Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 487


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 487-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 24 мая 2010 года.

В статье "Реальный выход из ловушки. Социалистическая модернизация и ее духовная основа" Г.А. Зюганов обосновывает программу преодоления затяжного кризиса России.

Заканчиваем публикацию работы "Мир в мучении. Время ожидания идей" одного из основоположников кибернетики Стаффорда Бира (окончание в следующем выпуске рассылки). Мы рассматриваем Стаффорда Бира как одного из предшественников разрабатываемой нами неформальной информационной экономики будущего. В публикуемой работе предложены интересные процедуры организации неформального принятия решений на основе систем экспертных комиссий.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Реальный выход из ловушки. Социалистическая модернизация и ее духовная основа

Г.А. Зюганов

Капитал против культуры

В последнее время в различных слоях российского общества не утихают разговоры о необходимости политической и экономической модернизации страны. Вот и президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию фактически объявил о начале нового курса, направленного на преодоление всеобщей отсталости страны. Что тут говорить - инициатива хорошая.

Что же вызывает сомнения в президентских инициативах помимо той пропасти, которая возникает обычно между нашей реальностью и ее словесной картиной, между благими желаниями и делами обитателей Кремля?

Начнем с того, что выдвинутый Медведевым лозунг "Россия, вперед!" явно диссонирует с принятой "Единой Россией" на вооружение так называемой "идеологии российского консерватизма". Преуспевшие в словесной эквилибристике лидеры "партии власти" пытаются представить ее как "идеологию стабильности и развития" страны. Но суть этой концепции отражает одно - желание сохранить существующее в обществе положение вещей, ничего не меняя в принципе.

Примеров тому немало. Мы видим, что на фоне переосмысления западными странами своих стратегических задач лишь Россия продолжает упорно восхвалять основные принципы первобытного капитализма, сохраняя наивную веру во всемогущество свободного рынка. Своеобразно сущность "российского консерватизма" проявляется и в политической сфере. Давно превращена в посмешище одна из главных идей современной демократии - идея свободных и честных выборов. А беззастенчивое отрицание жульнического характера их проведения по сценариям правящей верхушки не оставляет сомнений: в стране и впредь будет укрепляться "суверенная демократия" по-российски, в основе которой лежит массовая фальсификация волеизъявления людей.

Поэтому, когда президент заявляет, что намеченные преобразования - "первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии", не очень верится, что на таком фундаменте можно построить что-нибудь стоящее.

Что же из себя представляют "демократические ценности" российского образца?

С реставрацией капитализма в России утвердились давно забытые в нашей стране индивидуалистические отношения. Люди оказались погруженными в чуждую и враждебную им общественную атмосферу, в которой деньги превращены из средства в цель существования человека. В результате он вынужден вести борьбу за выживание, в которой, как принято говорить, побеждает сильнейший. Но так ли это?

В перманентной войне "каждого против всех", порожденной разъедающим общество гипертрофированным желанием людей всеми доступными средствами, без каких-либо моральных ограничений, "делать деньги", нет и не будет победителей. Такой войне не видно конца и края, ибо погоня за максимальной прибылью определяет все стороны жизни капиталистического общества, лежит в основе его развития. Она не только побуждает людей к предпринимательству, что само по себе непредосудительно. В этой гонке капитал, как заметил Маркс, при 100 процентах прибыли попирает все человеческие законы, а при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы.

Обращает на себя внимание, что в числе тех, кто за последние два десятилетия выбился в России на вершину общественной пирамиды, мы почему-то практически не видим людей, благодаря талантам и энтузиазму которых могли бы реально приумножаться материальные и духовные богатства страны, крепилось бы ее могущество. Ученые, инженеры, учителя, представители творческой интеллигенции - не те, кто сам себя к ней причисляет, а люди, снискавшие признание и любовь своих духовно здоровых соотечественников, - выполняют сегодня роль обслуживающего персонала при состоятельных "хозяевах жизни". А о высоком предназначении, созидательном характере труда миллионов людей, составлявших когда-то гордость страны, напоминает лишь величественный монумент Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", сохранивший свою прописку в Москве как исторический памятник.

Новое поколение к труду не приучают - его учат "делать деньги". Постижение секретов этого ремесла в современной России чаще всего зависит от предрасположенности человека к обману, изворотливости, воровству - тому, что в нашем народе всегда вызывало презрение и отторжение. Но поклоняющиеся "золотому тельцу" беззастенчиво попирают духовные и нравственные основы человеческого общежития, сформированные нашими предками на протяжении веков.

Поражает цинизм "партии власти", заявляющей о том, что российский консерватизм, носителем которого она является, - это опора на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны. Видим же мы совершенно иное: вот уже почти двадцать лет перелицовки страны, "реформирование" ее экономики ведется по заморским рецептам. В результате практически полностью ликвидированы социальные гарантии, которые предоставляло людям Советское государство. Россия превращена в сырьевой придаток высокоразвитых в экономическом отношении государств, подорваны ее могущество и обороноспособность. Достигли огромных масштабов нищета и безработица, люди потеряли уверенность в завтрашнем дне.

Всесторонний кризис, охвативший страну еще в начале девяностых годов прошлого столетия, в последние годы лишь усилил свою мертвую хватку. Разрушена не только материальная основа существования людей - смятение и хаос, воцарившиеся в их духовной жизни, извращают высокий смысл человеческого предназначения. В результате "монетизации души" смешалось представление о добре и зле. Отвергнуты основополагающие идеи гуманизма, рассматривающие человека как мерило всех ценностей.

Социалистическая культура, служившая важным средством всестороннего и гармоничного развития личности, не выдерживает натиска армии алчных монстров, оставляющих за собой духовную пустыню. Вместе с тем идейно-нравственные идеалы, которые она воплощала в себе и пропагандировала, еще сохраняются и не потеряли своей привлекательности. Они живут в лучших произведениях советской литературы и искусства, во многом определяют быт и деятельность людей. Наш народ не спешит предать забвению такие важнейшие принципы морали, как коллективизм, взаимопомощь, справедливость, совестливость, сострадание.

До тех пор пока наша культурная традиция жива, она останется одним из главных препятствий на пути капитала к его безграничной власти. Мы должны помнить: никто еще не отменял марксистский тезис о том, что в антагонистическом обществе господствующей является культура правящего класса. И власть имущие всегда будут подчинять своим целям школу, науку, печать, литературу и искусство.

Финансово-олигархическая верхушка, отрицая на словах социально-классовый характер культуры, не успокоится, пока полностью не искоренит все советское из массового сознания и поведения людей. Мы хорошо видим, что это - не просто угроза, нависшая над многонациональным народом России, а реальность, воплощенная в идеологии и политике правящих классов. На наших глазах происходит падение последних бастионов духовности, с каждым днем сужаются ее плацдармы.

Две культуры - два взгляда на мир

Одной из причин возникшего в стране хаоса стало навязывание России чуждых ей духовных стереотипов западной культуры, прежде всего американской. В данном случае речь идет не только о социально-классовых различиях двух типов мировоззрений - серьезно разнятся исторически сложившиеся культурные особенности России и Запада.

Сразу оговоримся: мы не противопоставляем равноправность и значимость двух великих культур мировой цивилизации. Но они не тождественны. Именно этот факт грубо игнорировали наши новоявленные западники в их стремлении "сместить главный вектор истории России" в сторону Запада. Ничто не ново под луной! О таких людях выдающийся русский поэт Фёдор Тютчев писал еще в 1867 году:

Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Не будем забывать: есть Запад людей труда, явивших миру Парижскую коммуну и другие великие образцы революционной борьбы за социальную справедливость. Есть Запад невиданного полета человеческого духа, совершенного великими французскими просветителями, гениями немецкой классической философии, основоположниками научного коммунизма. Есть Запад великих открытий в науке и технике, наконец, вызывающий уважение Запад американской деловитости и научной организации труда.

Но есть и другой Запад - Запад, породивший империализм с его исчадием - фашизмом, Запад, развязавший две мировые войны и в наши дни не гнушающийся ради достижения своих целей насилием над другими народами, обагривший кровью суверенные территории Югославии, Ирака, Афганистана. Есть Запад, ввергнувший значительную часть населения Земли в пучину очередного масштабного кризиса, насаждающий рыночную "свободу" с психологией воинствующего индивидуализма, отравляющий мир "массовой культурой", главная цель которой - манипуляция сознанием и поступками людей.

Власть имущие в олигархически-бюрократической России предпочитают иметь дело именно с этим Западом, который помогает нашим доморощенным "демократам" ликвидировать главные отличительные особенности российской цивилизации, составлявшие ее силу во все времена - коллективизм, верховенство духовного над материальным.

Природа российского коллективизма носит отнюдь не мистический характер. Нашему народу издревле приходилось осваивать землю, отвоевывать ее у леса, вести хозяйство в исключительно суровых природных условиях. Это же обстоятельство подтолкнуло русского крестьянина к изобретению своеобразной формы своей жизнедеятельности - сельской общины. А, кроме того, постоянные угрозы и нашествия извне убеждали людей, что защитить их сможет только мощное централизованное государство. В его создании были заинтересованы самые широкие массы, люди многих национальностей, объединившиеся в конечном счете вокруг русского народа. Закономерным результатом воплощения в жизнь идей Великого Октября явилось образование СССР - принципиально нового, не имевшего аналогов многонационального государства. Необходимо заметить, что без восстановления добровольного союза братских народов, входивших в состав СССР, прежде всего России, Белоруссии, Украины, Казахстана, сегодня нельзя даже говорить о каких-то серьезных перспективах их развития. В возрождении нового союзного государства - наша общая надежда на лучшее будущее.

Крестьянская община с ее подлинно демократическими принципами самоуправления фактически явилась прародительницей Советов. А коллективизм, ставший в России образом жизни, духовным явлением, послужил для большевистской партии естественно-исторической предпосылкой перехода к социалистическому переустройству страны. "Русский прорыв" - так оценивал Сталин Октябрьскую революцию, подчеркивая этим национальные особенности, которые она в себе заключала.

Важно отметить, что сохранение норм и принципов общинной жизни на селе послужило позднее важной основой осуществления коллективизации. Как утверждают многие исследователи, именно там, где они не утратили своей роли в жизни людей, создание колхозов и совхозов, как правило, получало поддержку населения. И наоборот: там, где укоренились индивидуальные формы хозяйствования, особенно широко распространившиеся в России в результате Столыпинских реформ, социалистические преобразования на селе местные жители нередко встречали проявлениями недовольства и даже сопротивления.

Существует заблуждение, что у нынешней власти нет культурной политики. Но она есть, и направлена она на ломку нашей духовной традиции, на переустройство привычного для нашего народа способа существования по образу и подобию западной цивилизации. Фактически поддерживается направленная против России агрессия так называемого "культурно-информационного империализма", цель которого, по емкому выражению одного из известных французских деятелей культуры Ж.Тибо, - "колонизация души". Тибо, в частности, решительно выступал против полной американизации системы массовых коммуникаций Франции, которая произошла в 1980-е годы, против засилья американской продукции на кинорынке, справедливо полагая, что это оказывает разрушающее воздействие на национальную культуру страны.

Сейчас мы видим, с каким рвением внедряются в нашем обществе стандарты американской буржуазной массовой культуры. Культурный ширпотреб давит на сознание людей, уподобляет многих из них необразованным Иванам, не помнящим родства своего. Но не только в этом заключается духовный смысл глобализации по-американски. Его нашествие на Россию носит свою "специфику", свою классовую окраску.

Явление, о котором пойдет речь, было очень точно подмечено нашим выдающимся писателем М.А.Шолоховым. В своем письме Л.И.Брежневу от 14 марта 1978 года, в котором речь шла о защите русской национальной культуры, он обращал внимание на следующее: "Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому".

Вот в этой особенности, в противопоставлении русского социалистическому, и кроются истоки антисоветизма и антикоммунизма. Антисоветизм, замешанный на русофобии, позволяет получить гремучую смесь, способную окончательно подорвать расшатанный фундамент российский государственности. Нетрудно заметить, что именно эту цель преследуют либерально-буржуазные круги, грубо искажающие драматические страницы нашей истории. Давно уже превысила число жертв политических репрессий тридцатых годов армия их "разоблачителей". Бесстыдно героизируются белогвардейские генералы, верой и правдой служившие Антанте, выступившие против своего народа и "прославившиеся" массовыми и жестокими расправами с населением. Строится мостик к реабилитации власовцев: предателей Родины пытаются выставить жертвами "социальной неоднородности советского общества". Так что дело бывшего президента Украины Ющенко, восславившего бандеровцев, находит своих влиятельных последователей и в России.

При этом марионеточные СМИ, особенно телевидение, без устали поливают грязью священные символы героического прошлого советского народа. Особое отвращение вызывает то, что поводом для штамповки лживых фильмов и сериалов становятся памятные для людей даты. Не станет исключением и 65-я годовщина нашей Великой Победы. На сей раз этому знаменательному событию будут предшествовать "траурные мероприятия, посвященные 70-летней годовщине расстрела польских офицеров в Катыни", для чего В.Путин пригласил в Катынь главу польского правительства.

Депутаты фракции КПРФ в Госдуме, считая недопустимым проведение подобных мероприятий, которые традиционно сопровождаются судилищами над органами НКВД и советскими руководителями, потребовали незамедлительного пересмотра Катынского дела. У нас есть полные основания полагать, что с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и до сих пор трактовка событий в Катыни, подрывающая авторитет и СССР, и России, основывается на лживых утверждениях геббельсовской пропаганды и "документальных" фальшивках, сфабрикованных врагами нашей страны.

Катынское дело в его нынешней официальной, поддержанной Кремлем, версии, без учета аргументированной позиции целого ряда профессиональных исследователей дополняет многотомные "труды" постыдных измышлений русофобов о причинах, характере и результатах Второй мировой войны, извращающих выдающуюся роль Сталина. Все это с приснопамятных горбачёвских времен сопровождается фарисейскими покаяниями высокопоставленных правительственных чиновников перед их западными друзьями, унижающими честь и достоинство нашего народа.

Можно привести и целый ряд других примеров, подтверждающих, что нынешний патриотизм, о котором любят рассуждать кремлевские сидельцы, ничего общего не имеет с великим чувством бескорыстной любви к Родине, которое всегда цементировало слагаемые мощи и независимости Российского государства. С патриотизмом, который всегда был главной составляющей русской духовности, национальной идеи.

Попытки действующей власти представить советский строй как тупик в тысячелетней истории России, а себя - восприемниками Российского государства обречены на провал. Нынешний антикоммунизм, засоряя сознание людей, поддавшихся информационной агрессии, все чаще дает обратный эффект, вызывает массовое возмущение.

Напрасно власть рассчитывает, что коммунисты когда-нибудь потеряют поддержку народа и станут безучастными наблюдателями поощряемого вандализма по отношению к памятникам В.И.Ленину, регулярных выпадов против Мавзолея, попыток избавиться от пантеона выдающихся полководцев и других крупных деятелей Советского государства, захороненных на Красной площади. Гробокопательство и глумление над страницами прошлого свидетельствуют о том, что все действия, направленные на то, чтобы замести следы подлинной истории, носят хорошо осознанный и долговременный характер.

Но у нас есть силы, способные противостоять этому. КПРФ живет, пополняет и укрепляет свои ряды. В прошлом году в ознаменование 130-й годовщины со дня рождения И.В.Сталина партия успешно провела сталинский прием в свои ряды. А 140-ю годовщину со дня рождения В.И.Ленина мы встречаем массовым ленинским призывом в партию. Чем больше заходят в тупик бесконечные и бесплодные "реформы" нынешнего правительства, тем очевиднее для большинства людей непреходящее значение для страны деятельности двух великих вождей трудового народа. Тем больше у нас сторонников в массах трудящихся и молодежи.

Из тупика

Несмотря на нравственную деградацию общества, российские руководители продолжают твердить о духовном единстве народа и объединяющих его моральных ценностях, о наличии "общей системы нравственных ориентиров".

На самом же деле в обществе все меньше остается того, что объединяет людей. О каком духовном единстве может идти речь в стране, где разрыв между богатыми и бедными людьми достиг невероятных, невиданных в мире размеров, где богачи демонстративно купаются в роскоши на глазах у тех, кто прозябает в нужде и нищете. А ведь даже по официальной статистике за чертой бедности проживает сейчас 40 процентов населения.

Вызывает большое сомнение, что миллионы простых тружеников испытывают чувство солидарности с прожорливой армией чиновничества, погрязшего в коррупции вместо того, чтобы решать жизненные проблемы народа. А ведь коррупция - это социальная болезнь, явившаяся прямым следствием дефицита гражданского сознания и отсутствия духовности. Думается, что обуздать коррупцию не помогут ни жесткие меры административного воздействия, ни уголовная ответственность, ни контроль над доходами чиновников. Наивно думать, что общество, в котором личное обогащение стало для людей смыслом жизни и мерилом успеха, а государственные интересы подчинены личным целям, способно оградить себя от взяточников, казнокрадов и вымогателей. Это общество уже само по себе является одним из главных препятствий на пути развития России.

Рецепты, которые судорожно, один за другим, предлагаются нашим правительством в качестве заплаток, не работают. Никто не хочет прислушаться к мнению наиболее крупных мировых экспертов, ученых, в том числе нобелевских лауреатов, заявляющих, что старая модель капитализма "почила в бозе" и ее исправить невозможно.

Финансово-экономический кризис, который сейчас переживает мир, - это в первую очередь духовный кризис капиталистической системы. Вылечить это смертельно опасное заболевание современной цивилизации способен только социализм.

Социализм - это реальный выход из тупика, из ловушки, в которую угодил мир.

Только социализм может служить духовной опорой продвижения общества по пути прогресса, что еще раз подтверждает опыт таких социалистических стран, как Китай и Вьетнам, добивающихся сейчас, несмотря на кризис, впечатляющих результатов в своем социально-экономическом развитии.

Социализм обеспечивает морально-политическое единство народа, социальное равенство и справедливость.

При социализме достигается полная гармонизация интересов личности и общества, создаются условия для всестороннего развития личности, сочетающей в себе духовное богатство,  моральную чистоту и физическое совершенство.

Газета "Советская Россия", 4 марта 2010 г.

Официальный сайт газеты Советская Россия http://www.sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

Мир в мучении. Время ожидания идей

Стаффорд Бир

(Окончание. Начало - в предыдущем выпуске рассылки No.487 от 24 мая 2010 г.)

Избыточность Потенциального Приказа

Мы знаем в политических терминах, почему больше чем половина мира лишены политической энергии из-за низкого разнообразия. В том виде демократии, куда мы стремимся, и которое лучше назвать избирательными диктатурами, там индивидуум находится под действием средств массовой информации, усиленным низким разнообразием: так у человека незаметно отнимают голос, а с ним и намерения.

Благодаря работе в нейрокибернетике выдающегося со-основателя кибернетики Уоррена Маккуллоха, мы имеем теорию избыточности потенциального приказа. Он очистил теорию от изучения человеческого мозга - который не организован иерархически, который не имеет никакой основной идеологии, и который неоднозначен. Мозговые ячейки, или нейроны, имеют много общего с индивидуумами, которые составляют общество. Их очень много, они ненадежны, и когда они умирают, они заменяются другими с такими же функциями. Так что первая вещь состоит в том, чтобы говорить, что нейроны и люди организационно избыточны - даже высоко избыточны. Это не должно унизить индивидуума. Маккуллох рассчитал, что мозг избыточен примерно в 20 000 раз.

Это означает, что имеется много неиспользованного мозга, который мог бы быть развит и показывать экстраординарную мощность. Мозг нуждается в избыточности, чтобы восполнить ненадежность, дисфункцию и упадок. И общество делает то же самое.

Хотя различные области мозга обычно имеют дело с различными функциями, имеет место много взаимозаменяемости, которая происходит от избыточности. И в любом случае, мозговые функции не ограничены и специализированы, как и функции в иерархии управлений фирмы или государства. Что означает - "решения приняты", если эти решения не следуют за данной цепочкой приказов? Ответ таков: связь нейронов работает тогда и только тогда, когда собирается информация, которая позволяет принять надежное "решение". Обратите внимание, что я говорю, что связь определена в момент присутствия уместной информации, а не предопределена структурой, жаждущей фактов.

Теперь число возможных поднаборов десяти миллиардов нейронов эффективно бесконечно. Это означает, что приказ не служит прототипом, но он потенциален в любой связи, которая разделяет необходимую информацию.

Позвольте нам называть это информационным набором. Очевидно, что мало того, что индивидуальные нейроны являются высоко избыточными, информационный набор имеет власть потенциального приказа.

Заинтересовало и Mаккуллоха и меня то, что наиболее успешные человеческие организации никогда не были иерархическими, они работают на понимании избыточности потенциального приказа. Он анализировал старые сражения, особенно адмирала Нельсона, демонстрирующие это. Морские туманы и огонь орудий, делали невозможным передавать флагами приказы, и капитаны кораблей эскадры Нельсона командовали на основе той ситуации, которую они сами могли фактически видеть и интерпретировать. Я обнаружил то же самое явление в промышленности. Кто в действительно принимает решения относительно компьютеров? Вовсе не важные шишки, а те молодые люди, которые знают самую последнюю технологию. Правление притворяется понимающим, но фактически легко управляемым теми, кто знает факты.

Это не случается в наших избирательных диктатурах, потому что этому не позволяют случиться. Я сформулировал один из механизмов цензуры в теории хронической сортировки.

Регулирующие гомеостаты, управляемые мандаринами и средствами информации, предотвращают неудобные факты, чтобы не быть должным образом понятыми людьми. Ослабление политических дебатов знаменует начало процесса; сегодня обычно можно видеть жестикулирующее изображение на экране, не произносящее ни единого звука, в то время как комментарий голоса за кадром утверждает, что именно он говорит. Снова, там увеличивается количество обращений к плебисциту, где голосованием "да - нет" невозможно создать относительно сложный пакет разнообразных суждений. Печально известно, что Наполеон III использовал референдум, чтобы обойти демократический процесс, и сегодня это же идет с поддельным утверждением, что это - непосредственная демократия. Это должно презрительно быть признано как мандат правительства, чтобы аннулировать естественный Закон Необходимого Разнообразия.

Должны ли мы подчиниться этим суровым фактам? Я отвечаю, что мы этого не делаем, пока мы можем идентифицировать информационные пакеты, которые имеют избыточность потенциальной команды. Суверенитет относится не к государству или нации, а к индивидууму. Даже политические заключенные под пыткой проявляли храбрость, чтобы поддержать свою персональную целостность. Конечно, обычные суверенные граждане могут легко поддерживать свою целостность; проблема - как уполномочить их на использование этого для политического эффекта.

Итоговая Теория Команды "Syntegrity"

Много лет я изобретал альтернативные модели для информационного пакета и протоколов для его эффективного действия. Первый отчет о модели Категорий был написан почти десять лет назад, но был издан только в 1990 г. (см.9). Тем временем, много экспериментальной работы потом было сделано, и книга (см. 10) - находится в подготовке. Это - не место, давать полные детали или оправдывать выбор формы. Что следует отметить, все вполне наглядно видно из специфического социального изобретения. Оно уже работает эффективно: это будет обсуждено в следующем разделе - его применимость к политике потенциального приказа.

Пожалуйста рассмотрите группу из пяти друзей. Никто не отвечает за них. Они имеют различные интересы, что объясняет, почему они - друзья. Они говорят относительно их интересов - о пожаре в парке, о кофе в пабе ..., если они обсуждают вопросы текущего момента, вся группа их хорошо понимает, кристаллизация идей, которые могли бы быть названы совместными творческими усилиями. Понимание могло бы также включать план действий, чтобы сделать кое-что, что удовлетворит потребности больше чем одного активиста.

Каждый из этих людей имеет других друзей. Позвольте нам предположить, что как центр информации, эта развитая группа распространена на большую сеть друзей. Мы свистнули и собрали в одно время тридцать человек: очень трудно поддерживать информационный центр, особенно, если это - источник планов действия, с числом намного больше, чем эти 30. И если все тридцать людей договариваются, чтобы встретиться, что они собираются делать? Как правило, люди пробуют составить некоторую повестку дня. Но такой протокол означает, что в некотором смысле то, что потом случится, частично решено заранее, и даже тогда обсуждение будет несколько смещено относительно повестки дня.

Мы могли бы разделить эти тридцать человек в шесть групп по пять человек в каждой, и получить первоначальный процесс творческих совместных усилии. Пять человек формируют дееспособную группу, и каждый в группе получит шанс говорить. Тогда, когда все тридцать встречаются, шесть докладчиков могли бы сообщать им что-то в свою очередь. Это - хорошая идея, и версии этого часто используются. Но мы говорили относительно целостности: лучший способ производить совместные усилия, которые требуют участия всех, состоит в том, чтобы замкнуть сеть на себя. Тогда эти тридцать людей - это ребра, которые определяют грани двадцатигранника.

Это - самостоятельная вынужденно объединенная организационная структура. Она очевидно, не иерархическая: она не имеет никакой вершины или основания или боков. Каждый человек - ребро этой пространственной геометрической фигуры, и ни один не может быть отделен от любой другой грани. Кроме того, модель сохраняет пятикратную группу, с которой мы начали. Имеются двенадцать таких групп (вершины двадцатигранника), и каждый человек в этой трехмерной сети принадлежит двум граням. Подумайте, что идеи как пчелы могут свободны гудеть вокруг, и возвращаться, чтобы - загружать улей медом. Мы построили своего рода социальный механизм для производства не только шести, но и двенадцати ключей в фокусе предприятия. Архитекторы знают, что все конструкции в природе зависят от сил напряженности, особенно от сжимающих сил, так любимых в архитектуре. Они также часто используют фразу "растяжимая целостность" - так был изобретен геодезический купол.

Если Вы желаете жить внутри геодезического купола, Вы не можете загромождать его внутреннее пространство; но в модели социальной интеграции такая проблема не возникает. Там имеются процедурные и теоретические причины для не представления шести главных осей, которые соединяют вершины от полюса к полюсу.

Модель теперь представляет максимальную интеграцию из тридцати элементов - это сильный информационный пакет, и это хорошо структурировано, чтобы максимизировать совместные усилия. Эта структура была названа "модель Команды Syntegrity". Теперь остается определить, как превратить эту статическую структуру в динамический процесс, и это называется - задача Syntegration - процедура, управляемая в соответствии со специальным протоколом. Каждый человек находит, что он - член двух отдельных команд, пробуя привнести творческие совместные усилия, чтобы опереться на общее предприятие. Каждой команде помогают пять критиков, назначенных от других команд, и разрешены распорки, которые пересекают внутреннее пространство. Должна быть развита Логика, чтобы делать последовательное распределение критических ресурсов, который не противостоит требованию, чтобы каждый участник имел точно равный статус. Тогда каждый человек, член двух команд, находит, что он - критик двух других команд. Логика также облегчает самоорганизацию всей группы: Никто не имеет полномочий делать назначения.

Власть и Использование Команды Syntegrity. Модель

Кое-что должно сказано относительно силы и власти Команды Syntegrity. С эстетической точки зрения, структура красива. Но, как в четырнадцатом веке строитель Виньон сказал относительно купола в Mилане, "ars синус scientia nihil" - искусство без науки ничто (и наоборот также верно). Так художники много столетий изучили пять регулярных, выпуклых, непрерывных пространственных фигур Платона - тетраэдр (четырехгранник), куб (шестигранник), октаэдр (восьмигранник), додекаэдр (двенадцатигранник) и икосаэдр (двадцатигранник), все они могут содержаться внутри друг друга и произведены друг другом.

Геометрический анализ двадцатигранника показывает симфонию относительной соразмерности, основанной на Золотом Сечении a/b = b / (a+ b). Если b/a обозначить x, получим уравнение x² - x - 1 = 0, положительный корень которого равен (1 + 5)/2=1.618.

Повторения прямоугольников, основанных на этом отношении, производят логарифмические спирали, которые мы находим в биологии, и ряды Фибоначчи, который мы упоминали ранее. Не удивительно, что эта все далее распространяющаяся соразмерность вызвала мистику Пифагора, потом еврейскую Каббалу, и так далее вниз много столетий.

Теоретическая математика графов "syntegrity"-модели продвинулась. Ключевое понимание, однако, имеет отношение к отражению идей в пределах процесса syntegration, которое каждый читатель пока мог заметить через опыт. Модель имеет тридцать граней, двенадцать вершин, и валентность (k) - пять.

Тогда это k-регулярно симметрически, эргодично, связанный граф диаметра три, который показывает автоморфизм. Это предложение, хотя нуждающееся в многословном объяснении, является математически точным; и последние два слова услужливо вызывают воспоминания. Поскольку они предполагают чувство неловкости, которое отражающийся информационный пакет фактически показывает. Много лет назад я узнал из работы Heinz von Foerster, что понимание зависит от собственного значения, которое является характерным корнем специфического вида математической функции, которая вычисляет себя. Именно это случается в "Staffordian-графе", где собственные значения касаются 5-ой производной, как уже замечено, лежащей в основе Золотого Сечения.

Возможно, наиболее зрелый пример информационного пакета, с которым общество знакомо, - директивная команда для управления предприятием. Возьмите ведущих директоров правления компании; добавьте наиболее уважаемых помощников штата; включите (возможно) представителей рабочих, клиентов и сообщества: теперь имеются тридцать человек, настоятельно связанные мотивацией, корпорационной целью. Могут они позволять себе встречаться для интенсивного пятидневного исследования будущего их предприятия, используя как модель Команду - Syntegrity и протокол? Если так, они могут пользоваться обслуживанием, предназначенным для этой цели. Если они этого не сделают, они вероятно будут годами проклинать себя как ортодоксов, так как работа комитета забирает время для размышлений, истощает терпение, разбивает новшества - и может быть слишком поздно.

Для целей социальности, однако, мы возвращаемся к образу группы друзей. Они могли бы действительно составлять муниципальный совет; они, более вероятно, будут свободно составленной бригадой граждан, осуществляющей свои права как независимые индивидуумы, чтобы пробовать сделать что-то. Если они живут в одной и той же области, я называю их информационным пакетом окрестности. Но, возможно, они географически не смежны.

Когда Teilhard Chardin написал относительно геосферы, скалистого земного мира, он видел ее как бы облаченной в биосферу, многообразную, но единую ткань жизни, которая в свою очередь окружена облаком знания - ноосферой. Между этими двумя наружными покровами я вставил техносферу - бесконечно дифференцированную сеть современных коммуникаций. И группа из тридцати друзей, разделяя общую цель но живя совершенно обособленно, могут осуществлять общие намерения и формулировать свои действия электронными средствами через техносферу. Я называю тридцать таких друзей глобальным информационным пакетом.

Мир Syntegration: План Действия

Вас теперь просят установить модель команды- syntegrity, Staffordian-граф, во вселенском контексте, который интересуется избыточностью потенциального приказа.

Имеются люди во всем мире, независимые индивидуумы, которые имеют идеи и цели, которые они желают разделить с другими. Они не видят себя связанными иерархией (даже по отношению к их собственному государству) или общественными процессами (даже если их бы назвали демократическими), которые требуют учреждение политических партий, посвященных какому-либо движению, они не входят в состав делегаций - или действительно высоко - не стремятся к лидерству. Эти люди - материал информационных пакетов: информационные пакеты окрестности из тридцати местных друзей, глобальные информационные пакеты из тридцати мировых граждан. Информационные пакеты любого вида формулируют себя, потому что они составляют потенциальные должности; они распространяют приказы как бы эпидемически, демонстрируя их избыточность; они взаимодействуют в широком масштабе, во исполнение совместно взятого обязательства. Это - не обязательство по отношению к некоторому манифесту, а обязательству обойти безумие везде, где оно есть; это - обязательство облегчить страдание; это - обязательство к братству и миру.

Этот всемирное объединение- syntegration - конечно не существует. Это - видение. Но хотя видение могут быть вдохновляющими, они не делают ничего такого, что могло бы облегчить страдание, пока это вдохновение не воплощено в плане действий. И если возрастающая человеческая нищета - есть продукт механизма сортировки (т.е. приписывания приоритетов), поскольку я спорил, и если механизм сортировки является местным по отношению к правящей мировой идеологии так, что его невозможно демонтировать, тогда план действия должен обойти сортировку в целом. Цель очень амбициозна: начать процесс, который призывает к избыточности потенциального приказа, рассматривая этот процесс как методологию для новой системы мирового управления.

Мы имеем семя: его прорастание требует, чтобы оно находилось в питательной среде в достаточном количестве, чтобы растение появилось, удержалось и распространилось. Я стремлюсь завербовать в помощь Ключевых Сотрудников. Это - не простая прихоть, когда просят тридцать таких людей завербоваться, как станет далее ясно. Чтобы мобилизовать всех к действию, мы нуждаемся в начальной дате попытки: например, 26-ого июля 1993 г.

Программа весьма скромна, по сравнению с тем, что впоследствии должно быть запроектировано. Вообразите:

(1) Тридцать информационных пакетов окрестности встречаются в течение трех дней в течение недели, используя специально разработанный syntegrity-протокол, который будет предусмотрен для их использования. Эти тридцать встреч находятся в разных местах земного шара: было бы хорошо, чтобы был представлен каждый континент.

(2) Тридцать глобальных информационных пакетов работают в течение пяти рабочих дней, их обмены, которые происходят с помощью электроники техносферы, используя электронную версию Syntegrity-протокола, для которого будет сделано доступным программное обеспечение.

(3) Каждый из этих шестидесяти (т.е. первая и вторая группы) переводят все информационные пакеты и обсуждают следующие проблемы:

Изолируйте двенадцать ключевых особенностей, которые характеризовали бы мир без сортировки (приписывания приоритетов), чтобы улучшить большинство Человечества;

Выразите каждого в терминах, которые указывали бы срочно требуемое действие;

Установите в каждом случае, какое действие этот информационный пакет требует; немедленно предпримите усилия в содействии этому желательному будущему.

Информационный пакет полностью отвечает за свою продукцию, произведенную в пределах Syntegration-протокола, который обеспечивается выполнением. Имеется одно логическое испытание, которое должно примениться к каждому предложению:

Это предложение могло быть обсуждено без нелепости: то есть его отрицательный ответ вероятен.

"Накормите голодных", "вылечите больных", "обучайте неграмотных" - с этим никакой нормальный человек не дискутировал бы. "Сбросьте достаточно продовольствия на парашютах, чтобы насытить черный рынок и конкурирующие армии так, чтобы множество продуктов было бы оставлено для обычного народа; пошлите счет предыдущей колониальной власти" - эти предложения являются спорными.

(4) Центр действий находится в комиссии в течение начинающейся недели в Торонто, в Канаде. Ее задача состоит в том, чтобы собрать, сопоставить и синтезировать эти 720 заявлений, прибывающих от 60 информационных пакетов. Заметьте, что все 1800 людей одновременно активны в этом проявлении потенциального приказа. Официальные сообщения для печати публикуются в течение всей недели.

Продвижение к чему-то, не имеющему вида "декларации": это - неправильный подход. Мы попробуем изобрести систему изучения социальности, чтобы заменить механизм сортировки (приписывания приоритетов). Если Вы останавливаете механизм сортировки (приписывания приоритетов), замораживаете структуру, Вы имеете ту же самую классификацию - только размеры нищеты ухудшаются. Если Вы храните мнимые решения в Манифесте, Вы должны начать их перепроектирование на следующий день после того, как они будут приняты. Если Вы создали Конституцию, опыт показывает, что Вы должны скоро начать вносить в нее Поправки. Двадцать пять лет назад я придумал фразу "прерывающийся вселенский план" (Ссылка 13, например). Аргумент был тот, что, как только любой акционерный офис планирования наконец создает "План", приходит новая информация, делающая его устаревшим. Поэтому эта процедура должна непрерывно прерываться.

То же самое верно для любого набора намерений, которые связали бы мировое правительство в переходном возрасте. В чем мы нуждаемся - так в непрерывно прерывающемся акционерном плане, который превращается в приспосабливающуюся программу действий на всех уровнях общества, которое находится в процессе постоянного регулирования. Теперь заморозьте структуру: Вы имеете просто снимок ориентируемого действием размышления, всегда в развитии, в продолжении эксплуатационного способа, поддержанного непрерывным syntegration со стороны всех избыточных ресурсов потенциального приказа, желающих присоединиться.

Даже лучшие из наших демократических процедур кончаются соглашением с самым низким общим знаменателем.

Непрерывный syntegration выражается самым высоким общим знаменателем. Как ориентируемая действием процедура, это следует из фундаментального правила управления: не переходите к следующему действию, пока Вы не получите результат предыдущего действия. McCulloch имел обыкновение говорить, что это правило воплотило квинтэссенцию кибернетики.

Каждое суждение, которое появляется от сложных процессов с начинающейся недели следующего июля есть logos spermatikos. Это сформулировано, чтобы создать его собственных последователей. Заключительный ход недельной длины программ

Предназначен для того, чтобы использовать эту живительную энергию и облегчить , таким образом, распространение непрерывных Syntegration.

(5) Рассматривается каждый набор тридцати информационных пакетов, один - из окрестностей, другой из глобальных наборов. Мы задумали каждый пакет как Staffordian-граф его собственных тридцати графов. Они - гиперикосаэдры.

Имеется, графическое изображение того, что это означает. Берите двенадцать суждений каждого информационного пакета. Члены решают, какие два являются наиболее важными, или наиболее удобно последовательно расположенными. Тяните двадцатигранник обособленно за эти две вершины так, чтобы конструкция начала распадаться. Хватайтесь за каждое из этих десяти суждений, поскольку они отпадают от связного целого, и стремитесь включать это в одно из двух выбранных утверждений.

Обычный информационный пакет имеет протокол для производства его начальных утверждений из умов его членов; эти входы с вторым поколением - выражения умов группы ее основания информационных пакетов. Предлагается, что человеческие индивидуумы должны быть беспорядочно отобраны, по одному от оригинала тридцати информационных пакетов. Жизненно важно, согласно этим принципам, чтобы они не были "делегатами", но свободно выбраны, как ясно из их начального syntegration.

Как случается с поколением разновидности, мы должны ожидать формирования повторных поколений участников информационных пакетов, чтобы они наложились в опыте. Но они - маленькие общества, не индивидуумы; и мы должны ожидать, что их членство изменится согласно избыточности потенциального приказа. Цель формирования гипернаборов не состоит в том, чтобы создать иерархию воинов или логических суждений, которые увеличили бы статус, потому что они "поднялись к более высоким уровням". Это должно делать объединенные утверждения доступными для 900 человек, далее для 27000 человек и так далее. Мое собственное ожидание - что энтропия в системе языка и изменяющиеся времена скоро исказят это "гипер-раздувание" процесса. Это установит его собственные пределы. Не имеется никакой перспективы скрюченного syntegrations с десятью уровнями формулировки суждений с десятым уровнем невообразимого мрака, эмуляция Стеклянной Игре Бусинок Гесса (см. классический роман Гесса "Игра в бисер" - А.О.). Потенциальный приказ должна позаботиться о этом... Альтернативно, теоретические открытия в контексте Staffordian-графа могут хорошо кончаться способностью формулировать протоколы, которые, не ограничены тридцатью участниками одновременно. Увидим.

Тем временем, наш "мир в мучении" требует действий каждого вида, которые могли бы помогать повышать качество тяжелого положения миллионов.

Модель сортировки (приписывания приоритетов), однако отрывочная, предполагает потребность в структурном изменении в технике управления. Никакая установленная власть не оказывает готовность предпринять это.

Не-иерархическая организация, которая облегчает избыточность потенциального приказа, хорошо обоснована в примерах всех биологических систем - в мозгу особенно. И методология и технология доступны, чтобы осуществить его аналог социальности. Никакая установленная власть, запуганная ее собственной информационной технологией, не показывает никакую готовность исследовать это. Глобальный syntegration, однако, предназначен для этого и является потребностью перед лицом такой инерции. Модель икосаэдра поддерживает мое собственное предложение о глобальном syntegration. Но никто не знает что это такое, и книга (ссылка 12) довольно абстрактна. В чем мы нуждаемся - начало; первая демонстрация, наглядное определение, того, что глобальный syntegration мог бы напоминать, быть и делать. Это - цель плана действия. Это не грандиозно, но практически. Предложение направлено, во-первых, к любому с храбростью брать скромное лидерство, и желающий быть пионером Начинающейся Недели. Я заканчиваю, объясняя, что роль Ключевого Сотрудника в этом предприятии привлекает.

Ключ - коллега, готовый принять ответственность, поскольку Патрон для него запускает Неделю. Она или он должны быть в состоянии предпринять две задачи: учитывая, что дальнейшая информация и вся документация поддержки будет доступны заранее. Вот эти - задачи:

"Станьте патроном информационного пакета окрестности."

Выберите кого-то известного Вам, кто мог бы организовать информационный пакет окрестности. Вы были бы энтузиастом этого лидера, и "держали бы его / ее руку". Как сеть, которая будет брошена для добровольцев, обеспечит осуществление избыточности потенциального приказа? Как может быть выполнено требования для необходимого количества комнат и оборудования (список полностью указан)? Ключ, как ожидается, не будет управлять информационным пакетом лично - но она или он - добро пожаловать, делают так.

"Станьте патроном глобального информационного пакета".

Для этого требуется компьютер, которая может быть сделан доступным для начинающейся Недели, и маленькая команда из нескольких человек - на круглосуточном основании. Этот порт - центр глобальной группы тридцати добровольцев, Кто-то завербовывается организаторами Торонто. Порт сообщает результаты в Торонто, как только они произведены (имеются несколько повторений процесса, предусмотренного в протоколе, чтобы быть распространенным). Тридцать добровольцев будут размещены от Торонто до информационного пакета вашего порта, стремясь к максимальной дисперсии во всем мире. Конечно, команда порта может принимать на работу добровольцев самостоятельно; но местные добровольцы, кто прибывают, чтобы использовать средства этой части, будут размещены по другим информационным пакетам. Снова, ключевой сотрудник может желать управлять этой частью лично, или просто уполномочивать ее использование.

Некоторые из тридцати Ключевых Сотрудников были завербованы, и стержни плана для их поддержки необходимы. Очевидно, это - схема понимания Необходимого Разнообразия местными автономиями, как ранее определено. Руководитель проекта уже работает в Торонто. Ее имя - Wendy Walsh. Его работа состоит в том, чтобы организовать тридцать ключевых сотрудников: 1800 индивидуальных участников - это слишком много, чтобы координировать их непосредственно.

Промежуток между амбициями этого плана и абсолютными фактами замученного мира обширен. Никакое действие, которое мы берем, здесь не может делать что-нибудь относительно тех фактов в ближайшей перспективе. Это легко говорить (и многие так делают): "мир не слишком плох, и мы его лечим". Ерунда: сорок тысяч детей, умирающих каждый день - достаточно плохо, и лечение - не подлинная перспектива. Как легко, особенно для академических опекунов научной честности, говорить (и многие так делают): "Продолжайте. Нужно ослабить болезнь. Ждите проверки, и одобрения равных по положению. Моя совесть не будет разрешать такое опрометчивое использование "ярмарки науки". Такой достойный народ не может принять наиболее мимолетное решение в истории науки и социальных новшеств. Я не смущаюсь напоминать этой конференции снова, поскольку я делал это шесть лет назад в Лондоне (Ссылка 14), когда лорд Келвин, Президент Королевского Общества сто лет назад, утверждал, что полет машины тяжелее воздуха невозможен, и полагал, что Рентген занимается обманом. Относительно совести, я соглашаюсь с Оскаром Уайлдом: "Совесть и трусость - действительно те же самые вещи. Совесть - торговое название фирмы". Я говорил, что мы нуждались в храбрости.

Никогда не сомневался, что маленькая группа вдумчивых, преданных граждан могут изменить мир.

Это истинно или нет? Будда, просвещенный, назван Siddharta: "тот, кто выполнил его Цель": но это было маленькое начало. Христос назван Иисусом: он имел двенадцать друзей - и один из них был наиболее ненадежен. Я не делаю никаких сравнений из этих ссылок, но я утверждаю надежду. Позвольте нам делать кое-что в нашем собственном позорном беспорядке мира.

Это лучше, чем делать оправдания; лучше, чем сидеть на вашем сроке пребывания в должности в течение тридцати лет, а потом вешать вашу шляпу на пенсии.

Примечание 1. Коммерческое обслуживание, которое обеспечивает консультацию и выполнение для syntegration, обеспечивается Командой Syntegrity Team Syntegrity Inc, 34 Palmerston Square, Toronto, Ontario, Canada M6G 2S7

Примечание 2. План Действия, выдвинутый в предыдущем разделе, был изобретен в сотрудничестве с World Service Authority, возглавляемой гражданином мира, Гарри Дависом. Для любого, кто не знает историю этого блестящего и храброго человека, см.его самую современную книгу (Ссылка 15). Год 1993, является сорок пятой годовщиной его декларации мирового гражданства, и его друзья празднуют его день рождения в течение начинающейся недели.

Ссылки:

1. Beer, Stafford, The Heart of Enterprise. Chichester: John Wiley & Sons, 1979.

2. Beer, Stafford, Diagnosing the System for Organisations. Chichester: John Wiley & Sons, 1985.

3. Beer, Stafford, Brain of the Firm, (2nd edition). Chichester: John Wiley & Sons, 1981.

4. Maturana, Humberto, and Varela, Francisco, Autopoeisis and Cognition. Riedel Publishing, Boston Studies in the Philosophy of Science # 42, 1980.

5. Beer, Stafford, Platform for Change. Chichester, John Wiley & Sons, 1975.

6. Beer, Stafford, "I am the Emperor and I Want Dumplings" in Systems Practice, Vol.2, No.3, 1989.

7. Beer, Stafford, "The Will of the People" in Journal of the Operational Research Society, Vol.34, No.8, 1983.

8. Hardin, Hershel, The New Bureaucracy: Wast and Folly in the Private Sector. Toronto: McClelland and Stewart, 1991.

9. Beer, Stafford, "On Suicidal Rabbits" in Systems Practice, Vol.3, No.2, April 1990.

10. Fuller, R. Buckminster, Cosmography New York, McMillan, 1992.

11. Jalali, Assad, "Association Schemes with Opposition", Research Report, European Business Management School, University of Wales, Swansea, 1993.

12. Beer, Stafford, Beyond Dispute: the Invention of Team Syntegrity, Chichester: John Wiley & Sons, in preparation.

13. Beer, Stafford "The aborting corporate plan", Jantch, Erich, Ed., Perspectives of Planning, OECD, 1969.

14. Beer, Stafford, "Holism and the Frou-Frou Slander". Kybernetes Vol. 17, No.1, 1988.

15. Davis, Garry, Passport to Freedom, Washington, D.C. Seven Locks Press, 1992.

Стаффорд Бир "World in Torment". Декабрь 1992.
(сокращенный перевод Семена Сладкова )
Источник: http://www.ototsky.mgn.ru/it/papers/world_in_torment.pdf

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное