Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Уральский следопыт
N 113

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск седьмой. 19 февраля 2001 года

Тропой поиска

Татьяна МИХАЙЛОВА. Уральские "Окна РОСТА"

Уральский следопыт. № 9-12 '2000

Как бы мы ни оценивали революцию 1917 года, невозможно отрицать ее громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. Октябрьский переворот стал исторической вехой и в развитии его культуры.

Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично стала восстанавливать отрасли культуры, разрушенные в результате революции и войны. Для становления основ советской культуры много сделал выдвинутый В.И. Лениным план "монументальной пропаганды", а позже - агитационно-массовое искусство.

Особенности исторического момента стимулировали его небывалый доселе рост.

Наиболее гибкой и оперативной формой массовой агитации и пропаганды оставался плакат. Плакаты создавались мгновенно, буквально за несколько часов, часто по ночам, а утром "выбрасывались", как говорили в то время, в витрины магазинов и на стены домов, в агитпоезда, на фабрики и заводы. Большие и маленькие, многоцветные и одноцветные, напечатанные от руки или сделанные по трафарету - они были непременной принадлежностью улиц тех лет, они проникали в самые отдаленные уголки страны. Язык искусства звучал "наравне с речью политического оратора", изобразительная продукция приравнивалась к партийному лозунгу. Не случайно на многих плакатах тех лет печатались слова: "Каждый, кто срывает этот плакат, совершает контрреволюционное дело".

Особое место в плакате занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства "Окна сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства). "Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной работы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью," - характеризовал "Окна РОСТА" В.В. Маяковский.

Существовал своеобразный художественный язык "Окон": конкретный, злободневный, остроумный, сочетающийся с яркостью, простой композицией и предельной лаконичностью рисунка.

Вслед за Москвой отделения "Окон РОСТА" стали возникать и в других регионах страны. Вскоре их насчитывалось более тридцати.

Уральское отделение РОСТА появилось в конце 1919 года в Екатеринбурге и вскоре начало обрастать сетью губернских отделений (в Перми, Шадринске, Нижнем Тагиле, Ирбите и т.д.). Наиболее активно создавались "Окна РОСТА" в самом Екатеринбурге, который после изгнания колчаковской армии стал центром художественной жизни Урала.

Первые агитационные плакаты появились в пору подготовки к празднованию второй годовщины Октября. Л.В. Туржанский, Ю.А. Шипицын, Л.А. Елтышев, А.А. Кудрин, Н.С. Сазонов и другие художники писали на фанере большие плакаты, которые затем устанавливались на улицах и площадях города. Работу принимал представитель из Москвы - Д.И. Бразуль, он же часто помогал авторам плакатов составлять тексты. Позже многие из этих художников стали активно сотрудничать в Уральском отделении РОСТА, созданном по примеру Москвы журналистом П.И. Быковым и его помощником В.Д. Меркурьевым.

Коллектив УралРОСТА в Екатеринбурге, насчитывавший почти 70 человек, вел многообразную работу: снабжал агитационным материалом красные повозки, издавал и устраивал на Центральной площади города карты фронтов, курировал работу фотомастерской по созданию фотолетописи тех лет (куда вошли фоторепортажи с митингов, съездов, собраний, манифестаций, субботников и всех сколько-нибудь значительных событий в общественной жизни Урала) и, наконец, выпускал плакаты литографским и ручным способами для "Окон сатиры". В 1921 году в городе существовало четыре постоянных "Окна сатиры".

В других уральских центрах чаще выпускались листовки и стенгазеты. Плакаты же - эпизодически. До нас дошли лишь считанные единицы, в большинстве своем, не имеющие установленного авторства. Исключение составляет Пермь, где работал художником в клубе Мотовилихинского завода И.И. Микрюков, проживавший в Верхней Курье, неподалеку от Перми. Мы можем познакомиться с восемью его печатными плакатами, изданными в Перми. Там же (в фонде Пермской государственной художественной галереи) хранятся плакаты Д.Ф. Николаева, Н.М. Гущина и других пермских художников, выполненные на конкурс, организованный Союзом свободных художников Перми к первой годовщине Октября. Плакат Николаева "Вперед на бой, перед нами день, великий день освобождения!" комиссия признала лучшим. Но в 1918 году растиражировать его так и не удалось, поэтому оригинал плаката, переданный в галерею учителем рисования И.И. Туранским, сегодня уникальный памятник раннего уральского плаката.

Художественный облик уральских плакатов РОСТА во многом определяли присланные из Москвы и Петрограда образцовые работы центральных мастерских РОСТА. Как правило, художники пользовались готовыми сюжетами и текстами, а рисунки делали заново или варьировали.

Не все плакаты, выпускавшиеся тогда в УралРОСТА, равноценны по своим художественным достоинствам. Тем не менее, все они послужили основой для дальнейшего развития уральских плакатов и стали школой для художников других уральских отделений "Центропечати" и "Госиздата".

В истории уральского плаката особое место занимает творчество И. Микрюкова, активно работавшего в 1919-1920-е годы и создавшего целый ряд ярких, с сатирическим оттенком плакатов в УралРОСТА, а его друг и соратник по работе А.Н. Парамонов известен еще и как один из первых, кто ввел образ Ленина в уральский плакат.

Вместе с этими художниками работала целая группа их товарищей: В. Бархатов, Л. Саянский, Л. Елтышев, Ю. Шипицын, И. Поляков и др.

Несмотря на сравнительно ограниченные возможности (сказывались отсутствие опыта, слабая полиграфическая база и др.), нельзя не обратить внимание на разнообразие творческих поисков и решений. Многие художники-плакатисты удачно пользовались языком аллегорий и символов, умело сочетали рисунок и фотомонтаж, сатиру, пародию и подлинно агитационные документы. И если не все листы достигали одинаковой художественной высоты, то большинство обладало самыми главными качествами: они были доходчивы, понятны зрителю, злободневны и конкретны по содержанию.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

10.02.2001 г.

На странице выложено оглавление 9-12-го номера журнала за сентябрь-декабрь 2000 года и опубликованные в нем материалы.


06.11.2000 г.

На странице выложено оглавление августовского номера журнала за 2000-й год и опубликованные в нем материалы.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное