Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Новости Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Вячеслав Курицын
Курицын-weekly от 12 октября 2000

События. Гао Синьчжан - нобелевский лауреат по литературе. "Вести.Ру": почему загибаются проекты для умных? Академия критиков: первый ежегодник. "Национальный бестселлер": Виктор Топоров объясняется.

Впечатления. "Москва" Зельдовича и Сорокина.

Публикации. "Похороны кузнечика" Николая Кононова, "Человек мистичес кий" Александра Иванченко, интервью Полины Барсковой, мир чувственной Щербины.

Клубы. Андрей Левкин в "Авторнике".

Проекты. Продолжается Немиров + "Не выходи из комнаты".

Нобелевский лауреат по литературе

Гао Синьчжан (р. 1940) - французский подданный китайского происхождения. Драматург, прозаик, переводчик, критик, режиссер, актер, художник-график. Теоретик и практик модернизма и пост-. Его многочисленные пьесы, естественно, запрещены в Китае (да и сам он невъездной). Однако пресс-релиз Шведской академии больше упирает на романы Синьчжана. Первый из них, подлиннее, называется "Гора душ". Второй, поавтобиографичнее, - "Библия обыкновенного человека". На русский оба не переводились.

"Вести" стали старыми

Итак, "Вестей.Ру" больше не существует. То есть существует газета с таким названием, которая, разумеется, обязана встать на ноги, которая в первый же день порадовала тем, что поместила в "хорошие новости" заметку о том, что какие-то английские важные люди поголовно курят марихуану (правда, заметка очень быстро исчезла с морды, а есть ли она в недрах, выяснить невозможно, поиска в газете почему-то нет: ребят, вы чо? а если уж речь о марихуане зашла, то, повторив уже рекламировавшуюся мною ссылку, обнадежу еще и этой), в которой работают хорошие люди. Удачи. Но им, увы, придется смириться с родовой травмой. Как газета "Сегодня" до сих пор, шесть лет спустя, ассоциируется с той "Сегодня", где был отдел "Искусство" и куда ненадолго уходил из "Коммерсанта" Максим Соколов (сильно отличающийся от нынешнего Соколова, медленно, но упрямо дискредитирующего свое имя в "Известиях" несмешнымзубоскальством), а не с тем, что выходит под этой шапкой нынче... Как из всех пяти или шести "Столиц" навечно (ну, надолго) приватизировала это имя "Столица" Мостовщикова... "Русский телеграф" был пока один, но если появится второй, понятно, с чем ему придется тягаться... Так и "Вести" долго будут синонимом "Вестей" Носика, благодаря раздолбайству, болезням и перезагруженности которого проект и сыграл в биде.

Итак, благодаря кому... В трех из четырех вышеупомненных случаев я был непосредственно-потерпевшим (лишался типа площадки, денег), в четвертом я сильно потерпел как читатель, но ни в одном не склонен винить хозяев. Хозяин чаще, чем нам кажется, прав: за те же деньги "Вести" обязаны были приводить на свой адрес больше читателей, чем приводили. Антон Борисыч был настолько человеколюбив, что позволил завестись в газете куче дрянных рубрик и не считал нужным требовать от хороших рубрик, чтобы они держали качество. И пр. Мы, короче, проиграли газету сами.

Важен другой вопрос: возможен ли ресурс "для умных" и с большой гуманитарной составляющей, который сможет себя окупать? Не зависеть от настроения хозяев, а сам зарабатывать свои сорок четыре копейки? Ответ неизвестен. По логике - вроде возможен. Вот смотрите, как рассуждает Шура Тимофеевский: "Выходя не только в Москве, мы (гипотетическая умная газета - В.К.) могли бы рассчитывать на тридцать-пятьдесят тысяч наиболее продвинутых питерских читателей, на тридцать-пятьдесят тысяч читателей Поволжья и на такое же количество в столице. Эта газета могла бы со временем иметь стабильных 100-120 тысяч подписчиков, под которых реально собирается реальная реклама". Ну все правильно, да. В теории.

Или практика грянет, когда какой-нибудь человек из нашей среды заработает столько денег, что сможет инвестировать их в умный проект, понимая при этом специфику... м-м-м... творчества? Может быть. Быть может. Боюсь, правда, что человек из нашей среды, заработавший столько денег, перестанет быть человеком из нашей среды и понимать специфику так называемого творчества.

У москвичей хоть Ценципер-Осколков есть. Так что пока читаем "Афишу".

Академия критиков выпустила книжку

Академия Русской Современной Словесности, в которой и я имею честь состоять, выпустила сборник "L-критика", в котором всяк зоил опубликовал чего хотел. Агеев представил рецензии на текучку, Аннинский - автобиографию, Архангельский и Зорин - размышления о "Записях и выписках", Арьев - слезы о Питере, Бавильский - эссе о поэзии, Басинский - вымысел о промысле... В общем, разнобой полн! ый, иначе и быть не могло. Тематический размах - впечатляющий. Среднее качество - судить не мне, это значило бы судить коллег (я и так представлен в сборнике ворчбой в адрес премии А.Григорьева). Что не может не смущать - академия вроде составлена из лиц, пишущих о современной литературе, но в сборнике таких работ - гулькин кал. Зато есть подробнейшие сведения о фигурантах. В общем, любопытный проект.

А я извиняюсь перед "Журнальным залом" и Таней Тихоновой лично - недавно ляпнул где-то, что страничка академии не обновляется. Наврал.

"Национальный бестселлер" в некотором тумане

Объявленная на прошлой неделе премия "Национальный бестселлер" позиционировала себя как "прозрачную" и начала куда уж прозрачнее - с больших теней на плетне. Никто ничего не понял. "Экслибрис" взял интервью у скандального критика Топорова, единственного известного на сей момент фигуранта премии.

Фильм "Москва" - что-то не то

Вчера наконец-то был показан более или менее широкой публике, собравшейся в Госкино, фильм Александра Зельдовича "Москва", снятый по сценарию, написанному режиссером вместе с Владимиром Сорокиным. Зельдович человек удивительно симпатичный, а потому впечатлениями делиться совершенно не хочется. Увы, надо. Первые сорок минут, а то и час (всего кино продолжается 2 часа 20 минут) было очень тяжело. Начиная с титров, которые - никаким шрифтом. Темная вялая картинка, буквально ни одного эффектного кадра, ни одной возбуждающей реплики (это у Сорокина-то!), невнятность истории. Пришлось пойти выпить водки. По возвращении в зал дело на экране пошло веселее - и кадры появились. и реплики, и светлее стало, и история прочистилась. К концу не то чтобы особо нравилось, но цепляло и держало. Вычтя из впечатления водку и добавив корректировку в кулуарах (я, признаюсь, чуток к мнению коллег), вывод я сформулировал тако! й. Во-первых, если сократить до нормального формата, минут на сорок, было бы много-много лучше. Во-вторых, сценарий то ли устарел, то ли сразу был недостаточно энергетичен... Не та какая-то история. Непонятно про кого, про чего. Один из коллег сказал - "Москва большая. Я в какой-то другой живу"... В общем, чуда не случилось. Не буду спорить про звездочки - четверку с минусом фильму ставить или тройку с плюсом. Была какая-то маза чудо схавать, а его откровенно не случилось. Из радостей - только музыка (Десятников и хорошо проэксплуатированные советские композиторы) и пальцы сумасшедшей Друбич, перебирающей мелкие предметы на столе.

"Похороны кузнечика" Николая Кононова, "Человек мистический" Александра Иванченко, интервью с Полиной Барсковой, мир чувственной Щербины

Одна из лучших книг года, вызвавшая множество откликов (в нашей коллекции рецензий появились, кстати, новые), роман, на который было вынуждено обратить внимание даже не слишком остроумное букеровское жюри, первую большую прозу прекрасного питерского поэта - читайте здесь. Повествование о смерти бабушки - на грани нежности и цинизма. А на "Вавилоне" появился сборник стихов Николая "Лепет".

Александр Иванченко продолжает писать эссеистику-публицистику. Новая книга его именуется "Человек мистический". Автор ищет порядочного издателя.

А на "НостальЕЖИ" смотри интервью Володимировой с Полиной Барсковой, очень серьезной, как я недавно с запозданием обнаружил, поэтессой.

И, наконец, то, что мне особо приятно читать, ибо завтра я уезжаю в Европку:

"Европу омывает океан, освежая ее африканскими страстями, персидскими кошками, арабскими жеребцами, китайскими ресторанами, индийскими благовониями, японскими кондиционерами".

Это Татьяна Щербина вывесила на "МитинКоме" свои эссе, написанные в рамках проекта "Мир чувственных вещей в картинках" (150 картин и 150 текстиков на темы из учебника латыни Яна Амоса Коменского; я буквально на днях думал, что надо это все в сеть, Таня вот начала в индивидуальном порядке).

Андрей Левкин в "Авторнике"

17.10 в 18.30 в "Авторнике" вечер Левкина.

"Я дам тебе голубой шарик, а ты ответишь мне розовой горошиной, тогда невзначай я подсуну тебе снова зеленый квадратик, а ты, не обратив внимания, ответишь мне не малиновым ромбиком, а белым кружочком, и дело закончится серебряной черточкой между нами, и мы станем счастливы".

Продолжается Немиров + "Не выходи из комнаты"

На "Немировском вестнике" расширения-разветвления: заходите, щелкайте на большие буквы НЕМИРОВ и наслаждайтесь. Но потом не забудьте вернуться сюда и ознакомиться с моими забавами под названием "Не выходи из комнаты".

"Не выходи из комнаты, не совершай ошибку", - написал Иосиф Бродский то ли в 1970-м (о чем свидетельствуют сам автор и ритмический рисунок), то ли в 1993-м (издатели собр. соч. из "Пушкинского фонда" включили стих в такой раздел, ибо именно в 1993-м его получили).

Ну вот, призвав не выходить из комнаты, Бродский потом страниц сорок развивает эту мысль, вплоть до "если войдет живая, милка, пасть разевая, выгони не раздевая".

Апофеоз клаустрофилии звучит так:

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Выпив чуть лишнего и коротая холодный одинокий вечерок, я взял телефонную книжку и стал набирать случшившиеся под глазом номера, задавая откликнувшимся голосам один и тот же вопрос: чего бы вы добавили к этому списку? От чего еще следует забаррикадироваться.

Людмила Бредихина, арт-критик, сказала: "От жратвы".

Борис Бергер, художник: "От ануса и вискаса".

Олег Кулик, человек-собака: "От власти и глупости".

Костя Богомолов, литератор: "От простокваши и пастиша".

Евгений Орешин, актер: "От массы".

Елена Трофимова, феминистка: "От Логоса".

Петр Поспелов, музыковед: "От телевизора".

Леонид Латынин, литератор, сначала сказал, что баррикадироваться следует от войны и мира, от магии и религии, а на следующий день позвонил и дополнил список Сциллой и Харибдой, Вайлем и Генисом, Комаром и Меламидом.

Илья Фальковский, пэгэшник, предположил, что от Танатоса.

Татьяна Арзиани, редактор, сказала, что от самого себя.

Больше всего порадовал киновед Максим Андреев: "От Триера". В смысле, Ларса фон.

Объявлементи

На ближайшие две недели у нас с вами иной график работы. 19 октября, в честь Пушкина и его друзей и на правах саморекламы, будет опубликована первая глава моего романа "Акварель для Матадора". Выпуск от 26 октября выйдет позже: 30-го, в понедельник.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное