Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 499


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 499-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 16 августа 2010 года помещаем лекцию И.М. Гельфанда "Два архетипа в психологии человечества".

Продолжаем публиковать исследование Absentis'а "Средневековая Европа. Штрихи к портрету", дающее адекватное представление о бытовой отсталости этой части света в сравнительно недавние времена. В настоящем выпуске - часть 4.

Предлагаем найденную в Интернете информацию "Прикладное применение "альтернативных" изысканий. Часть первая. Военные".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Два архетипа в психологии человечества

И.М. Гельфанд

5 октября прошлого, 2009 года, в Нью-Джерси, пригороде Нью-Йорка, в возрасте 96 лет умер Израиль Моисеевич Гельфанд. Родился Израиль Моисеевич 2 сентября 1913 года, в крошечном городке Красные Окны в Одесской области Украины.

И.М. Гельфанд - один из крупнейших математиков современности, биолог, педагог. В век, когда математики становятся все более специализированными, он стал легендой как математик широкого профиля, который внес свой вклад в более чем десяток областей математики.

Особенно велик его вклад в в математическое просвещение. В 1943 г. он основал свой легендарный семинар, который проводился в МГУ каждый понедельник на протяжении почти 50 лет. Он был среди основателей школьных математических кружков при Московском университете; принимал активнейшее участие в проведении первых Московских математических олимпиад; он основал Заочную математическую школу; он был инициатором и основным соавтором многих замечательных брошюр, обращенных к школьникам. Уже обосновавшись в Америке в 1990 г., он постоянно вел математические семинары, очень популярные среди студентов, потому что позволили им получить доступ к лучшим математическим идеям своего времени. Гельфанд был и учителем, вдохновляющим на открытия. Многие из его учеников стали выдающимися математиками. Первую свою статью И.М. Гельфанд написал в соавторстве с А.Н. Колмогоровым, также известнейшим русским математиком наших дней. Однако подходы их в науке коренным образом различались: "Представьте себе, что они прибыли в страну с множеством гор. Колмогоров сразу пытается взобраться на самую высокую гору. Гельфанд - немедленно начать строить дороги" (В. Арнольд). Гельфанд успел получить все премии, которые возможны в математике, - Филдса и Вольфа (аналоги Нобелевской премии для математиков), премию Гения в США, в России он трижды был награжден орденом Ленина, был лауреатом множества премий... Будучи человеком нестандартным, Гельфанд не ограничивался чистой математикой, не боялся "нерешаемых задач", например, вел биологический семинар в области медицинской диагностики. Лекция, прочитанная им при вручении премии Киото в 1989 г. (публикуется в сокращении), открывает еще одну грань его размышлений - о поиске адекватных языков для глобальных проблем, которые, как правило, считаются нерешаемыми. Премия Киото вручается "Inamori Foundation" в соответствии с убеждением ее основателя, д-ра Кэйзу Инамори, в том, что будущее человечества может быть обеспечено только тогда, когда существует баланс между научным прогрессом и духовностью.

Для меня эта лекция - повод для того, чтобы продумать и высказать свои соображения. То, что я сейчас ясно осознал, я фактически продумывал многие годы. И несмотря на кажущуюся очевидность этих соображений, они являются для меня итогом многолетней деятельности в математике, а также в биологии клетки, нейрофизиологии и той области, которая сейчас называется разными словами - искусственный интеллект, информатика, когнитология - и многими другими...

Продумывая эти вопросы, я бы хотел начать с конца - с того, что отчетливо понял лишь в последнее время, готовя этот доклад.

Я думаю, что имеются два архетипа, первоначально заложенные в психологии человечества. И дуализм состоит в противоречии между этими архетипами. В психологии человека и общества я бы назвал это противоречие противоречием между понятиями "ум" и "мудрость". По-другому можно сказать, что в первом архетипе человек рассматривается и воспринимается как высшее достижение в процессе эволюции или "венец творения". Это понимание получило широкое и почти всеобщее распространение и материализацию благодаря замечательным успехам техники, биологии, физики и т. д. Действительно, увеличилась средняя продолжительность жизни. Появилась возможность накормить значительно большее число людей. Фантастически изменилась способность общения и связи почти между любыми самыми отдаленными и заброшенными уголками. И это постепенное и неуклонное развитие успехов науки, техники и человеческой мысли сильно способствовало убеждению в уникальности такого понимания.

Во втором архетипе человек есть часть живой природы или, как правильно поправил меня в свое время глубокоуважаемый ректор Университета Киото, часть всей природы и не может выделять себя из нее, а точнее, если и выделяет, то только временно, понимая границы этого выделения. В этом, может быть, и есть различие между "умом" и "мудростью". О живых системах мы знаем так мало, что нельзя надеяться, раскрыв отдельные, даже такие совершенно замечательные факты, как генетический код, получить картину в целом.

Мы привыкли к абсолютному восхищению и преклонению перед мощью человеческого интеллекта, отождествляя ее с первым архетипом. Разрешите мне усомниться в примате первого подхода. Я приведу пример.

Распространение генетических наследственных болезней зависит от браков между людьми с близкими генотипами. Четкое понимание этого стало возможным благодаря замечательному развитию генетики, кодов и т. д. Но я не знаю, чем больше надо восхищаться: этим удивительным открытием человечества или сложными правилами браков в первобытных обществах, выработка которых шла без знания генетики, на основании целостного восприятия. Эти правила были таковы, что точно отвечали правилам генетики, и в них, насколько я знаю, не было с точки зрения современной генетики практически ни одной ошибки. И их мы никак не можем отнести к первому архетипу, хотя, конечно, для их выработки нужна была не только мудрость, но и интеллект чувствительных к этому людей. Таких примеров можно привести неограниченное количество, потому что все развитие человеческой культуры, науки и т. д. связано с взаимодействием между этими двумя архетипами.

Правильное гармоничное развитие зависит от понимания того, что есть эти два архетипа, и необходимости их правильного соотношения. И "перекос" в любую из сторон или ограничение приводят к патологическому развитию человеческой личности, общества и т. д.

Перекос в первую сторону называется по-разному; может быть, наиболее отчетливо - технократизмом. Типичными примерами таких сдвигов являются также приоритет математической модели над реальной системой, будь то в экономике или тактике лечения больных. Другим типичным примером такого сдвига является бихевиоризм в психологии.

В качестве реакции на это, конечно, появляется и другая крайность по отношению к прогрессу - отказ от него и признание его вредным, что отражает правильное беспокойство издержками технократизма.

Я хотел бы сказать, что мне как математику долгое время казалось, что в таком дуализме имеется ограничение, поскольку, на первый взгляд, математика есть типичный пример первого архетипа. Но это был взгляд близорукого человека: на самом деле математика принадлежит и второму архетипу.

Наверное, развитие этой мысли очень привлекательно и заслуживало бы отдельного доклада, поскольку сейчас, когда наблюдается ренессанс в развитии математики, самое время подняться немного вверх и посмотреть, как обе эти тенденции сказались в развитии математики второй половины ХIХ века и первой половины ХХ века. Это тем более было бы полезно сейчас, поскольку, по всей видимости, по причинам, о которых я буду говорить ниже, через 10-15 лет математика будет сильно отличаться от той, что есть сегодня.

Глобализация

Мне кажется, что характернейшая черта современного мира - это его необычайная глобализация и выход возникающих проблем на общемировые масштабы. Развитие техники и так называемых точных наук, которое назревало уже давно, привело к необычайным успехам во многих областях. Автомобили, самолеты, средства телекоммуникации резко сократили субъективные масштабы нашей планеты и практически превратили ее в единую систему, в которой все части сильно взаимозависимы. Этого нельзя сказать о глобализации духовной стороны жизни человечества. Таким образом, дисбаланс между логическим технократическим развитием (первый архетип) и развитием духовной стороны жизни (второй архетип) все более увеличивается. Ныне он стал угрожать уже самому существованию человечества.

Вероятно, одной из причин этого является то, что именно развитие первого архетипа (техническое) явилось основой глобализации. Объединение произошло на языке первого архетипа. Слова этого языка - автомобиль, аэроплан, телеграф, телевизор и т. д. - являются интернациональными, а язык понятий, адекватно отражающий второй архетип, остался разобщенным. И в нем отсутствует способ однозначно выражать фундаментальные человеческие ценности. В этом первопричина грозной опасности негармоничного развития глобализации.

Современная технология, как я уже говорил, превратила мир в единую систему. Неисчислимо возросло производство энергии и продовольствия. Однако зададим себе вопрос: решена ли хоть одна из существующих "вечных" проблем? Ведь в конце концов всё в живом мире взаимосвязано. Развитие биологии и изобретение антибиотиков позволили справиться с венерическими болезнями. Это и возникновение индустрии противозачаточных средств привело к так называемой сексуальной революции. Но кроме бактерий, на свете существуют еще и вирусы... Я не хочу сказать, что это Бог наслал СПИД на человечество. Но перед нами стоит грозная опасность, которую мы самым злостным образом недооцениваем.

Мне рассказывали о карикатуре в одной из газет. По улице идет человек. В голове роятся мысли: "рано ложиться - рано вставать", "пробежка по утрам", "никакого курева, никакой выпивки..." И в то же время сверху прямо на него с 30-го этажа падает железный сейф.

Теперь немного изменим временной масштаб: предположим, что падение сейфа занимает 15-20 лет, и мы получим модель современного мира. В отличие от чумы, скрытый период СПИДа протекает не один день, а 5-7 лет. Такой промежуток времени человек не может психологически оценивать, охватить взглядом, и это приводит к тому, что все мы и все правительства проявляем преступную беспечность.

Я привел в качестве примера СПИД. Может быть, для решения проблемы СПИДа, как и других глубоких вопросов, затрагивающих все человечество, неизбежно понадобится целостный подход второго архетипа.

Второй вопрос, который я хочу здесь затронуть,касается агрессивности популяции людей. Прогресс человечества продемонстрировал нам, что всегда существовавшая национальная и прочая рознь достигла таких масштабов, что все враждующие группы обладают ныне достаточными ресурсами для уничтожения друг друга, а заодно и всего человечества. У этого вопроса две стороны, которые, впрочем, все понимают. Во-первых, развитие физики и техники далеко обогнало развитие культуры, а во-вторых, это апатичное бездействие в вопросах снижения агрессивности человека и популяции людей. Моральная ответственность перед человечеством требует от занимающегося психологией ученого выложиться, выйти за пределы жалких моделей (типа бихевиористских) и продвигаться в изучении "глубинных структур" психологии и мышления человека и человеческих обществ. Налет технократизма в этих вопросах, пожалуй, более опасен, чем где бы то ни было.

При занятиях психологией, между прочим, естественно возникает вопрос: может ли то, что сейчас называют психологией, раскрыть глубинные стороны психики человека? Или, может быть, исследования по психологии надо писать в виде художественных произведений? Может быть, - до некоторой степени, конечно, - в ограниченном смысле таковыми являются книги Достоевского и Толстого?

Эти и некоторые другие глобальные проблемы настолько важны для человечества, что неизбежно придется их решать. А для этого необходимо договариваться, без чего человечество пропадет.

И вот тут возникает вопрос о языке общения.

Адекватный язык

Одним из важных понятий является понятие адекватного языка. Выше мы уже говорили о наличии двух архетипов, о возникающем вследствие этого дуализме и о нежелательности и недопустимости ограничения каким-нибудь одним из архетипов. Не надо думать, что противоречие между ними может быть снято какими-либо искусственными мерами. Эти два различных способа восприятия мира предсуществуют и обязаны сосуществовать. Этому сосуществованию в некоторой степени может помочь адекватный язык.

Имеются две причины, по которым наличие адекватного языка, как мне представляется, необходимо.

Одна из них состоит в том, что глобализация, о которой мы говорили ранее, приводит к необходимости взаимодействия с различными частями мира, в котором имеются свои традиции, язык, и непонимание является опасным.

Другая причина состоит в том, что, будем говорить, противоречие существует не только между различными частями мира и различными группами людей, но существует также противоречие между двумя архетипами. И если язык не является адекватным, то второй архетип будет подавлен, так как первый архетип имеет гораздо больше преимуществ.

Конечно, никакой адекватный язык не может объединить оба архетипа, которые являются двумя сторонами человечества, но, по крайней мере, может дать им возможность взаимодействия.

В своей лекции я попытаюсь немного объяснить понятие "адекватный язык". Мы часто не думаем об отсутствии адекватно описывающего ситуацию языка. Часто логически непротиворечиво написанная статья очень хорошо убеждает. И в истории мы имеем много примеров, как бессовестные люди используют свое логическое обаяние во вред. При этом мы легко забываем, что нам навязали не тот адекватный язык.

Я разрешу себе пример примитивной пародии на такой подход - впрочем, обнажающей этот прием. Среди рассказов о бароне Мюнхгаузене есть один об охотничьей собаке. Барон рассказывает, что эта собака была настолько хороша в охоте, что даже когда она погибла, и он сделал из шкуры куртку, на охоте куртка сама тянула его на дичь, и при его приближении пуговицы сами отрывались и летели в дичь. "Вы можете сами убедиться в этом, - добавлял барон слушателю, - на куртке не осталось ни одной пуговицы!"

Логика прекрасно работает, когда опытом человечества, интуицией и т. д. установлен адекватный язык, и беспомощна, когда есть потребность в самом этом языке. Выработка такого языка не есть логическая операция. И далеко не у каждого, как у хороших врачей, хватает здравого смысла для того, чтобы при лечении не заменять мозг моделью мозга или нервной системы, или сердце моделью сердца. Есть много областей, где такая подмена делается. Ошибка заключается в пропуске понятия адекватного языка - это порок современного технократического мышления.

На примере своих занятий с врачами я понял, что математик обязан понимать и чувствовать те медицинские области, которыми он занимается, для того чтобы он мог говорить с врачом на его языке и постараться вместе с ним выделить основные понятия. Эти понятия хотя бы в ограниченной степени могут действительно служить основой для дальнейшей логической схемы и ее экспериментальной проверки. В нашей работе с врачами мы пришли к необходимости разработать систему вопросников, дающих адекватное описание каждого отдельного больного. Для этого мы разработали специальную методику составления вопросников. Вопросники должны удовлетворять двум условиям:

1) они должны быть не очень большими (необходимое условие каждого адекватного языка);

2) они должны по возможности давать адекватное представление о больном.

В процессе составления этих вопросников и проверки их адекватности на сравнительно большом количестве больных и выделялись слова (понятия), являющиеся основой для адекватного языка в этой ограниченной области. Составление такого списка по узкому кругу болезней занимает много времени - по крайней мере, несколько лет. Для более подробного ознакомления сошлюсь на книжку "Очерки о совместной работе врачей и математиков" (Москва, 1989), написанную мной в соавторстве с Б.И. Розенфельдом и М.А. Шифриным.

Еще одним примером выработки адекватного языка - но, конечно, очень частным - является широко используемый в криминалистике словесный портрет. Вы можете узнать и даже приблизительно нарисовать человека по его словесному портрету и не можете узнать его по набору координат всех точек головы, хотя, конечно, этих последних сведений достаточно.

Страшно, что в наш технократический век исходные принципы не подвергаются сомнению, так что когда на их основе строится тривиальная или, наоборот, тонко проработанная модель, на нее смотрят как на полную замену явления природы. При этом чем лучше сделана модель, тем это хуже для ее применений, ведь давление выхваченных "исходных принципов" выводит модель еще дальше за пределы ее применимости.

В основе адекватной логики должен лежать язык, который не будет обеднять ситуацию.

Адекватный язык позволяет в какой-то мере преодолеть противоречие между двумя архетипами. С его помощью все главные, пусть и интуитивные, понятия второго архетипа могут быть превращены в объекты дальнейшего логического анализа или по крайней мере можно будет понять место и цену вещей, доступных для такого анализа в целостном подходе, опирающемся не только на первый, но и прежде всего на второй архетип. Важно, что благодаря адекватному языку логические построения становятся интуитивно и художественно понятными, и поэтому - что еще более важно - в адекватности языка заложена возможность проверки того, не вышли ли эти построения за область своей применимости.

Адекватный язык в математике

Если обратиться к истории науки, то, пожалуй, одним из замечательных примеров адекватного языка явилась геометрия Евклида. Действительно, люди всегда сталкивались с задачей построения модели пространственных отношений в окружающем мире. Был период до Евклида, когда это делалось так: рисовалась картинка с надписью "Смотри!". Язык же евклидовой геометрии существен уже две тысячи лет настолько, что все школьные учебники излагаются на этом адекватном поставленной задаче (а именно - задаче освоения пространственных отношений в окружающем мире) языке.

Следует принципиально отличать аксиоматику Евклида от того, что сейчас понимают под современной аксиоматикой геометрии (Гильберта и др.).

Например, у Евклида есть аксиома, которая с точки зрения современной математики бессмысленна: "точка - это то, что не имеет длины и ширины". С точки зрения же адекватного языка (например, наших правил, выработавшихся в работе с врачами) эта аксиома понятна: вы должны объяснить другому человеку так, чтобы тот понял, о чем, собственно, идет речь, и чтобы при разговоре о точке у вас и вашего собеседника возникал один и тот же образ.

Одной из фундаментальных работ явилась работа Гильберта, в которой он показал, как с точки зрения современной логики и математики очистить аксиоматику Евклида и сделать ее строгой. Он изгнал то, что с точки зрения современной логики не имеет смысла (например, приведенную выше аксиому), построил аксиоматику так, чтобы в ней не было ни сучка ни (почти) задоринки, и сделал аксиоматическую геометрию логически непротиворечивой схемой. Это замечательно для компьютеризации, потому что в каждом месте он написал формальные законы, которые при желании вполне могут быть введены в компьютер.

У Гильберта точкой, плоскостью и пространством называется все что угодно, лишь бы были выполнены аксиомы об их связи. Это великое достижение науки. Можно считать точку плоскостью, а плоскость точкой (в проективной геометрии), чем объясняется двойственность. Но это уже совершенно другая задача - о структуре геометрии.

По существу же уровня Евклида сравнительно достаточно и сейчас. Я могу сказать это, опираясь на 50-летний опыт преподавания. В школьных учебниках геометрии с точки зрения формальной логики масса дефектов: не все доказывается, нет точных критериев, как отличить то, что не требует доказательства, от того, что нужно доказывать... Но ввиду адекватности языка происходит явление, которое я с трудом могу объяснить. Когда спрашиваешь школьника: "Как это доказывается?" - то все ответы в самых разных концах страны более или менее совпадают. Это есть следствие некоторого джентльменского соглашения, но одинакового - воспроизводимого и "не зависящего от клиники", как бы мы сказали в работе с врачами.

На уровне представлений в геометрии Евклида первая задача обучения геометрии может считаться решенной, потому что научиться геометрии - это значит понять и привести в соответствие интуитивное восприятие окружающего пространства с геометрией. Начинать же с построения геометрии как строгой логической системы, наверное, достаточно, чтобы забить голову любому, даже самому хорошему ученику.

Конечно, после того как мы обучили геометрии на уровне Евклида, чтобы обучить математика, нужен и второй уровень - постараться представить геометрию как логически непротиворечивую схему. Этот второй уровень соответствует также уровню современного программиста, который пока вынужден действовать так, чтобы в каждом месте заботиться о непротиворечивости своих действий.

Заметим, что в ХХ веке в математике потребность в адекватном языке часто удовлетворяется с помощью аксиоматического подхода, причем не в формально-бюрократическом смысле. В то время как до ХХ века аксиоматический подход в смысле Евклида-Гильберта считался исключительным явлением и применялся только для построения аксиоматически целой области - всей геометрии, почти всей современной алгебры (аксиоматика группы, кольца, поля), - сейчас этот подход используется даже в отдельных сколько-нибудь существенных задачах.

Поэтому математики всегда чувствуют, что математика должна не только иметь глубокое внутреннее содержание, но и быть основой для работы в других областях. Это является причиной того, почему математиков, особенно тех, которые воспринимают математику как часть всей культуры, привлекает возможность связи математики с такими областями как биология, экономика, медицина и др. Они подсознательно понимают, что могут быть полезны в этих областях. Это особенно относится к современным математикам второй половины ХХ века, для которых, как правило, структурный подход является неотъемлемой частью их профессионального мышления.

Однако следует предостеречь от желания включить всё в прокрустово ложе известных в математике структур. Этот язык математики тоже, конечно, адекватен, но адекватен физике, технике и т. п. Дело в том, что в процессе своего развития, равно как и развития физики и др., математика становилась всё более подходящим языком для работы в этих областях (физике и др.). Хотя каждому понятно, что он не может механику положить в основу движений человека, но при этом считают, что тот язык, который выработался в механике, математике, физике, может быть свободно применен в других областях, например, в биологии.

Привлекательность занятий биологией, медициной для математиков состоит в том, что эти области не менее важны (а часто более важны), чем физика, техника, и что требуют каждый раз продумывания языка. И опыт хороших математиков, вникающих в каждую из указанных областей (биологию, экономику), может быть незаменим. Конечно, при обязательном условии, что эти ученые обладают здравым смыслом и понимают и чувствуют область, которой они хотели бы помочь.

Я хотел бы напомнить то, о чем вскользь говорилось раньше. Математика - это область, в которой сталкиваются два типа мышления - художественное и точное, логическое; и этот неповторимый сплав делает математику областью, занимающей совершенно особое место в человеческой культуре. Пожалуй, только музыка может соперничать с ней.

Структуризация

Другим важным понятием для изучения живых систем является понятие структуризации и структурного подхода. В структуре элементарным уровнем, ее "монадой", является понятие структурной единицы. Для этого термина существуют разные синонимы. В нейрофизиологии это понятие вводилось выдающимся русским физиологом Н.А. Бернштейном, а также развивалось М.Л. Цейтлиным и мною под названием синергии. В программировании это так называемые "исполнители", т. е. подпрограммы с богатой внутренней структурой, имеющие небольшое количество ответов. В клеточной биологии примерами могут служить: 1) клетка; 2) клеточные популяции - отдельные обонятельные луковицы, например; 3) группа нейронов, отвечающая за какое-либо движение.

В нейрофизиологии структурная единица - это, например, совокупность нейронов спинного мозга, отвечающая за движение задних конечностей при локомоции, чесании и т. д. Интересно, что, у моллюсков (например, у морского ангела) циклические движения обеспечиваются системой всего из нескольких десятков нейронов, в отличие от колоссального количества нейронов, обеспечивающих аналогичные функции у кошек. При этом системы взаимодействия этих нейронов построены по одной схеме. Не углубляясь дальше, сошлюсь на книгу Yu.I. Arshavsky, I.M. Gelfand, G.N. Orlovsky "Cerebellum and Rhythmical Movements" (Springer-Verlag, Studies of Brain Function, vol. 13, 1984) и на работы нашей лаборатории.

Эти структурные единицы должны удовлетворять трем условиям:

1) внутренняя структура структурной единицы намного сложнее, чем способ взаимодействия этой структурной единицы с внешним миром;

2) часть структурной единицы не является структурной единицей;

3а) "принцип редукции": части структурной единицы, которые не функционируют, уничтожаются, как, например, в процессе эволюции или альтернативно;

3б) "принцип избыточности": нефункционирующие части структурной единицы находят себе работу внутри структурной единицы.

Имеется много интересных примеров типов 1), 2), 3а) и 1), 2), 3б) в биологии, социологии и т. д.

В примере с клеткой условия 1) и 2) состоят в том, что ее внутренняя структура намного сложнее, чем способы взаимодействия с другими клетками и, кроме того, часть клетки не есть клетка. Что касается 3а) и 3б), то интересно наблюдать, как одна и та же структурная единица реализуется у беспозвоночных и позвоночных. Мне представляется, что здесь имеются разные требования. В то время как у беспозвоночных имеется принцип редукции (не необходимое для работы в процессе эволюции отмирает), у позвоночных в структуру заложена априорная избыточность числа необходимых элементов плюс требование найти дело, по возможности, всем. Это позволяет приспособить такие структурные единицы (синергии) также и к другим функциям и учесть то, что в их конструкции отсутствовало заранее.

Таким образом, структурные единицы типа 3а) в силу своего технического совершенства плохо приспособлены к незапланированным изменениям окружающей среды или к неопределенным задачам. Поведение же структурных единиц типа 3б) больше приспособлено к целостному и художественному восприятию.

Я позволю себе следующую аналогию. Представьте себе, что вы составляете рабочую группу для решения четко поставленной задачи, в которой все принципы известны: например, усовершенствовать паровоз или автомобиль. Чтобы эта группа или лаборатория хорошо работала, у каждого должно быть четко определенное дело - 3а). Если же цель вашей группы более неопределенная - например, создать новый тип компьютеров, работающих, может быть, на совсем других принципах, - то здесь необходима избыточность. И подобрать ее нужно из активных талантливых людей, каждый из которых будет сам искать неожиданные и непредсказуемые заранее решения - 3б).

Мне представляется, что уже сейчас мы настолько понимаем, что означают структурные единицы, и то, насколько они важны при исследовании живых систем, что их изучение в различных конкретных "живых системах" (нейрофизиология, экономика...) не только необходимо, но и совершенно реально. Однако не следует забывать, что структурные единицы - это только низший, более элементарный уровень структуры живых систем. Очень интересен и важен вопрос о том, как эти структурные единицы между собой взаимодействуют, и здесь, мне кажется, мы еще очень мало понимаем. Однако следует иметь в виду, что это следующий неизбежный этап в работе.

Возвратимся к понятию синергии - частному случаю структурной единицы в физиологии движения. В последней главе упомянутой книги "Cerebellum and Rhythmical Movements" сформулирована гипотеза, которая в свете сказанного выше мне представляется очень важной и существенной. Эта гипотеза состоит в том, что двигательная зона коры мозжечка ответственна не за отдельные синергии, а занимается взаимодействием между отдельными синергиями. Для нас это утверждение было одним из важных итогов нашей работы. Действительно, неизвестно, что делает мозжечок, в котором сосредоточено около 5-8 миллиардов клеток. Это было причиной, которая побудила нас 15 лет назад заняться мозжечком. Уже после написания этой книги были получены экспериментальные данные, подтверждающие эту, как нам кажется, замечательную гипотезу. Если экстраполировать это утверждение на другие разделы мозжечка, то можно прийти к смелой мысли, что мозжечок играет существенную роль в связи между отдельными синергиями, сосредоточенными в коре больших полушарий. Это могло бы объяснить также наличие большого количества связей между корой головного мозга и корой мозжечка. (Интересно, что имели в виду древние греки, когда считали мозжечок местом обитания души?)

Ответственность математиков

Я хотел бы несколько слов сказать о моральной ответственности математиков.

Математика является одним из высших достижений человеческого духа и одновременно очень точным и адекватным языком, без которого физика и многие другие области были бы невозможны. И первая сторона ответственности математиков состоит в том, чтобы, используя опыт и достижения математики, особенно математики ХХ века, значительно расширить возможность создания адекватных языков в других разделах науки. В первую очередь, помочь в выявлении структуры и, по возможности, в выработке адекватного языка для живых систем - различные разделы биологии, экономики, психологии и др.

Я оптимист и верю, что в этом мало продвинутом сейчас направлении многое будет сделано, в особенности в век компьютеров, которые медленно, но неизбежно будут менять психологию математиков, заставляя их вспоминать о неформализуемых живых системах.

Но может быть, еще большая ответственность, о чем я уже говорил, состоит в том, чтобы противодействовать неразумному и опасному использованию точных математических и логических систем за пределами их применимости. Несмотря на то что я уделил здесь этому мало места, я рассматриваю это как один из важных вопросов, которому следовало бы посвятить отдельный доклад. Ибо кто, кроме математиков, может помочь предупредить о злоупотреблении ею в наш технократический век.

Если говорить о самой математике, то мне представляется, что и во внутреннем ее развитии за 10-15 лет очень многое сильно изменится. Я укажу лишь два ключевых момента: это радикальное изменение понятия пространства в связи с квантовой гравитацией и т. п. и второе - это выход на первый план старинной науки комбинаторики, притаившейся пока на задворках математики.

Адекватный язык для глобальных проблем

Я уже говорил о том, сколько лет нам потребовалось для отшлифовки адекватного языка в отдельных вопросах медицины. Тем не менее, мне кажется, что нам никуда не деться от выработки языка для глобальных проблем.

Глобализация задач человечества требует адекватного языка (или, точнее, адекватных языков), присущего, понятного и применимого в разных общественных структурах. Поэтому на первый план в адекватном языке выходят общечеловеческие ценности. Я понимаю огромную трудность этой деятельности в глобальных проблемах. Но я думаю, что знаю несколько важных слов в этом языке - "совесть", "абсолютная ценность человеческой жизни", "отрицание агрессивности как средства решения глобальных проблем". Без такого адекватного языка мы не вытянем все те проблемы, которые имеются в современном обществе.

Я хотел бы сделать еще одно замечание. Роль адекватных языков для второго архетипа несколько иная, чем для первого. Для второго архетипа каждое художественное восприятие - это свой мир, свое индивидуальное видение, и задача адекватного языка состоит в том, чтобы сделать его в какой-то мере доступным другим.

Языки второго архетипа, как я уже отмечал, несогласованны. Только при осознании дуализма двух архетипов возможно дальнейшее гармоничное развитие человеческого общества, науки и культуры.

Источник: журнал "Экология и жизнь".

*   *   *   *   *   *   *

Средневековая Европа. Штрихи к портрету

Часть 4. Крысы и крысоловы

Absentis

(Часть 1 - в выпусках рассылки No.488 от 31 мая и No.489 от 7 июня, часть 2 - в выпусках No.496 от 26 июля и No.497 от 2 августа, часть 3 - в выпуске No.498 от 9 августа 2010 г.)

Еще одной жуткой проблемой средневековья были крысы. Упоминания о вреде, причиняемым ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы отмечают еще под 1271 г.: "Крысы уничтожают зерно, сильный голод".

Впрочем, голодала Европа всегда: "В замечательной книге Фрица Куршмана о голоде в средние века ("Hungersote im Mittelattr") собраны сотни текстов из хроник вплоть до великого голода 1315 - 1317 гг. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с их ужасающими эпизодами, включая каннибализм, и неизбежной развязкой - мором и традиционными жертвами - бедняками. Вот знаменитый текст из хроники Рауля Глабера. 1032 - 1934 гг.: "Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род..." (Ле Гофф. Средневековая цивилизация).

Но голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Я уже писал выше о том, что благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-европы погибло. Так что страх перед крысами - старый страх. Не зная ничего о бациллах, люди в средние века просто заметили, что вслед за крысами в город приходила чума, поэтому крысы считались вестниками беды и смерти.

Так как кошки, как "бесовские отродья", были христианами практически изведены, и с крысами было бороться некому, то спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.

При дворе Якова I (правл. 1603-1625 гг.), в состав Королевской Палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно Лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher). Но охотники на крыс были отнюдь не только во дворцах. В средние века появилось множество странствующих крысоловов. Эта профессия стала распространенной и общественно значимой, хотя считалась неуважаемой. Потому в ту пору, изводя крыс повсюду, бродили из города в город крысоловы. На шестах они несли связки крысиных трупов, на лотках - ловушки и яды. Цену за свои услуги они требовали немалую. Придя в деревню или в город, такие специалисты хвастались своими победами над крысами там-то и сям-то, показывали дипломы неведомых университетов и уверяли, что их метод уничтожения грызунов самый эффективный. Если крысолову удавалось произвести впечатление на измученных крысиной напастью горожан, то тогда заключались договоры с отдельными хозяевами домов и лавок, и крысолов приступал к работе. Но, несмотря на старания крысоловов, размножение грызунов в городах и впрямь походило на нашествие. А реальное событие - сожжение города епископом ради избавления от крыс - впоследствии стало легендой и народной балладой.

Рукопись 1430 года - "Книга о чуде" - содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Некоторые из них, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что "хозяин крыс" мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.

Волшебная флейта Пестрого Крысолова

"Кто там в плаще явился пестром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На странной дудочке свистя?..
Господь, спаси мое дитя!"
(старинная немецкая баллада).

Старая жутковатая немецкая легенда о гамельнском Крысолове (нем: Rattenfänger), владевшем магической дудочкой, хорошо известна во всем мире. Она стала основой для множества поверий и сказок. О Крысолове сложены народные баллады. Многих прославленных поэтов и писателей вдохновила эта легенда: великих немецких поэтов Гёте и Гейне, английского поэта Броунинга, шведскую писательницу Сельму Лагерлёф, русскую поэтессу Марину Цветаеву. Вспомним и нашествие крыс на старинный замок в сказочной повести Сельмы Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - этот эпизод почти полностью повторяет первую часть легенды о Крысолове: маленький Нильс с помощью волшебной дудочки с семью дырочками выводит из замка всех крыс. Со временем образ Крысолова стал мифом, начинал отделяться от средневековой фабулы и создавать новые, созвучные времени сюжеты. В голодном 1920 году в Петрограде Александр Грин написал мрачный и загадочный рассказ "Крысолов". Чудом спасшийся герой повествования рассказывает о крысах-оборотнях, способных принимать любой человеческий облик. "Крысолов", "Дудка Крысолова" - эти слова стали нарицательными. Дудкой Крысолова люди называют лживые обещания, увлекающие на погибель. Но в первоначальной версии легенды Крысолов никого не обманул...

***

В красивой горной местности на берегу большой реки Везер на севере Германии расположился тихий городок Гамельн (Hameln), больше известный теперь как Город Крысолова. В конце XIII - го века в этот город пришла все та же беда, что и в большинство европейских городов - крысы. В сказке братьев Гримм это описывается так:

"В Гамельне всегда было много крыс, но опасности они не представляли, поскольку кошки всегда решали эту проблему обычным способом - убивая их. Однако, внезапно что-то случилось, и крысы начали бешено размножаться. И вскоре черное море крыс заполонило весь город..." (http://www.kidsnewsroom.org/elmer/infocentral/stories/grimm/pied.piper.of.hamelin.txt)

Характерный момент: "Все, что нам нужно - это армия котов! Но все кошки были мертвы..."

В сказке не говорится, что случилось с кошками, но мы-то это знаем...

Церковь, как всегда, пыталась бороться с крысами своим любимым и привычным способом - вызвала крыс на суд. В назначенный день судебного заседания люди собрались в ратуше и ждали, что на суд прибудет сам Крысиный Король. Ходили слухи, что у него пятнадцать голов у него и одно тело - куда там Змею Горынычу с его жалкими тремя головами. Наглый Крысиный Король почему-то суд проигнорировал и, как обычно повелось в таких случаях, приговор пришлось выносить заочно. Суд огласил крысам приговор на выселение: "Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему". В отличии от убегавших в страхе от таких приговоров жуков и гусениц в соседних городах (в это христиане свято верили), крысы в ответ даже хвостом не повели, а продолжали опустошать дома, сараи и склады, сжирая все, что было сделано не из железа. Город продолжал пребывать в ужасе и панике.

И вот однажды, а точнее 26 июня 1284 года, в славном городе Гамельн, заполоненном полчищами крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший избавить жителей от напасти. Перед жителями забрезжил слабый огонек последней надежды, и они пообещали заплатить даже куда больше требуемой цены. Таинственный пришелец заиграл на дудочке и привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, где и утонули. Город был спасен. Но жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только повышенную, но и оговоренную сумму. "Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание" - сказал Крысолов и ... исчез, растворился в воздухе.

А вскоре над городом снова разлилась мелодия флейты. Завороженные роковой мелодией, множество детей выбежали из домов и пошли за крысоловом по направлению к горе, расположенной возле Гамельна, где бесследно исчезли навсегда, словно их никогда и не было...

Достаточно полно эта история изложена Йобусом Финцелиусом в 1556 году в книге "Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных":

"Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около 130, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого".

***

Память о тех событиях хранит до наших дней этот старинный немецкий городок. Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Позолоченная надпись на здании старинной ратуши, прозванной Домом Крысолова, гласит: "В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли". Улица, по которой Пестрый Дудочник увел детей, называется улицей Молчания - здесь и сегодня запрещено бить в барабан. Около 1375 года описание "исхода детей" было внесено в хронику города Гамельна, а фигура Крысолова была изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Туристы теперь могут также полюбоваться на памятник музыканту, уводящему крыс и мышей из города и попробовать вкусные булочки-мышки. Три раза в день в стене старинного здания открывается дверца, из которой появляется дудочник. Сначала он уводит из города крыс, а затем детей. Но в разыгрываемых механическими фигурками сценах (как и во многих поздних сказках) все заканчивается благополучно: музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.

В сочинении Финцелиуса высказывалось убеждение, что Крысолов - демон или сам Дьявол. Один автор XVI века даже записал Крысолова в вампиры. "История о гамельнском крысолове-флейтисте, - считает Ле Гофф, - примешивает фольклорный мотив к реальной борьбе против зловредных грызунов". (Ле Гофф. Средневековая цивилизация).

У знаменитого гамельнского крысолова, очаровавшего крыс игрой на флейте, были предшественники. В краеведческом музее Гамельна хранится множество свидетельств: документов, гравюр, офортов XVII-XVIII веков. Но мир, благодаря пропавшим детям, запомнил именно этого Крысолова.

"С тех пор это предание не дает покоя историкам. На разные лады они объясняют его. Какую только подоплеку ни пытаются найти! Может быть, дети отправились в крестовый поход? Или в городе разразилась страшная эпидемия, погубившая более сотни подростков? Или произошло ужасное стихийное бедствие? Или совершилось некое ритуальное убийство?" ("Знание - сила", No. 7/98)

Что же случилось в городе?

- Огни святого Антония, - ответил Жан.

- Не принимай всерьез слова сумасшедшего. Он одержим злым духом, бесом. Вот и все.

Жан посмотрел на своего товарища:

- Нет, это далеко все. Он - один из множества. Когда огни святого Антония захватывают город, то одержимыми становятся все. Когда я был маленький, такое произошло в соседней деревне. Она исчезла с лица земли. Половина жителей умерла. Прочие сошли с ума. Изгнать дьявола удалось только из немногих.

- Погоди! - К ним подошел Фуггер. - Я тоже слышал о таком. Целые деревни сходят с ума. Они прокляты видениями ада и гибнут в огне, который виден только им самим. А на тех, кто пришел со стороны, проклятье не распространяется. Чужаки могут только наблюдать за происходящим, не разделяя этого ужаса.

Крис Хамфрис."Французский палач"

"Пестрый Дудочник из Гамельна", человек, одетый в яркую разноцветную одежду (вспомним описания нарушения цветопередачи при приеме ЛСД). Согласно многим версиям сказки исчезающий, когда его пытаются обмануть... Это наводит на мысль - не был ли Дудочник просто галлюцинацией?

И сходные версии уже давно озвучены в десятке книжек о Крысолове. Первой была книга "Что случилось в Гамельне?", написанная Глорией Скурзински почти тридцать лет назад ("What Happened in Hamelin" by Gloria Skurzynski. Four Winds Press, 1979).

Повествование ведется от лица 14-летнего помощника хлебопека, мечтающего освободится от тяжкой средневековой жизни и обрести новую жизнь волынщика. Примерно в то же время, когда Линда Капорэл исследовала связь салемских процессов над ведьмами и эрготизмом, Глория Скурзински взглянула на спорынью с точки зрения романиста. Ловцы крыс и обезумевшие дети четырнадцатого столетия... Купить книгу можно на Амазоне.

А одна из последних версий тех событий описана в книге "Дыхание" ("Breath" by Donna Jo Napoli). В аннотации: "Читатели, не знакомые с психотропным действием отравления спорыньей, могут быть также мистифицированы сюжетом, как и жители средневекового городка". Характерно, что герой - 12-ти летний мальчик, не потребляющий спорынью - стал для обезумевших горожан главным подозреваемым в их напастях.

Но вот вопрос: если Дудочник - просто галлюцинация, то как "увел" детей, это, возможно, объясняет. Но как он до этого увел крыс? Я не вижу проблемы и в этом случае. Ответ прост. Крыс в Гамельне, как и повсюду в Германии, было, естественно, множество. Но покрывшее город "черное море" жутких крыс "жрущих все подряд, кроме железа", как описано в сказке братьев Гримм - что это? Обычная сказочная гипербола или ... это тоже галлюцинация? Возможно, эта простая мысль еще никому в голову не приходила. А она как раз объясняет веру в "крысоловов с дудочками" - ведь тогда их было множество, и крыс они успешно "уводили", только детей не трогали. Слухи о таких крысоловах и вера в них, как и паническая боязнь крысиного нашествия - готовая "установка" для "бэд-трипа". Стоило только еще немного ухудшить "обстановку" (реальное увеличение поголовья крыс из-за уничтожения кошек, например), как этот спусковой крючок сработал. Галлюцинирующие люди увидели то самое упомянутое "черное море крыс" точно также, как они видели летающих ведьм, бесов, оборотней и вампиров на протяжении всех средних веков.

Реальный крысолов, вероятно, действительно приходил в город. И в городе действительно были крысы, хоть и не "черное море", но, как и всюду в Европе, их было предостаточно. Возможно также, что одежда крысолова на самом деле была необычна. Он выполнил свою работу, как выполняли ее все крысоловы в то время - потравил крыс ядом. Но многие крысоловы были также фокусниками, "артистами" в своем ремесле. Если не сопровождать отравление крыс "магическими ритуалами" а-ля Дэвид Копперфилд, то вряд ли было возможно получать за работу желаемые суммы, которые, как я писал выше, обычно были не малыми. Дудочки служили лишь для мистификации горожан и крестьян, иначе "клиенты" бы решили, что дешевле самим купить яда и потравить крыс, чем платить вдесятеро крысоловам. На помощь крысоловам в их тонком ремесле приходила невежественность и мифологичность мышления населения, которому крысы представлялись не просто животными, с которыми можно бороться "бытовыми способами", а посланниками Диавола, предвестниками Армагеддона. Эти крысы подчинялись только Крысиному Королю, который был так силен, что посмел не явиться в Церковь на суд, куда его в лучших христианских традициях вызывал местный епископ. Соответственно, без привлечения магии с крысами не справиться.

Но в этом случае люди допустили ошибку. Они не заплатили крысолову. Жадность победила доводы - нет, не разума - мистического сознания. Я выше упоминал о том, что сама Церковь всегда была против крысоловов, объясняя их успех в борьбе с грызунами "службой диаволу". Именно Диаволом по мнению Церкви дана была крысоловам сила для изгнания крыс. Такой взгляд, конечно, не случаен. Ведь если Церковь повелевает Крысиному Королю явиться на суд, а тот плюет на Божественный указ, и крысы никуда не уходят, а крысоловы с ними в отличие от Церкви успешно справляются... Налицо жесткая конкуренция. Выход у Церкви единственный - вспомнить о библейском "не можешь изгонять силой Вельзевула" и объявить крысоловов слугами Сатаны. Что Церковь и делает. И крестьяне эти наставления, звучавшие с церковных амвонов, помнят, но что делать, если Церковь помочь не может, а крысы урожай жрут? Приходилось пользоваться "диавольскими" услугами. Соответственно, не заплатить крысолову - рассердить Диавола. Наверняка большинство горожан предпочло бы расплатиться с такой "темной личностью", как крысолов. От греха подальше. Но губернатор не заплатил. У него свои резоны - а ну как епископ его за такую выплату сдаст святой Инквизиции?

Как бы там ни было, реальные крысы потравлены, "черное море" приглючившихся крыс утоплено в реке, а довольные горожане празднуют победу над "войском Крысиного Короля". При этом едят "глюкохлеба" больше чем обычно, праздник ведь. А на душе у них не спокойно, ведь они обманули мага, слугу дьявола. А ну как отомстит? Они, понятно, это дело обсуждают. Дети их слушают. Слушают и черный хлеб кушают. Дети вообще любят всякие страшилки, всякие "рассказы про Страшную Черную Руку" у пионерского костра. А уж дети средних веков, когда и взрослые были как дети... Дети идут спать, ожидая "возвращения мстительного крысолова". Черный хлеб у них в желудках переваривается.

На следующий день в город возвращается Пестрый Крысолов (это тот момент, где его надо начинать писать с большой буквы) и дети послушно следуют за ним навстречу своей погибели...

Как мы знаем из истории, достаточно, чтобы хотя бы один ребенок услышал "зов" и позвал других за собой. И здесь не важно, мстительный крысолов ли действительно сыграл мелодию на околице, или все это было чистым глюком с самого начала. Полностью повторился сюжет Детского Крестового Похода, состоявшегося за 70 лет до того, когда глюк одного мальчика Стефана во Франции да видения Николаса в Германии отправили на гибель тысячи христианских детей.

Источник: http://absentis.org

*   *   *   *   *   *   *

Прикладное применение "альтернативных" изысканий.

Часть первая. "Военные".

Полная история лжеученых в сферах, где господствует государственная тайна, не будет написана никогда. Тем не менее, кое-что оттуда протекает. Уж очень любят они это дело. Ведь под лозунгом обеспечения государственной тайны можно протащить все, что угодно. Потому многие из них и обретаются в военных и правоохранительных сферах.

Начнем с военных. Большинство генералов всех армий мира свято верят в быстрое и дешевое чудо-оружие. Которое им обещают быстро разработать различные альтернативщики. Но поскольку какие-то науки в военных академиях преподают, явные идиоты и мошенники обычно отсекаются. Хотя далеко не всегда.

В XX веке ненадолго были реанимированы военные астрологи и экстрасенсы.

Последний военный астролог был сокращен за ненадобностью наверное в XVIII веке. Если не считать военных шаманов у зулусов. Тем не менее через 300 лет традиции военных астрологов были обновлены с созданием военной лаборатории МО РФ (в/ч 10003) в 1991-92 (по другим данным, в 1994) году. Возглавлял лабораторию капитан 1 ранга Бузинов.

Впервые существование военно-астрологической лаборатории было обнародовано в докладе Э. Круглякова и серии публикаций в прессе в 1999 году. В чем опасность этих исследователей? В принципе они проедали военный бюджет. Подрывая обороноспособность своей страны. Ибо содержание капитана 1 ранга Бузинова обходилось стране во столько же, во сколько содержание командира военного корабля 1 ранга (согласно званию и должности). При далеко не равной полезности. Тем не менее, главный астролог не вполне смирился с критикой и ответил в серии интервью, где пролил свет на свои достижения.

Чего же они там достигли? Составление гороскопов для каждой единицы военой техники. То есть гороскопа для танка, корабля, самолета, и т.п. Интересное дело - планирует полководец сражение, а у танков - критические дни. Будем ждать ... К слову его предшественники из Средневековья все же составляли гороскопы лишь для существ одушевленных.

В интервью астролог рассказывает, как предсказал все знаковые события, умело уклоняясь от конкретики на будущее... Помимо прочего упомянуто:

"Методика прогнозирования аварийности на основе ритмозаменяющих космических факторов" (это военный моряк постарался для ВВС);

Астрокартография и ее влияние на всё на свете. "Люди могут идти по жизни в очень широком коридоре и своими мыслями и делами творить свою реальность..." (Бузинов). Как говорится, "прошел он коридорчиком, а кончил стенкой, кажется..." (Высоцкий). Что такое астрокартография, он пояснил знатно.

Но всё хорошее когда-нибудь кончается. В общем в 2002 году лабораторию разогнали, а капитан 1 ранга Бузинов вышел в отставку. У него всё нормально, он основал коммерчески настроенный "Центр поддержки научных исследований". Ныне предсказывает цены на нефть, курсы валют и котировки на бирже. Получается, видимо, хуже.

Помимо прочего Центр издает разную литературу по славянскому колдовству, астрологии, и т.п. В штате пребывают классические астрологи и разные исследователи колдовства. Пытаются предлагать свой продукт для МЧС.

(Из Интернета)

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное