Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 89

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск тридцать пятый. 28 августа 2000 года

Экспедиции

Александр КЛЕНОВ. Up to Madonna

"Уральский следопыт", N 7

Ещe: не стерлись с чe:рного неба синие отсветы заката, тишина, изредка долетающие звуки машин, и далекие фары иногда освещают пространство вокруг, напоминая, что мы не одни, и цивилизация существует и ждe:т нашего возвращения. Хруст снега, смешанный со звуком натруженного дыхания, неожиданно перекрывается надсадным криком:

"Стой! Сука-а-а!!! Мишка! Держись ..твою мать!"

С трудом понимаешь, что этот дикий крик вырывается из твоей глотки, а Мишка, ускоряясь, летит по снежному склону, тщетно пытаясь зацепиться за худосочные кустики. Темнота быстро съедает кувыркающуюся фигуру, и нет возможности оценить, где прекратился этот полет. Все мои яростные призывы к нему не находят ответа, и мозг рисует самое худшее.

Почти неделю назад мы вышли из Шамони, чтобы продолжить прерванный непогодой новый маршрут на Дрю. Логичный и трудный путь первопрохода был выбран нами ещe: в 1998, но в первый выезд на международную ассамблею зимнего альпинизма в Шамони постоянные снегопады и лавиноопасность 5 из 5 не дали осуществить нашу идею. Тогда удалось осуществить красивое и интересное, особенно для тех погодных условий, восхождение "Русская зима" на Гранд Капуцин. Но мысль, пройти в феврале Пти Дрю, прочно засела в наших головах. В феврале 2000 года Жан-Клод Мармье вновь удостоил нас с Михаилом приглашением на встречу, организуемую FFME, и наши мысли в первую очередь обратились к нашей мечте.

Погода снова не баловала, но все же окна проглядывались, и попытки других альпинистов выйти на серьe:зные восхождения, хоть и безуспешные, имелись. Это вселяло надежду.

В начале месяца, как только мы приехали, прогноз пообещал несколько дней хорошей погоды, и не использовать это было грешно. После коротких сборов мы вышли под маршрут. Если не считать неприятностью засыпанных двухметровым слоем "петель" в спусковом кулуаре с Гранд Монте да сорокакилограммовые рюкзаки за спиной, этот переход прошел удачно. Установили под стеной скромный лагерь, состоявший из растянутой в снежной яме платформе, изготовленной по спец заказу нашими техническими спонсорами из фирмы "МАНАРАГА". Вечером мы имели возможность вдоволь насладиться великолепным видом стены в лучах заходящего солнца. С утра решили сразу не рвать, а обработать пару верe:вок, чтобы сжиться со стеной и слегка акклиматизироваться.

Старт. Вертикальная трещинка вначале быстро сошла на нет, оставив нас наедине с монолитами и глухими щелями. Используя самые тонкие крючья скай-хуки и неудобные в исполнении маятники, к концу дня удалось одолеть около ста метров пути. Ночевали внизу, пока ещe: всe: сухое, и даже мороз ниже -20 С не пугает. На следующий день, собрав свой тяжеловесный скарб, мы оторвались от земли.

В двойке на длительном восхождении нагрузка на первого велика, как никогда. Лидеру приходится не только проходить сложнейшие участки с кучей "железа", но и вытягивать часть груза параллельно подходящему за ним напарнику. Мы менялись ежедневно, чтобы не сгореть от переутомления.

Вопреки обещаниям метеослужбы, солнце скоро закрыли тучи, и ветер стал с завидным упорством осыпать нас зарядами снега. Скорость восхождения, итак невысокая, снизилась до верe:вки в день. Проведя несложные расчеты, деля расстояние на скорость, вычислили количество предполагаемых дней до вершины при такой погоде, соразмерив с этими числами запасы газа и еды, мы приняли психологически трудное, но единственно верное решение временно отступить, с целью пополнить запасы и вернуться при первом удобном случае. Завершив наш первый выход на "террасе", мы спустились в нулевой видимости, проведя в подвешенной платформе четыре ночевки. Оценить уровень выпавшего снега поможет один факт: уходя на стену, Миша воткнул у камня лыжную палку, спустившись, мы не только не увидели еe:, но и понадобилось около двадцати минут, чтобы докопаться до кончика. Более того, хорошая горнолыжная палка солидной фирмы оказалась сломанной пополам наваленным снегопадами снегом. Я с удовольствием снимал на видео, всe: более недоуменное лицо Миши, занимающегося раскопками.

Добравшись до Шамони, мы провели достаточно долгое, но приятное время с друзьями, съехавшимися на встречу со всего мира. В альпинисткой вотчине у подножия Монт Блана трудно соскучиться людям, влюбленным в горы. Катание на лыжах, лазание на прекрасных искусственных стенах, ледолазание на каскадах и, конечно же, братья альпинисты все это здесь. Но главное, восхождения, оставались пока недоступны из-за капризов погоды.

Но, наконец-то! Вывешенный в фойе ENSA, листок метео сулит целых пять дней без катаклизмов. Давно собранные рюкзаки на плечи, в подъe:мник, и к полудню 22.04. мы снова на "террасе" Дрю и продолжаем тянуть дальше нитку маршрута.

Выше "террасы" стена встаe:т гораздо круче, чем ниже, но зато появляется рельеф, есть, где страховаться и полазать, это радует. 23.04. уже пересекаем "классический путь".

В месте пересечения сюрприз. Переход через проторенный "Original route" в вертикальный, не пройденный ещe: внутренний угол, который мы наметили снизу, преграждает монолитная, абсолютно гладкая плита, над которой висит на "честном слове" огромная нашлепка. Подобравшись к ней на скай-хуках, первый провел более часа в весьма грустной и нервной обстановке, пробираясь вверх по шевелящемуся отколу между стеной и нашлепкой, рискуя каждую секунду свалиться с ней на голову "привязанного" к пункту страховки второго. Дальше тоже легче не стало. Весь участок до начала выполаживания перед "нишей" держит в напряжении из-за крутизны стены и большого количества весьма разрушенных карнизов.

24.02 ночуем в "нише". Билеты на самолет и заканчивающаяся ВИЗА вынуждают нас отступить от задуманного пути через центр ниши и двигаться далее по классическому маршруту. За следующий день выходим на место выхода "American direct". Повесив платформу, решаем, что это будет штурмовой лагерь. Мороз и короткий световой день делают предстоящий штурм рискованной затеей. До вершины практически 500 м, ни в один из предыдущих дней столько не пройдено, надежда лишь на вдохновение плюс отсутствие тяжe:лых рюкзаков, последний фактор, впрочем, сулит, кроме более быстрого передвижения, "холодную ночe:вку" при -30 С в случае задержки.

26.02 бросаем наш дом платформу, и up to Madonna. Стараюсь двигаться, максимально используя свободное лазание; кошки на ногах, снег и мороз не дают сказать, что я чуствую себя комфортно. Участки более пологих скал сменяют очередные карнизы , затем всe: обратно. Кажется, что вершины никогда не будет, и когда около пяти часов вечера мы выбираемся к ногам Мадонны, нас охватывает некая эйфория, и только уважение к святыне не даe:т расцеловать сосредоточенный лик скульптуры. Несмотря на надвигающийся закат, проводим около получаса на вершине, фотографируемся, компенсируя снимками отсутствие видео(камера отказала буквально в двух верe:вках от вершины, не выдержав погоды, когда ледяные иглы вырастают просто из воздуха за считанные секунды на любой поверхности). Темнеет неумолимо быстро, и первый дюльфер прохожу уже в темноте, интуиция и опыт позволяют верно, угадывать направление, и часто включая фонарик при организации пункта, ты встречаешь петельку подтверждающую: "Туда, туда". К 11-00 добираемся до платформы, валящиеся с ног, но счастливые, и восходительские "20 граммов" после горячего ужина способствуют сладкому сну до утра.

Маршрут пройден, но впереди ещe: более 20-ти дюльферов. С раннего утра начинаем мы эту нудную, однообразную работу. По пути вниз ещe: раз отмечаю про себя, насколько Дрю склонна к обвалам, многие участки не простоят и двух-трех лет. Дюльфера заканчиваем опять на закате, логичнее было бы переночевать здесь, но зная, что Мишу ждет в ENSA жена, не могу отклонить предложение спускаться до Шамони сегодня. Попив чайку и с трудом упаковав все вещи, мы потихоньку двинулись в темнеющую долину

И вот я стою, одуревший от неожиданной проблемы, в прямом смысле, "свалившейся ниоткуда". Оцепенение проходит довольно быстро, сменяясь мыслью: "Медлить нельзя". Преодолев понятный психологический барьер, прохожу то место, где слинял Миша, траверсирую немного склон и, оставив в приметном месте рюкзак, спускаюсь на террасу, где, по моим расчe:там, должен находится Миша. Шарашиться в темноте дело не очень перспективное, поэтому снова кричу в сторону предполагаемого местонахождения друга. И, о счастье, слышу в ответ слабый голос, медленно вожу по склону лучом, а Миша подаe:т сигнал, когда луч упирается прямо в него. Теперь легче, зная точное место, за считанные минуты подхожу к точке падения. Оценив ситуацию, понимаю, что без вертолета не обойтись. Рою площадку, чтобы предупредить дальнейшее сползание по склону, и укутав товарища во все имеющиеся тe:плые вещи, уложив поудобнее и успокоив, насколько это возможно, устремляюсь за помощью. Преимущества Шамони перед многими другими горными районами очевидны, любой, находящийся здесь, может в критической ситуации рассчитывать на вертолe:т и квалифицированную помощь спасателей. До вертолетной площадки бежать часа полтора, но тут мне повезло, как только я начал спуск, на леднике замелькал фонарик, рванув наперерез, через десять минут я уже разговаривал с двумя гидами ENSA . Они тоже возвращались с маршрута, причем мы были знакомы ранее по совместным тренировкам, и по хорошей Европейской традиции у них был с собой сотовый телефон. После недолгого ожидания в небе забормотал вертолет, шаря по леднику и окрестностям ярким лучом прожектора. Высветив нас, с борта по тросу один за другим спустились два спасателя с акъe:й (специальные горные носилки для пострадавших, умеющие превращаться и в сани, и в тачку, и в люльку для подъe:ма тросом), и вскоре я вместе с ними паковал Мишку для подъe:ма на борт. В это время горы решили преподнести ещe: один сюрприз, напоминая: "С нами не шутят".

В гул висящего над нами вертолета неожиданно врезался резкий грохочущий звук. Подняв голову, я увидел, как прилепленный к скалам ледовый каскад метров 20-25 высотой, с киношной медленностью и грохотом складывается, и разваливаясь по пути на более мелкие части, валится в нашем направлении, грозя разбомбить всю нашу компанию, нисколько при этом не обращая внимания на гуманистический характер нашей миссии. Вся команда спасателей с профессиональной проворностью рассыпается в стороны, и только мы с Мишей остаe:мся под обстрелом. Миша из-за невозможности передвигаться , а я из-за того, что стою с акъe:й и бросить еe: не могу. Довольно долго длится описание этого сюжета, реальная продолжительность которого составляла не более двадцати секунд. Единственный шанс уцелеть металлическая акъя. Закрываюсь ей как щитом, открывая этим ещe: одну полезную функцию в каталоге еe: применения, и в ту же секунду кусок льда размером с чемодан прилетает в меня. Каркас акъи разбивает мне лицо, так как полностью погасить энергию такого удара, с амортизировав руками, невозможно, меня относит вниз по склону метров на пятнадцать, но это уже такая ерунда , что на неe: просто не обращаешь внимания. Поняв, что все целы, собираемся вместе, и через мгновение Миша взмывает в воздух, утягиваемый тросом в недра вертолета, который параллельно закладывает вираж по направлению к Шамони.

Несколько минут ожидания, и геликоптер возвращается, чтобы забрать остальных. Вскоре все ужасы позади. Обсудив, на все ряды, со спасателями (я уже встречался с ними ранее, участвуя в других спасательных операциях) подробности ночной развлекаловки, договариваемся в следующий раз встретиться в баре в более приятной обстановке. После этого еду в госпиталь. Мишу там уже обследовали по полной программе, и доктор с радостью утешил меня, что через пару дней Майкл будет ОК. Тут только я с радостью вспоминаю, что у меня есть ещe: денe:к до самолета, и возможность расслабится в кругу друзей за кружечкой пива, забывая неприятности и предаваясь мечтам о новых проектах и восхождениях.

Через несколько дней мы в Екатеринбурге, и начинаем готовиться к новой, теперь уже международной экспедиции в Пакистан. Но об этом в другой раз, а пока остаe:тся только добавить, что восхождение на Пти-Дрю двойкой Клe:нов Дэви (то бишь нами) признано лучшим в зимнем сезоне 2000 года, и Уральские альпинисты вновь оказались на высшей ступеньке пьедестала в этом загадочном виде спорта АЛЬПИНИЗМ.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.


27.08.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Михаил НЕМЧЕНКО. Возвращение с пастбищ


5.08.2000 г.

Опубликованы материалы 5-6-го, за май-июнь номера журнала.


23.07.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 3 '2000


27.06.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Геннадий ПРАШКЕВИЧ. Разворованное чудо


18.06.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 2 '2000.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

Рассылки Subscribe.Ru
Русская фантастика и фантастика в сети
Off-line интервью Бориса Стругацкого
Книги оЗона: Рекомендации


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное