Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Периодика Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Лев Пирогов
Бумага терпит от 23.10. Абулия от Парфюмера
Практическая поэтика интертекстуальности

Хороший год для чтения,
Хороший год, чтобы сбить со следа.
Б.Б.Гребенщиков

Если в субботу не сразу вставать с дивана, а лежать, лежать, лежать и лежать до вечера, то обязательно наступит прозрение.

Но если после этого все же встать (внимание, вот ошибка) и, хромая, подбежать к кофе, сигаретам и иссушающему душу компьютеру, то прозрение сразу закончится и вместо этого заболит позвоночник.

Вы не заметили, что у нас юбилейный 13-й выпуск?

И правильно.

Время чтения

Термин, насколько запомнилось моим затуманенным парами (я ж только нюхал!) пьимого Сашей Ивановым (философом) алкоголя мозгам, принадлежит ему же. Слово "время" здесь абсолютно условно, можно без ущерба для смысла сказать "пространство чтения" - будет одно и то же.

Пространство - диван, время - суббота. Все остальное (пустота, вечность, двадцатый век) по субботам существовать не может. Машины по производству букв имеют право раз в неделю поупотреблять собственные продукты.

Тем более что это довольно стремно - буквы производить. Недавно на моем любимом (потому что все остальные тоже дерьмо) - Радио МВ- (107,8 FM) завелся говорливый ведущий. Одновременно выяснилось: любимость происходила не оттого, что там всю ночь напролет гоняют фьюжн (очень тупая музыка), а весь день можно нет-нет и услышать Джона Леннона или Дэвида Боуи (глупые люди со слабыми голосами). Любимость происходила оттого, что там было мало рекламы и не было проклятых говорливых ведущих.

Работа которых, увы и ах, - сродни тому, чем занимаюсь я - производить тупые сотрясания микрофонной мембраны (в просторечье - "слова"). Не скажу, что Западные философы все не правы, но пока связь слов с предыдущими мыслями и последующими вещами (придумал, сказал, получил зарплату), во-первых, не очевидна, во-вторых, служит причиной нравственных рефлексий и моральных страданий героя.

Затуманенный употребленным Сашей Ивановым (который все-таки производит материальные предметы - книжки) алкоголем мозг (мой) уловил этот термин ("время чтения") как спасительную соринку, что для мыслителя моих масштабов - вроде бревна или трансатлантического парома. "Критик не должен рассказывать, про что написана книжка, - излагал Саша, и я кивал ему головой так, что она временами падала на пол и закатывалась под ноги официантам (кто ж их поймет, про что они там написаны!). - Критик должен рассказывать о своем состоянии во время чтения".

Состояние тяжелое, в чем вы убедитесь ниже, если вам уже нечего больше почитать сегодня.

Как известно, "время письма" было тем спасительным местом, в которое ускользал от ответственности покойный автор, сваливая там вину за содеянное со своих конкретно-исторических плеч на эфемерную и потому не поддающуюся усекновению голову скриптора.

"Время чтения", таким образом, позволяет провозгласить "смерть читателя" - пусть эпигонскую, но зато весьма пользительную для здоровья.

Мертвый читатель не принадлежит интертекстуальности, тоскующей по объекту. Ему не нужно прятать под феноменологический матрасик ("если ты говоришь о коктейле, значит ты феноменолог") свои субъектно-объектные комплексы. Мертвому читателю не нужно оправдываться "интенционированием" и "точкой говорения". Он не производит систем описания систем, описывающих системы описания. Он не нуждается в предмете.

Он - читать.

Даже если мы с вами склонны считать продукт чтения "тоже текстом".

Книга на послезавтра

А этот викенд, как всегда, выдался напряженным. Во-первых, целых два раза ездил на вокзал провожать доктора Колотаева, у которого в издательстве "Аграф" скоро выходит книжка. Во-вторых, пил пиво с Митей Ольшанским. В-третьих, прочитал наконец так нравящийся всем девушкам роман Пата Зюскинда про Парфюмера.

Тот, когда родился, вначале все нюхал. А потом сказал первое слово: "Рыба". Когда в книжке Булгакова "Собачье сердце" родился Шариков, он тоже сначала сказал "рыба", только наоборот.

Парфюмер в книжке про Парфюмера был хитрый. "И Гренуй покорно лег к ногам хозяина, ни разу не сделав ни единой попытки привстать", - сообщает о нем автор. Другое дело - Шариков из книжки "Собачье сердце".

- Дозволь, гад, галоши тебе лизать буду! - примерно так говорит он.

(Тут, пожалуйста, сами сделайте философский вывод.)

Книжка про Парфюмера, которую я так долго и талантливо не читал, напоминает сразу о многом. Напоминает о моем социопатическом друге (рассказ о нем вы читали неделю назад), который больше остальных слов любит именно слово "рыбы".

Хотя рыбы, взятые в чистом виде (как водоплавающие животные), не очень архетипичны. Несмотря даже на то, что в Зодиаке у них есть собственный знак - цифра "шестьдесят девять". Говорят, его изобрели китайцы. (Половинка черная, половинка белая. Как "рыба" и "абыр" в рассматриваемом нами примере.)

И еще песня такая была, в далеком шестьдесят (когда я родился) девятом году - "Мы хлеба горбушку, и ту пополам. Пусть кто-то лавиной и что-то лавиной; тебе половина и мне половиии-на!"

Мы с бабушкой любили ее петь хором.

"любовь слишком быстро пришла и ушла слишком быстро пронеслись мимо окна пояснительные титры попутчики внизу пили коньяк а он равнодушно лежал на своей верхней полке и что-то силился понять и то лишь для красного словца а на самом деле просто лежал и все

нюхал"

Однако стоит какому-нибудь художнику вставить рыбу в свой натюрморт (можно даже виде воблы на газете "Правда", как у Оскара Рабина), как натюрморт тут же приобретает отчетливо выраженный философский смысл (тут, пожалуйста, вставьте сами, какой именно).

Можно сказать, что тема нюханья возникла случайно. Взятые в философском виде рыбы не пахнут (а так - очень). Просто когда я писал предыдущий (в смысле, который курсивом) отрывок, мой циничный соавтор (а роман "Муций", доступный сетевому читателю в виде длинного муторного рассказа, на самом деле написан именно как роман, в соавторстве с социопатом) приписал слово "нюхал".

Взвесив на весах своего таланта полученные результаты ("просто лежал и все", "просто лежал и все нюхал"), я таки склонился ко второму, жизнеутверждающему (как рыба, вставленная в натюрморт) варианту.

Тема нюханья оказалась весьма в тему. Редакция РЖ, та самая, которая так по-отечески терпеливо вырезает из гостевой книжки ваши матюки, дорогие читатели, всю неделю требовала от меня положенной по штату биографии для услаждения вашего, дорогие читатели, нездорового любопытства. Тщась ее выродить, я дотянул до субботы, а суббота, так уж исторически сложилось, есть день отдыха у евреев.

Я ж еврей, или, вы надеялись, кто?

Биография

"а из предыдущих о нем свидетельств следовало выделить сердцевидную форму головы которую приобрел изображая на новый год под елкой зайчика ведь упал на него утюг и с тех пор утюг любимое у него слово стало как захочет есть так и кричит: мама утюг утюг! а мама плачет на небе не может дать сисю своему розовощекому мальчугану вот он лежал голодный и все

нюхал

этим привычным утром: кипячение молока на дне кастрюльки, запах мытой посуды, колбасы, льда на стеклах веранды, и даже особенно рукомойник - все нюхал маленький муций и все запоминал, как в коробочку складывал"

Следующим за "рыбами" словом, которое было сказано Парфюмером, оказалось слово "дрова", - этот факт также глубоко потрясает, ибо протоптанные вслед за лопатой дорожки в нападавшем за ночь снегу ("если выпадет снег, мы узнаем об этом только утром") ведут автобиографию в аккурат к поленнице, потому что ведь по утрам положено топить печку.

Запах холодного и пыльного (с лета еще) полена казался мне серьезнейшим лейтмотивом текста, но поиск на слово "полено" дал совсем не тот результат, какого я ожидал: большинством поленьев оказались имена главного героя романа.

"Гренуй сидел на дровах, вытянув ноги и опираясь спиной на стену сарая, он закрыл глаза и не двигался. Он ничего не видел, ничего не слышал и не ощущал. (...) Еще несколько дней спустя он был совершенно не в себе от интенсивного обонятельного впечатления и, когда воспоминание с новой силой вспыхивало в нем, бормотал про себя, словно заклиная: "Дрова, дрова".

Тем не менее поленница, вся сплошь из пыльных и действительно разнопахнущих осколков - вишневого ли сада, дубовых ли винных бочек - не важно, являет собою поленницу бифуркации: следы от нее тянутся отчасти к умиранию короля Артура, отчасти - к обычным кошкам:

"решил подойти к натану сунуть в него нос и горько дышать а натан дышал жарко нос маленький у него с двумя дырочками посередине из них выходит не теплый а прямо таки жаркий весьма воздух и весь он спокойно и уютно пахнет блохами подвалом мочой и чем-то еще непередаваемо прекрасным до слез охота забиться между его шкурок и там жить ведь у натана из попы безусловно по зимнему пахнет глистами то есть именно ядрено слышите и можно вообразить все виды говна смешавшиеся в этом тонком и прихотливом аромате допустим кролячьи катышки овечьи орешки свинячьи поносы коровьи лепешки и плюшки и пирожные наполеон выблеванные на новый 1971 год допустим и сеном сеном пахнет оттуда и снегом и соломой и французскими духами но короче говоря этими мериносами пахнет оттуда тоже ничуть не меньше чем альбиносами"

Конечно же, альбиносы достались Муцию-Парфюмеру в наследство от средневековой Альбигойской ереси, которой, по слухам, пропитана книжка Булгакова (но другая). Лично меня рассуждения о соотношении света, покоя, добра и зла всегда оставляли равнодушным, ибо какая разница, как это выглядит, если гораздо важнее установить, как оно пахнет?

Баллада на смерть кароля Артура

и обло и озорно и легче дышица
на облаке обаленец в азерный край
але касмонавты или как вас там глядящие с аблоков
артур на яблочном пироге освобождается от оков

хорошо ему видеть правду в поленнице дров
вдыхать свежесть лягушек и деревенский лай
слышать скрипы кравати наблюдать камаров
обжигаясь пить говно из сортира и наслаждаться звуками балалай

Кажется, где-то здесь содержится глубокий философский анализ этого потрясающего воображение текста. Стоит ли и говорить, что в один из приходов на вокзал (провожать доктора Колотаева) юноша Оболенец (впрочем, далеко уже не юноша, а вполне отец собственноручно вырожденной путем жены Надьки почти годовалой дочери) был мною на этом вокзале (а именно Павелецком, где рядом живут и Куталовы, и Ольшанский, и Саша Щипин, и кто хотите) сугубо встречен?

Плотные жгуты интертекстуальности слой за слоем ложатся на измученную сложностями мира голову, чтобы она окончательно не треснула и не разлезлась.

Ведь

одиночество это солнечный лучик
который не с кем делить
как можно делить хлеб водку консервированную фасоль
крепкий табак и крепкую мужскую ладонь дружбы
крепкое словцо по поводу помятой подушки
и покоящейся на ней аннушкиной груди
терпкую слезу отцовства и материнства
горечь утраты виденье мировых проблем
собственные уют и утюг
глупое положение мира в которое попал
или умное положение всех вещей мира
грустную мысль о перспективах женитьбы
или умную мысль о подушке приведенную выше
последнюю тыщщу последнюю сигарету последний дюйм последний вздох последний всхлип по упомянутой уже подушке
после битвы в руках любимой - все делить можно
а вот лучика, лучика того единственного
никто с тобой не разделит
наверное это и есть одиночество в высшем смысле
наверное это и есть отчаянье
наверное это и есть абулия

Разумеется, под "аннушкой" следует понимать трамвай из уже упомянутого выше романа, хотя в городе, где произошли описанные выше события (и где бывший юноша Оболенец проживает наряду с доктором Колотаевым, котом Натаном и даже культовым сетевым Яцутко) трамваи не ходят.

"Вы когда-нибудь жили в городе, где нет трамвая?"

Зато есть троллейбусы. И вот в пронзительно осенний день, когда солнце уже такое, ну вы понимаете: светит, но не греет, и пахнет, пахнет осенью все, я пришел на работу и там (на работе стоял стол) увидел лежащую на столе Библию.

Вы не поверите, дорогие читатели, но я тупо сел за этот стол и открыл эту Библию как раз на Книге Екклесиаста. Почитавши исполненный какой-то уж очень осенней мудрости текст про Turn, turn, turn известной вам, раз уж вы дочитали до этого места, группы, я сделал вот что.

Встал. Вышел из кабинета и вообще - с работы. Сел в троллейбус (первый попавшийся). Доехал до конечной остановки. (Троллейбус встал и начал стоять, не намереваясь ехать куда-нибудь дальше.) Я вышел из троллейбуса и продолжил движение, пока не упал.

Когда я упал, вокруг была лесополоса, снизу листья, нападавшие под меня с веток, а сверху свешивался этот самый неразделенный солнечный лучик.

Теперь, когда на часах справа внизу компьютерного экрана 6:24, я с некоторым страхом жду его второго пришествия.

Надеюсь, что мы не поссорились - ведь, правда же, вам было все равно интересно?

Ну скажите же кто-нибудь, что можно делить лучик.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное