Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 390


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 390-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 14 июля 2008 г. предлагаем насыщенную фактами статью "Как ликвидировали отечественную науку" и наш комментарий к ней.

Начинаем публиковать доклад Института глобализации и социальных движений "Кризис глобальной экономики и Россия".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Как ликвидировали отечественную науку

Процесс ликвидации научно-технического комплекса (НТК) можно условно разделить на два этапа. Первый - 90-е годы, которые характеризовались несистемными действиями исполнительной власти по отношению к НТК. В 1996 году была принята "Доктрина развития российской науки", в этом же году был принят многострадальный закон "О науке и государственной научно-технической политике", который вместе с тогда еще отдельными налоговыми законами создал хоть какую-то правовую базу поддержки науки. В Госдуме даже принимались решения о причислении расходов на науку к защищенным статьям, что никак не повлияло на секвестирование этой статьи год за годом. Одновременно, в том же 1996 году, правительство приступило к разработке обоснования ликвидации научно-технического комплекса, которое получило название "Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 годов". Вроде бы 2000-тысячный год давно миновал, но автор, невзирая на многочисленные поиски, не смог обнаружить хоть какие-либо свидетельства подведения итогов реализации этой Концепции, что, правда, является характерным для исполнительной власти - не нести ответственность за принятые решения.

За последние 8 лет несистемный подход по "реформированию" НТК сменился системным подходом по ликвидации НТК, государственный сектор потерял практически всё то немногое, что было законодательно прописано.

С 2001 года была отменена льгота по уплате НДС на ввозимое научное оборудование, что привело к снижению и без того скудных бюджетных средств по обновлению научного оборудования более чем на 20 процентов, потому что, кроме НДС, необходимо было изыскивать дополнительные средства за таможенное хранение.

Затем последовательно были отменены льготы по уплате налога на имущество и земельного налога, которые из-за проводимой финансовой политики Минфина по перечислению компенсационных выплат научным организациям поставили многие научные организации на грань банкротства. Упомянутые налоги являются региональными, и местной налоговой инспекции "до лампочки", перечислил ли Минфин соответствующую компенсацию, как клятвенно обещал министр финансов А.Л. Кудрин при представлении этих законопроектов, или нет, ее дело маленькое - собирать налоги. То, что в нарушение ст. 210 ГК РФ (Статья 210. Бремя содержания имущества: "Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества...") научные организации, которые не являются собственниками ни имущества, ни земли, сделали плательщиками этих налогов, говорит только о том, что закон для исполнительной власти не писан. Сколько научных организаций пострадало, сколько рейдерски обанкротилось от инициативы Минфина (инициатива введения этих налогов, естественно, принадлежала Минфину), исполнительная власть умалчивает, процесс этот продолжается и поныне.

Затем в 2004 году были совершены тоже знаковые действия Минфина. Вначале Постановлением Правительства от 29 мая 2004 года была существенно перекроена бюджетная классификация, в результате чего исчез, как самостоятельный, раздел 06 - наука, что привело к полнейшей неразберихе в понимании финансирования науки, когда три ключевых министерства: Минфин, МЭРТ, Минобрнауки - не могли на заседаниях Комитета по образованию и науке ГД РФ договориться о том, сколько же денег выделяется на науку на очередной финансовый год.

В 2004 году небезызвестным ФЗ-122 (о монетизации) Минфин добился наконец-то ликвидации обязательств государства по 4-процентному финансированию науки (ст. 15 ФЗ-127 "О науке...").

В 2005 году исчезло положение закона "О науке..." об аккредитации научных организаций. При отстаивании этой законодательной инициативы министр А.А. Фурсенко аргументировал позицию министерства тем, что научные исследования ведутся не только в научных организациях, но и на промышленных предприятиях и еще где-то, к тому же аккредитация никаких налоговых льгот или иных преференций не приносит. По-видимому, министр не в курсе, что в кризисной ситуации предприятия избавлялись от "ненужного балласта", то есть заводских лабораторий, патентных служб и т.п. Эта инициатива министерства привела к появлению фирм-посредников в научно-технической сфере. А между тем, для примера, контрактная систем США предусматривает некий аналог аккредитации, так как организация, претендующая на заключение контракта, должна представить документы, что она не менее трех лет занимается исследованиями по заявленной теме, располагает необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом, способным выполнить контракт.

В 2006 году был принят Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который предусматривает избавление "государства" от "избыточных полномочий государства", так как для этого вида учреждений исчезает положение Гражданского кодекса (ст. 120) о субсидиарной ответственности, а предусматривается финансирование посредством выделения субвенций и субсидий для оказания услуг, выполнения работ физическим и юридическим лицам (что это такое, в смысле научного поиска, - непонятно) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В прокрустово ложе этого закона начали загонять научные и образовательные учреждения. В том же 2006 году были внесены изменения в правовой статус академий наук, имеющих государственный статус, но, к "сожалению", исполнительной власти этими поправками не удалось законодательно загнать академии в "нужное" положение. Поэтому на основании этих поправок 19 ноября 2007 года было принято Постановление Правительства No. 785 "Об утверждении устава РАН", которым установлено, что: "Российской академии наук и ее региональным отделениям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию программы фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также на осуществление инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры;

Российская академия наук и подведомственные ей учреждения до 1 января 2009 г. осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящимися к бюджетным учреждениям".

Если сравнить рост финансирования фундаментальных исследований на 2009 и 2010 годы, то окажется, что в первом случае этот рост составляет около 4%, а во втором - около 5%. В соответствии с законом о бюджете планировалась инфляция в размере 8,5%, которая, видно, не будет выполнена (уже на 20 мая она составляла приблизительно эту цифру). Но даже если брать плановую цифру, то роста никакого нет, есть даже реальное снижение финансирования.

 Хотелось бы отметь еще один момент. Это катастрофическое нежелание тех, от кого зависит судьба научных исследований, представлять специфику естественнонаучных исследований, которые требуют большого числа вспомогательного персонала. Автор, работая в ФИАНе в дореформенное время, припоминает, что в пору интенсивного роста научных исследований в новых научных направлениях соотношение числа исследователей к числу вспомогательного персонала доходило 1 к 4 и даже 1 к 5. А в Распоряжении Правительства No. 233-р от 27 февраля 2008 г., которым была принята "Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы", соотношение совершенно обратное, да еще с тенденцией к ухудшению.

Удельный вес исследователей в общей численности занятых исследованиями и разработками (в %):

2008 г. - 59,3;

2009 г. - 59,5;

2010 г. - 59,7;

2011 г. - 59,9;

2012 г. - 60,0.

Периодически, чтобы в глазах мировой общественности не выглядеть совсем уж некомпетентной, исполнительная власть лицемерно заявляет о своей озабоченности состоянием НТК, о своем стремлении поддержать нищих ученых. Чего стоит "пилотный" проект для РАН по поэтапному повышению зарплаты ученых. СМИ, как по команде, расписывали будущие "бешеные" доходы ученых: мол, научные работники РАН будут получать зарплату почти 30 тысяч рублей. А на поверку, как всегда, всё оказалось пшиком.

Вышло Постановление Правительства No. 236 от 22.04.2006 г. "О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук". Приведем некоторые позиции Постановления:

"8. Российской академии наук по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации осуществить в 2006-2008 годах оптимизацию сети подведомственных научных учреждений и научных центров Российской академии наук и поэтапное сокращение к 2009 году в среднем на 20 процентов числа работников научных учреждений и научных центров Российской академии наук.

9. Установить общую численность работников научных учреждений и научных центров Российской академии наук:

на 1 мая 2006 г. - в количестве 112370 единиц, в том числе руководителей и научных работников - в количестве 55281 единицы;

на 1 января 2009 г. - в количестве 89896 единиц, в том числе руководителей и научных работников - в количестве 44225 единиц.

10. Предусмотренные настоящим постановлением мероприятия реализуются в пределах средств, предусматриваемых Российской академии наук и ее региональным отделениям в федеральном бюджете на соответствующий год.

11. В период реализации проекта должностные оклады научных работников, предусмотренные приложением No. 2 к настоящему постановлению, не индексируются".

Вообще говоря, возникает непростая арифметическая задача. Каким образом при сокращении на 20% персонала и увеличении на 4-5% ассигнований, увеличить зарплату в три с лишним раза? Кстати, в этом Постановлении ничего не говорится об инженерно-техническом персонале - важнейшей составляющей естественнонаучных исследований. Вообще-то приведенные цифры никакого восторга не вызывают, т.к. основное звено исследователей - младшие научные сотрудники, научные сотрудники, старшие научные сотрудники остаются на нищенском финансировании. Конечно, должна увеличиться их зарплата в три раза, если увеличится, но назвать ее достойной язык не поворачивается, а если принять во внимание галопирующую инфляцию, то и говорить-то не о чем. Для привлечения молодежи всем уже известно, что необходимо три базовых фактора: достойная зарплата, возможность осуществления современных научных исследований, достойное жилье. Что следует из приведенного постановления? Зарплата не впечатляет, приборное оснащение устарело и перспектив его обновления нет, жилищный вопрос также реально не решается. Так что при всей риторике о необходимости омолаживания научно-технического персонала реально ровным счетом ничего не делается, но водопады слов на эту тему льются непрерывно.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 ноября 2006 г. No. 712 установило с 1 ноября 2006 г. ежемесячную доплату за ученую степень. За 2 месяца 2006 года Минфин выделил положенные средства, а затем, сославшись на "пилотный" проект, перестал выделять средства на доплату за степень.

Таким образом, реальная угроза по ликвидации государственного сектора науки перешла в заключительную фазу, что, естественно, ставит под вопрос само существование России как суверенного государства.

Существует полнейшее несоответствие между утверждениями президента о необходимости развития фундаментальных наук и коммерциализации полученных результатов и конкретными действиями исполнительной власти, поддерживаемой непосредственными руководителями РАН.

Любопытно, что все эти действия в отношении научно-технического комплекса осуществляют научные работники, облеченные научными степенями и званиями, правда в основном так называемых "противоестественных" наук, которых расплодилось превеликое множество. Если в советское время в ВАКе 75% процентов составляли научно-технические и технические диссертации, а 25% процентов - общественные и гуманитарные, то в настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот. В результате мы получили безграмотных экономистов, политологов, социологов, юристов и т.д., для которых само существование населения с его претензиями на нормальную жизнь не более чем головная боль, которая спокойно заглушается звуками пиления денег, направляемых якобы на социальное развитие страны.

Чем-то похожая ситуация создалась в академическом секторе науки. На протяжении почти 20 лет приборная и техническая база Российской академии наук не обновлялась, а это сотни миллиардов долларов, но об этом открыто говорить почему-то стало неприлично. Кроме того, мы уже уперлись в кадровый голод по всем отраслям экономики, кроме ее гробовщиков.

Второй момент, о чем у исполнительной власти не принято говорить во время "высокомудрых" рассуждений экономических мужей, - это состояние промышленного потенциала. Подчеркиваю, не научного, а промышленного. Как бы ни были высоки достижения науки, в отсутствие промышленности, способной воспринять новые разработки и воплотить в потребляемый товар или услугу, предъявлять претензии к науке безнравственно.

А данных такого анализа нет не только в академии, но и у представителей министерств.

Таким образом, системный кризис продолжает нарастать, невзирая на успокаивающие заявления исполнительной власти высшего уровня. И в этом плане безволие и бездействие РАН не может не удручать.

В.И. Бабкин,
эксперт Госдумы
"Экономическая и философская газета",
No. 24-25, 19 июня 2008 г.

Комментарий. Вполне понятны причины, по которым правящий режим хочет ликвидировать РАН и отечественную науку в целом. Это и стремление (со стороны его западных хозяев) добить конкурента (нашу страну), и нежелание мириться с критикой (отделение экономики РАН единодушно против деяний режима, потому и в СМИ не пускают). Однако попытки разогнать встречают отпор. Вспомним историю с новым уставом РАН. Поэтому правящий режим выбрал тактику постепенного удушения. Ведь уже сейчас средний возраст сотрудников РАН - за 60. Массового притока молодых ожидать нет оснований. Значит, через 10 лет в институтах РАН будут одни пенсионеры - 70 лет и выше. И естественно будет спросить - нужен ли стране этот огромный и дорогостоящий дом престарелых? А еще через 10 лет проблема решится сама собой - кадры РАН вымрут...

Однако из того, что правящий режим хочет ликвидировать РАН, еще не следует, что возрождающейся России нужна нынешняя РАН. Слишком много недостатков выявилось в этой форме организации науки. По нашей оценке (Орлов А.И. Социологический прогноз развития российской науки на 1993-1995 гг. - Международная газета "Наука и технология в России". Июнь 1993 г. No.1. С.29-29), в позднесоветское время реально занимался наукой лишь 1 из 3 научных сотрудников РАН и 1 из 10 сотрудников прикладных НИИ. А для реально работающего меньшинства типичным является уход во внутринаучные проблемы и потеря контактов с внешним миром.

Так, 7 января 2006 г. была создана тема "Есть ли польза от академиков?". Она начиналась с обращения: "Проведем мысленный эксперимент. Представим себе, что все перечисленные ниже математики, входящие в РАН, 30 лет назад исчезли. Что изменилось бы? Конечно, изменилась бы судьба их семей, учеников и сотрудников. А вот для Вас, читатель, что изменилось бы?". Число просмотров этой темы приближается к 4000. Но никто из просмотревших не смог указать ни одной научной работы академиков, которая принесла бы пользу в его (просмотревшего) профессиональной деятельности. Т.е. ничего бы не изменилось, если бы все члены отделения математики РАН (64 человека) исчезли бы 30 лет назад.

Итак, упрощенно говоря, в институтах РАН числятся в основном либо паразиты, либо те, чьи работы никому не нужны. Нужна ли такая форма организации науки? По нашему мнению - не нужна. Целесообразно присоединиться к большинству (стран на Земле), в которых академии наук - научные общества, а не государственные структуры.

А что делать с институтами РАН? Они должны быть распределены соответственно выполняемой работе. Большинству место в составе университетов. Вузы получат квалифицированных преподавателей, а бывшие сотрудники РАН - учеников. Часть институтов РАН найдет естественное место в составе отраслевых структур - атомной, космической и др. Фактически указанные контакты с системой образования и с промышленностью давно налажены, так что речь идет об изменении высших этажей управления и соответствующем - и значительном - изменении акцентов и стимулов в исследовательском сообществе.

А.И. Орлов
2008-06-28

*   *   *   *   *   *   *

Доклад Института глобализации и социальных движений
(Institute for globalization and social movements)
(ИГСО-IGSO)

Кризис глобальной экономики и Россия

Первые недели 2008 года практически все российские и зарубежные эксперты считали ситуацию в мировой экономике благополучной. Сделанное немногими аналитиками предупреждение о надвигающемся большом хозяйственном кризисе не были восприняты оптимистически настроенным обществом достаточно серьезно.

22 января мировые биржи сотрясло первое падение. Вслед за ним последовал ряд новых биржевых обвалов. Фондовые рынки планеты оказались дестабилизированы. Усилилась инфляция, начали резко расти цены на продовольствие. Ряд американских и европейских банков заявили о колоссальных убытках, понесенных по итогам 2007 года. Стали ясны масштабы хозяйственных проблем в США. Начался новый мировой кризис. Проявление первых его симптомов породило много вопросов, непосредственно связанных с природой кризиса, причинами его возникновения и логикой вероятного развития.

1. Основные выводы

Развитие глобального кризиса:

1) В настоящее время мировой экономический кризис находится на ранней стадии, проявившись преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции, удорожание капиталов);

2) В наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, где подготовляется открытие торгового кризиса и падение промышленного производства;

3) Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинется на "новые индустриальные страны", где начнется остановка производства;

4) Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приведет к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, совершится падение цен на нефть, возрастет число безработных, произойдет масштабное падение потребления;

5) Кризис затронет все страны, включенные в мироэкономику, и повлечет за собой продолжительную депрессию, разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации окажутся очень большими;

6) Предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год - рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы - пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы - депрессия, перестройка мироэкономики для нового развития;

7) Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;

8) Нет оснований ожидать быстрого прохождения кризиса, его затягивание приведет к обострению политических и социальных конфликтов в большинстве стран мира;

Характер и последствия кризиса:

9) Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;

10) Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);

11) Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);

12) Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);

13) Кризис не завершится, пока не будут сняты породившие его противоречия, а развитие мирового хозяйства не получит новый технологический импульс (прежде всего в инновациях индустрии, что приведет к удешевлению товаров);

14) По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;

15) Кризис приведет к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;

16) Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);

17) Кризис приведет к возрождению политики протекционизма, которая станет мощным инструментом глобальной корпоративной конкуренции;

18) Международное разделение труда возрастет, в "старых промышленных странах" логично ожидать реиндустриализации;

Влияние кризиса на экономику России:

19) Оказанное кризисом воздействие на экономику России остается пока незначительным и затрагивает преимущественно финансовую сферу;

20) Экономика РФ продолжает расти, но потребительский рынок в стране инфляционно сжимается, что подготовляет национальный торговый и ипотечный кризисы;

21) Приход глобального кризиса в РФ задержится и произойдет, вероятно, позднее, чем в "новые индустриальные страны" и ЕС;

22) Под воздействием общемировых хозяйственных тенденций экономика России может ощутить серьезное недомогание еще при сохранении высоких нефтяных цен на мировом рынке;

23) Падение мировых цен на нефть приведет к кризисному поражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падению промышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резко снизится потребление;

24) Глобальный кризис окажется для России особенно тяжелым из-за экспортно-сырьевой ориентации экономики;

25) Выход страны из кризиса будет сопряжен с большими структурными переменами в экономике, общественными потрясениями и падением роли сырьевых корпораций.

2. Системный кризис мировой экономики

2.1. Первые проявления кризиса

Сведения о резком сокращении прибыли банковской группы Citigroup привело 15 января к падению на Нью-йоркской фондовой бирже. Индекс промышленной активности Dow Jones снизился на 2,2%, Standard & Poor's - на 2,51%. Nasdaq Composite потерял 2,45%. 21 января резкое снижение цен на акции произошло на всех основных мировых рынках. Торги на Франкфуртской, Лондонской и Парижской биржах завершились падением на 7,16%, 5,5% и 6,83%, крупнейшим за последние шесть лет. В России оно уже составило более 8%. Негативную роль в развязке биржевого кризиса сыграли предложенные президентом Бушем меры по снижению налогов - "республиканская панацея" - не способные поправить экономическую ситуацию в США. Объявленное администрацией понижение налогов только усилило биржевую панику.

Охвативший 21-22 января ведущие мировые биржи кризис явился следствием обнаружившегося расхождения в рентабельности компаний с их капитализацией. Произошедшее падение на фондовых рынках планеты было вызвано информацией о низкой рентабельности, а также больших убытках ведущих банков. Цена на акции рухнули, опустились также бумаги "здоровых компаний" - по которым на рынке не имелось сведений об убытках или понижении доходности. Даже российские корпорации, такие, как "Газпром", понесли серьезные потери. Стабилизация фондовых рынков по итогам падения конца января не оказалась продолжительной. Фондовые рынки вступили в полосу нестабильности, что сразу отразилось на товарных рынках. Правительства и экономисты немедленно принялись успокаивать общество, объясняя, что произошла только "корректировка курса акций". Однако спустя всего неделю на мировых рынках вновь наблюдалось снижение.

28 января опять отмечалось падение на многих фондовых рынках. 5 февраля мощный обвал произошел на американских и европейских биржах. Потом наступило очередное успокоение и новое падение 17 марта.

На Лондонской фондовой бирже 5 февраля совокупная стоимость котирующихся акций сократилась на 2,63%. На Франкфуртской бирже падение составило 3,36%, на Брюссельской - 3,17%, на Миланской - 3,07%, на Амстердамской - 3,34%. В Париже бумаги подешевели на 3,96%. На Мадридской бирже падение оказалось еще больше. Оно составило 5,19%. Большие потери в цене понесли акции банков и автомобильных компаний Евросоюза. 7,4% от своей стоимости потерял французский Renault. Бумаги Peugeot подешевели на 6%, итальянского Fiat - на 6,5%. Акции аэрокосмического концерна EADS лишились 6%.

Биржевое падение в России также оказалось значительным. Индекс РТС, один из основных отечественных фондовых индикаторов, опустился на 3,38%. ММВБ упал на 4,04%. Больше всего потеряли бумаги Сбербанка России (-5% на ФБ ММВБ) и ОАО "Роснефть" (-5,7% в РТС). Общее снижение цен российских "голубых фишек" оказалось в границах 5,7%. Восстановление после обвалов 21, 22 и 28 января стало непродолжительным, показав, насколько фондовые рынки утратили прежнюю положительную динамику.

В США 5 февраля индекс Dow Jones, определяемый на основании совокупного курса ценных бумаг 30 американских компаний-лидеров, снизился на 2,53%. Standard & Poors 500 потерял 2,67%. Индекс электронной биржи NASDAQ лишился 2,54%. Характерно, что падение в США оказалось менее значительным, чем в странах ЕС и России. Миф о независимости национальных экономик, которому больше всего подвержена Россия, еще раз оказался под ударом. Разница показала, насколько сильно ощущаются в мире любые негативные явления в американском национальном хозяйстве.

14 марта на американских биржах опять появились признаки, предвещавшие новое падение. Чтобы предотвратить вызревающее обрушение, Федеральная резервная система (ФРС) США в экстренном порядке понизила ставку рефинансирования до 3,25%. Однако снижение дисконтной ставки, по которой кредитуются банки, на 0,25 процентных пункта не возымело положительного действия. К обратному эффекту привело также беспрецедентное со времен Великой депрессии решение напрямую кредитовать крупные финансовые компании. Намерение ФРС финансово содействовать банку J.P.Morgan Chase & Co в покупке за 236 млн. долларов инвестбанка Bear Stearns повлекло обвал котировок других крупнейших американских банков. Акции Bear Stearns подешевели 14 марта на 47%. От прежней внушительной капитализации компании не осталось и следа. Еще год назад она составляла 20 млрд. долларов.

17 марта информация о плачевном состоянии американской банковской сферы вызвала общемировую панику. Необоснованность высокого курса ценных бумаг компаний, терпящих бедствие, привела к массовой распродаже трейдерами их акций. На всех крупных фондовых площадках мира произошло падение. Российский РТС лишился 4%. Такими же оказались потери на европейских площадках. Британский индекс FTSE 100 понизился на 2,93%. Японский Nikkei 225 обвалился на 3,71%. Ни один фондовый рынок от Азии до США не устоял.

Одновременно с цепью первых падений на фондовых рынках в мире произошло заметное ускорение инфляционных процессов. В первую очередь это отразилось на росте продовольственных цен, затронувшем практически все страны планеты. В России, по официальным оценкам, с начала года к концу марта 2008 года цены на овощи и фрукты возросли на 23,5% и 14,9% соответственно. Хлебобулочные изделия и крупы стали стоить дороже на 6,9%. На мировом рынке многие продовольственные товары поднялись в цене на 40-60%. Более миллиарда человек оказались вынуждены сократить свой рацион, исключив из него самые необходимые продукты. Во многих регионах планеты резко обострилась ситуация с голодом. Произошли первые массовые выступления протеста.

2.2. Антикризисные меры и рецессия в США

На основе опыта кризисов 1998-1999 и 2001 годов правительства стран-лидеров готовились к отражению новой экономической дестабилизации за счет создания мощных финансовых резервов.

Россия образовала Стабилизационный фонд в размере 548,1 млрд. долларов. Китай сконцентрировал огромные золотовалютные резервы, достигающие 1,68 трлн. долларов (70% из них размещено в долларовых активах). Еврозона собрал более 500 млрд. долларов. Япония - 1,02 трлн. долларов. Золотовалютные резервы США относительно невелики, в несколько раз уступая запасам Японии. При этом государственный долг страны к концу 2007 года достиг почти 10 трлн. долларов, а суммарный долг государства, штатов и корпораций достиг 40 трлн. долларов. Для сравнения в том же году мировой ВВП составил 61 трлн. долларов, увеличиваясь ежегодно в 2001-2005 годах на 4%, в 1991-2000 годах - на 3,1%. Чтобы платить по долгам и покрывать бюджетные расходы американское правительство вынужденно ежегодно привлекать 400-500 млрд. долларов заемных средств через продажу долгосрочных облигаций ФРС.

В качестве антикризисной стратегии всеми странами предполагалось оказывать финансовую помощь попавшим в затруднение компаниям, способствуя восстановлению нормального режима их работы. Также государства планировали направлять финансовые ресурсы на поддержание стабильного курса ценных бумаг и расчетных валют.

Однако, как показали уже первые месяцы нового глобального кризиса, все эти меры оказались неэффективны. Они способствовали кратковременной стабилизации на фондовых рынках, временно восстанавливали платежный баланс корпораций, но не снимали причин кризиса. В результате смена фаз развития кризиса лишь откладывалась.

В США меры по снижению ставки рефинансирования, финансовой накачке компаний и временного стимулирования спроса за счет возврата части налоговых поступлений населению ("план Буша" вернуть 168 млрд. долларов потребителям) не смогли предотвратить вхождения национального хозяйства в полосу кризиса. В Соединенных Штатах отмечается рост безработицы. Из-за нехватки кредитов 28 млн. американских граждан пользуются продовольственными талонами (в 2007 году этот показатель составлял 26,5). В марте американская экономика потеряла 81 тысячу рабочих мест, в апреле лишилась еще 20 тыс. Число официально признанных безработных в мае возросло еще на 5%. Общее число безработных в США составило 5,5% от всего трудоспособного населения, что является рекордом за 20 лет. По официальным данным среднемесячный прирост числа безработных уже составляет 5%, к которым не относятся иммигранты и многие граждане США.

Впервые за пять лет падает активность компаний, работающих в сфере услуг. В секторах розничной торговли, транспорта, финансов, недвижимости и здравоохранения работодатели сокращают численность персонала. Отмечается также падение потребления. По наблюдению экономистов, устойчивый спрос сохраняется лишь на продукты питания, по всем остальным показателям происходит снижение объемов продаж. В немалой степени страдают США и от инфляции. С начала года она, по различным оценкам, составила от 4 до 7%. В очень тяжелом состоянии банковская сфера. На спасение ее брошены огромные средства со всего мира. Но финансовые вливания не принесли устойчивых положительных результатов. Пострадавшая первой банковская группа Citigroup распродает активы и пытается укрепить положение за счет эмиссии акций.

Промышленное производство в США за полгода снизилось на 1,2-1,5%. Есть все основания полагать, что уже в ближайшие месяцы затруднения в сбыте товаров сильнее отразится на производственном секторе. За I квартал 2008 года рост ВВП составил всего 0,6% в годовом исчислении (в 2006 году ВВП равнялся 3,3%, в 2007 году - 2,2%). По мнению ООН, для американской экономики существует два сценария. Пессимистический - предполагает сокращение ВВП США в 2008 году на 1,2%, оптимистический - увеличение на 1%. Однако такие оценки основаны на экстраполяции тенденций, характерных для текущего состояния дел, что принципиально неверно, поскольку кризис в мироэкономике и хозяйстве США развивается по определенным стадиям. В настоящее время он находится на ранней стадии, затронув главным образом финансовую сферу. Уже в скором времени кризис более полно проявится в торговле и сфере услуг, затем дав о себе знать в промышленности. В результате для экономики США год завершится более ощутимым падением ВВП. Оно может составить как минимум 4-5%, а как максимум оказаться кратно выше. При этом 2008 год нельзя считать самым тяжелым годом кризиса или временем его прохождения, пока основные противоречия, вызвавшие глобальную дестабилизацию, не будут разрешены.

В середине 1990-х годов доля финансовых услуг в ВВП Соединенных Штатов превысила долю промышленности. С 1970-х годов по 2008 год составляющая производства в ВВП упала с 25% до 12%. Доля финансовых услуг возросла с 12% до 20-21%. При этом 4-5% роста ВВП в финансовом секторе 1990-2000-х годов связаны с ипотечным бумом. С 1987 по 2007 год общая задолженность в США выросла с 11 трлн. долларов до 48 трлн. долларов, в которых наиболее велика доля частного финансового сектора. Разрыв потребительского "мыльного пузыря" неминуемо приведет к беспрецедентному числу банкротств, основная доля которых придется на финансовый сектор.

Вопреки общепринятым оценкам, отрицательное торговое сальдо США не играет в развитии кризиса значительной роли, поскольку покрывается ввозимой в страну прибылью корпораций. Поступающие на внутренний рынок США иностранные товары часто произведены на предприятиях, принадлежащих американским компаниям. Так, громадная розничная сеть Wall-mart владеет в КНР более чем 700 фабриками. Однако, получая высокую прибыль на товарном рынке США, американские корпорации длительное время проводят политику сокращения расходов на рабочую силу, непосредственно создающую этот рынок.

Для других стран, включая Россию, вхождение в мировой кризис пока происходит с серьезным временным отрывом от США. На протяжении 2008 года эта тенденция, очевидно, сохранится. Одновременно можно предполагать, что падение цен на нефть способно задержаться до 2009 года, а фактически до перехода глобального кризиса в фазу поражения промышленности. К тому же, кризис на финансовых рынках подстегивает инвесторов к спекулятивным вложениям в операции с куплей-продажей нефти, считающихся более надежными. Это приводит к надуванию ценового "мыльного пузыря" на нефтяном рынке. В течение первых 5 месяцев 2008 года при фактической стагнации спроса цены на нефть выросли более чем на треть. Эта тенденция тактически выглядит благоприятной для России, но стратегически увеличивает для неё риски, связанные с кризисом.

Наряду с США проблемы начали испытывать и хозяйства стран ЕС: Франции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии, Люксембурга и Испании. Прибыль одного из крупнейших французских банков Credit Agricole по итогам 2007 года снизилась по сравнению с прогнозом на 16,8%. Убытки компании на американском ипотечном рынке в I квартале 2008 года составили 1,2 млрд. евро. Другой французский банк Societe Generale объявил о списании 1,18 млрд. евро по кредитным инструментам и падении чистой прибыли в I квартале на 23% до 1,1 млрд. евро. Крупнейший швейцарский банк Credit Suisse обнародовал информацию о потерях 2,85 млрд. долларов. Еще большие потери понес крупнейший европейский банк UBS AG. За IV квартал 2007 года они составили 13,7 млрд. долларов. Всего банки мира уже списали в связи с американским "народным дефолтом" (массовыми неплатежами по жилищным закладным) более 320 млрд. долларов. Merrill Lynch и UBS почти полностью лишились капитала. Банки Morgan Stanley, Mizuho Financial Group, Citigroup и Washington Mutual понесли убытки на треть капитала. Совокупные потери на рынке ипотеки и связанных с ней долговых ценных бумаг оцениваются МВФ в 565 млрд. долларов. Эта сумма была снижена под давлением США. Ранее МВФ оценивал потенциальные убытки в 945 млрд. долларов. Сведения о потерях, понесенных на ипотечном рынке США, продолжают поступать, размер постепенно рассыпающейся пирамиды ипотечных кредитов оценивается в 10,7 трлн. долларов.

Обвал на рынке недвижимости США привел к резкому удешевлению жилья. Индекс Кейса-Шиллера, отражающий стоимость недвижимости в Соединенных Штатах, опустился до самого низкого за 20 лет уровня. В национальном масштабе индекс цен на жилье за первый квартал 2008 года снизился на 14,1% по сравнению с тем же периодом 2007 года, достигнув самой низкой отметки с 1988 года. Рынок переполнен отобранными у заемщиков домами и квартирами. В 2008 году за невыплату ипотечных взносов в стране изъято более 1 млн. домов. Колоссальный сегмент американского рынка - жилая недвижимость - продолжает обесцениваться. В ближайшие месяцы падение стоимости жилья может составить от 10 до 25%.

Среди пострадавших от продолжающегося "народного дефолта" в США оказались также коммерческие структуры Японии и Таиланда. Косвенно американский ипотечный кризис сказался на всей мировой банковской системе, породив дефицит дешевых кредитов. Без постоянной финансовой подпитки банки мировой периферии оказались в затруднительном положении, поскольку у них начали накапливаться "местные" проблемы с должниками. Появились первые затруднения с платежами по кредитам, предоставленным зарубежными банками. Произошел отток банковских инвестиций. Вслед за глобальным биржевым кризисом возник финансовый кризис, явившийся лишь новым проявлением общемирового хозяйственного кризиса. Столкнувшись с дефицитом ликвидности банков, правительства пошли на принятие разнообразных мер по накачке компаний платежными средствами.

Власти РФ разместили на счетах проблемных банков средства Пенсионного фонда. Среди государств СНГ в наиболее затруднительном положении оказался Казахстан. Президент Назарбаев признал, что экономика его страны находится в глубоком кризисе. Причина - финансовые проблемы, вернее, банковский кризис, вызванный невозможностью расплатиться за дешевые иностранные кредиты. Из казахских банков начался отток средств, их рейтинги резко снижены. Правительство Казахстана выделило в помощь банкам 4 млрд. долларов, при общих финансовых резервах страны в 40 млрд. долларов. Однако ни этой суммы, ни золотовалютных запасов Казахстана не хватит надолго. Строжайшая экономия, о которой говорит Назарбаев, тоже окажется малоэффективной. Применение подобных мер правительствами других стран также приведет лишь к углублению кризиса. Получение отсрочки для корпораций за счет дальнейшего падения потребления не только не снимает противоречий кризиса, а напротив - обостряет их.

Официальные лица США считают, что негативную тенденцию все еще можно преодолеть, предотвратив глобальное расползание кризиса. Более пессимистичны американские аналитики, в начале года соглашавшиеся с оптимизмом правительства. В настоящее время ставка рефинансирования без существенного эффекта снижена до 2%. Фондовый рынок находится в подвешенном состоянии. С мая производится возврат гражданам налоговых поступлений. Процесс выплаты денег займет 2,5 месяца. В зависимости от величины доходов налогоплательщики получают обратно сумму от нескольких сот до 2400 долларов. Максимальный размер выплаты получают семьи, зарабатывавшие порядка 150 тысяч долларов в год и имеющие трех-четырех детей. Однако ожидания чиновников, что финансовое стимулирование способствует повышению потребительской активности, пока не оправдались. Население предпочитает тратить деньги на оплату долгов и создание запасов продовольствия. Американские компании продолжают проводить политику экономии за счет ухудшения условий труда работников, что никак не способствует росту потребления. Возврат долгов населения банкам за счет налоговых льгот может несколько уменьшить давление на финансовые институты США, но не устраняет общей кризисной тенденции на потребительском рынке.

В Вашингтоне рассчитывают, что сочетание низкой кредитной ставки для компаний с мерами временного стимулирования спроса на внутреннем рынке позволят выиграть время, избежать хозяйственного падения и пройти кризисную полосу. Предполагается, что кризис - это "временная неприятность", которая пройдет сама собой. Однако производимые стандартные действия властей не затрагивают причин кризиса, являющегося для мироэкономики системным.

Нет оснований считать, будто новое понижение ставки рефинансирования окажется более эффективным. Также нет оснований полагать, что разовая субсидия населению может поднять его платежеспособный спрос, упавший в силу объективных причин. Финансовая накачка компаний не способна вернуть им эффективность в условиях падающего потребления. В результате применяемые в настоящее время в США антикризисные меры не могут остановить развитие всех негативных тенденций в экономике, а обеспечивают лишь временную передышку. Продлиться она способна несколько месяцев. Вероятно, уже к началу осени можно ожидать проявления новых симптомов развития кризиса в США.

2.3. Происхождение глобального кризиса

Среди аналитиков, отрицавших в конце 2007 года вероятность кризиса, сегодня большинство объясняет негативные процессы в мировой экономике как последствия ипотечного кризиса в США. По мнению неолиберальных экономистов, кризис вызван просто коллективными ошибками руководства ряда компаний и завершится, как только ситуация в финансовой сфере поправится. Аналогичной позиции придерживаются практически все правительства. Власти РФ не раз выражали уверенность, что финансовый кризис не затронет отечественную экономику, а, напротив, окажет на нее положительное влияние. Однако при рассмотрении происхождения глобального кризиса видно, насколько поверхностными являются подобные оценки, наивными - национально-мессианские ожидания.

На протяжении 2007 года практически на всех мировых биржах отмечался рост. Рынок акций США, крупнейший и наиболее важный в мире, только к концу года начал давать сбои в связи с ипотечным кризисом. Активный рост был зафиксирован на немецком фондовом рынке: индекс DAX показал отличный результат в 22%. Британские акции поднялись на 3,8%, французские - на 1,3%. Российский фондовый рынок в минувшем году развивался успешно. Особенно удачными оказались IPO электроэнергетических компаний. Но в ходе 2007 года мировая экономика все более ощущала признаки недомогания, внешне скрытые для аналитиков большинства корпораций.

О приближении мирового экономического кризиса свидетельствовал целый ряд фактов. Рост производства в "новых промышленных странах" должен был, прежде всего, обслуживать потребление в богатых США и ЕС. Однако в связи с выносом из этих "старых промышленных стран" многих производств в них неуклонно снижалась реальная заработная плата, усиливалась тенденция к неполной и нестабильной занятости. "Хорошие рабочие места" в "первом мире" заменялись низкооплачиваемыми в странах периферии, где не имелось профсоюзов, социального и трудового законодательства. Если во времена "социального государства" периода 1949-1973 годов политика занятости, проводимая правительствами, в сочетании с высокими пособиями по безработице обеспечивала устойчивый спрос при стабильном жизненном уровне, то в современной западной экономике даже в работающих семьях характерна тенденция к нестабильности доходов. Так, если средний американец тратил в начале 1990-х годов на жилье 25% своих доходов, то в 2005 году эта доля возросла до 50-60%. Рабочие организации Запада, гарантировавшие людям в 1949-1973 годах относительно высокий уровень жизни, были ослаблены (профсоюзы) или деградировали (социал-демократия), а их социальная база сузилась в результате выноса целых отраслей в страны периферии.

Идеальным местом для переноса промышленности оказался Китай, обеспечивший 20-процентную "скидку" на цену своей рабочей силы для транснациональных корпораций. Индустриальный бум в "третьем мире" происходил одновременно с первичной пролетаризацией сотен миллионов крестьян. Отрываясь от натурального хозяйства, они становились наемными работниками и потребителями (преимущественно очень бедными). Производство все более концентрировалось в "странах юга", в то время как главные рынки сбыта оставались в "зоне севера". Падение спроса в США, Великобритании, ЕС и ряде других стран не могло компенсироваться за счет потребления средних слоев глобальной периферии. Снижение потребления в центре неминуемо оборачивалось остановкой производства на периферии, что вело к увольнениям и автоматически подрывало покупательную способность местных "средних классов".

За период 1982-2008 годов в "старых индустриальных странах" возросло число работающих женщин, что (в отличие от 1950-1960-х годов) стало семейной нормой. Трудящиеся оказались вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Таким образом, при снижении средней заработной платы в расчете на одного человека средний доход семьи в США и многих других западных странах в течение некоторого времени продолжал расти. Однако уже в конце 1990-х годов процент людей, относимых к "среднему классу", начал понемногу сокращаться.

На протяжении 2000-х годов падение доходов трудящихся "первого мира" прикрывалось ростом потребительского кредита, но к концу десятилетия задолженность семей в США и Британии достигла критической отметки. В 2007 году в Соединенных Штатах разразился кризис неплатежей - "народный дефолт". В ходе него частные лица, не располагая достаточными средствами, задерживали или прекращали выплаты по банковским кредитам. Этот кризис наложился на крайнее финансовое ослабление американского государства, все менее справлявшегося с ролью глобального гегемона. Систематически проводившаяся как демократическими, так и республиканскими администрациями политика снижения налогов предопределила перераспределение средств в пользу частного сектора, стимулируя его активность, но одновременно подорвала способность правительства прийти на помощь экономике, когда такая помощь понадобится. Долларовая эмиссия, которой правительство Буша старалось покрыть военные расходы, лишь ускоряла процесс ослабления потребительского рынка США. Ресурс поддержки потребления за счет банковского кредитования в 2007 году был практически исчерпан - население стало неспособно оплачивать даже минимальные проценты. Банковский сектор охватил кризис; информация о понесенных компаниями в минувшем году убытка привела к первым обвалам на бирже, а затем и к дестабилизации всех фондовых рынков планеты. На протяжении некоторого времени негативный эффект американской инфляции компенсировался способностью растущей мировой экономики поглощать избыток американских долларов, но это не могло продолжаться бесконечно.

Сталкиваясь в минувшем году с нарастающими проблемами, корпорации не находили решения. Они скрывали убытки, завышали полученную прибыль. Торговля дорожающими акциями компаний, маскирующих свои увеличивающиеся трудности, породила противоречие, которое рано или поздно должно было вырваться наружу. Проблемы на фондовом рынке программировались замаскированными проблемами всей мироэкономики, включая функционирование банковского сегмента.

Характерно, что потребительское кредитование 2000-х годов часто не было способно за счет процентов покрыть инфляционные издержки банков. Кредитование населения под низкий процент (до 3%) являлось прямым следствием беспрецедентного глобального перенакопления капиталов, которые оказалось некуда больше вкладывать. В мироэкономике сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпались. Корпорации располагали ресурсами для наращивания производства, но извлечение прибыли становилось все более сложным. В условиях падения спроса в Северной Америке и Европе возросло значение стран, располагающим большими внутренними рынками - прежде всего России, Бразилии и Индии. Хозяйственный рост в них мог продолжаться даже некоторое время после начала кризиса. В условиях спада потребления в США "новые гиганты" превращались в центр притяжения капиталов, возрастающая доля которых оставалась спекулятивной.

На протяжении двух десятилетий не только потребление в США, но и рост мировой экономики поддерживались за счет кредитования населения (прежде всего западного "среднего класса"). Доступность кредитов обеспечивали высокие прибыли корпораций США и других стран. Возникало противоречие между производственными и потребительскими рынками. Вынос производства из "первого мира", объективно понижал его потребительские возможности, но полученные в "третьем мире" прибыли позволяли кредитовать средние слои западного общества (прежде всего в США и Великобритании). Неминуемо происходившее обострение этого противоречия по мере все большего переноса промышленности из центра мироэкономики на периферию не могло не привести к глобальному кризису, более тяжелому и более сложному, чем обычные кризисы перепроизводства (рецессии), происходящие каждые десять лет. США стали первой страной, по которой пришелся начальный удар глобального системного кризиса.

2.4. Инфляция

Неожиданностью для мировой финансовой системы в 2008 году стало ускорение инфляции, прежде всего выразившееся в росте цен на продовольствие и топливо. В качестве причины инфляции большинство аналитиков называют рост цен на продукты питания и энергоносители, т.е. саму инфляцию. Невзирая на неадекватность подобных объяснений, мировая инфляция имеет объективные причины, связанные с общим кризисом модели глобальной экономики. Рост товарных цен - не причина, а следствие инфляции.

Несмотря на то, что инфляция ускорила темп еще до цепи январско-мартовских биржевых обвалов, именно они позволяют лучше всего понять ее причины.

Характерной особенностью международной инфляции является ее глобальный характер. В разной степени она затрагивает все страны планеты, неравномерно понижая покупательную способность всех денежных единиц. В настоящее время быстрее всего растут цены на товары первой необходимости, потребляемые постоянно: продовольствие и топливо. В США торговые сети и небольшие магазины проводят распродажи, поскольку они переполнены нереализованными промышленными товарами. Как только запас продукции будет продан, цены на промышленные товары пойдут вверх, подчиняясь общей тенденции.

Учитывая, что в мире не произошло скачкообразного роста потребления (благосостояние населения планеты продолжает ухудшаться), причина инфляции состоит в нарушении баланса между товарной и денежной массой в глобальном хозяйстве. Денежная масса в мироэкономике существенно увеличилась, масса промышленной продукции также осталась почти неизменной. Однако обеспеченность товарной массы денежной возросла. Денежных единиц в экономике на условную единицу товаров стало больше. Ускорение инфляции произошло в результате начавшейся потери деньгами обеспеченности на фондовом рынке и на американском рынке недвижимости, ввиду обесценивания акций и домов. Сумма денег в экономике осталась прежней, но соответствующая ей сумма цен товаров снизилась вследствие первых проявлений глобального кризиса. В результате покупательная способность трудящихся сократилась за счет обесценивания их зарплат. Потребление начало падать, спрос сконцентрировался на товарах первостепенной необходимости.

В настоящее время этот процесс продолжает развиваться, подготовляя торговый кризис, за которым неминуемо последуют новые биржевые падения. Это, в свою очередь, еще более осложнит ситуацию: инфляция ускорится, начнется остановка промышленности, рост безработицы. Цены на продукты питания относительно других товаров упадут. Несмотря на голод в мире, потребление продовольствия будет снижаться. Иллюзии стран с хорошими аграрными условиями (в частности, Украины, Венгрии и других государств Балканского полуострова) на выгодное использование глобального кризиса исчезнут. Стоимость нефти останется высокой, пока не обвалится на кризисном пике. Снижение производства еще радикальней изменит соотношение между денежной и товарной массами. Глобальное хозяйство вступит в полосу стагфляции.

В результате масштабного биржевого обвала, отражающего уже общий хозяйственный кризис, в мире может не остаться ни одной устойчивой денежной единицы. При этом евро, вероятнее всего, станет валютой наименьших потерь. Однако даже он может лишиться значительной доли своей покупательной способности на рынке. Бегство капиталов из валют мировой периферии в евро (либо в доллар, что пока маловероятно: американская валюта сдает позиции, хотя в ней осуществляется еще 65% расчетов в мире) будет усиливать инфляцию в "третьем мире", повышая обеспеченность резервной валюты и перенося ее проблемы на национальные валюты. В многовалютной системе закон о равенстве суммы цен всех товаров массе денег в экономике действует нелинейно. Валюты по отношению друг к другу также являются товарами, соревнуясь за обеспеченность товарной массой, то есть за положение в системе экономического обмена.

Правительства США и других стран продемонстрировали полную неготовность противостоять глобальной инфляции. Премьер-министр РФ сложил с себя ответственность за инфляционное снижение доходов населения. Никаких адекватных проблеме шагов в настоящее время не предпринято. Ввиду глубоко системных причин инфляции, как одного из проявлений кризиса мировой экономической модели, нет оснований ожидать ее прекращения в текущем году. Пока применяемые антиинфляционные меры (как часть антикризисных стратегий) не затрагивают причин инфляции, она не может быть приостановлена.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное