Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 439


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 439-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 22 июня 2009 года.

В статье "Форум российских ученых социалистической ориентации" рассказано о работе VII съезда российских учёных социалистической ориентации (РУСО), который прошел 16 мая 2009 года в Москве.

Продолжаем публиковать серию статей Н. Овчинникова "Рыцарь науки", посвященную жизни и работам выдающегося советского ученого Трофима Денисовича Лысенко (17(29) сентября 1898 - 20 ноября 1976 гг.). В настоящем выпуске - пятая статья серии.

Предлагаем сводку "Реконструкция всеобщей истории" Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко - главу из одной из книг по новой статистической хронологии.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Форум российских ученых социалистической ориентации

16 мая 2009 года в Москве прошёл VII съезд российских учёных социалистической ориентации (РУСО). С большим и содержательным докладом выступил председатель Центрального совета академик Виктор Степанович Шевелуха. Был представлен глубокий научный анализ современной политической и экономической обстановки в стране, большой перечень научных работ, выполненный учёными РУСО.

В работе съезда приняли участие заместитель председателя ЦК КПРФ академик Владимир Иванович Кашин и первый секретарь Московского городского комитета КПРФ Владимир Дмитриевич Улас.

Кашин В.И. отметил большую работу, проведённую учёными РУСО, направленную на совершенствование российского законодательства и развитие марксистко-ленинского учения, доложил о работе фракции КПРФ в Государственной Думе и поставил задачу по разработке прикладной науки, непосредственно направленной на повышение общественного сознания трудящихся.

В своём выступлении Улас В.Д. особо подчеркнул социальную и политическую остроту современного состояния в стране и в мире, которая является серьёзным экзаменом, как для буржуазной власти, так и для оппозиции, и обратился с просьбой исследовать современное состояние в обществе и глубоко проанализировать основные причины кардинального перерождения КПСС и гибели Советского Союза.

Выступления других делегатов и гостей съезда были посвящены результатам своей работы за отчётный период и задачам на будущее.

Съезд дал удовлетворительную оценку работе Центрального совета, принял соответствующее постановление, обращения к трудящимся страны по образованию, по реформе ВПК и психотропным методам подавления общественного сознания и избрал новый состав Центрального совета общества РУСО.

Проведённый съезд вызвал крайне неоднозначную оценку работы российских учёных социалистической ориентации. Логически возникает вопрос, почему большая работа учёных практически не влияет на общественное сознание и не приводит к позитивным результатам работы КПРФ?

Роль науки переоценить невозможно. Соответственно и её ответственность перед обществом. Как оценивать вклад и влияние учёных? Очевидно, только по состоянию общества. Ведь учёные - это мозг нации, это её коллективный разум. Они должны знать не только что делать, но и как делать. Они как никто другие знают психологию людей и методы воздействия на их поведение и действия. По своему знанию они выше государственных деятелей и всех политических партий. Если их знания не находят применения со стороны политических деятелей, то что им мешает напрямую выходить на трудящихся. Почему КПРФ ставит задачи учёным? Это учёные должны ставить задачи всем политическим партиям. Именно они по своему положению имеют самый высокий статус в обществе.

Каково же сегодня состояние нашей страны?

Нет великого Советского Союза, защитившего мир от немецкого фашизма и являвшего примером для всего человечества. Идёт прямой геноцид российского народа. Мы занимаем 3-е место в мире по темпам вымирания населения. По продолжительности жизни мы скатились с 35-го места в мире на 157-е. Но, главное, мы потеряли советский народ и обрели деградированную массу людей, осознанно голосующих за своих угнетателей. Все человеческие ценности оказались перевёрнуты.

Все обстоятельства показывают абсолютно реальные признаки гибели страны.

Каково состояние Коммунистической партии Российской Федерации, обязанной быть авангардом трудящихся?

По сравнению с 1996 годом доверие к ней избирателей снизилось в 4 раза, её численность сократилась в 3,8 раза, партия не молодеет, а стареет. Мировой финансово-экономический кризис больнее всех оказался для России и создаёт объективно реальную революционную ситуацию. Но социалистической революции не будет, нет субъективного фактора, нет социалистического общественного сознания и нет революционной партии. Тем более, по утверждению КПРФ Россия уже исчерпала свой лимит на революции. По своей программе КПРФ является не коммунистической партией, а социал-демократической, и по практической деятельности не революционной, а оппортунистической.

Есть в этой катастрофической ситуации для нашей страны и для партии доля вины наших учёных социалистической ориентации? Очевидно, есть и очень большая.

В течение 17-ти лет ими не выполнены глубокие научные исследования и разработки по следующим основным вопросам:

1. О законах общественного развития. Они объективны или субъективны? Какова роль масс, сословий, общественных организаций и личностей в истории? Неужели Горбачёв такой гений, которому оказалось по силам повернуть вспять историю и осилить объективные законы развития?

2. О сущности социалистической общественно-экономической формации власти трудящихся. Каковы обязательные черты этих категорий? Является ли власть обязательным условием для выживания? Каковы соотношения прав и обязанностей, свободы и ответственности, индивидуумов и общества? Какие факторы обуславливают развитие индивидуумов и всего общества? Каковы обязательные условия для выживания? Каковы формы общественной собственности средств производства?

3. О причинах коренного перерождения КПСС и гибели СССР. Почему 19-ти миллионная армия членов КПСС проиграла битву на идеологическом фронте, имея самое мощное оружие - марксистко-ленинское учение о развитии человеческого общества? Как могло случиться, что XVIII съезд КПСС принял решение о разгосударствлении и переходе к рыночной экономике, к переходу к капиталистическому способу производства? Какая общественно-экономическая формация была в СССР? У кого была реальная власть в СССР?

4. О политической партии трудящихся. Каким требованиям должна отвечать коммунистическая партия, какова её цель, каковы пути для достижения цели, чьи интересы она защищает, каковы принципы её строительства и её деятельности? Если партия - передовой авангард трудящихся, то, как она формируется? Как обуславливается ответственность партии перед трудящимися? В чём сущность научного коммунизма, как основной части марксистко-ленинского учения?

5. О методике пропаганды и агитации. Почему коммунистическая идеология, единственная, которая может спасти страну и весь мир, не становится общественным сознанием, не становится материальной силой, тем более в условиях всеобщего кризиса капиталистической системы и геноцида российского народа? Какова психология восприятия? Какова мотивация воспитания и политического образования?

6. О научных и общественно-политических категориях. Почему учёные вкладывают различные смыслы в одни и те же определения? Как можно без конкретной определённости различных категорий понимать друг друга?

Что делать?

Во-первых, признать приоритетность и актуальность общественных наук.

Во-вторых, обязательным условием формирования народа является понятная для него единая цель и чёткие пути её достижения. Нужно определить сущность социалистической общественно-экономической формации и власти трудящихся, как основного условия выживания и инструмента самоуправления. "Экономическая и философская газета" (No. 10-11, март 2009 года) пригласила всех учёных и политических деятелей выступить на её страницах по этому вопросу, чтобы сформировать общую концепцию. Учёные РУСО должны внести свою самую большую лепту в эту общую работу.

В-третьих, на основе психологии личности и масс определить мотивацию действия граждан, для повышения своего общественного сознания и обеспечения своего выживания. Сегодня главный инструмент управления людьми - это влияние на их индивидуальное сознание и использование подсознания, привычек, животных инстинктов и абстрактного мышления с использованием технических средств массовой информации. Буржуазия прекрасно владеет этим инструментом управления, используя ложь и фальшивые ценности. Наша сила в правде, но мы не способны её раскрыть во всей её полноте. Очень важно знать, но ещё важнее, чтобы тебя понимали, понимали не только другие учёные, но и простые граждане. Наука без практического применения не нужна.

В-четвёртых, не надо заниматься иллюзиями "лечения" капитализма. На последнем пленуме Московского городского комитета КПРФ один из его участников сказал ключевую фразу: "Антикризисная программа в условиях капитализма - это бред". Почему мы перестали слушать К. Маркса? Ведь он ясно сказал: "Буржуазные институты власти не реформируемы, их надо сломать и на их месте построить новые, социалистические, ибо они всегда будут источником контрреволюции. Принимая участие в деятельности буржуазного парламента, оппозиция уже одним этим играет на руку

господствующему режиму и укрепляет его политическое могущество. Всякий раз, выступая с законотворческими инициативами, ратуя о благосостоянии народа, о выработке и утверждении приемлемого бюджета и т. д., оппозиция автоматически и помимо собственной воли вступает с партией власти во всё новые и новые сделки, стирающие пограничную между ними черту, превращающие её - оппозицию - в винтик властной структуры".

Будет ли успех этой работы? Безусловно, будет, если каждый учёный возьмёт на себя личную ответственность за судьбу своего народа. Наше будущее в наших руках.

Виктор Иванович Катков
Заслуженный работник Минтопэнерго
Российской Федерации
WWW: Katkov-viktor.narod.ru
E-mail: Katkov-viktor@mail.ru

*   *   *   *   *   *   *

Рыцарь науки

Н. Овчинников

(Продолжение. Начало см. в выпусках рассылки No.435 от 25 мая, No.436 от 1 июня, No.437 от 8 июня и No.438 от 15 июня 2009 г.)

Кампания против Лысенко. Атаку против Лысенко начал генетик-вейсманист и ответственный партийный деятель [1] А. Жебрак. С конца 1944 до середины 1946 года он направлял письма в правительство (Маленкову и Молотову), встречался с Молотовым, настаивая на реорганизации управления биологическими науками и удалении из них мичуринцев.

В начале 1946 года появилась статья П. Жуковского "Дарвинизм в кривом зеркале" с критикой взглядов Т.Д. Лысенко на проблемы наследственности и обвинениями его в не-дарвинизме [2].

Во втором номере за 1947 год журнала "Вопросы философии" [3] была опубликована статья академика И. Шмальгаузена "Представления о целом в современной биологии" с критикой мичуринского направления в биологии.

16 апреля 1947 года деятельность Т.Д. Лысенко и ВАСХНИЛ критиковалась на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б).

Теоретические взгляды Т.Д. Лысенко критиковались на конференциях по генетике, организованных в МГУ в марте и в ноябре 1947 года.

29 ноября 1947 года в "Литературной газете" была опубликована статья Шмальгаузена, Формозова, Сабинина и Юдинцева с критикой отрицания Т.Д. Лысенко внутривидовой борьбы за существование.

С 3 по 8 февраля 1948 года в МГУ прошла большая конференция по "проблемам дарвинизма", на которой выступило 40 докладчиков из разных городов и организаций. Многочисленные выступающие, среди которых были академик АН СССР И.И. Шмальгаузен, академик АН УССР Д. А. Сапегин, член-корреспондент АН УССР И.М. Поляков, академик ВАСХНИЛ М.М. Завадовский, доказывали, что Т.Д. Лысенко не является дарвинистом.

Кампания против Лысенко на Западе. Помимо пропагандистских атак и партийно-политических интриг внутри страны вейсманисты попытались, ещё до окончания войны, организовать давление на общественность и государственные органы Советского Союза из-за рубежа.

В 1944-45 гг. в западной прессе был опубликован ряд статей против Лысенко. Около полусотни публикаций о советской генетике, с критикой мичуринского направления в биологии, появилось на страницах научных и научно-популярных журналов "Science", "Journal of Heredity", "Nature", "American Naturalist". "Многие западные генетики приняли самое активное участие в этой кампании" [4]. Западные и советские вейсманисты действовали согласованно. Например, в конце 1944 - начале 1945 гг., получив критические статьи о советской биологии американских генетиков-вейсманистов Денна и Сакса - фактически из кругов советских генетиков-вейсманистов же и инспирированные, - А. Жебрак направил В.М. Молотову письмо с их обзором и с замечаниями, что "взгляды Т.Д. Лысенко производят неблагоприятное впечатление на Западе". В одни ворота играли две команды. Так уже было в конце 1936 года и плохо кончилось для "получателей западной помощи", но Жебрак забыл об этом. В 1945 году он и сам опубликовал в журнале "Science" статью "Советская биология" с критикой Т.Д. Лысенко и с рассуждениями про "единство мировой науки" [5].

В мае 1945 года Жебрак, прибыв в США как член белорусской делегации на конференцию по организации ООН, встретился с американскими генетиками. В этом ему помогали М. Лернер, Э. Бабкок, Р. Гольдшмидт. Лернер организовывал встречи Жебрака с учеными, делал для него переводы, вел переписку.

Действия западных генетиков-вейсманистов в борьбе против Т.Д. Лысенко координировались не только с советским коллегами но и между собой. "Четыре наиболее известных американских генетика - Дани, Демерек, Добржаиский [6] и Меллер - руководили американской частью кампании, а Хаксли координировал "британский фронт"" [7]. "Американские генетики использовали свою налаженную коммуникационную сеть: как только кто-то из них получал письмо с какой-либо ценной информацией, он немедленно рассылал его всем остальным членам сообщества..." [8]. Англо- австралийский ботаник Э. Эшби [9] предложил коллегам усилить кампанию против Т.Д. Лысенко в западных журналах, а также обратиться, для повышения авторитета советских коллег, к руководству Академии Наук СССР с просьбой провести очередной международный конгресс по генетике в Москве [10].

Западные доброхоты, "озабоченные развитием биологии в СССР", были уже уверены в своей победе. М. Лернер писал Г. Мёллеру: "Довольно скоро у Лысенко будет достаточно веревки, чтобы повеситься" [11].

Однако в 1947 году, когда СССР вступил в конфронтацию с Западом, особенно весной-летом этого года, когда сталинское руководство начало борьбу с космополитизмом в стране [12], "западная помощь" обернулась против её получателей.

30 августа 1947 года в "Литературной газете", а 2 сентября в "Правде" были опубликованы статьи, осуждающие А. Жебрака и Н. Дубинина за их в нападки в западной прессе на Т.Д. Лысенко. Отвергались и тезисы Жебрака о "единстве мировой науки". "В своём низкопоклонстве перед зарубежной наукой профессор Жебрак доходит до того, что фактически предлагает американским учёным нечто вроде единого союза для борьбы против советского учёного т. Лысенко... Вместе с американскими учёными, пишет Жебрак в журнале "Сайенс", мы, работающие в этой же научной области в России, строим общую биологию мирового масштаба. С кем это вместе строит Жебрак общую биологию мирового масштаба? Не с теми ли учеными-генетиками, которые на международном генетическом конгрессе выпустили манифест с проповедью человеководства? Гордость советских людей состоит в том, что они борются с реакционерами и клеветниками, а не строят с ними общую науку "мирового масштаба"".

В итоге в ноябре 1947 года А. Жебраку, главному организатору зарубежной линии давления на Т.Д. Лысенко, пришлось каяться за "низкопоклонничество перед Западом" на суде чести, состоявшемся в Министерстве высшего образования.

Продолжение кампании против Лысенко. Внутри страны, однако, давление на Т.Д. Лысенко и мичуринцев продолжалось. Оно достигло своего максимума в апреле 1948 года. Вейсманистам удалось привлечь на свою сторону Ю. Жданова [13], назначенного 1 декабря 1947 года заведующим сектором науки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). "Начав работу в секторе науки, я в первую очередь столкнулся с обстановкой в области биологии. На беседу потянулись многие ученые..." (Ю. Жданов) [14]. Убеждённый доводами оппонентов Лысенко, Ю. Жданов 10 апреля 1948 года выступил с большим докладом в Политехническом музее на тему: "Спорные вопросы современного дарвинизма". В этом выступлении, имевшем характер инструктажа для партийных лекторов, он раскритиковал и теоретические взгляды Лысенко, и его практическую деятельность.

Позиция Сталина. Работы Т.Д. Лысенко, направленные на повышение урожайности в сельском хозяйстве, неизменно поддерживались в 1930-40-х гг. руководством страны и лично И.В. Сталиным. Мировоззренческая позиция Сталина также не изменились с 1930-х годов - он по-прежнему одобрял идеи ламаркизма и направленного изменения наследственности, отстаивавшиеся мичуринцами. В 1947 году, в разговоре с Ю. Ждановым, Сталин сказал: "В биологической науке издавна существует два взгляда на жизнь. Одни утверждают, что существует неизменное наследственное вещество, которое не поддается действию внешней природы. По сути дела, такая точка зрения (а она представляет взгляд Вейсмана) тождественна с воззрением, будто жизнь не развилась из неживой материи. Другого мнения придерживается учение неоламаркизма. Согласно этому учению, внешнее воздействие изменяет признаки организма, и эти приобретенные признаки наследуются... Большая часть представителей биологической науки против Лысенко. Они поддерживают те течения, которые модны на Западе. Это пережиток того положения, когда русские ученые, считая себя учениками европейской науки, полагали, что надо слепо следовать западной науке и раболепно относились к каждому слову с Запада" [15].

Однако Сталин был не очень высокого мнения об организационных талантах Лысенко. В той же беседе он заметил Ю. Жданову: "Я ему <Лысенко> говорю: какой Вы организатор, если Вы, будучи президентом Сельскохозяйственной академии, не можете организовать за собой большинство" [16].

Лысенко и сам, впрочем, сознавал свою слабость в борьбе с многочисленными противниками. В октябре 1947 года, осаждаемый с разных сторон, он обратился к Сталину с просьбой о содействии:

"Дорогой Иосиф Виссарионович!

Если мичуринские теоретические установки, которых мы придерживаемся и на основе колхозно-совхозной практики развиваем, в своей основе правильны, то назрела уже необходимость нашим руководящим органам образования и сельского хозяйства сказать свое веское слово, внести резкий перелом в дело воспитания наших кадров биологов, агрономов и животноводов.

Метафизическое учение о живых телах - морганизм-менделизм, вейсманистский неодарвинизм - преподается во всех вузах, мичуринское же учение - советский дарвинизм почти нигде не преподается.

Прошу Вас, товарищ СТАЛИН, помочь этому  хорошему нужному для нашего сельского хозяйства делу" (27 октября 1947 г.).

Ответное письмо Сталина, написанное 31 октября 1947 года, было благожелательным, но неопределённым:

"Уважаемый Трофим Денисович!

Вашу записку от 27.Х.47 г. получил. Большое Вам спасибо за записку... Что касается теоретических установок в биологии, то я считаю, что мичуринская установка является единственно научной установкой. Вейсманисты и их последователи, отрицающие наследственность приобретенных свойств, не заслуживают того, чтобы долго распространяться о них. Будущее принадлежит Мичурину.

С уважением, И. Сталин"

Сталин, по-видимому, в это время не особенно внимательно следил за дискуссиями в биологической науке и вокруг неё. Однако выступление Ю. Жданова 10 апреля 1948 года всё поменяло очень круто.

17 апреля 1948 года Т.Д. Лысенко направил И.В. Сталину и А.А. Жданову письмо, в котором говорил, что он готов отказаться от президентства в ВАСХНИЛ и просил предоставить ему условия для продолжения работы по развитию мичуринской биологии для колхозно-совхозной практики. Министру сельского хозяйства СССР И.А. Бенедиктову он направил письмо с просьбой об освобождении его от поста президента ВАСХНИЛ.

Получив письмо Т.Д. Лысенко и ознакомившись с выступлением Ю. Жданова, Сталин увидел, что дело зашло слишком далеко. Что Лысенко вот-вот "съедят" и руководство сельским хозяйством страны перейдет к "рокфеллеровским стипендиатам" [17], "специалистам мирового уровня по дрозофиле" и "улучшателям евгенических качеств граждан" - то есть, развалится.

Как и в других случаях, ответ Сталина на попытку оказать на него давление, вынудить принять решение, идущее вразрез с интересами страны, был очень резким. Итогом неуклюжих действий вейсманистов на этот раз стал их полный административный разгром - удаление с большинства занимавшихся ими важных постов в науке и преподавании [18].

31 мая 1948 года состоялось заседание Политбюро, на котором обсуждалось апрельское выступление Юрия Жданова. Сталин возмущённо заявил, что Жданов-младший поставил своей целью разгромить и уничтожить Лысенко, забыв, что на нём сегодня держится сельское хозяйство.

15 июля 1948 года Политбюро приняло постановление: "В связи с неправильным, не отражающим позиции ЦК ВКП(б) докладом Ю.А. Жданова по вопросам биологической науки, принять предложение министерства сельского хозяйства СССР, министерства совхозов СССР и академии сельскохозяйственных наук имени Ленина об обсуждении на июльской сессии академии сельскохозяйственных наук доклада акад. Т.Д. Лысенко на тему "О положении в советской биологической науке", имея в виду опубликование этого доклада в печати".

Об отставке Лысенко уже не было и речи. Трофим Денисович подготовил свой знаменитый доклад, ставший сконцентрированным выражением его взглядов на проблемы наследственности и критических замечаний по отношению к теориям оппонентов. 23 июля 1948 года Т.Д. Лысенко направил Сталину следующее письмо:

"Товарищу И.В. СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Убедительно прошу Вас просмотреть написанный мною доклад "О положении в советской биологической науке", который должен быть доложен для обсуждения на июльской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина.

Я старался как можно лучше с научной стороны, правдиво изложить состояние вопроса.

Доклад т. Юрия Жданова формально я обошел, но фактически содержание моего доклада во многом является ответом на его неправильное выступление, ставшее довольно широко известным.

Буду рад и счастлив получить Ваши замечания.

Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина академик Т. Лысенко

23 VII 1948 г.".

Доклад был лично просмотрен и отредактирован Сталиным.

Таким образом, партийно-политические игры вейсманистов с "мягким давлением" на сталинское руководство дали, как и в случае их попыток опереться на западную поддержку, обратный эффект.

Впрочем, они ещё не знали о своём провале и продолжали осаждать ЦК и правительство требованиями снять Лысенко, покарать его и прочее. В июле 1948 года на имя Г.М. Маленкова продолжают поступать письма от И. Шмальгаузена, А. Жебрака, Алиханяна, Е. Бобко, И. Полякова и других. 16 июля 1948 года большое письмо И.В. Сталину с требованием отставки Лысенко направил академик ВАСХНИЛ П. Константинов.

Ссылки

1. Член ВКП(б) с 1918 г. В 1929 г. закончил Институт красной профессуры. С 1931 г. завсектором сельскохозяйственной литературы ЦК ВКП(б). В 1945-1946 гг. завотделом Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

2. Дарвинизм в то время был едва ли не частью марксизма, и обвинения кого-либо в не-дарвинизме были политическими - сообщением в партийные органы: "этот человек против марксизма". Т.Д. Лысенко, чтобы отбиваться от подобных обвинений, использовал для своей системы взглядов термин "творческий дарвинизм" - хотя с реальным "дарвинизмом" он имел мало общего.

3. Главный советский журнал по философии, издававшийся с июля 1947 г. Сменил переставший выходить в годы войны журнал "Под знаменем марксизма".

4. Кременцов Н.Л. "Американская помощь" в советской генетике, 1945-1947 гг., ВИЕТ, 1996, N 3.

5. В эти интриги потомственные демократы втягивали и русских администраторов, организуя очередной "правотроцкистский блок": к подготовке статьи Жебрака имел отношение член Политбюро ЦК ВКП(б) Н.А. Вознесенский (позже расстрелянный по "ленинградскому делу"), а отправлена в США она была через Совинформбюро, руководитель которого А.С. Щербаков также считался членом "русской партии". Сам Жебрак состоял в Антифашистском комитете при Совинформбюро.

6. Ф. Добржанский (1900 - 1975 гг.) в 1927 г. был направлен на стажировку в США, в лабораторию Моргана. По совету Н. Вавилова в 1930 г. отказался от возвращения в Россию и остался работать в США. В 1936 г. стал гражданином США.

7. Кременцов Н.Л. "Американская помощь" в советской генетике, 1945-1947 гг.// ВИЕТ, 1996, N 3.

8. Там же.

9. В 1944-1945 гг. научный советник австралийского посольства в Москве.

10. И это тоже уже было, в 1930-х гг.

11. Кременцов Н.Л. "Американская помощь" в советской генетике, 1945-1947 гг.,  ВИЕТ, 1996, N 3.

12. 28 марта 1947 г. СМ СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление об организации судов чести для рассмотрения антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий. 14 мая 1947 г. И.В. Сталин в беседе с Фадеевым, Горбатовым и Симоновым дал указание развернуть борьбу с преклонением перед иностранщиной.

13. Ю. Жданов (1919-2006 гг.) - сын ближайшего соратника Сталина А.А. Жданова.

14. Ю.А. Жданов, "Во мгле противоречий" // "Вопросы философии", 1993. N7.

15. Там же.

16. Там же.

17. В 1920-х гг. в СССР, для вовлечения русских ученых в орбиту идеологического влияния Запада среди них распределялись - разумеется, только среди "перспективных" лиц - рокфеллеровские стипендии. Среди генетиков их получателями были, кроме естественных претендентов на эти средства, троцкистов Левита и Агола (стажировались у Меллера), и русские ученые - Ф. Добржанский и Г. Карпеченко (стажировались у Моргана). А. Жебрак стажировался в лаборатории Т. Моргана в 1930-31 гг.

18. До августа 1948 г. вейсманисты занимали почти все ведущие преподавательские и многие важнейшие административные места в биологии. См. прим. выше.

(Окончание следует)

Газета "Дуэль", N 35 (583), 26 августа 2008 г.

*   *   *   *   *   *   *

Реконструкция

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко

Реконструкция всеобщей истории. Ханы Новгородцы - Габсбурги.

Наследие Великой Империи в истории и культуре Евразии и Америки

Как была устроена Великая = "Монгольская" империя

1. Средневековая Русь - многонациональное государство, примерно соответствующее по национальной структуре Российской империи начала XX века. Во время "монголо-татарского" нашествия это государство никакие иноземцы не завоевывали. Наоборот, завоевание исходило от него самого. Русь-Орда была изначально заселена народами, исконно живущими на своей земле. В том числе - и предками современных татар. Языком государства был русский, церковно-славянский язык. Однако наряду с ним широко использовался и татарский, тюркский народный язык. Русь того времени была двуязычной. Русские люди тогда говорили на двух языках - тюркском, простонародном, и русском, произошедшим от церковно-славянского, языка Священного Писания и государственного делопроизводства. Впоследствии, после разделения мусульманства и православия, мусульманская часть населения Руси не перешла на чуждый по произношению арабский язык - священный язык ислама - и продолжала говорить на тюркском. А среди православной части населения, уже в эпоху Романовых, тюркский простонародный язык был постепенно полностью вытеснен русским и забыт.

2. Само название "Монголия", или Моголия, - как его раньше писали - происходит, вероятно, от русского МОГ, МОЧЬ, МОЩЬ, МОЩНЫЙ, МНОГО. Отсюда же и греческое Мегалион, то есть Великий. В русских исторических источниках слово Монголия, или Моголия, не встречается. Зато встречается Великая Русь. Известно, что Монголией называли Русь иностранцы. По нашему мнению, это название - просто перевод русского слова ВЕЛИКИЙ.

3. Так называемое "татаро-монгольское иго" является просто специфическим, ордынским периодом в истории нашего государства. Это было время, когда все население страны было разделено на две части. Одна из них - мирное гражданское население, управляемое князьями. Другая - постоянное регулярное войско-Орда-Рать под управлением военачальников. Которые могли быть русскими, татарами и т.д. Во главе Орды стоял царь или хан. Ему принадлежала верховная власть в государстве. Таким образом, в русском государстве того периода действовали рука об руку две администрации: военная - по линии Орды и гражданская - на местах.

4. Известно, что Русь платила Орде=Рати дань как десятую часть имущества и десятую часть населения. Это считается, в частности, свидетельством "татарского ига" и подчиненности Руси. Однако на самом деле здесь речь идет не о дани завоевателям, а о действительно существовавшем на Руси налоге на содержание собственного русского регулярного войска - Орды, а также о призыве молодежи в армию. В те времена в армию = Орду забирали в детском возрасте, и набранные воины-казаки домой уже не возвращались. Воинский набор и был той самой "тагмой", данью крови, которую русские якобы платили татарам. Подобный порядок, кстати, существовал и в Османии=Атамании по крайней мере до XVII века. Но это была не дань покоренного народа завоевателям, а государственная практика воинской повинности в Империи в то время. За отказ платить дань военная администрация наказывала население карательными экспедициями в провинившийся район. Подобные операции представляются сегодня историками как якобы "татарские набеги" на русские области. Естественно, операции усмирения иногда сопровождались кровавыми эксцессами и казнями.

5. Так называемого "татаро-монгольского" завоевания Руси не было, то есть не было нашествия иноплеменников на Русь. В действительности то, что сегодня объявлено "татаро-монгольским порабощением Руси", было внутренним процессом объединения русских княжеств - военным путем - и усиления царской власти в стране.

6. Потомки регулярного русского войска-0рды того времени сохранились до сих пор. Это - казачьи войска, живущие в казачьих станицах. Мнение некоторых историков, будто казаки - это беглые холопы, бежавшие или насильно выселенные на Дон в XVI-XVII веках, не выдерживает критики. Еще в XVII веке казаки были распространены по всей территории Руси.
7. Царская династия Ивана Калиты XIV-XVI веков - это и есть династия ханов-царей Орды. Поэтому она может быть условно названа Ордынской династией. Это - наш термин. Ордынская династия была РУССКОЙ, а не какой-то иноплеменной. Династия вела свое происхождение от царей старой Ромейской империи. Но к началу великого = "монгольского" завоевания она уже около ста лет правила во Владимиро-Суздальской Руси. Великое завоевание начал брат Ивана Калиты=Калифа - Георгий Данилович Московский. Великий князь Георгий представлен в отредактированной в XVII веке Повести Временны'х Лет как князь Рюрик, которого призвали новгородцы. А в иностранных источниках он известен как завоеватель мира Чингиз-Хан. Или ЦЕСАРЬ-ХАН, как писали это имя в некоторых западноевропейских хрониках. Он же - Георгий Победоносец. Георгий = Чингиз-Хан погиб в молодом возрасте. По одним источникам - в битве, по другим - предательски убит.

Затем власть перешла к брату Георгия - Иване Калите=Калифу. Он же - хан Батый, который продолжил завоевания хана Георгия Победоносца и совершил Западный поход. Поход окончился полным подчинением Западной Европы и вообще Евразии, многие места которой представляли собой в то время еще в значительной степени малонаселенные, неколонизированные, лишенные укрепленных городов, земли. В качестве одного из новых центров власти на Западе Иван Калита = хан Батый основал в конце XIV века итальянский Рим и Ватикан, само название которого означает Батый-хан.

Хозяйственная жизнь Великой = "Монгольской" Империи была, вероятно, организована так. Каждой отдельной области или провинции Империи поручался тот или иной вид производственной деятельности. В одних регионах развивали кораблестроение (Англия, Испания, Португалия), в других - земледелие, третьим отвели роль курортов, ввиду особо благоприятного климата. Курортной зоной была, например, значительная часть Западной Европы. Продукты хозяйственной деятельности поступали "в общий имперский котел", ханская администрация распределяла их по всей Империи в соответствии с возможностями того времени.

8. Ордынский период в истории Руси охватывает XIII-XVI века. Его конец - это Великая Смута в истории Руси в начале XVII века. Последним верховным правителем Ордынской династии был Борис Годунов.

9. Великая Смута и гражданская война начала XVII века закончились приходом к власти принципиально новой династии Романовых, родом из Западной Руси, из Пскова. В гражданской войне Ордынская династия была разгромлена. Эпоха Орды кончилась. Начался новый период в истории Руси. Таким образом, конец эпохи, объявленной затем романовскими историками знаменитым "татаро-монгольским игом" на Руси, - это начало XVII века. А не конец XV века, как считается в миллеровской-скалигеровской истории.

10. Новой династии Романовых требовалось упрочить свое положение на троне. Дело в том, что в то время существовали еще и другие уцелевшие потомки прежних Ордынских царей. Они претендовали на трон. В частности, к ним относились, по-видимому, и крымские ханы, и некоторые из казачьих родов, и ордынские властители Сибири, Дальнего Востока, Китая, значительной части американского континента. Поэтому династии Романовых было важно представить прежних русских царей-ханов как исконных "чужеземных" врагов Руси. С этой целью Романовы и создали, с помощью немецких историков - Миллера, Шлецера, Байера и других, искаженную историческую версию о якобы военном противостоянии Руси и Орды, русских и татар. Романовы и их историки назвали предшествовавшую русскую Ордынскую династию - татарской. Придав тем самым совсем другое освещение древне-русской истории той эпохи. Введя концепцию врага-татарина, с которым нужно было бороться. Старались натравить народы друг на друга. Тем самым, часто не меняя исторических фактов по существу, романовские историки чрезвычайно сильно исказили всю концепцию и весь смысл предшествовавшей истории Руси.

11. Конечно, тогда - как и сейчас - в состав русского государства входили ТАТАРЫ, а также мордва, чуваши и т.д. Однако противопоставление татар и русских, изображение одних - как завоевателей, а других - как побежденных, это изобретение романовских и скалигеровских историков XVII-XVIII веков. Они исказили русскую историю и представили ее так, будто в средние века на территории Руси существовали две противоборствовавшие силы: "русская Русь" и "татарская Орда". И что Русь была завоевана Ордой.

12. Белая Орда летописей означала Белоруссию, то есть Бело-Руссию. Под этим именем раньше понимали не только современную Белоруссию, но и гораздо бо'льшую территорию. Например, в конце XV - начале XVI века все Московское государство называли БЕЛОЙ РУСЬЮ. Возможно, отсюда пошло известное прозвание московского царя - Белый Царь. Золотая Орда или Волжское Царство - это Поволжье, называемое в те времена еще и Сибирью. Отсюда - город Симбирск на Волге. Третья знаменитая Орда - Синяя - это современная Украина и Крым.

13. Остановимся на исключительно интересном вопросе о финансовой системе Империи и о сословии казначеев. Новое понимание истории XIV-XVII веков существенно меняет наши представления о многих вопросах, например, о месте иудеев в средневековье. Этот вопрос многих интересовал и интересует. Обычная точка зрения, что это просто религиозная общность, которая когда-то, давным-давно, по каким-то не очень ясным причинам рассыпалась по всему миру, вряд ли может быть признана удовлетворительной. К ней всегда было много вопросов. Почему эта и только эта религиозная общность рассеялась по всему миру и не исчезла. Ведь религиозных войн было много, и много религиозных течений было уничтожено огнем и мечом. Если бы древнее иудейское государство было каким-то очень большим, то картина стала бы понятнее. Тогда иудеи сохранились бы в силу своей многочисленности. Но нам говорят, что древне-иудейское государство было очень маленьким. Таких маленьких государств за историю человечества было уничтожено сотни. А вот иудейская община сохранилась. Причем она распространена по всем цивилизованным странам. И во всех странах занимает заметное положение в общественно-политической жизни, науке, культуре. И, конечно, в финансовой системе.

Посмотрим теперь на это с точки зрения того, что мы узнали об истории Великой = "Монгольской" Империи, то есть русско-ордынского царства XIV-XVI веков. Спрашивается, какое место занимали предки современных иудеев в Империи?

Возможный ответ следующий. По-видимому, в структуре Великой Империи прослеживается идея муравейника или улья. То есть создавались сословия, наследственные кланы, занимавшиеся тем или иным специальным родом деятельности. Возможно, следы кастовой имперской системы в какой-то мере сохранились в Индии с ее известными кастами воинов, рабочих, священников и т.п. В недавней русской истории мы знаем по крайней мере один такой сохранившийся пример. Это - каста, сословие священников. До второй половины XIX века священником на Руси мог стать только сын священника и дочери священника, то есть оба родителя должны были принадлежать к данной касте. Только в XIX веке закон был отменен. Это обстоятельство в свое время широко обсуждалось в русском обществе. Отголоски дискуссии можно найти и у русских писателей XIX века, например у Н.С.Лескова.

Еще одним примером профессионального клана, по-видимому, являются предки нынешних цыган, см. ХРОН6,гл.18:11. Они обслуживали торговые караванные пути Империи, протянувшиеся на многие тысячи километров. Отсюда их врожденное стремление к постоянному передвижению, стремление быть возле лошадей, непризнание государственных границ. После распада Империи сама профессия отмерла, но среди потомков этого профессионального клана до сих пор живут смутные воспоминания о роде деятельности их предков.

Вероятно, в до-романовской Русско-Ордынской Империи были и другие касты, профессиональные цеха. В частности, было сословие финансовых, так сказать банковских, работников Империи. Они обслуживали казну и бухгалтерию Империи, разбросанную по всей территории Евразии, Африки и Америки. Совершенно ясно, что функционирование огромной Империи было невозможно без налаженного финансового механизма. Сюда входил не только центральный административно-финансовый аппарат двора великого царя-хана в Ярославле = Великом Новгороде, но и множество контор-бухгалтерий, разбросанных по всему цивилизованному миру той эпохи. От Америки до Китая. Примеры действия этого финансового механизма мы уже приводили в ХРОН5,гл.12:4. Сюда относилась организация торговли Востока и Запада, сбор дани, выплата зарплаты, контроль над потоками драгоценных металлов, финансовое обеспечение войск и т.п. Работа, естественно, требовала большого внимания к деталям, своеобразной квалификации, умения производить расчеты и вычисления, предполагала определенную жесткость к нарушителям финансовой дисциплины. Возможно отсюда - склонность к построению сложных формализованных систем правил, что ярко проявляется, например, в Талмуде. И, конечно, "кровью" всей этой огромной имперской системы были деньги. Естественно, что у людей, которые из поколения в поколение "занимались деньгами", вырабатывалось стремление всегда быть возле денег. Среди людей, имеющих отношение к денежной системе современного мира, вероятно, много потомков старого имперского финансового сословия. Их должно быть много в банковской системе.

Внутри одного профессионального цеха естественным образом могла сложиться религиозная общность. Которая затем и вошла в современный иудаизм. Напомним, что в Империи действовал принцип веротерпимости и ни одна из религий не преследовалась. Но нас могут опять спросить: почему же тогда не возникла, например, "военная религия", которую исповедовали бы все воины Империи? Ответим так. По-видимому, здесь большую роль играл род деятельности. Ведь ясно, что внутренние связи в сословии финансистов, работников имперской денежной системы, были существенно сильнее, чем, скажем, профессиональные связи в касте воинов. Банкиры, например, в тогдашней Америке и банкиры в тогдашней Европе были теснее связаны, чем воины в Америке и воины в Европе. Ничего удивительного в этом нет. Просто - разный характер деятельности. И потому ясно, что финансовое сословие было выделенным, особым среди профессиональных структур Империи. Другие сословия могли быть пронизаны разными религиями. А вот финансовый цех, вероятно, был более однородным в религиозном смысле. Впрочем, и у иудеев были, да и есть, религиозные разногласия.

Совершенно ясно, почему имперскому финансовому цеху не нужно было никакого специального отдельного государства. В каком-то смысле оно у него было. Это была, попросту, вся Империя. Может быть, современный космополитизм - это отчасти наследие, воспоминание об огромном поле профессиональной финансовой деятельности, распространявшейся на всю территорию Империи от Америки до Китая. Слабая привязанность к месту рождения, к земле предков, легкость смены места жительства. В эпоху Империи все это естественно объяснялось родом профессии имперского казначея. Работники имперской казны часто переезжали с места на место, их могли послать на работу в самые отдаленные уголки Империи и т.п. Вместе с этим неизбежно возникало стремление к сплоченности, определенной замкнутости.

Таким образом, складывается следующая гипотетическая картина. В XIV веке возникла огромная Великая = "Монгольская" Империя. Ее создатели - русско-ордынские цари-ханы начали упорядочивать жизнь на огромных территориях. Одним из первых был создан финансовый институт, денежная система Империи и обслуживающее ее сословие людей. В XVI веке в этом финансовом сословии господствовал иудаизм как религия. Возможно, не только в этом сословии, но в нем он был всеобщим, или почти всеобщим. Ввиду специфики своей деятельности - контроль над деньгами Империи - сословие приобрело власть, которая, скорее всего, никак не была предусмотрена первыми основателями Великой Империи.

Тогдашние цари-ханы Великой Империи, по-видимому, не осознали вовремя грозившей им опасности. В XVI - начале XVII века Империя была развалена. Через некоторое время на ее развалинах расцвела власть денег.

Теперь становится ясно, почему через некоторое время после распада Империи в ее отдельных осколках-государствах Европы началась эпоха революций (почему-то до этого никаких революций не было). Современное "объяснение" этого факта является на самом деле затуманиванием сути дела. А суть событий была простой. Империя была развалена руками военных имперских наместников. В Германии, Франции и т.д. Ордынские наместники, естественно, получили неограниченную власть на местах, превратившись в независимых королей, герцогов и т.д. Простодушно думая, что победили именно они. Они ошибались. Теперь с ними стали разбираться по-отдельности. Кому-то отрубили голову, кого-то смел "возмущенный народ". Движущей силой всех подобных революций были все те же деньги. По сравнению с развалом Империи такие локальные перевороты были довольно легким делом. В результате открыто провозгласили превосходство денег над знатностью, над древностью рода. Это - лозунги французской революции, английской революции и т.п. В Великой = "Монгольской" Империи царил принцип древности и знатности рода. Знатность была безусловно уважаема и давала права на власть. В том числе и на высшую. После мятежа Реформации XVII века на первое место вышло богатство, деньги. Знатность ушла в тень, а кое-где была объявлена плохим признаком.

Высказанная нами мысль, что средневековые иудеи, или их часть, были работниками казны Империи, прямо подтверждается средневековыми источниками. Процитируем в этой связи "Историю средних веков" профессора Оскара Иегера [304]. Он пишет о короле Венцеславе XIV века следующее: "Сообразно одному из решений Нюренбергского сейма 1390 г. король приказал Евреям (не следует забывать, что, по современным юридическим понятиям, ОНИ И ВСЕ ИХ ИМУЩЕСТВО СОСТАВЛЯЛИ СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ) выдать все находившиеся в их руках залоги и долговые обязательства... Евреи должны были подчиниться правительственному распоряжению, и подчинились: но само собой разумеется, что немного спустя, после этого финансового оборота, дела оказались в том же самом положении, как и прежде" [304], т.2, с.449.

Все ясно. Имперское правительство приказало своей казне простить долги рыцарям. Дело происходит после затяжной войны. Казна прощает долги. Но беднее от этого не становится. По крайней мере через некоторое время все возвращается в прежнее положение. Простив долги своим рыцарям, Империя не обеднела.

Ситуация, когда средневековый рыцарь ТРЕБУЕТ денег, причем не у кого-нибудь, а именно у еврея, вошла в литературную классику. Вспомним хотя бы пушкинского "Скупого рыцаря". Рыцарь "почему-то" убежден, что деньги еврея - это его, рыцаря, деньги. По крайней мере он имеет в них свою неоспоримую долю. А еврей уверяет его, что "денег больше нет". Обычный разговор с бухгалтером, казначеем, который всеми силами старается ограничить выдачу наличных. Рыцарь же настойчиво требует выдать причитающееся ему имперское жалование.

Характерно, что гонения на иудеев в Западной Европе начались сразу же после развала Великой = "Монгольской" Империи. В Лютеранском Хронографе 1680 года читаем, что в 1615 году "древнее содружество между странами возставися: жидом из Вормации изыти повелено" [940], лист 424. То есть "древнее содружество между странами восстановлено: иудеям приказано выйти из Вормации". По-видимому, имеется в виду какое-то ограничение в правах или изгнание иудеев в 1615 году, то есть сразу после Великой Смуты. Тут очень любопытно упоминание вскользь о ДРЕВНЕМ СОДРУЖЕСТВЕ СТРАН Западной Европы. Как мы теперь понимаем, содружество было вхождением в единую Великую = "Монгольскую" Империю.

После распада Империи бо'льшая часть ее чиновников и воинов, в том числе и рядовых работников имперской казны, оказались под подозрением в новом западноевропейском реформаторском обществе. В Западной Европе возникли знаменитые гетто.

14. Спрашивается, почему сегодня считается, что именно иудеи написали Библию? Как мы теперь понимаем, это не совсем так. Здесь мы на самом деле имеем дело с терминологической путаницей, типичной для средних веков. Библейские книги была написаны самыми разными людьми. Например, Ветхий Завет был написан, в основном, БОГОСЛАВЦАМИ (напомним, что так переводится на русский язык слово Иудей) - СЛАВЯЩИМИ БОГА священниками, шедшими в войсках Орды-Атамании на завоевание мира, земли обетованной в XV веке. Отметим, что слово "еврей" раньше, по-видимому, означало просто "священник". Это - видоизменение греческого слова Иерей. Слово Иерей легко переходит в слово Еврей из-за двоякого прочтения церковно-славянской буквы Ижица, см. ХРОН4. Естественно, Библия была написана священниками, то есть евреями. Или Славящими Бога, то есть Иудеями.

15. До сих пор сохраняются психологические следы того, что когда-то именно Русь-Орда была имперским центром, метрополией всей Великой = "Монгольской" Империи. В частности, народы Российской Империи до сих пор "плохо дрессируются", в них еще жив дух прежней вольности, дух "хозяев Империи". Силен здравый смысл, довольно скептично отношение к писаным законам. И это понятно: законы писались Империей для других, то есть для покоренных провинций. С другой стороны, российская вольница сочетается с глубоким монархическим чувством, проявившимся и в XX веке. На Руси всегда были готовы умереть за царя, за идею. В других цивилизованных странах люди легче склоняются перед законом. Возможно потому, что они являются потомками не только завоевателей = "монголов", но и в значительной степени местного покоренного населения, которое было вынуждено в свое время подчиниться приказам метрополии, то есть Руси-Орды и Атамании.

16. Может возникнуть естественный вопрос: как же управлялась Великая = "Монгольская" Империя на протяжении ни много ни мало - около трехсот лет, с XIV по XVI век. Ведь если она охватывала столь большие географические пространства, то каким образом Руси-Орде удалось мобилизовать такое количество воинов, чтобы колонизировать обширные регионы? Проще говоря, откуда взялось столько солдат? Одно дело - быстро покорить территории в процессе завоевания. Для этого, - ввиду слабой заселенности многих областей Евразии и Америки, - часто могло хватать сравнительно небольших, но хорошо вооруженных и обученных отрядов. Но совсем другое дело - затем долго поддерживать порядок, контролировать и воспитывать местное население целых континентов.
Кроме того, спрашивается, как удавалось без промедления передавать из центра Руси-Орды приказы удаленным войскам, администрации, наместникам? Ведь в то время не было быстрых средств связи, вроде телеграфа, радио, телефона. Итак, как же хан-царь реально правил гигантскими территориями Евразии, Африки и Америки, "над которыми никогда не заходит солнце"?

Вопросы эти относятся уже не к хронологии, а к реконструкции, поэтому ответы на них в значительной мере гипотетичны. Тем не менее они представляют интерес, поскольку помогают преодолеть психологические предрассудки, иногда мешающие восприятию реконструкции истории Империи. Сразу скажем, что на самом деле ответы просты и опираются на очевидные соображения.

Во-первых, начиная с XV века, в Великой Империи сложились два согласованно правящих центра. Один был в Руси-Орде, именовавшейся также Израилем, другой находился в Царь-Граде, столице Османии=Атамании. Атамания, по-видимому, именовалась также Иудеей, поскольку ее столицей был евангельский Иерусалим = Царь-Град = Троя. Кроме того, Израилем или Иудеей иногда именовалась и вся "Монгольская" Империя, когда имелись в виду, соответственно, ВОЕННЫЕ аспекты ее деятельности либо КУЛЬТОВЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ. При этом Русь-Орда в основном контролировала Западную Европу и Азию, а Османия=Атамания - Средиземноморье, Ближний Восток и Африку. Америка, колонизированная в конце XV века, находилась, по-видимому, под совместным управлением Руси-Орды и Османии=Атамании. Подобное распределение зон влияния, естественно, упрощало задачу управления обширными колониями.

Во-вторых, важным цементирующим фактором была общая христианская православная вера, широко распространенная Ордынской Империей = Израилем по всему тогдашнему миру. "Монгольские" миссионеры, шедшие в израильских войсках крестоносцев = ордынцев, создавали затем на колонизированных территориях многочисленные филиалы кафолической православной церкви, чем обеспечивали духовное единство населения Империи. Религиозная общность была одним из тех краеугольных камней, на которых несколько сот лет зиждилось имперское могущество. Единая христианская церковь выполняла важную государственную функцию. Именно поэтому западноевропейские мятежники эпохи Реформации XVI-XVII веков нанесли первый удар именно по православию, чтобы расколоть Империю, см. ХРОН6,гл.9. Успех "прогрессивной религиозной реформы" помог в итоге разделить "Монголию" на куски, каждому из которых "досталась" теперь как бы "своя новая религия": протестантизм, католичество, ислам и т.д.

В-третьих, в фундаменте Империи лежала ее профессиональная военная организация, то есть Орда=Рать. Не следует думать, будто в каждом городе или поселении "Монгольской" Империи, от Китая и Европы до Африки и Америки, обязательно стоял военный гарнизон ордынцев-казаков. В этом не было необходимости. Скорее всего, небольшие, но хорошо вооруженные и обученные военные контингенты были сосредоточены лишь в некоторых наиболее значительных центрах, откуда время от времени осуществляли свои походы в отдаленные области для сбора дани или карательных акций. Надо отдавать себе отчет в том, что с психологически-воспитательной точки зрения именно такая форма правления, когда профессиональные войска появляются лишь изредка, но зато проводят необходимые мероприятия быстро, четко, публично и жестко, была особо эффективной. Немаловажной составляющей правления в ту эпоху был страх подданных перед центральной далекой властью. Ясно, что вовсе не нужно постоянное присутствие военного ордынского отряда в каждом поселении. На это просто не хватило бы профессиональных солдат и оружия. В то же время правители хорошо понимали, что отдаленная и как бы невидимая, но абсолютно неотвратимая угроза часто куда более действенна, чем постоянное квартирование войск на виду населения. Недаром говорят, что у страха глаза велики. Постоянное ожидание ужасает иногда больше, чем реальное появление войска. Понятно, что сила, окруженная загадкой, полуприкрытая налетом тайны, вызывает особое напряжение.

Напротив же, близкое соприкосновение с войсками, все время живущими тут же, рядом с простыми жителями, создает вредный для власти эффект привыкания. Обыватели перестают бояться и начинают понимать, что военные - в общем такие же люди, со своими недостатками и как бы не столь могучие. Страх уходит, заменяется спокойным и, может быть, даже пренебрежительным отношением. Исчезновение страха вскоре приводит к потере покорности центральной власти. Именно поэтому куда более грамотной была ордынская практика относительно редких, но регулярных рейдов небольших профессиональных гарнизонов по отдаленным территориям Империи с целью наведения порядка, сбора дани, а также необходимого устрашения. Немногочисленные войска неожиданно появлялись, вершили быстрый суд, карали провинившихся, иногда жестоко. И вскоре так же внезапно исчезали, оставив после себя страх и разнообразные легенды. Которые разрастались, передавались детям, создавая ореол таинственности и мощи далекой центральной "монгольской" власти. Собственно говоря, БУКВАЛЬНО ТАКУЮ КАРТИНУ и рисуют нам "древне"-русские летописи, сообщая о "НАБЕГАХ ОТРЯДОВ плохих татар", от которых страдали города и селения. Позднейшие истолкователи, вроде Карамзина, именно таким искаженным образом преподнесли нам обычные рейды Орды для сбора дани и проверки имперских структур. Отметим, что именно потомки ордынских завоевателей составили потом костяк знати, сложившейся на местах, например в Западной Европе, см.ХРОН5,гл.12:12.

В четвертых, в основе устойчивого существования Империи лежало, вероятно, подавляющее военное превосходство Орды, сложившееся в XIV веке и обеспечившее саму возможность такой грандиозной колонизации мира, подобной которой потом уже никогда не было. Вероятно, в самом начале XIV века в Руси-Орде было открыто промышленное производство железа и пороха, позволившее создать огнестрельное вооружение, включая пушки. Вторым фактором была казацкая конница, выросшая в бескрайних степях Руси-Орды. Ничего сравнимого за пределами Руси, по-видимому, не было. Легкая и тяжелая "монгольская" конница, вооруженная мушкетами и сопровождаемая артиллерией, скорее всего, фактически не встречала сопротивления. Как мы уже знаем на примере взятия в 1453 году Царь-Града, то есть библейского Иерихона, см.ХРОН6,гл.5:3, в случае необходимости к стенам особо упорно сопротивлявшихся городов тут же выдвигалась тяжелая артиллерия, быстро проламывавшая любые каменные стены. Впрочем, надо полагать, в большинстве случаев было достаточно лишь демонстрации мощи, чтобы сразу и в корне давить попытки возможного неповиновения. Все это обеспечивало устойчивое управление колонизированными территориями.

Скорость передачи военных и административных приказов ограничивалась, конечно, транспортными возможностями тех времен. Но, во-первых, как нам сообщают летописи, Орда создала достаточно эффективную сеть дорог и конного сообщения вдоль них, см.ХРОН4,Введение:3. Во-вторых, главной задачей "монгольских" наместников от Америки до Китая было обеспечение порядка, сбор дани и отправка какой-то ее части в метрополию. Все подобные функции не нуждались в мелочном регулировании из центра и вполне были усвоены местной администрацией без того, чтобы каждодневно подкрепляться приказами из Москвы или Царь-Града. Гонцы посылались, вероятно, по более крупным и неординарным вопросам. В этих особых случаях курьеры, надо полагать, передвигались довольно быстро.

Как мы уже отмечали, еще одним фактором устойчивости Империи в XIV-XVI веках было разумное распределение хозяйственных функций между разными ее областями. Одни - строили корабли, другие - разрабатывали сельское хозяйство, третьи - развивали искусства и науки и т.п. Был организован взаимный обмен продуктами труда. Все шло в общий имперский котел. Каждая область была заинтересована в устойчивости такого механизма. Потом, после раскола Империи, подобная узкая специализация привела к дополнительным проблемам и войнам, когда в XVII-XVIII веках жадно делили наследие Империи.

http://chronologia.org/xpon7/x7_10.html

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное