Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 370


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Перед вами 370-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 25 февраля 2008 г.

Заседание 27 ноября 2007 г. постоянно действующего семинара "Глобализация: смена парадигм" было посвящено теме "Глобализация и устойчивое развитие: основные проблемы и противоречия". Предлагаем Вашему вниманию тезисы двух докладов. Они интересны показом необходимости ограничения аппетитов США и их вассалов, демонстрацией методов продавливания их интересов, а также фактическим признанием целесообразности организации мирового хозяйства на социалистических ("солидаристских") началах. Как было в СССР.

Познакомьтесь с тезисами А.С. Эпштейна, руководителя группы системной оптимизации Национального института развития ООН РАН "Глобализация и устойчивое развитие мировой цивилизации: угрозы и пути их преодоления" и М.И. Гельвановского, директора Национального института развития Отделения общественных наук РАН, заведующего кафедрой мировой экономики РГГУ "Глобализация: сочетание объективных и субъективных начал".

На фоне приведенных тезисов выгодно выделяется своей глубиной и стилем изложения статья Г.А. Зюганова "Глобализация: тупик или выход?". Должен признать, что в момент выхода (2001 г.) я ее недооценил. Справедливо сказано, что в сравнении познается истина. Помещаем начало этой работы - разделы "1. Две позиции" и "2. Трехэтажная цивилизация" из главы "I. На развилке истории". Окончание - в следующем выпуске рассылки.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Глобализация должна работать на благо человечества

Заседание 27 ноября 2007 г. постоянно действующего семинара "Глобализация: смена парадигм" было посвящено теме "Глобализация и устойчивое развитие: основные проблемы и противоречия". Обсуждались следующие вопросы:

1. Глобализация - многоаспектный и многофакторный процесс. Какие аспекты и факторы ее развития являются определяющими?

2. В чем главная сущность глобализации с позиций:

а) мировой экономики?

б) мирового социального развития?

в) мировой культуры?

г) решения проблем регионального развития?

д) решения глобальных проблем?

3. Как сущностные характеристики глобализации в наибольшей мере влияют на устойчивое развитие:

а) национальных хозяйств?

б) мировой экономики в целом?

4. Существуют ли угрозы для развития национальных хозяйств и мировой экономики в целом в результате развития процесса глобализации? Если существуют, то в чем они состоят и как их можно преодолеть?

Предлагаем Вашему вниманию тезисы двух докладов. Они интересны показом необходимости ограничения аппетитов США и их вассалов, демонстрацией методов продавливания их интересов, а также фактическим признанием целесообразности организации мирового хозяйства на социалистических ("солидаристских") началах. Как было в СССР.

А.С. Эпштейн,
руководитель группы системной оптимизации
Национального института развития ООН РАН

Глобализация и устойчивое развитие мировой цивилизации: угрозы и пути их преодоления

(тезисы доклада )

1. Сегодня в основе процесса глобализации мировой экономики доминирует концепция либерализма, понимаемая как приоритет свободных рыночных отношений, основанных на демократических принципах обеспечивающих приоритет индивидуального рыночных субъекта над социальными общностями, объединенными в национальные государства или строится по принципу либерально-экономической интеграции, базирующейся на по крайней мере двух весьма сомнительных принципах:

- подмене единства экономического пространства его прозрачностью (свобода перемещения товаров, труда и капитала);

- использовании эффективности географического разделения труда с позиций лишь международного (глобального уровня) и в пользу крупных экспортеров, игнорируя стремление к сохранению целостности национальных хозяйств и считаясь с их интересами лишь в той мере, в какой это игнорирование может быть политически опасным.

Другими словами, экономическая интеграция обрекает глобализацию на принцип конкуренции за ограниченные ресурсы системы (мирового хозяйства) - природные, квалифицированная рабочая сила, рынки сбыта готовой продукции и т.д. - по критерию максимума роста ВВП в каждой инвестиционно привлекательной местности (а таких в каждый момент времени не может быть больше 1/5 муниципальных образований в силу социо-экологической нагрузки на территорию), что предопределяет системную дезорганизацию всех экономически слабых государств и мирового сообщества в целом. Это ведет к расширению и углублению всеобщего цивилизационного кризиса на планете и к превращению ее в систему с положительной обратной связью и в остроконфликтное поле политического и социокультурного взаимодействия.

Прежде, чем из-за сверхпотребеления на планете не хватит кислорода или она захлебнется в собственных отходах, миру угрожают межрелигиозные войны и острые территориальные конфликтов, неизбежные, в том числе, и по причине резкого превышения рождаемости в мусульманских странах по сравнению с христианским миром.

2. Выход из данной ситуации видится в интенсивной индустриализации стран, где большая часть населения исповедует ислам и буддизм, а также в их экономико-географической интеграции.

Экономико-географическая интеграции базируется на

- использовании выгод от всей многоуровневой системы географического разделения труда (от международного до внутриагломерационного) с жесткой системой квот на минимально необходимые и предельно допустимые пространственно-временные перемещения потоков труда, товаров и капитала;

- на учете закономерностей и географического разделения труда, и размещения производительных сил, и развития городов и систем расселения.

При этом интересы и экспортеров в целом, и интересы отдельных стран учитываются лишь в той мере, в какой они способствуют повышению социо-эколого-экономической эффективности всего интеграционного поля при оптимизации хода социальных, экологических, геополитических и экономических интересов в каждой местности интегрирующихся государств.

То есть в этом случае все страны ориентируется на принцип солидаризма и системной организации всех сторон общественной жизни с целью раскрытия возможностей для повышения вклада каждого в увеличение ресурсов системы.

3. Ориентация на экономико-географическую интеграцию с максимальным использованием выгод от всех видов географического разделения труда и оптимальной отраслевой и территориальной концентрации рабочих мест и населения в каждой точке ведет к обеспечению снижение суммарной ресурсоемкости местной и мировой экономики. А это означает ослабление антропогенной нагрузки на урбанизированных территориях и фактически низкую инвестиционную емкость решение их транспортных и экологических проблем; создание рынка рабочих мест, требующих своего территориального перебазирования в малые города и слаборазвитые районы своих стран и в слаборазвитые страны.

4. Ускоренная индустриализация стран, где большая часть населения исповедует ислам и буддизм будет способствовать уменьшению разрыва в уровне жизни населения, введению рычагов саморегулирования рождаемости, сокращению миграционных потоков, которые крайне негативно отражается на экономике развитых стран с их курсом, якобы, на постиндустриальное развитие (реально более похожее на постиндустриальную деградацию). Одновременно курс на индустриализацию этих стран позволит "связать" накопленный огромный спекулятивный финансовый капитал и укрепить мировую финансовую систему.

В результате можно попытаться, превратить планету Земля в систему с отрицательной обратной связью, обеспечивающей повсеместно высокие темпы экономического роста и решения социальных проблем с постепенным формированием на планете малоконфликтного общего дома.

5. Переход от экономической интеграции к экономико-географической требует создания национального и наднационального хозяйственного механизма расширяющейся экономики, делающего для крупного бизнеса выгодным только то, что соответствует принципу солидаризма, сохраняя конкуренцию лишь там и до тех пор, пока она не сдерживает 2 процесса:

а) процесс снижения суммарной ресурсоемкости национальной и мировой экономики;

б) процесс снижения социальной агрессивности разных слоев и территориальных групп населения.

6. Хозяйственный механизм расширяющейся экономики предполагает, что в основе управления в каждой стране и в международных организациях должны лежать следующие принципы:

- неуклонное соблюдение эквивалентных взаимоотношений между бизнесом, населением и власти с безусловной личной экономической ответственностью за принятые и своевременно не принятые решения (особенно со стороны законодательной и исполнительной власти и бизнеса);

- введение в регламенты работы всех уровней власти (и международных организаций) процедуры оценки соответствия любого принимаемого решения оптимальному сочетанию текущих и долговременных национальных интересов с учетом глобальных социо-эколого-экономических и геополитических последствий (с соответствующей разработкой и утверждением содержательной трактовки такого сочетания) и возмещением с завизировавших обсуждаемый документ всех затрат данного органа власти на рассмотрение документа, противоречащего этим интересам;

- признание мировым сообществом следующего критерия эффективности управления социально-экономическим развитием территории - максимум экономического роста при имеющихся ресурсах в целом по данной территории при соблюдении хода социальных и экологических процессов в каждой ее местности в согласованном диапазоне;

- строгое соблюдение баланса ключевых параметров системы - стоимость воспроизводства рабочей силы, уровень развития потребностей и рыночная цена рабочей силы с учетом дефицитности оборотных средств и доступности банковского кредита (чем больше дисбаланс между стоимостью воспроизводства и рыночной ценой рабочей силы, тем менее желательно использование мировых цен и важнее внедрение внутренних расчетных цен для обеспечения минимально необходимого баланса между ключевыми параметрами системы);

- оценка каждого управленческого решения с точки зрения создаваемого этим решением суммарного общесистемного эффекта (или ущерба), как алгебраической суммы мультипликативного, кумулятивного и синергетического эффекта (мультипликативный - эффект от оживления экономики системы, благодаря вложениям в ее данный сегмент; кумулятивный - суммарный экономический эффект от намечаемых вложений во все сегменты системы; синергетический - дополнительный, сдвинутый во времени экономический эффект, достигаемый благодаря повышению социо-эколого-экономической сбалансированности системы и возрастанию доверия населения к власти);

- обеспечение максимального соответствия экономико-географических типов производств в каждой местности (по структуре затрат ресурсов на одного работающего) типу экономико-географической ситуации данной местности (по отклонениям в оценках затрат на прирост единицы ресурсов в данной местности от средней по стране, а в стране от среднемировой);

- установление для каждого города его экономико-демографической емкости (предельно допустимой численности населения в нем, которому можно обеспечить человеческую среду проживания при ожидаемых ресурсах в текущем и следующем расчетном периоде) с оценками общесистемного ущерба от разных масштабов превышения такой численности;

- выявление предельно допустимой фискальной и прочей (тарифы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.) нагрузки на бизнес в каждой стране и ее территориальной части по критерию "максимум превышения общесистемного эффекта от оживления экономики (благодаря занижению нагрузки) над прямым недополучением средств вследствие такого занижения фискальной и прочей нагрузки"; чем ниже доходы населения, выше инфляция и больше бюджетные расходы, тем меньше должна быть фискальная и прочая нагрузка на бизнес и население, но больше дефицит бюджета при ничтожных резервных фондах (но с четкой схемой покрытия дефицита за счет общесистемного эффекта);

- введение частично-регрессивного налогообложения - чем больше прирост суммарной налогооблагаемой базы (прибыль, зарплата, подакцизные товары и т.п.) настолько ниже процентная ставка налогов и акцизов;

- формирование частно-государственно-международного партнерства в стимулировании инвестиционной активности спекулятивного финансового капитала путем установления в каждом муниципальном образовании перечня наиболее эффективных производств, рекомендуемых к созданию в них в кратчайшие сроки и создания гарантий для частного бизнеса, что не менее 30-40% от требуемой суммы инвестиций (включая жилье и прочую инфраструктуру) составит беспроцентная ссуда государства и международных организаций; в сочетании с отменой налога на имущество, частично-регрессивным налогообложением, налоговыми каникулами и т.п. это должно сделать инвестирование реального сектора экономики слаборазвитых государств более выгодным (с учетом рисков), чем только игра на бирже;

- ежегодная публичная (с самоотчетом) оценка качества работы всех собственников и руководителей (от сект, диаспор и транснациональных корпораций в каждом муниципальном образовании, регионе, стране и в мире до политических лидеров партий и высшего руководства страной) о его личном вкладе и вкладе руководимой им структуры в повышение системной организации страны и всего мирового сообщества.

Учитывая, что при экономико-географической интеграции:

а) не бывает выигравших и проигравших участников (выигрывают все);

б) создаются самые благоприятные условия для активизации экономической и социальной активности всех слоев и территориальных групп населения на основе оптимального взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса;

в) обеспечивается пропорциональное развитие всех муниципалитетов (пропорционально накопленным основным фондам, демографическому потенциалу и экономико-географическому положению);

г) темпы экономического роста в каждой стране теоретически не могут ниже 15% в год,

можно гарантировать высокие и устойчивые доходы крупному бизнесу и снижение социальной напряженности во всех странах.

Именно на такой основе глобализация на основе экономико-географической интеграции может обеспечить устойчивое и фактически бесконфликтное развитие мировой экономики, что должны понять и использовать в своей практической деятельности политические лидеры промышленно развитых стран и лидеры крупного бизнеса.

М.И. Гельвановский,
директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН,
заведующий кафедрой мировой экономики РГГУ, доктор экономических наук, профессор

*   *   *   *   *   *   *

Глобализация: сочетание объективных и субъективных начал

(тезисы доклада)

Состояние внешней среды сегодня крайне динамично и претерпевают принципиальные качественные изменения, результаты которых пока далеко неясны. Ясно, пожалуй, только одно: линейный экстраполяционный подход к развитию событий в современном мире вряд ли можно считать продуктивным, поскольку столь масштабные качественные изменения происходившие с конца 90-х годов ХХ века и происходящие в настоящее время являются лишь частью более масштабного и долгосрочного процесса, в котором глобализация как формирующее начало является бесспорно доминирующим.

1.

Первый вопрос, на который следует дать ясный ответ - насколько объективен процесс глобализации. Из этого ответа выстраивается и вся структура связанных с этим процессом проблем, поскольку для значительного числа исследователей этого процесса утверждение его объективность превращается в некое оправдание его безальтернативности и выстраивании пассивной роли уже на стадии осмысления, что в дальнейшем предполагает отсутствие воли к активным и конструктивным дествиям в самой важной собасти совремсенного бытия. Поэтому, не отрицая наличия бесспорно объективных сторон процесса глобализации, важно выделить субъективные факторы, отражающие интересы отдельных социальных групп и стран, т. е. с субъектов, которые так или иначе влияют на характер происходящих событий, а нередко и предопределяют кажущиеся объективными тенденции и облик современной экономики.

Структурный анализ понятия "глобализация" позволяет выделить по крайней мере три различных ее аспекта или ипостаси в виде:

- объективной мировой тенденции интернацонализации хозяйственной жизни, принимающей в современных условиях развития информационных и финансовых технологий качественно новые формы;

- концепции развития мировой экономики, понимаемой как совокупность национальных хозяйств, стремящихся к оптимизации использования мировых ресурсов и решению назревших проблем, носящих глобальный характер и недоступных для их решения отдельными странами или даже группами стран;

- специфический международный проект, реализующий интересы отдельных участников международной конкурентной борьбы.

При этом имеется в виду, прежде всего, проект так называемой однополярной глобализации во главе с США. Как и раньше (во времена абсолютного господства марксизма) утверждается некая "безальтернативность" этого проекта - иного якобы "не дано", хотя целый ряд ученых придерживаются прямо противоположного мнения, отмечая утопичность, бесперспективность и опасность данного проекта. Среди них Э.А. Азроянц, А.С. Панарин, А.И. Уткин, Н.П. Иванов, В.И. Самохвалова и ряд других. Речь Президента России В.В.Путина в Мюнхене в феврале 2007 г. показала, что государственное руководство России также не разделяет безальтернативный подход к глобализации и стремится выстроить свои действия в соответствии с национальными интересами страны, не поддаваясь гипнотические заклинания о некоей абсолютной объективности этого процесса.

2.

Глобализация как объективная мировая тенденция возникла в результате укрепления международных политических, культурных, экономических, финансовых, информационных, технических и иных связей между государствами на различных уровнях. Глобализация означает не только интернационализацию связей, но и создание глобальной целостности, когда каждый ее элемент превращается в орган мирового организма. К очевидным ее проявлениям относятся следующие:

1) бурное развитие международной торговли, возрастание международной специализации и кооперирования, соединение в процессе специализации торговли с производственной деятельностью и ослабление на этой основе таможенных барьеров;

2) возникновение и функционирование большого числа транснациональных корпораций (ТНК), обладающих огромными ресурсами, способных реализовать действительно глобальные по масштабам проекты;

3) возникновение целого слоя неправительственных организаций национального базирования (фондов, фирм, ассоциаций и пр.), но имеющих и отстаивающих свои собственные экономические интересы;

4) резкий рост транснациональных потоков капиталов, услуг, товаров, человеческих ресурсов;

5) создание транснациональной мировой сети перевозок, транспортировки газа, нефти, передачи электроэнергии;

6) создание и повышение роли межгосударственных институтов как регуляторов не только политических (ООН), но и экономических отношений (МВФ, Всемирный Банк, ВТО);

7) формирование мировой информационной сети Интернет и ее использование в политических, коммерческих, культурных, информационных целях, мировой доступ к западным телевизионным каналам (например, CNN).

Именно эти объективные тенденции создают основу для другого процесса - использования глобализации в конкретных целях укрепления позиций в глобальной конкурентной борьбе отдельных фирм, стран и их международных группировок.

3.

Оценка процесса глобализации с позиций международного проектирования, т.е. воздействия на объективный процесс с целью использования его в своих интересах в условиях острой конкурентной борьбы - это крайне важная позиция, позволяющая изначально выстраивать совершенно иной подход к развитию мировой экономики и к участию в ней России

Обычно, когда говорят о глобализации как проекте, то молчаливо предполагают именно эту "однополярную глобализацию", хотя теоретически могут быть реализованы и другие альтернативные проекты в рамках "многополярной глобализации", в которых могут сотрудничать на равных не только страны "семерки", но и страны Евразии, такие, как Россия, Китай, Индия, Иран, а также страны других континентов.

Таким образом, в принципе можно говорить по крайней мере о двух направлениях реализации глобализации как проекта.

(О двух тенденциях развития современной военно-политической обстановки в мире говорилось, в частности, при обсуждении проекта военной доктрины России: "Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций: с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы, военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики, с другой - к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права". - Военная доктрина Российской Федерации: Проект- "Красная звезда", 1999, 9 окт.)

Следует отметить, что сторонники либеральной доктрины считают, что глобализация возможна только в рамках однополярного мира при сильно смещенном в одну сторону балансе сил и при торжестве либеральных демократических ценностей в качестве мирового идеологического стандарта.

Для реализации данного проекта активно используются не только перечисленные выше 7 объективных факторов, но к ним добавляется еще целый арсенал средств, с помощью которых осуществляется подавление реальных и потенциальных конкурентов. Среди таких средств можно назвать следующие:

1) пропаганда и активное насаждение так называемого либерально-демократической политической модели государства как мирового стандарта;

2) экспорт идеологии "открытого общества" Поппера-Сороса, обеспечивающей идеологическое обоснование деятельности сети иностранных фондов на территориях независимых государств (в частности, фондов Сороса);

3) пропаганда концепций глобалистики Римского клуба, сопровождающаяся внедрением концепций "ограниченного суверенитета", трансфертизации или мобильности ресурсов планеты (финансовых, трудовых, материальных и природных) и "избирательной легитимности";

4) пропаганда американского образа жизни и массовой культуры как мирового социокультурного стандарта.

Либеральные идеологи, типа 3. Бжезинского, утверждают такие постулаты глобализации, как:

- кризис и устаревание самого института государства;

- неизбежность вестернизации мира как приобретения им "прогрессивной" цивилизационной формы мироустройства;

- "демократическая" однополярность как предпочтительный способ организации международного сообщества.

С позиций международной конкуренции проект "моноцентричной глобализации" можно рассматривать как форму организации конкурентной борьбы или точнее - форму подавления конкурентов и реализации национальных интересов США и их ближайших союзников.

Вместе с тем в мире потенциально существует возможность реализации глобализационного проекта иного рода, который по сути может быть альтернативой однополярному проекту при наличии определенного баланса сил и развитии государств на основе их собственных национальных этнокультурных и религиозных ценностей.

Это направление или тенденцию развития глобализации, содержащую в себе потенциальную возможность реализации как глобального проекта можно назвать "полицентричной глобализацией". В нем отражается реальное многообразие и равноправие исторических государственных, религиозных, национальных, культурных и цивилизационных форм развития как отдельных стран, так и их объединений на международной арене. Каждый полюс или центр глобализационной активности сопряжен как с силовой (имеется в виду не только военная, но прежде всего экономическая мощь), так и с цивилизационной составляющей.

По сути, процесс "полицентричной глобализации" мог бы быть основан на естественных объективных тенденциях, перечисленных выше 7 факторах и протекать в естественных и мирных формах международного сотрудничества.

Напротив, "моноцентричная глобализация" практически всегда обусловлена гегемонизмом одного или нескольких сильных лидеров, применением двойной морали и двойных стандартов в отношениях между странами. Последнее является моральной формой подавления конкурентов, пытающихся бороться за "свое место под солнцем". Она по существу представляет собой реализацию стремления экономически развитых стран (отождествляющих себя с западной цивилизацией), взять под свой контроль процесс мирового развития, обеспечить в своих интересах эксплуатацию природных и социальных ресурсов менее развитых и более слабых стран, что вызывает активное сопротивление последних, инициирует обострение международных отношений в ряде регионов на фоне усиливающегося противостояния цивилизаций и в определенной мере служит оправданием деятельности радикальных и террористических группировок, выступающих в роли поборников антиглобализма, а на деле создающих еще более благоприятные условия для силового решения целого ряда проблем, связанных с реализацией "моноцентричного глобализационного проекта".

Реализуемый ныне проект "монополярной глобализации" по сути означает новую эпоху колониальных завоеваний и фактический передел мира, прикрываемый псевдодемократической фразеологией, а фактически отражающий новые, все более агрессивные формы конкурентной борьбы.

4.

Одним из главных орудий "монополярной глобализации" стали транснациональные корпорации (ТНК). Они зародились в ходе Второй мировой войны. Их основу составили американские монополистические объединения, широко шагнувшие в это время в мир вместе с продвижением армии США в Японию, Западную Европу, Юго-Восточную Азию. К американским монополиям в надежде на крупные прибыли стали подключаться компании других западных стран.

В последней трети XX века именно американские ТНК бросили глобальный вызов всему миру. Ответом на американский вызов стало ускоренное объединение западноевропейских промышленных и финансовых групп. Одним из показательных в этой цепи объединений стало, например, объединение ядерной французской монополии "Франатом" и немецкого концерна "Сименс". Созданная крупнейшая в мире группа по производству ядерных реакторов оттеснила на второе место американо-английскую пару "Вестингауз-БНФЛ".

В результате серии многочисленных слияний произошло сокращение не только числа крупных монополий, действующих на мировом рынке, но и числа стран, делящих мировой экономический пирог. К концу ХХ века фактически сформировался своеобразный клуб крупнейших монополий национального базирования: на долю пяти стран - США, Японии, Великобритании, Германии и Франции - к 2000 году приходилось 90% первых двухсот промышленных и финансовых компаний.

С информационно-технической революцией, созданием мировых средств связи, таких, как Интернет, на международный рынок вместе с ТНК вышли и финансовые группы. Переброска огромных финансовых капиталов из одного места планеты в другое стала минутным делом. Финансисты начали не только обслуживать транснациональные корпорации, действующие в сфере производства, но и сами стали играть свою игру на мировом финансовом рынке. Спекулируя на финансовых рынках, они выделились в самостоятельную финансовую отрасль мировой экономики, приобретая все больший экономический вес.

Появилась практически замкнутая в себе сфера мирового финансового капитала, которую некоторые назвали "финансомикой". В мировом масштабе возникла уникальная ситуация: деньги, минуя товарную стадию, стали сами себя воспроизводить по схеме "деньги - деньги с прибылью" вместо классической "деньги - товар - деньги с прибылью".

Это положение привело к тому, что отрыв денежно-кредитной сферы от реальной экономики, основанной на реальном производстве материальных благ и услуг, вышел за национальные рамки и принял глобальные масштабы, что породило ситуацию, при которой реальная экономика во многих отношениях за мировым финансовым капиталом уже не стоит. Сложилась своего рода мировая финансовая пирамида, готовая в любой момент лопнуть, вызвав цепной мировой экономический кризис.

5.

Формулирование проблем глобалистики как формы общественного сознания происходит в конце 1980-х годов. В это время ставится проблема формирования с помощью глобалистики "новой интеллектуальной элиты" для создания психократического нового мирового порядка. С этого периода глобалистика по существу становится новой мировой идеологией, а ее носителями - указанная элита, избранные интеллектуалы, разделяющие общее понимание всех проблем. Складывается новая глобальная модель. Ее главным принципом провозглашается устойчивое развитие для сохранения окружающей среды для сегодняшнего и будущего человечества.

Однако важно заметить, что именно с этого времени высшей ценностью фактически становится не человек, а ресурсы, природа, ради сохранения которой готовы пожертвовать, "сократить" миллиарды "лишних" человеческих жизней.

Создатель "Римского клуба" А. Печчеи в качестве главной проблемы глобализации поставил все ту же старую проблему создания "нового человека" нового мирового порядка: "Решение всех проблем должно исходить из изменения самого человека, его внутренней сущности". Его книга так и называется "Человеческие качества" (Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1985.), хотя в ней он говорит о себе, о Римском клубе, о докладах Римскому клубу, ставит шесть целей для человечества, наконец, говорит и о человеческой революции. Он ведет речь о спасении человека, но уже в буквальном смысле - от смертельной опасности экологического кризиса или ядерной войны. Ключ "к спасению заложен в нем самом, в его собственной внутренней трансформации" (Там же, с.211). Печчеи провозглашает Новый революционный гуманизм. По словам самого Печчеи его отличает "чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию" (Там же, с. 214). При этом главным "следует безусловно признать примат справедливости над свободой, пусть даже зная заранее, что первая сама по себе вовсе не гарантирует последнюю"(Там же, с. 222). Сама же социальная справедливость трактуется Печчеи всего лишь как гарантия минимального уровня жизни для каждого, который, однако, существенно изменяется и разнится в зависимости от "конкретных климатических условий и традиций данного региона, сложившихся привычек и образа жизни". Другими словами, для негров - одно, для русских - другое, для американцев - третье.

Проекты и варианты глобального устойчивого развития реализуются в настоящее время в России в виде внедрения различных проектов и фондов, прежде всего по экологии, как то: захоронению радиоактивных отходов, химическому оружию, заповедникам и природоохранным зонам, наконец, по "демографической коррекции", то есть по контролю деторождения.

Транснациональные корпорации, которые были созданы для повышения своей экономической эффективности за счет диверсификации производства с использованием благоприятных географических условий в том или ином регионе (социальной и промышленной инфраструктуры, производственных стандартов, законодательства, качества и количества свободной рабочей силы, уровня оплаты, низкого уровня жизни, разрыва курса доллара и местной валюты, наличия источников дешевых ресурсов и источников энергии, климата), на поверку не достигли этой экономической цели и пока не принесли благополучия ни одной стране, где они стали процветать. По свидетельству западной прессы, "там, куда внедряются ТНК, быстро приходят в упадок целые промышленные отрасли, что сопровождается таким социальным потрясением, как массовая безработица и неполная занятость. (В Европе насчитывается 50 миллионов безработных, в мире 1 миллиард человек либо не имеют работы вовсе, либо работают неполную рабочую неделю. Сверхэксплуатации подвергаются и мужчины, и женщины, и дети. 300 млн. детей вынуждены работать в крайне тяжелых условиях).

Таким образом, проект однополярной глобализации на базе ТНК и при поддержке международных организаций - это хорошо организованная в планетарном масштабе система эксплуатации национальных ресурсов одних стран в ущерб другим.

При этом ТНК, обладая огромной организационно-экономической и финансовой мощью, практически не отягощены социальной ответственностью в странах, где они оперируют, эксплуатируя местный ресурсный потенциал.

Таким образом, в современном виде глобализация представляет собой комплексный проект, целью которого является максимальное обеспечение условий устойчивого развития ведущих и наиболее богатых стран мира во главе с США и при активном использовании транснациональных корпораций.

Комплексность этого проекта проявляется в том, что он не ограничивается только чисто экономической сферой, но опирается на военную мощь США и НАТО, подкреплен огромными экономическими и технологическими ресурсами наиболее развитых в промышленном отношении стран и в значительной мере осуществляется в виде культурно-информационной экспансии практически по всему миру.

России в этом проекте отводится роль вспомогательной силы, ориентированной в основном на снабжение лидеров этого проекта топливно-сырьевыми ресурсами и отчасти на научно-техническую поддержку ряда высокотехнологичных проектов (типа Международной космической станции).

6.

Конструктивный ответ на вызовы глобализации может дать только тщательно продуманная стратегия, базирующаяся на национальных интересах. Для выработки такой стратегии необходимо дальнейшее тщательное изучение самого процесса глобализации во всей его полноте и в деталях, анализ его влияния на развитие национальных хозяйств отдельных стран, на политические, социальные стороны их развития. Результаты этого анализа должны лечь в основу как дальнейшей разработки теории развития современной мировой экономики, так и служить практическим интересам российских государственных структур, осуществляющим стратегического планирования развития страны.

При этом важно добиться более органичного синтеза теоретических и практических сторон такого рода исследований.

Именно выверенная и прочная теоретическая база создает основу для долгосрочного стратегического проектного программирования и планирования на десятилетия вперед. Это именно то, в чем нуждается сегодня российская наука, российская экономика, российское общество.

Выстраивание такой базы на университетской площадке представляется особенно важным. Это, во-первых, дает возможность полнее использовать потенциал молодых исследователей, которые сегодня неохотно идут в большую (академическую) науку, материальное обеспечение и престиж которой сегодня существенно подорван. Во-вторых, эта площадка даст возможность быстрее транслировать результаты исследований по столь важной теме непосредственно в процесс образования и активизировать творческий потенциал студентов, побуждая их к поиску ответов на крайне важные и острые вопросы современности, требующего во многом отказываться от шаблонных подходов к проблеме, которая будет определять мировое развитие на ближайшие десятилетия.

*   *   *   *   *   *   *

Глобализация: тупик или выход?

Г.А. Зюганов

I. На развилке истории

1. Две позиции

На рубеже тысячелетий развитие человечества вступает в новое качество, существенно меняющее лицо современного мира, всю систему мировых связей и отношений. Этот тезис стал уже общим местом в рассуждениях политиков и экономистов, философов и социологов самых разных научных направлений и политических симпатий. Все согласны в том, что человечество переживает период интенсивного формирования общемировых экономических, политических и культурных систем, далеко выходящих за рамки отдельных государств.

Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин "глобализация". Это слово потому и получило широкое распространение, что благодаря своей политико-экономической нейтральности оно допускает самые разноречивые, зачастую диаметрально противоположные трактовки. А их с каждым годом становится все больше. В мире нет единства в оценке сущности, движущих сил и последствий глобализации. Спор, и отнюдь не только теоретический, разгорается все жарче, ибо затрагивает интересы буквально каждого жителя планеты.

Сторонники глобализации говорят о становлении "потребительского", "постиндустриального", "информационного" и т. п. общества. Приветствуют пришествие "нового мирового порядка", якобы несущего человечеству невиданное доселе благоденствие: повышение уровня и качества жизни, новые рабочие места, широкий и свободный доступ к информации, улучшение взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями. Стирание всяческих - государственных, национальных и культурных - границ на пути свободного движения товаров и людей, капиталов и идей. Сглаживание социальных противоречий. Наконец, обеспечение всеобщего мира и безопасности.

Словом, весь мир - наш общий дом. Чуть ли не всемирный коммунизм, только на иной - рыночной, товарно-денежной - основе.

Противники нового мироустройства предпочитают говорить о "мондиализме", "мировом заговоре" и даже о наступлении апокалиптического "Царства Зверя", в котором не останется места для Человека, его национальной, культурной и личной самобытности, духовных идеалов. Оппонентов глобализации становится все больше, и действуют они все активнее и жестче. Практически все встречи и заседания новых мировых центров экономического господства - Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации - сопровождаются массовыми демонстрациями протеста. Так было в Сиэтле, Сеуле, Праге, Давосе и многих других местах.

Протестующие подчеркивают, что господство международных финансовых спекулянтов делает мировую экономику все более нестабильной и несправедливой. Усиливается неравенство между социальными слоями и классами. Углубляется социально-экономическая пропасть между развитыми капиталистическими странами-эксплуататорами и угнетенными странами-пролетариями, которым уготована участь сырьевого придатка и помойной ямы для "золотого миллиарда". "Новый апартеид" - так недавно охарактеризовал экономическую политику ведущих капиталистических держав президент Бразилии Фернандо Кардозо.

Одним из наиболее последовательных критиков такой глобализации является Фидель Кастро. Вождь кубинской революции подчеркивает, что за этим процессом стоят интересы узкой группы транснациональных корпораций и ряда империалистических государств. Он неустанно разоблачает ее агрессивную, враждебную интересам и чаяниям народов Земли, сущность.

Противники глобализации возмущены ростом политического влияния транснациональных корпораций, диктующих свою волю целым государствам и народам. Обвиняют творцов "нового мирового порядка" в беспардонном вмешательстве в дела суверенных государств, причем все чаще - вооруженном. Прибегая к прямой агрессии против "непокорных", разжигая по всему миру межэтнические и межконфессиональные конфликты, Запад, по сути дела, развязал новую - "ползучую" - мировую войну, в которой уже погибли миллионы людей.

Возрастающую тревогу внушает состояние земной экологии, которая откровенно приносится в жертву интересам капитала. Раскрученная Западом эгоистичная сверхпотребительская гонка, поглощая все больше невозобновимых природных ресурсов, ведет к необратимым изменениям окружающей среды с катастрофическими для всего человечества последствиями.

В не менее трагическом положении пребывает и "экология духа". Она испытывает страшный напор полностью монополизированных крупным капиталом всепроникающих средств массовой информации. Подвергается отупляющей атаке низкопробной масс-культуры с ее культом насилия и разврата. Под видом "свободной циркуляции идей и информации" на самом деле осуществляется политика информационно-культурного империализма. Манипуляция сознанием и чувствами людей, их интересами и потребностями, принудительная унификация духовного мира на самом низком и примитивном уровне превращают человечество в бездумную и покорную творцам "нового мирового порядка" массу.

Таким образом, явление, именуемое "глобализацией", представляет собой клубок противоречий, который затягивается все туже и туже. Человечество становится все более могущественным в научно-техническом отношении. Но вместе с тем становится и очевидным, что никакое развитие производительных сил само по себе не может разрешить проблем и противоречий современного мира. Как отметил VII съезд Компартии Российской Федерации, "победы техники, глобальная информатизация, покорение четырех природных стихий не сделали мир ни более безопасным, ни более справедливым".

В этих условиях, перед лицом вызовов и угроз третьего тысячелетия, России особенно необходима эффективная, научно обоснованная стратегия государственного возрождения. Стратегия, способная восстановить внутреннее единство нации, нашу готовность к нелегкой борьбе. Стратегия, основанная на ясном понимании природы тех сил, что определяют нынче главный вектор развития человечества. Все это заставляет более глубоко вдуматься в сущность глобализации. Разобраться в том, что кроется за этим модным термином, вокруг которого уже сломано столько копий.

Если исходить из буквального значения, то "глобальный" - значит "объемлющий всю планету". Бесспорно, некоторые важные черты современных процессов такой термин отражает. Но столь же бесспорно, что при этом он оставляет в тени другие, ничуть не менее важные и существенные стороны действительности. Например, он сводит социальные противоречия к противоречиям географическим. Но когда мировые противоречия "разверстываются" по географическим координатам "Запад - Восток" или "Север - Юг", их сущность, с одной стороны, заведомо упрощается, а с другой - им придается как бы "вечный" и безальтернативный характер. В методологическом отношении подобное возвращение к временам географического детерминизма Монтескье вряд ли продуктивно.

Глобальный характер имеют многие природные процессы на Земле - прежде всего изучаемые геологией, географией, метеорологией, экологией и т. д. И когда обнаружилось, что ряд общественных процессов - технологических и экономических, политических и культурных - начинает приобретать такой же общепланетарный характер, для их изучения были в первую очередь востребованы специалисты и методы именно этих наук. Однако естественные науки при всех их бесспорных достоинствах не раскрывают сущность и специфику общественной формы движения. Максимум, что они могут, это эмпирически констатировать процесс превращения человечества и созданной им цивилизации в единое целое, охватывающее весь земной шар. Строить количественные и структурные модели этого процесса, пробовать делать прогнозы путем их экстраполяции и т. п. К этому, собственно, и сводятся на девять десятых современные футурологические исследования. Например, нашумевшие в начале 70-х годов доклады Римского клуба. Но при этом естественнонаучные и математические методы не отвечают, да и не могут ответить на вопросы о том, является ли глобализация объективным, необходимым и неизбежным процессом, каковы его движущие силы, общие и специфические формы. Это просто не их предмет.

Если исходить из очевидного факта неуклонного расширения масштабов человеческой деятельности, то вряд ли правомерно говорить о процессе глобализации, как о каком-то качественно новом явлении в жизни общества. На самом деле ее начало практически совпадает с началом человеческой истории. Расселение первобытных племен по всему Земному шару - разве это не один из первых ее шагов? Какое завоевание цивилизации ни взять: пользование огнем, одомашнение диких животных, земледелие, ирригация, металлургия, изобретение колеса, паруса, не говоря уже о достижениях промышленной революции XVIII - XIX вв., - каждое из них знаменует собой все более масштабное овладение человеком силами природы, расширение пределов его деятельности. Эпоха Великих географических открытий внесла в глобализацию вклад ничуть не меньший, чем создание систем космической связи.

Поэтому правильнее будет говорить о современном этапе глобализации. Но при этом его нельзя рассматривать изолированно от предшествующих этапов.

Процессы глобализации, то есть экономической, политической и культурной интеграции человечества, начались очень давно, протекали и сто, и тысячу лет тому назад. И протекали они отнюдь не плавно и бесконфликтно, а крайне неравномерно, в острых социально-экономических противоречиях. Глобализация двадцатого века отличается как раз наибольшей неравномерностью развития и наивысшим накалом борьбы и противоречий. Это вытекает из ряда ее новых особенностей, накладывающих свой отпечаток на характер современных противоречий, на общий фон развития.

Каковы же эти новые особенности?

В технологическом плане современный этап глобализации характеризуется тем, что экстенсивное распространение хозяйственной деятельности человечества по поверхности земной суши практически близко к завершению. Одновременно идет все более решительное освоение Мирового океана и ближнего космоса. Созданная человеком "вторая природа" - производственная, энергетическая, транспортная, коммуникационная, жилищная и т. п. инфраструктура по своим масштабам и задействованным в ней потокам энергии становится соизмеримой с пространствами и энергиями окружающей среды - геосферы. Превращение разумной жизни в геологический фактор и становление ноосферы - это предвидение В. И. Вернадского все более зримо осуществляется в наше время.

В экономическом плане неуклонно углубляется мировое разделение труда, усиливается внутриотраслевая и межотраслевая кооперация. Производственные взаимосвязи и технологические цепочки сплошь и рядом перешагивают национальные границы, опутывая собой весь земной шар. Параллельно идет процесс концентрации и интернационализации собственности на средства производства. Возникают все более мощные транснациональные производственно-экономические объединения, со своими наднациональными органами координации, регулирования и управления. Идет становление глобальной экономики как единого организма, в котором все взаимосвязано.

В политической сфере происходят аналогичные процессы. Экономическая интеграция побуждает переходить ко все более тесным межгосударственным взаимосвязям, снятию барьеров на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Из фазы, когда международные отношения регулировались двусторонними и многосторонними соглашениями и организациями, мир переходит к международным объединениям более высокой степени политической интеграции. Наглядный тому пример - интеграция стран Западной Европы в единый Европейский союз с особыми наднациональными политическими органами.

Наконец, в мире неуклонно усиливается взаимодействие и взаимообогащение различных культур. Идет становление единого всемирного культурного пространства.

Таким образом, современная эпоха отличается тем, что экстенсивные формы глобализации явно приблизились к своему логическому завершению. Развитие "вширь" практически закончилось, наступает эпоха развития "вглубь". Глобализация переходит в свою интенсивную фазу.

Это проявляется, во-первых, в том, что возникли и умножаются все более широкие и комплексные - глобальные - проблемы, разрешение которых уже не по силам отдельным государствам и их региональным объединениям, а требует совместных усилий всего человечества в целом. Это проблемы сохранения окружающей среды, обеспечения продовольствием растущего населения земли, поиска новых источников энергии, сохранения мира и выживания человечества в ядерную эпоху и т. д.

Во-вторых, мы живем в эпоху гигантского ускорения мировых интеграционных процессов. Главным ускорителем стала "информационная революция". Компьютеризация резко повысила степень связности современного мира. Многие экономические, политические, культурные события в любой точке земного шара практически мгновенно влияют на дела во всем мире. Невиданно возросла оперативность принятия управленческих решений и их реализации. Возникла техническая возможность глобального управления.

Компьютерные технологии внедряются во все сферы жизни государства и общества. Благодаря созданию микропроцессора, компьютер из достояния узкого круга исследователей, плановиков и политиков превратился в бытовой прибор. По своему культурному значению это сравнимо только с изобретением книгопечатания. Теперь уже и личная жизнь человека начинает все больше и больше зависеть от систем информации и коммуникации. И хотя до сих пор подавляющее большинство пользователей персональных компьютеров лишь самозабвенно забавляется, играя в электронные игрушки или малоосмысленно ползая по Интернету, результат уже есть. Персональный компьютер превратился в эффективное орудие формирования вполне определенного культурного стереотипа. То есть появилась техническая возможность формирования в мировом масштабе единой системы ценностей, единого образа жизни.

Отсюда, с одной стороны, возникает объективная потребность во всемирном Центре политического и экономического регулирования, а с другой - формируются материально-технические возможности возникновения и функционирования подобного Центра.

Назрел качественный перелом в развитии человеческой цивилизации. Для него практически все готово:

1) человечество отныне может развиваться только как целое, иначе оно просто не справится со своими проблемами;

2) оно в принципе уже может сознательно и планомерно управлять этим развитием;

3) уровень современной техники позволяет решать самые сложные задачи, которые могут возникнуть на этом пути.

Как говорится, в дверь стучится новое измерение технико-экономического, социально-политического и культурного прогресса. А вот каким будет это новое измерение, - этот самый существенный вопрос остается открытым. Ибо в дело вступают социальные, политические и национальные интересы. А интересы эти как были, так и остаются по сей день разными. Какие из них восторжествуют, а какие будут подавлены в ходе глобализации? А если интересы будут согласованы и гармонизированы, то какими конкретными путями?

Словом, в который уже раз подтверждается тезис классиков марксизма-ленинизма о том, что всякая революция - будь то даже революция научно-техническая - наиболее остро ставит вопрос о власти. О власти не только политической и экономической, но и информационной, культурной, духовной. Развитые капиталистические страны так называемого Первого мира, или "золотого миллиарда", отвечают на этот вопрос четко и однозначно: отныне и впредь глобализация пойдет под нашим руководством. Человечество будет жить и развиваться по нашим предначертаниям и моделям.

На разработку и отладку таких моделей мобилизованы лучшие интеллектуальные силы Запада. На их реализацию тратятся гигантские финансовые, материальные и военные ресурсы.

2. Трехэтажная цивилизация

В западной литературе теоретическое обоснование нового глобального мироустройства весьма обширно и эклектично. Среди его "духовных отцов" выделяются имена социолога И. Валлерстайна, философов К. Поппера и Ф. Фукуямы, "серого кардинала" американской внешней политики З. Бжезинского, финансиста Ж. Аттали.

И. Валлерстайн рассматривает мировую капиталистическую систему как первую историческую форму глобального мироустройства, которая развивается во взаимодействии трех регионов: высокоразвитого ядра, вечно нищей периферии и буферной полупериферии. Однако недостатки классического капитализма, по его мнению, делают неизбежными разрушительные кризисы, которые потрясают мир с периодичностью в 50 - 100 лет.

Согласно концепции Валлерстайна, преодоление этих недостатков капиталистического мироустройства, доминирующего на планете с начала XVI века, возможно лишь в рамках новой глобальной системы. И конец XX столетия как раз знаменует собой такой переломный исторический момент - переход от эпохи капитализма к новому устройству мира. Вопрос о том, что придет на смену мировой капиталистической системе, Валлерстайн оставляет открытым.

Теоретиков "глобализации" в этих рассуждениях привлекают прежде всего идеи Валлерстайна о том, что мир есть единая система, состояние которой определяется характером взаимодействия ядра - это в их понимании, конечно, Запад, - периферии, то есть стран бывшего Третьего мира, и своего рода "буферной зоны", состоящей из сырьевых и технологических придатков Запада.

К. Поппер получил широкую известность как автор популярной на Западе книги "Открытое общество и его враги". Смысл его рассуждений сводится к следующему: человеческое познание несовершенно по своей природе, абсолютная истина, идеальная модель общественного устройства - недоступны человеку. Поппер откровенно утверждает, что "история смысла не имеет". А потому он призывает человечество довольствоваться такой формой организации общества, которая в максимальной степени открыта для модернизации. Иначе говоря, открытое общество - это общество, в любой момент готовое принести свои исторические ценности, культурные обычаи и духовные традиции в жертву "бытоулучшительным" и технологическим новациям.

Чем же так привлекает теоретиков и практиков "глобализации" идея открытого общества? Они стараются отыскать здесь моральное обоснование своим планам, стремятся найти универсальный принцип, который станет объединяющей ценностью в мозаичном и противоречивом мире, слагающемся из множества различных обычаев, традиций и религий. Им жизненно необходим механизм, который поможет "переварить" своеобразие народов и государств в соответствии с единым стандартом нового мироустройства.

Известный биржевой спекулянт и активный сторонник "глобализации" Дж. Сорос в одной из своих статей пишет, что идея открытого общества "отдает должное достоинствам рыночного механизма, но не идеализирует его. Она признает роль иных, не рыночных ценностей в обществе. С другой стороны, этот принцип, признавая свойственное нашему глобальному обществу многообразие, все же является достаточной концептуальной базой для создания необходимых институтов".

Под скромным названием "институтов" знаменитый миллиардер на самом деле имеет в виду всемирную систему политических, финансово-экономических и военно-стратегических организаций, которые должны стать эффективными инструментами установления глобальной диктатуры финансовых воротил.

Геополитический аспект "глобализации" обстоятельно разработан З. Бжезинским, одним из самых влиятельных "кузнецов" американского внешнеполитического курса второй половины XX века, наставником и учителем нынешнего госсекретаря США К. Райс.

Бжезинский утверждает, что кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всестороннюю гегемонию "последней сверхдержавы" - Соединенных Штатов Америки. "Цель политики США, - пишет он в своей книге "Великая шахматная доска", - должна состоять из двух частей: необходимости закрепить свое господствующее положение и необходимости создать геополитическую структуру, которая будет способна смягчать неизбежные потрясения и напряженность", вызванные принудительной перекройкой мира по шаблонам "нового мирового порядка".

Ближайшим этапом такой перекройки должно стать, по Бжезинскому, создание "сети международных связей вне рамок традиционной системы национальных государств". Уже сейчас, признается он, "эта сеть, сотканная межнациональными корпорациями, создает неофициальную мировую систему для всеохватывающего сотрудничества в глобальных масштабах". Под давлением транснациональных корпораций создается новая международно-правовая база для легального утверждения повсеместного господства олигархических финансовых групп, для их вмешательства во внутренние дела суверенных государств, препятствующих установлению такого господства.

Процесс пересмотра основных норм международного права идет уже полным ходом. Так, на "саммите тысячелетия", проходившем под эгидой ООН в сентябре 2000 года, на котором присутствовало 188 руководителей суверенных государств, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: "Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а сейчас мы живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная институционная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами".

Его предшественник на посту генсека ООН, Бутрос Гали, был еще откровеннее. "Сегодня речь идет не только о том, чтобы поддержать мир между государствами, - писал он в 1994 году. - Необходимо найти средства урегулирования разногласий, которые разделяют народы внутри самих государств. Эти новые задачи коренным образом меняют смысл, который международное сообщество до последнего времени вкладывало в поддержание мира. Допустимо ли, чтобы какое-либо государство, прикрываясь своим суверенитетом, попирало на своей территории права человека?.. Можно ли по-прежнему рассматривать как государства те территории, где отсутствует преемственность в политике?.. Из этого, на мой взгляд, следует, что вмешательство в целях исправления недостатков, присущих недемократическим государствам, является моральным долгом международной организации".

Ирак и Сербия - яркие иллюстрации того, какими методами будет проводиться это "вмешательство в целях исправления". Россия и целый ряд других стран имеет все основания беспокоиться, что их очередь в этом скорбном списке не за горами.

Однако до тех пор, пока в мире существуют влиятельные силы, противящиеся такому сценарию развития, необходимы подавляющая военная и политическая мощь США, чтобы эффективно блокировать любые попытки противостояния новому мироустройству. Этот этап строительства НМП будет продолжаться, по мнению Бжезинского, еще несколько десятилетий, после чего будет создана "реально функционирующая система глобального сотрудничества, которая постепенно возьмет на себя роль международного "регента", способного нести груз ответственности за стабильность во всем мире". Такая глобальная система, в конце концов, "надлежащим образом узаконит роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы".

В свою очередь Ж. Аттали, бывший финансовый советник президента Франции и первый руководитель Европейского банка реконструкции и развития, создал историософскую теорию глобализации, которую он изложил, в частности, в своей книге "Линии горизонта".

Согласно этой теории, человеческая история представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, различающихся между собой в первую очередь фундаментальными ценностями, положенными в основу человеческого бытия. На этом основании он выделяет эпоху, когда господствующим было религиозное сознание с его культом Священного. Затем - эпоху завоеваний с ее культом Силы и личностью Монарха, Вождя как олицетворения этой Силы. И, наконец, - эпоху торговли и взаимообмена, которую Аттали характеризует как Торговый Строй с его культом денег в качестве универсальной и абсолютной ценности.

В рамках такой теории Торговый Строй является высшей и конечной формой развития человечества. Именно он, опираясь на фантастические достижения науки и разработки новейших технологий, сумеет, наконец, объединить все человечество в рамках единого глобального общества, не признающего никаких национальных, государственных и религиозных различий. Новый человек, рожденный Торговым Строем, будет свободен от каких бы то ни было "ограничивающих влияний" - от национальных корней, культурных традиций, государственных и политических пристрастий, даже от постоянных семейных связей. Поэтому Аттали называет новую цивилизацию, которая утвердится в результате победы такого мироустройства - цивилизацией Кочевников, не связанных друг с другом и с миром ничем, кроме универсальных финансовых связей. В конечном итоге "человек будет самовоспроизводиться подобно товару, а жизнь станет предметом искусственной фабрикации и объектом стоимости".

Наконец, идеологическим прикрытием повсеместного насаждения НМП является модная концепция "конца истории" американского профессора Ф. Фукуямы, согласно которой нынешняя цивилизация Запада в форме либеральной демократии с ее ценностями эгоистического индивидуализма, "свободного рынка" и "универсальных прав человека" является конечной стадией развития человечества.

Итак, в основание философии "глобализации" творцов нового мирового порядка положены следующие главные идеи:

"мир-системный" подход Валлерстайна, представляющий человеческое сообщество как систему взаимодействующих регионов "ядра", "периферии" и "буферной зоны";

модель "открытого общества" Поппера как социальный механизм постоянной модернизации, а точнее - вестернизации;

гегемонизм США (по Бжезинскому) как геополитическое основание нового передела мира;

торговый Строй Аттали как цивилизация денег, превращающихся из простого средства платежа в абсолютную, универсальную ценность;

теория Фукуямы, что этот строй есть венец истории.

Нетрудно заметить, что западная "философия глобализации" имеет явно консервативно-охранительный характер.

В историческом аспекте она сводится в конечном счете к тому, чтобы, невзирая ни на что, любой ценой удержать развитие в прежних качественных рамках. То есть остановить общественное развитие и в буквальном смысле слова "прикончить" историю. Глобализация в ее нынешнем наличном виде альтернативы не имеет - таково последнее ее слово.

В социальном плане она направлена на сглаживание и замазывание противоречий, а не на их разрешение. С ее точки зрения, противоречия сторонников и противников глобализации - плод недоразумения. Просто спорщики говорят о разных сторонах одного и того же предмета: одни - о достижениях прогресса, а другие - о его издержках. Поэтому не спорить им нужно, а объединяться. Пусть одни двигают вперед научно-техническое и экономическое развитие, а другие - заботятся о минимизации его побочных отрицательных последствий. Те же, кто этого не понимает, есть просто ретрограды и враги прогресса. Вопрос о том, насколько реальна подобная идиллия, даже не ставится.

Что же касается собственно научного аспекта проблемы, то все термины и определения, изобретенные буржуазной мыслью для обозначения процесса глобализации и современного его этапа, сводятся к более или менее подробному описанию внешних его признаков. Это даже не определения, а, скорее, иносказания, не решающие вопроса о сущности данного процесса, его движущих сил, его конкретных форм и особенностей.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное