Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Александр Агеев
Голод 47
Практическая гастроэнтерология чтения

Честно говоря, не ожидал, что мой легкий наезд на Гребенщикова в предыдущем "Голоде" вызовет множество горячих писем в защиту кумира. Патетический Ольшанский написал что-то вроде того, что ему наплевать, у кого Б.Г. спер мелодию, потому что "Рок-н-ролл мертв" все равно великая песня. А спокойный Сергей Солоух выразился в том смысле, что весь русский рок (да и весь рок вообще) чистейшей воды плагиат. Поэтому незачем, дескать, было трога! ть Гребенщикова. Остальные письма по пафосу и содержанию были ближе все-таки к Ольшанскому: "Б.Г. - наше все!".

Удивили меня эти письма: оказывается, низовое (и не только) культурное сознание по-прежнему нуждается в авторитетах и кумирах, строит и охраняет иерархию, а отнюдь не погрязло в пофигизме и не заражено разъедающим скепсисом. Что, вообще говоря, хорошо - механизм старый, но полезный, а насчет персонального состава небожителей можно и поспорить.

Как раз читаю сейчас свеженькую книжку А.Рейтблата "Как Пушкин вышел в гении", выпущенную "НЛО". В заглавном ее очерке на примере Пушкина ставится весьма актуальная сейчас проблема "литературной репутации" и описывается (жаль, очень эскизно, а тема и монографии достойна) стратегия и тактика нашего первого гения по созданию своей собственной. Прошумевший два года назад юбилей оставил после себя моря патоки и елея (в "Библио-Глобус" зайдешь - там до сих пор целый стенд с устрашающим количеством юбилейной пушкинианы), так что даже и свежо воспринимается образ Пушкина, рисуемый Рейтблатом - образ трезвого литературного деятеля, использовавшего для расширения своей известности и авторитета в литера! турных и нелитературных кругах целую систему приемов: от вызывающего поведения до выстраивания амбивалентных отношений с властью (и оппозиционер, и официальный историограф).

Книжка вообще интересная - вопреки названию, Пушкин там только эпизодический персонаж, а посвящена она становлению в первой половине Х1Х века того, что можно назвать "инфраструктурой" русской литературы: как формировалась читательская аудитория, что такое были в тогдашнем быту библиотеки, как развивались авторское право и привычный сейчас институт редактуры, в каких отношениях писатели и издатели состояли с государством (интереснейшая статья "Писатели и III отделение"), что из себя представлял русский "бестселлер" того времени, и масса всего другого.

Поскольку на наших глазах некоторым образом тоже идет процесс становления относительно новой инфраструктуры литературной жизни, натыкаешься на множество параллелей и видишь, что из возникающего закономерно, а что - шелуха, переходные формы. Как ни странно, почти все новое - основательно забытое за годы советской внерыночной жизни старое. Кому как, а мне это нравится.

Еще одна книжка производства "НЛО", которая у меня на столе лежит - пухлый том литературоведческих эссе Григория Кружкова "Ностальгия обелисков". Пока, честно сказать, не читаю, а только картинки рассматриваю, коих в книжке рассыпано множество - некоторые забавные. А читать боюсь, поскольку Кружков озабочен связями английской и русской поэзии. Что касается английской, так я вынужден ему доверять - он наверняка знает и понимает ее лучше меня, а что до русской, так я боюсь нарваться на дилетантизм и за это Кружкова, которого, как литературно-человеческое явление люблю, разлюбить. Вот прочитал случайно фразу "Преодоление символизма", о котором писал Жирмунский в 1922 году, казалось исторической неизбежностью" и сразу затосковал и засомневался. Судя по количеству сносок на самые экзотические издания, Кружков человек эрудированный, и значит, это в моей памяти ошибка. Однако как сейчас вижу 12-ю! за 1916-й год книжку "Русской мысли" с нашумевшей статьей Жирмунского "Преодолевшие символизм"... Мелочь, а неприятно. Но еще раз говорю - книжку еще не читал, листал только бегло, картинки разглядывая, так что это, упаси боже, не рецензия никакая.

Читал же я на этой неделе с подлинным удовольствием "Дневники" Петра Ильича Чайковского, изданные "Нашим домом" (L'Age d'Homme) в кооперации с екатеринбургской "У-Факторией" в прошлом еще году. Но как-то она мне нигде особенно в глаза не бросалась, а тут зашел в кои-то веки в "Ad marginem", да и увидел.

Почему с удовольствием читаю - невозможно объяснить, потому что дневники у Петра Ильича скучнейшие, написанные назывными предложениями типа "Проснулся. Пил чай. Дождь. Однако работал немного. Вечером напился". Это не цитата, а попытка воспроизвести тип повествования, но меня отчего-то такие скучные поденные летописи завораживают. С одной стороны, понимаешь, что такова на самом деле человеческая жизнь - однообразный, однако и величественный, когда покрывает десятилетия, бытовой эпос, а с другой - на сереньком перечислительном фоне вдруг вспыхивают какие-то отдельные нестандартные фразы, необычно употребленные слова, загадочные лейтмотивы, не объясненные комментаторами (и значит, можно вволю домысливать самому). Словом, чтение такого дневника - поиск жемчужного зерна в мусорной куче, процесс, который сродни коллекционированию. Перебираешь массу всякой чепухи (ну, например, книжек на полках магазина или еще чего-то в этом роде), пока не наткнешься на нечто необыкновенное, из! ряда вон выдающееся.

Даже не знаю, как это проиллюстрировать - в цитате ведь вытащу как раз редкое, но ведь редкое оно на фоне обыденного, массив которого останется за кадром.

Но все-таки: 1890-й год, Чайковский во Флоренции, пишет "Пиковую даму". Записи идут самые обыденные: спал (хорошо или плохо), обедал (хорошо или плохо), работал (и так и этак). Впадаешь в этот неспешный ритм, и вдруг появляется: "1/13 марта. Четверг. Нехорошо спал. Даже был страшный кошмар в начале ночи (шуршание бумаги и движение у меня в комнате)". Или на следующий день: "2/14 марта. Пятница. Нехорошо сплю, вероятно, от усталости в работе. Рождение короля и масса войск с подлой музыкой".

Нет, в самом деле, очень трудно объяснить, отчего вдруг радует эта неожиданная "подлая музыка" - дневники надо читать последовательно, день за днем, как сама жизнь проживалась.

Кстати, читая с личным удовольствием всякого рода дневники, записные книжки и письма (почти все равно, чьи), чувствую себя почему-то изменяющим славной профессии литературного критика. Потому хватаюсь судорожно за свежие журналы, ищу там какую-никакую fiction, но - увы - в августовском номере "Нового мира" одна радость - несколько очень хороших рассказов Евгения Шкловского, а гвоздь номера, повесть Александра Титова "Жизнь, которой не было" - опус хоть и профессиональный, но какой-то тускловатый. И в случайно купленном "Континенте" (# 108) какая-то не постыдная, но и не вдохновляющая проза, и в "Знамени", и в "Звезде"...

Вот и гуляешь по всяким книжным подвалам, ищешь чего-нибудь нечаянно эпического...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное