Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 560


"Эконометрика", 560 выпуск, 17 октября 2011 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Статья Илья Иоффе "От "социального государства" - к диктатуре пролетариата!" посвящена истории "социального государства" и перспективам перехода от него к социализму.

Предлагаем подборку материалов, посвященных идее выработки биотоплива из сельскохозяйственного сырья, включающую:

размышления Фиделя Кастро "Переход на биотопливо не решит экологических проблем";

информацию о докладе Организации Объединенных Наций "Биоэнергия, не наносящая ущерб окружающей среде";

статью Владимира Кирюшина "Энергетическая революция".

"Россияне не любят планировать свой бюджет", утверждают социологи.

"Имеется ли разгадка у таинственных совпадений", рассуждает Сергей Лесков, приводя массу интересных примеров.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

От "социального государства" - к диктатуре пролетариата!

Илья Иоффе

Одним из наиболее заметных и ярких проявлений разворачивающегося кризиса капитализма является стремительное ускорение процесса демонтажа так называемого "социального государства". Процесс этот, с различной интенсивностью идущий вот уже несколько десятилетий, в последние годы получил мощный импульс в виде экономических и политических шагов по "восстановлению финансовой стабильности", "сокращению бюджетного дефицита", "оздоровлению экономики" и т.п. "неизбежных" мер, к которым крупная буржуазия обычно прибегает в тяжелые времена, с целью не только сохранить, но и упрочить своё господство. Во многих западноевропейских странах, таких как Франция, Греция, Португалия, Англия, новый резкий крен правящих кругов в сторону неолиберализма вызвал бурные выступления трудящихся, воспротивившихся намерениям властей лишить их очередной порции социальных благ. Однако забастовки, массовые демонстрации и другие формы протеста пока не приносят результатов: правительство Саркози повысило ранний выход на пенсию до 62 лет, Греция приняла навязанную ЕС программу "финансовой стабилизации", невиданным сокращениям подвергся бюджет Ирландии и т.д. и т.п. Очевидно, что соотношение классовых сил в империалистическом мире сегодня явно не в пользу рабочих. Европейской и североамериканской буржуазии, безраздельно господствующей на планете с момента распада СССР, удается без особых трудностей, лишь изредка прибегая к насилию, преодолевать разрозненное сопротивление слабо консолидированного классового противника. На фоне решительного и уверенного в себе крупного капитала, последовательно проводящего выгодную ему линию, западная левая, как официальная, "социал-демократическая", так и "антисистемная", выглядит откровенно жалкой, беспомощной, подавленной. Она явно неспособна возглавить зреющее недовольство широких масс и направить его в русло антикапиталистической борьбы. Она не в силах выдвинуть альтернативную программу, основным содержанием которой были бы не паллиативные шаги по "выходу из кризиса", а радикальный разрыв с господствующей либеральной идеологией и призыв к революционному слому прогнившего общественного строя, для которого "кризис" уже давно стал естественным состоянием. Главный вектор политической и идеологической борьбы левых сил в богатых капстранах направлен не на разрушение и упразднение господствующего экономического и классового порядка, а на сохранение тех общественных благ, которые этот порядок пока ещё предоставляет наемным работникам. Сумму этих, все ещё гарантированных благ, принято называть "социальным государством".

Чтобы понять, имеет ли борьба за остатки социального государства шансы на успех, стоит ли вообще эта игра свеч, и не настало ли, наконец, время для левых сил кардинально изменить свою политико-идеологическую повестку дня, совершим краткий экскурс в историю.

Социальное государство зародилось, окрепло, достигло расцвета, начало деградировать и, в конце концов, пришло к своему нынешнему весьма плачевному состоянию в недрах государственно-монополистического или, если прибегнуть к конвенциональному буржуазному определению, "организованного капитализма". Начиная с середины 19-го века, положение западноевропейских рабочих стало претерпевать существенные изменения. Из бесправной, безжалостно эксплуатируемой массы лишенных собственности вчерашних крестьян и мелких ремесленников, фактических рабов, они постепенно превращались в важный элемент складывавшихся на новой классовой основе политических наций. Обретение равных с буржуазией формальных политических прав значительно укрепило позиции западного пролетариата в отношении распределения национального продукта. Буржуазное государство уже не могло не считаться с рабочими. Решающим фактором, принципиально изменившим не только политическое, но также материальное и культурное положение западноевропейского и североамериканского белого пролетариата стал переход капитализма в империалистическую фазу. Замена конкуренции монополией, господство финансового капитала, подмявшего под себя промышленность и сельское хозяйство, стремительная экспансия монополий на внешние рынки и извлечение монопольным капиталом из эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабсилы колоний гигантских сверхприбылей - все эти вновь народившиеся империалистические обстоятельства обусловили кардинальный сдвиг в расстановке классовых сил внутри наиболее развитых капиталистических обществ. Господствующие классы империалистических стран, сохраняя безраздельную собственность на средства производства, получили возможность поделиться небольшой частью прибылей, извлекаемых из имперского грабежа, со своими трудящимися. Ленин в работе "Империализм и раскол социализма" так описывал создавшуюся ситуацию:

"эксплуатация угнетенных наций, неразрывно связанная с аннексиями, и особенно эксплуатация колоний горсткой "великих" держав все больше превращает "цивилизованный" мир в паразита на теле сотен миллионов нецивилизованных народов. Римский пролетарий жил на счет общества. Теперешнее общество живет на счет современного пролетария. Это глубокое замечание Сисмонди Маркс особенно подчеркивал. Империализм несколько изменяет дело. Привилегированная прослойка пролетариата империалистских держав живет отчасти на счет сотен миллионов нецивилизованных народов."

Т.е. произошло то, что существенная часть пролетариев имперских метрополий - "привилегированная прослойка" - стала соучастником в ограблении колоний, получателем части сверхприбыли и, по отношению к населению этих колоний, превратилась в эксплуататорский класс. Это уже был далеко не тот пролетариат, к которому Маркс и Энгельс обращались в "Манифесте" - у которого "не было отечества" и которому "нечего терять, кроме своих цепей". Это была "рабочая аристократия". Её материальное благосостояние и социальный статус зависели уже не столько от успехов и неудач в борьбе с собственной буржуазией, сколько от продвижения и углубления империалистической экспансии "родного" государства. Коренным образом стало изменяться отношение пролетариата к институту буржуазного государства. Беря на себя функции перераспределения национального богатства, последнее из машины классового угнетения и подавления, которую рабочим в ходе революции надлежит разбить и заменить отмирающим государством диктатуры пролетариата, теперь превратилось в "совместный проект" привилегированных трудящихся с господствующими классами.

Трансформация производственных отношений, характеризовавшая эпоху становления империализма, не могла не отразиться на классовом сознании и, соответственно, на содержании политической борьбы западного рабочего класса. Стала набирать силу тенденция к сотрудничеству, соглашательству с национальной буржуазией, выражавшаяся в таких течениях, как оппортунизм и социал-шовинизм. Революционная социал-демократия превращалась, по сути, в контрреволюционную силу, в "буржуазную рабочую партию".

Именно в этот период раскола рабочего движения на революционное и оппортунистическое образуются те общественные структуры, которые в последствии составили основу современного "социального государства". Наиболее яркий пример - так называемый "прусский социализм", введенный в бисмарковской Германии и впервые учредивший систему социального страхования и пенсионного обеспечения. Левым вариантом прусского социализма была теория государственного социализма Лассаля, объявившего рабочий класс носителем гегелевской "чистой идеи государства".

Таким образом, зарождение и первые шаги социального государства оказались неразрывно связанными с классовой политикой западного империализма и переходом европейского рабочего движения на путь сотрудничества и объединения с национальным капиталом.

Следующий этап в становлении и развитии социального государства, на котором оно достигло своего наивысшего расцвета и приобрело знакомый нам по совсем ещё недавнему прошлому вид "государства благосостояния", приходится на предвоенные годы "Великой депрессии", рузвельтовского "Нового курса", корпоративного государства итальянского фашизма и германского нацизма, и, конечно, на послевоенный период "Холодной войны" - эпоху глобального противоборства так называемого "империализма Триады" (США, Западная Европа, Япония) с советским социализмом. На данном этапе политика социального государства решала две основные задачи: во-первых, "спасение капитализма от самого себя", т.е. разрешение противоречия между предельно обобществленным, монополизированным производством и рыночными механизмами распределения, и, во-вторых, борьба с распространением идеологии и практики коммунизма. Решение этих задач (главным образом второй) требовало предельной консолидации западных обществ, создание как можно более широкой классовой базы, что, разумеется, предполагало существенное перераспределение как политической власти, так и материальных благ. Правящие круги ведущих империалистических держав вынуждены были пойти на ряд беспрецедентных уступок в области социальных прав и гражданских свобод, фактически включив в прослойку "рабочей аристократии" до двух третей наемных работников. Послевоенное восстановление разрушенной Европы и Японии, а также колоссальная гонка вооружений, создали предпосылки для долговременного низкоинфляционного роста экономики, сопровождавшегося крайне низким уровнем безработицы. Отсутствие проблем с трудоустройством и широкие социальные гарантии делали капитализм привлекательным для большинства западных рабочих и создавали его выигрышный образ для народов развивающихся стран, вставших на путь независимости. Низкая безработица создавала иллюзию "права на труд", а непрерывный рост благосостояния в сочетании с расцветом буржуазного либерализма вполне подходили под заманчивое определение "социализма с человеческим лицом".

Однако крот истории продолжал потихоньку делать своё дело. Под благостным покровом процветания и фальшивого "классового мира" созревали предпосылки очередного передела власти и собственности. "Организованный капитализм" сумел на какое-то время притупить боль классового антагонизма внутри зажиточных западных обществ, но глубинные противоречия капиталистического способа производства оставались на месте и только ждали удобного момента, чтобы, подобно вулканической лаве, прорваться на поверхность. С одной стороны, почувствовавший свою силу европейский и североамериканский пролетариат, ставший к тому времени "средним классом", требовал все большей доли участия в прибылях. С другой стороны, крупная империалистическая буржуазия, в среде которой, следуя объективной логике развития монополистического капитализма, все более значительный вес приобретал финансовый сектор, не намерена была далее терпеть тяжкое бремя послевоенного консенсуса, и готовилась к решительной схватке за возвращение утраченных позиций. Обстановку накаляло и поддерживаемое советским блоком антиколониальное освободительное движение, значительно затруднявшее процесс извлечения прибыли от эксплуатации Империей постколониальных стран.

Критика кейнсианского экономического порядка, основанного на активном вмешательстве государства в экономику и поощрении потребительского спроса, а заодно и взращенного этим порядком "государства благосостояния", велась справа и слева. Как это обычно случается в истории, в классовой борьбе побеждают наиболее организованные, сплоченные и идеологически последовательные. В 60-70-е годы прошлого столетия преимущество во всех этих компонентах было на стороне крупной империалистической буржуазии. Её политические организации оказались сильнее и боевитее, её лидеры харизматичнее, её идеи притягательнее и понятнее для широких мелкобуржуазных слоев, а их апологеты - убедительнее и острее, чем таковые с левой стороны. Тщательно разработанная ведущими идеологическими учреждениями Запада в 1950-60-х годах программа неолиберального поворота была приведена в действие сразу после нефтяного кризиса 1973 года. Начался последовательный демонтаж институтов социального государства. Первым, и самым мощным ударом по западному рабочему классу явился резкий скачок безработицы. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся (www.rian.ru). Средние показатели уровня безработицы в ведущих капстранах возросли на 3-5%. Но дело даже не столько в количественных параметрах, отражающих динамику роста безработицы, сколько в качественных изменениях, произошедших во всем спектре отношений между трудом и капиталом, сложившихся в эпоху кейнсианского "государства благосостояния". В послевоенные годы рост влияния профсоюзов, расширение госсектора, развитие прогрессивного трудового законодательства, усиление социальной защиты и т.п. псевдосоциалистические структурные элементы "организованного капитализма" обусловили выведение значительной части рабочих мест из сферы товарных отношений. Такое явление экономисты и социологи назвали "декоммодификацией труда". В ведущих империалистических странах, а также в скандинавских социал-демократиях, на рынке труда возникли целые сектора, в которых рабочие и служащие были практически полностью гарантированы от увольнения, получали повышенные зарплаты и самый широкий набор сопутствующих социальных благ, таких как оплаченный отпуск по болезни, пенсионное обеспечение за счет работодателя и т.п. Эти привилегированные сектора "рабочей аристократии" существовали за счет эксплуатации низкооплачиваемого труда в странах Третьего мира и непривилегированной части работников (по большей части этнических меньшинств, либо иммигрантов) в собственных странах. Трудящиеся, занятые в этих благополучных, защищенных от перепадов спроса и предложения, секторов рынка труда, оставались вплоть до начала неолиберальных реформ главными бенефициантами послевоенного политико-экономического устройства. С началом массовой приватизации государственных предприятий, падением влияния профсоюзов под ударами правоконсервативных режимов Рейгана, Тэтчер и Коля, с рутинизацией массовой безработицы, доля "рабочей аристократии", наслаждавшейся "социализмом" при капитализме, в общей армии наемных работников начала стремительно сокращаться. Отныне "аристократы" были вынуждены соперничать с братьями по классу на "свободном рынке" за куда меньшее число рабочих мест. Их рабочая сила снова, как в старые добрые времена "неорганизованного" капитализма, превратилась в товар. Однако этим дело не ограничилось. Воспользовавшись распадом социалистического лагеря, переходом Китая на рельсы неолиберального капитализма и открытием рынков большинства развивающихся стран для ничем не ограниченной экспансии иностранного капитала, крупная империалистическая буржуазия запустила процесс деиндустриализации своих стран. Она стала вывозить рабочие места из богатых индустриальных государств в бедные страны с обилием дешевой рабочей силы и отсутствием трудового законодательства. Теперь избалованный "социальным государством" западный рабочий должен был конкурировать за свое место с китайским, вьетнамским или индонезийским собратом. Новый империализм глобальных финансовых структур и транснациональных корпораций больше не нуждался в собственном пролетариате. Последнему теперь можно было навсегда забыть об участии в прибылях на правах чуть ли не равноправного партнера.

Динамику соотношения классовых сил в западном обществе за последние 30-40 лет хорошо иллюстрирует график падения доли зарплаты в добавленной стоимости (monthlyreview.org ), производимой промышленностью США. Кривая неуклонно опускается вниз, с отметки 27% в 1975 до отметки в 15% в 2005 году. Хотя это, конечно, всего лишь скучная статистика...

Объективный, историко-материалистический анализ "социального государства" указывает на его неразрывную связь с развитием империализма - высшей и последней стадии капитализма. Жизнь и судьба социального государства в той или иной модификации зависит от характера отношений между внутренним капитализмом империалистических держав и внешними интересами имперского правящего класса. Джеймс Петрас называет эти отношения "конфликтом между Республикой и Империей". В свое время Республика, разрываемая внутренними противоречиями, породила Империю, которая с одной стороны взяла на себя часть противоречий Республики, а с другой, обеспечила последнюю необходимыми для её выживания ресурсами. Сегодня Империя все сильнее тяготится Республикой, т.к. главную прибыль имперская буржуазия извлекает из внешней экспансии, а не от эксплуатации своего отечественного пролетариата. Этот антагонизм находит свое выражение в демонтаже социального государства, в лишении имперского наемного труда его привилегий и, как следствие, в постепенной пролетаризации "рабочей аристократии". Насколько такой возврат западного рабочего класса в свое "исходное состояние" может привести к его радикализации, к осознанию его руководством обреченности борьбы за остатки социального государства и необходимости её трансформации в борьбу за социализм и диктатуру трудящихся - будет во многом зависеть от масштабов и глубины разворачивающегося кризиса.

В Россию и другие бывшие советские республики словосочетание "социальное государство" пришло вместе с реставрацией капитализма. Прорабы и агитаторы Перестройки не могли просто так взять и объявить, что в результате замысленных ими "реформ" советские люди лишатся всех своих социальных завоеваний и превратятся в бесправных рабов новых буржуев и их "цивилизованного рынка". Народу обещали "обновленный рыночный социализм", разумеется "с человеческим лицом", как в "цивилизованном мире" - со всеми советскими благами и гарантиями, помноженными на западноевропейский уровень потребления и за минусом очередей, дефицита и "уравниловки". Даже непременная спутница рынка - безработица - преподносилась не как зло, пусть и "неизбежное", но как своего рода благо - стимул для лентяев и лекарство от всей той же пресловутой "уравниловки".

После ликвидации СССР утвердившая свою власть постсоветская буржуазия с облегчением отбросила лицемерную риторику "обновленного социализма" и заговорила с побежденным народом на языке примитивного антикоммунизма и пиночетовского неолиберализма. В устах идеологов ельцинского режима само слово "социализм" стало чуть ли не ругательством. В принятой сразу после расстрела Верховного Совета осенью 1993 года новой Конституции, РФ была названа "социальным государством". Несмотря на записанные в Конституции правильные и красивые фразы о многочисленных обязательствах социального государства перед гражданами, разница между победившим социальным и уничтоженным социалистическим государством была примерно такая же, как между обращениями "Государь" и "Милостивый государь". Ограбленному, лишенному гарантированного права на труд, разгромленному политически и морально российскому пролетариату и в самом деле оставалось уповать исключительно на "милость" новых хозяев жизни. На их желание "охранять здоровье людей", "устанавливать минимальную плату за труд", "обеспечивать поддержку материнства и отцовства", а также на "иные гарантии социальной защиты"...

Современный российский трудящийся, посреди забот о собственном выживании постоянно выслушивающий жалобы "эффективных собственников" на свою "избалованность", "неэффективность" и "низкую производительность труда", испуганно вздрагивающий от людоедских "инновационных проектов" этих самозваных "собственников", вроде угрозы введения 12-часового рабочего дня, может в часы досуга ознакомиться с тем, как "собственники" и отстаивающая их интересы власть понимают концепцию "социального государства".

Взять хоть вот этот (rin.ru), не понятно кем, для кого и зачем сочиненный кусок текста, являющий собой нечто вроде пояснения к "Основам конституционного строя" РФ. Пустой, бессодержательный, демагогический и лицемерный, он выглядит жалкой пародией на то, что когда-то составляло законную гордость западного пролетария-аристократа - на его выстраданный-перевыстраданный десятилетиями неравной борьбы и горячей дружбы со своими буржуями "вэлфер-стейт".

Что же делает оно, это наше нынешнее "социальное государство", по мнению безымянных идеологов суверенно-демократического режима? Оказывается вот что: "берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости". Очень замечательно. А как понимает оно "социальную справедливость"? А вот как понимает: "Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство". Ясно? Никакой "уравниловки", тем более, упаси бог, "за счет отказа от свободы". Кончилось ваше социалистическое государство - утритесь и будьте готовы "свободно" пахать по 12 часов в день. Не беспокойтесь, сильный и эффективный дядя о вас позаботится, в беде не бросит: "Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным". Можно радоваться и благодарить судьбу - о нас, "непредприимчивых и бедных", не забудут! Какая неописуемая широта души! И каков слог: "как бы исправляет формализм". Не знаю, как вы, но я бы точно постеснялся поставить свое имя под такими "как бы" перлами...

Чуть ниже следует разъяснение, о чьей именно свободе неустанно печется наше "социальное государство":

"Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности"

А мы то, наивные, думали, что буржуйское государство будет бороться с богатыми, а не с нищими...

Под конец своего мутного, лукавого и блудливого словоизвержения, анонимные борцы с "чрезмерным этатизмом" приходят к сколь глобальным, столь и оптимистичным заключениям:

"Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается"

А не пойти ли господам велеречивым идеологам да не рассказать ну хоть американскому "низшему и среднему классу" о "неуклонном улучшении" его благосостояния (http://left.ru/2010/9/zorin202.phtml)? Разумеется, "в целом"? Останутся ли они после этого целыми, вот в чем вопрос...

Однако оставим уже разбор лживых и бестолковых сочинений идейной обслуги правящего класса. Пора заканчивать статью и делать выводы.

На смену "социальному государству", или, словами Дэвида Харви, "встроенному либерализму", идет диктатура. Её приход практически неизбежен, и от нас сегодня зависит лишь то, каким будет её классовое содержание. Какой она будет? Пойдут ли массы отчаявшихся и разочарованных в капитализме трудящихся под лозунгом "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!" к власти рабочего люда, к диктатуре пролетариата, или, опившись пива и обалдело выпучив глаза, скандируя "А ну давай, давай, уёбывай отсюда!", через резню и погромы "черной мрази", ринутся прямиком к диктатуре национал-фашистской, к вдохновенно пропагандируемой "любимыми блогерами президента" "новой опричнине"? Ответ на этот вопрос во многом зависит от левых сил - их решимости, организованности и идейной зрелости.

Левая Россия, No. 9 (202), 13 декабря 2010 г.
http://left.ru/2010/9/wellfarestate202.phtml?print

*   *   *   *   *   *   *

Переход на биотопливо не решит экологических проблем

Размышления Фиделя Кастро

Атилио Борон - авторитетный мыслитель левых взглядов, который до недавнего времени возглавлял Латиноамериканский совет общественных наук (КЛАКСО), написал статью для только что завершившейся в Гаване VI Встречи представителей стран полушария в целях борьбы против Договоров о свободной торговле и за интеграцию народов, которую любезно прислал мне, сопроводив ее письмом.

Суть того, что он написал и что я резюмировал, воспроизводя текстуально абзацы и фразы из его статьи, заключается в следующем:

Докапиталистические общества уже были знакомы с нефтью, которая скапливалась на поверхности, и использовали ее для некоммерческих целей, как например для придания водонепроницаемости деревянным корпусам судов и текстильным продуктам и для освещения при помощи факелов. Отсюда ее первоначальное название "каменное масло".

В конце XIX века, - после открытия больших месторождений в Пенсильвании, Соединенные Штаты, и развития технологии, стимулом для чего послужило широкое распространение двигателей внутреннего сгорания, - нефть превратилась в энергетическую парадигму ХХ века.

Энергия понимается как еще один товар. Как предупреждал Маркс, это происходит не по причине извращенности или бесчувственности того или иного отдельного капиталиста, а является логическим следствием процесса накопления, который ведет к непрерывной "меркантилизации" всех компонентов общественной жизни, материальных и символических. Процесс меркантилизации не ограничился людьми и одновременно распространился на природу. Земля и ее продукты, реки и горы, джунгли и леса были объектом осуществляемого им неудержимого грабежа. Конечно же, продукты питания не избежали этой адской динамики. Капитализм превращает в товар все, что находится в пределах его досягаемости.

Продукты питания преобразуются в энергетические продукты, чтобы поддерживать иррациональность цивилизации, которая в целях сохранения богатств и привилегий немногих ведет зверскую атаку на окружающую среду и на экологические условия, сделавшие возможным появление жизни на Земле.

Преобразование продуктов питания в энергетические представляет собой чудовищный акт.

Капитализм готовится провести массовую эвтаназию бедняков, в особенности бедняков Юга, потому что именно там находятся наибольшие резервы биомассы планеты, требуемой для изготовления биотоплива. Как бы в официальных речах нас ни заверяли, что речь не идет о выборе между продуктами питания и топливом, действительность показывает, что альтернатива именно такова: земля отводится или на производство продуктов питания, или на производство биотоплива.

Главные уроки, вытекающие из данных ФАО относительно сельскохозяйственных площадей и потребления удобрений, следующие:

Сельскохозяйственная площадь на душу населения при развитом капитализме почти вдвое больше той, что наблюдается на отсталой периферии: 1,36 гектара на человека на Севере по сравнению с 0,67 гектара на Юге, что объясняется тем простым фактом, что на отсталой периферии проживает около 80 процентов мирового населения.

В Бразилии существует чуть больше сельскохозяйственных площадей на душу населения, чем в развитых странах. Очевидно, что эта страна должна будет предназначить огромные участки своей громадной площади на то, чтобы быть в состоянии удовлетворять требования новой энергетической парадигмы.

В Китае и Индии имеется соответственно 0,44 и 0,18 гектара на душу населения.

В мелких антильских странах, где традиционно существовала монокультура сахарного тростника, красноречиво проявляется его эрозионное воздействие, примером чего является исключительное использование на один гектар удобрений, требуемых для поддержания производства. Если средний показатель в периферийных странах составляет 109 килограммов удобрений на гектар (по сравнению с 84 килограммами в развитых капиталистических странах), то на Барбадосе эта цифра равна 187,5, в Доминике - 600, в Гваделупе - 1016, в Сент-Лусии - 1325 и на Мартинике - 1609. Говорить об удобрениях - значит говорить об интенсивном потреблении нефти, так что преимущества агроэнергетических продуктов в целях сокращения потребления нефти, о которых столько твердят, кажутся более иллюзорными, чем реальными.

Общей сельскохозяйственной площади Европейского союза едва ли хватит, чтобы удовлетворить 30 процентов нынешних, но не будущих потребностей топлива, которые согласно прогнозам будут еще большими.. В Соединенных Штатах для удовлетворения нынешнего спроса на ископаемые вида топлива было бы необходимо отвести под производство агроэнергетических продуктов 121 процент всех сельскохозяйственных площадей этой страны.

Следовательно, предложение агротоплива должно будет поступать с Юга, с бедной и неоколониальной периферии капитализма. Математические расчеты не лгут: ни в Соединенных Штатах, ни в Европейском союзе нет в наличии земли, чтобы увеличивать производство продуктов питания и одновременно расширять производство агроэнергетических продуктов.

Дефорестация планеты могла бы расширить (хотя только на время) поверхность, пригодную для обработки. Но это было бы самое большее на несколько десятилетий. Затем эти земли опустынятся, и положение станет хуже, чем прежде, что еще более обострит дилемму, противопоставляющую производство продуктов питания производству биоэтанола или биодизельного топлива.

Расширение посевных площадей для производства агроэнергетических продуктов серьезно скажется на борьбе с голодом - а в мире существует примерно 2 миллиарда голодающих. Страны, где голод является универсальным бедствием, явятся примером быстрой конверсии сельского хозяйства в целях удовлетворения ненасытного спроса на энергетические продукты, которых требует цивилизация, основанная на их неразумном использовании. Результат не может быть иным, чем удорожание продуктов питания и, следовательно, обострение социальной ситуации в странах Юга.

Кроме того, ежегодно мировое население возрастает на 76 миллионов человек, и очевидно, что им потребуются продукты питания, которые будут становиться все дороже и будут им недоступны.

Лестер Браун в Тhe Globalist Perspective предсказывал менее года назад, что в 2006 году автомобили поглотят большую часть роста всемирного производства зерновых. Из 20 миллионов тонн, добавившихся к существовавшим в 2005 году, 14 миллионов были предназначены на производство топлива и только 6 миллионов тонн - на удовлетворение потребностей голодных. Этот автор заверяет, что всемирные аппетиты в плане горючего для автомобилей утолить нельзя. В заключении Браун указывал, что неизбежно произойдет фронтальное столкновение между 800 миллионами богатых владельцев автомобилей и потребителями продуктов питания.

Сокрушительное воздействие удорожания продуктов питания, которое будет неминуемым, по мере того как земля может использоваться для их производства или для производства топлива, было показано в статье С.Форда Ранджа и Бенджамина Синауэра - двух видных профессоров Университета Миннесоты, - опубликованной в англоязычном издании журнала Форин Афферз, название которой уже говорит все: "Каким образом биотопливо может убить истощением бедняков". Авторы утверждают, что в Соединенных Штатах рост производства агротоплива привел к повышению цен не только на кукурузу, семена масличных растений и другие зерновые, но также и на культуры и продукты, которые, казалось бы, не имеют к ним никакого отношения. Использование земли для выращивания кукурузы, заглатываемой этанолом, сокращает площади, предназначенные для других культур. Изготовители пищевых продуктов, которые используют такие культуры как зеленый горошек и молодую кукурузу, были вынуждены платить более высокие цены для обеспечения бесперебойных поставок, - стоимость, которая, в конце концов, отразится на потребителях. Рост цен на продукты питания также сказывается на предприятиях, выпускающих продукты скотоводства и птицеводства. Более высокая себестоимость вызвала резкое падение доходов, в особенности в птицеводстве и свиноводстве. Если доходы продолжают сокращаться, производство также сократится, и повысятся цены на курятину, индюшатину, свинину, молоко и яйца. Они предупреждают, что самое сокрушительное воздействие повышения цен на продукты питания испытают на себе в особенности страны третьего мира.

В исследовании Бельгийского бюро по научным вопросам показано, что биодизель создает больше проблем для здоровья и окружающей среды, потому что вызывает более распыленное загрязнение и выделяет больше контаминантов, разрушающих озоносферу.

В связи с аргументами в пользу предположительной доброкачественности агротоплива профессор Университета Буэнос-Айреса Виктор Бронстейн доказал, что:

Неправда, что биотопливо является обновляемым и вечным источником энергии, поскольку решающий фактор для роста растений - это не солнечный свет, а наличие воды и соответствующие условия почвы. Если бы это было не так, можно было бы производить кукурузу или сахарный тростник в пустыне Сахара. Воздействие крупномасштабного производства биотоплива будет сокрушительным.

Неверно то, что оно не загрязняет. Хотя биоэтанол выделяет меньше двуокиси углерода, процесс его получения заражает почву и воду нитратами, гербицидами, пестицидами и отходами, а воздух - альдегидами и спиртами, которые являются канцерогенными. Предположительное "зеленое и чистое" топливо - это обман.

Предложение производить агротопливо нежизнеспособно и, кроме того, неприемлемо этически и политически. Но отвергать его недостаточно. Мы призваны совершить новую энергетическую революцию, но служа народам, а не монополиям и империализму. Это наверное самый главный вызов настоящего времени, завершает Атилио Борон.

Как можно видеть, резюме заняло немало места. Требуется место и время. Практически целая книга. Утверждают, что при создании "Ста лет одиночества" - своего главного произведения, сделавшего его знаменитым, - Габриэлю Гарсиа Маркесу потребовалось написать пятьдесят страниц на каждую страницу, посланную в типографию. Сколько времени потребуется моему бедному перу, чтобы опровергнуть защитников зловещей идеи, побуждаемых материальными интересами, невежеством, безразличием, а иногда этими тремя причинами сразу, и распространить прочные и честные аргументы тех, кто борется за жизнь рода человеческого?

На встрече в Гаване были высказаны очень важные мнения и взгляды. Следовало бы упомянуть о тех, кто продемонстрировал реальные кадры ручной рубки сахарного тростника - документальный фильм, словно отражающий ад Данте. Все больше мнений высказывается каждый день во всех средствах информации всего мира, начиная с таких учреждений как Организация Объединенных Наций и кончая национальными научными обществами. Я просто вижу, что дебаты интенсифицируются. Тот факт, что эту тему обсуждают, - уже важный шаг вперед.

Фидель Кастро Рус
9 мая 2007 года

*   *   *   *   *   *   *

Организация Объединенных Наций опубликовала доклад "Биоэнергия, не наносящая ущерб окружающей среде"

Гавана, 10.05.07 (ACN) Очень кстати Организация Объединенных Наций опубликовала доклад, в котором предупреждает, что быстрый и необдуманный переход на биотопливо может иметь негативные последствия для окружающей среды и благосостояния жителей развивающихся стран.

В докладе "Биоэнергия, не наносящая ущерб окружающей среде", о котором информирует сайт www.communist.ru, эксперты ООН сходятся во мнении, что прежде чем увеличить долю биотоплива в энергетическом балансе, необходимо продумать систему выращивания и восстановления растительных культур. Если добывать биотопливо так как это делают при капитализме, то ровно ни какого улучшения это не принесет. Казалось бы, что биотопливо экологически чисто и будет намного меньше вреда для окружающей среды. Но это будет только для империалистических стран. Неоколонии от этого только пострадают.

"Развитие новой биоэнергетической индустрии должно обеспечить чистой энергией миллионы людей, может принести выгоду бедным районам Земли", - говорятся в докладе. Имеется в виду, что в этих странах государствa-империалисты будут выращивать себе топливо.

Эксперты ООН опасаются, что спрос на биотопливо может привести к неконтролируемой вырубке реликтовых лесов, обеднению экосистем и эрозии почв. Если брать на пример нефть, то ситуация подобная: богатые страны в состоянии следить за своей экологией, ставя нормы на сгорание нефтепродуктов, а наибольший вред получают страны, где нефть добывается.

В качестве положительного примера в доклад приводится бразильский штат Сан-Пауло. Здесь фермеры, выращивающие сахарный тростник, из которого впоследствии вырабатывается этанол, обязаны по закону сохранять определенную часть своих плантаций как природные заповедники.

По мнению экспертов ООН, в странах-донорах, где в основном будут выращиваться культуры для выработки топлива, могут резко подскочить цены на землю и, как следствие, на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Они также опасаются, что может возникнуть дефицит питьевой воды.

"Внедрение биотоплива может принести положительный эффект только вследствие грамотной политики в вопросах распределения пресной воды и сохранения разнообразия флоры и фауны", - предупреждает ООН.

Т. е. в условиях капитализма, при котором плановость производства в мировом масштабе исключена, безвредный переход на биотопливо невозможен.

Надежды на то, что с окончанием запасов нефти рухнет капитализм, не оправдываются. Введение биотоплива не решит проблемы, ведь проблема не в виде топлива, а в производственных отношениях. На место нефти придет другой продукт, выражающий такое же отношение частной собственности. Богатые страны обогатятся, а страны-доноры останутся нищими.

*   *   *   *   *   *   *

Энергетическая революция

Владимир Кирюшин (www.communist.ru)

Поднятый Фиделем Кастро в статье "Энергетическая революция - самое неотложное дело" - вопрос о природе и последствиях планируемого перехода развитых стран на биотопливо - острый и неотложный, поскольку непонимание происходящего делает нас уязвимыми к обману и пропаганде. Однако Кастро рассматривает его скорей как экономист и политик, а не как эколог, изучающий потоки энергии в сельскохозяйственных сообществах.

Всегда прогресс человечества и увеличение его численности были основаны на освоении новых источников энергии.

Так, в неолите человек научился культивировать растения и животных, что создало предпосылки для увеличения его популяции, в ходе промышленной революции освоил вначале механическую энергию воды и ветра, а затем энергию тепловую энергию дров, угля, газа и нефти - "законсервированную" в прошлые геологические эпохи солнечную энергию, а также атомную энергию. При этом именно доминирующий источник энергии определяет базис данной культуры, и, во многом, общественные отношения в ней. Это дало возможность - путем возрастания доли энергетических субсидий в агроэкосистемы - увеличить производство пищи в XIX-XX столетиях, и обеспечить популяционный взрыв человечества. Такая субсидия в развитых странах обеспечивается, в основном, за счет энергии нефти, газа и угля.

С середины 20-го века была освоена атомная энергия, в то же время "кровью и лицом", основой современной цивилизации остается нефть.

Связано это с тем, что энергия, заключенная в нефти, легко фасуется и очень удобна в употреблении; нефть - продукт жидкий  и  неагрессивный.

Единственная проблема - при таких темпах потребления нефти, как
сегодня, она очень быстро в историческом плане - лет за 30-50 - начнет заканчиваться.

Как одну из мер борьбы с "концом нефти" рассматривают производство биодизеля из масличных культур и топливного спирта - из углеводистых.

Однако, мало кто задается вопросом, при каких условиях это возможно, где, и к чему может привести. Предлагаю рассмотреть его с точки зрения эколога.

Итак, как же происходит производство продукции в агроэкосистемах развитых стран?

При интенсивном ведении хозяйства, которое только и обеспечивает высокие урожаи, устойчивость сельскохозяйственных монокультур обеспечивается огромной поддержкой со стороны человека: культивация машинами, обеспечение минеральным и органическим питанием, защита от сорняков и вредителей с применением гербицидов и пестицидов, наличие развитой системы хранения, транспорта и сбыта продукции. При этом доля ручного труда сводится к минимуму, что и позволяет 4-5% населения, как в США (на самом деле несколько больше, ведь не учитываются работники в смежных сферах, которые и обеспечивают функционирование такого типа высокоиндустриального хозяйства), производить продовольствие на остальные 95%, да еще и на экспорт.

Как же удается достигать такой производительности труда?

С помощью огромных расходов энергии, необходимой для работы сельхозмашин, водокачек, производства удобрений. При этом энергия получается в основном из тех же невозобновимых источников - нефти и газа.

По данным известного американского ученого-эколога Одума, на одну произведенную пищевую калорию в США в 1980-е годы расходовалось более 10 калорий минеральных. В то же время, еще в 1900 году это соотношение было близко к единице.

Суть высокоиндустриального сельского хозяйства состоит именно в преобразовании энергии ископаемых  в энергию сельскохозяйственных растений и животных путем энергетической субсидии агроэкосистемам, которая составляет до 80-90% потока энергии через экосистему. В ходе же "зеленой революции" 70-х, а также идущего сейчас внедрения генетически модифицированных сортов растений проводится, в основном, адаптация этих растений и животных к потреблению и усвоению большей доли такой субсидии (Bouvonder,1979). Так, выведенные в Европе сорта риса без агротехники, применяемой в индустриальных странах, оказались менее продуктивны, чем местные, традиционные - стран 3-го мира. С другой стороны, до 80% генетически модифицированных сортов кукурузы и до 90% сортов сои модифицируются на  устойчивость к гербицидам и пестицидам - для более эффективной химической борьбы с сорняками и вредителями. Это связано с тем, что к выведенным на устойчивость к вредителям сортам вредители - из-за жесткого отбора - приспосабливаются за 3-5 лет, а сорняки выдерживают уже дозы гербицидов, токсичные для самих культурных растений.

К слову, с увеличением энергетической и химической субсидии эффективность их влияния на урожай падает, то есть каждый новый процент прироста требует все больших и больших затрат, возрастающих экспоненциально.

Что же происходит при сельскохозяйственном производстве в доиндустриальных странах?

Рассматривая агроэкосистемы 3-го мира, например сложный огород в Новой Гвинее, видно, что при расходе 1,4 кал энергии - в основном ручного человеческого труда, получается 24 кал энергии, заключенной в продуктах питания, без учета находящейся в соломе, волокнах и др. (Одум, 1986, Rappaport, 1971).

Таким образом, этот огород служит эффективным механизмом преобразования солнечной энергии в энергию пищи с минимальной энергетической субсидией из возобновляемых источников.

Конечно, это крайний случай, но очевидно, что в системе хозяйства, не применяющей значительных энергетических субсидий, агроэкосистема на выходе дает больше энергии, чем на входе, преобразуя солнечную энергию в энергию химических связей.. Такая энергия может использоваться человеком, как в виде пищи, так и для иных целей.

При этом трудоемкость такого производства будет очень значительной - энергетическая субсидия производится за счет мышечных усилий человека и животных, что обусловливает занятость в доиндустриальном сельском хозяйстве, а прибавочная стоимость - недопустимо низкой по меркам современного капитализма.

Итак, после анализа особенностей преобразования энергии в 2-х типах агроэкосистем, мы можем видеть, что производство спирта или рапсового масла на топливо в развитых странах невыгодно с энергетической точки зрения. Собственно, оно и практиковалось ранее только при избытке таких продуктов - как мера по их утилизации и уменьшению потерь при невозможности сбыта.

В то же время, при использовании ручного труда и минимальной механизации производство этих продуктов оказывается выгодным для получения из них топлива - подчеркиваю, не с точки зрения цены, а с точки зрения соотношения затраченной/ полученной в результате энергии.

Очевидно, что Европа и США не планируют производить деиндустриализацию своего сельского хозяйства, которое обеспечивает святое - продовольственную независимость их стран, равно как и менять образ жизни, основанный на непомерно расточительном расходе энергии на "комфорт", обеспеченный автомобилем, избыточным рационом питания, одноразовыми продуктами потребления.

С другой стороны, в скором времени ископаемые источники энергии - в первую очередь  нефть - не смогут обеспечить такого образа жизни, который сейчас существует в развитых странах.

Таким образом, нынешнее правительство США, как следует из последних политических событий, в области получения "экологически чистой" энергии, стремится переложить свой энергетический кризис на плечи стран 3-го мира. При этом биотопливо планируется производить из продуктов питания, произведенных в этих странах, которые находятся на периферии глобального капитализма.

В то же время, по данным ряда авторов, приведенных в монографии Одума, 1986, это приведет к еще большему углублению раскола по уровню жизни между развитыми странами и странами - периферийного капитализма. А значит, прав Кастро в своей статье "Энергетическая революция" - такой путь является принципиально порочным и закрывает возможности для повышения уровня жизни в странах-производителях носителей такой "экологически чистой" энергии. Происходит консервация этих стран на доиндустриальном уровне при фактическом уменьшении доступа населения к пище.

Этот интуитивный (с биологической точки зрения) вывод команданте подтверждается объективными закономерностями прохождения потоков энергии через агроэкосистемы различных типов.

После экологического (в плане - "экология - наука о сообществах живых организмов и среде их обитания", а не в плане "экология - состояние окружающей среды") рассмотрения данного вопроса показанные Кастро закономерности еще более обостряются, а последствия оказываются неизбежными.

Кстати, производство топлива из солнечной энергии посредством сельхозрастений происходит с очень низким КПД, ведь растения усваивают меньше 1% потока солнечной энергии, падающей на Землю.

Так, по оценке Брауна для того, чтобы вырастить зерно для выработки горючего, которого хватит среднему американскому автомобилю на год, при средней урожайности в 70ц с гектара, необходимо засеять участок в 3,2 га. Такой участок может прокормить 10-20 человек.

На самом деле, такой участок будет больше, поскольку без применения механизации и удобрений урожайность значительно снизится, а при ее использовании выход полученной в виде спирта энергии будет ниже затраченной на ее производство.

Получается, что если во время промышленной революции в Англии людей ели овцы, то теперь, во время энергетической революции по сценарию Буша, людей будут есть американские автомобили!

Об этом стоит задуматься и нам, участвуя в реализации проектов ЕС по выращиванию рапса на биодизель. Оно будет энергетически выгодным только при условии минимизации машинной обработки земли, минимальном потреблении топлива нашим собственным сельским хозяйством, максимальном использовании ручного труда. При этом полученное топливо будет вывозиться и потребляться в странах ЕС.

Нужен ли нам такой рапс и такой биодизель?

ACN-CUBANOVOSTI 100507, 11 мая 2007 г.
Ruso@ain.cu, ain.cu

*   *   *   *   *   *   *

Россияне не любят планировать свой бюджет

Россияне не склонны к долгосрочному планированию своих семейных финансов, утверждают социологи. Так, по данным опроса, проведенного в декабре 2005г. исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, более трети россиян (37%) планируют свой семейный бюджет на месяц и менее.

Специалисты отмечают, что в ежемесячном режиме строят бюджетные планы чаще женщины, нежели мужчины: 41% по сравнению с 32%. Кроме того, о расчете бюджета в рамках месяца часто говорили россияне пенсионного возраста (45% в данной возрастной категории).

При этом каждый третий россиянин (31%) сказал, что свой бюджет не планирует. Причем среди жителей Уральского федерального округа такой вариант ответа указал каждый второй опрошенный (51%) - это самый высокий показатель по выборке.

Отказ от планирования бюджета более характерен для мужчин (38%), нежели для женщин (27%). Кроме того, такой вариант ответа несколько чаще, чем выборка в целом, давали россияне 18-24 лет (47%) и обладатели низкого уровня доходов (45%).

Планируют свои расходы на два-три месяца вперед лишь 20% россиян. Отметим, что несколько чаще о таких сроках говорили жители Сибирского федерального округа (26%), а также жители малых городов с населением до 100 тыс. человек (25%). Еще 8% опрошенных сказали, что они могут просчитать бюджет на полгода вперед. О планировании бюджета сроком на год сказали 3% россиян. О перспективах распределения денежных средств на два и более года - 1% респондентов.

В опросе приняли участие 1,6 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

РБК, 01.02.2006

*   *   *   *   *   *   *

Имеется ли разгадка у таинственных совпадений

Сергей Лесков

В жизни самых отъявленных скептиков и материалистов случаются невероятные, необъяснимые совпадения, когда поневоле начинаешь задумываться о каком-то мистическом предначертании судьбы. Можно ли объяснить удивительные совпадения слепой игрой случая или у науки имеются на этот счет другие теории? Объяснить загадочные явления пытались многие выдающиеся умы, но силы разума для решения этой задачи пока не хватает.

28 июля 1900 года король Италии Умберто I ужинал в ресторане в городе Монза. Выяснилось, что хозяин заведения, которого звали Умберто, родился с королем в один день, в одном городе, их жены носили одно имя, свадьба тоже состоялась в один день, а ресторан открылся в тот день, когда короновали короля. Король и не король очень веселились по этому поводу и договорились на следующий день пойти на стадион. Но утром ресторатор Умберто вдруг умер, король выразил сожаление, а через несколько часов он был застрелен анархистом. Судьбы разошлись только в том, что эти убийства произошли в разных местах.

В 1944 году за несколько дней до высадки союзников в Нормандии в английской "Дейли телеграф" был опубликован невинный кроссворд. Но ответами были зашифрованные коды ключевой в истории Второй мировой войны операции - вплоть до названия десантной операции Overlord. Английская разведка была в шоке - полный провал. Но выяснилось, что кроссворд составил безобидный школьный учитель - вроде старика Синицкого из "Золотого теленка", который разнообразил таким образом свою серую жизнь.

В 1896 году второразрядный фантаст Морган Робертсон выпустил в Лондоне роман "Гибель "Титана"" о первом и последнем рейсе самого большого пассажирского корабля, который погиб при столкновении с айсбергом. У вымышленного "Титана" и настоящего "Титаника", погибшего в апреле 1912 года, совпали внешний вид и судовые характеристики, даже количество жертв. Книжный "Титан" погиб в апреле 1912 года...

Эдгар По в "Истории Артура Гордона Пима" рассказывает, как после кораблекрушения и скитаний в океане экипаж съел боя Ричарда Паркера. В 1884 году после крушения яхты "Минуэт" матросы съели юнгу Ричарда Паркера.

6 августа 1978 года в 21.40 неожиданно зазвонил любимый будильник папы Павла VI, который 55 лет служил исправно и был поставлен на 6 утра, но именно в тот момент его хозяин закончил свой земной путь.

Знаменитый актер Энтони Хопкинс, получив роль в фильме "Девушки с Петровки", купить роман нигде не мог, но нашел на скамейке эту книгу, причем с пометками автора, сделанными для режиссера.

Можно ли объяснить случайным совпадением трагическую судьбу президентов США, избранных в год, который заканчивается нулем? Линкольн (1860), Гарфилд (1880), Маккинли (1900), Кеннеди (1960) были убиты, Гаррисон (1840) умер от воспаления легких, Рузвельт (1940) - от полиомиелита, Хардинг (1920) перенес тяжелый инфаркт. Покушение было совершено на Рейгана (1980). В 2000 году в Белый дом пришел Буш. Лично его судьба бережет, но именно при Буше на территории его страны случился самый страшный в истории террористический акт.

Два президента - одна судьба

Авраам Линкольн был избран в конгресс в 1846 году, Джон Кеннеди - в 1946 году.

Линкольн был избран президентом в 1860-м, Кеннеди - в 1960 году.

Оба президента были смертельно ранены в пятницу, пулей, попавшей в голову сзади, в присутствии жены.

У обоих президентов по одному ребенку погибло до победы на выборах и по одному - во время пребывания в Белом доме.

Линкольн был убит в Театре Форда. Кеннеди был убит в "Линкольне" - машине фирмы "Форд".

Преемниками погибших президентов стали вице-президенты, которые носили одну и ту же фамилию - Джонсон. Эндрю Джонсон родился в 1808 году, Линдон Джонсон - в 1908 году.

Фамилия личного секретаря Линкольна - Кеннеди, фамилия секретаря Кеннеди - Линкольн. Оба настаивали на изменении планов в день убийства.

Кандидатуру Авраама Линкольна предложил военно-морской министр Джон Кеннеди.

Убийца Линкольна Джон Бут родился в 1839 году, убийца Кеннеди Ли Харви Освальд - в 1939 году. Оба были убиты без суда.

Джон Бут выстрелил в Линкольна в театре и был пойман на складе. Освальд стрелял из окна склада и был пойман в кинотеатре.

LlNCOLN и KENNEDY - по 7 букв, ANDREW JOHNSON и LYNDON JOHNSON - по 13 букв, JOHN WlLKES BOOTH и LEE HARVEY OSWALD - по 15 букв.

Незадолго до смерти Линкольн побывал в городке Монро (штат Мэриленд); у Кеннеди незадолго до смерти был роман с Мэрилин Монро.

Физика и душа

В проблеме пытались разобраться два великих швейцарца - один из основоположников современной физики нобелевский лауреат Вольфганг Паули и психолог Карл Юнг, самый знаменитый последователь Фрейда. Паули сформулировал ключевой принцип квантовой физики: две частицы не могут находиться в одинаковом состоянии. Юнг прославился теорией о коллективном бессознательном и архетипах.

Паули и Юнг опубликовали работу "Синхронность, или Принцип случайной связи", некий гибрид их теорий. Теория Паули-Юнга трактовала совпадения как проявления неустановленного универсального принципа, который связывает воедино все физические законы. Загадочные явления, случаи телепатии и предвидения будущего тоже могут быть отражением единых физических закономерностей на внешнюю сторону человеческой жизни.

Необходима независимая экспертиза

Ни разу в этих любопытных историях не встречал статистически достоверного анализа вероятности совпадений. А для научной обоснованности сделать это необходимо. Пока все выглядит привлекательно, но статистически не слишком достоверно. Необходимо взвесить все факторы, влиявшие на возможность совпадения, и в итоге вероятность может быть не такой уж малой. Очень часто бывает так, что при проверке экспертиза обнаруживает, что даже честно работавшие люди делали ошибки, неправильно записывали факты. В истории науки таких эпизодов немало. Что касается теории Паули-Юнга, то современной теоретической физике универсальный принцип, регулирующий совпадения и предвидение будущего, не известен. Но, признаюсь, воображение подобные истории волнуют.

Заведующий отделом Математического института им. Стеклова, академик Андрей Славнов

Теория вишневого пирога

В вишневом пироге, это подтвердит любая кухарка, ягоды никогда не распределяются равномерно. Этот феномен в теории вероятностей называется кластерным эффектом - независимые объекты имеют тенденцию сбиваться в кучу. Но предсказать это распределение невозможно. Получается, что совпадения неизбежны, но происходят случайным образом и прогнозированию не поддаются.

Известия науки, 19 февраля 2006.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное