1. Есть такое легендарное сочинение. Составляется и издается автором этих строк, то есть М.Немировым, то есть мной, и опубликовывается отдельными выпусками. К лету 1997 их вышло 7 (первый - октябрь 1995), к зиме 2000 - то ли 11, то ли 14.
Цель БТЭ такова: составить как можно более полное и подробное описание города Тюмени в абсолютно всех ее аспектах: люди, заводы, троллейбусные остановки, почвы, растения, нравы, обычаи, проблемы, случаи, идеи, настроения умов, и проч. и проч. и проч. + описать абсолютно все, что имеется в остальной Вселенной - в приложении к городу Тюмени и/или с позиций человека, в ней обитающего: Австралию, Алгебру, жизнь и творчество композитора Алябьева, книгу "Алиса в стране чудес", и т.д., и т.п.
Все это описывать в более-менее художественной, но еще и энциклопедической форме, и по мере написания этих описаний - опубликовывать их в виде книжек с картинками, которые чтобы продавались в тюменских книжных магазинах за деньги. Принося тем самым авторам вознаграждение за их талант и душевный жар. И не только в тюменских: автор полагал - да и полагает и сейчас, - что такое описание имело бы не только местное, но и общечеловеческое значение. Во всяком случае, будь такая книжка кем-нибудь написана о каких-нибудь, например, Чебоксарах, - я бы ее покупал и читал: интересно же, как оно там у них все.
Каждый последующий выпуск включает в себя все, что содержалось в предыдущих (исправленное, дополненное и переработанное) + значительное количество новосочиненных статей, сообщений и сведений.
"Опубликовывается" - это значит, М.Немиров его сочиняет, составляет, верстает, распечатывает посредством принтера в количестве около трех экземпляров и отсылает дружбанам в Тюмень. А также отправляет и "электронную версию" ее - то есть дискету с нею же. А дружбаны читают сами и дают другим людям, и даже, по некоторым сведениям, делают с дискет дополнительный тираж в количестве - ?
2. Автор этих строк долгое время занимался тем, что сочинял стихотворения. Потом это ему наскучило, он решил перейти на прозу. Тут встал вопрос: какого же рода ему ее сочинять, эту прозу?
Автор поступил так: он стал думать, что самому ему читать интереснее всего.
И обнаружил: ему самому с самого раннего возраста всего интереснее всегда были не рассказы, повести и романы, а всего охотнее он всегда читал всевозможные научно-популярные познавательные сочинения о чем угодно, и в особенности же - все энциклопедии, которые попадались под руку.
Вот я тогда именно ее и стал писать: энциклопедию.
Некий как бы промежуточный результат этих его стараний и предлагается читателю в виде книги, лежащей перед ним на столе.
Идеальный вариант был бы такой: взять "настоящую " энциклопедию - ту же бы Британскую, если бы она существовала в русском переводе - и вставить в нее мои дополнения, сведения о том, чего в ней нет: о самом авторе и его знакомцах, о всевозможных бытовых явлениях наших дней, о различных красотках, и проч. и проч. и проч. И в таком вот виде Большую Тюменскую и предлагать читателям.
Так, возможно, со временем я и поступлю.
3. Не следует думать, что я такой уж беззаветный любитель города Тюмени и всего, до нее относящегося.
Напротив, я прекрасно помню, какая Тюмень есть на самом деле: какой она есть город некрасивый, грязный, нудный, утомительный, провинциальный и убогий.
Поэтому говорю прямо: главное, чем она автору этих строк интересна, так это тем, что она есть чрезвычайно удобный объект описания: она маленькая, она компактная, ее можно действительно описать всю. В отличие от Москвы, и даже Ростова-на-Дону или там Челябинска.
Она компактная, во-вторых, что особенно удобно, не только в пространстве, но и во времени: в сущности вся ее история начинается с конца 1960-х; все, что в ней есть - - -, все осуществлялось на глазах ныне живущего поколения, а культурная ея жизнь - так она и вовсе основана автором этих строк. Ее действительно хотя бы условно можно пытаться описать всю, от головы до хвоста, от первой избы до последнего гвоздика, от альфа до омеги и от яблока до хвоста.
К тому же, в-третьих, - поле для такого описания есть совершенно пустое: в отличие от той же Москвы и того же Ростова-на-Дону, о Тюмени, действительно, еще никто не написал ничего - можно писать что угодно, и интересно - все, ибо не описано прежде, и еще - в сущности, можно, посредством описания, придавать описываемым объектам какие только ни захочешь свойства. Ибо они еще ни разу не описывались, и, следовательно, собственных свойств просто не имеют.
(А те, которые они имеют в так называемой "реальности" - се есть вещь, как известно, темная и никому, в сущности, толком и неизвестная).
- Так тогда бы тебе еще лучше про какую-нибудь Йошкар-Олу писать! - готовы в гневе воскликнуть жители Тюмени.
- Конечно, так, - только и остается, что ответить мне. - Конечно, Йошкар-Ола (некогда, кстати, именно она и была Царевокошкайск) мне подошла бы для этих целей куда больше.
Но, увы, живать мне в Йошкар-Оле не довелось, а выдумывать уж совсем полностью все - не хочется.
Поэтому я и взялся за Тюмень.
4. Оганян - а за ним и остальные - всячески настаивает, чтобы я прекратил выделываться и называть свою энциклопедию "Тюменской", а прямо и открыто называл ее "Немировской".
Ха! Вот именно-то этого я и не желаю.
Именно я хочу, чтобы это был не мой персональный труд и моя точка зрения на вещи, а именно голос человека из толщи безвестной жизни, каковой является именно, например, тюменская. Каковым человеком автор этих строк на самом деле, в общем-то, и является.
Потому я и хочу напихать в нее как можно больше всяких объективных, независимых от меня, сведений вплоть до климатологии и состава почв, потому и стараюсь привлекать как можно больше в нее соавторов, и особенно хорошо бы как-нибудь привлечь людей другого, не богемного, образа жизни - тех же каких-нибудь хоть социологов или краеведов.
Не слишком покуда это выходит, но со временем, может быть - - -.
II
Что пока не удается:
1. Вырваться за пределы Тюмени богемной. Более того, алкогольной, например, тематики, стало уж очень много. Это потому что я все 1990-е годы пытался написать, надеясь тем самым обогатиться, научно-популярно-художественную книгу "Водка и другие алкогольные напитки" (познавательные сведения, почерпнутые из книг и журналов, плюс случаи из жизни), да так и не написал, и вот, куски из нее, которые более-менее забавны, в конце концов и загнал в БТЭ).
Нужно, нужно привлекать других авторов с другим образом жизни, и еще краеведов, и социологов, и всяких геофизиков, и журналистов, и - - -
Да как их привлечь? Я думаю, фиг их как привлечь. Краеведы с социологами люди обычно и претенциозные, и унылые, в такое сочинение как у меня они, конечно, давать материалы не станут. А я для них, я полагаю, - опасный сумасшедший и подозрительный ебанат, и не более того.
Так что - - -.
2. Вырваться за пределы 1980-х годов - и в до них и в после них.
В до - во-первых, см. выше.
Во-вторых, про Тюмень 1960-х-1970-х вроде бы есть кому писать - В.Богомяков, напр., или А.Гофлин, но - не пишут. Занятые люди!
Про после - тем более есть, кажется, кому писать - представители последующих поколений, которых, как я обнаружил, до фига, и которые и умеют писать, и пишут, но - - -.
Вот именно, что почему-то все время "но" и "но".
3. Вообще не слишком выходит с привлечением авторов. Пока это все-таки моя персональная книга, а которой редкие вкрапления иных голосов слишком редки, чтобы хоть сколько-нибудь - - -.
А мне как раз хочется, чтобы это было многоголосое сочинение, в котором много авторов и голосов, а мой - лишь один из них, вовсе не доминирующий.
Не выходит.
Слишком сильный я графоман, слишком много я пишу, и слишком при этом ленивыми являются тюменские, слишком они пишут (да и вообще что угодно делают) редко и мало. Поэтому чтобы набрать столько иных голосов, чтобы я мог спрятать в их шуме свой, нужно тюменщиков человек 300, которые вызвались бы быть авторами БТЭ.
Что делать? Ничего, кроме ждать. Ничего, кроме как дожидаться, когда слух обо мне все-таки пойдет по всей Руси великой, чтобы - - -.
4. Стиль.
Добиться искомых сжатости и краткости, но при этом точности и картинности - так пока и не удается. Точней, кое-где все-таки удается, но только вот именно кое-где. В целом же все написано ужасающе и вопиюще неряшливо и безобразно и я сам своего сочинения читать обычно не в состоянии. А когда пытаюсь его таки прочесть, то заканчивается это обычно походом в ларек, чтобы залить пламя стыда: уж очень все написано каким-то жеманным, манерным и деланным языком, который совсем не таков, каким должен быть. Пока, увы, в этой Энциклопедии единственное, что ценное, это сам замысел, да кое-какие сцены. Исполнение же... Тут больше всего подходит примерно то, что Пушкин писал о Державине: напоминает чудовищный перевод с какого-то, видимо, замечательного татарского подлинника.
А это вот почему: все это время мне было не до забот о стиле.
Все это время главной моей, и почти единственной, заботой было - количество.
Ибо сочинение такого рода, которого я затеял, должно быть - большим, а на самом деле - вообще гигантским. Размер в данном случае - объем - самое первое, что - - - Я этот объем и нагонял.
Но вот теперь более-менее достаточное количество его я нагнал, теперь можно бы заняться и отделочными работами - конечно, набоковского шика-блеска мне не достичь, но хотя бы добиться, чтобы не торчали во все стороны занозы и заусеницы - это, я думаю, возможно. Но - - -
5. Самоей Тюмени как таковой маловато получается! В безвоздушном пространстве все происходит! В условном городе Н. , который - - -.
И опять - что делать?
Звучит смешно, но - вставлять больше описаний окружающей среды. Как в классических романах: описания природы, и погоды, и всего прочего того, по чему в романах семь читателей из восьми скользят взглядом по касательной, но без них, как выясняется, - не то...
Проблема в том, что у меня не наличествует особого таланта к описанию всего этого. И как с этим быть - непонятно.
6. Персонажи все получаются на один манер: удальцы-молодцы и самозабвенные раздолбаи. Се не соответствует истине: далеко не все из обитателей города являются таковыми, во-вторых, и те, которые частично являются таковы, кроме того, еще и также очень разнообразно также и друговы.
Для правды жизни нужно бы описать и гадов, которые, конечно, есть, и несимпатичные стороны тех, в общем, не гадов, которые уже описаны, и - - -
К этому я пока не готов. Являясь все-таки, видимо, соцреалистом в душе, я куда больше склонен к описанию положительных явлений жизни, нежели отрицательных.
***
На самом деле лучше всего было бы БТЭ, официальным тюменским сайтом сделать. Вот это был бы проект!
Чтобы это было бы официальное издание Тюменской Администрация, и в ней все подряд настоящие официальные сведения о Тюмени, ее заводах, банка, аэропортах, диаграммы роста грузооборота, краткие биографии начальников райисполкомов и секретарей Обкома по сельскому хозяйству; отделения милиции; автобусные маршруты; достопримечательности; социальные и демографические характеристики населения и их динамика; автомобильный и прочий транспорт, заметки краеведов; канализация; водоснабжение; телефон и телеграф; и проч. и проч. и проч. Ну, а среди всего этого - очерки о деятелях и безумцах + мировые общечеловеческие факты представленные с тюменской точки зрения.
Но ради такого дела, чтобы его запустить √ во всяком случае, хотя бы попытаться это сделать - нужно, конечно, ехать в саму Тюмень.
***
Для осуществления такого проекта, конечно, потребен целый научный институт.
Одного технического персонала, например, требуется:
........................
........................
Вот так.
***
О тюменской точке зрения.
- Нет такой! - кричал Оганян в ярости! - Персонально немировская - есть, а вот специально тюменской - нету!
Ха-ха!
Так вот в том-то и дело!
Да, такой покуда нет. А вот я напишу - и она появится!
***
Ковырялся я в своих бумажках, нашел наброски ее, датированные аж 1989 годом. То есть я уже тогда мыслил способом гипертекста. Тогда я представлялся окружающим полным безумцем. Теперь есть интернет, и, казалось бы, вот теперь и настало время для этого сочинения! Публикуй, прославляйся, обогащайся...
Ха-ха.
Не так оно все - - -
Некоторые фрагменты, впрочем опубликованы - подготовил и выложил М.Хасанов. В королевстве Тонга они лежат! Адреса не помню, да и читать их не рекомендую - они старые, они - - -, и - - -, и - - -.