Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логические задачи на сообразительность


Информационный Канал Subscribe.Ru

Логические задачи на сообразительность
http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.logicpuzzles

Логические задачи на сообразительность

Электронная рассылка

ЗДРАВСТВУЙТЕ ВСЕ, С НОВЫМ ГОДОМ!

С ВАМИ ТОМИ. ВЫПУСК 6.

Пока Володя, по его собственному заявлению, готовит розги, чтобы преподать Вам урок, я попробую подготовить Вас к этой порке. Дело в том, что я познакомился с ним и постарался обсудить наши общие дела. Только ради бога не подумайте, что тема «Лох ушастый» каким-то образом связана с Володей. Володя необычайно обаятельный, прилично одетый, молодой человек. Никакого ирокеза, или серьги в носу – ничего нет. О его интеллекте Вы можете судить сами по его рассылкам. Он дал мне несколько советов и одним из них я хочу сейчас воспользоваться. Я расскажу Вам в двух словах, зачем я пишу эти рассылки.

Когда Вы учились в школе, Вас обучали по определенной логической модели, и матрица у нее была двухзначная. В первых своих рассылках я хотел показать Вам, что такие модели противоречивы и парадоксальны. Теперь я хочу предложить Вам модели с трехзначной матрицей. Не пугайтесь: слова заумные, но все достаточно просто.

ЛОХ УШАСТЫЙ

Тему «Лоха» я выбрал в качестве примера. Но в начале:

Тест на лоха

По телеку рассказывали, что один японский дворник нашел в мусорном ящике несколько миллионов долларов и сдал их государству. Как бы поступили Вы на его месте? Ситуация такая: Вы идете по улице, у Вас развязался шнурок, Вы сели на скамейку, чтобы его завязать, и видите под скамейкой дипломат. Народ ходит, но никто не обращает на Вас внимания. Какими будут Ваши дальнейшие действия?

Я уже давно заметил, (думаю, что это заметили и Вы), что на некоторые вполне разумные вопросы, нельзя дать логически правильно построенные ответы.

. Что было в начале яйцо или курица? Что первично материя или сознание? «Быть или не быть – вот в чем вопрос?» Ложь или Истина? Знаю или не знаю? Это я перечислил вопросы (или категории) двухзначной логики. И во всех этих случаях невозможно определить, «где начало того конца, которым оканчивается это начало?»

Я нашел общий ответ на эти вопросы. Звучит он так: не задавайте их.

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ МОДЕЛЕЙ ИЗ ДВУХ ПОНЯТИЙ – ДОБАВЛЯЙТЕ ТРЕТЬЕ.

Модели из двух понятий или парадоксальны, или противоречивы. Это первое правило трехзначной матрицы. Когда кто-либо очень хочет «навесить Вам лапшу на уши», он создает двухзначную модель. Вот простой пример. Я сижу за письменным столом. У меня в ящике письменного стола лежит ручка. Фраза: «Ручка лежит в письменном столе» - истина, это правда, это «есть», это «я знаю». Но фраза: «Ручка лежит в ящике» - это уже парадокс. Это и истина, и ложь. Это и правда, и не правда. Потому, что в моем столе три ящика, в двух нет ручки, а в одном она есть. Если бы в столе был один ящик, то все было бы просто, но если их два и больше, то нужно нечто третье - модель устройства стола, нужно указать: «в одном из ящиков».

Еще пример. Цитирую логический словарь:

«Куча» - один из типичных парадоксов, открытый древнегреческим философом Эвбулидом из Милета (1V в. до н. э.) и обычно передающийся в таком изложении: «одно зерно кучи не составляет; прибавив еще одно зерно, кучи не получишь; как же получить кучу, прибавляя каждый раз по одному зерну…».

Это типичный парадокс из двух понятий «зерно и куча». Я предлагаю Вам с подобными парадоксами разбираться путем добавления третьего понятия. Например, введем понятие «кучка». Кучка содержит неопределенное количество зерен, и поэтому может увеличиваться с их добавлением, другими словами, кучка может вырасти до кучи.

А как разобраться с яйцо и курицей? Нужно добавить третье понятие, например, курятник. Вопрос: «Что было в начале в этом курятнике яйцо или курица?» имеет смысл.

Вам может показаться, что я усложняю простую, интуитивно понятную ситуацию. Но это не так, и со временем Вы в этом убедитесь. Важно, чтобы «процесс пошел», чтобы Вы начали строить трехзначные модели.

Наше устройство

Для примера построим трехзначную модель устройства человека.

У нас есть тело, оно состоит из головы, рук, ног, туловища; его можно пощупать, потрогать, погладить. Кроме тела у нас есть разум - это наша способность мыслить, работать с информацией, ставить разумные задачи, принимать решения и т.д. Разум нельзя ни пощупать, ни пошлепать, у него нет ни ручек, ни ножек, но его можно разделить, например, на сознание и подсознание. Кроме разума и тела, у нас есть душа или, если хотите, называйте её психикой. Что она собой представляет? В моем понимании душа не несет в себе ничего мистического. Она отличается как от разума, так и от тела, но имеет вполне материальную основу. Она, как и разум, получена нами в результате эволюции от животных, сформировалась из рефлексов и инстинктов, а также той жизненной биологической программы, которая заложена в каждом живом организме. Наш разум не “висит в воздухе”, он основывается на нашей душе. Душа говорит “хочу”, разум указывает путь к его исполнению, а тело исполняет. Душа говорит “плохо”, разум ищет - что “плохо”, почему - «плохо”, как исправить это “плохо”, а тело - исполняет. Если у Вас нет души, то у Вас нет желаний, нет сочувствий, нет любви, и Вы превращаетесь в зомби. С другой стороны, нужно понимать, что все три части этой модели взаимосвязаны. Если плохо Вашему телу, то плохо и душе, плохо и разуму. Поэтому, я еще называю эту модель «триединой». В ней я подразделяю людей на людей тела (например, спортсмены), людей души (люди искусства), и разума (например, ученые). В течение нашей жизни изменяется и наше тело, и наша душа, и наш разум. Можно ли такое изменение считать ростом, и какими «сантиметрами» можно измерять подобный рост – решайте сами. О сантиметрах душевного роста можно посмотреть рассылку Володи от 25 ноября.

У Вас всегда есть право создать любую другую модель, но создавайте ее по правилам моделирования, и постарайтесь не строить ее из двух понятий.

Лох – это кто?

В этой триединой модели я хочу разобраться с лохом. Человека, у которого плохо работает разум, я буду называть «дураком». Но из любого умного человека можно сделать дурака, воздействуя на его психику (душу). Для этого применяются любые способы: лесть, ласки, угрозы, «медный грош» и др. (Помните ворону с сыром в басне Крылова.) Этого человека я и называю лохом.

Мой друг, математик, молодой кандидат наук поехал в командировку в Москву и пока добирался в такси из аэропорта в центр, его очень грамотно «обули» два парня, «обули» в карты на порядочную сумму. Но что было для него самое обидное, результат просчитывался математически, очень примитивно. По этому поводу мой друг очень сокрушался. Даже денег ему не было так жалко, как обидно, что так попался.

Однажды я выбирал себе костюм в магазине, и вдруг кто-то хватает меня за щиколотку, и тянет в сторону мою ногу. Я оборачиваюсь и вижу – мужик тычет мне кошелек и заявляет, что я по этому кошельку ходил ногами. А кошелек - довольно пухленький. Я не любитель таскать дармовой сыр из мышеловки, и считаю, что с чужими деньгами получаешь только чужие проблемы. Поэтому я прекрасно понимаю того японца, который нашел в мусорном ящике несколько миллионов долларов и сдал их государству. Но в тот раз мужик с кошельком создал такую атмосферу, что сумел вытащить меня на улицу искать, нет ли в кошельке адреса хозяина. Меня спасло только то, что мы очень долго с ним спорили, а такой случай у них, вероятно, не был предусмотрен. Когда я начал уходить, появился его партнер: «Кошелек не находили?». Я так ему обрадовался: «Нашли, нашли и уже собрались сдавать в милицию!». Но Вы даже не можете себе представить, как смеялась моя жена, когда я рассказал ей эту историю! Она уже слышала о таких мошенниках.

Виды лохов:

1. Лох всеобщий – верит во всякую чертовщину: гадалкам, хиромантам, магам, рекламе, политикам.

2. Лох любовный – верит в нежную и трепетную любовь настолько, что теряет разум.

3. Лох ушастый – Ловится на лести, жадности, угрозах, и т.д.

4. Прочие лохи.

Задача о трех дамах

Три испачканных дамы сидят в купе и смеются.

Почему смеются дамы? Они лохи. Вы думаете, что они дуры? Нет, лохи. У дамы хватает разума, чтобы догадаться, что она испачкана. Но что-то ей мешает это сделать, как мешает вороне лесть в басне Крылова. Разберемся, что именно.

1.Пусть из трех дам, будет испачкана только одна. Будут ли тогда смеяться остальные? Нет, не будут. Они же не дуры. В том, что кто-то испачкан, ничего смешного нет.

2.Пусть испачканы две дамы из трех. Будет ли кто-нибудь смеяться? Тоже нет. Опять-таки дамы не дуры и смеяться не будут.

3.Но, когда дам три, и каждая из них видит двух испачканных, смеющихся дам, она сразу решает: «Ну и дуры, а я не такая». Самомнение мешает ей разобраться в ситуации. В этой задаче нет никакой индукции.

Читайте, думайте, пишите, ТОМИ

tomi_magic@mail.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное