Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 476


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 476-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 8 марта 2010 года.

Предлагаем окончание доклада С.Г. Кара-Мурзы "Жизнеспособность России как цивилизации" (начало в предыдущем выпуске).

Сергей Бобров в статье "КПРФ и Советское движение" обосновывает необходимость развертывания системы Советов и перехода к Советской власти в ее современном виде.

"Русская сказка - учебное пособие науки побеждать" - утверждает Андрей Антонов.

Поздравляем с Праздником Весны - Международным Женским Днем!

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Жизнеспособность России как цивилизации

С.Г. Кара-Мурза

(Окончание. Начало в предыдущем выпуске рассылки)

Каково же положение сегодня?

Во-первых, русская советская культура конца ХХ века утратила инструменты и навыки для войны "образов будущего". Мы не только проиграли эту войну, но и отравили свой организм внедренными нам вырожденными образами-вирусами. (Автором первой профанации образа будущего был Н.С. Хрущев, который поставил перед народом, победившим в великой мессианской войне, цель "догнать Америку по мясу и молоку".)

Без излечения мы не выберемся из той экзистенциальной ловушки, в которую угодили в 90-е годы, но излечение идет очень медленно. Поражение этой части нашего общественного сознания является системным.

М.С. Горбачев явно следовал программе-вирусу, его целеполагание стояло на идее разрушения страны, которой он взялся руководить. Он постоянно подчеркивает, что добился своей цели. (Эту свою оценку перестройки Горбачев подтвердил 5 ноября 2009 г. в интервью агентству "Евроньюс".) Сами эти утверждения (независимо от их достоверности), очень важны для нашей темы. Они - признак резкого ослабления жизнеспособности. Они говорят о воле к смерти - особой болезни цивилизаций. Тот факт, что нынешняя власть явно не отмежевалась от этих целей и даже продолжает демонстрировать им лояльность, создает внутренний раскол, снижающий жизнеспособность цивилизации. Она разделяется на две враждебные части.

"Дом, разделившийся внутри себя самого, не устоит".

Ежедневно подтверждая свою трактовку СССР как "империи зла", государство России, живущее ресурсами, унаследованными от этой "империи", само уничтожает свою легитимность как цивилизации. Из опыта последних двадцати лет следует, что политики променяли добытый за три века статус России как крупной локальной цивилизации (восточно-христианской или евразийской) на конъюнктурные выгоды антисоветизма. С точки зрения интересов исторической России это обмен невыгодный. Власть промотала огромное национальное достояние.

Если по аналогии с описанием всех систем корабля, которые обеспечивают его живучесть, пробежать по перечню функций и систем государства, то мы увидим, что Россия утратила большое число качеств, придающих жизнеспособность целому. Опять же для примера можно указать на такое качество корабля, как "поворотливость". Россия стала столь неповоротливой, что это надо считать загадочным явлением.

Достаточно сравнить скорость реакции на "повороты руля" в СССР 30-50-х годов и в России после 1999 года. Задача "перехода на инновационный путь развития" была поставлена, вполне искренне, В.В. Путиным в 2001 г., но ни одна структура России не шелохнулась и поныне. Это новое качество, видимо, служит защитой от припадков острого безумия "рулевых", но лишает маневренности, необходимой для ответа на большие вызовы.

Воспроизводство цивилизации. Воспроизводство цивилизации есть процесс непрерывный и динамичный. Его нельзя "пускать на самотек" ни на момент, это бессменная вахта народа и государства.

Воспроизводство - это не сохранение чего-то данного и статичного, это развитие всех подсистем цивилизации в меняющихся условиях, но при сохранении ее культурного "генотипа", центральной цивилизационной матрицы.

Цивилизация есть комбинация большого числа признаков. Можно выделить устойчивое ядро этой системы, хотя подвижная и противоречивая "периферия" в конкретных ситуациях может маскировать это ядро. В ядре можно выделить признаки sine qua non - те, без воспроизводства которых в следующем поколении резко меняется вся система цивилизации.

Для России в начале ХХI века воспроизводство себя как цивилизации стало проблематичным. Актуальность этой проблеме придали два катастрофических события конца ХХ века.

Во-первых, СССР, в формах которого была воплощена Россия на протяжении почти всего ХХ века, потерпел поражение в "холодной войне" с Западом. Запад, победивший в большой цивилизационной войне, "проник" в Россию, овладел ее важнейшими невралгическими центрами и, конечно, оказывает и долго еще будет оказывать непосредственное влияние на нашу судьбу.

Россия должна "переварить" все цивилизационные яды, которые победитель будет впрыскивать в организм поверженной России, восполнить колоссальные изъятия ресурсов, которые приходится выплачивать как дань, вытерпеть все издевательства наместников и надсмотрщиков, которые будут растлевать и перевербовывать молодежь.

Во-вторых, в конце 80-х годов в России само государство начало реформы, которые ставили целью "возвращение в наш общий европейский дом", то есть переделку жизнеустройства России по западным образцам. Эта реформа представляет собой попытку устроить на российской земле "нечто похожее на Запад", пусть и похуже. Этот курс реформ неоднократно подтверждался как неизменный и обсуждению не подлежал. Вероятно, туземное правительство побежденной цивилизации и не может вести себя иначе, но в России оно действует, кажется, с избыточным рвением.

Так или иначе, проблема воспроизводства Россией новых поколений всех ее систем как "себе подобных" чрезвычайно осложнилась. Условием жизнеспособности цивилизации является надежная защита ее генетического аппарата, который выполняет свои функции только при условии его высокой устойчивости. Непрерывный мониторинг наличия в среде главных мутагенов, их удаление или нейтрализация требуют существенных затрат. Они должны быть "защищенной статьей" любого бюджета.

В данный момент положение России в этом отношении не просто неудовлетворительное, оно угрожающее. Ни государство, ни организованные силы общества не выполняют своих функций в этой сфере безопасности. В обыденном сознании эта проблема как самостоятельная вообще не фигурирует. Защита складывается стихийно, и эффективность ее низка.

Перечислим главные системы цивилизации Россия, которые надо непрерывно воспроизводить:

- Народ (нация) в его количественных и качественных параметрах и в структурной полноте (то есть, воспроизводить весь перечень необходимых для жизни цивилизации общностей, выполняющих весь набор необходимых ролевых функций).

- Природные условия (территория, почва и недра, водные ресурсы, биогеоценозы).

- Культура во всех ее срезах, в частности:

- Универсум символов и ценностей.

- Знания, навыки и умения, системы их социодинамики.

- Искусство.

- Техносфера.

- Хозяйство.

- Государство.

В целом, воспроизводство всех этих систем России идет в настоящее время в чрезвычайном, а не штатном режиме. Мы переживаем период суженного воспроизводства, продолжается сокращение и качественная деградация важных подсистем каждой сферы. Ресурс этих систем еще не исчерпан, но на ряде направлений мы подошли к критическим порогам. Жизнеспособность России снижается. После 2000 года наблюдаются улучшения потока (например, годового ВВП или производства стали) при ухудшении фондов (базы, "запаса").

В качестве примеров назовем следующие.

В условиях нынешней России обучение молодежи и ее цивилизационная индоктринация ("передача цивилизационных кодов") идут в "мутагенной" среде - передаваемые молодежи сигналы целенаправленно искажаются и фальсифицируются. Цивилизационная холодная война продолжается, глупо это игнорировать. От общественных и государственных институтов зависит, чему обучают ребенка, защищены ли передаваемые ему коды от "программных вирусов", могут ли цивилизационные противники подключиться к информационным каналам и заполнить их своими сообщениями.

Совокупность цивилизационных признаков представляет собой систему, каждый главный признак - "срез" всей этой системы. Например, такой фундаментальный признак цивилизации как господствующая в ней антропологическая модель ("Что есть человек?") выражается и в отношениях собственности, и в организации здравоохранения, и в праве, и в обыденном поведении. Воспроизвести этот признак в новом поколении - значит обучить детей и подростков тому, как в России понимается человек - в отличие от Запада. И не только обучить, но достичь интериоризации этого понимания, хотя и с новыми нюансами. В ходе этой передачи "генетической" информации и разыгрывается в России цивилизационный конфликт. Именно этот фундаментальный код стремятся заменить в последние двадцать лет. Исход этого конфликта и предопределяет облик России через двадцать лет.

Конструктивная роль государства в сохранении цивилизации выражается в организации и содержании систем и институтов, которые непосредственно воспроизводят народ в его системных качествах. К таким институтам относится, например, народное образование (школа). Так, превращение народов и народностей средневековой Европы в "буржуазные" нации современного Запада потребовало создания школы совершенно нового типа, с новой организацией учебного процесса, новым типом программ и учебников. Эта школа стала "фабрикой субъектов" - специфического человека западной цивилизации. Превращение бывшей советской школы именно в такие "фабрики" и составляет суть школьной реформы в России. Дети и подростки России в настоящий момент получают в семье, в школе и через СМИ противоречащие друг другу или даже взаимоисключающие установки относительно главного для цивилизации вопроса - "Что есть человек?"

Надо подчеркнуть, что резко нарушено системное воспроизводство народа, а общественное сознание акцентируется только на количественных параметрах демографических процессов. Идет деградация структуры народа, резкое сокращение или даже исчезновение системообразующих для современной цивилизации общностей (например, рабочего класса или научно-технической интеллигенции). В 90-е годы были резко прерваны программы сплочения и развития сообществ, составляющих каркас общества, не обеспечиваются персоналом необходимые для воспроизводства и поддержания цивилизации функции.

Кроме того, разрушается этническая система России, сложившаяся на сложной и специфической матрице. Прерван процесс социокультурной интеграции этнических общностей в гражданскую нацию. Так, резко сократилось число межэтнических браков, одного из главных инструментов ослабления этнических барьеров и сборки больших наций. Идет неконтролируемое, кризисное передвижение по территории и перемешивание этнических общностей - этническая миграция, вызывающая болезненные процессы и повреждающая структуры цивилизации. Механизмы воспроизводства России в этой плоскости продолжают деградировать.

Из опыта последних 20 лет можно сделать вывод, что "новая культура", насаждаемая в России, есть средство деструкции общества и демонтажа русского народа как ядра цивилизации. Это - главный смысл "новой культуры", ее вектор. Какие-то точечные достижения и творческие удачи - это нечаянные радости или тактические уступки.

В этом срезе прогноз тревожен. Угроза вырождения культуры России (а значит, и распада цивилизационной матрицы) воспринимается большой частью граждан как вполне реальная. Никаких попыток сплотиться для ее предотвращения не наблюдается. Скорее, люди думают о способах личного спасения и выживания небольших общностей (семейств, родов, кланов). Многие в нынешней России смирились, поскольку питают иллюзию, что они лично (и их дети) попадут в число избранных и войдут в "мировую цивилизацию" (в "постчеловечество").

Множественные структурные и ценностные мутации, которые производит нынешняя реформа в России как цивилизации, подрывают воспроизводство всех ее главных структур. Без целенаправленной защиты "генетического аппарата" и его "ремонта" Российская Федерация утратит признаки той цивилизации, которая была известна в мире как историческая Россия. Облик новых цивилизационных и культурных образований, которые возникнут на ее месте, пока не поддается рациональному предсказанию.

Хозяйство в цивилизации - не просто аналог двигателя и систем жизнеобеспечения корабля. Смена типа народного хозяйства ведет к изменениям во всех составляющих цивилизации как системы, это пересборка всех ее элементов и связей.

После 1991 г. в России была провозглашена программа замены институтов и систем, которые были созданы и построены в собственной культуре, на институты и системы чужой цивилизации, по шаблонам англо-саксонской рыночной системы.

Силой, которая скрепляет Запад через хозяйство, является обмен, контракт купли-продажи, свободный от этических ценностей и выражаемый количественной мерой цены. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится рынок.

Напротив, в России акты обмена по большей части не приобретали характера свободной и эквивалентной купли-продажи - рынок регулировал лишь небольшую часть общественных отношений. Был велик вес отношений типа служения, выполнения долга, любви, заботы и принуждения. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится в таком обществе семья.

Признание или непризнание цивилизационных особенностей хозяйства России относительно рыночной экономики Запада периодически становится в России предметом острых дебатов. Давление евроцентризма на образованный слой России не раз приводило к тому, что и правящая верхушка, и оппозиционная ей интеллигенция отказывали отечественному хозяйству в самобытности и шли по пути имитации западных структур. Это, как правило, приводило к огромным издержкам или к провалу реформ, к острым идейным и социальным конфликтам.

В.В. Путин сказал о 90-х годах: "за время длительного экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала". Это - страшный удар по жизнеспособности. Следствием стала быстрая утрата населением России признаков цивилизации в сфере хозяйства, а через него и в других сферах.

Здесь - важный учебный материал. После сравнимых с нынешними разрушений от гитлеровского нашествия промышленность была восстановлена за два года, а хозяйство в целом - за 5 лет. В 1955 г. объем промышленного производства превзошел уровень 1945 г. почти в 6 раз, а сельского хозяйства - почти в 3 раза. Это - индикатор жизнеспособности. Сейчас промышленность только-только выходит на уровень 1990 г. (это до кризиса конца 2008 г.), а сельское хозяйство в обозримом будущем вряд ли этот уровень достигнет. А реформа длится уже 20 лет. Эту разницу надо объяснить. Ведь дело явно не в мелочах, причины фундаментальны и речь идет об историческом вызове, от которого не уклониться.

Надо коротко отметить и еще одно принципиальное цивилизационное отличие хозяйства России (и царской, и советской, и нынешней) от западного капитализма. Оно состоит в длительном изъятии Западом огромных ресурсов из колоний, которое было необходимым условием для возникновения и развития современного Запада. Сделанные за счет этих средств инвестиции создали условия для рывка, благодаря которому Запад в ХХ веке получил возможность получать с остального мира "интеллектуальную ренту" научно-технического лидера и ренту от эмиссии мировых валют (доллара, а теперь и евро). Этих источников Россия не имела и, видимо, иметь не будет. Уже поэтому имитация западной системы хозяйства не позволит России сохранить статус цивилизации.

Доминирующей тенденцией в хозяйстве является проедание капитальных фондов, растрата созданных предыдущими поколениями унаследованных богатств, а также природных богатств, предназначенных для жизнеобеспечения будущих поколений. Такой хозяйственный порядок допустим для цивилизации только как аварийная краткосрочная мера, с целью пережить катастрофу. Этот допустимый интервал времени мы почти исчерпали или близки к этому порогу. Цивилизация в ее нынешних формах принимает черты паразитической, а значит, каким-то образом будет переформатирована.

Состояние "личного состава". Цивилизация жизнеспособна, когда весь ее "личный состав" ощущает себя ее строителями и защитниками, все связаны узами ответственности и "горизонтального товарищества". Демонстративный отказ власти или сословий выполнять этот негласный договор подрывает связность народа или нации и лояльность населения.

Мотивация населения на личные усилия по сохранению цивилизации может упасть почти до нуля (это наблюдалось в Риме периода упадка, в Византии, в Российской империи в 1917 г. и в СССР в 1991 г.). И сейчас мы видим, как жизнеспособность нынешней России снижалась в 90-е годы из-за падения мотивации.

Индикатором может служить отношение к службе в армии. Еще в 1988-1989 гг. она была институтом, который пользовался очень высоким доверием граждан (70-80%). Но уже в 1993 г. от службы уклонилось 80% юношей призывного возраста, укомплектованность армии и флота упала до 53%. В осенний призыв 1994 г. Сухопутные войска получили только 9% необходимого числа призывников.

Подрыв легитимности государства в какой-то мере обязан продолжающейся психологической войне против России, но все же в большей мере утрата авторитета государством вызвана его дезертирством с многих его "постов", традиционно предписанных нормами цивилизации.

Вот вывод социологов в 2004 г.: "В период 1993-1997 гг. все параметры гражданской идентификации теряли силу вследствие отчуждения от государственных институтов и недоверия к властным структурам. В настоящее время высокий рейтинг Президента можно рассматривать как сугубо символический, поскольку доверие гаранту Конституции и законности не сопровождается уважительным отношением к государственным институтам власти: Думе, Правительству, органам правопорядка" [2].

Высока ли живучесть корабля с такой командой?

Государство отошло (еще не совсем, но уже слишком далеко) от выполнения своих служебных обязанностей в охране здоровья и образовании народа. Динамика показателей заболеваемости населения, включая новорожденных, детей и подростков, представляет собой страшную картину. Она такова, что удивляться надо именно стойкости населения, его долготерпенью как главному сегодня фактору жизнеспособности России.

Но это долготерпенье не может компенсировать утраты квалификации, которая необходима, чтобы нести ношу цивилизации. По данным Минобороны, до 25% призывников из сельской местности России оказываются фактически неграмотными, а в 1997 году полностью неграмотным был каждый десятый призывник в Сибири. О том же говорит и уголовная статистика. По данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД РФ, каждый третий правонарушитель школьного возраста в 1999 году не имел даже начального образования!

Вот удары реформы по жизнеспособности России. По совокупному "индексу человеческого развития", принятому ООН, СССР в 1970 г. занимал 20-е место в мире. В 1995 г. Россия (уже без республик Азии) находилась во второй сотне государств - в бедной части стран "третьего мира". Возникновение в начале ХХI века значительного контингента подростков и юношей, лишенных школы, означает появление в России совершенно нового, неведомого нам социокультурного типа. Он уже не может вернуться к культуре общинного крестьянина, он заполняет цивилизацию трущоб, особую экстерриториальную цивилизацию капитализма, экзистенциально враждебную любой локальной цивилизации.

Теперь кратко выскажу гипотезу, которую подсказал последний эпизод кризиса ("финансовый", которым нас "заразили"). Это обострение кризиса побудило поднять вопрос, на кого Россия может опереться в трудный период. Кто определяет нынче ее жизнеспособность? Какая общность станет локомотивом, который вытащит Россию из кризиса? На кого делает ставку государство? Оказывается, на средний класс. Он представляется ядром общества и социальной базой власти. В прессе даже заговорили, что средний класс завоевал социальную гегемонию и политическую власть.

Называть, как сделал В.Ю. Сурков, период 2000-2008 гг. эпохой среднего класса - гротеск. "Гегемон" не только не определен внятными признаками, он воспринимается как явление преходящее и нежизнеспособное, артефакт смутного времени, заслуживающий легкого сострадания. Куда он может повести расколотое общество, кого он может сплотить для творческого усилия?

Чтобы оценить символический эффект образа этого среднего класса, представим себе, что в Москве открыт монумент, олицетворяющий этот образ. Каков может быть этот памятник? Монумент "Челноки"? Поставим его в один ряд с уже известными монументами, символизирующими советский культурный тип. Это фигура "Рабочий и колхозница", памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке. Такое сравнение для "среднего класса" убийственно, речь идет о несоизмеримых по потенциалу и консолидирующей силе социальных общностях.

В ходе обсуждения роли среднего класса телеведущий Владимир Соловьев подчеркнул, что это - "класс потребителей, а значит, именно он является двигателем всего, что происходит в стране". Класс потребителей! И на него возлагается миссия спасения страны.

Ясно, что сам классовый подход не отвечает типу угроз для России. Преодоление нашего кризиса возможно лишь в рамках цивилизационного проекта. Кто же автор и носитель такого проекта? Надклассовая и надэтническая абстрактная общность, которую Н.Я. Данилевский назвал "культурно-исторический тип" [3].

Данилевский предложил признаки для различения "локальных" цивилизаций, носителем главных черт которых и является культурно-исторический тип. Цивилизация представляется как воображаемый великан, "обобщенный индивид". Данилевский видел в этом типе очень устойчивую, наследуемую из поколения в поколение сущность - народ, воплощенный в обобщенном индивиде. Он считал невозможной передачу главных принципов ("смыслов") цивилизации одного культурно-исторического типа другому. Заимствование верхушечных структур культуры одной цивилизации от другой происходят, по выражению Данилевского, в форме трех видов - "колонизации", "прививки" и "удобрения".

Колонизация - механический перенос структуры с одной культурной почвы на другую ("пересадка с одного места на другое посредством цивилизации"). Метафора прививки трактуется негативно - "прививка не приносит пользы тому, к чему прививается", дичок становится средством для черенка (как это было, по мнению Данилевского, в реформах Петра). "Удобрение" оценивается положительно - это "способ воздействия цивилизации на цивилизацию", действие которого схоже с "влиянием почвенного удобрения на растительный организм", или "влиянию улучшенного питания на организм животный". Но главное для нас в этой концепции заключается в том, что во всех случаях воздействие извне осуществляется через один и тот же культурно-исторический тип. Другого "великана" (хотя бы и маленького) в данный исторический период в конкретной цивилизации не существует.

Это представление об устойчивости культурно-исторических типов развил О. Шпенглер. В книге "Закат Европы" (т. 2, раздел "Исторические псевдоформозы") он дал метафорическую концепцию неудачных цивилизационных контактов России с Западом как "модернизации". О. Шпенглер применил термин "псевдоморфозы", взятый из минералогии.

Так называют явление вымывания кристаллов минерала, включенных в скальную породу, а затем заполнения этой пустой формы раствором другого минерала. Он кристаллизуется в "чужой" форме, так что его "внутренняя структура противоречит внешнему строению". Такими были, по мнению Шпенглера, реформы Петра Великого, которые загнали нарождающуюся русскую культуру в формы старой, развитой культуры Запада.

Шпенглер пишет: "Историческими псевдоморфозами я называю случаи, когда чужая древняя культура тяготеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот - ее родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что поднимается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустую форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, чьи чувства костенеют, так что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи? Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе ...

Псевдоморфоз у всех нас сегодня на виду: петровская Русь... Примитивный московский царизм - это единственная форма, которая впору русскости еще и сегодня, однако в Петербурге он был фальсифицирован в династическую форму Западной Европы. ... Народ, назначением которого было - в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к неподлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее старинным крестьянством распространялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдоподобными до глубины своей сути" [4].

В свое время эта концепция подверглась критике русскими философами, а сегодня вновь стала популярной, хотя вся эта конструкция опирается всего лишь на метафору. О любой известной истории цивилизации можно сказать, что она - псевдоморфоз (античная цивилизация Греции взяла многие формы не только у Египта, но и у черной Африки - и что из этого?).

Эти представления господствуют сегодня в России и у идеологов реформы, и у ее противников. Первые опираются на концепцию "России-как-Европы" и объясняют неудачи реформ ненужным стремлением искать какие-то "свои" подходы и формы (особый путь) вместо точного копирования западных структур. Вторые прямо исходят из модели Данилевского-Шпенглера. Но в главном эти крайности сходятся.

История ХХ века заставляет отказаться от концепции Данилевского-Шпенглера. И русская революция, и перестройка конца ХХ века с последующей реформой показали, что в действительности цивилизация является ареной конкуренции (или борьбы, даже вплоть до гражданской войны) нескольких культурно-исторических типов, предлагающих разные цивилизационные проекты. Один из этих типов (в коалиции с союзниками) становится доминирующим в конкретный период и "представляет" цивилизацию. (Еще раньше Данилевского, в 1857-59 гг., И.С. Тургенев изложил исключительно прозорливое и важное свое исследование - статью "Дон-Кихот и Гамлет" [5]. Он предложил концепцию западной цивилизации как сосуществование двух культурно-исторических типов. Дон-Кихот представлял старую католическую Европу, а Гамлет - нарождающееся протестантское, научно-рациональное мировоззрение (позже этот, уже зрелый, культурно-исторический тип был дан в образе Фауста). Но в ХIХ веке этот смысл статьи Тургенева не был воспринят.)

Реформы Петра, несмотря на все нанесенные ими России травмы, не были псевдоморфозами, они опирались на волю культурно-исторического типа, сложившегося в лоне российской цивилизации и начинавшего доминировать на общественной сцене. Модернизация и развитие капитализма во второй половине ХIХ века вызвали кризис этого культурно-исторического типа и усиление другого, вырастающего на матрице современных буржуазно-либеральных ценностей. Это было новое поколение российских западников, но вовсе не клон западных либералов (о "самобытности" российских либералов начала ХХ века писал М. Вебер).

На короткое время именно этот культурно-исторический тип возглавил общественные процессы в России и даже осуществил бескровную Февральскую революцию 1917 г. Но он был сметен гораздо более мощной волной советской революции. Движущей силой ее был культурно-исторический тип, который стал складываться задолго до 1917 года, но оформился и получил имя уже как "советский человек" после Гражданской войны. Все цивилизационные проекты для России были тогда "выложены" в самой наглядной форме, культурно-исторические типы, которые их защищали, были всем известны и чётко различимы, все они были порождением России.

Что из этой истории важно для осмысления нашего нынешнего кризиса? Прежде всего, важно понять структуру актуального российского общества под этим углом зрения. Как раскололось успокоенное "застоем" общество, по каким линиям экзистенциальных противоречий? Кто противостоит реформам при внешней апатии и полном конформизме населения? Тут требуется деидеологизированный, "инженерный" анализ. (Не видя этих главных расколов, нельзя построить верную социокультурную карту российского общества. Поэтому все попытки собрать общности на новых, "постсоветских" матрицах заканчиваются неудачами. Поразительно безуспешными было множество попыток партийного строительства, проект создания массовой молодежной организации, создания общности "фермеров", новой общности солдат-"контрактников", нового научного сообщества. Фундаментальные причины этих трудностей не были выявлены, хотя принципиальных методологических препятствий для такого исследования не было.)

Трудный ХХ век Россия прошла, ведомая культурно-историческим типом, получившим имя "советский человек" (в среде его конкурентов бытует негативный, но выразительный термин homo sovieticus). Советские школа, армия, культура помогли придать этому культурно-историческому типу ряд исключительных качеств. В критических для страны ситуациях именно эти качества позволили СССР компенсировать экономическое и технологическое отставание от Запада. (Измеряемый ООН индекс развития человеческого потенциала в СССР в 1987 году составлял 0,920, а в США 0,961. Учитывая, что по объему ВВП на душу населения СССР занимал 30 место, а США второе, можно оценить вклад образования в развитие личности.)

Общности, которые были конкурентами или антагонистами советского человека, были после Гражданской войны "нейтрализованы", подавлены или оттеснены в тень - последовательно одна за другой. Они, однако, пережили трудные времена и вышли на арену, когда советский тип стал сникать и переживать кризис идентичности (в ходе послевоенной модернизации и урбанизации). Среди этих набирающих силу общностей вперед вырвался культурно-исторический тип, проявивший наибольшую способность к адаптации. Его можно назвать, с рядом оговорок, мещанством.

К 70-м годам оно сумело добиться культурной гегемонии над большинством городского населения и эффективно использовало навязанные массовой культуре формы для внедрения своей идеологии. Советский тип вдруг столкнулся со сплоченным и влиятельным "малым народом", который ненавидел все советское жизнеустройство и особенно тех, кто его строил, тянул лямку. Никакой духовной обороны против них государство уже и не пыталось выстроить.

Видные западные советологи уже в 50-е годы разглядели в мировоззрении мещанства свой главный плацдарм в холодной войне. Крупный философ И. Бохенский, считал, что рост мещанства станет механизмом перерождения советского человека в обывателя, поглощенного стяжательством. Как и любой общественный процесс, этот сдвиг мог быть перепрофилирован в направлении, не подрывающем главный вектор развития. Но этого не было сделано (см. [6]).

Суть философии мещанства - "самодержавие собственности". Но этот идеал собственности, в отличие от Запада, не стал буржуазным и не был одухотворен протестантской этикой. Буржуа был творческим и революционным культурно-историческим типом. Мещанин - это антипод творчества, прогресса и высокой культуры. Ему противно любое активное действие, движимое идеалами. Герцен отмечал, что мещанство не столько максимизирует выгоду, сколько стремится "понизить личности". Это - духовный вектор.

Антисоветский проект сделал ставку на активизацию мещанства как самого массового культурно-исторического типа, который был оттеснен на обочину в советский период. В отличие от тончайшего богатого меньшинства дореволюционной России (аристократов, помещиков, купцов и фабрикантов), оно пронизывало всю толщу городского населения и жило одной с ним жизнью. Доведенные до крайности установки мещанства были художественно собраны в образе Смердякова. В разных формах культурный тип мещанства представлен в русской литературе очень широко, стал на переломе веков едва ли не самым главным образом. Достоевский и Толстой, Чехов и Горький, Маяковский и Платонов - все оставили художественную летопись эволюции русского мещанства.

Революцию мещанство "пересидело". (Надо сказать, что мещанство было врагом обеих столкнувшихся в Гражданской войне сторон, которые представляли разные революционные проекты. В мировоззренческом конфликте с мещанством в 20-е годы красные и белые ветераны были по одну сторону баррикад.) Составляя значительную часть мало-мальски образованного населения, мещанство быстро овладело знаками советской лояльности и стало заполнять средние уровни хозяйственного и государственного аппарата. Социальный лифт первого советского периода поднял статус мещанства, и уже тогда возникли ниши, где негласно стали господствовать его ценности.

Война сильно выбила творческую, активную часть общества. Мещанство, напротив, окрепло, обросло связями и защитными средствами - и стало повышать голос. Агрессивная аполитичность мещанства, демонстративный отказ от участия в любом общественном деле были действительно важным фактором социальной атмосферы - целостной позицией, которая стала подавлять позицию гражданскую.

Ход утраты культурной гегемонии советским типом - важный урок истории и актуальная для России проблема обществоведения. Здесь мы ее не касаемся, один только штрих. Этот процесс можно проследить по динамике когнитивной активности рабочих. В 1922 г. продолжительность рабочего времени в СССР сократилась по сравнению с 1913 г. на 537 часов. Люди их использовали, первым делом, на самообразование. Затраты времени на самообразование с 1923 по 1930 г. выросли с 12,4 до 15,1 часа в неделю. С середины 60-х годов начался резкий откат. Среди работающих мужчин г. Пскова в 1965 г. 26% занимались повышением уровня своего образования, тратя на это в среднем 5 часов в неделю (14,9%) своего свободного времени. В 1986 г. таких осталось 5% и тратили они в среднем 0,7 часа в неделю (2,1%) свободного времени. К 1997/98 г. таких осталось 2,3% [7].

В общем, советский культурно-исторический тип сник в 70-80-е годы, а потом был загнан в катакомбы. Господствующие позиции заняло мещанство, в том числе криминализованное. (А.С. Панарин считал, что главной, может быть, чертой сознания мещанства является его стремление к нарушению легальных норм поведения. Преступившая личность отличается от законопослушной личности с таким типом сознания не структурой своих потребностей и мотиваций, а лишь специфической нонконформистской решительностью.) Эта смена культурно-исторического типа и предопределила резкую утрату жизнеспособности России как цивилизации. Та культурная общность, которая стала господствовать в России, не обладает творческим потенциалом и системой ценностей, которые необходимы, чтобы "держать" страну, а тем более сплотить общество для модернизации и развития.

В ближайшие 10-15 лет Россия окажется перед лицом угроз, которые лишь зародились в ходе реформ и в зрелой форме реализуются уже тогда, когда сойдет с арены поколение советских людей с их знанием, навыками и ценностями. Эти угрозы должны будут преодолевать люди нового, существенно иного культурно-исторического типа, и предвидение этой ситуации становится важной задачей.

Советский тип был загнан в катакомбы, но не исчез. Он - молчаливое большинство, хотя и пережившее культурную травму. Сейчас неважно, какое духовное убежище соорудил себе каждый из людей этого типа - стал ли он монархистом, ушел ли в религию или уповает на нового Сталина. В нынешнем рассыпанном обществе именно эти люди являются единственной общностью, которая обладает способностью к организации, большим трудовым и творческим усилиям. Именно они могут быть собраны на обновленной матрице, ибо сохранилось культурное ядро этой общности, несущее ценности и смыслы российской цивилизации, ценности труда, творчества и солидарности.

"Сборка" дееспособных социокультурных общностей и организация диалога между ними - актуальный вопрос национальной повестки дня России. В этот раз достичь в полной мере цивилизационного переформатирования России, скорее всего, не удастся. Способность к регенерации поврежденных структур у России очень велика. Цивилизация такого масштаба и с таким разнообразием элементов и связей, как Россия, представляет собой слишком большую и сложную систему, на ее слом у реформаторов не хватит ни экономических, ни культурных ресурсов. Хотя, очевидно, изуродуют сильно.

Задача в том, чтобы свести к минимуму травмы и мутации несущих цивилизационных конструкций России или, в облегченном варианте, не допустить, чтобы травмы и уродства не превзошли некоторый критический порог. Мы от него уже недалеко.

Литература

1. Федотов Г. П. Россия и свобода. В кн.: Федотов Г. П. Империя и свобода. Нью-Йорк, 1989, с. 78-79 (http://magazines.russ.ru/october/1997/5/levin.html).

2. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма

современных обществ. - "СОЦИС". 2004, No. 10.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. // Самосознание европейской культуры ХХ века.- М.: ИПЛ, 1991. С. 30.

5. Шорохов А. Тургенев: Русский ответ откладывается... (Культурно-исторические типы Запада и Россия). - http://www.pereplet.ru/shorohov/50.html.

6. Новиков А.И. Мещанство и мещане. Л.: Лениздат. 1983.

7. Патрушев В. Жизнь горожанина (1965-1998). М.: Academia. 2001.

*   *   *   *   *   *   *

КПРФ и Советское движение

Сергей Бобров

То, что стратегическими целями коммунистической партии являются социализм и коммунизм - это понятно, но вот ближайшие цели и пути их достижения как-то размыты.

С одной стороны приводятся конкретные преобразования, которые надо произвести в стране, но не указывается, кто и как их должен осуществить. С другой стороны, в программе партии, в разделе "Программа минимум" говорится что "в современных условиях КПРФ считает необходимым: - установить власть трудящихся, народно-патриотических сил", но чуть ранее есть пояснения, что на первом этапе "решается задача установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ". Т.е. партия ставит жёсткие условия, или все объединяются под нашим руководством, или никак. Все послеперестроечные годы показали, что все остальные левые силы объединяться под руководством КПРФ никак не желают. Да это и понятно, если кто-то хотел бы этого, то он мог бы просто вступить в КПРФ, но ведь народ разбрёлся по множеству, по своей сути левых организаций и не торопится переходить в КПРФ.

И дело тут не в том, кто прав, а в том, что такова действительность.

Но даже если не обращать внимание на эти проблемы, то всё равно не понятно, собираемся ли мы менять тип государства, а если да, то на какой и как. Но судя по тому, что в программе партии говорится, что овладев рычагами власти после "установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ"... "КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие: местные Советы народных депутатов, советы трудовых коллективов, комитеты самоуправления, самоорганизации и самозащиты, поддерживать введение контроля трудящихся за исполнительной и представительной властью", все государственные преобразования планируется осуществлять в рамках действующей системы власти после победы КПРФ, при поддержке "широких народно-патриотических сил", на выборах.

И так понятно, что ближайшей целью КПРФ является приход к власти в рамках действующей государственной системы, т.е., если сейчас у нас государство диктатуры буржуазии, то мы на первых порах предлагаем создать государство диктатуры партии, но по структуре государства диктатуры буржуазии.

Так чьи интересы в таких условиях будет отражать партия? Как можно в действующей системе власти отстоять интересы широких народных масс? Национализация всей крупной промышленности, банков и т.д.? Но мы видим, что творится в ныне действующих государственных корпорациях. Да и довольно длительный опыт показывает, что объединяться под руководством КПРФ никто не торопится, да и надежды на кризис явно не оправдываются, что делает путь подобного прихода к власти как минимум маловероятным. В этой связи, по аналогии, можно задуматься, а если бы в предреволюционный период большевики выставили непременное условие о своём главенстве в будущей власти, в Советах, как бы это сказалось на их поддержке? Вопрос конечно риторический.

Но что действительно сделали большевики. Они использовали в качестве структуры, которая будет представлять всю полноту власти в стране, систему Советов. Тех самых Советов, которые зародились задолго до 1917 года, зародились стихийно и далеко не всегда под руководством большевиков. Они выдвинули лозунг вся власть Советам и объединились в этом, со всеми кто был с этим согласен, в частности с эсерами, и объединились на равных, а не при условии руководящей роли большевиков. А своей доминирующей роли добивались путём проведения в этих Советах, и не только, агитационной и пропагандистской работы. Почему же нынешнее руководство КПРФ игнорирует исторический опыт? Почему делает ставку только на единоличный приход к власти, да ещё и в рамках существующего государства, хотя наверняка понимает, что перспективы такой стратегии весьма туманны?

Если по аналогии проанализировать состояние современного общества, то легко заметить, что Советов подобных Советам дореволюционной России (рабочих, крестьянских и солдатских депутатов) сейчас создать просто невозможно.

Но зато в настоящее время есть огромное количество самых разнообразных общественных организаций и партий.

Если мы желаем радикальных изменений в обществе, а не просто прихода к власти определённой группы лиц, то мы должны создать Советы именно из этих организаций (Советы этих организаций, как аналог Советов рабочих, Советов солдатских и Советов крестьянских депутатов, объединённые в единые Советы) и выдвинуть лозунг "Вся власть Советам!"

Советам, а не партии!

И основной упор в партийной работе должен быть именно на работе с общественными организациями левого спектра. Необходимо срочно разработать такую программу, которая устроила бы большинство общественных организаций левого спектра. Для начала хотя бы набросок программы и начать её согласование со всеми общественными организациями, с целью выработки, с одной стороны максимально приемлемой программы для КПРФ, а с другой стороны, объединяющей такое количество общественных организаций, которое представляет интересы большинства членов нашего общества. В процессе согласования и надо вести агитационную и пропагандистскую работу во всех общественных организациях, но и общественные организации будут на равных с КПРФ вести аналогичную работу, в том числе и в КПРФ. Побеждать должен не партийный административный ресурс, а аргументация, логика и научно обоснованные доводы.

На основе этих Советов надо сразу же начинать готовить структуры для реального взятия власти, структуры управления обществом. На выборах выдвигать единых согласованных кандидатов в депутаты, которые придя к власти, должны будут выполнить одну единственную функцию, изменить Конституцию страны, передав всю полноту власти уже существующим Советам.

А вот если действующая власть не признает результаты выборов, контролируемых всеми общественными организациями, представленными в Советах, то тогда и можно будет воспользоваться, как записано в программе КПРФ, "в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения" в виде массовых акций неповиновения, массовых забастовок, блокирования работы государственных структур и т.д. и т.п.  Тогда на это будут силы, поскольку Советы будут представлять явное большинство общества, а государство само первым грубо и явно нарушит свои же собственные законы. А организации всевозможных ветеранов вооружённых сил и т.п. позаботятся о том, что бы при этом нейтрализовать различные силовые структуры от гражданского конфликта.

В современных условиях это единственный вариант проведения реальных преобразований в обществе в коммунистическом направлении. Мешать ему могут только амбициозные планы формальных лидеров, а проще говоря, партийных чиновников.

Для того, что бы осуществить подобный план партия должна перестать быть партией вождистского типа, а стать партией массовой, организацией действительно самоуправляемой на принципах демократического централизма. Все партийные комитеты должны стать только исполнительными органами имеющими право принимать решения только во исполнение уже принятых решений партийной организацией в целом. Поэтому первейшая задача это приведение системы функционирования партии в соответствие с требованиями советской демократии.

Кто нам поверит, что придя к власти, мы создадим государство с высочайшим уровнем демократии, если мы не можем этого обеспечить даже внутри партии?!

Никто! И правильно сделают, что не поверят!

Исходя из требования Минюста о внесении изменений в Устав КПРФ, можно предположить, что в начале следующего года состоится внеочередной съезд партии. Очень желательно воспользоваться этим для внесения в Устав и других изменений. В частности внести изменения, обеспечивающие, как минимум: 1) превращение всех выборных органов в чисто исполнительные органы, и 2) резкое сокращение промежутков между съездами и конференциями.

В столь бурное время нельзя проводить съезды партии реже одного раза в год, а региональные партийные конференции реже двух раз в год, с непременными отчётами и выборами. Возможно часть конференций, а возможно и съездов, можно проводить реально не собираясь, а используя возможности современных коммуникационных систем.

Совершенно непонятно в современных условиях ритуальное чтение докладов на съездах и конференциях, в то время когда они вполне могут быть опубликованы заранее.

Так же и непонятны келейные прения по ним с ограничением числа участников, всё может быть обсуждено подлинно демократически, то есть всеми членами партии, заранее с систематизацией замечаний и предложений. И всё это можно просто, эффективно и безо всякой суеты организовать через интернет, в том числе и принятие решений.

Ныне действующая, высоко-затратная система удобна только партийной номенклатуре в современном виде, для гарантии собственного переизбрания на новые сроки. Реальные конференции и съезды с их рутинной организацией и недемократическим регламентом дают для этого довольно большие возможности.

Изменения в главном непременно потребуют пересмотра и стиля работы низовых партийных организаций вплоть до первичных. Система работы партии должна обеспечивать быстрый сбор и анализ всех разногласий между партией и общественными организациями (в том числе и другими партиями) и находить приемлемые пути их разрешения.

Но начинать работу по формированию Советов необходимо уже сейчас.

Надо срочно составить паспорта всех муниципальных образований краёв и областей, и в первую очередь делать полные перечни всех действующих в них общественных организаций включая партии и профсоюзы. Находить в них людей действительно желающих изменения существующей системы и вести с ними, а через них и в этих организациях, агитационно-пропагандистскую работу, создавать Советы этих организаций. Пусть на первых порах в эти Советы войдёт незначительная часть общественных организаций, но это уже будет способствовать их популяризации и позволит усилить агитационно-пропагандистскую работу в остальных.

За каждой общественной организацией закрепить группу из наиболее подготовленных пропагандистов для ведения непрерывной работы с ней. К сожалению, в настоящее время отсутствие квалифицированных пропагандистов это большая проблема в партии. Поэтому наряду с реформированием внутрипартийных отношений необходимо срочно начать системную партийную учёбу. Именно системную, начиная с философии, марксистской политэкономии и государственного устройства. Иначе квалифицированных пропагандистов подготовить ни как не получится.

Организационная структура Советов это отдельный вопрос, но удельный вес в них той или иной организации наверно должен быть пропорционален численности её членов.

Принципиально, нельзя конечно исключать и другие пути изменения современного государственного устройства, но, во всяком случае, они, если они есть, должны быть чётко и наглядно описаны. Именно наглядно, потому, что понятны они, должны быть всем, а не только избранным.

Рассматриваемый путь к достижению стратегических целей КПРФ, да собственно, как и любой другой коммунистической партии, безусловно, требует огромной работы партии, но это реальный путь к преобразованию общества в коммунистическом направлении.

В настоящее время основным направлением, забирающим все силы и средства партии, если не считать выборы, являются протестные действия. Вещь конечно полезная, но надо отдавать себе отчёт, что она, в нынешнем виде, может обеспечить только незначительные уступки власти народу, совершенно ни как не приближая нас к изменению самой системы власти, а следовательно и не направлена на коренное улучшение жизни трудящихся. Это путь буржуазных социалистов, которому, к сожалению, сейчас отдаёт предпочтение и КПРФ.

Поэтому необходимо срочно менять приоритеты в работе партии и ставить на первое место не протестные действия, а демократизацию принятия партийных решений, партийную учёбу и работу с общественными организациями, а через них и с трудовыми коллективами, с выходом на создание всероссийского советского движения! Только тогда станет возможным радикальное преобразование общества в интересах Труда.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна.

*   *   *   *   *   *   *

Русская сказка - учебное пособие науки побеждать

Андрей Антонов

Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культуры, который уходит своими корнями в ведическую древность. В них с учётом знаний и опыта предков отражается окружающий мир, законы бытия. И всё наше народное творчество можно назвать сборником мудрости, учебным пособием с примерно следующим названием "Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим".

Веды означают знания. И ведическое мировоззрение можно назвать знающим мировоззрением, ибо оно воспринимает существующую действительность через знания законов окружающего нас мира, бытия. Это мировоззрение, знания и опыт прошлого, национальные традиции во многом передаются через сказку, учат ориентироваться в непростой жизни, учат приходить к успеху и побеждать.

Стоит привести слова Валерия Дёмина: "Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе, - это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единства. Недосягаемая всеобъемлющая вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил... Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир - от Солнца и звёзд до листика и травинки - оказывался одушевлённым и одухотворённым, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком".

Наши предки предполагали, что борьба добра и зла во многом определяет смысл земной жизни. Кроме представителей рода человеческого, в сказках принимают участие персонажи, наделённые сверхестественными способностями. Персонажи-помощники - Конёк-Горбунок, Волк, Щука. Персонажи, представляющие злые силы: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Первые, естественно, помогают героям, вторые создают всевозможные препятствия, пытаются героя погубить.

Развитие сказочных сюжетов учит читателя не бояться трудностей и заряжает верой в победу добра. Многие помнят, как Иван-царевич, преодолевая преграды, искал Василису Прекрасную. Хочешь победить, иди вперёд, не бойся. Преодолевая трудности, герой приобретает опыт и знания. Как правило, злые персонажи сказок не способны привести героя к гибели. Помешать прийти к цели - да. Но если герой смело, уверенно, используя полученные советы, идёт вперёд, их чары разрушаются. Это, думаю, надо учитывать в реальной жизни.

Сказки поясняют читателю: надо уметь отстаивать свои интересы, бороться со злом, безжалостно зло уничтожать. Вступая в поединок с Кощеем, Иван-царевич не тратит время на лишние размышления, не думает принимать какое-либо компромиссное решение, к примеру, пленить Кощея и заняться его перевоспитанием. Он уверен, этот злобный субъект должен быть уничтожен, и безо всякого сожаления расправляется с ним.

Носители зла часто прикрываются личиной благочестия и деликатных манер, пытаются добиться своего льстивыми речами, обманом. Надо уметь зло распознавать, иначе оно раздавит и съест тебя. Как съела Лиса в сказке "Колобок" главного героя.

Вспомним сказку "По щучьему велению". Жил-был Емеля, серо жил, спал много. Но поймал волшебную Щуку и пошёл в гору. Тут Щука помогла, но, прежде всего, сам был смел и проявлял смекалку. Похожие действия развиваются в сказках про Ивана-дурака, который на проверку оказывается совсем не дурак. Сюжеты этих сказок как бы советуют читателю: не суетись раньше времени и впустую, а если время пришло - действуй решительно, изобретательно, смело.

Некоторые торопыги стремятся изменить всё сегодня и сейчас. Но если условия для этого отсутствуют, вряд ли что получится. Надо готовить ситуацию и выбирать время. Русский историк Александр Нечволодов, описывая события IX-XI веков, писал: "Кровь же Русская никогда и нигде не пропадала без жестокого мщения; надо было только выждать для этого удобное время и случай". А когда время наступило, не отсиживайся в кустах, действуй.

Испытаниям в сказках подвергаются не только добры молодцы, выпадают они и на долю красных девиц. После похищения предлагал Кощей Бессмертный Василисе Прекрасной богатство и власть, только бы вышла за него замуж, то есть заключила союз со злом, иначе - грозил превратить в статую. Не испугалась Василиса, сохранила верность Ивану-царевичу. Тем самым помогла Ивану преодолеть преграды, победить Кощея. И сама своего счастья добилась.

О силе женской любви рассказывает сказка "Аленький цветочек" в изложении Сергея Аксакова. Женская любовь, возможно, не гарантирует стопроцентной защиты, но определённой охранной грамотой и источником энергии для мужчины искренняя женская любовь является. Не зря поётся в песне: "Живым вернёшься, побед добьёшься, моя любовь тебя хранит".

Наши мирные и ратные победы всегда ковались совместно мужчинами и женщинами. Сказки лишний раз напоминают об этом. Предназначение мужчины и женщины определено природой. Но вместе они дополняют друг друга, составляют единое целое. Необходимо это понимать и выбирать достойного спутника жизни. Не прислушиваясь к вредным, занесённым со стороны выражениям типа: "Любовь зла - полюбишь и козла". Может быть, и полюбишь козла, если сама козлиха.

Интересны отдельные эпизоды сказочных сюжетов. Помните, как Иван-царевич искал свою невесту. На пути ему встретился старик-ведун и рассказал о предстоящих преградах: подойдёшь к большому камню, от него будут вести три дороги. По левой пойдёшь, жизнь потеряешь, по средней пойдёшь, коня потеряешь, иди по правой дороге. Затем попадёшь в дремучий лес, слышать будешь разные страсти, крики чудищ, иди вперёд, не бойся и не оглядывайся. Обернёшься, не увидишь свою любимую-суженую.

В жизни люди часто оказываются на развилке, перед выбором: что делать? Для этого нужны сила духа, знания. Наши предки понимали, что Творцом человеку даны свобода выбора и свобода воли. Человек может решать, по какому жизненному пути пойти и, сделав выбор, волевыми усилиями пытаться достигнуть цели. Неправильно выбранные пути не приведут к успеху, благополучию. Выбрал путь, идущий вразрез с выработанными тысячелетиями устоями общества, стал опасен окружающим, придёшь к гибели, "жизнь потеряешь". Природа от такого человека избавляется. Примеров предостаточно. Современные кладбища пестреют могилами молодых людей - братков и предпринимателей. Они стремились своё благополучие построить на несчастье других людей и оказались в могиле.

Второй путь - "коня потеряешь". Здесь коня, думаю, можно отождествлять с душой, духовным телом человека, которое часто называем аурой. Если хороший конь помогает идти по дороге, то сильная добрая душа уверенно ведёт нас по жизни. Позволишь подавить свою волю, ввести себя в заблуждение, погрязнешь в алкоголизме, наркомании, половых извращениях и т. п. - потеряешь душу, будешь двигаться кое-как.

И третий путь - Путь Прави, путь Правды. Здесь окружающая среда (природа) помогает герою, что отражено в сказках, когда Ивану-царевичу помогали медведь, сокол, щука. Идя этим путём, герой фактически неуязвим. В зависимости от выбранного пути окружающая среда (природа) либо помогает герою, либо сопротивляется.

Поучителен совет с дремучим лесом. Идя правильным путём, не оглядывайся, т. е. не реагируй на какие-либо проявления, помехи. В жизни нас цепляют различные ситуации: конфликт на работе или в семье, чьё-то грубое поведение, запугивание, попытки завлечь в ненужные дискуссию или дельце, от которых только время и силы потеряешь. Если будем этим проблемам уделять слишком много внимания, то до своего благополучия, поставленной цели дойти не сможем. Сказочная красна девица в реальной жизни может ассоциироваться с успехом. Увязнешь, спасуешь - не придёшь к успеху.

Встреча Ивана-царевича со стариком-волхвом символизирует передачу знаний, опыта старых людей молодым. Не зря существует выражение - если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому единство опыта старого и энергии молодого поколений является залогом процветания любого народа.

В ряде сказок развиваются сюжеты борьбы со Змеем Многоголовым, змееборство. Эту борьбу, на мой взгляд, можно рассматривать как борьбу со злом в его многогранном проявлении. Зло может действовать как внешний фактор для человека. А если он одержим страстями к наживе, алкоголю, сексу т. п., то оно находится внутри самого человека.

В сказках змей угрожает: "Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею". Под царством, видимо, уместно понимать тело и душу человека. Если зло, действуя извне или внутри человека, сумело подавить личность, то тело и душа как бы увядают, сгорают. Здесь надёжной защитой являются положительные качества самого человека, сила духа и знания.

Для большего понимания змееборства поучительна сказка о схватках Иванов-братьев с Чудо-Юдо на Калиновом мосту. В сказках змей не пытается убить героя лапами, зубами. Он пытается вбить героя в землю, т. е. вогнать в грех, в страх, в заблуждения и таким образом сделать зависимым от него, поработить. Победу над змеем, отсечение всех его голов можно понимать и как победу над своими страстями (недостатками, слабостями), а не только как победу над внешним злом.

Помоги себе сам, и за тобой спасутся тысячи, говорят умные люди. А хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя. Некоторые же из наших современников поучают окружающих, требуют от них правильности, не замечая собственные недостатки. Так вряд ли придём к успеху. Начни с себя, стань лучше, покажи пример.

При описании в сказках подобных схваток со Змеем, Чудо-Юдо, Кощеем герой спокоен, не гневается, не раздражается, не испытывает страха. Лишь иногда: "Осерчал Иванушка, собрался силами, отрубил Змею голову". Герой не поддаётся ненужным во время борьбы эмоциям. Он спокойно и решительно расправляется с врагом. У него ясная голова, спокойное сердце и чистая душа.

Злоба, ненависть, излишняя восторженность, глуповатая благодать мешают человеку разобраться в ситуации, принять верное решение, замедляют реакцию и т. п. Тренеры учат боксёров: не злись на противника, не раздражайся. Поддался эмоциям - проиграл поединок.

Если ты делаешь правое дело, откручивай голову неприятелю без лишнего напряжения и эмоций. Так шансы на успех увеличиваются, да и силы сохраняются. Надо просто выработать в себе установки, которые были у наших пращуров: со злом необходимо бороться, злодеи должны быть уничтожены. И, исходя из этих установок, действовать.

Стоит отметить, что герои не жалуются на трудности, не стонут об утерянном прошлом. Они, как правило, пребывают в добром настроении, не теряют бодрости духа, веры в победу. Ни в одной сказке герой не был подвержен злоупотреблению спиртными напитками. Только с трезвой головой можно прийти к победе.

Идя к цели, герои сказок не вступают в длительные дискуссии, не пытаются словами доказать что-либо своим оппонентам. Они совершают конкретные дела, понимая, что достичь полезного результата возможно, прежде всего, за счёт действий, а не слов. Кстати, и любой человек определяется не словами, а совершёнными им делами. Приведу цитату из "Влесовой Книги" (8-9 вв.): "Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у кого слова и деяния совпадают".

Сказки учат оценивать людей именно по делам. Не зря в сказке "Царевна-лягушка" царь-отец, оценивая своих невесток, велел им прийти на пир с приготовленными ими яствами. Посмотрел, как они за столом себя ведут, как танцуют. Порой, услышав красиво говорящего оратора, люди готовы возносить его и следовать за ним. Не надо торопиться. Оцените сначала его дела, а потом принимайте решение, стоит ли следовать за красивоговорящим.

Поняв поучительный характер сказок, понятным становится происхождение слова "подсказка". Подсказку понимаем как совет при ответе на вопрос, совет в принятии решения в конкретной ситуации. Неслучайно слово "подсказка" приобрело такое смысловое значение. Если сказка помогает в познании жизни, подсказка - малая сказка - помогает справиться с небольшой жизненной проблемой.

В заключение отмечу, надо отдать должное мудрости наших предков. Сказками они с детства воспитывали своих детей, ковали их характер. Говоря современным языком, программировали сознание, темперамент, волевые качества. Сказки можно назвать Священными Писаниями славян. В них заложен опыт многих поколений, передаваемый из поколения в поколение на протяжении тысяч лет. А знания прошлого и настоящего взаимодополняют друг друга, вместе они громадная сила на пути прогресса и в борьбе с врагами Отечества.

В своём повествовании я не претендую на истину. Но думаю, что сказки помогут нам преодолеть современные кризисы и трудности. Надо лишь понять намёк, да усвоить сей урок.

Газета "Дуэль", N 16-17, 8 сентября 2009 г.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное