Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N26, 17/05/2000


РОССИЯ И УЗБЕКИСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО НА БЛАГО МИРА

Курбан-ака, Ферганское Сообщество http://www.ferghana.ru

Завтра-послезавтра в Ташкенте встретятся два президента: Владимир Путин и Ислам Каримов. Первым делом новый глава Российского государства отправляется в Центральную Азию - Ташкент и Ашхабад. Мы будем пристально следить за этим визитом и за его отражением в российской и узбекской прессе. Сегодня в рамках этой темы наша информационная лента предлагает вашему внимаю эксклюзивное интервью бывшего среднеазиатского муфтия московской газете "Время новостей" и исторический очерк одного из лучших в России специалистов по исламскому миру А.Малашенко.

Напоминаю, что зеркало информационной ленты работает на странице http://ferghana.boom.ru .


"ЕДИНЫЙ ТАДЖИКИСТАН" ПРОСИТ ПУТИНА ОБ УЧАСТИИ

НЕГА СООБЩАЕТ, Независимая газета (Москва), 17.05.2000, с.5

Экс-премьер Таджикистана, сопредседатель политического объединения "Единый Таджикистан" Абдумалик Абдулладжанов направил президенту России Владимиру Путину послание с просьбой "поучаствовать в судьбе многострадального таджикского народа". Это, по мнению Абдулладжанова, станет "проявлением исторической роли России и внимания русского народа к надеждам и чаяниям всего таджикского народа".


УШЛИ ЛИ УЗБЕКСКИЕ БОЕВИКИ ИЗ ПРИПАМИРЬЯ?

Виктория Панфилова, Независимая газета, 17.05.2000, с.5

Как известно, в Ташкенте в апреле состоялась встреча лидеров Центральноазиатских стран, на которой была выработана концепция борьбы с религиозным экстремизмом и международным терроризмом, а также обсуждены вопросы борьбы с незаконными бандформированиями. В числе первых активные действия в этом направлении предприняло правительство Таджикистана. В частности, на днях секретарь Совбеза Амиркул Азимов, министр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Мирзо Зиеев и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури провели переговоры с командиром незаконного вооруженного отряда Джумой Намонгани, подразделение которого уже долгое время находится на территории Таджикистана. В результате переговоров отряд Намонгани покинул Таджикистан и ушел на территорию Афганистана.

Когда в Таджикистане было заключено соглашение о мире и начался процесс реинтеграции вооруженных отрядов в ряды национальной армии, Джума Намонгани оказался не у дел. Правительство Рахмонова неоднократно пыталось избавиться от него, однако таджикские оппозиционеры долгое время укрывали отряды Намонгани, а лидер ОТО Нури называл его братом и своим гостем, таким образом предотвратив попытку вытеснить его из страны силой.

Первая попытка уговорить Намонгани уйти из Таджикистана была предпринята летом прошлого года. Этому предшествовал теракт в Ташкенте, после которого на территорию Таджикистана прибыло около 2 тыс. беженцев, среди которых были как узбекские оппозиционеры, так и их родственники. Беженцев неоднократно пытались выдворить за пределы республики. Посол Узбекистана в Душанбе заявлял, что те, кто не причастен к теракту, могут вернуться в Узбекистан. Однако беженцы и боевики возвращаться не захотели. В это время группировка Джумы Намонгани входила в крайне радикальное военно-политическое Исламское движение Узбекистана (ИДУ), лидер которого Тахир Юлдош сейчас находится в Турции. Как Намонгани, так и Юлдоша правительство Узбекистана объявило в розыск. После того как беженцы и отряды боевиков отказались покинуть Таджикистан, был разыгран маленький спектакль. Секретарь совбеза Амиркул Азимов, заявил, что все они ушли. На самом деле ушли всего несколько десятков человек.

Лидер ИДУ Тахир Юлдош неоднократно заявлял, что он и его соратники намереваются уйти на родину, "если не найдем места для проживания в Таджикистане. У нас есть одна родина - Узбекистан". Между тем Тахир Юлдош отрицает тот факт, что его люди сотрудничают с талибами, поскольку основная их часть проживает в Афганистане и Пакистане. Он также подчеркивает, что "мы имеем разногласия с режимом Каримова, но не с соседними странами. И эти проблемы мы будем решать так же, как это делает ташкентский режим, то есть вооруженным путем", - сказал Тахир Юлдош в интервью Би-би-си. Отвечая на вопрос о том, что после подписания в Ташкенте соглашения о совместной борьбе с терроризмом ему будут противостоять силы не только стран региона, но и других государств, Юлдош сказал: "Подобных соглашений существует множество, однако все они не имеют под собой базы. Они никогда не могли противостоять моджахедам. Такой же будет судьба и этого соглашения".

Между тем в результате переговоров между правительством Таджикистана и Намонгани его отряд покинул место дислокации в Припамирье и проследовал через Душанбе к таджикско-афганской границе. По сообщению источника в силовых структурах, моджахеды в количестве 750 человек переправлены в афганскую провинцию Кундуз, контролируемую талибами. Однако талибы неоднократно заявляли, что, поскольку Намонгани объявлен международным террористом, ему нет места на афганской земле. Правительственные чиновники заявляют, что на территории Таджикистана больше нет боевиков и беженцев - граждан Узбекистана. Но, как удалось выяснить корреспонденту "НГ", их там все еще около 2 тысяч. Более того, некоторые наблюдатели склонны считать, что и отряд Джумы Намонгани все еще остается в горах Таджикистана. Некоторые наблюдатели полагают, что это не исключено и даже может быть результатом негласной договоренности между властями и полевым командиром. Дело в том, что пребывание отряда Намонгани в Таджикистане расценивается в определенных кругах в качестве своего рода противовеса подразделению таджикского оппонента официальной власти Махмуда Худойбердыева, который вместе со своими сторонниками скрывается на узбекской территории. Кстати, в том, что Намонгани действительно покинул страну, сомневаются не только в Душанбе, но и в соседней Киргизии. Бишкек укрепляет границы, чтобы избежать вторжения людей Намонгани, подобно тому как это уже было в августе прошлого года. Симптоматично, что в рамках выполнения договоренности, достигнутых в ходе упомянутого саммита руководителей стран региона, на днях в Бишкек прибыл глава Центрального командования США генерал Энтони Зинни. Он намерен ознакомиться с боеготовностью подразделений вооруженных сил республики, дислоцированных на границах с Таджикистаном и Узбекистаном.


ОПАСНЫЕ СВЯЗИ

Известия (Москва), 17.05.2000, с. 4

В Узбекистане оглашен приговор 14 подсудимым, которых обвинили в связях с вооруженной группой, обнаруженной неподалеку от Ташкента в ноябре прошлого года. Один из подсудимых - Полвонназар Хожаев - приговорен к смертной казни, остальные получили сроки тюремного заключения от 14 до 24 лет. Всем осужденным, которые, кстати, не признали своей вины, были инкриминированы действия, направленные на подрыв конституционного строя, передает телерадиовещательная корпорация Би-би-си. Сразу после того, как в ноябре прошлого года была обнаружена группировка боевиков, против нее была проведена специальная операция с участием сотен правительственных военнослужащих. В ее ходе погибли шесть полицейских. По словам представителей властей, банда была тогда полностью уничтожена, а у боевиков были обнаружены карты с обозначенными на ней важными военными объектами.


БЕЛЫЙ ЦАРЬ" И "ЗЕЛЕНОЕ ЗНАМЯ"

Алексей Малашенко, Время новостей (Москва), 15.05.2000, с. 1-5

По январской переписи 1893 года население Российской империи составило 128 248 147 душ. Из них магометан - 13 888 944 души (примерно 12%). Около 7 млн приверженцев магометанства жили в Средней Азии, присоединенной в середине 80-х годов. По сравнению с Северным Кавказом завоевание Средней Азии прошло для России сравнительно гладко. Фактически русские понесли лишь одно существенное поражение - от туркмен в битве при Геок-тепе на рубеже 1880-1881 годов.

Располагала ли имперская администрация стратегической программой (которые так любят разрабатывать сегодня) действий в отношении ислама и мусульман? Скорее всего нет. Зато инстинктивно русские военные и шедшие за ними чиновники осознавали, что тип отношений между местными мусульманами и Россией должен быть несколько иным, чем между Россией и Кавказом."

Обстоятельства присоединения Средней Азии, ее большая отдаленность от центра, огромные пространства, яркая культурная самобытность требовали иного, если можно так выразиться, "более ненавязчивого" подхода к местному обществу. К тому же, в отличие от войны на Кавказе, интервенция в Средней Азии была лишена религиозного ореола. Это была военно-политическая акция в чистом виде, в которой, в частности, нашло отражение соперничество России с другой христианской империей - Британской.

Местным элитам был предложен путь относительно плавного подключения к России при сохранении основных форм их руководства обществом. И уж во всяком случае "белый царь" не собирался вмешиваться в вопросы, связанные с местной религией - исламом. Ислам в Средней Азии российская администрация воспринимала не просто как религию, но как социокультурную систему, в значительной степени обеспечивавшую нормальное функционирование общества.

При российском правлении чиновников, в особенности на низших ступенях служебной лестницы, выбирали в соответствии с шариатом и адатом (обычаем). Да вообще юридические новации крайне мало влияли на сохранявшийся в обществе авторитет шариата. Все семейные вопросы, проблемы наследования решались мусульманскими кадиями, которые были подотчетны местным правителям. Известны случаи, когда местные жители, недовольные решением своих судей, обращались непосредственно в суд российской администрации, а тот, в свою очередь, опять переадресовывал их к шари-атским коллегам.

Можно по-разному относиться к компромиссу российской администрации с шариатом. Например, в советской науке господствовало мнение, что такое отношение свидетельствовало об общих классовых интересах российских и местных правителей, угнетавших простых мусульман. Кстати, если отрешиться от идеологизированных формулировок, то окажется, что такое суждение, в общем-то, справедливо: индифферентно-уважительное и вместе с тем отстраненное отношение к исламским нормам, невмешательство в эту сферу были одним из факторов, обеспечивавших стабильность в регионе.

Более того, российские власти сами заботились об исламе, о сохранности мечетей, а иногда выделяли средства на строительство новых. Приобщился к этому богоугодному делу и император Александр III, выделивший в конце 80-х годов 17 тысяч рублей на ремонт ташкентской соборной мечети Хожи Ахрар-вали.

И уж, конечно, никто не принуждал местных жителей переходить в православие. В российском государстве к миссионерству в принципе относились как к чисто духовному, но не светскому занятию. К тому же главное российское учреждение, боровшееся против ислама, - Казанская Духовная академия - не имела возможностей оказывать влияние на ситуацию в Средней Азии. Да и вообще православная церковь не проявляла там особого усердия.

Характерна позиция Константина Петровича Кауфмана, с 1867 года командующего войсками Туркестанского округа. Он считал, что хотя Россия и должна приобщать местных жителей к христианской цивилизации, но "ни в коем случае (нельзя)предлагать туземному населению православной веры". Да и как, замечу, ее предложишь, коль русского языка там в то время толком и не знали. А.И. Добромыслов, автор известной в свое время книги "Ташкент в прошлом и настоящем", писал в 1912 году, что "люди, имеющие миссионерские наклонности, отнюдь не должны допускаться ни на должности преподавателей, ни на должности инспекторов" и даже приводил случай, когда деятельность такого миссионера "вызвала озлобленность населения". Существовало, правда, положение, по которому принявшим христианство мусульманам давалось некое финансовое "пособие", но претендовали на него единицы. (Замечу, что кое-кто в России опасался как раз обратного процесса - перехода в ислам оседавших среди мусульман русских.)

Одна из причин "мягкого" обращения с исламом заключалась в том, что Россия не усматривала в Туркестане угрозу для себя со стороны тюркизма. Мнение православно-националистического идеолога Михаила Миропиева, утверждавшего, что ислам "проповедует... вражду ко всем другим народам, переходящую даже в религиозную войну" в регионе, в расчет не принималось.

Система обучения практически полностью оставалась в руках мусульманского духовенства. Учащиеся медресе были тем специфическим слоем, который поддерживал социальный и духовный авторитет касты мулл. В Бухаре, главном культурном центре Средней Азии, насчитывалось 360 мечетей, а один мулла приходился на 10 взрослых жителей. И Россию это устраивало.

Конечно, русская администрация пыталась наладить систему подконтрольного ей светского образования.

Весь текст - >> http://195.91.165.138/news03/010.html


САМЫЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Аркадий Дубнов, Время новостей (Москва), 15.05.2000, с. 6

На этой неделе Владимир Путин совершит свой первый зарубежный визит без приставки и.о. Символично, что первым делом новый глава государства отправляется в Центральную Азию - Ташкент и Ашхабад. Россию и мусульманские страны бывшего СССР связывает сегодня очень многое - общие опасности, общие политические и экономические интересы, не говоря уж о долгой и весьма многообразной истории. В прошлом веке, когда русские цари вторгались в неведомый для себя мир Востока, у них хватало такта и мудрости для того, чтобы сохранять местный уклад жизни, используя традицию в собственных интересах. Сейчас, когда отношения России с мусульманским миром омрачены войной в Чечне, Москве жизненно необходимо осознать, каковы сегодня ее интересы на Востоке и, самое главное, какими средствами их стоит защищать.

Муфтий Мохаммад Садык: "Истинный мусульманин не может быть радикалом"

Бывший муфтий Средней Азии и Казахстана 48-летний Мохаммад Садык - личность легендарная. В начале 90-х годов по своему влиянию в родном Узбекистане он мог сравниться с президентом Исламом Каримовым. Возможно, именно это обстоятельство сыграло роль в его дальнейшей судьбе. Известный мусульманский богослов, он закончил медресе в Бухаре, Исламский университет в Ташкенте (впоследствии стал его ректором) и Институт исламского призыва в Ливии. В 1989 году вопреки "разнарядке", спущенной из Москвы, избран духовным главой мусульман огромного центрально-азиатского региона на первых в истории этого муфтията демократических выборах. В том же году Мохаммад Садык стал народным депутатом СССР. В 1993 году вынужден был эмигрировать в Ливию, обнаружив несходство взглядов с узбекским руководством на место и роль мусульман в обществе. Однако с тех пор утекло много воды, и былые разногласия ушли в прошлое.

- ГОСПОДИН САДЫК, С ТЕХ ПОР КАК ВЫ ЭМИГРИРОВАЛИ ИЗ УЗБЕКИСТАНА, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВАМ СО СТОРОНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТАШКЕНТА ИЗМЕНИЛОСЬ?

- Конечно. Тогда некоторые силы в Узбекистане считали, что я и мои товарищи, которые чистосердечно работали на благо мусульман и страны, имеют претензии на власть. Но мы и тогда говорили, что намерены заниматься только религиозным воспитанием, а не политикой. Мы говорили властям, что идет нежелательный процесс в религиозной сфере, усиливаются ваххабизм и фундаментализм. Но государственные люди в Узбекистане считали, что мы их обманываем и хотим увеличить свое влияние.

- ИЗ СКАЗАННОГО ВАМИ СЛЕДУЕТ, ЧТО ВЫ ДАВНИЙ ПРОТИВНИК ВАХХАБИЗМА И ЛЮБОГО РАДИКАЛЬНОГО ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ, ПРЕТЕНДУЮЩЕГО НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ. ПО НЕКОТОРЫМ ОЦЕНКАМ, НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТАКОГО РОДА МОГУТ ПРОЯВИТЬСЯ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ УЗБЕКИСТАНА, ГДЕ НАИБОЛЕЕ УКОРЕНЕНЫ МУСУЛЬМАНСКИЕ ТРАДИЦИИ.

- Я не согласен с теми, кто говорит, что этот регион будет опорой религиозного экстремизма. Если бы религиозными чувствами мусульман управляли как следует, если бы мы их правильно воспитали, все было бы хорошо. Вместо этого были совершены поступки, которые послужили возрастанию духа экстремизма.

- КАКИЕ?

- Когда мы работали в Духовном управлении, власти с помощью молодых людей, которые впоследствии стали экстремистами и взяли в руки оружие, устраивали походы против нас, требовали, чтобы я ушел с поста муфтия, чтобы весь руководящий состав был изгнан из духовного правления... Государство использовало этих новых людей. Потом эта молодежь, в особенности из Намангана, перешла в соседний Таджикистан, вступила там в ряды вооруженной таджикской оппозиции и научилась воевать. А потом они организовались в так называемое "Исламское движение Узбекистана".

- ГОВОРЯТ, ЧТО ЕГО ЛИДЕРЫ ТАХИР ЮЛДАШЕВ И ДЖУМА НАМАНГАНИ, "ПРОСЛАВИВШИЕСЯ" В ПРОШЛОМ ГОДУ СВОИМ ПОХОДОМ В КИРГИЗИЮ, ПРЕДЛАГАЛИ ВАМ ВОЗГЛАВИТЬ ДВИЖЕНИЕ. УТВЕРЖДАЮТ ТАК ЖЕ, ЧТО ВЫ ИМ ОТКАЗАЛИ, ПОСКОЛЬКУ НЕ ХОТЕЛИ ИМЕТЬ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ТЕМИ, КТО ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ ВАС ЛИЧНО. ТАК ЛИ ЭТО?

- Такого обращения не было. Джуму Намангани я не видел ни разу до сих пор, если я его сейчас встречу на улице, то даже не узнаю. С Тахиром Юлдашевым я встречался в Саудовской Аравии, но такого предложения он мне не делал. Я же ему говорил тогда, что его действия представляют серьезную опасность, а пользы от них никакой.

- В ТАДЖИКСКОЙ ВОЙНЕ ВЫ, КОНЕЧНО, НЕ МОГЛИ НС БЫТЬ НА СТОРОНЕ ОППОЗИЦИИ. ОДИН ИЗ ЕЕ ЛИДЕРОВ, Г-Н ТУРАДЖОНЗОДА, СЕГОДНЯ ПО-ИНОМУ ОЦЕНИВАЕТ ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ. ВЫ ТОЖЕ ИЗМЕНИЛИ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМ СОБЫТИЯМ?

- Конечно. И я, и Тураджонзода вообще не думали о возможности вооруженных столкновений. Его просто заставили быть лидером оппозиции. Потом его назвали экстремистом - и так далее. Он не хотел войны, просто его заставили... А до этого мы вместе с Тураджонзода разработали план, согласно которому любой сотрудник Духовного управления мусульман будет отстранен от работы, если займется политикой. Мы уже тогда хорошо понимали, что если мы займемся политикой, то нанесем большой ущерб исламскому воспитанию. В те годы в "Комсомольской правде" было мое интервью, где я, выступая против политического ислама, говорил, что "Мы - партия Аллаха".

- СЕГОДНЯ ВЫРАЖЕНИЕ "МЫ - ПАРТИЯ АЛЛАХА" ЗВУЧИТ УГРОЖАЮЩЕ...

- Сейчас - да. Но тогда нас поняли правильно. В те годы у меня побывали все основоположники Исламской партии возрождения Советского Союза. Они возмущались тем, что я даю указания своим работникам не вступать в их партию. Я отвечал: я не против вас, я хочу действовать в соответствии с законом. В уставе Духовного управления мусульман, зарегистрированного в Минюсте, сказано, что мы не собираемся заниматься политикой. Иначе Духовное управление будет ликвидировано. И то, что мы делаем сейчас для мусульман, мы не сможем делать.

- СОЗДАСТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО НЫНЕШНЕЕ, БОЛЕЕ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИСЛАМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ТЕ, КТО ПОЛУЧАЛ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ, НАСТРОЕНО ГОРАЗДО РАДИКАЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВАШЕ...

- Те, кто получил истинное мусульманское образование, никогда не будут радикалами. Некоторые лидеры партии исламского возрождения и других политизированных организаций или партий - самоучки. Сидели дома, прятались от КГБ, читали книги о политизированном исламе, особенно те, которые привозили студенты из арабских стран, но не понимали, что ислам - это не политика. Отсюда их экстремизм. Когда я работал в Ташкенте, ко мне прибыли 4 человека, которые собирались открыть отделение всесоюзной Исламской партии возрождения в Узбекистане. Они пришли из Минюста с жалобой: мол, там не регистрируют партию, ссылаясь на мой, муфтия, запрет. Я сказал: "Дорогие мои, вы хотите создавать партию, участвовать в политике, в выборах, стремиться через парламент к власти. Так?". Да, отвечают, так. "Но тогда тот человек, который отправил вас в Минюсте ко мне, сейчас смеется над вами. Какое отношение муфтий имеет к регистрации политических партий, надо ведь вам законы знать". Вот такие грамотные люди создавали исламскую партию. Не знают азбуки ислама, не учились ему ни в школе, ни в медресе, ничего не знают - и сразу: ислам, партия, государство. Если их всех собрать, они даже одним колхозом не смогут управлять...

- А В УЗБЕКИСТАНЕ НАЙДЕТСЯ ДОСТАТОЧНО УЧИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОБУЧАТЬ НАСТОЯЩЕМУ ИСЛАМУ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗ-ЗА РУБЕЖА?

- Найдутся. Мы еще в 1992 году приняли решение не отправлять наших ребят учиться за рубеж, знали, что если они будут там, по-другому учиться будут...

Я уже год предлагаю российским мусульманским лидерам создать единую программу исламского обучения - в начальной, средней и высшей школе. Программу на научной основе - чтобы не было разногласий и различных толкований между мусульманами. Спасибо российским муфтиям, они согласились. Летом, если Аллах позволит, приступим к ней.

- НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАКОМЫ С СЕГОДНЯШНЕЙ СИТУАЦИЕЙ В АФГАНИСТАНЕ, ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ ОТТУДА ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

- Сейчас во всем мире говорят об этом.

Весь текст - >> http://195.91.165.138/news03/009.html


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news/kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное