Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N30, 23/05/2000


62 КГ ГЕРОИНА БЫЛО ОБНАРУЖЕНО В АЛМА-АТЕ В МАШИНАХ С ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ НОМЕРАМИ

Ревмира Вощенко, РИА "Новости". Горячая линия 1 22.05.2000 20:24

Как говорится в сообщении Департамента Комитета национальной безопасности Казахстана по городу Алма-Ате и области, накануне при подъезде к Алма-Ате по трассе из Бишкека оперативники задержали две автомашины с дипломатическими номерами. Одна из них - под номером 031-001 -принадлежала послу Таджикистана в Казахстане, пользовалась дипломатической неприкосновенностью и не подлежала обыску. Для того, чтобы его произвести,сотрудники нацбезопасности официально обратились к послу Таджикистана через МИД республики, который дал свое разрешение на осмотр.В присутствии посла и сотрудника консульской службы МИД был произведен досмотр обеих машин. В результате было изъято 62 кг героина. В машине посла также находилось 54 тыс долларов США, а также банковский чек насумму 1 млн 261 тыс английских фунтов стерлингов.По подозрению в причастности к транспортировке наркотиков задержаны 5 граждан Таджикистана. По оперативным данным, наркотики предназначались для передачи торговому представителю при посольстве Таджикистана в Казахстане.В первый раз информация об этом действующем канале доставки и распространения наркотиков поступила в Комитет национальной безопасности вначале 2000 года. По словам начальника Алма-атинского департамента КНБ Казахстана Рахата Алиева, "часть наркотиков распространялась через сеть алма-атинских наркодиллеров, остальная часть предназначалась для дальнейшего транзита в Россию и страны Западной Европы". Он сообщил, что наркоканал активно действовал при непосредственной поддержке со стороны отдельных сотрудников официальных дипломатических представителей Таджикистана в Казахстане.Рахат Алиев отметил, что изъятия подобного количества тяжелых наркотиков на территории республики еще не производилось. Рыночная стоимость обнаруженной партии превышает 1 млн долларов США. "62 кг героина - это 310тыс доз", - подчеркнул он.


АЗИАТСКИЙ ВИЗИТ РОССИЙСКОГО ПРЕЗИДЕНТА ПОКАЗАЛ: В СОТРУДНИЧЕСТВЕ "БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК" ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ К ДЕЛУ

Константин Сорокин, Деловой вторник (Москва), N 18, 23.05.2000, с. 1

Свой первый визит после официального вступления в должность Путин нанес в Центральную Азию, посетив Узбекистан и Туркмению. Тем самым была нарушена еще одна традиция последних лет.

Еще с горбачевских времен повелось, что готовящиеся к высоким назначениям или получившие их руководители СССР, а затем и России торопились на Запад как будто для получения ярлыка на княжение. И это при том, что публично декларировались совершенно иные дипломатические приоритеты. Так, в 90-е годы во всех официальных документах главной задачей провозглашалось развитие связей с бывшими республиками СССР. Однако на деле странам ближнего зарубежья во внешней политике уделялось внимания не больше, чем науке или здравоохранению во внутренней. Своим визитом Путин начал устранять противоречие между публичными декларациями и реальными делами. Думается, это пойдет на пользу и России, и ее самым естественным партнерам за рубежом.

Действительно, результаты десяти лет некритической прозападной ориентации очень неоднозначны. Сейчас в отношениях России и ряда других членов СНГ с Западом наступил период если не охлаждения, то избавления от излишних иллюзий. Значит, самое время наверстывать упущенное и реализовывать огромный потенциал сотрудничества на постсоветском пространстве.

То, что новый российский президент выбрал именно Центрально-Азиатский регион, и в частности Туркмению, для своей первой зарубежной поездки после инаугурации, не является неожиданностью. Еще в январе во время московской встречи с Ниязовым Путин пообещал туркменскому лидеру нанести ответный визит в случае своего избрания на высший государственный пост. А судя по взятому темпу в деле реформирования Российской Федерации, нынешний хозяин Кремля не склонен откладывать выполнение задуманного или обещанного в долгий ящик.

Далее, в 90-е годы центральноазиатское направление политики России на постсоветской территории было наиболее провальным, причем отношения с Ашхабадом пострадали особенно сильно. Немалая доля вины за это лежит на российской стороне: при Ельцине Москва пыталась доминировать в СНГ, что было категорически неприемлемо для Туркмении, предпочитающей равноправное партнерство и проводящей политику реального нейтралитета. Неудивительно, что в отношениях двух стран в итоге наступила пауза. Своим визитом в Ташкент и Ашхабад Путин начал исправлять допущенные ранее "перегибы".

Кроме того, для России Центральная Азия имеет большое геополитическое значение. Неподалеку от нее находится громадный и быстро развивающийся Китай, нестабильный воюющий Афганистан, в этом регионе гнездятся терроризм и исламский фундаментализм, которые представляют серьезную опасность для безопасности и целостности России.

Наконец, особую роль в определении маршрута первого заграничного турне Путина-президента сыграла экономическая притягательность региона для России, а также ответный экономический интерес центральноазиатских государств к нашей стране. Для отечественных производителей, постоянно натыкающихся на антидемпинговые расследования на Западе, крайне важно, что российские товары и услуги не сталкиваются с подобной дискриминацией на национальных рынках в этой части мира. Кроме обычной торговли, существует и взаимовыгодная межграничная кооперация промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Имеются также колоссальные возможности для развития стратегически важной кооперации топливно-энергетических комплексов России и Туркмении. В первую очередь речь идет, конечно, о газе.

В Туркмении сосредоточены огромные запасы "голубого топлива". Добыча его постоянно растет, но возникают проблемы с экспортом. США долго и настойчиво пытались заставить Ашхабад создавать экспортные коридоры в обход России и Ирана, имея в виду в первую очередь Транскаспийский газопровод. Чрезмерное усердие Вашингтона дало обратный эффект. В минувшем декабре "Газпром" и Ашхабад договорились о возобновлении закупок Россией туркменского газа. Было подписано соглашение, по которому "Газпром" в 2000 г. приобретает 20 млрд. кубометров газа. (С января по май более 9 млрд. кубов уже получено). Но разовое соглашение не может удовлетворить ни Туркмению с ее растущим производством газа, ни Россию, которой дополнительный газ нужен по крайней мере до вступления в строй новых отечественных месторождений. В январе Путин и Ниязов сочли необходимым составить план сотрудничества на длительный период - порядка 30 лет, а в феврале глава "Газпрома" Вяхирев в туркменской столице начал конкретную работу по реализации этой договоренности.

Подробности - >> http://www.ferghana.ru/news03/032.html


РОССИЯ УКРЕПЛЯЕТ ПОЗИЦИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Валерий Бирюков, Труд (Москва), 23.05.2000, с. 3

Последние годы республики Средней Азии в силу неопределенной позиции Российской Федерации перманентно декларировали идеи тесного сотрудничества со своим великим северным соседом, а на деле все больше отдалялись от него. И лишь когда во главе России встал новый лидер, а в умах руководства соседних республик исчезли последние иллюзии, произошел поворот. Сегодня важно понять, что движение к этому началось, что говорится, с обеих сторон. Россия устами Владимира Путина вспомнила наконец о своих стратегических интересах в этом регионе. И прежде всего о том, что если не остановить религиозный экстремизм на бывших южных рубежах бывшего Союза, то завтра с ним придется бороться в самой России. Республики Средней Азии и прежде всего ключевое здесь государство Узбекистан осознали, что реально встать на защиту их территориальной целостности и суверенитета может только Россия. Причем не только и не столько в силу своих геополитических интересов, а из не до конца утраченных хозяйственных, экономических, культурных, просто человеческих связей. Не случайно очередное и, как надеются миллионы граждан России и Узбекистана, надолго сближение происходит не на основе какого-либо супервыгодного экономического проекта, а "Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях". Словом, той сфере, в которой рассчитывать на скорые дивиденды и не приходится.

Не случайно первый после инаугурации визит Владимира Путина стал для большинства специалистов большой неожиданностью. Видимо, еще будучи премьером, он уже видел все негативные последствия утраты российского влияния в этом регионе. Видимо, потому рядовой декабрьский визит закончился подписанием архиважного двустороннего документа. После чего Ислам Каримов подчеркнул, что отношения с Россией Узбекистан должен развивать на двусторонней основе. Именно тогда он пришел к мнению, что будущее в двусторонних отношениях субъектов Содружества Независимых Государств с Россией, а уж потом их можно будет моделировать как многосторонние.

"В отличие от некоторых стран Содружества в Узбекистане благодаря Исламу Каримову определен правильный вектор межнациональных отношений", - особо подчеркивал в декабре минувшего года Владимир Путин. Этот вектор, конечно, "лег" на весы двусторонних отношений.

Подробности - >> http://www.ferghana.ru/news03/031.html


ТАДЖИКИСТАН

НЕГА сообщает, Независимая газета (Москва), 23.05.2000, с. 5

Председатель Национального комитета Таджикистана по телевидению и радиовещанию Сайфулло Рахимов был убит в субботу вечером в Душанбе. По информации Министерства безопасности, трагедия произошла возле его собственного дома, когда г-н Рахимов возвращался с работы. Неизвестный в камуфляже выстрелил в упор из пистолета, когда Рахимов входил в подъезд. Затем преступник сделал контрольный выстрел в голову. От полученных ранений председатель Гостелерадио скончался на месте. Ранение в голову получил также его водитель. На месте инцидента работает межведомственная оперативно-следственная группа сотрудников МВД, созданная по указанию президента. Мотивы убийства пока не установлены, но по одной из версий, озвученных президентом Рахмоновым, преступление является политическим терактом. Кроме того, не исключено, что Рахимов стал жертвой элементарной борьбы за власть в сфере таджикских масс-медиа.


РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ДЛЯ КАЗАХСТАНА

Юрий Олещук, Независимая газета, 23.05.2000, с. 5

На фоне того, что происходило в разное время между Россией и ее соседями, российско-казахстанские отношения по постсоветским меркам едва ли не образцовы. Хотя налицо известные этнические моменты, экономические разногласия, несовпадающие интересы и оценки. Все есть, но нет одного - конфликтов. Этот важный опыт вселяет уверенность, что непростая задача - сохранять добрые отношения с ближним зарубежьем - разрешима. Главное же - в лице Казахстана мы имеем партнера, для которого прочность, стабильность межгосударственных связей есть линия принципиальная, выдерживаемая на деле, а не на словах.

Лишь недавно ставший полноценным субъектом внешней политики, Казахстан последовательно реализует свою внешнеполитическую доктрину, в основе которой - идея многополюсного мира, функционирующего в рамках международного права. Трезвый учет имеющихся у республики ресурсов, средств и возможностей предопределил и систему внешнеполитических приоритетов.

С одной стороны, после распада СССР многонациональная по составу, граничащая с весьма сильными государствами страна, зависимая к тому же от соседей во всех своих внешних коммуникациях, оказалась в сложной экономической ситуации, столкнулась с непростыми, требующими времени задачами государственного обустройства. С другой стороны, в Казахстане действует одна из немногих в СНГ эффективных экономик, чьи показатели за последние два года внушают умеренный оптимизм. Однако и перед лицом "нормальных" рыночных проблем республика может рассчитывать на их успешное решение и прогресс только в условиях мира и спокойствия. Иного просто не дано. Если для кого-то эти условия - идеал будущего, то для Казахстана - необходимость сегодняшнего дня.

Поэтому база внешнеполитической доктрины Казахстана - здоровый геополитический прагматизм, его нацеленность на развертывание отношений с широким кругом государств, ближних и дальних - постоянная величина, а российский вектор в "многовекторной" дипломатии страны - один из самых значимых. Понимая и принимая современные правила игры, руководство Казахстана стремится к интеграции нового открытого типа, отвергая модели союзно-изоляционистского толка. Особое значение придается участию в СНГ и укреплению этой организации. С первых дней ее существования по настоящее время Казахстан является одним из самых настойчивых "проинтеграционистов" - если не самым настойчивым. Ради этого Казахстан предпринял немало действий, продемонстрировав едва ли не наибольшую активность среди постсоветских государств. У страны уже сложилась репутация чуть ли не локомотива интеграции - причем сложилась так прочно, что политика Казахстана стала объектом нападок националистических, антиинтеграционистских сил в ближнем зарубежье (например, западноукраинских националистов).

Памятна прежде всего концепция Евразийского союза, адресованная странам СНГ. То, что это не лозунг, а серьезный план, видно из того, что предусмотрен полномочный национальный орган - то есть объединение не будет формальным, аморфным. Намечен и маршрут реализации - с опорой на уже существующий Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Широко известны знаменитые "10 шагов навстречу простым людям", другие инициативы Нурсултана Назарбаева, и не вина Казахстана, что они по различным причинам были заблокированы.

На других направлениях своей внешней политики Астана выдвинула проект континентальной системы безопасности, предложив начать с совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Казахстан активно участвует в "шанхайском процессе" по укреплению военно-политического доверия в обширном регионе от Тихого океана до Центральной Азии и не менее активен в различных проектах по укреплению центральноазиатского сотрудничества.

По культурно-историческим и конфессиональным параметрам Казахстан - государство азиатское. По своей географии это евроазиатская страна. Однако пропагандируемые Астаной механизмы реализации стратегического партнерства нацелены на достижение общего баланса интересов без ущерба для третьих стран. Безопасность и преуспевание России зависят и от того, в какой мере наша политическая элита это поймет и оценит.

Недаром президент Назарбаев недавно заметил: "Если в России восторжествуют ответственные, государственные подходы, если российские лидеры начнут всерьез думать о геополитике, о роли страны на евразийском субконтиненте, то многие государства СНГ с надеждой повернутся в сторону России".


ВИЗИТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В АШХАБАД ПРИЗНАН СТОРОНАМИ УСПЕШНЫМ, НО РЯД ПРОБЛЕМ СОХРАНИЛСЯ

Игорь Ротарь, Независимая газета (Москва), 23.05.2000, с. 5

Основной вопрос, который обсуждали с глазу на глаз президенты Путин и Ниязов, - поставки туркменского газа в Россию. Предполагалось, что два государства должны были подписать в связи с этим долгосрочный контракт. За три часа беседы лидеры двух стран так и не смогли договориться о главном - цене поставляемого продукта. Поэтому предполагаемое подписание долгосрочного контракта так и не состоялось. Тем не менее по окончании беседы оба президента пытались показать, что вполне довольны результатами переговоров. "Мы договорились о том, что будем наращивать поставки туркменского газа в Российскую Федерацию ежегодно на 10 миллиардов кубометров", - заявил на пресс-конференции Владимир Путин. Сапармурат же Ниязов решил убеждать журналистов, апеллируя к их эмоциям: "Мы искренне любим Россию, русский народ и будем верны этой дружбе независимо от каких-то экономических проектов. Сегодня нет проблем, нет вопросов, которые омрачают наши отношения".

Другой важный вопрос, обсуждавшийся во время встречи, - отношения с фактическими, хотя и непризнанными, хозяевами Афганистана - талибами. Москва в открытую обвиняет талибов в поддержке исламских экстремистов на территории СНГ. В Ашхабаде же не видят угрозы для республики со стороны этого афганского движения и поддерживают с ним дружеские, хотя и неофициальные, контакты. Туркменский лидер не изменил своего отношения по этому вопросу, но из уважения к точке зрения гостя не стал спорить с российским лидером.

Хотя результат поездки Владимира Путина в Туркмению и нельзя назвать впечатляющим, очевидно, что Москва и Ашхабад искренне заинтересованы в экономическом сближении друг с другом, и нынешняя встреча двух лидеров лишь один из первых шагов в этом направлении. Отметим, что решение Кремля расширять дружественные связи с Туркменистаном - шаг достаточно смелый. Правозащитники как в самой России, так и на Западе наверняка будут обвинять Москву в заигрывании с "диктаторским режимом".

То, что ты попал не совсем в обычное государство, ощущаешь с первых же минут. Если вы прилетаете в Ашхабад самолетом туркменской авиакомпании, бортпроводница вам еще в воздухе объясняет, что процветание в республике достигнуто под мудрым руководством Туркменбаши (дословно - главы всех туркмен) Сапармурата Ниязова. Кажется, что туркменский вождь присутствует повсюду, его изображение украшает местные деньги, его именем называют каналы, города и улицы Туркменистана, значок с профилем Ниязова (раздается бесплатно) "по велению сердца" носят местные чиновники. Каждый день занятия в местных школах начинаются с клятвы верности президенту. По числу памятников и портретов своего лидера на душу населения Туркменистан уже опередил количество монументов вождю мирового пролетариата в доперестроечном Советском Союзе и может соперничать по этому показателю, пожалуй, лишь с Северной Корей. Интересно, что памятники ныне здравствующему Ниязову установлены не только на всех центральных площадях, но и во дворах даже самых скромных государственных предприятий, например в автомастерских.

Достаточно примечательно проходила церемония вручения Владимиру Путину звания доктора права Туркменского государственного университета. Собранные для этого торжества студенты местных вузов неоднократно подымались со своих мест и стоя рукоплескали туркменскому и российскому лидерам.

Символом туркменского режима стала центральная площадь Ашхабада: среди поражающих своей величественностью и роскошью дворцов возвышается многометровая арка нейтралитета, на которую водружен позолоченный памятник Туркменбаши, поворачивающийся вместе с солнцем.

В республике не найдешь людей, критикующих в открытую туркменского лидера. Кроме мощного репрессивного аппарата (все диссиденты уже давно находятся в тюрьмах или же за границей), у Ашхабада есть и более простой способ давления на потенциальных инакомыслящих. В Туркменистане введена выездная виза, и подозреваемому в неблагонадежности могут попросту отказать в поездке.

Ранее в частных беседах с корреспондентом "НГ" российские дипломаты доказывали, что не стоит обращать внимания на специфику ниязовского режима, так как в отличие от других стран СНГ местные русские не чувствуют себя здесь людьми "второго сорта". Увы, сегодня этот тезис кажется весьма спорным. После введения визового режима (ранее на этот шаг решились только республики Прибалтики) поездка на свою прародину стала для местных русских нелегким и хлопотным предприятием. В частных беседах многие русские жалуются, что сегодня им практически невозможно найти работу. После того как туркменские школы были переведены на девятигодичную систему обучения, их выпускники лишились возможности поступать в российские вузы. Единственная же в республике российская школа (в которой сохраняется та же программа обучения, что и в бывшей метрополии) сегодня находится на грани закрытия. Со следующего года обучение в местных вузах полностью должно перейти на туркменский язык, а в ближайшие годы та же участь ожидает школы.

И все же что могло сделать российское руководство в этой непростой ситуации? Москва уже пыталась разговаривать с Ашхабадом с помощью силы. Стремясь подчинить Туркменистан своему влиянию, Кремль попытался лишить республику ее главного козыря - экспорта природного газа. Единственный функционирующий газопровод проходит через Россию, и Москва как монополист предпочитала продавать газ в Западную Европу сама. Ашхабад же был вынужден довольствоваться самыми бедными и невыгодными клиентами, например Украиной. Однако такая тактика оказалась малоэффективной. Туркменистан стал проводить экономическую политику опоры только на собственные силы. Учитывая же тот факт, что при жестком авторитарном режиме достаточно поддерживать лишь минимальный уровень жизни населения, эта тактика оказалась эффективной. Так, например, сегодня республика полностью обеспечивает себя зерном. Ашхабад не только перестал испытывать экономическую зависимость от бывшей метрополии, но и резко переориентировался на другие развитые экономические страны, в первую очередь США. Так, в случае реализации туркменско-американского проекта прокладки газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан и далее в Турцию и страны Западной Европы влияние Москвы в Туркменистане было бы сведено к минимуму.

Примечательно, что, пока в США смотрели с оптимизмом на реализацию этого проекта, Вашингтон "закрывал глаза" на специфику туркменского режима. Однако нынешнее сближение Ашхабада с Москвой вызвало серьезную озабоченность за океаном, и сразу же в Америке "вспомнили" о нарушении прав человека в далекой среднеазиатской республике.


В АВТОМОБИЛЕ ПОСЛА ТАДЖИКИСТАНА В КАЗАХСТАНЕ НАЙДЕНА ОГРОМНАЯ ПАРТИЯ ГЕРОИНА

НТВ, Новости, 22.05.2000, 19-00

Изъятие наркотика производилось в присутствии главы дипломатической миссии. В итоге задержаны две автомашины, в которых обнаружено 64 килограмма героина.


ПРЕЗИДЕНТ КАРИМОВ: "УЗБЕКИСТАН НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ САМ СЕБЯ"

Леонтьев на Полит.Ру - 22 мая 2000 года, Программа "ОДНАКО"

Свой визит в Среднюю Азию, или как ее называют на Западе - Центральную, Путин ограничил двумя странами, которые сам же по той же западной терминологии обозначил, как "дугу нестабильности". Выбор именно Ашхабада и Ташкента не просто не случаен - он точно характеризует направление российской политики в регионе. Суть этой политики в том, чтобы не допустить, чтобы эта дуга была выгнута против России. И средства, которыми эта цель достигается, совершенно разные в Ашхабаде и Ташкенте. КАРИМОВ: "В этом мире одна страна, такая, как Узбекистан, сама себя защитить не сможет, потому что против нас настроено не какое-то государство, а определенные центры, которые располагают огромными ресурсами. Мы ищем защиту и находим ее в лице России".

Далее - >> http://www.polit.ru/documents/238400.html


РОССИЯ БУДЕТ БОМБИТЬ ЛАГЕРЯ БОЕВИКОВ В АФГАНИСТАНЕ

Телекомпания НТВ, 22.05.2000, программа "Новости", 16:00

Исполняющий обязанности помощника президента РФ Сергей Ястржембский, выступая в понедельник на брифинге в Москве, не исключил "возможности нанесения превентивных ударов" по лагерям в Афганистане, где обучают наемники-террористы, в случае, если "возникнет реальная угроза национальным интересам России и тех государств наших союзников, которые находятся в этом регионе".

С.Ятржембский подчеркнул, что Афганистан в настоящее время практически превратился "в очаг международного терроризма". По его словам, нанесение превентивных ударов - "вполне реальная перспектива в случае, если там будет развиваться негативный сценарий". В то же время С.Ястржембский подчеркнул, что Россия поддерживает контакты с представителями так называемого "Северного альянса", который противостоит режиму талибов и контролирует часть территории Афганистана.


ПРЕЗИДЕНТ А. АКАЕВ ВЫЛЕТАЕТ В МИНСК ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖГОССОВЕТА

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

23 мая с.г. Президент КР А. Акаев вылетает в Минск для участия в очередном заседании межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Об этом сообщил пресс-секретарь Президента КР О. Ибраимов на брифинге в агентстве "Кабар". По его данным, в ходе заседания главы государств обсудят вопросы, касающиеся упрощения и совершенствования взаимной торговли, гармонизации таможенного законодательства, хода выполнения решений предыдущих заседаний, визовой политики, а также в повестку дня вынесены вопросы о Председателе Межгоссовета и Председателе Совета Глав правительств.

24 мая Президент КР примет участие в сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) и закрытом заседании СКБ. Как отметил О. Ибраимов, в ходе пребывания в Минске Президент А. Акаев проведет ряд двусторонних встреч с Главами государств-участников Таможенного союза: с Президентом РФ В. Путиным и Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.


ПРЕЗИДЕНТОМ Б. КЛИНТОНОМ ПОДПИСАН ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИИ США НА 2000 ГОД, 302-ОЙ РАЗДЕЛ КОТОРОГО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СНЯТИЕ ПОПРАВКИ ДЖЕКСОНА-ВЕНИКА В ОТНОШЕНИИ КЫРГЫЗСТАНА.

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

Инициированный в 1998 году палатой представителей США законопроект о снятии поправки Джексона-Веника в отношении Кыргызстана после бурных двухлетних дебатов и диспутов в Конгрессе 18 мая т.г подписан Президентом США Б. Клинтоном. Об этом сообщил пресс-секретарь Президента КР О. Ибраимов на пресс-конференции в информагентстве "Кабар". Как отметил пресс-секретарь, снятие поправки имеет для Кыргызстана ключевое значение, так как благодаря ему Соединенными Штатами создается режим наибольшего благоприятствия торговому сотрудничеству с КР. В связи с этим Президент КР А. Акаев направил благодарственное письмо на имя Президента США Б. Клинтона, где глава государства отмечает, что это событие кыргызстанцы воспринимают не только как очередную поддержку со стороны США демократических реформ в стране, но и как усиление внимания США к КР при формировании внешнеполитических ориентиров.


ПРЕЗИДЕНТ А. АКАЕВ ОЗАБОЧЕН МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИЕЙ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

Президентом КР А. Акаевым подписан Указ " О дополнительных мерах по регулированию миграционных процессов в КР". Комментируя данный указ, пресс-секретарь Президента КР О. Ибраимов на брифинге в агентстве "Кабар" отметил, что усилившееся последнее время отток русскоязычного населения из республики вызывает все большую озабоченность у главы государства. В Указе Президента вопрос стабилизации миграционных процессов признается одним из основных приоритетных направлений в политике государства и подчеркивается важность принятия незамедлительных и эффективных мер по улучшению ситуации. В частности, по словам О. Ибраимова, в одном из пунктов настоящего Указа подчеркивается важность скорейшего принятии Жогорку Кенешом Закона о правовом статусе граждан РФ, проживающих временно в КР и граждан КР, проживающих в России, а также Закона о миграции. По словам О. Ибраимова, принятие этих законов позволит немного улучшить миграционную картину. Кроме того, в настоящее время, в правовой защите со стороны государства нуждаются более 300 тысяч кыргызстанцев, находящихся временно и живущих на территории Российской Федерации.


В БИШКЕКЕ НАЧАЛАСЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОЦЕНКА СЕЙСМИЧЕСКОГО РИСКА В ГОРОДЕ БИШКЕК", ФИНАНСИРУЕМАЯ НАТО (США)

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

Институт сейсмологии НАН КР и кыргызский научно- исследовательский проектный институт строительства начали реализацию проекта " Оценка сейсмического риска в городе Бишкек" в рамках технической помощи со стороны НАТО в сумме 175 тысяч долларов США. Об этом сообщил на брифинге в агентстве "Кабар" руководитель проекта , директор института сейсмологии НАН КР А. Турдукулов. Заинтересованность у НАТО в данном проекте в КР началась после международной конференции в Алматы в 1995 году по проблемам сейсмологии с участием многих видных ученых в этой области, в том числе и Кыргызстана, отметил он. Республика по-прежнему остается сейсмически опасным регионом в ЦА и единственно верной защитой от масштабных экономических ущербов и человеческих жертв из-за возможных землетрясений остается надежность и соответствие нормам сейсмостойкости строительство зданий и сооружений. В рамках проекта планируется создание карты сейсмостойкости зданий города Бишкек, после которого аналогичный анализ соответствия нормам сейсмостойкости сооружений и жилья будет проведен и в других регионах республики. Как отметил на том же брифинге директор Кыргызской научно-исследовательского проектного института строительства С. Иманбеков, с 1991-года по настоящее время эти нормы изменялись в 15 раз и сейчас они существуют в виде 5 нормативных документов, позволяющих их регламентировать. Он также сообщил журналистам, что в ближайшее время на рассмотрение ЖК будет предложен законопроект строительного кодекса КР, где эти вопросы заняли видное место.


ВЫШЕЛ В СВЕТ ПЕРВЫЙ СБОРНИК "ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ КР 1999 ГОДА"

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

Состоялась презентация первого иллюстрированного сборника на кыргызском, русском и английском языках "Основные итоги первой национальной переписи населения КР 1999 года". В ней приняли участие первый вице-премьер-министр КР Б.Силаев, председатель Национального статкомитета КР З.Кудабаев, вице-президент статистического офиса в Швейцарии Вернер Хаурд, которые подчеркнули, что подготовка и издание сборника является результатом продолжения кыргызско -швейцарского сотрудничества, начатого в 1998 году. Итак, общая численность наличного населения КР по состоянию на 24 марта 1999 г. составила 4850,7 тысяч, а численность постоянного населения республики - 4822,9 тыс. человек. За десять лет, прошедших после переписи 1989 г., население увеличилось на 565 тыс. человек, при этом городское население возросло на 54 тысячи, а сельское - на 511 тысяч человек. В общей численности населения - мужчин 49,4 %, женщин - 50,6 %. В городах и поселках городского типа проживает 1713,8 тыс. человек (35,3 % ко всему населению) и в сельской местности --3136,9 тыс. человек (64,7 %). При росте численности населения КР за последние десять лет в целом на 13,3 % численность кыргызов выросла на 40%. В результате удельный вес их в общей численности населения повысился с 52,4 % в 1989 г. до 64,9 % в 1999 г. Вместе с тем, в связи с миграцией, на одну треть сократилось русскоязычное население. Кроме того, в сборник включены данные социально-экономического состояния населения, состояния в браке, численности и размера домохозяйств, а также жилищные условия населения.


ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СНГ ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

Президент Нурсултан Назарбаев 19 мая принял участников проходящего в Астане восьмого заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.

Обращаясь к ним, глава государства отметил, что на нынешнем этапе наши страны с особой остротой ощущают новую угрозу безопасности, связанную с распространением терроризма, экстремизма, наркобизнеса, незаконного оборота оружия. Эти явления практически не знают границ, что выдвигает задачу объединения усилий всех стран СНГ. Только сообща, подчеркнул Н.Назарбаев, мы сможем добиться успеха в борьбе с ними.

Руководитель Совета, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-полковник Николай Патрушев после беседы с Президентом сказал журналистам: встреча с лидером Казахстана позволила главам органов безопасности стран СНГ еще раз сверить свои позиции и убедиться в том, что они полностью совпадают. Именно Н.Назарбаеву принадлежит инициатива создания антитеррористического центра Содружества.

В тот же в Астане состоялось подписание Протокола о сотрудничестве и взаимодействии органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.


ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ МЕЖДУ УЗБЕКИСТАНОМ И РОССИЕЙ

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

В ходе визита делегации России в Ташкент был также подписано долгосрочное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. Оно предусматривает поставки узбекского газа в объеме 5 миллиардов кубометров в год в Россию. Кроме того, достигнута договоренность о сотрудничестве в области геологоразведки углеводородного сырья. Как сообщил журналистам председатель компании "Узбекнефтегаз" Ибрат Зайнутдинов, в скором времени в республику прибудет группа специалистов "Газпрома" и совместно с узбекскими коллегами рассмотрит возможности по увеличению ресурсной базы, интенсификации добычи газа.


ПРЕЗИДЕНТЫ РФ И РОССИИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОШЕДШИХ ПЕРЕГОВОРОВ В ТАШКЕНТЕ

Киргизское Информационное Агентство КАБАР (Бишкек), 22.05.2000.

"Хочу выразить глубокое удовлетворение результатами переговоров с Владимиром Путиным, которые прошли в конструктивном и, я бы сказал в доверительном духе", заявил Президент Узбекистана Ислам Каримов на пресс-конференции в Ташкенте, которая состоялась по итогам визита Президента РФ Владимира Путина в Узбекистан. Касаясь сотрудничества двух стран, президент Узбекистана И. Каримов заявил, что "Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Узбекистана". Ислам Каримов выразил уверенность, что подписанные соглашения о расширении сотрудничества административно-территориальных образований Узбекистана с субъектами Российской Федерации и соглашение по международному автомобильному транспорту станут новыми импульсами налаживания и расширения прямых взаимовыгодных связей.

Предваряя вопросы журналистов, президент России Владимир Путин заявил, что его "первая поездка после инаугурации в Узбекистан неслучайна, потому что уровень доверия сотрудничество и взаимопонимания между двумя государствами с декабря прошлого года после первой нашей встречи в Ташкенте, повысился, сотрудничество развивается по всем направлениям". По всем обсужденным вопросам "позиция Узбекистана и Российской федерации либо совпадают, либо очень близки", сказал глава РФ. Он подчеркнул, что сотрудничество России и Узбекистана "в обеспечении безопасности не только включает поддержку и понимание, но и взаимные усилия в борьбе с терроризмом и международным экстремизмом". "Наши взаимные усилия будут наращиваться, будут координироваться еще более плотно вплоть до принятия превентивных мер для предотвращения любых актов агрессивных проявлений, как против России, так и Узбекистана".


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news/kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное