Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как получить бесплатное образование Выпуск 10


Служба Рассылок Городского Кота
КАК ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА sport@avtograd.ru)
Выпуск N 10
Образование в России: настоящее  1 сентября 2000 г.

Уважаемый коллега! Здравствуйте!

Поздравляю Вас с праздником -- Днем знаний! Желаю, чтобы Ваших знаний хватило для
исполнения Вашего самого главного желания!

Продолжаем публиковать письма. Начну с приятного.


ВЫ ПИШЕТЕ...

Пишет Danil из Хабаровска:

"Здравствуйте, если я не ошибаюсь, вы -- автор статьи ''Как получить бесплатное
образование'' от 28/08 сего года? В первую очередь хочу поблагодарить вас за весьма
интересный материал. Надо признать, что вам удалось обратиться к проблеме современной
российской системы образования с весьма нетрадиционной точки зрения: ведь в нашем
обществе принято, как правило, жалеть бедного учителя, а вы так смело называете его
халявщиком и подвергаете всю образовательную систему жесткой критике.

Хочу признаться, прочитав вашу заметку, я сначала хотел написать несколько ругательный
отзыв (полагаю, что вы получили достаточно гневных отзывов от учителей и работников
высшей школы). Особенно мне не понравилось сравнение результатов работы учителя и
инженера, слишком это разные области деятельности, и мерить душу человека техническими
категориями, пожалуй, недопустимо. Но, тем не менее, я полностью согласен с вами,
что в нашей высшей школе царит полная халява. Сам несколько месяцев назад получил
диплом учителя, но работаю в коммерции, как и большинство выпускников. Теперь я могу
подтвердить, что на протяжении всех 5 лет обучения на студентов выливается поток
совершенно ненужной информации, которая не сможет найти практического применения
никогда. Действительно конструктивное зерно просто теряется в этой дребедени.

Если вам интересны мои мысли по поводу нашей системы образования, то пожалуйста пишите
в Хабаровск по адресу ddd@email.kht.ru


Уважаемый Danil (обращаюсь и к другим подписчикам), мне очень интересно Ваши мысли,
иначе бы эта рассылка не появилась.

Зачем тратить время зря, если знаешь что делать? Как инженер, я привык четко представлять,
что надо делать и зачем это надо. Вот это представление и хотелось бы сформировать
по результатам обсуждения в рассылке.

Мне очень понравились идеи уважаемого Анатолия Григорьевича. Его многогранный опыт
позволил ему создать очень интересное учебное заведение -- Университет базовых знаний.
Мы вернемся к нему в следующей рассылке. А сегодня продолжаем публиковать его статью.



ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Часть 2-я. НАСТОЯЩЕЕ
"Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают,
запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь".
Григорий Горин

Положение средней школы сегодня, несмотря на существующий "Закон об образовании
в РФ", совершенно идиотическое -- невыплаты зарплат учителям и персоналу школ
во многих регионах РФ, отсутствие финансирования школ по другим статьям, мизерный
размер оплаты учительского труда, ветшание зданий и отсутствие современных пособий
и оборудования способствуют оттоку профессионалов из школы, снижают качество образования.
Насилие чиновников, дающих указания (рекомендации по любому поводу) школам, порождают
только то, что на должность директора школы часто назначаются люди по качествам,
весьма далеким от профессиональных. То же можно и сказать о придании школе статуса
лицея, гимназии или колледжа по указанию сверху. Даже в таком благополучном районе,
как Москва, весьма иезуитски подходят к школам окружного подчинения. В соответствии
с законом каждую школу обязали стать самостоятельным учреждением со своим уставом,
что дает право стоящим над школой организациям отказываться от любых видов оплат
сторонним организациям, связанных с бюджетными ассигнованиями, ссылаясь на юридическую
самостоятельность школ. Особенно поражают отчеты об исполнении бюджета города и даже
его перевыполнении на 30% при том, что в основной массе московские школы в 1999/2000
учебном году не получили ни копейки ни на хозяйственные нужды, ни на расходные материалы
на оргтехнику, ни на канцелярию. При этом делались одна за другой плановые и внеплановые
проверки школ, вплоть до прокуратуры. А уж новые и новые формы отчетности

Не лучше и положение в вузах страны. Низкая оплата труда преподавателей, урезанное
финансирование госсистемы бесплатного высшего образования при повышенном спросе на
него привели к беспределу -- взяткам и поборам за поступление, за подготовку, за
репетиторство, за сдачу экзаменов и зачетов и т.д. Многие вузы пользуются "зацикленностью"
родителей поступающих на дипломах государственных вузов и подменяют выдачей этого
документа качество своих образовательных услуг. Несомненно, что такие перекосы в
системе образования порождены самой сложившейся государственной системой.

Но все вышеизложенное как капля воды отражает только часть проблем, поставленных
перед страной. Отсутствие заинтересованности в конечном результате труда и его низкая
производительность, старение производственной базы, неравные возможности граждан
(в том числе и на получение знаний), отсутствие оборотных средств и инвестиционного
климата, непрозрачность, правовая, политическая и экономическая безграмотность населения,
бесконтрольность и противоречивость законодательства, отказ от внедрения передовых
технологий, несовершенная налоговая система, непонимание полной взаимосвязи процессов,
происходящих в государстве,-- все это свидетельства бессистемного подхода к управлению
и уровня интеллекта руководителей, поставленных у власти никем иным, как нами, избирателями.
Теми, кто голосовал не умом, а сердцем (или вообще не голосовал), хотя еще Дж. Дж.
Нейтан когда-то сказал: "Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые
 не голосуют". Только знания, т.е. непрерывное образование граждан любой страны,
дают толчок к тому, что государство становится по-настоящему великим.

Мы уже достаточно сыты отдельными решениями в любой сфере и по любому поводу, отсюда
и знаменитое черномырдинское изречение: "Хотели как лучше, а получилось как
всегда". Можно ли поставить в вину нашему бывшему премьеру это изречение? Да
нет, просто таков уровень его компетентности, и вряд ли г-н Черномырдин, как и многие
власть предержащие примут на свой счет слова Льва Николаевича Толстого: "Человека
ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится
хуже. Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель -- то, что
он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Давайте посмотрим на то, как изменился мир вокруг нас, а, следовательно, и должен
измениться наш мир, никогда не забывая слова А. Ботвинникова: "Надо помнить,
что люди разного круга -- это все же люди одного шара". Мы не можем не признать,
что существует международное разделение труда, что появилось мировое информационное
пространство и соответствующие технологии, что развитые страны озабочены постиндустриальным
развитием, что перед человечеством стоят глобальные проблемы, особенно в экологии
и экономике, что наше процветание зависит от того, какое место мы займем в мировом
сообществе.

В свете этого вызывает оптимизм подход нового правительства к развитию России через
стратегическое планирование развития государства, во всеобъемлющем подходе вплоть
до 2025 года. Разумеется, такое долгосрочное планирование сделано поэтапным, но комплексным
и взаимосвязанным, т.к. другой подход невозможен. Поэтому вполне естественно, что
одной из главных и составных частей новой этого плана стала НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Наконец образование становится государственным
приоритетом и исполнительная власть готова взять на себя ответственность за соблюдением
этого. Вот только некоторые выдержки из этого документа:
J Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее -- доктрина) --
основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий
приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления
его развития.
J Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством
государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы
образования на период до 2025 года.
J Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность
за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического
и духовного развития России.
J Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского
общества, включая:
ь преодоление социально-экономического и духовного кризиса,
ь обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
ь восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере
образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
ь создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
J Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для
всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность
каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
J Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально
благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина
России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает
образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций
и наиболее эффективного вложения капитала.
J Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области
образования и является основой для разработки программ развития образования.
J Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих
уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования,
не допускается.

В свете этой доктрины разработаны: "Концепция научной, научно-технической и
инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы"
и, соответственно, "Концепция структуры и содержания общего среднего образования
(в 12-летней школе)". И теперь, на этой ноте, перейдем к следующей части нашей
статьи.

Директор НП УБЗ, магистр ВММ, Г. А. Г



Вам это ничего не напоминает? Пишите!
ВНИМАНИЕ! Настоящие материалы опубликованы для общего пользования без каких-либо ограничений по воле авторов, считающих недопустимым распространения ограничений авторского права на использование материалов, касающихся вопросов развития человека вообще и его образования в частности. Каждый желающий имеет полное право, исходя из целей своего развития, копировать, тиражировать и использовать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы. Авторы, для которых такие условия не приемлемы или они не хотят, чтобы их имя или письма целиком или частично стали достоянием других сообщают об этом в ведущему в письменном виде. В противном случае при необходимости они могут быть использованы в рассылке! Архив выпусков http://subscribe.ru/archive/job.education.economic/ Рассылка отредактирована Еленой Мишуровой itsme@online.sinor.ru (Профессиональное редактирование текстов. Образовательным проектам скидки)
Рассылки Subscribe.Ru
Как получить бесплатное образование
Если Вам понравилась наша рассылка, посоветуйте подписаться на нее другим - перешлите этот выпуск своим корреспондентам.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное