Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 513


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 513-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 22 ноября 2010 года.

Миф об экономическом кризисе в СССР разоблачает С.Г. Кара-Мурза.

Разоблачению подтасовок в известном западном учебнике К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю "Экономикс: принципы, проблемы и политика" посвящена статья Н.Б. Шумилова "Читая учебники экономики".

В Бельгии обсуждают экономный вариант похорон - сливать тела умерших в канализацию.

"Полная база ГОСТов найдена!" - радуется один из участников Живого Журнала.

Вспомним классический анекдот про "Семь чудес социализма", а заодно несколько "Избранных фраз".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Миф об экономическом кризисе в СССР

С.Г. Кара-Мурза

Невозможно представить себе, чтобы масса образованных людей в 1989-1991 г. одобрила глубокую, катастрофическую реорганизацию всего народного хозяйства страны совсем без всяких аргументов. Однако аномалия в восприятии программы реформ, несомненно, имела место - аргументы реформаторов противоречили логике и здравому смыслу.

Их кредо в 80-е годы сводилось к следующему: "Советская система хозяйства улучшению не подлежит. Она должна быть срочно ликвидирована путем слома, поскольку неотвратимо катится к катастрофе, коллапсу".

В таком виде эта формула стала высказываться лишь после 1991 г., до этого люди, еще не увлеченные антисоветским миражом, в нее бы просто не поверили - настолько это не вязалось с тем, что мы видели вокруг себя в 70-80-е годы.

А.Н. Яковлев в 2001 г. оправдывался задним числом: "Если взять статистику, какова была обстановка перед перестройкой, - мы же стояли перед катастрофой. Прежде всего экономической. Она непременно случилась бы через год-два" [1].

(Заметим, что это утверждение А.Н.Яковлева является еще одним доказательством лживости дискурса горбачевской бригады реформаторов. В 1988 г. А.Н. Яковлев заявлял прямо противоположное: "Нужен поистине тектонический сдвиг в сторону производства предметов потребления... Мы можем это сделать, наша экономика, культура, образование, все общество давно уже вышли на необходимый исходный уровень" (выделено мною - С.К-М). Если он говорил это в тот момент, когда действительно Политбюро считало, что "мы стояли перед катастрофой. Прежде всего экономической", то он сознательный вредитель. Но, скорее всего, ничего подобного в 1988 г. в Политбюро не говорилось.)

21 апреля 2004 г. подобные откровения сделал в публичной лекции член одной из трех групп реформаторов-теоретиков, В. Найшуль. Он сказал: "Реформа - это всегда какой-то умственный продукт, и реформы 90-х годов, по крайней мере, в их экономической части - это умственный продукт группы, членом которой я был.

В конце 70-х годов не только наша группа, но и еще несколько толковых человек в Госплане знали, что страна находится в смертельном экономическом кризисе... Точка, в которой чувствуются все проблемы плановой экономики - это Госплан. Госплан лихорадило, лихорадило не как организацию, а как схему работы - Госплан все время пересчитывал собственные планы. Итак, в конце 70-х годов в Госплане ощущалось, что система находится в кризисе, из которого у нее, по всей видимости, нет выхода...

Выход был в децентрализации. Децентрализация - все с этим соглашались, но дальше надо было додумать. Может быть, потому что мы были математиками, людьми со свободной головой для логического анализа, ясно было, что отсюда следуют свободные цены. Если у нас свободные цены, то возникает вопрос о собственности... Мы получаем, что необходима частная собственность, а необходимость частной собственности предполагает приватизацию" [2].

Разберем аргументы Найшуля.

- "Несколько толковых человек" считают, что "страна находится в смертельном экономическом кризисе".

Это мнение отнюдь не тривиальное, тем более, что множество других толковых людей так вовсе не считали, а видимых симптомов смертельной болезни Найшуль не называет. Рациональных доводов, которые можно было бы проверить, нет. Общепринятые экономические и социальные показатели (динамика капиталовложений, рост производства, потребления и даже производительности труда) не предвещали не только смерти, но даже и тяжелого кризиса. Попробуйте сегодня найти тексты тех лет, в которых была бы внятно обоснована неминуемая гибель советской экономики.

- "Госплан лихорадило". Причем лихорадило не как организацию, а как схему работы (?). Это заключалось в том, что "Госплан все время пересчитывал собственные планы".

Ну и что? В самом факте пересчета планов не видно признаков гибели. Да, если прежняя методология планирования не отвечала сложности объекта, можно предположить, что возникли симптомы кризиса метода, который разрешается посредством создания нового инструментария. Как из этого следует, что "по всей видимости, нет выхода"? Никак не следует, это просто глупое утверждение. И уж никак из сказанного не следует, что "эта система не выживает". Скорее всего, он придумал это задним числом - почитайте сегодня все статьи этих теоретиков, относящиеся к концу 70-х годов, включая статьи редактора журнала "Коммунист" Е. Гайдара).

- Допустим, "несколько толковых человек" прозрели признак кризиса. Что делают в таком случае разумные люди? Ставят диагноз, составляют перечень альтернативных подходов к лечению, вырабатывают критерии выбора лучшей альтернативы и доказывают ее преимущества. Но Найшуль пропускает все необходимые стадии работы и изрекает, как шаман: "Выход в децентрализации!" Почему, откуда это следует? Ниоткуда, никакой логики в этом нет.

Что понимает Найшуль под "децентрализацией"? Вовсе не сокращение плановых воздействий на периферийную часть хозяйства с сосредоточением усилий планирования на ядре экономики (ключевых отраслей и предприятий). Напротив, по его понятиям децентрализация - это уничтожение именно ядра экономической системы, а затем и приватизация. Это не реформа, а революционное уничтожение системы. Сначала без всяких оснований утверждают, что человеку грозит смертельная болезнь, а потом на этом основании убивают его.

А.Д. Сахаров, который в среде демократической интеллигенции считался "очень толковым человеком", писал в 1987 г.: "Нет никаких шансов, что гонка вооружений может истощить советские материальные и интеллектуальные резервы и СССР политически и экономически развалится - весь исторический опыт свидетельствует об обратном" [3].

Допустим, А.Д. Сахаров был неискушен в экономике. Но вот ретроспективный анализ экономического состояния СССР, обобщенный в статье экономиста из МГУ Л.Б. Резникова: "Исключительно важно подчеркнуть: сложившаяся в первой половине 80-х годов в СССР экономическая ситуация, согласно мировым стандартам, в целом не была кризисной. Падение темпов роста производства не перерастало в спад последнего, а замедление подъема уровня благосостояния населения не отменяло самого факта его подъема" [4].

Отсутствие кризиса было зафиксировано не только в докладах ЦРУ, опубликованных позже, но и в открытых работах американских экономистов. Л.Б. Резников цитирует американских экономистов М. Эллмана и В. Конторовича, специализирующихся на анализе советского хозяйства, авторов вступительной статьи к книге "Дезинтеграция советской экономической системы" (1992): "В начале 80-х годов как по мировым стандартам, так и в сравнении с советским прошлым дела... были не столь уж плохи". Ухудшаться они стали именно под воздействием вносимых в ходе перестройки изменений. По данным тех же американских экономистов, "если в 1981-1985 гг. среднегодовой бюджетный дефицит составлял всего 18 млрд. руб., то в 1986-1989 гг. - уже 67 млрд. В 1960-1987 гг. в среднем за год выпускалось в обращение 2,2 млрд. руб., в 1988 г. - уже 12 млрд., в 1989 г. - 18 млрд., а в 1990 г. - 27 млрд. руб.".

В действительности никакого экономического кризиса в советском хозяйстве не было до тех пор, пока не была начата реформа, означавшая отход от принципов плановой экономики. С 1987 года экономика СССР шаг за шагом переставала быть советской.

Первым этапом реформы стало разрушение финансовой системы и потребительского рынка. В советском государстве действовала особая финансовая система из двух "контуров". В производстве общались безналичные (в известном смысле "фиктивные") деньги, количество которых определялось межотраслевым балансом и которые погашались взаимозачетами. По сути, в СССР отсутствовал финансовый капитал и ссудный процент (деньги не продавались). На рынке потребительских товаров обращались нормальные деньги, получаемые населением в виде зарплаты, пенсий и т.д. Их количество строго регулировалось в соответствии с массой наличных товаров и услуг. Такая система могла действовать при жестком запрете на смешение двух контуров (запрете на перевод безналичных денег в наличные).

Второй особенностью была принципиальная неконвертируемость рубля. Масштаб цен в СССР был совсем иным, нежели на мировом рынке, и рубль мог циркулировать лишь внутри страны (это была "квитанция", по которой каждый гражданин получал свои дивиденды от общенародной собственности - в форме низких цен). Поэтому контур наличных денег должен был быть строго закрыт по отношению к внешнему рынку государственной монополией внешней торговли.

"Закон о государственном предприятии" (1987 г.) вскрыл контур безналичных денег - было разрешено их превращение в наличные. Созданные тогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ) получили эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег (ЦНТТМ называли "локомотивами инфляции"). Например, один из первых коммерческих банков, "Менатеп", до превращения в банк назывался - ЦНТТМ "Менатеп" при Фрунзенском РК КПСС.

Одновременно была отменена монополия внешней торговли. С 1 января 1987 г. право проводить экспортно-импортные операции было дано 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Через год было ликвидировано Министерство внешней торговли СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических связей СССР, которое теперь лишь "регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные операции". Законом 1990 г. право внешней торговли было предоставлено и местным Советам.

Согласно "Закону о кооперативах" (1988 г.), на предприятиях и при местных Советах возникла сеть кооперативов, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило их поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у предприятий "на корню". Некоторые изделия (например, алюминиевая посуда) превращались в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских товаров. Вот пример: зимой 1991 г. к премьер-министру В.С.Павлову обратилось правительство Турции с просьбой организовать по всей территории Турции сеть станций технического обслуживания советских цветных телевизоров, которых имелось уже более миллиона. По официальным данным, из СССР в Турцию не было продано ни одного телевизора.

При плановой системе поддерживалось такое распределение прибыли предприятий (для примера взят 1985 г.): 58% вносится в бюджет государства, 38% оставляется предприятию, в том числе 15% идет в фонды экономического стимулирования (премии, надбавки и т.д.). В 1990 г. из прибыли предприятий в бюджет было внесено 45%, оставлено предприятиям 43%, в том числе в фонды экономического стимулирования 40%. Таким образом, были существенно сокращены взносы в бюджет, но в 2,7 раза увеличены выплаты персоналу и почти ничего не осталось на развитие предприятия (см. табл. 1).

Кроме того, предприятия получили свободу ценообразования и формирования ассортимента. Вот выдержка из записки отделов ЦК КПСС, которая обсуждалась на Политбюро ЦК КПСС 29 октября 1988 г.: "Выпуск новых товаров с более высокими розничными ценами сопровождается снятием с производства и "вымыванием" из ассортимента недорогих добротных товаров, пользующихся спросом... Выпуск товаров по более высоким ценам, обеспечивая прирост объема производства в стоимостном выражении, зачастую сопровождается сокращением выпуска товаров в натуральном выражении... На ряде предприятий сокращение объемов производства в натуре достигает 20-25% и более.

По данным Госкомстата СССР, рентабельность товаров, реализуемых по договорным ценам, в 3 раза выше средней сложившейся и превышает 60% к себестоимости. По шелковым тканям она достигает 81%, бельевому трикотажу - 97% и чулочно-носочным изделиям - 104%".

Таблица 1. Распределение прибыли промышленных предприятий в СССР

 

1985

1989

Получено прибыли - всего

100

100

внесено в бюджет

58

45

оставлено в распоряжении предприятия

38

43

в том числе отчислено в фонды

экономического стимулирования

15

40

Произошел скачкообразный рост личных доходов вне всякой связи с производством. Ежегодный прирост денежных доходов населения в СССР составлял в 1981-1987 гг. в среднем 15,7 млрд. руб., а в 1988-1990 гг. составил 66,7 млрд. руб. В 1991 г. лишь за первое полугодие денежные доходы населения выросли на 95 млрд. руб. (при этом зарплата в производстве выросла всего на 36%).

Такой рост доходов при одновременном сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка ("товары сдуло с полок"). Были введены талоны на получение водки, сахара, ботинок. Был резко увеличен импорт. До 1989 г. СССР имел стабильное положительное сальдо во внешней торговле (в 1987 г. 7,4 млрд. руб.), а в 1990 г. было отрицательное сальдо в 10 млрд. руб.

Оттянуть развязку правительство пыталось за счет дефицита госбюджета, внутреннего долга и продажи валютных запасов. Дефицит госбюджета СССР составлял в 1985 г. 13,9 млрд. руб.; в 1990 - 41,4; а лишь за 9 месяцев 1991-го - 89 млрд. (только за июнь 1991 г. он подскочил на 30 млрд.). В 1989 г. госбюджет РСФСР имел превышение доходов над расходами в 3,9 млрд. руб., в 1990 дефицит составил 29 млрд. руб., в 1991 г. 109,3 млрд. руб.

Государственный внутренний долг СССР возрастал следующим образом: 1985 - 142 млрд. руб. (18,2% ВНП); 1989 - 399 млрд. руб. (41,3% ВНП); 1990 - 566 млрд. руб. (56,6% ВНП); за 9 месяцев 1991 он составил 890 млрд. руб.

Золотой запас, который в начале перестройки составлял 2 000 т., в 1991 г. упал до 200 т. Внешний долг, который практически отсутствовал в 1985 году, в 1991 г. составил около 120 млрд. долл.

В "Программе совместных действий кабинета министров СССР и правительств суверенных республик..." (10 июля 1991) было сказано: "Социально-экономическое положение в стране крайне обострилось. Спад производства охватил практически все отрасли народного хозяйства. В кризисном состоянии находится финансово-кредитная система. Дезорганизован потребительский рынок, повсеместно ощущается нехватка продовольствия, значительно ухудшились условия жизни населения. Кризисная обстановка требует принятия экстренных мер с тем, чтобы в течение года добиться предотвращения разрушения народного хозяйства страны".

Кризис был создан политическими решениями 1987-1990 годов. В открытую фазу он перешел в 1990 году. До этого никакого кризиса в СССР не было, и даже все крупные кризисы мировой капиталистической системы после 1950 года советская экономика прошла без заметных негативных последствий.

Почему следует сегодня вернуться к этой проблеме? Есть несколько причин.

Первую можно отнести к суевериям. Чувствуется, что нельзя оставить позади оболганное народное хозяйство СССР, такие вещи не прощаются.

Вторая причина - методологическая. В 1990-91 гг., когда был запущен миф о смертельном кризисе советской экономики, который был очевиден "толковым людям" уже с конца 70-х годов, были попытки выяснить у этих людей, в ранге от младшего научного сотрудника до академика, каковы эмпирические индикаторы и критерии, которые позволяют им сделать такой важный вывод. Не приходилось слышать или читать разумных ответов на эти вопросы. Тогда это вызвало тревогу, но круговорот событий не оставил времени, чтобы заняться проблемой. Но она носит фундаментальный характер, и если в ней не разобраться, российское общество так и останется слепым, без рациональных инструментов оценки состояния народного хозяйства. Миллиарды Абрамовича - критерий неадекватный.

Третья причина состоит в том, что слишком большая часть общества, особенно интеллигенции и, что еще важнее, правящего слоя, искренне поверили в чисто идеологический миф, состряпанный людьми типа А.Н. Яковлева. Но это недопустимо! Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму.

В Отчете Правительства перед Государственной Думой в апреле 2010 г. В.В. Путин сказал о советской экономике: "Действительно, мы много добились в советское время, и я далеко не отношусь к категории людей, которые все охаивают. ... Но факт остается фактом... Ну развалилась экономика, неэффективны эти методы управления экономикой!"

Несомненно, В.В. Путин верит в то, что советская экономика развалилась. Но ведь он, глава Правительства страны, которая унаследовала системы советской экономики и буквально живет на них, должен исследовать этот необычный феномен. Что значит "экономика развалилась"? Каковы эмпирические проявления этого процесса? Каковы его симптомы, позволяющие предвидеть зарождения этой странной аномалии?

Иными словами, В.В. Путин по своему должностному положению просто обязан ясно и достаточно полно обосновать свое утверждение. Тот факт, что депутаты кивают и молчат, за доказательство не принимается. Можно предположить, что наши предварительные рассуждения помогут В.В. Путину найти убедительные свидетельства в пользу своего утверждения или отказаться от него и составить себе верное представление о советской экономике.

Эти наши рассуждения посвящены одному узкому вопросу - эмпирической проверке тезиса о "смертельном" кризису советской экономики, из-за которого она, как было сказано, "развалилась". Причин развала СССР или достоинств его хозяйства и социальной системы это не касается.

Вспомним заявление А.Н. Яковлева о том, что, согласно статистике хозяйства перед перестройкой, "мы стояли перед экономической катастрофой". Это заявление, видимо, следует считать сознательной ложью академика от экономики. Скорее всего, он статистики не смотрел. Каждый может сегодня "взять статистику" и убедиться, что, главные экономические показатели середины 80-х годов никакой катастрофы не предвещали. Первые признаки кризиса обнаруживаются в 1990 г. В табл. 2 показаны массивные, базовые показатели, определяющие устойчивость экономической основы страны. Никто в этих показателях не сомневался и не сомневается.

Таблица 2. Основные экономические показатели СССР за 1980-1990 гг. (данные ЦСУ СССР)

 

1980

1985

1986

1987

1988

1990

Валовой национальный продукт (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

619

777

799

825

875

943

Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства (в сопоставимых ценах 1973 г.), млрд. руб.

1150

1569

1651

1731

1809

1902

Продукция промышленности (в сопоставимых ценах 1982 г.), млрд. руб.

679

811

846

879

913

928

Продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1983 г.), млрд. руб.

188

209

220

219

222

225

Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м

105

113

120

131

132

129

Мощность электростанций, млн. квт

267

315

322

332

339

341

Но таблица дает грубую, разрозненную картину. Приведем ряд показателей в динамике - натуральных величин или индексов их роста и падения.

Вот первый график - динамика естественного прироста населения в СССР (рис. 1 - см. исходную публикацию). При первых признаках экономической и социальной катастрофы он падает - сокращается рождаемость. Мы видим снижение этого показателя в 1961-1969 гг., но оно вызвано "эхом войны" - в детородный возраст вошли женщины рождения 40-х годов. На эти же годы пришелся демографический переход, вызванный урбанизацией и быстрой сменой образа жизни половины населения. Но с 1969 по 1987 гг. этот показатель стабилизировался на высоком уровне 8-9 человек прироста на 1 тысячу. Резкое падение, переросшее в 90-е годы в демографическую катастрофу, наблюдается с начала реформы - с 1988 года. Она адекватна катастрофическому кризису в хозяйстве и социальной сфере.

Признаков кризиса накануне перестройки этот показатель не обнаруживает.

Второй график дополняет этот индикатор. Это динамика населения СССР с делением на городское и сельское (рис. 2 - см. исходную публикацию). Здесь нет и следов той депопуляции, которую вызвал кризис 90-х годов в России, на Украине и в Белоруссии. Это значит, что вплоть до конца 80-х годов население СССР не ощущало признаков глубокого кризиса, не испытывало тревоги и не имело опытных данных для того, чтобы ожидать катастрофы. Такого не могло бы быть, если бы катастрофа действительно назревала.

На графике представлена неуклонная и уверенная урбанизация - при стабилизации численности сельского населения. Изменения в этой динамике возникают только в 1990-1991 гг. - как следствие вызванных назревающим кризисом рисков переезда в город.

На рис. 3 (см. исходную публикацию) представлена динамика объема капиталовложений в народное хозяйство СССР (инвестиций) в сопоставимых ценах. Из графика видно, каков масштаб того хозяйства, которое было создано за 1960-1988 годы. Становится яснее и качество той экономической системы, которая при таких скромных ресурсах смогла в 1941-1945 гг. обеспечить победу в столь тяжелой войне.

Поскольку экономический эффект от инвестиций отложен на длительный срок, при первых признаках кризиса средства для его смягчения всегда изымаются именно из инвестиций. Это наглядно продемонстрировал и кризис в России начиная с 1991 года. Динамика инвестиций в СССР не обнаруживает никаких признаков кризиса, тем более катастрофы.

На рис. 4 (см. исходную публикацию) показана динамика трех показателей с 1940 по 1990 год - инвестиций, национального дохода и розничного товарооборота. Они характеризуют процессы расширенного воспроизводства хозяйства, производства средств для жизнеобеспечения и развития, а также потребления домашних хозяйств (населения). На графике видно, что после восстановительного периода, с 1956 года неукоснительно выполнялся принцип плановой экономики - капиталовложения превышают объем производства, а последний - объем потребления. Между этими тремя величинами поддерживался баланс, определяемый Госпланом. Этот баланс нарушился в 1989-1990 гг. - произошел ускоренный рост потребления при одновременном быстром спаде производства. Рост инвестиция остановился в 1990 г. (после чего произошел глубокий длительный спад - уже в экономике Российской Федерации).

Динамика указанных трех показателей в советский период (вплоть до реформ конца 80-х годов) не обнаруживает никаких признаков кризиса. Невозможно представить себе, чтобы "экономика развалилась", никак не повлияв на такие фундаментальные показатели.

Напротив, при кризисе 90-х годов, который якобы пришлось организовать Е. Гайдару, чтобы спасти страну от катастрофы, мы наблюдаем полное нарушение равновесия между инвестициями, производством и потреблением, которое привело к "проеданию" инвестиционных ресурсов и основных фондов, а значит, к блокированию развития (рис. 5 - см. исходную публикацию).

На рис. 6 (см. исходную публикацию) показана динамика валового объема промышленного и сельскохозяйственного производства начиная с 1950 г., а также произведенного национального дохода (аналога ВВП, который употреблялся в статистике СССР до 1988 г.). Мы видим неуклонное и мощное развитие промышленности без каких бы то ни было признаков кризиса - вплоть до 1990 г. Сельское хозяйство гораздо сложнее поддается интенсификации, но и здесь колебаний показателя связаны с неустойчивостью природных условий, а не гипотетического кризиса - о катастрофе и речи нет. За 33 года объем сельскохозяйственного производства вырос в три раза. Это очень неплохо, если учесть, что за 1990-1998 г. объем сельскохозяйственного производства в России снизился в два раза, а за последующие 11 лет только вышел на уровень 1980 года. За двадцать лет реформ показатель упал на 25%.

Здесь надо остановиться, чтобы рассмотреть важный побочный тезис, согласно которому "экономика развалилась" потому, что СССР жил за счет экспорта нефти, а правящие круги США обрушили мировые цены на нефть, чтобы лишить СССР валюты и заставить его капитулировать в "холодной" войне.

Власть взяла на вооружение порочный метод объяснять провалы рыночной реформы в России наследием советского прошлого. Мол, эти провалы - следствие инерции тех систем, которые были созданы при советском строе. Это лишает и государство и общество возможности разобраться в актуальных процессах - искажены мера и критерии.

Стало нормой утверждение, будто советское хозяйство имело "экспортно-сырьевой" характер, отчего теперь страдает Российская Федерация. В Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Д.А. Медведев сказал, например: "Советский Союз, к сожалению, так и остался индустриально-сырьевым гигантом и не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами. ... Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания".

Прекрасна идея создать умную экономику, сначала надо разобраться, каким образом Россия скатилась к "примитивному сырьевому хозяйству", - ведь силы и механизмы, которые ее туда толкнули, продолжают действовать. Их надо выявить и нейтрализовать. Но мы не начнем в этом разбираться, пока не откажемся от мифа, будто СССР был "сырьевым" гигантом и не определим вес его "индустриальной" компоненты.

Д.А. Медведев представляет дело так, будто все двадцать лет реформ Россия шаг за шагом преодолевала "сырьевую зависимость", характерную для советского хозяйства, - но до конца так и не преодолела. Он пишет: "Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости". В действительности нынешнее "примитивное сырьевое хозяйство" - не наследие прошлого, а именно продукт реформы, результат деиндустриализации советского хозяйства.

Взглянем на факты. В ежегоднике "Народное хозяйство РСФСР в 1990 г." на стр. 32 есть таблица: "Вывоз продукции из РСФСР по отраслям народного хозяйства в 1989 г. (в фактически действовавших ценах)".

Суммируя продукцию отраслей перерабатывающей промышленности и транспортные услуги, получаем следующие данные. Всего по отраслям материального производства вывоз из РСФСР составил 109,6 млрд. руб. По всем отраслям, за исключением сырьевых - нефтегазовой, угольной и лесной промышленности и половины продукции "прочих отраслей промышленности" - вывоз составил 84,7 млрд.

Таким образом, доля продуктов высокого уровня переработки в вывозе продуктов из РСФСР составляла 77%. Из них "машиностроение и металлообработка" - 34,7%. Доля "добывающих" (сырьевых) отраслей - 23%. Это - максимум, со всеми допущениями в пользу "сырья". (Вывоз продукции "прочих отраслей промышленности" составил 2,4 млрд. руб. Я посчитал, что половина принадлежит "сырьевым" отраслям.)

Теперь берем "Российский статистический ежегодник. 2007". На стр. 756 имеется таблица: "Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)". В 2006 г. "минеральные продукты, древесина и сырье" составили 70% экспорта Российской Федерации, а "машины, оборудование и транспортные средства" - 5,8%. Именно за последние двадцать лет Российская Федерация стала "сырьевым гигантом", а РСФСР была индустриальной страной. Разумнее было бы трезво оценивать реальность.

Вернемся к тезису о том, что в СССР "экономика развалилась" из-за снижения цен на нефть. Казалось бы, выдвигая такой тезис, экономисты и политики должны сказать, какой вес имел экспорт нефти в жизнеобеспечении страны. Например, какова была его доля в ВВП или в Национальном доходе СССР. Эти данные можно получить в любом статистистическом ежегоднике. Но приведем величину этой доли в динамике (рис. 7 - см. исходную публикацию). На нем показана динамика всего экспорта, импорта и величины ВНП (валового национального продукта), который был введен в 1988 г. И ретроспективно рассчитан до 1985 г. и для 1980 г.

Из рис.7 сразу видно, что доля экспорта в ВНП очень невелика, и колебание цен на нефть не могла сказаться на состоянии экономики в целом. Экономику СССР как раз ругали за ее автаркичность.

Если же взять конкретно экспорт нефти, то его вес в экономике совсем невелик. В 1988 г. весь экспорт из СССР составил 68,3 млрд. руб. Основная масса товаров направлялась в социалистические страны по долгосрочным контрактам, она составила 45,7 млрд. руб. В капиталистические было направлено товаров на сумму 13,1 млрд. руб., что составило 19,2% экспорта. Таким образом, весь экспорт в капиталистические страны составил 1,5% от ВНП, экспорт энергоносителей в капиталистические страны - 0,62% от ВНП 1988 г. Не могло "обрушение" цен на нефть привести к краху экономику "индустриально-сырьевого гиганта" СССР.

Если начертить график динамики только экспорта и импорта в более крупном масштабе, то будет видно, что падение цен действительно привели после 1984 г. к некоторому снижению экспорта и, соответственно, импорта. Но это снижение до уровня 1983 года, существенной роли оно в судьбе всей экономики сыграть не могло. Настоящий спад произошел в 1990 г., и это уже было и следствием, и фактором углубления кризиса, поскольку из-за одновременного спада внутреннего производства и хаоса в таможенной сфере пришлось острый недостаток товаров широкого потребления компенсировать импортом за счет золотовалютных резервов (рис. 8 в исходной публикации).

Но самое печальное в этой истории как раз то, что при такой доступности информации множество экономистов и даже высшее руководство государства продолжает культивировать миф, мешающий разобраться в структуре нашего кризиса.

Литература

1. А.Н. Яковлев - "Литературная газета", No. 41, 10-16 октября 2001 г.

2. В.А. Найшуль. Откуда суть пошли реформаторы - www.bilingua.ogi.ru/lectures/2004/04/21/vaucher.html.

3. А. Сахаров, "Мир, прогресс, права человека. Статьи и выступления". Л., 1990. С. 66.

4. Л.Б.Резников. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе. - "Российский экономический журнал", 2001, No. 4.

vif2ne.ru

*   *   *   *   *   *   *

Читая учебники экономики

Н.Б. Шумилов

Имея достаточное представление о механизмах, двигающих мировую экономику и финансы [1], начинаешь читать научную литературу не только с позиций абсолютного приятия мыслей и идей автора или их восприятия в рамках ранее тебе известных научных доктрин. Помимо этого невольно проецируешь и анализируешь текст с позиции "арбитра": что стоит за этими идеями - донести истину или знание; обычное тщеславие стать известным или же заложить в разум некий шаблон, плодящий химер сознания и восприятия окружающего мира в их преломлении. Такой первой книгой - откровением стал для меня классический учебник экономики, по которому обучаются в вузах всего мира будущие "кардиологи" финансовой системы - это "Экономикс" [2].

Начинается научный "кирпич" с титулов авторов, посвящений и благодарностей, бесконечных предисловий и инструкций о том, как читать учебник. Это традиция. А дальше, за многими, многими - больше 1.000 страниц текста - мыслями, сложными для прочтения не подготовленному к тяжелой и "скучной" науке читателю, кроются механизмы, двигающие современный экономический мир. В этих страницах, в этом белоснежном "талмуде" пульсируют идеи, которые формируют сознание и убеждения специалистов, точно так, как это делает с непосвященными система, более известная как PR.

Раздел "Макроэкономикс", посвященный проблемам экономических отношений на уровне государств, регионов и мира в целом, буквально пронизан победными реляциями в адрес нашего старого "друга" - Федеральной резервной системы (далее - ФРС). Той самой "лавочки", которая как кот за сметаной, стоит за финансовыми дрязгами последних двух столетий. Но авторы, конечно, рассчитывали на то, что учебник будут читать не только студенты, не дающие отчета прочитанному и реальной картине мира, и стремящиеся, заучив правильный ответ, получить положительную оценку. Поэтому под мысль о глобальном торжестве ФРС подведена теоретическая основа с аргументами и цифрами.

Вот только при подтасовке итог не бьется!

Теперь по порядку.

Необходимость создания ФРС и передача ей функций денежной эмиссии оправдываются... Великой депрессией, в которой Штаты оказались благодаря ФРС. Разумеется, анализ событий 20-х - 30-х годов основан на сплошных недомолвках и на переложении вины с больной головы на здоровую. Так, главной причиной депрессии два заслуженных научных мужа [3] называют... резкое снижение уровня инвестиционных расходов в США в 1929 году (стр. 226). Но ведь это последствие. Это то же самое, как сказать, что человек скончался от пожелтения кожи, когда всему виной желтуха. Итак, причиной резкого снижения уровня инвестиционных расходов в США в 1929 году стало резкое повышение процентных ставок Федрезервом и последовавшие меры по... дальнейшему сокращению денежной массы. На фоне существовавшей до 29 года низкой стоимости заемных денег [4] громадными темпами росли инвестиционные расходы на модернизацию производства и расширение бизнеса. Деньги давались заемщикам легко и непринужденно, страна переживала расцвет жилищного строительства.

И тут вдруг бац! и деньги подорожали - усилиями ФРС предложение денег упало на 40% (!). Дешевые кредиты пришлось отдавать по высоким процентным ставкам, перекредитоваться было негде. Вот и понеслась волна разорений. Особо стоит обратить внимание на то, что началась Депрессия с ... рынка жилья! Ничего из ближайшего прошлого не напоминает? Напомню, разговор идет про проблемы американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, с которых началась видимая часть нынешнего мирового финансового кризиса.

Второй основной причиной кризиса экономические корифеи называют... биржевые спекуляции. Процветание, на фоне дешевых денег, фондовых бирж все 20 годы превратило биржевые спекуляции в ранг национального хобби (стр. 226-227). Вспомните нынешние США, где по признанию самих американцев дантисты и юристы своими прямыми профессиональными обязанностями занимались меньше, чем игрой на бирже. Так вот, превращение торгашества воздухом в национальную лотерею стало не причиной кризиса, а всё тем же последствием неограниченного и бесконтрольного производства Федрезервом денежной массы. А дальше начинается просто паноптикум. Потому что, по утверждению авторов, к 29 году назрела необходимость снизить цены на акции предприятий... (стр. 227). Такая безликая необходимость. И всё тут!

В здравом уме события всегда анализируются с позиций того, кому это было выгодно. Так вот, резко и вдруг подешевевшие предприятия скупались... федеральными резервными банками. Поэтому, очевидно, что необходимость снизить акции (читай - обрушить рынок) была только у Федрезерва, и он (Федрезерв) и только он имел в своем распоряжении инструменты сделать это легко и непринужденно. Ну и конечно знаменитые "национальные банковские каникулы", введенные президентом Рузвельтом в 33 году помогли Федрезерву на время убрать с рынка неподконтрольных ему инвесторов (или скупщиков), принудительно заблокировав их деньги в закрывшихся банках. Этот "подвиг" Рузвельта известен, однако одновременно с этим гражданам свободной Америки было запрещено иметь в собственности... золото! Его надлежало немедленно продать уполномоченным банкам ФРС в обмен на банкноты. Санкция за нарушения этого требования составляла 20 (!) лет лишения свободы.

Далее авторы рассматривают в том же контексте кризис конца 60-х годов. Разумеется, в нем виноваты все, кроме ФРС. По их мнению, государство сильно увеличило свои расходы, что привело к инфляции. Вы видели когда-нибудь и где-нибудь, что бы деньги, вложенные в реальный сектор и приносящие реальный (материальный) рост благосостояния нации, могли вызвать кризис? Нет. Поэтому ничтоже сумняшеся, авторы добавляют, что свою роль в кризисе сыграли и высокие потребительские расходы и инвестиции (стр. 227). А за объем свободных денежных средств (инвестиций) в такой стране, как США, как известно, отвечает Федрезерв. Который ни перед кем за количество произведенных бумажек, кроме своих акционеров, не отвечает. Вот на фоне такого описания подвигов родной ФРС, авторы "Экономикс" позволяют себе заявлять о несомненной её для США в частности, и для мира в целом! Для этих целей они анализируют и сравнивают фискальную политику государства и денежно-кредитную политику Федрезерва, как альтернативных инструментов воздействия на экономическую ситуацию в стране.

Забегая вперед, скажу, что цель этого сравнения - дискредитация любых действий государства и одобрение любых действий Федрезерва. Потому, что ФРС просто должен быть лучше, надежнее, независимей и т.п.

Итак, фискальная политика государства (гл. 12) осуществляется посредством изменения налоговых ставок в стране и изменением количества государственных расходов. В идеале - это действия, не зависящие от печатного станка, поскольку оперируют объемом денежных средств, существующих на данный момент в обществе. Они не создают "мыльных пузырей", не деформируют финансовый рынок, если не связаны с запуском печатного станка. Другой разговор, что чиновники этот станок могут включить, и всё-таки, этот процесс слабо, но поддается государственному контролю. В качестве минусов фискальной политики авторы указывают на её слабость под воздействием инфляции (стр. 267), но этого не будет, если ФРС не включит (или выключит) станок. Что, очевидно, противоречит интересам ФРС. Далее, фискальная политика оказывается неэффективна, поскольку сокращает частные инвестиции. А точнее - меняет объемы денежной массы в стране. Ну а денежной массой в стране привыкли заправлять ребята из ФРС, посредством... (см. предыдущий абзац) станка. И, наконец, авторы задаются сомнениями (стр. 268), о том, может ли общество рассчитывать на то, что Конгресс примет фискальную политику, которая соответствует экономической ситуации (читай, чаяниям ФРС). Что же, в США оказывается есть люди, которые могут противостоять Федрезерву при принятии решений о реализации экономической политики?

Программу по реализации экономической политики государства в США вырабатывает Совет экономических консультантов при Президенте. Официально он всё больше анализирует, вырабатывает прогнозы, оповещает широкую общественность. Только вот реально официальная экономическая политика США выходит из-под пера вот этих бравых ребят, среди которых много ученых, финансистов и.т.п. Посмотрим, кто же занимал и занимает пост главы Совета экономических консультантов при Президенте США. Вот некоторые из них [5]:

Герберт Стейн (1972-1974) - видный член организации "Объединенный еврейский призыв" [6];

Алан Гринспен (1974-1977) - 13-й Председатель Федеральной резервной системы США;

Мартин Стюарт Фельдстейн (1982-1984) - член "группы тридцати" (международная организация экономистов и финансистов, основанная Рокфеллеровским центром);

Джозеф Юджин Стиглиц (1995-1997) - шеф Всемирного банка;

Джанет Йеллен (1997-1999) - президент Федерального резервного банка в Сан-Франциско;

Грегори Мэнкью (2003-2005) - советник Федерального резервного банка в Бостоне; ученик Стэнли Фишера - шефа Всемирного банка, заместителя главы Международного валютного фонда;

Бен Шалом Бернанке (2005-2006) - с 2002 года член ФРС, 2006 - н.в. - председатель ФРС.

Таким образом, американское общество имеет иллюзию выбора между экономической политикой Федрезерва, на которую влиять ни прямо, ни через представительные органы власти не может, и фискальной политикой государства, в лице Совета экономических консультантов, состоящего из сотрудников Федрезерва, Всемирного банка и МВФ. В качестве панацеи авторы "Экономикс" рассматривают денежно-кредитную политику Федрезерва (гл. 15). Она заключается в изменении учетных ставок, изменении резервной нормы [7] и проведении операций на открытом рынке, которые, в основном, сводятся к купле-продаже ценных бумаг (стр. 326-332). И всё? По логике нет. Как можно воздействовать на денежно-кредитную политику посредством косвенных инструментов? Это то же самое, что лечить воспаление легких проветриванием воздуха в комнате.

Куда же делось регулирование эмиссии?

Ну, разумеется, оно никуда не делось, печатный станок является основным инструментом зарабатывания "на старость" акционерам Федрезерва. Поэтому юным да пытливым читателям "Экономикс" не обязательно знать о таких вещах. Но что бы сдать экзамен и забыть - первых трех положений будет вполне достаточно! Очевидно, что на практике машина без одного колеса не поедет. Поэтому для приведенной в "Экономикс" "безотказной" модели функционирования ФРС сделан ряд исключений.

Так, "машина не поедет", поскольку (стр. 338-340):

- непригодна в периоды спада (кризиса). Логично, если Федрезерву нужен кризис, сам он не сможет с ним бороться посредством своей же денежно-кредитной политики;

- непригодна при резком изменении скорости обращения денег [8]. Вместе с тем, несложно понять, что резкое изменение обращения может произойти только в условиях кризиса, о чем см. предыдущий пункт. Существует ли альтернатива всему этому бардаку, гладко оформленному в обложку с синей надписью "Экономикс"?

Да, и название её - монетаризм и золотой стандарт.

В 1964 году в США вышла книга "Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества" [9]. Её автор - лысоватый добряк, с очками в роговой оправе и в нелепом помятом галстуке-бабочке на весь мир заявил, что правители и финансовые воротилы подчинили денежную систему центральной власти. Он критиковал принципы функционирования центральных банков и называл Федрезерв синдикатом фальшивомонетчиков. Его идеалом был золотой стандарт в денежном обращении.

Его звали Мюррей Ротбард [10].

Его работа так и осталась бы тихой монографией, если бы не был он учеником великого Людвига фон Мизеса [11], и возможно, если бы за месяц до этого не был убит в Далласе 35-ый Президент США Дж.Ф.Кеннеди, который незадолго до своей трагической смерти подписал по-настоящее время неотмененный указ об упразднении полномочий ФРС. Конечно, Ротбард был далеко не первым. Уже блистал на экономическом Олимпе Милтон Фридман [12]. Однако, именно Ротбард показал всю неприглядную роль ФРС и назвал своими именами - мошенниками. Он доказал, что современное государство (использующее бумажки вместо денег) по своей природе является инфляционным, потому что инфляция - это крайне соблазнительный способ присвоения наших доходов правящей элитой. И именно государственное вмешательство в денежное обращение в 20 веке, превратившее мир взаимовыгодных отношений в скопище воюющих друг с другом валютных блоков, подтолкнуло человечество к войнам [13].

Ротбард рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры. Он говорил, что совокупный объем продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения денег. Следовательно, достижение безинфляционного и бескризисного роста экономики требует контроля за обращаемой денежной массой. И вот тут, конечно по счастливому совпадению, после всего вышеописанного нами, авторы "Экономикс" начинают неумелое, но широкомасштабное наступление на монетаристов (стр. 376-378). Чего стоит приведенный ими пример, согласно которого в экономике существует некое равновесное состояние, при котором требуемая сумма наличных денег на руках у населения страны составляет некоторое количество долларов США. Тут происходит что-то (ФРС станок включила) и количество денежных средств возросло на х+10%. Согласно авторам "Экономикс" экономические агенты (домохозяйства и фирмы) тут же узнают об этом факте и захотят избавиться от излишней наличности посредством увеличения своих трат, что приведет к росту ВВП до y+10%. И таким образом система останется в равновесии, так что монетаристам не о чем беспокоиться (стр. 378).

Но Вы видели где-нибудь, что бы какая-нибудь семья Петровых интересовалась экономикой в объеме большем программы "Время" и увеличила свои расходы в ответ на информацию Минфина об изменении наличной денежной массы в экономике? Американцы от нас не отличаются в этом отношении ни чем. Все эти сверх быстрые и сверхадекватные реакции экономических агентов авторы "Экономикс" укладывают в теорию рациональных ожиданий, согласно которой компании и потребители понимают (!), какое влияние на экономику окажут возможные изменения объема денежной массы планируемые государством, и немедленно примут меры, которые сведут все действия государства в рамках фискальной политики и теории монетаристов на нет (стр. 364). Ну и конечно следует вывод, что ФРС рулит, а его денежно-кредитная политика - всему голова.

Между тем, экономический советник президента США Дж.Ф. Кеннеди Дж. К. Гэлбрейт, наблюдавший и изучавший Федрезер в процессе реализации государственной экономической политики приходит к выводу, что инструменты, используемые ФРС "явно неэффективны. Они не решают тех проблем, которые призваны решать: рецессия и безработица, или бум и инфляция, продолжаются. И в этом заключается, как оказалось, наиболее чтимая и наиболее очевидная форма обмана" [14].

Анализируя деятельность Федрезерва, начиная с 1913 года, Гэлбрейт приходит к выводу, что "Федеральная резервная система бесполезна" [15]. "Ложно положительная репутация ФРС зиждется на мощи и авторитете банков и банкиров и на магической силе денег - именно они поддерживают и обеспечивают деятельность ФРС и её членов - входящих в неё банков". И там же: "описанный нами в высшей степени убедительный и логичный процесс (денежно-кредитная политика ФРС) существует лишь в широко распространенном экономическом веровании, но не в реальной жизни. Это верование опирается на вроде бы убедительную теорию, но не на реальность и не на практический опыт".

И в заключение.

Как бы вскользь, но при этом через всю книгу авторы проводят ещё одну потрясающую мысль. Читая эти строки, я думал, что, возможно, об этом думают, догадываются, но молчат или говорят, но шепотом. Однако оказалось, что это очевидность. Итак: "Стоимость денег уже не основывается на строго определенном количестве драгоценных металлов (как было раньше), она диктуется скорее количеством товаров, услуг и ресурсов, которые можно приобрести за эти деньги на рынке" (стр. 289).

Вот такая очевидность. Если расшифровать её, то оказывается, что нынешние деньги являются деньгами ровно настолько, насколько нам укажут сверху и заверят в их покупательной способности ребята из ФРС. Исходя из этих посылов - деньги больше не являются универсальным товаром-посредником! Функция денег как меры стоимости, по-видимому, отменяется!

А ведь согласно этой функции - деньги, как всеобщий эквивалент, измеряют стоимость товаров (выражают их меновую стоимость), однако, исходя из вышеприведенной выдержки, оказывается, что деньги, как всеобщий эквивалент, измеряют стоимость товаров, которые определяют стоимость денег.

Коллапс!

P.S. Истина, как всегда, лежит на поверхности - там, где её не ищут, берусь утверждать, никогда. Заглянув в техническую часть содержимого учебника, там, где перечисляются выходные данные учебника, где дается ISBN, приводится информация об авторских правах и copyright, обнаруживаем следующую надпись "Издание осуществлено при поддержке ... Государственного Департамента США".

Всё, приехали!

Примечания

1. Стариков Н.В. "Кризис. Как это делается". изд. "Питер" - 2009;

2. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю "Экономикс: принципы, проблемы и политика": пер. с 14-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2005 - XXXVI, 972 с;

3. К.Р. Макконнелл - заслуженный профессор экономики Университета штата Небраска, С.Л. Брю - профессор экономики Тихоокеанского лютеранского университета;

4. Тот самый ссудный процент;

5. В скобках указаны годы работы на посту главы Совета;

6. Американская общественная еврейская благотворительная организация. Основана американской еврейской общиной в 1939 г. в интересах оказания помощи израильским сородичам (http://www.eleven.co.il/article/13040);

7. Резервная норма - это сумма денег в виде процента от общей суммы активов коммерческого банка, которую коммерческий банк обязан хранить в Федеральном Резервном Банке округа.

8. Скорость обращения денег - число, показывающее, сколько раз за год один и тот же доллар, находясь в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг.

9. What has government done to our money? 1964.

10. Мюррей Ротбард (1926 - 1995) - американский экономист, представитель австрийской школы в экономической науке.

11. Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) - австриец, экономист, основатель новоавстрийской школы в экономической науке.

12. Милтон Фридман (1912-2006) - американский экономист, нобелевский лауреат, виднейший представитель школы монетаристов. Раскритиковал политику ФРС во время Большой депрессии в своей работе "Оптимальное количество денег и другие очерки" (The Optimum quantity of money and other essays, 1969).

13. М. Ротбард. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества. изд. "Социум", 2004. Стр. 114-115.

14. Дж.К. Гэлбрейт "Экономика невинного обмана". М., изд. "Европа", 2009, стр. 64;

15. Там же, стр. 67.

nstarikov.livejournal.com

*   *   *   *   *   *   *

В Бельгии обсуждают экономный вариант похорон - сливать тела умерших в канализацию

Бельгийские предприниматели планируют растворять тела умерших и смывать их в канализацию.

У нового метода, по мнению его авторов, есть несколько преимуществ: это менее затратно, чем захоронение на кладбище, и практически не наносит ущерба окружающей среде в отличие от дымящих крематориев, пишет The Daily Mail. Для полного растворения тела в щелочном растворе требуется не больше 3 часов.

В свою очередь The Daily Telegraph цитирует представителя фламандской Ассоциации предпринимателей, который рассказывает, что тело после помещения в контейнер для утилизации превратится в золу и жидкость, которые могут быть слиты в канализационную систему, и затем попадут на очистительные сооружения.

Власти Бельгии еще обсуждают возможность подобной утилизации. Изучается этот метод и в ЕС, и, если предложение будет одобрено, "смывать" покойников будут по всей Европе. Как напоминает NEWSru Israel, "растворение покойников" недавно было узаконено и в шести штатах США - Мэне, Колорадо, Флориде, Миннесоте, Орегоне и Мэриленде.

Однако подобный способ избавления от тел умерших, несмотря на минимум затрат, все же очень не экономичен, так как не использует возможности, которые дают останки человеческого тела. Из них, к примеру, можно делать очень хороший компост, как предложила биолог из Швеции Сюзанна Вииг.

"Изначально природой было задумано, что умершие остаются лежать на земле, становятся добычей животных и постепенно превращаются в почву", - говорит она. Поэтому тела умерших людей следует превращать в компост, на котором их родственники могут вместо памятника вырастить цветы, которые и есть самый лучший памятник.

Для создания такого компоста, останки умерших замораживают при температуре минус 196 градусов, затем при помощи механической тряски их превращают в крупнозернистый порошок, который высушивают и очищают от примесей металлов. В итоге, от тела весом 75 кг остается около 25 кг гранулированного порошка светло-розового цвета, который можно использовать в качестве удобрения.

Изобретение Сюзанны Вииг уже запатентованное в 35 странах.

socialism-vk.livejournal.com

*   *   *   *   *   *   *

Полная база ГОСТов найдена!

http://walter-simons.livejournal.com/155498.html

Раздобыл базу ГОСТов, установил все обновления (апрель 2009) перевел форматы сканов из jpg в gif, чем уменьшил ее размеры с 20 гигов до 5!

Теперь готов раздавать ее бесплатно. Ибо нефиг! Нефиг жучкам, особо приближенным (к министерству) вымогать за них от 20 до 200 р, за 1 ГОСТ.

ГОСТ - это государственный стандарт, государственный документ регламентирующий практически все сферы труда, быта, качества. Можно сказать, определяющие порядок вещей. Разрабатывали их на государственные деньги, для того что бы все узлы государства работали, как положено. Поэтому, такая документация должна распространятся свободно. А всякие препоны на пути должны быть сметены. Думаю, повод пропиарить. Да так, что бы все, кто ищет документацию, ее находили, а не вязли в паутине платных сайтов с кучей анимированного мусора, не теряли время.

Кому надо, качайте торрент тут:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1945873
(теперь рабочая) или на "пиратской бухте" тут

http://thepiratebay.org/torrent/4965720
UPD: закачал на TPB, тестируйте, пишите.

Источник: http://palmira.livejournal.com/1018507.html

*   *   *   *   *   *   *

Семь чудес социализма:

1. У всех было место работы.

2. Несмотря на то, что у всех было место работы, никто не работал.

3. Несмотря на то, что никто не работал, норма выполнялась на 100%.

4. Несмотря на то, что норма выполнялась на 100%, в магазинах ничего не было.

5. Несмотря на то, что в магазинах ничего не было, у всех все было.

6. Несмотря на то, что у всех все было, все воровали.

7. Несмотря на то, что все воровали, всего хватало.

*   *   *   *   *   *   *

Избранные фразы

Женщина - это слабое, беззащитное создание, от которого нет спасения.

Женщины как слоны - наблюдать за ними приятно, а своих заводить не хочется...

История - это наука о том, каким должно было быть прошлое.

-Мы прекрасно понимаем сегодня, что всех посадить невозможно.
(Анатолий Куликов, министр внутренних дел)

- Органы - это всепроникающий элемент.
(Валерий Величко, президент Клуба ветеранов госбезопасности)

- Ребе, что будет, если я нарушу одну из десяти заповедей?
- Останутся ещё девять.

- Какая у тебя температура?
- Сорок три.
- Не может быть!
- Может. Мама сказала: "Тридцать шесть и семь".

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное