Конец 1991-го, всенародная паника по поводу обещанного Б. Ельцыным с 1 января 1992 года полного введения полностью рыночного образа жизни, холод, тьма, невиданные очереди в абсолютно пустые магазины, где дают - что-нибудь одно, в смысле, какой-нибудь один из продуктов народного потребления - хлеб, муку или там чечевицу, а занимают очередь, чтобы хоть какую еду приобрести - часов с пяти утра, и, греясь, жгут костры в зимнем утреннем мраке, как в каком-нибудь 1919-м году. Разговоры:
- Ну что вы паникуете, ведь не хуже же будет, чем в войну!
- Конечно, хуже! В войну хоть карточки были!
Одна бабка вот такую охапку батонов набрала.
- Куда, старая! Сказано же тебе - по две штуки в одни руки.
- Да у меня семья большая, зять, внуки...
- У всех семья, у всех зять и внуки!
Бабка тогда глянула на мрачные лица, поняла, что не уговорить, и - тут же ловко и быстро в один момент всю охапку батонов - понаподкусала!
Вот какие были дела в истории СССР.
(Правда, должен признаться - сам я описанного случая не наблюдал, а пересказываю его со слов Марины Сигутиной. Которая якобы это как раз наблюдала, но которая, в принципе, насколько я ее знаю, может и приврать для пущей убедительности).
Батый
Татаро-монгольский генерал, внук Чингисхана, покоритель много чего, разоритель Рязани, Киева и проч.
Правда, нынче модно считать, что это неправда.
Гумилев Л. ввел в моду новый подход к татарам: на самом деле они очень благородные и справедливые, это их западные европейцы оклеветали из зависти.
А что они города разрушали до основания, а все население их вырезали до последнего, и что вообще единственным их способом добывать себе пропитание был грабеж, которым одним они и жили до конца 18 века, пока последние из их гнезд в Крыму и на Кавказе не выжег Потемкин - ну, тут ничего не поделаешь, такой уж у них был обычай! А осуждать народ за его обычаи - это, как известно, европоцентризм и расизм.
Так в многочисленных своих книгах учит нас Л.Н.Гумилев, мыслитель-евразиец, краеугольный камень идеологии, пропагандируемой газетой "Завтра".
Нужно заметить, почитатели газеты "Завтра" крайне непоследовательны в своих убеждениях. Будучи поклонниками Гумилева, они должны очень сильно любить тогда и Чечню и чеченов - как прямых наследников образа мысли и действий столь симпатичных Гумилеву монголов. А этого в пропаганде газеты "Завтра" что-то не наблюдается. Наперекор идут заветам вождя и учителя!
Советский мыслитель антикоммунистического плана. Поскольку в СССР такой план мысли в чистом виде не очень приветствовался, издавал свои труды, оформляя их как литературоведческие: "Проблемы поэтики Достоевского" и "Рабле".
В семидесятые и начале восьмидесятых был одним из главных интеллигентских кумиров: не было такого текста на любую тему, в котором не упоминался бы Бахтин и не было бы слов "карнавализация" или "полифония" (главные положения соответственно, книг о Рабле и о Достоевском).
Еще бы - сидел!
Потом в Саранском университете прозябал на полставки!
С конца 1980-х был вытеснен в этой функции - свадебного генерала - Бердяевым, а еще позже - нынче - французскими мыслителями Деррида, Фуко, Бодрияр и проч.
Впрочем, ничего отрицательного о Бахтине я, в принципе, не подразумеваю: не читал.
Там как раз все, что он и всегда любил, и особенно полюбил к концу 1990-х: "смеховая культура", пародия, тотальное отрицание любых иерархий, а прежде всего - попов.
Да, Огу бы понравилось.
* * *
Кстати, отыскал Бахтина в Саранске и всячески пропагандировал в начале 1960-х, насколько мне известно, вроде бы не кто иной, как сам знаменитый Кожинов.
Это довольно странно.
Кожинов, воспеватель государственности в любом ее виде, лишь бы могучая и беспощадная была, от Николая I до Сталина, главное перо "Нашего Современника", "Завтра" & иже с ними - и пропагандирует в сущности анархиста Бахтина, главное содержание коего труда о Рабле - противопоставление народной смеховой карнавальной культуры, которая высмеивает, отрицает и пародирует любую официальную систему ценностей - и даже самую церковную иерархию! - а в сущности - по Бахтину - и самое христианство как таковое.
Как такового мог Кожинов полюбить - не понять.
Или ему все равно было, что кто пишет, лишь бы не еврей?
Меня, например, ихняя шайка-лейка уж лет пятнадцать обихаживает, и даже что-то вроде бы - какие-то стихи, какие-то фрагменты из "Тюменщиков" в своих сральнях публиковала, а когда я спрашивал, как же так, там же половина - непосредственно против вас, именно это и отвечали:
- Это ерунда, главное, что не жид!
- Да как же не жид, вы на меня-то посмотрите, типичная жидовская морда - рыжий, в очках, картавлю! - отвечали:
- Нет, у нас есть методики и приемы опознания, - не жид. Вот Роман Неумоев, тот, хоть и поет "Убей жида", а как-то гораздо более по этой части подозрителен!
Ну что ж, раз уж мне выдали паспорт на расовую чистоту, то, вынимая его из широких штанин, остается только мне и ответить, что