителя компании Winncom Technologies, "критерии диктует рынок. Каждый его сегмент требует особого типа оборудования. Задача дистрибьютора - найти как минимум одного производителя на каждый "участок работ" с тем, чтобы можно было удовлетворить запросы заказчика. Отсюда и состав вендоров - известные, хорошо зарекомендовавшие себя производители".

К сожалению, далеко не всегда деятельность производителей можно назвать удовлетворительной. Опрос показывает, что качество товара, имеющее первостепенное значение, редко вызывает нарекания, а наибольшая неудовлетворенность связана с качеством обслуживания, гарантийным сервисом и невысокой ответственностью вендоров. Евгений Новиков отмечает, что основные проблемы в работе с вендорами - "недостаточный уровень технической поддержки у некоторых производителей, а также низкие нормы складских запасов у дистрибьюторов". Олег Колесов выделяет и другие сложности, возникающие в партнерских отношениях с производителями: "К проблемам можно отнести вопросы позиционирования, ценообразования и доступности продукции, адекватного реагирования на изменение рыночной ситуации, маркетинговой активности. Некоторые вендоры, в силу негибкости своей сбытовой политики и простого переноса своих внутрикорпоративных "мировых" принципов торговли на наш рынок, недостаточно гибко подходят к проблемам своих партнеров и не оказывают поддержку стандартными (для нас) способами".

Еще одним камнем преткновения является качество работы персонала компаний-производителей. Иногда дистрибьюторы отмечают недостаточную оперативность вендоров. При этом подчеркиваются такие негативные явления, как низкое качество ответов по проблемам и сложные процедуры согласования заказов. Нарекания также вызывает оперативность поставок.

Несмотря на очевидность большинства требований, на практике производители реализуют их по-разному. Кто-то пытается в России развивать продажи без сервиса, кто-то использует принцип лотовой торговли, не беспокоясь о последствиях в канале, кто-то закрывает глаза на проблемы дистрибьюторов и реселлеров. Тем не менее, многие вендоры учитывают интересы своих партнеров, и, как показывает практика, это позволяет им из года в года сохранять свои позиции в числе лучших производителей.


Читайте также:
Портрет лучшего дистрибьютора



Лучшие производители на российском ИТ-рынке
Результаты пятого ежегодного исследования.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное