Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Вниманию читателей Русского Журнала

В связи с тем, что начало публикации глав из книги Владимира Новикова "Высоцкий" в журнале "Новый мир" вызвало множество разных откликов, сетевой "Новый мир" на странице "Дискуссионного клуба" начинает дискуссию о романе Новикова и о фигуре Владимира Высоцкого.

Вниманию читателей сетевой "Новый мир" предлагает мнения критиков Д. Бавильского, А. Немзера, И. Булкиной, С. Костырко.

Приглашем принять участие!

Материалы для дискуссии можно посылать по адресу: kostyrko@aha.ru


"...нам еще только предстоит оценить тот чудовищный вред, который нанесли вирусы, запущенные г-ном Высоцким в русскую культуру. И здесь соперником ему, по силе разрушительных воздействий, может быть разве что второй такой же, с позволенья сказать, певец и исполнитель - г-н Окуджава.

Именно они, два этих человека, повели русскую массовую культуру по ложному следу обманок и подобий. В ситуации, когда оригиналы и первоисточники оказались недоступны и в обществе царили суррогаты и заменители, именно Высоцкий и Окуджава создали канон торжествующей приблизительности. После канон этот, выращенный в оппозиции официальному дискурсу, автоматически станет главным, главенствующим, подомнет под себя ростки всего более или менее нормального, живого и оригинального, обернется с наступлением новых, рыночных времен чудовищным шабашем громкокипящей пустоты и вседозволенности."

(Д. Бавильский)


"Дима, прочитал твоего темпераментного "Высоцкого" в "Круге чтения". В принципе согласен. Хотя есть свои соображения. Мне кажется, ты Высоцкого немного демонизируешь. Явление было во многом масс-культовое, в этом все и дело. Высоцкий ловил в воздухе то, что носилось, и пытался использовать это в официально-разрешенном пространстве. Это не Галич, абсолютно бескомпромиссный в своем неофициальном творчестве, каковым были песни. Высоцкий же даже в песнях часто искал компромисс с официозом. Это только тупость тогдашних идеологов не позволила им использовать в своих целях его, скажем, военные песни. Он смог тогда оживить, - свидетельствую как современник - смог придать как бы человеческое лицо уже их официозному закаменевшему пафосу. Направление, в котором двигался в военных песнях (а это, повторюсь, - не песни Галича "Мы похоронены были под Нарвой"; хотя, скажем, "Протопи ты мне баньку по-черному" я вполне мог бы сопоставить с "Облаками" Галича), прямым ходом вел к нашему ныне! шнему жанру военно-блатной песни типа "Комбат". Это были попытки, скорей всего, бессознательные, подладится и под масс-культ тогдашний и одновременно под официоз (черты которого были и в спектаклях Любимова конца 60-х, все эти евтушенковские и вознесенские вариации "комиссаров в пыльных шлемах")"

(С. Костырко)


"Новый мир" (# 11) будет читаться (и, возможно, запомнится), как журнал, в котором были опубликованы главы из книги Вл. Новикова "Высоцкий". Высоцкий был и остается фигурой культовой. Первыми на суд читателей вышли главы, посвященные едва ли не самому увлекательному его творческому периоду: 1962-68 годы это молодость Таганки, мощный песенный прорыв, завоевание киноэкрана, начало романа с Мариной Влади. Продолжение следует. Пишет Новиков с присущей ему веселой наступательностью и категоричностью: Высоцкий - гений, Таганка - чудо, Любимов - мастер, время (при всех его извивах и ужимках) - славное. Из алкоголизма и обусловленных им злоключений Высоцкого автор тайны не делает и даже - в какой-то мере - безумствами героя любуется. Романтический тезис "художник всегда прав" обнаруживается чуть не в каждом абзаце. Совершенно иначе относясь к Высоцкому, ранней Таганке и тогдашней социокультурной ситуации, констатирую: верный своей давней любви к Высоцкому, его биогр! аф свою игру провел блестяще и одержал желанную победу. А с ним и журнал. Все это не отменяет возможности (пожалуй - и необходимости) появления совсем другой книги о жизни и судьбе Высоцкого - не столь романтичной, более строгой к "многоцветному" герою, более "контекстной". Конечно, автор этой гипотетической книги обречен на спор с Новиковым, но обречен он и на благодарность коллеге - за интеллектуальный азарт, за сюжетное богатство, за "высоцкие" интонации, заставляющие по-новому взглянуть на всенародного кумира."

(Андрей Немзер)


"Другой большой прозаической "позицией" в литературном отделе "НМ" стали "главы из книги" Владимира Новикова "Высоцкий", успевшие уже вызвать реакцию, скажем так, неоднозначную. Это в любом случае хорошо, хотя коли уж скидывать кумиров с корабля современности, то наверное не столь опосредованным и более убедительным (что ли?) образом. Речь, понятное дело, о недавней статье Дмитрия Бавильского в "Круге чтения" ("Обло, стозевно и лаяй") - я ставлю здесь ссылку на нее, а также на обсуждение, что происходило в другом месте, хотя оговорюсь сразу: мне не кажется, что автор статьи - человек "клановый", равно как и оправдание Бавильского - "сижу, никого не трогаю, примус починяю" - выглядит известным лукавством в устах публично пишущего человека.

Поскольку дисциплинарно здесь в первую очередь дОлжно говорить о новомирской публикации Владимира Новикова, а не о культе Высоцкого, то единственное, в чем стоило бы согласиться с Бавильским, это крайне неудачная, фальшивая интонация, найденная биографом для своего культового персонажа. Человек, который неведомым образом, перескакивая с третьего лица на первое, произносит нечто со страниц "Нового мира", в самом деле - в некотором приближении - адекватен тому пошлому чудовищу, которое, пугаясь сам и пугая всех прочих, живописует нам Дмитрий Бавильский. (У самого Бавильского, однако, случаются пассажи удивительные. Вот этот, например: "Тонкой, стыдливой, застенчивой душе русского человека привили несвойственную ей грязь и агрессию, заставив терпимо относиться к разливанному морю пошлости и разврата... " и т.д. И понеслась душа в рай!)"

(Инна Булкина)





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное