Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка 06 мая 2009, среда www.astera.ru

Виртуальному миру апокалипсис не грозит

Автор: Мария Коваценко

Некоторые аналитики прочат апокалипсис виртуальному миру. Так, по мнению экспертов Nemertes Research Group, к концу 2010 года на фоне постоянного роста числа пользователей глобальная сеть просто исчерпает ресурс мощности. Как утверждают в Nemertes, возможности Интернета ограничены 20-ю годами бесперебойной работы, и мировому интернет-сообществу придется отвыкать от жизни в сети.

По данным Международного союза электросвязи ООН, в настоящее время 23% населения Земли пользуется доступом в глобальную сеть. Рост числа интернет-пользователей составляет не менее 10% в год. Число активных пользователей Интернета только в России по итогам 2008 года достигло 40 млн человек.

При этом запросы интернет-сообщества постоянно растут: люди обмениваются все более "тяжелыми" файлами - делятся кинофильмами, музыкой и фотографиями. С увеличением трафика нагрузка на магистральные каналы связи неизбежно увеличивается, и операторы вынуждены постоянно наращивать мощности, проводить новые каналы и усовершенствовать уже имеющиеся.

Если верить аналитикам Nemertes, к 2010 году гонка между пользователями и операторами прекратится - телекоммуникационные компании больше не смогут обслуживать растущий рынок интернет-пользователей. Однако участники рынка с этим не согласны. Они отмечают, что Интернет находится на пределе мощности на протяжении последних лет, и магистральные операторы уже привыкли активно расширять каналы доступа. Поэтому бурный рост числа пользователей не "убьет" Интернет, а будет лишь способствовать его развитию. Вопрос лишь в том, чтобы выстроить эффективную бизнес-схему, которая позволит сохранить прибыли.

Как отмечает директор по маркетингу ЗАО "РетнНет" (магистральный оператор) Алексей Кипчатов, "сколько ни давай клиенту, все будет занято какими-то сервисами". Например, популярные "торренты" занимают практически все свободное пространство сети (до 70% магистрального трафика). Поэтому операторы рынка вынуждены постоянно наращивать мощности и модернизировать сети.

Однако, отмечает эксперт, если проводить каналы с запасом мощности, то они рискуют устареть, прежде чем окупятся. А если строить сеть без запаса, то будут недовольны клиенты, которым попросту не хватит имеющихся каналов связи. "В таких условиях живут все - и провайдеры доступа, и магистральные операторы. Сеть должна быстро продаваться и быстро окупаться, а затем снова строиться", - отмечает Кипчатов.

По его словам, окупаемость магистральных сетей варьируется от 2 до 15 лет - в зависимости от местности и условий, в которых прокладываются каналы. При этом срок окупаемости каналов прямо пропорционален стоимости их обслуживания. Например, городские сети окупаются в среднем за 2-3 года, после чего сетевое оборудование необходимо обновлять. А вот срок службы морского кабеля может достигать 15-20 лет. Однако для того, чтобы проложить такой канал, требуются огромные инвестиции. По различным оценкам, стоимость прокладки 1 км подводного оптоволоконного кабеля составляет около $70 тыс. Масштабные проекты, вроде трансатлантических кабелей, по карману далеко не всем операторам - такие затраты могут позволить себе лишь международные гиганты.

Российские компании пока в таких проектах не участвуют, занимая по денежному обороту лишь 3-4% мировой интернет-индустрии. Но и в России без инвестиций в дорогостоящие проекты не обойтись. Как показывает статистика, в последние годы в стране наблюдается активный рост абонентской базы - в основном за счет частного сектора. Как заявил на конференции РИФ+КИБ президент Ассоциации "Интернет и бизнес" Алексей Беляев, в прошлом году абонентская база в РФ выросла на 10-15%. По оценкам генерального директора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, в 2008 году количество пользователей ШПД в России составляло 9,1 млн человек, а в 2009 году этот показатель вырастет до 11,5 млн.

Между тем, бесконечно Интернет расти не сможет. По прогнозам Беляева, в 2009 году темп роста аудитории Рунета не превысит 10%. Свою лепту внесет и экономический кризис: корпоративные клиенты начнут экономить на Интернете, да и простые граждане будут более экономно расходовать драгоценные мегабайты.

Это, в свою очередь, позволит операторам сократить темпы строительства новых каналов, а значит - сократить инвестиции в развитие в непростых экономических условиях. Естественно, операторы не афишируют замедления прироста мощностей, однако, как полагает Юрий Брюквин, тенденция уже заметна.

С учетом бурного роста пропускной способности магистральных сетей, дефицита мощности в ближайшие годы не предвидится. Поэтому ведущие участники рынка (такие, как "Ростелеком", ТТК или "Синтерра") могут немного "передохнуть".

Как говорят многие эксперты, "Интернет - это не нефть" - он не может закончиться. Достаточно проложить очередной кабель, и виртуальный мир оживет.

Рынок ШПД Петербурга: нулевой вопрос

Автор: Алена Журавлева

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, количество пользователей ШПД в Петербурге на конец марта 2009 года составило 936 тыс., что на 26 тыс. больше, чем на конец февраля текущего года, когда количество абонентов в Северной столице составляло 913 тыс.

При этом лидером по доле в приросте оказался Interzet, получивший 30 % от общего прироста. На втором месте по доле в приросте в Петербурге оказался "Северо-Западный Телеком": на долю этого оператора пришлось 14 % от общего прироста. Третье место занял ТКТ (НТК) с 13 %. На долю остальных операторов региона пришлось 43 %, при этом, по информации Advanced Communications & Media Consulting.

Любопытным фактом стало то, что по данным AC&M Consulting, доля "ВымпелКом" в приросте за март составила 0 %. "К сожалению, предъявленные данные недостоверны и некомментируемы, - пояснили в пресс-службе "Билайн". - В период с января по март 2009 года наблюдается устойчивый рост новых подключений, и ноль в данном случае выглядит более чем странно. Мы, как и любой другой оператор, ведем учет абонентской базы и внимательно следим за ее изменениями. Отток на данный момент не превышает сезонных показателей и не вызывает опасений. Нам неизвестна методика подсчёта, которая была использована в данном исследовании – данные в компании не запрашивались". По данным ИД "РПР-группа", прирост абонентской базы пользователей ШПД от "Билайн" составил более 3 тыс.

По количеству абонентов в топ-3 в Северной столице вошли СЗТ, ТКТ и Interzet. Так, абонбаза СЗТ на конец марта 2009 года составляла 297,1 тыс., увеличившись за месяц на 3,1 тыс. пользователей. На втором месте – ТКТ с 123 тыс., прирост за месяц составил 3 тыс. Количество абонентов Interzet на начало апреля достигло 122 тыс., увеличившись на 7 тыс.

В итоге к концу марта 2009 года доли петербургского рынка распределились так. "Северо-Западный Телеком" занимает 32 %, опережая с весьма большим отрывом делящих второе место ТКТ и Interzet, на долю которых пришлось по 13 %. "ВымпелКом" на данный момент занимает 9 % рынка. Отметим, что в Петербурге доля небольших операторов весьма велика – 33 %.

Что касается общероссийских результатов, то по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей широкополосного доступа в Интернет в России достигло к концу марта 2009 года 9,135 млн, увеличившись таким образом за месяц на 165 тыс.: на конец февраля 2009 года число пользователей ШПД в России составляло 8,970 млн.

Доли провайдеров ШПД в приросте распределились в марте таким образом. Лидером по доле в приросте по России в марте стал "Северо-Западный Телеком", на чью долю пришлось 15 % в общем приросте. На втором месте оказался "ВымпелКом": его доля составила 12 %. Если и "Северо-Западный Телеком", и "ВымпелКом" по доле в приросте несколько оторвались как от остальной массы провайдеров, так и друг от друга, то начиная с третьего места "плотность" по доле довольно велика: для отрыва достаточно 1 %. Так, по 9 % в приросте получили "ВолгаТелеком", "Комстар" и "СибирьТелеком". 8 % получил "Акадо", 6 % - "ЦентрТелеком", 5 % - "УралСвязьИнформ". Доля в 4 % в приросте удалось отвоевать "Эр-Телекому", 3 % - "Южной Телекоммуникационной компании". На долю остальных операторов пришлись 20 % от прироста.

В итоге к концу марта 2009 года абонентская база операторов ШПД выглядела так. Количество абонентов "Комстар" к концу марта составило 1,120 млн, что на 15 тыс. больше, чем в конце февраля текущего года. Абонентская база "ВымпелКом" на конец марта составляла 849,7 тыс. абонентов, что на 19,7 тыс. больше ,чем в предыдущем месяце. Количество абонентов "ВолгаТелеком" достигло к началу апреля 825 тыс., прирост, таким образом, составил 15 тыс. "Количество абонентов "ЦентрТелеком" составило 750 тыс., увеличившись за месяц на 10 тыс. На пятом месте по количеству абонентов в общероссийских масштабах оказался "Северо-Западный Телеком" с 660 тыс., что на 24 тыс. выше результатов предыдущего месяца. В итоге в первую пятерку операторов ШПД по абонбазе вошли компании, чье количество абонентов превышает 650 тыс.

"Эр-Телеком" оказался на шестом месте с 635 тыс. абонентов и месячным приростом в 7 тыс. Количество абонентов "Акадо" в конце марта достигло 613 тыс, увеличившись за месяц на 13 тыс. Абонбаза "УралСвязьИнформ" составила 550 тыс., прирост за месяц – 8 тыс. "СибирьТелеком" за месяц приобрел 15 тыс. абонентов и достиг, таким образом, показателя в 409 тыс. Количество абонентов ЮТК к началу апреля составило 383 тыс., прирост за месяц – 5 тыс.

Таким образом, доли рынка распределись между операторами так. Наибольшая доля приходится на операторов, не вошедших в топ-10, число которых на данный момент велико: они вместе получили 24 %. На первом месте из провайдеров оказался "Комстар" с 12 %, на втором – "ВымпелКом" и "ВолгаТелеком" с 9 % на каждого. 8 % рынка получил "ЦентрТелеком", по 7 % - "Акадо", "Северо-Западный Телеком" и "Эр-Телеком". Доля "УралСвязьИнформ" составила 6 %, "СибирьТелеком" - 5 %, ЮТК – 4 %.

Минкомсвязь поддержит IT

Министерство связи и массовых коммуникаций России (Минкомсвязь) подготовило предложения по стимулированию IT-отрасли. Об этом вчера заявил вице-премьер правительства Сергей Иванов, открывая заседание правительственной комиссии по транспорту и связи.

По словам Сергея Иванова, предложения разработаны министерством совместно с отраслевыми экспертами. Он отметил, предложения регулятора обеспечат приоритетность товаров российского происхождения по отношению к иностранным при государственных и муниципальных закупках.

Вице-премьер посетовал, что в государственном управлении чаще всего используется программное обеспечение иностранного производства, что "не может устраивать государство". При этом он отметил, что в ряде стратегических областей, в том числе в Объединенной промышленной корпорации (ОПК), имеются ряд перспективных разработок российских программистов, применимых и в гражданском секторе, в частности, как программное обеспечение для проектных работ.

Как пояснила пресс-служба Минкомсвязи, министерство сформулировало предложения, претворение которых в жизнь должно состоять из двух этапов. Во-первых, Минкомсвязи предлагает изменить приказ Минэкономразвития № 427 от 5 декабря 2008 г. Этот приказ устанавливает преференции для российских товаров перед иностранными в ходе размещения заказов для государственных нужд. Минкомсвязи хочет включить в этот приказ группу товаров, работ и услуг, связанных с деятельностью по использованию компьютеров.

Кроме того, Минкомсвязи предлагает внести поправки в закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", дополнив список критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе пунктом "российское происхождение товара". Компания должна быть зарегистрирована на территории РФ, иметь долю доходов, полученных от предоставления лицензий на программные продукты и реализации ПО, не менее 70% за отчетный период, а также иметь долю добавленной стоимости не менее 80%. "Минкомсвязь России в настоящее время прорабатывает данные вопросы совместно с ФАС России и Минэкономразвития России и считает целесообразным продолжить работу, направленную на внесение соответствующих изменений в законодательство, в том числе в части уточнения определения "российское происхождение товара", - заключила пресс-служба Минкомсвязи.

"Вымпелкому" раскрыли убытки

В первом квартале 2009 года девальвация рубля стоила "Вымпелкому" $276,6 млн убытка, говорится в отчете норвежской Telenor (принадлежит 29,9% акций оператора). Основная часть долга "Вымпелкома" номинирована в долларах, только в этом году компании предстоит выплатить кредиторам $1,8 млрд. Девальвация рубля не единственная проблема "Вымпелкома", предупреждают аналитики. Консолидация Golden Telecom и, возможно, "Евросети" может привести к снижению рентабельности оператора.

Убытки оператора связи "Вымпелком", который еще не опубликовал собственную отчетность за 2008 год, стали известны из отчета акционера оператора - норвежской Telenor. Выручка норвежской компании в первом квартале 2009 года составила $4,16 млрд, что больше прошлогоднего показателя на 3,15%, говорится в отчетности компании. Чистая прибыль холдинга снизилась на 64,5%, до $250 млн. В отчетности оценивается убыток холдинга от деятельности "Вымпелкома", который российский оператор получил главным образом от девальвации рубля. Telenor оценивает их в $276,6 млн (в пересчете с норвежских крон по курсу, приведенному в отчетности). Непосредственно Telenor получил от "Вымпелкома" $87,9 млн убытков. Руководитель службы корпоративных коммуникаций "Вымпелкома" Елена Прохорова отказалась вчера от комментариев, сославшись на то, что финансовая отчетность оператора еще не готова.

"Вымпелком" - универсальный оператор связи, оказывает услуги в России и СНГ. Выручка по итогам третьего квартала 2008 года - $2,8 млрд, OIBDA - $1,39 млрд. Капитализация вчера на NYSE - около $10,6 млрд.

Убытки "Вымпелкома" возникли из-за того, что оператор получает выручку в рублях, а долг номинирован в долларах, поясняет аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов. Он отмечает, что убытки "Вымпелкома" от девальвации были ожидаемы. В 2009 году компания должна выплатить около $1,8 млрд (вся задолженность компании оценивается приблизительно в $8 млрд), а остаток денежных средств на 30 сентября 2008 года составлял $727 млн.

Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Васин также считает, что убытки "Вымпелкома" были прогнозируемы. "Что касается перспектив оператора в этом году, то, на мой взгляд, проблем прибавят купленный в прошлом году оператор фиксированной связи Golden Telecom и сотовый ритейлер "Евросеть"",- говорит господин Васин. По его словам, консолидация Golden Telecom может снизить рентабельность "Вымпелкома". "Сейчас у "Вымпелкома" маржа по OIBDA составляет около 49%, а у Golden Telecom - в районе 20%,- рассказывает господин Васин.- Что касается "Евросети", то аудитор "Вымпелкома" может обязать оператора консолидировать показатели розничной сети. Такая процедура предусмотрена US GAAP: если формального контроля нет, но, по сути, компания контролируется". Консолидация "Евросети" может еще сильнее снизить рентабельность "Вымпелкома", предупреждает Сергей Васин.

Из-за высокой долговой нагрузки и девальвации рубля "Вымпелком" вынужден был не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям за 2008 год. В конце прошлого года бывший генеральный директор "Вымпелкома" Александр Изосимов заявлял, что приоритетом для компании является выплата долга.

Как защитить прибыли во время кризиса

Сильные колебания цен на энергоносители и товары, а также царящий на финансовых рынках беспорядок разрушают прибыли компаний во всех отраслях промышленности.

В нынешней экономической ситуации стратегии по снижению затрат, включающие в себя сокращения рабочих мест, урезание новых инвестиций или консолидацию процессов, являются самым апробированным рычагом для защиты чистой прибыли. Однако, сегодня для большинства компаний дополнительные возможности снижения затрат - без значительного отрицательного влияния на деятельность предприятия и обслуживания клиентов - уже невозможны. В таких сложных условиях компаниям следует использовать наиболее важный и недостаточно используемый рычаг для получения прибылей - активное управление ценами.

Недавнее исследование показало, насколько сильна власть ценообразования: увеличение фактической цены всего лишь на один процент может принести 10%-ный рост операционной прибыли. Кроме того, важность ценообразования подкреплена успехом ценовых инвестиций ведущих компаний во всех сферах промышленности. Например, известный мировой производитель, в стратегических целях инвестировавший в ценообразование, достиг значительного увеличения прибыли. Стратегические инвестиции сочетали в себе руководство над ценообразованием, обновление процессов ценообразования и использование соответствующего ПО для внедрения и поддержания новых процессов.

Другое недавно проведенное исследование подтвердило преимущества ценовых инициатив и инвестиций. В ходе опроса было выяснено, что почти половина респондентов получили отдачу от своих ценовых инвестиций через год или даже раньше. Это не такая уж редкость для компаний повышать прибыль до 1% продаж (или 10 млн долл. прибыли на каждый миллиард долларов продаж) менее чем за полгода, используя краткосрочные возможности ценообразования. В долгосрочном периоде компании могут использовать эти стратегии для создания стартовой площадки для постоянной модернизации процесса ценообразования.

Метод 1: Повысьте степень реакции на цены

Ценовой "статус кво" - это путь наименьшего сопротивления, и он довольно часто применяется во многих компаниях. На рынках, где цены на сырье и энергоносители очень неустойчивы, цены конкурентов быстро меняются, а общая покупательская способность неопределенна, очевидно одно - статус кво ценообразования приведет к постоянному разрушению прибыли. Компании, которые хотят сохранить прибыли во время рецессии, должны быть более "отзывчивы", чем прежде; им необходимо заранее определять цены на продукцию и услуги, чтобы быть уверенными, что те совпадают с доминирующими рыночными условиями. Более того, компаниям настоятельно требуется сообщать о ценах и в сети своих торговых представителей, и партнерам, и дистрибьюторам, вооружив их ценовыми знаниями для того, чтобы те оставались конкурентоспособными.

Метод 2: Определите и займитесь низкорентабельным бизнесом

Анализ рентабельности на общем деловом уровне и на основании каждой сделки - это ключ к определению скрытых возможностей повышения прибыли. Большинство компаний упускают эти возможности, поскольку они анализируют рентабельность на агрегированном уровне, то есть на уровне филиалов, регионов или каналов распределения. Транзакционный анализ дает представление о том, применялась ли во время сделок политика скидок или были ли успешно покрыты дополнительные расходы. Вооружившись такими знаниями, компании могут принимать взвешенные решения о том, имеют ли некоторые сделки стратегическое значение, несмотря на их низкую рентабельность, или же необходимо предпринять какие-нибудь действия для коррекции.

Метод 3: Урежьте расходы на обслуживание

Многие компании считают, что вопросы "цена/обслуживание" входят в затраты на ведение бизнеса. Очень редко такие расходы возмещаются компаниями. В результате возникает значительное и ненужное снижение прибыли. В нынешней экономической ситуации компаниям очень важно ужесточить свою политику по отношению к "цене/обслуживанию". Классифицируя клиентов по категориям, компаниям следует ужесточить свою политику расходов на обслуживание, применяя соответствующие методы по возмещению расходов за обслуживание второй категории заказчиков и эффективно обслуживая нужды стратегически важных клиентов.

Метод 4: Устанавливайте "зернистые" цены

Большинство компаний сегодня используют так называемый подход средних цен, игнорируя разницу в том, как стоимость их продукции воспринимается в различных сегментах клиентской базы. Более эффективно было бы определить сначала сегменты "мелкозернистых" заказчиков по соответствующим характеристикам, а затем установить оптимальные цены и инструкции по продажам для каждого сегмента. Оптимальные цены должны быть установлены с учетом возможностей ценообразования в сегменте (индикатор способности компании реализовывать ценовые изменения) и ее ценового риска (величина, которая показывает, что именно находится под угрозой для бизнеса).

Метод 5: Контролируйте независимые продажи

Независимые продажи торговых агентов могут привести к убыткам или низким доходам, что связано со спекулятивными сделками. Такие факторы, как несуществующая политика продаж или отсутствие контроля над действующей политикой продаж, могут послужить толчком для подобного поведения. В результате в схожих сделках могут быть установлены совершенно разные цены. Устанавливая базовые цены, уровни и границы, компании могут улучшить согласованность при ведении продаж для повышения прибылей и достижения оптимальной цены.

Стратегии ценообразования предоставляют компаниям уникальную возможность противостоять снижающемуся давлению цен и поддерживать колебание цен в допустимых пределах. Инвестируя в стратегическое ценообразование, компании могут значительно повысить свою рентабельность даже во времена нынешнего финансового кризиса.

Расходы на ИТ в 2009 году будут расти

Последние данные, полученные в ходе исследования Compass Intelligence среди малых и средних предприятий, показывают, что небольшие компании по-прежнему уверены, что расходы на ИТ в 2009 году будут расти.

Согласно результатам проведенного исследования, экономический кризис негативно повлиял на средний бизнес, но не сумел победить его. Представителей среднего и малого бизнеса спросили, каких вендоров они считают самыми подходящими, и список их ответов возглавили такие компании, как Dell, AT&T и IBM.

Одним из ключевых результатов опроса было то, что большинство компаний из малого бизнеса сохранили позитивное отношение к своим затратам на ИТ в течение самых сложных и неопределенных последних месяцев. 42% опрошенных заявили, что не собираются менять свои планы на расходы по ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) в 2009 году.

Другие 20% ожидают роста расходов на ИКТ. Хотя по сравнению с результатами прошлогоднего опроса эти показатели несколько снизились, исследователи полагают, что как только экономика стабилизируется, ИТ-расходы в небольших компаниях начнут расти.

"Наше исследование показало, что экономический кризис в той или иной степени отрицательно сказался на приблизительно 60% американских малых и средних предприятий, но большинство из них все-таки собираются в этом году инвестировать в технологии. Это все потому, что дух американских предпринимателей не так-то легко сломить, они являются мощной силой для оздоровления экономики, а в спокойные времена и катализатором для дальнейшего роста, - считает главный стратег компании Compass Неко Берни. - Понимание сути этого неукротимого духа поможет более крупным компаниям получить доступ на огромный и растущий рынок предприятий малого и среднего бизнеса".

Производитель компьютеров Dell стоит на первом месте среди главных ИТ-"спасителей" малого и среднего бизнеса (компания набрала 185 очков из 240 возможных). AT&T, IBM, Cisco и Hewlett-Packard замыкают пятерку сильнейших с отставанием всего лишь на несколько очков. По словам Берни, несмотря на то, что все они являются "фантастическими компаниями", они подходят к рынку SMB по-разному.

Отчет Compass был опубликован две недели спустя после опроса компании SurePayroll. Результаты же этого опроса показали, что 71% респондентов из числа представителей малого бизнеса настроены довольно оптимистично. 47% от общего числа оптимистов заявили, что основным источником такого позитивного настроя являются их собственные денежные средства и доходы.

Помимо запланированного роста расходов на ИТ и системы безопасности малые и средние компании с подачи вендоров начинают активно внедрять интерактивные средства связи, показали результаты опроса, проведенного Borrell Associates. В отчете говорится, что расходы на интерактивную рекламу будут приносить пока лишь скромную прибыль - 10% в последующие пять лет. Но интернет полностью изменил направление маркетинга SMB, сейчас небольшие предприятия инвестируют 11% от всей своей рекламы на рекламу в сети, что на 7% выше, чем всего лишь три года назад (4%).

Доходы падают на фоне зарплат

Зарплаты в десяти крупных городах РФ в первом квартале 2009 года в целом снизились менее чем на 1%. Согласно исследованию кадрового холдинга "Анкор", как рост, так и снижение окладов оказались несущественными. Заморозка компенсаций продлится до конца года, говорят аналитики. Впрочем, несмотря на малозаметное снижение окладов, девальвация рубля, отсутствие индексации и отказ от премий привели к резкому снижению реальных заработков: они упали более чем на 40%.

Центр аналитических исследований кадрового холдинга "Анкор" представил "Общеотраслевое исследование заработных плат, льгот и компенсаций сотрудников" за первый квартал 2009 года. Изучив ситуацию на рынке труда в 10 крупнейших городах России и опросив представителей 271 российских и иностранных компаний, аналитики пришли к выводу, что размер зарплат сократился несущественно. В среднем в первом квартале по сравнению с данными конца 2008 года зарплаты сократились на 0,6%. Максимальное снижение зафиксировано в Екатеринбурге (4,5%) и Краснодаре (4%). Самый большой рост отмечен в Воронеже (3,5%) и Перми (3%). В столице работодатели в среднем снизили зарплаты на 1,6%. Директор Центра аналитических исследований Наталья Данина отмечает, что данные по зарплатам "колеблются, но несущественно". "Мы зафиксировали отрицательный рост зарплат в 50% исследуемых регионов. Но в целом можно говорить, что зарплаты заморожены, и подобная ситуация будет сохраняться до конца года",- прогнозирует она.

При этом, по словам госпожи Даниной, из-за девальвации рубля и отсутствия индексации инфляции реальные заработки значительно сократились. С этим согласен и президент "ЭКОПСИ Консалтинг" Марк Розин: "От премий отказалось подавляющее большинство компаний, многие их снизили. А что касается фиксированной части заработка, то она фактически стоит на месте". По словам господина Розина, реальные заработки падают - в том числе и за счет выплат в рублях. "Доходы снизились более чем на 40%",- резюмирует он.

Управляющий партнер консалтинговой компании AXES Management Сергей Львов отмечает, что в первом квартале 2009 года более 50% компаний сократили зарплаты на 10-15% по сравнению с августом 2008 года, но оптимистичен в прогнозах. "Сокращая зарплаты, премии, льготы, работодатели обещали все вернуть в июне. Вполне возможно, уже больше половины компаний сдержат обещание",- предполагает господин Львов.

Директор отделения "Кадровый консалтинг" Kelly Services Вероника Онищенко отмечает, что фиксированную часть оклада снизить "очень проблематично", поэтому работодатели предпочитают сокращать премии. По данным госпожи Онищенко, сохранили оклады более 70% компаний. До 10% существенно - от 20% до 40% - снизили зарплаты сотрудникам, изменив структуру должностей или функционал либо переписав трудовые договоры. Еще около 20% повысили зарплату сотрудникам.

Руководитель проекта "Работа@mail.ru" Алена Владимирская отмечает, что рост или сокращение зарплат во многом определяется отраслевой принадлежностью работодателя. Так, в фармацевтике в первом квартале 2009 года зафиксирован рост на 10-15%, а в недвижимости - снижение на 50%, в автопроме и у дилеров - на 30-40%. "Кризис в представлении соискателей отличался от кризиса работодателей, но ожидания первых все же изменились. Например, топ-менеджеры редактируют свои запросы очень резко - с 300 тыс. до 150 тыс. руб.",- отмечает она.

Зарвавшееся млекопитающее

Автор: Наталья Науменко

Место действия - офис крупного украинского холдинга. Время действия - февраль 2009-го. После первой волны сокращений сотрудники осознали, насколько зыбко их профессиональное и материальное благополучие. Тем более что высшее руководство компании однозначно озвучило свое отношение к кадровой политике - "выживут сильнейшие". И тогда вполне толерантный коллектив превратился в пауков, закрытых в банке.

От слаженной командной работы не осталось и следа. Но зато "одиночки" смогли проявить себя в полной мере. Тогда руководству компании пришлось принять специальные меры, чтобы снизить накал конкурентной борьбы в подразделениях, где это мешало работе, и оставить все по-прежнему там, где соревновательная атмосфера стимулировала к достижениям. Естественно, пришлось учитывать и личностные качества каждого из ключевых сотрудников.

Человек соперничающий

По мнению этологов, изучающих инстинктивные модели поведения, определенная иерархичность присуща всем существам, живущим группами. А члены группы постоянно борются между собой за повышение своего ранга, который позволяет получать лучшую пищу, возможности для размножения и прочие блага. Но если у животных высокое положение обусловлено физической силой и внешними признаками (большой яркий гребень петуха, хвост павлина, рост медведя), то у людей особое значение имеют совсем другие качества.

Известный психолог Владимир Леви назвал эту черту "силой наглости", утверждая, что именно уверенность индивида в собственном превосходстве заставляет окружающих уступать. Однако если копнуть немного глубже, окажется, что люди по-разному реагируют на конфликтную ситуацию. И чем больший дискомфорт человек испытывает, находясь в ситуации острого или перманентного конфликта, тем больше он идет на уступки и тем ниже его ранговый потенциал в иерархии. Если человек с решимостью и упорством способен заниматься внутригрупповой борьбой, можно говорить о его потенциальных способностях занять высокое место. Именно эту способность, в зависимости от поставленных задач и представлений, специалисты по персоналу называют то лидерскими качествами, то стрессоустойчивостью, то духом соперничества.

Этологи утверждают, что именно устойчивость к конфликтам является базисом для того, чтобы индивид состоялся как лидер. В то время как социальный интеллект, харизма, удачливость и другие черты, обычно присущие лидеру, лишь дополняют умение бороться за место под солнцем. При этом ученые считают, что у людей эта способность на две трети обусловлена врожденными качествами, и на одну треть - обстоятельствами, которые могут способствовать раскрытию и даже усилению исходных задатков. Ну а что касается значимости этого качества для бизнеса, то ее трудно переоценить.

Все выше

"Склонность к соперничеству, как правило, связана с такими позитивными и востребованными качествами, как активность, инициативность, ориентация на достижение успеха. Но высокий уровень склонности к конкуренции может проявляться в излишней амбициозности, конфликтном поведении. А это зачастую работодателем не приветствуется", - рассказала Ольга Шаповаленко, тренер-консультант консалтинговой компании "Стафф Сервис" (штат - 20 чел.).

Поэтому важно правильно оценить конфликтную устойчивость и стиль межличностных взаимоотношений человека. И делать это необходимо с оглядкой на позицию, которую будет занимать специалист, а также специфику его работы - будет ли он взаимодействовать в команде либо же принимать огонь на себя. "В ходе интервью важно оценить даже не столько склонность к соперничеству, сколько определенные стереотипы поведения в ситуациях конкуренции. Для этого можно сказать кандидату, что в компании, на работу в которой он претендует, достаточно высокая внутренняя конкуренция между сотрудниками.

И поинтересоваться - сталкивался ли он с такими особенностями работы ранее, как он относится к внутренней конкуренции, какие формы конкурентной борьбы считает оправданными, а какие недопустимыми. Дайте кандидату свободно высказаться по данному вопросу. Таким образом, будет нетрудно понять, какие мотивы движут этим специалистом в конкурентной борьбе, какие методы и формы для него приемлемы, а какие - нет", - советует Ольга Шаповаленко.

Впрочем, иногда компании, ориентированные на агрессивные продажи и работающие в высококонкурентных сферах, искусственно поддерживают напряженное соперничество между сотрудниками, так как это приносит им ощутимую выгоду. И нередко используют прием, который в среде специалистов по персоналу называется "гонкой". Его суть состоит в том, что среди кандидатов на вакансию или сотрудников во время сокращения устраивается соревнование, в результате которого остается один или несколько самых стойких и эффективных. Однако, по мнению Станиславы Винярской, менеджера по персоналу ООО "Эспан" (продажа косметики и товаров медицинского назначения, штат - 80 чел.), у этого метода есть ограничения. Так как он годится только для отдельных категорий сотрудников - сейлзов, страховых и коммерческих агентов, личные результаты работы которых очевидны и измеримы.

Но если речь идет о необходимости командной работы, такие методы совершенно неприемлемы, так как большое количество склонных к конкуренции сотрудников способно превратить предприятие в серпентарий.

Не перестараться

Для того чтобы внутренняя конкуренция не мешала развитию компании, необходимо соблюдение сразу нескольких условий. Во-первых, однородность персонала, который вступает в конкурентную борьбу. Естественно, что конкуренция между менеджерами по продажам или продавцами-консультантами более оправдана, чем соперничество между коммерческим и финансовым директорами. Причем однородность должна выражаться и в равных стартовых условиях: ресурсах, критериях оценки и т. д.

Еще одним фактором, определяющим "пользу" внутренней конкуренции, по мнению Ольги Шаповаленко, "является стадия развития компании. В молодых, активно развивающихся компаниях польза от соревнования между сотрудниками могла бы быть огромной. Но из-за нестабильной внутренней структуры и системы управления процесс часто может выходить из-под контроля и вместо дивидендов приносить потери. Поэтому вся энергия, направленная в русло конкурентной борьбы, должна стремиться к конструктивным целям: выполнить работу максимально качественно и быстро либо привлечь максимальное количество клиентов. Если же цели деструктивны, это приводит к тому, что вместо выполнения своей работы сотрудники ищут ошибки в работе соперников, а иногда и мешают работе, откровенно вставляя палки в колеса".

Если вернуться все к тем же биологическим предпосылкам, окажется, что возможны два варианта консолидации группы. Первый основан на жестком подчинении лидеру, второй предполагает альтруизм членов группы. Первый вариант построен на базовых инстинктах, поэтому очень устойчив. Однако он малоэффективен для реализации сложных форм совместной деятельности.

Поэтому основным примером ситуации, в которой конкурентные отношения не принесут пользы, является любая командная работа, когда общий результат складывается из усилий и талантов каждого члена команды. "Как правило, в грамотно подобранной команде конкуренция возникает редко. Каждый четко знает свою функцию и делает именно то, что у него получается наилучшим образом. Наиболее эффективным способом борьбы с конкуренцией в командах является анализ функций всех членов команды с последующей коррекцией распределения зон ответственности в случае, если они дублируются", - считает г-жа Шаповаленко.

Такого же мнения придерживается и Сергей Милявенко, руководитель отдела сбыта НПП "Атис-плюс" (разработка, производство и поставка медицинского оборудования, штат - 70 чел.): "Негативный эффект внутренней конкуренции проявляется в первую очередь в том, что коллектив как таковой перестает существовать, а сотрудники направляют свою энергию не на решение рабочих задач, а на отслеживание действий соперников". При этом в компании с высокой внутренней конкуренцией текучесть кадров обычно превышает все мыслимые пределы. Так как вполне профессиональные сотрудники, не отличающиеся высокой толерантностью к конфликтам, не способны выжить в накаленной атмосфере.

"Ростехнологиям" предложили купить крупнейшего российского сборщика компьютеров

Госкорпорация "Ростехнологии" получила предложение о покупке крупнейшего в России сборщика компьютеров, компании Depo Computers. Об этом пишет газета "Ведомости". Данную информацию подтверждает представитель "Ростехнологий" Игорь Завьялов.

Цена, по которой актив может быть куплен, неизвестна, однако издание пишет, что она заинтересовала госкорпорацию. По данным издания, изначально владелец Depo, системный интегратор IBS Group, рассчитывал продать актив за 40-50 миллионов долларов, включая задолженность компании.

По словам Завьялова, в "Ростехнологиях" пока рассматривают полученное предложение, и окончательного решения о покупке актива пока нет. В случае если сделка состоится, то Depo Computers станет частью холдинга "Российская электроника", перешедшего под контроль госкорпорации в 2008 году. Холдинг, созданный в 1997 году, объединяет более 20 предприятий радиоэлектроники, и Depo Computers станет в нем единственным сборщиком ПК.

В случае продажи актива IBS Group сможет более чем на 40 процентов сократить сумму собственного долга, который в конце марта составлял 68 миллионов долларов, пишет газета. При этом из-за кризиса выручка Depo за последний год снизилась на 39 процентов, в то время как выручка других дочерних предприятий холдинга, Luxoft и IBS, увеличилась на 24 и 12 процентов соответственно.

"Ростехнологии" создаются на базе "Рособоронэкспорта" с ноября 2007 года. Госкорпорация получит госпакеты акций в таких крупных предприятиях, как "ВСМПО-Ависма", "АвтоВАЗ" и "Камаз", "Оборонпром" и "Русспецсталь". Depo Computers собирает персональные компьютеры с 2002 года. В 2007 году компания поставила 420 тысяч ПК, а ее выручка превысила 490 миллионов долларов.

"Персональные суперкомпьютеры" от Dell

Компания Dell оснастила свои рабочие станции Precision R5400, T5500 и T7500 вычислительным процессором NVIDIA Tesla C1060, созданным на базе архитектуры параллельных вычислений CUDA.

Рабочая станция Dell Precision R5400

Архитектура CUDA в рамках этих решений делает высокопроизводительные вычисления доступными для многих исследователей из разных научных областей. Как утверждают представители NVIDIA, рабочие станции Dell Precision на базе Tesla GPU предоставляют ученым "собственные суперкомпьютеры" с вычислительной мощностью, эквивалентной кластеру, при цене в 100 раз меньше.

"Dell Precision R5400, T7500 и T5500 вместе с вычислительными процессорами Tesla переносят мощь супервычислений на обычный рабочий стол", - отмечает Грег Уиер, старший менеджер Dell Product Group.

Аналитики знают все

К концу мая Seagate может закрыть пару своих заводов в США.

По словам Аарона Рейкерса, аналитика Stifel Nikolaus, Seagate стремится завершить второй квартал с операционными расходами ниже 300 миллионов долларов. Рейкерс полагает, что эта цель будет достигнута путем закрытия одного или двух заводов на территории США. Одним из последствий такого шага станет увольнение от 800 до 1000 сотрудников компании.

Рейкерс также отмечает, что Seagate удалось догнать Western Digital и других конкурентов по плотности записи на дисках малого форм-фактора. По мнению аналитика, компания добилась уровня 320 Гб на пластину. Поставки 2,5-дюймовых дисков от Seagate объемом 320 и 640 Гб могут начаться в конце 2009 - самом начале 2010 годов. Также во второй половине нынешнего года вендор может вывести на рынок бюджетные 2,5-дюймовые винчестеры для нетбуков.

Лучшие производители на российском ИТ-рынке

Результаты пятого ежегодного исследования.

Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное