Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели июня 2014. Апрельские выпуски рассылки "Интерпретация проективных тестов" анонсировали семинар "Жизнь после травмы" и давали материалы раздела "По гамбургскому счёту" из этого семинара. В мае 2014 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" вернулась в учебный график, мы раздел за разделом прочтём статью "Психодиагностика и жизнь".

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Статья рассказывает о современных зарубежных разработках в сфере психологической диагностики: психодинамическом диагностическом руководстве PDM и операционализированной психодинамической диагностике OPD-2. В работе излагаются диагностические схемы внутреннего мира здорового человека, уязвимого человека и абъюзера, полезные для практики и прогноза в работе психолога. Уделяется значительное внимание практической отечественной психодиагностике. Статья критически рассматривает методологию психодиагностического знания, имеющуюся на сегодняшний день, обсуждает механизмы и движущие силы, которые могут определять наблюдаемые факты. Автор вводит в психодиагностику понятие конфликта лояльностей, говорит о семейном подсознании и предлагает применение уровневого подхода к психодиагностическом знанию.

Ключевые слова: психодиагностика, PDM, OPD-2, конфликт лояльностей, семейное подсознание

Текст статьи официально опубликован онлайн:  

Бермант-Полякова О. В. Психодиагностика и жизнь // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54461. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54461.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

 "Сами себе психологи"

В марте 1999 года американский программист Брэд Фицпатрик придумал Живой Журнал, блог-платформу для ведения онлайн дневников, с возможностью публиковать свои и комментировать чужие записи в дневнике. В кириллическом сегменте Живой Журнал функционирует как многомиллионная социальная сеть для  лиц старше 13 лет. Она синхронизирована с другими социальными сетями: Вконтакте, Мэйл.ру, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Гугл+, Тумблр, а также позволяет участвовать с OpenID и анонимно.

В LiveJournal можно создавать группу участников (сообщество), - коллективный блог, где пишут сообщения и комментируют члены сообщества. Феномен сообщества в интернете привлекает внимание исследователей. Сотрудники национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Кольцова О.Ю., Рыков Ю.Г., Кольцов С.Н. опубликовали в сборнике Труды XV Всероссийской объединённой конференции "Интернет и современное общество" IMS-2012, состоявшейся 10-12 октября 2012 года в Санкт-Петербурге, доклад "Картирование комментовых сообществ в Живом Журнале". Их интересовали закономерности образования дискуссионных сообществ  в социальных сетях: вокруг тематики комментируемых сообщений или вокруг авторов сообщений формируется интернет-сообщество? Работа иллюстрирует тезис о тривиализации, сформулированный В.М. Аллахвердовым [1]. Методами математической статистики и компьютерного анализа социологи убедительно показали, что в интернете общение возникает между людьми (авторами), а не между идеями (темами).

Сообщество "Сами себе психологи" было основано 7 марта 2003 года супружеской парой москвичей, позднее эмигрировавших в Австралию. 99% участников сообщества не имеют диплома психолога и профессиональных знаний. Написание названия группы и оформление сайта остаются неизменными все эти годы.

Рисунок 1

Страница интернет-сообщества ru_psiholog.livejournal.com

Иллюстрации к статье вы можете увидеть в полнотекстовой версии по ссылке  http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14688387/Ps2014-03-04-Bermant.pdf

В 2008 году основатели сообщества пригласили онлайн консультантов: Е.А. Красноштейна, И.А. Чеглову, О.В. Бермант-Полякову, а год спустя передали свои полномочия профессионалам. В 2009 году общение в сообществе стало соответствовать формату открытой психотерапевтической группы, где есть история отношений, групповое бессознательное и энергия поддержки, взаимопомощи, доброжелательности, соучастия человека человеку. Задачи общения в ру_психолог  это развитие способностей к саморефлексии (psychological mindedness), психообразование (psycho education) и укрепление самоощущения "Я могу" (agency). Смотрители сообщества взяли на себя роль ведущих группы, задали правила общения (сеттинг), и тем самым создали пространство, где люди искренне и правдиво могут рассказать о своих проблемах и событиях своей жизни и высказать своё настоящее мнение. Вступление в сообщество свободное.

Доклады о работе сообщества были сделаны на Первом Всемирном Конгрессе русскоговорящих психотерапевтов 8-10 октября 2010 года в Москве и на Первом Евроазиатском Конгрессе по психотерапии 5-7 июля 2013 года в Москве. Феномен сообщества ру_психолог был освещён в статье, написанной его смотрителями в соавторстве [8]. Пять лет ведения онлайн группы, ежедневного прочтения всех обсуждений и всех комментариев в сообществе ru_psiholog предоставили автору богатый материал для размышлений, в том числе – о психодиагностике. Чтобы читатель представил контекст, в котором разворачивалась психодиагностическая рефлексия автора, укажем ряд фактов.

В общем рейтинге популярности сообществ Живого Журнала "Сами себе психологи" находится в первой десятке списка из 115,865 коммьюнити. Число просмотров страниц сообщества неуклонно растёт: от 951,854 просмотров в январе 2013 года до 2,656,688 просмотров в январе 2014 года.

Рисунок 2

Количество просмотров страниц сообщества "Сами себе психологи" в 2013 году 

Иллюстрации к статье вы можете увидеть в полнотекстовой версии по ссылке  http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14688387/Ps2014-03-04-Bermant.pdf

В сообществе "Сами себе психологи" за 11 лет существования (7 марта 2003 – 7 марта 2014) опубликовано 16,825 сообщений и 875,500 комментариев к ним. Еженедельно проходят премодерацию и обсуждаются группой 70-100 индивидуальных обращений. Раз в пять дней смотрители создают сообщение с заголовком Processing, в комментариях к которому завсегдатаи и новые участники  бурно обсуждают  затронувшие их темы и настроения в группе в целом.

Следить за соблюдением правил о вежливости, доброжелательности, запрете перебивать диалог с автором сообщения, начатый другим участником, запрете на ссылки на внешние ресурсы, рекламу и саморекламу, а также на оккультные и мистические практики ведущим группы помогают ко-терапевты. К.В. Голубева, А.О. Журба, Е.И. Климченко, В.А. Корягина, В.М. Печерский, А.М. Савилова и другие  модерируют групповую работу в сообществе ру_психолог. Они взяли на себя труд разъяснять новым участникам групповые нормы и быть фасилитаторами в процессинге.

Техническая возможность комментировать в Livejournal с использованием учётной записи в другой социальной сети появилась несколько лет назад. Политика расширения читательской аудитории ЖЖ, проводимая администрацией Живого Журнала, увенчалась успехом. В январе 2013 года сообщество читали 112,985 уникальных посетителей, из них 30,892 пользователя ЖЖ (27,3%). В январе 2014 года доля пользователей Живого Журнала равна 19,5% от общего числа в 246,763 уникальных посетителей в месяц.

Рисунок 3

Число посетителей сообщества "Сами себе психологи" в январе 2014 года 

Иллюстрации к статье вы можете увидеть в полнотекстовой версии по

ссылке  http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14688387/Ps2014-03-04-Bermant.pdf

После синхронизации Живого Журнала с социальными сетями численностью в десятки миллионов участников управление групповыми процессами вынужденно изменилось: из непосредственного диалога ведущие – участники оно стало технически и структурно более изощрённым.

Программное обеспечение "Петрович" задумано, разработано и реализовано на площадке Livejournal Е. А. Красноштейном. Программа помогает ведущим: архивирует все обсуждения, ищет реплики участника в массиве всех данных, ведёт картотеку санкций. Она даёт возможность ко-терапевтам читать посты, поступившие на премодерацию и оставлять замечания о том, публиковать пост или отклонить. Ко-терапевты могут комбинацией слов обращаться к программе-роботу "Петрович" и применять санкции: блокировать аккаунт нарушителя правил сообщества на сутки, на неделю, на месяц или навсегда. Обжаловать действия ко-терапевтов можно в Модераторской, - блоге ЖЖ, созданном для решения текущих вопросов по порядку работы группы. Благодаря "Петровичу" для всех участников группы доступна опция ленты комментариев, где реплики появляются подобно телетайпу, в хронологической последовательности, а не под сообщением на странице сайта, как обычно в Livejournal. Лента обновляется раз в минуту, и сотни активных участников группы могут видеть в режиме реального времени, кто принимает участие в обсуждении онлайн.

Работа ведущих и ко-терапевтов со всех континентов ведётся на добровольных началах. В сообществе участвуют русскоговорящие взрослые из 65 стран мира, это "русский архипелаг" в интернете. Группа обсуждает запросы о помощи круглосуточно.  За 24 часа публикуется от 600 до 2000 развёрнутых высказываний (комментариев), они показаны синей гистограммой. В течение суток высказывают своё мнение 200 – 400 человек, они показаны красной цифрой. Тысячи уникальных посетителей сообщества читают обсуждения, не оставляя комментариев, - что структурирует группу на активных собеседников  и молчаливых зрителей процесса.

Рисунок 4

Число комментаторов в сообществе "Сами себе психологи" в январе 2014 года

Иллюстрации к статье вы можете увидеть в полнотекстовой версии по

ссылке  http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14688387/Ps2014-03-04-Bermant.pdf 

Согласно концепции основателей, в сообществе нет одной-единственной правильной точки зрения. Тем самым обсуждение каждого сообщения несёт в себе социокогнитивный конфликт, вызывающий внутренний когнитивный конфликт и неравновесие, что даёт импульс интеллектуальному развитию читателей и участников [25]. Смотрители ру_психолог верят, команда может больше, чем один человек, и реализуют командный принцип в практической работе. Сообщники шутят, что общение в ру_психолог вызывает привыкание, тренирует импульс-контроль и оттачивает социальный интеллект. В этом утверждении есть доля истины: среда сообщества многопланова и разнообразна, требует внимания к контексту.

В группе сосуществуют два формата сообщений: запросы о помощи, обсуждая которые группа "работает на топикстартера" и "приклеивается к материалу" другого человека, и свободная дискуссия. С формальной точки зрения, в публикациях первого рода запрещено перебивать диалог (ветвь комментариев), начатый другим участником с автором сообщения, а в свободных дискуссиях это допустимо. С содержательной точки зрения, за недоброжелательность и сарказм в запросах о помощи следуют санкции и отстранение от комментирования на время, а в свободных дискуссиях критичное и ироничное отношение полагаются допустимыми. Формат дискуссии определяется меткой, которая сопровождает опубликованное сообщение. Пропуск текста через премодерацию и присвоение ему метки – прерогатива смотрителей группы, они координируют свои действия.

Пункт 5 правил сообщества говорит: "В группе действует правило: сначала подумал, потом написал, а не наоборот. Сокрытие и удаление комментариев идёт вразрез с задачами коммьюнити: в сообществе мысли каждого участника ценны для группы. Если вы не согласны с идеями комментатора, уважайте его намерение откликнуться и помочь, ведь участник тратил время, формулировал мнение". Если кто-то удаляет текст из сообщества, смотрители восстанавливают стенограмму обсуждения с помощью "Петровича".

Технические возможности Живого Журнала позволяют также проводить онлайн голосования и опросы.  Ответ даётся одним кликом, результаты опроса отражаются графически. Выбирая вариант ответа, человек не видит мнений других. На рисунке 5 показаны ответы на опрос, проведённый ведущими в группе "Сами себе психологи" 17 января 2013 года. Идея опроса взята из книги Симона Соловейчика "Педагогика для всех", приняли участие 532 взрослых.

Рисунок 5

Результаты опроса участников сообщества "Сами себе психологи" 

Иллюстрации к статье вы можете увидеть в полнотекстовой версии по

ссылке  http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14688387/Ps2014-03-04-Bermant.pdf 

Материалы обсуждений в ру_психолог находятся в открытом доступе в интернете и доступны для ознакомления всем желающим.

"Сами себе психологи" предлагают свой образ психологической реальности, средствами постижения которой являются интроспекция, обратная связь от других людей и экспертные мнения. В ней цельность или двойственность человека, его стремление к сотрудничеству или к соперничеству с другими, желание или нежелание делиться жизненным опытом и знаниями, просоциальность или антисоциальность его мотиваций - свойства мира людей, устроенного по принципу взаимной дополнительности всех и нужности каждого.

Продолжение в следующем выпуске. 



Наверх

В избранное