Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Книга на завтраКруг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Надежда Григорьева
Корректоры такого еще не читали
Юлия Кисина. Простые желания. СПб., Алетейя, 2001. 246 с. Тираж 1000 экз.

Книга "Простые желания" стала началом новой серии петербургского издательства "Алетейя" "PROза женщин". Эта серия во многом необычна. Во-первых, крупное издательство, выдающее в год более полутораста наименований книг и специализирующееся на философии, религиоведении и античности, наконец-то обратило свой взор к художественной литературе современности. Во-вторых, возникла возможность создать авангардистскую альтернативу нормальной женской прозе, типа серии издательства "Вагриус" "Женский почерк". Уже первая книга "PROзы женщин" доказывает нетрадиционность издательства.

"Корректоры сказали, что такого они еще не читали!" - округлив глаза, признался мне директор издательства. Сборник прозы Юлии Кисиной составлен из двух романов и шести рассказов. Это восемь печатных листов фантастических политических заговоров и изощренных, невероятных убийств, которые совершают женщины и дети среди невинных декораций традиционной литературы о детстве. Вот красивая молодая девушка оказывается активисткой политического движения симметристов и провоцирует кровавые расправы после собственной смерти, найдя себе союзника в лице Мери Поппинс (роман "Слезы"), вот маленькая девочка повествует о серии совершенных ею убийств ("Маргот Винтер"), вот мать и дитя закладывают в свою квартиру бомбу, чтобы взорвать город, живущий по законам сказки ("Гропиус обманул"), а вот на якобы реальном рынке в Москве жены продают мумии своих мужей, погибших в Великую Отечественную ("Литовская ручка").

Юлия Кисина родилась в Киеве, но уже порядка десяти лет живет в Германии. Художественные эксперименты в области фотографии завоевали ей мировое признание. Следы любви к фотографии присутствуют и в "Простых желаниях", хотя в своеобразной форме. Фотографии как убийству посвящен рассказ, название которого вынесено в заглавие книги. Когда-то Константин Вагинов описал процесс убийства литературным текстом. Кисина пытается найти новые рецепты, и желание объединить на этом пути изображение и текст не случайно, оно свидетельствует о близости писательницы к кругу московской концептуальной школы. Именно в среде младших концептуалистов проза Кисиной широко публиковалась в 90-е годы: ее тексты появлялись практически в каждом номере журнала интерпретационного искусства "Место печати"; фонд Obscuri viri издал ее книги "Полет голубки над грязью фобии" и "Детство дьявола" (Москва, 1993).

Взаимодействие с людьми, принадлежащим школе, которая когда-то выросла из иллюстрирования и сочинения литературы для детей, не прошло бесследно для Кисиной. В "Простых желаниях" царит воссоздание и деконструкция мотивов литературы о детстве:

"...Распалившись и перебирая в своем беспокойном детском мозгу всевозможные картины жизни, я сбросила с себя одеяло и принялась писать роман. /.../ "Роман" - выводила я красивыми буквами в центре предполагаемой титульной строки, при этом так отчаянно слюнявя грифель, что мое греко-латинство всегда обнаруживалось утром в виде шерстистых разводов на щеках" ("История Юты Биргер", с.23).

"Мери Поппинс перелетала с крыши на крышу, как пчелка перелетает в раскаленный солнечный день с цветка на цветок. /.../ Мери хотелось только одного - на старости лет перестать чувствовать этот чудовищный запах дерьма, исходивший от земли во время ее полетов. Этот запах был почти неуловим и все же он мучил ее чудовищно. Это была тонкая грань между запахом разложения и разноцветных испражнений. И Мери задумывалась об этом" ("Слезы", с.115).

В предисловии к "Простым желаниям" философ и славист Игорь Смирнов, профессор университета Констанц (Германия), пишет: "Кисина меняется. Ее сегодняшняя проза уходит из инфантильного мира, пусть и не вполне. В ее тексты вселяются взрослые с их историчностью". С этим утверждением хочется спорить: мир "Простых желаний", скорее всего, не историчен - он вечен. Героям рассказа "Гропиус обманул" так и не удается при помощи взрыва радикально уничтожить ненавистный город: он лишь уходит в "гриб" - свое зеркальное отражение, и требуется повторный взрыв, чтобы вернуть все вещи на свои места. В этой вечности новорожденные существуют, как старики, не только познавшие жестокость мира, но и научившиеся убивать:

"Тогда мне исполнилось полтора года. Я еще не умела ходить, но была сильным, подвижным младенцем. Я научилась ползать и ловко перекатываться. В тот вечер мать, как всегда, ушла молиться Богу, а я осталась наедине с проклятым отцом. Он как обычно, громко отругиваясь, отнес меня в ванную и выключил свет... Когда его удаляющиеся шаги исчезли в глубине коридора, я вывернулась из люльки и осторожно подползла к двери по холодному кафельному полу. /.../ Через некоторое время я подползла к светящейся щели кабинета. /.../ Я лежала почти на пороге и приготовилась к боли. Меня отец, к счастью, не замечал. Наконец все пошло по плану. Он двинулся к двери (она открывалась на себя), резко ее распахнул и, пребольно ударив меня носком ботинка, споткнулся и растянулся на полу. /.../ Я легла под таким углом, чтобы он, споткнувшись, ударился виском о низенький шкаф-каро. Так и произошло" ("Маргот Винтер", с.221).

Ловкая героиня, преодолевающая все препятствия, напоминает Трикстера. В мифах индейцев виннебаго Трикстер носит свои гениталии в коробе. В романе "Слезы" у героини Евы Тунхольц гениталии отсутствуют вовсе, до тех пор пока агент Мартышка Новизны не приклеивает ей между ног "что-то мокрое и глянцевое". Отсутствие гениталий у девочки-убийцы оказывается главной тайной, раскрываемой в ходе детективного повествования в рассказе "Маргот Винтер". В финале Маргот Винтер утешает себя тем, что гениталий нет и под набедренной повязкой на глиняном распятии Христа. Однако сходство с ловким героем проявляется со знаком "минус": если Трикстер у виннебаго был не только воином, но и воплощением плодовитости и, превращаясь в женщину, рожал невероятное количество детей, то героини Кисиной неспособны к рождению, но зато обладают чудовищным даром убивать даже тогда, когда убийство, казалось бы, невозможно:

"Это было настоящей костедробилкой. После каждого щелчка фотокамеры она вздрагивала и прижималась к стене. /.../ На моих глазах красавица стала превращаться в пакет" ("Простые желания", с.165).

Несмотря ни на что, "страшный мир" "простых желаний" Кисиной притягивает. Читатель, испытывая ужас и отвращение, в то же время не может оторваться от демонстрируемых картин из-за их ослепительной красоты: "красивый" стиль, красивые женщины... "Страшное" живет, на самом деле, в уютном мире литературного Зазеркалья: в романе "Слезы", обеспечивая героев комфортом, хлопочет мышь с инициалами Ю.К.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное