Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 357


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 357-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 26 ноября 2007 года.

Антикоммунизм - это вид слабоумия. Доказательства - в статье доктора технических наук, профессора В.В. Литвиненко.

Заместитель председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН Владимир Кашин в статье "Бюджетная трехлетка как могильщик надежд на устойчивое развитие России" анализирует планы нынешнего руководства РФ на 2008-2010 гг. и рассказывает о предложениях КПРФ.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Вид слабоумия

Более полувека назад великий немецкий писатель, нобелевский лауреат Томас Манн назвал антикоммунизм "величайшей глупостью ХХ века". ХХ век ушел в прошлое, но "величайшая глупость" не только не исчезла, но и приняла характер эпидемии: определение Томаса Манна каждодневно подтверждается множеством фактов. Причем люди, вовлеченные в орбиту антикоммунизма, принявшего ныне форму антисоветизма, быстро и катастрофически глупеют. Фактически антикоммунизм можно считать своеобразным вирусом, поражающим мозг и вызывающим слабоумие. Повреждение ума у антикоммунистов имеет несколько симптомов:

- нарушение логики мышления;

- утрату способности производить элементарные математические операции;

- провалы памяти;

- появление галлюцинаций и бреда.

Ниже рассматривается первый симптом антикоммунистического слабоумия - нарушение логики мышления.

Симптом первый: нарушение логики мышления

Разрушение логики мышления вирусом антикоммунизма сопровождается рядом признаков. К основным из них относятся: беспомощность в выявлении причинно-следственных связей, неумение отличить главное от второстепенного, неспособность к сравнению и сопоставлению.

Беспомощность в выявлении причинно-следственных связей

Подобный дефект логики антикоммунистов отчетливо проявляется в их рассуждениях о причинах индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в 30-х годах прошлого столетия.

Причины форсированной индустриализации СССР в 30-х годах прошлого века антикоммунисты видят в большевистской идеологии и в непомерных амбициях Сталина (Игорь Бестужев-Лада в книге "Россия накануне ХХI века" по этому поводу пишет: "Как и всякий новый диктатор... он (Сталин. - В.Л.) вознамерился повысить свой престиж каким-то значительным политическим нововведением..." Авторы учебника по истории России (Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., СтепанищевА.Т.) объясняют отказ страны от НЭПа тем, что эта политика не укладывалась во взгляды Сталина. В книге Лойберга М.Я. "История экономики" утверждается, что "решающую роль (в выборе пути модернизации экономики. - В.Л.) играло стремление большевистского руководства немедленно создать современную военную промышленность и тем самым повысить политический вес России, ввести ее в состав супердержав").

В действительности отказ советского руководства от НЭПа и переход к политике индустриализации определялся не идеологическими причинами и субъективизмом Сталина, а соображениями национальной безопасности.

С одной стороны, индустриализацию подтолкнуло резкое осложнение в 1926-1927 гг. внешнеполитической обстановки вокруг СССР. В 1926г. после переворота в Польше к власти пришел ярый враг СССР Юзеф Пилсудский. В мае 1927 г. Великобритания, обвинив СССР в подрывной деятельности, разорвала дипломатические отношения с СССР и перешла к прямым угрозам объявления войны. Опасность войны для СССР стала реальной. Уже даже начала складываться коалиция европейских стран, готовых воевать с СССР.

С другой стороны, новая экономическая политика, сыграв положительную стабилизирующую роль после Гражданской войны, к концу 20-х годов исчерпала свои возможности. Американский исследователь российской экономики того периода Левин М.А. констатирует: "... Россия вроде и восстановила после войны экономику, вроде и размахнулась, но... до уровня 1913 г., а к 1928 г. пришла с устаревшим оборудованием. Россия бежала от отсталости, но отсталость неумолимо гналась за ней". (Цитируется по книге "История России. ХХ век". Авторы - Боханов А.Н, Горинов М.М. и др.)

В самом деле, к 1928 г. российская экономика отставала от экономик западных стран больше, чем в 1913 г. В промышленном отношении к 1928 г. отставание СССР (по сравнению с царской Россией) даже от проигравшей в Первой мировой войне Германии увеличилось почти на треть, а от США - практически вдвое. Продолжая НЭП, страна никогда бы не приблизилась к уровню развитых мировых держав: рост основных производственных фондов, как показало моделирование, проведенное в 1989 г., был бы при этом в интервале 1-2% в год, что только увеличило бы отставание СССР от Запада.

Сложившуюся ситуацию лаконично и четко охарактеризовал Сталин в речи, произнесенной в феврале 1931 г. на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Эти сталинские слова стали пророческими: через десять лет Гитлер попытался не просто смять, а уничтожить СССР, но ему это не удалось: в 1941 г. он столкнулся не со слабой аграрной страной, а с мощной индустриальной державой. Всего за две пятилетки в СССР были созданы станкостроение, авиационная, тракторная, автомобильная и оборонная отрасли промышленности.

В результате индустриализации в 1927-1940 гг. в стране было построено около 9 тыс. новых заводов, общий объем промышленной продукции вырос в 8 раз, и по этому показателю СССР вышел на второе место в мире после США.

Британская энциклопедия так оценила итоги индустриализации СССР: "В течение десятилетия СССР действительно был превращен из одного из самых отсталых государств в великую индустриальную державу; это был один из факторов, который обеспечил советскую победу во Второй мировой войне" (Encyclopedia Britannica. A New Survey of Universal Knowledge. V. 21. Chicago. London. Toronto. P. 302-303).

Коллективизацию сельского хозяйства СССР антикоммунисты тоже считают следствием догм марксистской идеологии. Мол, большевики все стремились обобществить, включая женщин и кур. (В книге "Коллективизация как национальная катастрофа" (авторы - Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л.) утверждается, что "коллективизация была частью социального эксперимента, проводимого в соответствии с марксистскими теоретическими представлениями о социализме". В методическом пособии "Конспекты уроков по истории России ХХ в. в 9 классе" (автор - Коваль Т.В.) коллективизация считается следствием теории социализма, требовавшей утверждения общественной собственности на средства производства.)

Действительными причинами коллективизации были стремление советского руководства наладить бесперебойное и нормальное снабжение народа продуктами и обеспечить продовольственную безопасность страны. А мешала решению этих естественных задач низкая товарность сельского хозяйства страны. Выдающийся отечественный экономист Немчинов В.С. в своих работах показал, что до 1917 г. более 70% товарного (т.е. выставляемого на продажу) хлеба давали крупные хозяйства, использующие наемный труд. После революции земли этих хозяйств были переданы крестьянам - число крестьян-единоличников выросло в стране на 8-9 млн чел. И хотя в целом производство зерна к 1928 г. выросло на 40%, почти все оно потреблялось крестьянами, только 11,2% крестьянского хлеба шло на продажу - почти в 2 раза меньше, чем до 1917 г. Между тем численность городского населения быстро росла, и уже в 1927 г. возникли трудности с хлебозаготовками, а к 1928 г. хлеба, продаваемого крестьянами, стало не хватать. Пришлось вводить в стране хлебные карточки.

Низкая товарность сельского хозяйства СССР в то время объяснялась тем, что основная масса крестьян работала в примитивнейших условиях, используя простейшие орудия труда (ручной сев, жатва косами и серпами, молотьба цепами и катками). При таком ведении хозяйства рассчитывать на высокую его товарность не приходилось: большинство крестьян были способны прокормить лишь самих себя, и то с трудом. В 1927 г. в деревне 28,3% крестьянских хозяйств не имели скота, а 31,6% хозяйств - пахотного инвентаря. Только 69,6% крестьян имели денежные доходы от ведения хозяйства, т.е. продавали свою продукцию на рынке. Кризис хлебозаготовок можно было преодолеть только созданием крупных сельскохозяйственных предприятий. Реальными путями их создания были кооперация и коллективизация. Кооперация была более понятна крестьянам, но она не могла освободить рабочие руки на селе для решения задач индустриализации. Поэтому создание колхозов было единственным приемлемым вариантом повышения товарности сельского хозяйства.

Поначалу коллективизация шла трудно, но к концу 30-х годов прошлого века стало ясно, что своих целей она достигла: товарность сельского хозяйства резко возросла, валовой сбор зерна в СССР вырос на 42,6% (с 40,8 млн т, в 1927 г. до 59,6 млн т в 1940 г.), коров у крестьян стало на 54,5% больше (в 1927 г. было 29,9 млн голов, а в 1940 г. - 54,8 млн голов).

Колхозы оставались эффективными сельскохозяйственными предприятиями вплоть до уничтожения СССР: в конце 80-х годов прошлого века в СССР жило 5,5% населения мира, из них только 15% было занято в сельском хозяйстве. И при этом страна давала 11% мирового производства зерна, 15% хлопка, 27% картофеля, 36% сахарной свеклы.

Неумение отличить главное от второстепенного

Примеров неспособности антикоммунистов отличить главное от второстепенного не счесть. Остановимся лишь на двух широко распространенных в антикоммунистической среде проявлениях экономического слабоумия.

Вся антикоммунистическая рать оценивает степень совершенства экономики не по ее способности улучшать жизнь людей и увеличивать мощь государства, а по ее названию: рыночная, значит, хорошая; плановая, значит, плохая. Причем отношение антикоммунистов к рыночной экономике носит сектантский характер. Они убеждены, что стоит только повсеместно ввести рыночные отношения, как экономика расцветет: "невидимая рука" рынка все наладит. Естественно, что советскую экономику антикоммунисты считают неправильной и неэффективной, поскольку она не рыночная, а плановая.

Фанатичное поклонение антикоммунистов рыночной экономике реальных оснований под собой не имеет.

Во-первых, "рыночность" - одна из многих черт экономики. С точки зрения политэкономии рыночные и плановые механизмы относятся к производственным отношениям, причем второстепенным. Определяющими же в экономике являются производительные силы и система управления. От их состояния главным образом зависит эффективность экономики государства. Поэтому и плановая, и рыночная экономики бывают эффективными, а бывают и неэффективными. Вариант плановой экономики, существовавший в Советском Союзе в 30-50-х гг. прошлого века (до смерти Сталина), был высокоэффективным, а затем он, прежде всего хрущевскими некомпетентными управленческими решениями постепенно стал неэффективным. (Эту ситуацию остроумно прокомментировал японский миллиардер Хероси Теравама. В 1991 г. на одном из симпозиумов в ответ на восхищения наших уже тронутых бациллами антикоммунизма экономистов и социологов "японским чудом" он заметил: "Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 1939 г. вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 г. вы стали еще умнее, а мы были пока дураками. А в 1955 г. мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей.... Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры")

С другой стороны, в мире более 170 государств имеют различные варианты рыночной экономики, но лишь экономики 26 из них считаются эффективными.

Во-вторых, любая система эффективно функционирует лишь при определенных условиях. Для рыночной экономики, исповедующей неконтролируемое потребление, главными из таких условий являются наличие неограниченных природных ресурсов и отсутствие противодействия природы. ХХ век, по всей видимости, был последним, в котором эти условия соблюдались. В нынешнем столетии истощающиеся природные ресурсы уже вряд ли смогут обеспечить "нормальное" функционирование рыночных механизмов. Рано или поздно человечество, чтобы не погибнуть, будет вынуждено вести контроль над потреблением. Поэтому вполне возможно, что уже в обозримом будущем рыночная экономика будет объявлена вне закона как угрожающая существованию человечества. Другими словами, в долгосрочном плане у рыночной экономики перспектив нет. В этом смысле социалистическая плановая экономика, с ее пусть несовершенным, но действующим механизмом контроля потребления, в гораздо большей степени соответствовала грядущим целям человечества.

На Западе, судя по докладам на конференциях ООН по окружающей среде и публикациям Римского клуба, это поняли уже давно. Поэтому в чистом виде рыночной экономики нет ни в одной из 26 благополучных капиталистических стран. По существу, в странах "золотого миллиарда" формируются пострыночные экономические структуры, в которых рыночным механизмам отводится все меньшая роль и явственно просматриваются элементы контроля и регулирования потребления с использованием "чисто социалистических" методов обобществления собственности и перераспределения доходов. Время от времени сведения об этом появляются в печати. На Всемирной конференции по городской структуре американский экономист Грегори Палас заявил: "...Мы имеем значительный объем общественной собственности, можно даже сказать, мы имеем мощный социалистический сектор..." Отец монетаризма, Милтон Фридман, которого в отличие от наших "гайдарообразных" (определение академика Никиты Моисеева) так и не допустили к реальной экономике, сетовал в "Независимой газете" на то, что США строят социализм.

Да, складывается впечатление, что западные страны строят социализм. Но не "неправильный" советский "социализм для всех", а "правильный" западный "социализм для избранных" (т.е. социализм по Томасу Мору: на созданном его фантазией острове Утопия свободная счастливая жизнь граждан обеспечивалась трудом рабов).

"Неизбранным" же странам жестко навязываются такие варианты рыночной экономики либерального типа, реализация которых приводит к полной потере экономической независимости этих стран и стабилизирует в них нищенский, на грани выживания, уровень потребления. Излишне говорить, что Россия к группе "избранных" не относится. Наши "реформаторы" эту ситуацию никогда не понимали, потому что, как выразился Александр Зиновьев в книге "Гибель русского коммунизма", "все их представления о "рынке" были почерпнуты из западной идеологии и пропаганды, создававших идеализированный образ рыночной экономики специально для кретинов из незападных стран" (курсив мой. - В.Л.).

Справедливости ради следует сказать, что компетентные западные экономисты пытались взывать к здравому смыслу "реформаторов". Еще в 1989 г. английский историк экономики Теодор Шанин в интервью "Известиям" заметил: "Меня смущает, когда у вас говорят о свободном рынке Запада. Где он? Его нет. Скажем, цены на молоко в Англии определяет правительство, а не рынок". Знаменитый американский экономист, нобелевский лауреат Джон Кеннет Гэлбрейт в лекции "Почему правые не правы", прочитанной в Эдинбурге и опубликованной в газете "Гардиан", был более резок в оценке планов наших "реформаторов": "Говорящие - а многие говорят об этом бойко и даже не задумываясь - о возвращении к свободному рынку времен Смита не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера (курсив мой. - В.Л.). Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не могло бы выжить. Наша жизнь смягчается правительством ...Все ведущие индустриальные державы сейчас выделяют значительные субсидии на свое сельскохозяйственное производство. Как следствие во всех этих странах закупочные цены выше или потребительские цены ниже, чем могло быть без вмешательства правительства. Все индустриальные страны прилагают особые усилия для обеспечения людей дешевым жильем; капитализм же никого не обеспечивает хорошими недорогими квартирами..."

Впрочем, этим, как и многим другим, предостережениям "реформаторы" не вняли. В 1999 г. академик Львов Д.С в книге "Развитие экономики России и задачи экономической науки" писал: "Потребовалось много лет, прежде чем реформаторы начали осознавать, что Запад и в сфере научных знаний поставляет на экспорт "изделия" отнюдь "не первой свежести", оставляя новые образцы наукоемкой продукции для своего внутреннего потребления". Ну, это Дмитрий Семенович чрезмерно оптимистично оценил способности "гайдарообразных" реформаторов. Ничего они не осознали: по-прежнему у них в ходу тезис о "минимизации участия государства в экономике" (академик Никита Моисеев о "гайдарообразных" справедливо заметил: "Судьба не дала им настоящего образования, без которого невозможно системное мышление, но наградила их удивительно удобным свойством - они не умеют и не привыкли сомневаться в собственной правоте"). Они не понимают даже простейших вещей, которые очевидны, скажем, для властных структур нефтедобывающих стран Персидского залива: внутренняя цена на нефть должна быть в несколько раз ниже, чем экспортная: только в этом случае можно обеспечить снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности готовой продукции отечественных промышленности и сельского хозяйства на мировом рынке.

Беда в том, что "гайдарообразные" и сейчас задают тон в правительстве. Пока они имеют возможность проводить свои экономические эксперименты над страной, Россию ждут тяжелые испытания.

Еще одному экономическому идолу истово бьют поклоны антикоммунисты - частной собственности. Их кредо: "частный собственник - самый эффективный собственник". Невзирая ни на что. Вот, например, антикоммунист Игорь Харичев, гендиректор Центра прикладных избирательных технологий, в 2000 г. в "Независимой газете" утверждал: "...нигде в мире не удалось найти более эффективные способы управления государственной собственностью по сравнению с частной". Подумать только - не удалось найти! По всему миру искал-искал Харичев, замучился бедняга, но не нашел. Наверное, с закрытыми глазами искал. Потому что рядом, в Голландии, искомого навалом. Голландцы, бестактно игнорируя кредо антикоммунистов, добились самой высокой продуктивности сельского хозяйства в Европе при отсутствии частной собственности на землю. А в мире первенство по эффективности сельского хозяйства удерживают израильские кибуцы, в которых частная собственность принципиально отвергается.

Да что далеко ходить, достаточно посмотреть на состояние нашего приватизированного воздушного транспорта. В частных руках он из эффективного превратился в смертельно опасное. Можно и к реалиям отечественной промышленности обратиться. Какие ее отрасли самые что ни на есть эффективные? Правильно, нефть и газ. Сейчас они в частных руках. Вот и посмотрим, как выросла их эффективность по сравнению с советскими временами, когда все было в руках государства.

Что говорят сухие цифры? А говорят они, что при переходе в частные руки производительность труда (добыча продукта на одного работника) сократилась в нефтедобывающей промышленности в 2,88 раза, а в газовой - в 2,76 раза. А вот красноречивый показатель "эффективности" частного управления этими отраслями промышленности: количество управленцев в них возросло в 2,1 и в 3 раза соответственно.

Еще один пример "эффективности" частной собственности. Сейчас "выдающимся", чуть ли не "великим", менеджером считается А.Чубайс. Под его руководством персонал электроэнергетической отрасли численностью в 893 тыс. чел. (636 тыс. рабочих) произвел в 2003 г. 916,3 млрд кВт/ч электроэнергии. А в 1990 г. "отсталым" и "неэффективным" советским управленцам удалось произвести 1082,23 млрд кВт/ч электроэнергии при численности персонала отрасли в 545 тыс. чел. (404 тыс. рабочих), т.е. производительность труда в электроэнергетике в советское время была в 1,9 раза выше, а управленческого персонала при этом было в 1,8 раза меньше.

Исторический опыт и наука тоже не подтверждают фантазии антикоммунистов о безусловном превосходстве частной собственности над другими формами собственности. Еще в ХІХ веке было доказано, что производительность труда практически не зависит от формы собственности, а определяется множеством других, более существенных факторов: квалификацией исполнителей, условиями и средствами труда, его организацией, стимулированием и др. Например, в период упадка Римской империи многие крестьяне продавали себя в рабство, чтобы только избавиться от собственности: наказания за недоимки в то время были гораздо суровее условий жизни рабов.

Упоминавшийся выше японский миллиардер Хероси Теравама в 1991 г. при сравнении сталинской и японской экономик подчеркнул: "... у нас капитализм, частные производители, и мы более 15% роста никогда не достигали, а вы же - при общественной собственности на средства производства - достигали 30% и более..."
Тогда же Джон Кеннет Гэлбрейт терпеливо разъяснял тугодумам: " ...В конечном счете, не так уж важно, чья это будет собственность. В капиталистическом мире предприятия принадлежат держателям акций, не известным администрации предприятия. Ничего существенного не изменится, если их владельцем, как обстоит дело во многих случаях, будет государство..." И добавлял: "...Здравоохранение находится в удовлетворительном состоянии лишь там, где оно, по сути, обобществлено..."

Наконец, современная институциональная теория, как отметил академик Львов Д.С. в упоминавшейся выше книге "Развитие экономики России и задачи экономической науки", также доказала, что "в ходе эволюционного развития экономики не существует раз и навсегда закрепленных и "освещенных" историей преимуществ одной формы собственности над другими...". Более того, "сохранившиеся конструкции традиционного института частной собственности носят все более рудиментарный характер".

Неспособность к сравнению и сопоставлению

Сравнение и сопоставление антикоммунистами советской эпохи с царской или современной изумляют своей абсурдностью.

Во-первых, антикоммунисты измеряют все "кривым метром", т. е. используют показатели, которые не могут дать объективную оценку сравниваемым явлениям или процессам.

На рубеже веков директор Института этнологии и антропологии РАН и председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков в своих публикациях утверждал, что в России стало жить лучше. Чем же он измеряет эту "лучшесть", какими показателями? А таким, например (цитирую): "...чем больше вещей использует человек в повседневной жизни, тем лучше качество этой жизни..." (Мы стали жить лучше. НГ-сценарии. 12.01.2000). Оригинальный, надо заметить, показатель качества жизни. По нему очень высокое качество жизни имеют бомжи, живущие на свалке: уж они-то пользуются огромным количеством различных вещей. Столь же экзотичны и другие показатели (типа числа земельных участков в собственности и числа личных автомобилей), которыми оперирует В.Тишков в попытках доказать, что в современной России жизнь лучше, чем в советской.

Зато он даже не упоминает общепринятые, широко используемые в оценках ООН показатели качества жизни: ожидаемую продолжительность жизни, которая в России к 2003 г. сократилась по сравнению с 1990 г. на 4 года (с 69 до 65 лет), число самоубийств, характеризующее неудовлетворенность жизнью в крайнем ее выражении и возросшее в 1,4 раза (с 26,4 до 36,1 случаев на 100 тыс. чел. населения), а также число убийств, характеризующее агрессивность общества: оно возросло более чем в 2 раза (с 14,3 до 29,1 случаев на 100 тыс. чел. населения). Игнорируются В.Тишковым и показатели потребления продуктов, по которым современная Россия значительно уступает советской: по всем основным продуктам потребление снизилось примерно в 1,5 раза. Рост потребления зафиксирован только по картофелю. В 1990 г. по уровню питания Россия находилась на 7-м месте в мире, а в 2000 г. - на 71-м. На качество жизни оказывают влияние и незамеченные В.Тишковым нематериальные факторы: уверенность в завтрашнем дне, безопасность жизни и социальная защищенность, справедливость в оценках труда и распределении благ, нравственность общества и др.

В целом рассуждения В.Тишкова о качестве жизни производят гнетущее впечатление. Гнетущее потому, что принадлежат они не какими-нибудь недоразвитыми млечиными или сванидзе, а директору академического научного института гуманитарного профиля. Это говорит о том, что антикоммунизм поверг в глубочайший кризис общественные науки: они стремительно деградируют в научном отношении (красноречивым свидетельством катастрофически низкого научного уровня официальной исторической науки стало скандальное обращение Института истории РАН по поводу выноса тела Ленина из Мавзолея).

Еще пример "кривого метра" антикоммунистов. Марина Давыдова в статье "Страна невыученных уроков" (Известия. 11.03.2003), густо облив грязью советскую культуру в целом и, в частности пьесу Алексея Арбузова "Таня", делает такой вывод: "... сегодняшняя, давно и окончательно повзрослевшая (выделено мной. - В.Л.) культура не может всерьез отнестись к арбузовской "Тане", равно как к Афиногенову, Киршону и прочему советскому (не по времени написания, а по глубинному мироощущению) творчеству..."

Ну и в чем эта самая "взрослость" современной культуры проявляется? Какие такие у нее "взрослые" достижения? Миссис (или мисс) Давыдова не сообщила, по какому показателю она определяла степень "взрослости" культуры. Пришлось искать этот показатель самому. Дело это не простое. Потому что достаточно посмотреть популярные телевизионные программы (типа "Поля чудес"), "культовые" кинофильмы последних лет (типа "Побег", "Охоты на пиранью"), посетить разрекламированные спектакли (типа "Детей Розенталя" и ужаснувшего Галину Вишневскую "Евгения Онегина" в Большом театре) полистать гламурные журналы, послушать эстрадный юмор "ниже пояса", дебильную речь ведущих радиопрограмм, чтобы понять, что современная российская культура - это по большей части культура "второй свежести", жалкое копирование американских образцов. Какая уж тут "взрослость"? По художественному уровню, нравственным и эстетическим ориентирам советская культура значительно "взрослее" нынешней.

Впрочем, мне все же удалось обнаружить один показатель, по которому современная культура, несомненно, "взрослее" советской. Это - мат. Тут возразить нечего: за последние пятнадцать лет мат прочно оседлал российскую культуру. Он всюду: на сцене, в кино, на телевидении, в печати, на эстраде, на стадионах, в студенческих аудиториях, на улице, в быту. Вообще-то нормальные люди считают мат явлением позорным. Но, видимо, для страдающей хроническим антикоммунизмом мадам (или мадемуазель) Давыдовой легализация мата во всех сферах российской жизни является свидетельством "взрослости" современной российской культуры, ее выдающимся достижением.

Во-вторых, ослабленный ум антикоммунистов не в состоянии корректно провести сравнения: их все время заносит куда-то "не туда". Только два небольших примера.

В статье Максима Орышака и Сергея Осипова "Октябрь, великий и ужасный" (АиФ. No.45. 2000) помещена подготовленная заместителем главного редактора еженедельника Вероникой Сивковой таблица "Россия: было и стало". Статья и таблица между собой не стыкуются: в статье речь идет о Великой Октябрьской революции и эпохе социализма, а таблица содержит данные сравнения других эпох - царской (1913 г.) и современной (1998 г.). Это вариация на тему известной пословицы "в огороде бузина, а в Киеве дядька".

Другой пример. В припадке антикоммунистического слабоумия кинорежиссер Егор Кончаловский в газете "Аргументы и факты" (No.39. 2006) взял да и брякнул: "Во времена советской власти, когда снималось и активно навязывалось зрителю огромное количество удивительно доброго и светлого коммунистического барахла, насилия в стране было в разы (!!! - В.Л.) больше, чем сейчас".

Ну, положим, Егор ничего не читает и потому не знает, что, по статистике, в 1990 г. в стране было совершено 1 млн 839,5 тыс. преступлений, а в 2003-м - 2 млн 756,4 тыс., т.е. на треть больше. Но ведь он уже не мальчик, наверное, лет сорока от роду, а может, и больше. Значит, в Советском Союзе он жил минимум лет двадцать и вполне мог бы сравнить некоторые бытовые детали, характеризующие уровень насилия в обществе. Не составляет труда, например, сопоставление экипировок советской и российской милиции: у советских милиционеров даже дубинок не было, не говоря уже об автоматах, бронежилетах, касках, щитах и других средствах самообороны и устрашения, которыми оснащены современные стражи порядка. Или такая характерная бытовая деталь - металлические двери и решетки на окнах. Их в советское время практически не было, а сейчас они установлены везде.

Но Егору даже такие простые сравнения не под силу: вирус антикоммунизма парализовал его способности к здравым рассуждениям и логическим умозаключениям.

В.В. Литвиненко, доктор технических наук, профессор
Газета "Советская Россия" N 133 (12906), суббота, 18 ноября 2006

*   *   *   *   *   *   *

Бюджетная трехлетка как могильщик надежд на устойчивое развитие России

Владимир Кашин, заместитель председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН

Каждый год в Госдуме при обсуждении проекта бюджета идут жаркие споры и дискуссии. Оппозиция, прежде всего, коммунистическая фракция Нижней Палаты, с цифрами и аргументами доказывает непригодность предлагаемого проекта для страны. Экономический блок правительства, манипулируя сотнями лукавых цифр, с маниакальным упорством из года в год с помощью "единороссов" и "лдпэровцев" протаскивает через Федеральное Собрание заведомо порочный главный финансовый документ страны.

Грубо говоря, идёт постоянное перетягивание "финансового каната". Мы говорим "мало", они - "хватит". Для России решение вопроса о достаточности средств, выделяемых на жизнедеятельность, экономическое развитие и оборону становится необходимым для сохранения суверенитета и судьбы будущих поколений.

Как в России реализуется концепция устойчивого развития

Известно, что в последние два десятилетия как альтернатива стереотипам потребительского общества стала формироваться концепция устойчивого развития. Идеи устойчивого развития, получившие широкое распространение после публикации в 1987 года доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", нашли практическое воплощение в социально-экономической и экологической политике многих государств. К 2007 году стратегии или программы устойчивого развития приняли более 100 стран мира, в том числе США, Канада, страны ЕС, Япония, Китай, Индия и другие.

Суть таких стратегий и программ коротко сводятся к следующему:

1. Структурная перестройка экономики в пользу высокотехнологичных отраслей и производств, повышение инновационной активности и распространение природоохранных технологий, сокращения разрыва в доходах различных слоев населения при обеспечении положительной демографической динамики.

2. Обеспечение долговременного экономический роста с наименьшим ущербом для окружающей среды и сохранением относительной социальной стабильности, жизнеспособностью экономики.

Главенствующая роль государства в стимулировании развития экономики при более полном и рациональном использовании ресурсов (трудовых, сырьевых, инвестиционных и др.).

Сравним, как в странах ЕС и в России на практике реализуются заявленные концепции устойчивого развития. (См. табл. 1.)

Таблица 1

Основные виды работ по реализации курса на устойчивое развитие в странах ЕС и в России

Направление работы

Отметка о выполнении работ

В ЕС

В России

улучшение конъюнктуры на рынках труда

 +

 -

снижение энергоемкости производства

 +

 -

улучшение структуры топливно-энергетического баланса

 +

 -

более широкое использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии

 +

 -

обеспечение долговременной тенденции опережающего роста производства продукции сельского хозяйства и продовольствия по отношению к приросту населения

 +

 -

сохранение качества окружающей среды и экологических стандартов жизни

 +

 -

относительно невысокий разрыв в уровне доходов разных слоев населения

 +

 -

концентрация ресурсов и средств на приоритетных инновационных проектах и конкурентоспособных технологиях в избранных отраслях

 

 +

 

 -

+ работы ведутся с положительными результатами

 - работы не ведутся или ведутся с незначительными результатами

По всем перечисленным направлениям Россия отстаёт от стран ЕС как по абсолютным показателям, так и по динамике их изменения, которая имеет, скорее, отрицательные значения. И в таком, скажем прямо, неприглядном социально-экономическом состоянии мы стремимся в ВТО на "заклание" западным капиталистическим монстрам.

Не менее разочаровывает ответ на вопрос о концентрации ресурсов на национальные приоритетные проекты. Их финансирование включено в общие статьи бюджета по отраслям народного хозяйства.

Нацпроект "Развитие АПК"

Этот проект было бы уместно назвать "Добитие АПК": на реализацию проекта в 2007 году выделено всего лишь 19,2 млрд рублей или 0,44% от расходной части бюджета. 81,2%, или 15,8 млрд рублей, из выделенных средств планировалось израсходовать в виде субсидий на поддержку животноводства и малых форм хозяйствования - фермерских хозяйств. При этом сама Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в коллективном обращении к В.В. Путину выразила серьезную обеспокоенность ситуацией, сложившейся в отечественном агропромышленном комплексе и заявила, что "Нацпроект "Развитие АПК" в настоящий момент не оправдывает ожиданий крестьян и фактически оказался под угрозой срыва". Среди проблем АПК отмечается существенный рост мясного импорта (с начала года - на 50%), "обрушивший" закупочные цены на мясо, которые снизились за этот период почти на 20%. Кроме того, закупочная цена тонны продовольственной пшеницы составила 3100 рублей, что соответствует уровню 2000 года.

В то же время, с 2000 по 2007 год цена на дизтопливо и бензин выросла в 2,5 раза, цена электроэнергии - в 3 раза, удобрений - в 4 раза, а железнодорожные тарифы поднялись в 4 раза. Ситуация на рынке производственно-технического обеспечения АПК стремительно ухудшается, а финансирование села залегло на отметке около 1% от расходной части бюджета в 2007 году.

Не просматривается перспектив возрождения сельского хозяйства и в проекте федерального бюджета на три года - все тот же 1 % расходной части бюджета. (См. табл. 2)

Таблица 2

Финансирование АПК по проекту федерального бюджета на три года

Годы

2008

2009

2010

Объем финансирования (млрд)

58,2

55,4

84,7

Бюджет на ближайшие три года не решает ни одной острой проблемы села. Так и остается диктат диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в том числе на энергоносители. Об этой проблеме знают все: от фермера до министра. Но остается все по-прежнему. Геноцид в отношении собственного кормильца продолжается.

Государство до 2010 года фактически устранилось от выполнения своих функций по регулированию назревших, кричащих проблем. Судите сами: на поддержку рынка зерна в 2008 выделено аж 100 млн рублей, а для решения этой проблемы необходимо не менее 60 млрд рублей. Значит, на селе будут снова хозяйничать перекупщик и ростовщик. Подобные ситуации складываются в лесном и водном хозяйстве. У государства при трехлетнем планировании не просматривается многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования водных и лесных ресурсов. А все это несет собой важнейшие социальные, экономические и экологических функции, историко-культурные традиции. Какими источниками предлагается перейти на крупномасштабную переработку древесного сырья? И в помине нет в трехлетнем плане и слова об этом. А воспроизводство лесов, а агролесомелиоративное обустройство сельхозугодий? А приведение в достижение нормативного состояния изношенных основных фондов гидросооружений? Все это забыто, как и кричащие экологические проблемы. Вопиющей безответственностью и бесхозяйственностью пронизаны статьи трехлетнего бюджетного обеспечения развития АПК, лесного, водного, рыбного хозяйства. А над всем этим зловеще возвышаются нависшие экологические бедствия: уничтожение рек, озер, урочищ, исчезновение уникального биоразнообразия природы России. Проблема отсутствия чистой воды и чистого воздуха не волнует правительство. А средства на решение этих проблем в трехлетнем бюджете предусмотрены мизерные. И все это происходит при наличии переполненного стабфонда и золотовалютного резерва. Пустая затея - "перекладывание" исполнения общенародных задач. А это происходит, к примеру, с основным богатством страны - сложившемся годами плодородием, с базисным фактором в получении продуктов питания на дотационные регионы.

Нацпроект "Доступное жильё"

Сегодня в жилищном фонде страны 3 млрд кв. метров. 26% основных фондов - это ЖКХ. Износ основных фондов и инженерных коммуникаций составляет 70%. Порядка 300 млн кв. м жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте. Начиная с 90-х годов, число семей, получающих жилье бесплатно, с каждым годом сокращается (в 1990 году в РФ жилье получило 1 млн 296 тысяч семей, в 2003 году - 224 тысячи семей), в настоящее время - несколько десятков тысяч семей. А ведь в очереди на квартиру сегодня стоит 4,5 млн человек, 40 млн человек проживает в коммунальных квартирах, 5 млн - в аварийном ветхом жилье.

Что же для ликвидации этой национальной катастрофы предлагает нацпроект "Доступное жилье"? Сегодня в России вводится в эксплуатацию только 50,2 млн кв. м жилья в год. На реализацию нацпроекта планируется направить в 2007 году всего 50,8 млрд рублей (менее 2 млрд долларов). Это в 8 раз меньше необходимой суммы. А использовано будет в соответствии со статьями бюджетной квалификации на 3,5 млрд рублей меньше, то есть всего 47,3 млрд рублей, а возможно и еще меньше.

По трехлетнему проекту бюджета на 2008-2010 годы, на ЖКХ запланировано тратить ежегодно примерно по 70 млрд рублей. (См. табл. 3.) Похоже, что и этот проект не предполагает изменения катастрофической ситуации в жилищно-коммунальной сфере. Ведь для того, чтобы решить проблемы ЖКХ, необходимо 4,5-5,0 трлн рублей (эквивалент 165 млрд долларов). Пока на этот вопрос о ЖКХ и на Послание Президента относительно проблем ЖКХ Правительство отреагировало цинично. Можно сказать по-русски, что оно "послало Послание", сократив пятикратно названную Президентом сумму - 250 млрд руб в год. При этом чиновничья рать рассуждает так: "Президент делал Послание на 2007 год, а на 2007 год бюджет давно исполняется в соответствии с законом, потом, на 2008-2010 годы, Президент сделает очередное послание". Анекдот да и только.

Таблица 3

Финансирование ЖКХ по проекту федерального бюджета на три года

Годы

2008

2009

2010

Объем финансирования (млрд)

56,9

79,2

71,0

Нацпроект "Образование"

Оставленные вниманием государства и брошенные на произвол чиновничества в разгул рыночных отношений школьная и вузовская система уже понесла и продолжает нести невосполнимые потери.

Позорной выглядит статистика, подтверждающая, что великая Россия, в недавнем прошлом страна всеобщей грамотности и великой науки, стремительно скатывается в бездну невежества. Приблизительно из 30 с небольшим млн российских детей и подростков по разным источникам от 1,0 до 2,8 млн - беспризорники, 2 млн подростков неграмотны.

На реализацию нацпроекта "Образование" в 2007 году предусмотрено направить только 48,9 млрд рублей (аж по 332 рубля на каждого россиянина в год, по 27 рублей в месяц). О ликвидации такого позорного явления, как детская беспризорность в проекте даже нет речи! Напомним, что детская беспризорность на сегодня отсутствует в большинстве стран на постсоветском пространстве.

В соответствии с недавно принятым Госдумой законом, "малокомплектные" (то есть сельские) школы правительство намеревается в большинстве своём ликвидировать. А ведь в российской деревне школа почти всегда - единственный очаг культуры. Учеников же ликвидированных школ предполагается свозить автобусом из нескольких деревень в одну школу. Чем эта "новация" закончится применительно к российским условиям, можно догадаться. Деревенские дети вообще лишатся доступа к образованию и пополнят двухмиллионную армию неграмотных российских подростков.

Объемы финансирования капитального ремонта школ, развития образовательных учреждений в сельской местности, выделяемые на 2007 год, явно недостаточны, чтобы хоть в какой-то мере поправить катастрофическое положение физического состояния абсолютного большинства муниципальных школ.

Таким образом, имеет место факт очевидной деградации и разрушения по вине властей за годы реформ самодостаточного и в высшей мере эффективного советского школьного образования.

В реформировании системы профессионального образования предлагают принять участие бизнесу. Сегодня в России 1100 высших учебных заведений. Из них 610 - государственные, а остальные - частные. Власть не хочет понять, что, объективно организуя конкурентную среду, нужно видеть, что главным бизнесменом в интересах образования должно быть государство. Во всех западных странах и в Японии регулирование образования происходит в первую очередь со стороны государства: и начального, и среднего, и высшего, а бизнес только помогает.

Таким образом, проект "Образование" не ставит и не решает ни одного фундаментального вопроса, стоящего перед школьным или вузовским образованием.

Впрочем, как и проект бюджета на 3 года. (См. табл. 4.) Около 75% от ежегодно выделяемой суммы планируется потратить на высшее профессиональное образование. Интересно, куда именно пойдут эти средства, если бюджетное высшее образования сейчас становится все менее доступным? Неужели государство будет решать эту проблему? На сегодня такого вывода сделать нельзя: работает один механизм, при котором платные вузы и платные отделения расширяются, тем самым сокращая количество бесплатных мест. Нужно заметить, что и платное образование с каждым годом становится все дороже.

По своему существу все предложенные в проекте акции однозначно направлены на приватизацию и, в том числе чиновничьим аппаратом, как школьного, так и вузовского образования.

Таблица 4

Финансирование образования по проекту федерального бюджета на три года

Годы

2008

2009

2010

Объем финансирования (млрд)

308,9

315,5

341,1

Нацпроект "Здоровье"

Ситуация в демографической сфере страны катастрофическая. Страна вымирает со скоростью 800 тысяч человек в год, по продолжительности жизни мужчин Россия занимает 134-е место в мире, женщин - 100-е. Над целыми регионами страны нависла угроза депопуляции. Причем опережающими темпами вымирают именно русские.

Казалось бы, Россия должна бросить все силы и средства на медицину и демографию в целом, то есть на физическое спасение собственного народа.

Однако нацпроект "Здоровье" на этот демографический апокалипсис никак не реагирует. Смехотворное финансирование - 107,7 млрд рублей. А фактически же будет израсходовано лишь 90,2 млрд рублей.

30% этих средств, или 27,6 млрд рублей, планируется израсходовать на различные денежные выплаты медицинскому персоналу. Если бы деньги распределялись равномерно среди всего медперсонала, то этой суммы хватило бы на ежемесячную доплату каждому в размере чуть больше 1100 рублей.

31,3%, или 28,2 млрд рублей, предусматривается на различные мероприятия, связанные с медицинской диагностикой и профилактикой здоровья населения. Этой суммы достаточно для того, чтобы каждому россиянину были оказаны услуги в течение года аж на 200 рублей, или на 16 рублей в месяц. Цифра издевательская! В московской поликлинике УЗИ стоит 500 рублей, простейший анализ крови - 160 рублей. О каком здоровье и улучшении демографии можно говорить?!

Конечно, есть статистика, основанная на нескольких первых месяцах 2007 года, согласно которой смертности стало меньше, а рождаемость повысилась. Это опровергается официальной статистикой 2006 года, в течение которого численность населения сократилась почти на 800 тысяч человек. Снижение смертности может наблюдаться еще и потому, что граждане со слабым здоровьем, нуждавшиеся в серьезном лечении, уже вымерли.

И бюджет на три года не предполагает улучшения сложившегося тяжелого положения: объем финансирования увеличился по отношению к уровню 2007 года незначительно, зато предполагаемый уровень инфляции выше. (См. табл. 5.)

Таблица 5

Финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта по проекту федерального бюджета на три года

Годы

2008

2009

2010

Объем финансирования (млрд)

218,3

234,2

274,6

Поможет ли проект бюджета на 2008-2010 годы, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу, решить проблемы?

Может ли он вообще что-то решать на пути к устойчивому развитию в принятой мировым сообществом концепции? В какой же мере проект Федерального бюджета достаточен и пригоден для устойчивого развития страны? В состоянии ли в этой связи бюджет ответить и отвечать на вызовы времени внутри и вне государства? В зависимости от этого любой добросовестный и непредвзятый гражданин сможет, опираясь на объективные показатели, решить, куда ведут народ властные поводыри. Во всяком случае, смело можно говорить, что власть устраивает этот урезанный в разы к 1990 году по номиналу бюджет. Более того, правительство не в состоянии даже этот мизер эффективно использовать. Оно ничего не делает, чтобы резко увеличить его доходную часть. Предложения нашей фракции предусматривают значительное увеличение доходной части бюджета. Этому будут способствовать налоговая реформа, внедрение эффективного опыта работы компании Вьетсовпетро во все нефтегазовые компании, наведение порядка в работе с недвижимостью и ценными бумагами, развитие товарного производства, необходимого для успешной борьбы с инфляцией. Ничего из этого арсенала для увеличения бюджета Правительство сейчас не использует. Коррупция, взяточничество, олигархический и чиновничий интерес господствует в экономике и политике. При этом услужить западным партнерам (хозяевам) - первая заповедь правительства РФ. Так можно рассматривать работы по проектам Сахалин 1, Сахалин 2, размещение Стабфонда в зарубежных банках и многое другое.

На наш взгляд, планирование бюджета государства на трехлетний период без жесткого плана экономического развития не может быть рациональным и эффективным, поскольку, не планируя производство товаров, невозможно спланировать доходы от их продажи. При рассмотрении основных параметров бюджета не сложно заметить, что доходы опять ориентированы на продажу природных ресурсов, а не на товарное производство. Запланированный прогноз падения цен на нефть увел весь трехлетний бюджет по нисходящей.

Именно потому трехлетний план производит впечатление, что составлен он для государства, у которого все проблемы решены и дальше развиваться некуда.

Бюджеты трех лет остаются профицитными, лишь суммы накоплений уменьшаются из-за предполагаемого падения цен на нефть.

Проводимая бюджетная политика не только не решает проблемы вымирающей России, а скорее их множит, в лучшем случае консервирует. Видимо, Правительство устраивает нынешний статус России как сырьевого придатка Запада. Поэтому оно ограничивает свою деятельность фискальными мероприятиями, безуспешной борьбой с инфляцией, маниакальным изъятием финансовых средств из экономики и складированием их в Стабилизационном фонде и золотовалютных запасах, размещая их, к тому же, за рубежом. Фактически Правительство России выкачивает кровь из полуживого тела собственной экономики и вливает ее в жилы мощнейших экономик наших конкурентов. Абсурдней ситуацию трудно себе представить. Возникает впечатление, что проект бюджета составлялся не в России, а далеко за ее пределами.

Проект ничего нового не содержит: та же зависимость от цены на нефть, та же система накопительства, та же денежно-кредитная политика, то же финансирование с ростом на уровне инфляции. Повышение жизненного уровня населения не предусматривается даже теоретически.

Снижаются темпы роста денежных доходов населения с 8,8 до 7,9% в 2010 году. Во-первых, потому, что даже теоретический рост денежных доходов будет подавляться инфляцией. Во-вторых, не учтен фактор последствий вступления России в ВТО. По предварительным данным правила ВТО спровоцируют закрытие от 25 до 70% предприятий в регионах. Сотни тысяч рабочих и служащих потеряют работу.

Почти все основные параметры бюджетов по годам трехлетки спланированы со снижением темпов роста, либо с весьма незначительным повышением. Напомним, что в 1990 году на национальную экономику выделялось 52% расходной части бюджета.

Развитие экономики в разрезе бюджетного планирования можно рассматривать с позиции влияния денежно-кредитной и инвестиционной политики на внедрение научно-технического прогресса в реальном секторе экономики. Однако в перспективном бюджете реальный сектор экономики представлен лишь традиционно сырьевыми отраслями, электроэнергетикой, железнодорожным хозяйством, автодорожным хозяйством, то есть отраслями обслуживающими промышленное производство, но не само производство. В развитие национальной экономики закладывается в 2008 году 718,2 млрд рублей, в следующем году идет снижение темпов роста до 11,2 %, а в 2010 году предусмотрено сокращение на 34 %. Еще 30 конкретных предприятий ВПК получат инвестиции в качестве взносов в уставные капиталы. На федеральные программы отпущены мизерные средства, которые не сыграют никакой роли в увеличении товарного производства. В преддверии вхождения России в ВТО было бы разумным вложить средства в товарное производство, чтобы на равных конкурировать на мировом рынке с развитыми государствами. Однако это не учтено в перспективном планировании и товарное производство не фигурирует как основа экономики России.

Что касается других статей расходов федеральных бюджетов, то они едва перекрывают инфляционные потери. Давно предано забвению "удвоение ВВП". Именно о дальнейшем упадке всего свидетельствует постатейная структура расходов бюджетов. Так, например, на общегосударственные нужды, т.е. на содержание власти, в 2010 году выделяется средств в 2,7 раза больше, чем на национальную экономику и в 15 раз больше, чем на сельское хозяйство.

Однако свои бонусы и преференции Правительство в полной мере обеспечивает. Основные полномочия по финансовым взаимоотношениям с субъектами остается за Правительством и выводятся из-под влияния Федерального Собрания. Не понятно, почему Правительство до сих пор награждено сомнительными функциями по распределению бюджетных средств без ведома Госдумы. Было бы понятно, если бы у Правительства получалось выравнивать возможности регионов, искоренять коррупцию и казнокрадство при использовании бюджетных средств, если бы Госдума мешала Правительству вершить эти благие дела. Но все как раз наоборот: разнятся возможности регионов, масса чиновников привлекается к уголовной ответственности. В результате столь "мудрого" бюджетного планирования около 60% российских регионов - дотационные и содержаться на игле Правительства. Все это свидетельствует о необходимости усиления контроля Парламента за формированием и расходованием федерального консолидированного бюджета.

Предложения фракции КПРФ по формированию бюджета на три года

На основании собственных программ социально-экономического возрождения России. Фракция КПРФ разработала и представляет свои предложения по формированию доходной и расходной частей Федерального бюджета на 2008-2010 годы. (См. табл. 6.)

Таблица 6

Предложения фракции КПРФ по формированию бюджета

на 2007 год и на 2008-2010 годы

Показатели
(млрд руб.)

Объем финансирования

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

утв. КПРФ пр. КПРФ пр. КПРФ пр. КПРФ

Расходная часть бюджета

5463,5

12500,0

6570,3

13625,0

7451,2

14947,6

8089,9

15083,4

Нац. оборона

822,0

1500,0

959,6

1600,0

1061,5

1700,0

1191,0

1800,0

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность

662,9

850,0

771,1

950,0

932,1

1050,0

999,1

1150,0

Национальная экономика

497,2

2550,0

718,2

2700,0

802,0

3500,0

544,2

4150,0

в т.ч. сельское хозяйство

60,6

626,0

58,2

680,0

55,4

690,0

84,7

710,0

ЖКХ

53,0

450,0

56,9

550,0

79,2

650,0

71,0

720,0

Образование

277,9

350,0

308,9

410,0

315,5

570,0

341,1

620,0

Культура

67,8

105,0

82,7

150,0

70,2

220,0

67,5

280,0

Здравоохранение

206,4

250,0

218,3

310,0

234,2

390,0

274,6

430,0

Соц. политика

215,6

870,0

273,0

900,0

362,4

930,0

427,5

990,0

Межбюджетные трансферты

1844,3

3300,0

2272,4

3900,0

2421,0

4300,0

2715,6

4600,0

(утв. - утвержден, пр. - проект)

Главная идея - смена приоритетов. Сначала разрабатывается трехлетний план экономического и социального развития страны. Определяются приоритетные цели в производственной сфере, в социальной сфере, а после этого разрабатывать бюджет, обеспечивающий выполнение этого плана и достижение поставленных целей. Необходимо отказаться от профицитности бюджета, Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы в значительной мере необходимо использовать на инвестиции. Мы предлагаем кардинально изменить отношения к национальной экономике, в первую очередь, к деревне, вдохнуть в нее жизнь, остановить экспансию импортного продовольствия, все сделать для восстановления продовольственной безопасности страны, ликвидировать бедность на селе. В социальную сферу (ЖКХ, образование, здравоохранение, наука и т.д.), мы предлагаем существенно увеличить финансирование. Направить средства для выплаты достойных пенсий, пособий, стипендий, т.е. всего того, что может облегчить нынешнее тяжелейшее положение большинства граждан России, приостановить вымирание народа.

Экономическое бесправие регионов порожденное практикой увода основных собираемых налогов в федеральный бюджет, дало право регионам экстраполировать подобную ситуацию на муниципальные образования.

По большому счету этот механизм убивает всякую инициативу, мотивацию возрождать производство, увеличить собираемость налогов, а в конечном счете создание условий для решения назревших вопросов в муниципальных образованиях.

Сегодня мы настоятельно требуем покончить с этой порочной практикой, необходимо 60-70 % собираемых налогов оставить в регионах, муниципальных образованиях. Это послужит огромным стимулом для работы всех органов местного самоуправления, в разы увеличит доходную бюджетную составляющую. Особой нашей заботой является возрождение отечественного промышленного производства, авиационной, автомобильной и тракторной промышленности, электроники. Разработка и внедрение новых прогрессивных конкурентных технологий. Для чего должен быть сформулирован в рамках раздела национальной экономики фонд (бюджет) развития.

Свои предложения фракция КПРФ своевременно (в апреле) направила в адрес Председателя Правительства Фрадкова и Председателя Государственной Думы Грызлова.

КПРФ.ру, 11.05.2007

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное