Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 42a


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

   42-й выпуск рассылки от 14 мая 2001 года также посвящен теме экологии. Читайте продолжение Учебника по экологии.
   Автор материалов рассылки и статей на сайте http://antorlov.chat.ru - профессор А.И.Орлов. Поддержка рассылки осуществляется А.А.Орловым.
   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*      *      *

Экологическая безопасность

3. Правовые основы обеспечения экологической безопасности

    3.1. Структура российского экологического законодательства

    Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей природной среды настоятельно выдвигает необходимость ее защиты, оздоровления, восстановления, облагораживания. При этом велика роль правовых средств, поскольку конкретные действия по защите природы должны опираться на законы и другие нормативно-правовые акты.
   Основное в экологическом законодательстве - забота о здоровье, безопасных и благоприятных условиях труда и быта людей. Поэтому выделяются области законодательства, соответствующие тем или иным сферам труда и быта. Например, первостепенное место в законодательном оформлении земельных отношений отводится сельскохозяйственному производству. Правовые вопросы экологии водных отношений связаны с бытовым и питьевым водоснабжением. Правовые основы обеспечения экологической безопасности лесов относятся к удовлетворению потребностей населения в древесине и другой лесной продукции (грибы, ягоды и др.), а также охране и усилению полезных природных свойств лесов (водоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных) Задача законодательства об охране атмосферного воздуха - предотвращение вредных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения.
   Отечественное экологическое законодательство включает несколько уровней. Основу составляют положения Конституции Российской Федерации. Головным (базовым) актом в области экологии является Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятый 19 декабря 1991 г. Его положения развиваются в Законах и их собраниях (на юридическом языке - кодексах), посвященных отдельным сферам деятельности. Поскольку развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к деградация природной среды, то с целью усиления ее охраны необходимо правовое регламентирование потребления отдельных природных компонентов. Поэтому в России приняты Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и Закон о животном мире (1995).
   Экологическое законодательство, разработанное в основном в 1990-х годах, включает в себя довольно много Федеральных законов. Кроме названных выше, укажем также:
   Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г.;
   Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.;
   "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.;
   Федеральный Закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
    Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;
    Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. и др.
   Федеральные законы и их кодексы развиваются в двух направлениях. Во-первых, на их основе принимаются законодательными органами субъектов Российской Федерации собственные экологические законы. Следующий слой экологических документов создается органами местного самоуправления, отвечающими за соответствующие муниципальные образования. С другой стороны, федеральные органы, министерства и ведомства, службы и агентства, входящие в систему исполнительной власти России, издают экологические правовые акты в своей сфере деятельности. Судебная власть (суды и арбитражные суды) также вносят свой вклад в развитие экологического законодательства, принимая решения по тем или иным делам, содержащим экологические аспекты. Таким образом, все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - принимают участие в развитии экологического законодательства. Нельзя не отметить роль общественных экологических организаций, которые зачастую являются инициаторами принятия тех или иных экологических правовых актов.
   Нижним слоем экологического законодательства являются приказы и инструкции, действующие на уровне отдельного предприятия или организации. Хотя они обязательны лишь для ограниченного числа работников данного предприятия, но именно такие документы вполне конкретны и подлежат строгому исполнению. В то же время правовые акты более высокого уровня зачастую содержат вполне верные, но не полностью конкретизированные требования, что сопровождается ссылками на более конкретные документы более низкого уровня. Например, Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. содержит многочисленные ссылки на нормативно-правовые и инструктивно-методические документы специально уполномоченных государственных органов в области государственной экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. На федеральном уровне упомянутые органы имели разные названия: Госкомэкология, Министерство по охране окружающей природной среды, Министерство природных ресурсов и др.

Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

   Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. В главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Многие экологические положения включены в главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности.
   Основной является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в Конституции выделено три элемента: во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную; во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет; в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением). Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).
   Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы. В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).
   В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".
   Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности. Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:
   Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".
   Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
    Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.
   Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах, но и об обязанностях граждан.
   В главе 3 "Федеративное устройство" есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации.
   Согласно статье 71 к ведению Российской федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ, в том числе в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
   В соответствии со статьей 72 к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
   В статье 114 одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
   Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).
   Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:
   - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);
   - федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;
   - производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;
   - разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);
   - метеорологическая служба,
   - стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).
   Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:
   - защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);
   = разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).
   Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции "по вертикали" представляется весьма важным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее.

Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"

   Головным (базовым) актом в области экологии является Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятый 19 декабря 1991 г. Ввиду важности этого закона, охватывающего все основные области практической экологии, разберем его содержание подробно, по отдельным разделам.
   В разделе "Общие положения" рассмотрены основные принципы охраны окружающей природной среды и перечислены типы объектов охраны. В том же разделе фиксируется распределение областей компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области экологии.
   Следующий раздел посвящен раскрытию закрепленного Конституцией РФ права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, в том числе полномочиям граждан и общественных организаций (объединений) в области охраны окружающей природной и антропогенной среды.
   Специальная глава посвящена раскрытию действующего в настоящее время административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды. Его работа начинается с анализа ситуации, т.е. с учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Законодателем рассмотрены вопросы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий. Важными составляющими административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды являются лимиты (ограничения) на использование природных ресурсов и технологически необходимые выбросы и сбросы в окружающую среду вредных веществ, а также платность природопользования и экономическое стимулирование передовых в природоохранной деятельности предприятий.
   В Законе регламентируется деятельность различных экологических фондов, а также упоминается о такой составляющей финансового обеспечения экологических проектов, как экологическое страхование. Вопросам экологического страхования посвящен проект отдельного закона, находящийся в процессе обсуждения.
   Важный раздел Закона посвящен нормированию качества окружающей среды (в частности подходам к установлению предельно допустимых концентраций вредных веществ).
   Рассмотрены экологические требования на всех стадиях жизненного цикла организаций, воздействующих на окружающую природную среду - при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов.
   Описан порядок действий при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций, как природного, так и антропогенного происхождения.
   Рассмотрен статус особо охраняемых природных территорий и объектов (заповедников, заказников, редких и исчезающих видов животных и растений и их мест обитания, и др.).
   Правовое обоснование дано экологическому мониторингу (специально организованному слежению за состоянием характеристик окружающей природной среды, в частности, за составом воздуха, количеством растворенных в воде вредных веществ и т.п.) и экологическому контролю влияния на окружающую природную среду организаций и предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
    В Законе указаны процедуры разрешения споров в области охраны окружающей среды и т.д. Рассмотрены виды экологических правонарушений и вопросы привлечения к ответственности за такие правонарушения.
   Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности, отдельные граждане, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими основополагающими принципами:
   - приоритетом охраны жизни и здоровья человека перед экономическими или иными соображениями;
   - научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и иных (в частности, оборонных) интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
   - рациональным использованием природных ресурсов с учетом открытых учеными законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов (допускающих это воспроизводство) и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;
   - соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения, в том числе уголовной;
   - гласностью и тесной связью с общественностью (объединениями граждан и отдельными гражданами) в решении экологических задач;
   - международным сотрудничеством в охране окружающей среды (с учетом необходимости соблюдения государственной тайны).
   Как уже говорилось в начале главы, экологическим вопросам посвящено большое количество правовых актов, а само экологическое право за 1990-е годы превратилось в обширную область юридической науки.
   Подведем предварительные итоги. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат естественные экологические системы. А именно, литосфера - земля, ее недра, почва. Гидросфера - поверхностные и подземные воды, ледники, моря и океаны. Атмосфера - атмосферный воздух (в том числе озоновый слой атмосферы). Биосфера - леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд. Сочетания перечисленных биологических сфер - природные ландшафты, экологические системы лесов, полей и рек, озер, морей, а также антропогенные системы городов и лесопарков в их составе.
   Особой охране подлежат официально выделенные государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Например, в Московской области запрещено собирать букеты из дикорастущих растений, поскольку при этом могут пострадать редкие и исчезающие виды. Нарушители привлекаются к административной ответственности и обычно подвергаются штрафам по приговорам судов.

3.2. Права человека в области экологии

   В Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972) записано, что: "Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений". На обеспечение этого основного права ориентируют и решения Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро о необходимости обеспечения устойчивого экономического и экологического развития (1992).

Право на благоприятную окружающую природную среду

   Право на благоприятную окружающую природную среду закреплено в Конституции РФ. В правовом, административном и экономическом механизмах стимулирования экологической деятельности государства и гражданина праву человека на благоприятную окружающую природную среду принадлежит ведущее место. Оно стоит на "входе" всей природоохранной деятельности, осуществляемой той или иной государственной, частной или общественной организацией или отдельным гражданином, как цель этой деятельности, и на "выходе" - как измеритель эффективности этой деятельности. Право на благоприятную среду можно отнести к личным правам граждан, подобно неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, охране личной жизни от постороннего вмешательства. Один из аргументов - природная среда составляет важнейший фактор состояния личности, а земля - пространственное место расположения жилища. Политические и экономические права и свободы связаны с экологическими и служат средством их обеспечения, защиты, гарантирования. Другими словами, экологические права, прежде всего право на жизнь - первично, а экономические и политические права - вторичны.
   Признавосновополагающее право граждан на благоприятную окружающую природную среду, необходимо видеть негативные явления и процессы, препятствующие его осуществлению. Они могут быть разделены на объективные и субъективные. К первым относятся неизбежные последствия научно-технического прогресса с его интенсификацией производства, химизацией сельского хозяйства и использованием в нем биопрепаратов, ростом городов, развитием транспорта, связи, негативным воздействием на Мировой океан и озоновый слой атмосферы, в последнее время - появлением трансгенных пищевых продуктов, отдаленные последствия потребления которых неизвестны, и т.д. Ко вторым - недостатки системы управления охраной природы, неразвитость экологического, правового, политического сознания многих граждан, особенно предпринимателей и менеджеров, недостаточность их экологической информированности.
   Бесспорно совершенно, что основополагающее право граждан на благоприятную окружающую природную среду в принципе несовместимо со стремлением получать максимальную прибыль. Приоритет экологических прав граждан неизбежно приведет к уничтожению "классической" рыночной экономики и установлению жесткого контроля общества и выражающего его интересы государства над предпринимательской деятельностью и повседневной работой предприятий и организаций.
   Право граждан на благоприятную среду должно сопровождаться выработкой гарантий, обеспечивающих соблюдение и стимулирование реализации этого права как гражданами, так и государством. В области обеспечения благоприятной среды наиболее весомыми, эффективными, крупномасштабными гарантиями представляются возможности непосредственного природопользования для всех желающих граждан, участие в экологических мероприятиях и в обсуждении экологических вопросов, обращения в государственные органы.
   Непосредственное природопользование граждан, будучи закрепленным в нормативных правовых актах, существует и реализуется достаточно широко. Российским законодательством выделяются и классифицируются различные гарантии права общего и специального природопользования, первичного и вторичного, бессрочного и временного, совместного или обособленного.
   Как правило, общее природопользование осуществляется без специальных разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды. При этом необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников и гнездовий птиц. Не допускается сбор редких и исчезающих растений, поимка или убийство редких и исчезающих зверей и птиц, уничтожением мест их обитания. Пожарная охрана может закрыть доступ в леса в условиях жаркого лета с целью сокращения вероятности лесных пожаров. Это нельзя рассматривать как ограничение права граждан на общее землепользование, поскольку действия пожарной охраны как раз и обеспечивают возможность осуществления этого права в будущем.
   Сюда же относится право земельных собственников и землепользователей в зависимости от целевого назначения земельного участка производить посевы сельскохозяйственных культур (за исключением наркотических), посадку плодовых, декоративных и других насаждений, право пользоваться сенокосами, пастбищами, использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, эксплуатировать другие полезные свойства земли.
   По мере роста культурных запросов и потребностей людей возрастает использование природных ресурсов в духовных целях. Допускаются разные формы наблюдения, а также мечения и фотографирования млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых. Это должно происходить в научных, культурно-просветительских и эстетических целях без изъятия животных из естественной для них природной среды. В то же время допускается пользование животным миром в научных, культурно-просветительских и эстетических целях (в специально предусмотренном порядке) с изъятием животных из природной среды. Их помещают, например, в зоопарки и питомники.
   Усиливается использование гражданами окружающей природной среды в оздоровительных целях, использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, прежде всего для лечения и курортных целей. Естественно, запрещается сброс сточных вод в эти объекты. Это, разумеется, ущемляет интересы местных предпринимателей.
   Как правило, пользование водами для отдыха и спорта допускается без особых на то разрешений. Государство содействует использованию природных объектов для массового отдыха и спорта. При этом использование части природных объектов может быть запрещено, в частности, из-за зараженности опасными для человека микроорганизмами. При необходимости в зоне отдыха граждан запрещаются забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота. Определяются другие условия водопользования, необходимые для обеспечения права граждан на благоприятную природную среду.

Гарантии экологических прав граждан

   С теоретической и практической точек зрения весьма важен комплекс реальных правовых и иных гарантий прав граждан на экологически грамотное использование окружающей природной среды. Правоохранительные органы, суды, арбитражные суды согласно действующему законодательству наделены широкими полномочиями по рассмотрению споров и исков граждан о природопользовании, об ущемлении их прав, по пресечению посягательств на экологические права. Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суд. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Однако практика показывает, что граждане отнюдь не всегда обращаются к судебной власти для защиты своих законных экологических интересов.
   Лучшей гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей природной среды в соответствии с планами государственных органов и частных организаций. Для реального осведомления граждан им надо знать, что общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды по единой системе осуществляет сбор, хранение, поиск и обработку информации о состоянии атмосферного воздуха, водных потоков, почвы, других природных ресурсов. В частности, заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия и организации обеспечиваются систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Если в результате неблагоприятного сочетания различных факторов и вредных воздействий на воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, об этом немедленно сообщается заинтересованным учреждениям и организациям. В соответствии с действующим законодательством они переводят на специальный режим или временно приостанавливают работу предприятий и транспорта с целью снижения интенсивности выбросов, осуществляют в необходимых случаях временную эвакуацию населения.
   Чтобы реализовать свои экологические права, гражданам надо прежде всего иметь необходимую информацию для оценки реальной ситуации. Поэтому гласность служит обязательной предпосылкой реализации права человека на благоприятное состояние окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира. Важно, однако, не только законодательное провозглашение этого права, но и его уяснение гражданами, а также и реализация мер по его обеспечению. В обязанности органов типа Министерства природных ресурсов, Министерства здравоохранения, Госкомэкологии Российской Федерации, других уполномоченных на то государственных органов (их названия время от времени меняются) входят систематические публикации экологической информации, относящейся к сфере их деятельности В законодательстве детализированы сроки и порядок опубликования, виды необходимых сведений, подлежащих оглашению. Актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные виды экологической информации, подлежащие оглашению соответствующими органами наблюдения и контроля окружающей среды. Должно воспитываться и осуществляться право граждан на участие в подготовке, принятии, непосредственном выполнении и контроле за выполнением соответствующими организациями и предпринимателями экологических решений, осуществление которых связано с экологически значимым воздействием на окружающую среду, а также с ее охраной. Это право обеспечивается развертыванием деятельности экологических организаций (объединений), опубликованием и общественным обсуждением проектов экологических решений, проведением общественных экологических экспертиз (как правило, альтернативных государственным), гласным определением форм участия граждан в выполнении и контроле за выполнением экологических решений, регулярным извещением граждан через средства массовой информации о ходе и результатах реализации экологических решений.
   Понятно, что исполнение гражданином своих экологических обязанностей неотделимо от осуществления соответствующих экологических прав. Очевидно, что сама возможность общества (и выражающего его интересы государства) требовать от своих граждан выполнения обязанностей неразрывно связана с предоставлением им прав, обучением их пользованию экологическими и иными правами в условиях формирования демократического правового государства.
    Общественные экологические (природоохранительные) организации, иные общественные организации и объединения граждан согласно действующему законодательству имеют право: разрабатывать, утверждать на своих съездах и пропагандировать природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы. Они вправе создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными инспекциями по охране природы проверках выполнения предприятиями, учреждениями, организациями природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами. Они могут ставить вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности. Природоохранительная работа общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан. К сожалению, действующие правовые акты не раскрывают понятие "учитывать", поэтому деятельность природоохранительных организаций невозможна без активной борьбы с разрушителями природы.

Роль государства в реализации экологических прав

   Само по себе правотворчество, как и провозглашение экологических прав, без реализации права, без механизма его осуществления приводит к неэффективности законодательства. Проще говоря, к невозможности реализации провозглашенных в законах прав. Работа по улучшению природопользования должна базироваться на достижениях научно-технического прогресса. В частности, с экологической точки зрения перспективно внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, комбинированных производств, обеспечивающих полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. Ясно, что такую работу в необходимых масштабах может организовать государство, но не отдельный гражданин.

   Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. На них и специально уполномоченные государственные природоохранные органы законодательством возложена вся полнота ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно должны использоваться возможности кооперации между экологическими организациями и подразделениями различных отраслей, расположенными на одной территории. Следует объединять их усилия в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения.
   Образованным в 1988 г. государственным (общероссийским) органам охраны природы, а также комитетам по экологии (охране природы) субъектов федерации и их органам на местах (в пределах их компетенции) предоставлены большие права. В частности, они имеют право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства. Они могут также приостанавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды. В их компетенции - предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а также российским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов. Они вправе рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.
   При осуществлении своих функций органы охраны природы, как и иные уполномоченные на то государственные органы, исходят из того, что надо вести постоянную работу по предупреждению нарушений природоохранного законодательства, норм и правил охраны окружающей среды. Эта работа организуется на основе делового сотрудничества с территориальными и отраслевыми органами управления, юридическими и физическими лицами.

Продолжение следует завтра...



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное