Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 42b


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжение 42-го выпуска*

3.3. Ответственность за экологические правонарушения

   За экологические правонарушения, т.е. виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрим эти виды ответственности.

Дисциплинарная ответственность

   Дисциплинарная ответственность - это ответственность в пределах организации. Руководство предприятия налагает на виновного или виновных дисциплинарное взыскание. Таким образом, дисциплинарное взыскание - мера наказания работника за нарушение трудовой дисциплины. Используют разные виды дисциплинарных взысканий - замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение и др. Дисциплинарная ответственность основана на Кодексе законов о труде (КЗоТ), Правилах внутреннего трудового распорядка и аналогичных правовых актах.
   Поскольку большинство вторжений человека в окружающую природную среду обусловлено его производственной деятельностью, то дисциплинарная ответственность в экологической области может иметь широкое распространение. Она носит перспективный превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения взыскания, простоты исполнения, легко доходит до сознания работников предприятия и эффективно воздействует на волю участников общественных отношений.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

   Этот вид ответственности относится к гражданскому праву. Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков используется таксовый метод, главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер. Другими словами, она наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет его причинителя вреда (как правило - юридического лица), а в конечном итоге за счет виновного лица. (С физического лица обычно удается взыскать лишь незначительную часть нанесенного ущерба, поскольку сумма возмещения вреда обычно много больше доходов конкретного работника - виновника экологического правонарушения.) Взысканные суммы должны расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника - государства, общества в целом, юридического или физического лица.
   Споры, связанные с загрязнением окружающей среды, рассматриваются судами и арбитражными судами. В их компетенцию входит разрешение исков о причинении предприятиями и организациями ущерба рыбному хозяйству, лесному хозяйству, о земельных правонарушениях. Они рассматривают дела о гибели наземных животных, загрязнении водоемов хозяйственными и бытовыми стоками и т.п. Развитие принципов экономической целесообразности и взаимовыгодности, в том числе во взаимоотношениях между физическими и юридическими лицами, товарно-денежных отношений, хозрасчета, самофинансирования, самоокупаемости повышает роль гражданско-правовой ответственности, значение неотвратимости наказания, в том числе экономического (причинитель возмещает ущерб) за причинение вреда окружающей среде.
   Экономический ущерб от загрязнения природы по оценке ряда институтов Российской академии наук превышает триллионы рублей в год (по состоянию на 2001 год), и фактическое возмещение его физическими лицами осуществляется пока неудовлетворительно. Рассмотрим несколько примеров.

Примеры привлечения к гражданско-правовой ответственности

   Старший инженер производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства Хабаровска не контролировал работу напорного коллектора, что являлось его служебной обязанностью. В коллекторе остановились насосы, а аварийная ситуация своевременно обнаружена не была. В результате переполнения коллектора произошел его прорыв, и сточные воды попали в Амур. Ущерб от загрязнения решением арбитражного суда взыскан с производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства Хабаровска, был предъявлен иск и к виновному старшему инженеру. Он, понимая и признавая свою вину, добровольно уплатил требуемую сумму.
   С Россошанского химзавода в пользу колхоза "Заречье" за порчу неочищенными сточными водами 20 га посевов взыскан ущерб, а с виновных должностных лиц в возмещение взыскана заводу соответствующая сумма.
   Уголовное дело в отношении директора межхозяйственного предприятия "Московское" было возбуждено за сброс в реку нечистот, приведших к гибели рыбы. Хотя уголовное дело было прекращено, с виновного взыскали ущерб.
   К акционерным обществам "Дружба" и "Правда" были предъявлены иски за загрязнение навозной жижей реки Богучарки. После удовлетворения судом иска предъявлены регрессные требования (т.е. вытекающие из основного иска) в возмещение материального ущерба к правлениям акционерных обществ и заведующим животноводческими комплексами этих организаций.
   Хотя и трудно бывает устанавливать причинную связь между деянием (действием или бездействием) и наступившим результатом - деградацией природы (ввиду множественности воздействующих на среду факторов, необходимости выявления виновности конкретных лиц с определенных предприятий), делать это все-таки нужно и можно. Примером служит дело о повреждении и гибели леса под Братском, где с алюминиевого завода взыскали ущерб и штраф за уничтожение леса на площади более 200 тыс. га. Как было установлено, при ремонте очистных сооружений завода фтористые соединения выбрасывались в атмосферу без очистки, допускались случаи превышения в выбросах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
   Некоторые считают, что материальная ответственность станет эффективнее в условиях дальнейшего развития "рыночной экономики", особенно тогда, когда основное бремя возмещения ущерба будет перенесено с предприятия (объединения) на конкретных виновных лиц. Однако эта надежда представляется утопией, поскольку личное имущество конкретного виновника экологического правонарушения, как правила, на несколько порядков меньше нанесенного ущерба. Более эффективный путь - экологическое страхование, которому посвящен отдельный раздел настоящей книги.

Административные экологические правонарушения

   Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу с перечнем административных правонарушений и соответствующих взысканий в области охраны окружающей природной среды. Посягательства классифицируются по видам природных ресурсов. В области землепользования административные взыскания налагаются за бесхозяйственное использование земель, порчу сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или возврат земель в состоянии, непригодном для использования по назначению, самовольное отступление от утвержденных в предусмотренном законодательством порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства, за уничтожение, незаконную установку или смещение межевых знаков. В области литосферы (горных отношений) административная ответственность наступает в случаях нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр. В целях охраны вод административные взыскания накладываются за нарушение правил охраны водных ресурсов, невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями, нарушение правил водопользования, повреждение или нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.
   Наибольшее число и разнообразие административных правонарушений предусматриваются Административным кодексом РФ в интересах защиты лесов. В Российской Федерации - это незаконное использование земель государственного лесного фонда; нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы. К административной ответственности привлекает за незаконную порубку и повреждение деревьев, кустарников, лесных культур, как взрослых растений, так и молодняка, в частности, за уничтожение или повреждение подроста в лесах. Еще один вид нарушений - использование леса не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете; в частности, нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины.
   Конфликты могут возникать и с сельскохозяйственными организациями и отдельными фермерами из-за повреждения сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда, самовольного сенокоса и выпаса скота. Все граждане, пользующиеся лесами для отдыха, могут быть привлечены к ответственности за самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено, а также за сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных лесным ведомством сроков.
   Работники промышленных предприятий и жилищно-коммунальной сферы могут привлекаться к административной ответственности за ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса; повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда; уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах; уничтожение полезной для леса фауны; нарушение требований пожарной безопасности.
   Охрана атмосферного воздуха предполагает наложение административных взысканий за следующие проступки:
   - выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
   - ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха;
   - нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование или недостаточное использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу;
   - выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязненных веществ в выбросах;
   - эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах;
   - несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов;
   - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
   - невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха.
   Административными правонарушениями признаются нарушения правил охоты, рыболовства и китобойного промысла.
   К общераспространенным видам взысканий за административные правонарушений типа штрафов примыкают и такие специальные взыскания, как:
   - приостановление работ, временное прекращение эксплуатации хозяйственно-технических объектов и механизмов,
   - перевод на особый режим пользования природным ресурсом, на особый режим контроля за его потреблением,
   - прекращение права природопользования вообще либо изъятие конкретного природного объекта из пользования, отказ в предоставлении нового природного объекта в пользование.

Уголовная ответственность за экологические преступления

   В новой редакции Уголовного кодекса РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г., в Особенной части выделена отдельная глава 26 "Экологические преступления" (статьи 246 - 262). К экологической тематике относятся и ряд статей из иных глав Уголовного Кодекса. Например, статья 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей", статья 245 "Жестокое обращение с животными" или статья 358 "Экоцид", относящаяся к главе 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" и предусматривающаяся наказание до 20 лет лишения свободы.
   Уголовная ответственность применяется только судом при совершении преступления. Она назначается за совершение общественно опасных экологических деяний в случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, безрезультатными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих, уголовных санкций. Среди предусмотренных уголовным законодательством преступлений:
   - умышленное уничтожение или существенное повреждение лесных массивов путем поджога либо в результате небрежного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности (статья 261 Уголовного кодекса РФ);
   - незаконная порубка деревьев и кустарников (статья 260 Уголовного кодекса РФ);
   - нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии (с массовым падежом скота) или иные тяжкие последствия (статья 249 Уголовного кодекса РФ);
   - нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия (статья 249 Уголовного кодекса РФ);
   - незаконное занятое рыбными и другими водными добывающими промыслами (статья 256 Уголовного кодекса РФ);
   - незаконная охота (статья 258 Уголовного кодекса РФ);
   - производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (статья 257 Уголовного кодекса РФ);
   - незаконный промысел ценных морских животных - котиков и морских бобров (статья 256, ч.2 Уголовного кодекса РФ);
   - нарушение правил охраны и использования недр (статья 255 Уголовного кодекса РФ);
   - нарушение законодательства о континентальном шельфе (статья 253 Уголовного кодекса РФ).
   Признаются преступлениями и такие действия, как загрязнение вод (статья 250 Уголовного кодекса РФ), атмосферы (статья 251 Уголовного кодекса РФ) или почвы (статья 254 Уголовного кодекса РФ), а также загрязнение морской среды (статья 252 Уголовного кодекса РФ). Речь идет о загрязнении веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами. При различных обстоятельствах ущерб окружающей среде могут принести признаваемые преступлениями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве различных работ (статья 246 Уголовного кодекса РФ), особенно правил безопасности горных работ, работ на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах, утвержденных законодательством правил при производстве строительных работ, если они повлекли тяжкие последствия.
   К преступлениям могут приводить нарушения правил обращения (распределения, переработки, хранения, перевозки и др.) экологически опасных веществ и отходов, например, радиоактивных (статья 247 Уголовного кодекса РФ), а также нарушения правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 Уголовного кодекса РФ).
   Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и др.) - уголовное преступление (статья 262 Уголовного кодекса РФ). Таковым является также уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов (статья 259 Уголовного кодекса РФ).

Как бороться с экологическими преступлениями и правонарушениями?

   Экологические правонарушители - это не только те, кто собирает букеты из редких растений или тащит из леса елку под Новый год. Ныне экологические преступники активно используют возможности современной техники, в том числе доступные им в силу служебного положения. Известно, например, что в Ивановской области с применением транспорта отстреливались вдоль дорог во время кормежки лоси, которые затем вывозились в другие области. В Краснодарском крае велась охота на зайцев с помощью мотоцикла путем ослепления их светом фар. Зарегистрировано браконьерство с применением авиации в Якутии, Тюменской и Читинской областях. К сожалению, подобные факты нередки и в других местах. В этих случаях и в случаях применения при незаконной охоте катеров, вертолетов и других механических транспортных средств ответственность предусмотрена в усиленном размере, а орудия преступления, в том числе автомашины, мотоциклы и иные транспортные и плавучие средства, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия, должны подлежать конфискации, т. е. безвозмездному изъятию. В судебной практике при определении крупного, существенного или значительного ущерба при нарушении законодательства об охране животного мира стали приниматься во внимание не только сумма этого ущерба, но и другие обстоятельства. А именно, экологическая ценность, количество добытого, поврежденного или уничтоженного, размер вреда, нанесенного животному миру, - отстрел зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожение мест нереста, гибель большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отлов или уничтожение животных, занесенных в "Красную книгу".
   Особую экологическую опасность представляют лица, виновные в незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, незаконной порубке леса, если они применяли с использованием своего должностного положения и путем обмана или злоупотребления доверием государственный или общественный транспорт. Тогда их действия должны квалифицироваться по совокупности статей Уголовного кодекса РФ. А именно, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства об охране природы, а также ответственность за причинение имущественного ущерба государству или общественной организации путем обмана или злоупотребления доверием. Дела о причинении крупного ущерба, в том числе об истреблении большого числа ценных или редких животных, а также о совершении преступления группой, с применением взрывчатых веществ, химикатов, токсичных и других ядовитых веществ заслуживают рассмотрения в открытых судебных заседаниях с участием представителей органов охраны природы и общественных организаций.
   Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер. Например, Воронежский завод синтетического каучука выбрасывал в атмосферу дурнопахнущие токсические химические вещества, отрицательно влияющие на здоровье людей. Сначала администрация завода доказывала безвредность выбрасываемых веществ. Созданная из специалистов и ученых комиссия обосновала причинную связь между выбросами и повышенной заболеваемостью проживающих вокруг людей: у них наблюдается головная боль, утомляемость, бессонница. Отрицался заводом и ежедневный сброс в водохранилище до 40 тыс. м3 неочищенных сточных вод. Экспертиза подтвердила дефектность очистных сооружений. В административном порядке штрафовались дважды - директор, пять раз - главный инженер, по несколько раз - заместитель главного инженера, заместитель директора по строительству, начальники цехов. Девятнадцать руководящих работников заводоуправления лишались премий. К заводу был предъявлен иск за незаконный сброс сточных вод и загрязнение водоемов; ущерб с завода взыскали, а прокуратура обратилась в суд с регрессным иском к виновным лицам - руководителям предприятия и его служб. Наконец, были даны предписания о немедленной приостановке работы одного из наиболее экологически вредных цехов, а также предостережение об уголовной ответственности. И только эти меры подействовали - немедленно заводом были изысканы средства для строительства цеха производства катализаторов, а также эвакуации из санитарно-защитной зоны жилья и детских учреждений.

3.4. О развитии правового экологического обеспечения

   Руководством Российской Федерации в России провозглашена правовая реформа, призванная усилить правовое обеспечение в различных сферах жизни современного общества. Для ее разработки, конкретизации, планирования и поэтапного осуществления нужна активная работа практикующих юристов и научных работников в этой сфере. Реформа касается и охраны окружающей природной среды. Чрезвычайно важно уяснить проблемы правовой реформы в экологии, пути ее продвижения, цели, средства.
   Основными целями этой реформы являются обеспечение оздоровления окружающей среды в интересах здоровья человека и экологической безопасности общества с помощью правовых средств. Действие права проходит несколько стадий. Это правотворчество, затем организация применения права, контроль и, наконец, повседневная правоохранительная деятельность, связанная, в частности, с профилактикой правонарушений. Можно условно классифицировать в соответствии с Конституцией деятельность государственных органов по их видам: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Необходимо подчеркнуть, что права и свободы гражданина представляют высшую ценность, как сказано в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Рассмотрим продвижение правовой реформы в экологию с данных позиций.

Развитие экологического законодательства

   Любая правовая реформа начинается с реформы законодательства (правда, важная проблема для России заключается еще и в том, чтобы реформа на этом не заканчивалась). Экологические нормы российского законодательства нуждаются в реформировании по следующим направлениям:
   - собственно экологическое законодательство;
   - законодательство о природных ресурсах (земельное, горное, водное, лесное, о животном мире, об атмосферном воздухе);
   - экологические вопросы в других отраслях законодательства - административном, уголовном, финансовом (налоговом) и др.
   Остановимся лишь на общих принципах реформирования экологических норм российского законодательства. Среди них выделим:
   - признание приоритетности экологии перед экономикой (хотя это и трудно в период экономического кризиса, и непривычно для большинства населения);
   - обеспечение полной открытости экологической информации, причем не только формальной: необходим юридически подкрепленный комплекс мер по доведению такой информации до каждого гражданина, а также по обучению граждан методам обращения с экологической информацией;
   - развитие административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды; усиление чисто экономических мер, но и сохранение в то же время государственных мер воздействия на загрязнителей (как это практикуется и в других странах, например, в Германии и США);
   - развитие системы государственных органов, уполномоченных заниматься охраной окружающей природной среды, во главе с координирующим органом, например, Министерством природных ресурсов РФ или Госкомэкологией, а также укомплектование этих органов компетентными специалистами;
   - соединение всех звеньев организации контроля и наложения взысканий без каких-либо пробелов в этом механизме охраны окружающей природной среды;
   - публичность осуществления основных властных и контрольных полномочий в области экологии;
   - признание реалий, например, разных видов собственности на землю и другие природные ресурсы, что порождает соответствующие правовые последствия в осуществлении управления и контроля в области охраны окружающей природной среды;
   - законодательное размежевание исполнительной и судебной власти, обеспечение их самостоятельности и независимости (например, при применении мер административной ответственности за экологические правонарушения).
   Как видим, направления правовой реформы в экологии тесно переплетаются с более общими подходами к правовой реформе. Иначе и трудно представить, так как экологические общественные отношения напрямую зависят от других сфер общественного бытия. Немаловажны и проблемы организации законодательного процесса, которые также имеют довольно общий (не только экологический) характер. Они сводятся к следующему:
   - недостаточная проработанность законопроектов, выносимых для обсуждения в российском парламенте - Федеральном Собрании Российской Федерации;
   - ведомственность и лоббирование законопроектов, что является само по себе нормальным явлением, распространенным и в других странах, но наносящим особо заметный вред из-за отсутствия длительных парламентских традиций в России, устоявшихся обычаев и процедур;
   - неизбежную, особенно на первых порах, множественность проектов и точек зрения по одному и тому же вопросу;
   - отсутствие, как правило, квалифицированных правовых экспертиз законопроектов, иных способов получения компетентных заключений, что связано как с общей слабостью юридической науки в России, так и с оторванностью этой науки от практики законодательной деятельности;
   - погоня законодателей за большим числом принятых законов в ущерб их качеству.
   Отсюда появление противоречий, пробелов, нестыковок в законодательстве. Анализ этих и ряда других проблем позволяет намечать пути продвижения законодательного процесса как части правовой реформы в экологии. Скорость продвижения зависит не только от экологического законотворчества. Большое значение имеет общая ситуация в стране и вызванная ею загрузка законодателей текущими проблемами.
   Проведение правовой реформы в организации реального применения экологического законодательства, в частности, в деятельности исполнительных органов разного уровня представляет собой еще более актуальную проблему. Для иностранных наблюдателей и для большинства наших граждан дело зачастую сводится лишь к принятию нового законодательства. В странах с многовековыми правовыми традициями, парламентским режимом и контролем, свободой информации главное в осуществлении реформы, действительно, заключается лишь в установлении новой нормы, нового требования государства к своим гражданам-налогоплательщикам. Когда же уважение к закону, к праву не стало и не может стать повседневной нормой поведения в силу исторически сложившейся общественной психологии, когда граждане систематически встречались и продолжают встречаться с безнаказанными грубыми нарушениями правовых требований, в том числе со стороны должностных лиц, призванных стоять на страже закона, а то и принимающих обязательные к исполнению правовые акты, в этих обстоятельствах принятие закона становится необходимой, но вовсе не главной стадией функционирования правового механизма. Отношение русского народа к закону выражено пословицей: "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Для России не может быть ориентиром и засилье адвокатского крючкотворства, как в США. У нас важно не столько приказать, сколько убедить.
   Правовая реформа деятельности исполнительной власти в области экологии может означать:
   - соблюдение исполнительными органами экологических требований законов, постановлений самой исполнительной власти (например, обязательности проведения государственной экологической экспертизы всех предпроектных и проектных материалов, относящихся к хозяйственной или иной деятельности, которая может отрицательно повлиять на окружающую природную среду);
   - обеспечение заинтересованных должностных лиц текстами нормативных актов;
   - систематический спрос с чиновников за соблюдение требований экологического законодательства;
   - регулярное обучение должностных лиц и граждан за счет государства применению и соблюдению правовых актов в области экологии;
   - стимулирование, материальное и моральное награждение добросовестных природопользователей, равно как и соответствующее вине и нанесенному ущербу наказание загрязнителей;
   - осуществление повседневного и непрерывного государственного и общественного контроля за применением экологического законодательства;
   - правительственное субсидирование средств массовой информации, содействующих продвижению правовой реформы в экологии;
   - массовый выпуск и распространение литературы по указанным вопросам для широкого читателя;
   - реформирование природоохранных органов в сторону сосредоточения внимания на узловых вопросах повышения компетентности и профессионализма аппарата, его правового воспитания (находящегося в настоящее время на уровне, близком к нулевому):
   - государственная поддержка природоохранных организаций (объединений) граждан, в том числе финансовая;
   - широкое развертывание научных исследований в области экологии, введение соответствующих специальностей научных работников и организация аттестации по ним, в том числе создание сети экологических специализированных советов по защите диссертаций:
   - дальнейшее развертывание подготовки в вузах специалистов по различным направлениям экологии;
   - расширение преподавания экологии в средней школе.
   Разумеется, этот перечень может быть расширен, дополнен, конкретизирован.

Судебная власть и экология

   В России в правовой сфере больше всего за последние годы, вероятно, сделано в области судебной реформы. Но именно в области экологии она оказалась наименее эффективной. Суды и арбитражные суды не "повернулись лицом" к экологическим делам. Мало проводится обобщений судебной практики, не осуществляется должная экологическая специализация судей, экологические дела весьма неохотно принимаются к производству, редко рассматриваются по существу. Приходится признать, что экологические иски граждан часто притормаживаются в судебных инстанциях.
   Здесь немало объективных причин: загруженность судей, отсутствие квалификации в области экологии, актуальность многих других неэкологических дел (о коррупции, об организованной преступности, о выборах, чести и достоинстве и др.), недостаточное общественное внимание к вопросам экологии, наконец, всеобщий экономический кризис в стране. Ликвидация этих недостатков будет означать продвижение правовой реформы в экологии. Это может быть достигнуто путем:
   - дачи судам различных уровней со стороны вышестоящих судебных органов новых руководящих разъяснений по вопросам экологии;
   - организации обучения судей экологическим вопросам, специализации судей;
   - привлечения общественного внимания к судебной практике, формирования общественного мнения вокруг экологической категории дел вообще и вокруг каждого конкретного экологического дела в частности;
   - организации показательных выездных судебных процессов по экологическим делам;
   - усиления контактов и организация постоянного взаимодействия судебных и природоохранительных органов (в частности, организация регулярного обмена информацией, нормативными актами при сохранении независимости и самостоятельности судебной и исполнительной властей).
   Необходимо отметить, что большая часть судебно-правовой реформы лежит вне экологии, в частности, вопросы обеспечения судей необходимыми условиями для работы, материальной базой, современной компьютерной техникой, организации быстрого и без исключений исполнения решений, принятых судом.
   Как бы ни совершенствовались ветви и органы власти, правовая реформа может иметь успех только тогда, когда она поддерживается народом. Образно говоря, ключ правовой реформы находится у граждан, у населения. Особенно это касается правовой реформы в области экологии. Законодательство предоставило гражданам обширные права в области защиты окружающей среды, о чем говорилось выше. Они могут требовать назначения экологической экспертизы, предоставления экологической информации, добиваться в судебном или административном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, возмещения причиненного здоровью и имуществу вреда, закрытия или приостановления экологически вредных производств. Таким образом, российское законодательство дало гражданам права требовать… Однако требований экологического характера предъявляется немного, несмотря на ухудшающуюся окружающую среду, очевидное всем понижение ее качества.
   Основные причины этого нам видятся в следующем:
   - отчетливое понимание многолетних перспектив развертывания судебных процедур, необходимости существенных затрат времени и финансов (в том числе в виде упущенной выгоды) со слабой надеждой на адекватное возмещение потерь;
   - недостаточное понимание гражданами того, что их экологические права не дарованы им кем-то свыше, а принадлежат им от рождения;
   - боязнь вступать в конфликт с государством, отчужденным от граждан;
   - слабость общественных организаций (объединений) и структур сообщества граждан, подавляемых в течение ряда веков Российским государством;
   - практическое отсутствие достаточно профессиональных и достаточно массовых общественных образований (организаций, объединений) в поддержку экологических прав граждан;
   - неверие в силу закона, пренебрежение к закону; привычка подчинения начальнику, а не праву, вполне оправданная российской общественной психологией и российской историей;
   - нежелание тратить время, нервы, средства на судебные и административные тяжбы; нежелание прослыть сутягой в глазах друзей, сослуживцев, знакомых, соседей;
   - отсутствие собственности, страдающей от загрязнения окружающей среды;
   - наличие более актуальных, на взгляд граждан, экономических и житейских проблем, что вполне естественно в условиях современного многолетнего экономического кризиса;
   - недостаток экологического образования и воспитания, в частности, неразвитость глобального, т.е. планетарного мышления;
   - неадекватное состояние правового сознания, соответствующее неадекватному положению правовых органов в России.
   Если удастся устранить перечисленные причины или ослабить их действие, то это будет означать продвижение правовой реформы, в том числе в экологии. Невозможно оценить необходимое время, но цель должна быть намечена, и к ней надо начать двигаться. Правовая реформа в экологии необходима, поэтому она должна быть осуществлена.

Литература

   1. Боголюбов С.А Защита экологических прав - М., 1996.
   2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М., 1998.
   3. Боголюбов С.А., Колбасов О.С. Закон об охране природы Каким ему быть. - М., 1991.
   4. Журнал "Государство и право". - 2000. - No. 1-12.
   5. Журнал "Законность". - 2000. - No. 1-12.
   6. Журнал "Право и экономика". - 2000. - No. 1-24.
   7. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 т. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - No. 10. - С. 457.
   8. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 1996. - No. 3.- С. 141.
   9. Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - No. 20.- С. 641.
   10. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
   11. "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1993. - No.33. - С. 318.
   12. Федеральный Закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. // Собрание Законодательства РФ. - 1995. - No. 9. - С: 713.
   13. Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - No. 12.
   14. Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. - No. 48. - С. 4556.
   15. Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Знание, 1999. - 288 с.

А.И.Орлов,
д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана,
академик Российской академии статистических методов

   * - К сожалению, вследствие действий администрации сервера Subscribe.ru этот выпуск рассылки не пошел подписчикам из-за своего размера.

*      *      *

   На сайте http://antorlov.chat.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Полезные макросы для Microsoft Word 97/2000 для верстки в Word книжек размером в половину листа, обьединения множества файлов в один, создания каталогов своих файлов, извлечения из недр Word'а красивых значков.
   2. Макрос для Microsoft Word 97/2000 - Конвертор "Число-текст", обладающий возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением наиболее современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.
   Страница рассылки - http://antorlov.chat.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.
   Если Вы живете в Москве, то для доступа к сайту www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: demo (или imt). Password: test. Вход под этим логином абсолютно бесплатный и открыт круглосуточно. Сеанс связи неограничен. Одновременно возможен вход не более 5 пользователей по демо-доступу. Если Вы видите сообщение об отказе в авторизации, значит, Вы - 6-й пользователь, входящий под этим логином, - повторите попытку позже. Доступ с использованием программы Netscape Navigator требует указания DNS: Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Отказ сервера в принятии пароля не должен служить основанием для прекращения дозвона.
   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Данная книга может серьезно повысить образовательный уровень интересующихся политологическими и социологическими проблемами.
   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://skywars.chat.ru, Вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века. Вы познакомитесь с планом построения страны-сверхкорпорации, которой так боялись США, узнаете, как и кем планомерно уничтожалась советская цивилизация.

Удачи Вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное