Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Уральский следопыт
N 105

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск пятьдесят первый. 18 декабря 2000 года

ВЕРСИЯ

Олег ВОДОПЬЯНОВ. Цивилизация третьего типа с планеты Земля: Кухонные диалоги в свое удовольствие

"Уральский следопыт", NN 5-6, 8

Окончание. Начало в предыдущих выпусках

6. Разгадка русской души

- Так, все-таки, мессианство? Опять голозадая, но непостижимая Россия, опять вороватая, но загадочная русская душа... А теперь еще и "цивилизация третьего типа", сверхчеловечество, надежда и панацея для всех "Homo sapiens"? Тот же национал-шовинизм, вид сбоку.

- Во-первых, "русские" - не национальность. Древние восточно-славянские племена, вышедшие из глубин кочевнического котла и осевшие на нейтральной полосе между земледельцами и кочевниками, никогда не создавали национальных государств. Киевская Русь была союзом более чем двухсот племен, а Московское централизованное государство с основания своего было многонациональным. (Кстати, тяга к межнациональному кровосмешению заложена в "русских" изначально. Так Маврикий в "Стратегиконе" сообщает об обычаях славян VI-VIII вв.: "Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей". Т.е. бывшие враги и инородцы становились полноправными членами славянской общины во всех смыслах и со всеми последствиями. (Авт.))

Во-вторых, если без приколов, то миф о "загадочной русской душе" - чисто европейское изобретение. Как только эгоцентричный Запад, неспособный увидеть себя со стороны, встречает что-то на себя непохожее, он тут же начинает говорить о "таинственном Востоке", "непостижимой России", "загадочной Индии". Но, чтобы понять сущность любого народа, не надо искать в нем свое отражение и удивляться его отсутствию. Наоборот, надо суметь увидеть его особенность и найти то, что легло в основу его своеобразия. С цивилизациями, государствами и народами так же, как и с людьми. В их облике и характере всегда прослеживается заложенное изначально: наследственность, полученная от родителей, природные и социальные условия, в которых они провели детство, воспитание и личный опыт, полученный на вполне конкретном историческом пути. И нет никаких загадок. Все просто, объяснимо и естественно.

С точки зрения природных условий восточнославянские племена оказались в центре незащищенной горными цепями равнины с очень жестким континентальным климатом. Ограниченное количество плодородных земель в зоне абсолютно рискованного земледелия, огромные области, занятые лесами и болотами на севере и степями и пустынями на юге. Жизнь на такой равнине тяжела и сурова. Пять-шесть месяцев лютой и снежной зимы, в середине февраля - предвесенняя капель, и лишь в конце марта - разгар таяния снегов. Следом - интенсивное половодье и весенняя распутица: реки выходят из берегов, дороги становятся непроезжими, природа просыпается от зимнего сна, и люди ходят как пьяные, с хмелем в крови и душе. Короткую весну сменяет трехмесячное континентальное лето со зноем, сильными грозами, часто с опустошительными градами и одним-единственным, не всегда удачным урожаем. Затем двухмесячная осень с холодными ночами и бесконечными дождями. И вновь природа сковывается морозом и замирает в ослепительно-белой неподвижности. (Людям начитанным и интеллегентным приношу извинения за отсутствие ссылки. Остальным же сообщаю, что здесь и чуть далее вольная цитата из не скажу кого. Если интересно - спросите первых, найдите и почитайте. (Авт.))

В течение столетий восточные славяне жили в колеблющемся ритме, не зная страха перед природой, не противостоя, но следуя ей. Сезонные перепады наделили их широчайшим диапазоном чувств и настроений. То они становятся дремотными и сокрытыми, как река под панцирем льда, то покой и расслабленность сменяются страстным ликованием, половодьем чувств и распахнутостью души. Необходимость расплачиваться тяжким трудом и лишениями за скудное пропитание, которое зависит не от вложенных усилий, а от прихоти природы, придала им исключительную закалку, выносливость без меры, готовность выкладываться без остатка и, в то же время, не дорожить плодами трудов своих: "Паши до седьмого пота. Бог даст, авось, что и вырастет..."

Все это легло в основу русского характера и видно даже по походке современного русского человека. Он не несется, не семенит, не шествует и не тащится; он идет так, как идется само по себе - неброско, естественно, с расслабленными мышцами, готовый не напрячься в противоборстве, а распахнуться навстречу душой и силушкой - будь то стихия, непосильный труд, хмельное веселье или кровавая сеча.

Исторический путь, пройденный славянами в детстве, тоже не был усыпан розами. Перейдя к оседлому образу жизни, восточнославянские племена оказались на своеобразном "проходном дворе", через который тысячелетиями текли в Европу и на Ближний Восток массы переселяющихся кочевников, и который Европа с таким же усердием стремилась "освоить", дабы отодвинуть и обезопасить свои континентальные границы. Будучи срединными народами между Европой и Азией, славяне не имели выбора - либо сражаться, либо быть уничтоженными. И это подтверждается простейшими историческими выкладками.

Великий русский историк Сергей Соловьев подсчитал, что в течение первого и самого спокойного периода (ок. 800-1237) Россия должна была отражать военные нападения каждые четыре года. В 1237-1241 годах последовало Великое монгольское половодье, и следующие 220 лет (1240-1462) России пришлось отражать двести новых вторжений, т.е. почти каждый год. И это при том, что страну наводняли все новые орды, грабившие и убивавшие по малейшему поводу и без повода (невнесение дани, непослушание князю и т.д.). За третий и четвертый периоды (примерно 1368-1893) в течение 525 лет Россия была вынуждена воевать 329 лет, т.е. два года войны на один год мира. При этом войн "междинастических", "религиозных" и из желания господствовать над соседями Россия не знала. Разве что внутренние, "семейные разборки", да походы "за три моря" по унаследованной от родителей-кочевников привычке "шарашиться по белу свету" в поисках, где чего плохо лежит. И лишь при Петре Великом Россия твердой ногой встала на северо-западе, а на юге достигла Черного моря; и это было ни что иное, как борьба "за ворота", "за выход из собственного дома и двора".

В течение почти тысячелетия народы Русской равнины подвергались давлению с Востока и с Запада, сжимаясь подобно пружине и обретая тот самый "загадочный" для Европы характер - исключительно стойкий, и в то же время восприимчивый, терпеливый, но свободолюбивый, закаленный в бесчисленных сражениях, но не агрессивный, простодушный, но исполненный внутреннего достоинства и самоуважения. И нет ничего удивительного в том, что, когда кочевое половодье схлынуло, и давление на Востоке ослабло, славянские племена, уже обретшие государственность, двинулись вглубь континента. Не имея склонности к агрессивной экспансии, они слились с внутриконтинентальными народами, сцементировав их подобно раствору в кирпичной кладке. В результате этого слияния и возникла современная русская нация. Подобно американской, она наднациональна, т.к. соединила и перемешала в себе кровь многих национальных народов; но в отличие от американской (по происхождению западноевропейской) занимает "срединное" положение между дуальными цивилизациями Востока и Запада и цивилизациями земледельческого и кочевнического типа.

И, наконец, особая тема - православие. Вера, осознанно выбранная князем Владимиром в качестве государственной в стране исключительно языческой. Здесь особенно ярко отразились сущность и путь русского народа, его пристрастие к свободному выбору и жизни "по понятиям".

С одной стороны, причины, побудившие Владимира обратиться к греческому варианту христианства, принятому на вооружение близкой, но уже не слишком сильной Византией, были чисто политические и экономические. Золотая Орда под зеленым знаменем ислама к этому времени основательно захирела. Буддистские Дальний Восток и Индия были слишком далеки. А латинянское католичество подразумевало полное подчинение светской власти папе римскому. Чего уж вовсе не хотелось. В Византии же, наоборот, власть императора была превыше церковной. С другой стороны, греческое православие имело положительный опыт некровожадного сосуществования с уже ушедшим в прошлое пантеоном богов-олимпийцев, имевшим много общего с богами славян.

И действительно, в итоге князь Владимир получил два горошка на ложку, да и рыбку съел. С папой римским и Европой оказались в одной вере, но говорить с ними стали на равных. Своя церковь получилась - лучше не бывает: оружие в руки не берет, религиозных войн не провоцирует, в дела княжеские не лезет, а уму разуму учит лишь добрым словом - мудрым и нравственным.

Простой народ также не остался в накладе. Вряд ли можно назвать еще одну веру, столь же терпимую, как русское православие. Изначально оно признало за мирянином "право свободного выбора", а потому не знало ни меча Мухамеда, ни огня Торквемады. Принудительная и жесткая дисциплина в делах веры требовалась лишь от священнослужителей, мирянину же дозволялось вольно молиться и творчески изыскивать слова. При этом имя "раб Божий", которым называл себя в молитвах православный верующий, несло в себе вовсе не "рабский" смысл, а происходило от слова "работать". Т.е. - "Божий работник", "Божий труженик".

- А как же крещение "огнем и мечом"? Как же раскол, скиты и самосожжения?

- Ну, да. Первое время крестили насильно и капища выкорчевывали. Но, что примечательно, новые храмы ставили на местах старых святилищ, и почти каждому языческому богу дали в тандем православного святого, и праздники языческие с православными соединили. И этот православно-языческий симбиоз оказался настолько жизнеспособен, что пережил в народе не только тысячелетнее христианство, но даже коммунистический атеизм.

Что же касается раскола, то, на мой взгляд, версия о назревшей необходимости привести русский церковный устав в соответствие с греческими первоисточниками, в принципе, верна, но не достаточна. Помню, в детстве, одна бабка-староверка говорила мне совсем другое. Она утверждала, что по старой вере "Библию" следует понимать буквально. А там написано: "И создал Бог человека по образу и подобию своему". Т.е. человек по старой вере - образ и подобие Божие, его отражение; и относиться к телу своему и душе следует как к иконе - не оскверняя их ни словом, ни делом, ни помыслом. И вот, представь себе, такому человеку говорят, что теперь он не "образ Божий", а раб его, слуга и червь?

7. Дела совсем недавних дней

- Ладно, ты меня почти убедил. Но даже тысяча лет - слишком маленький срок для появления новой цивилизации, да еще нового типа. Цивилизации не дрозофилы - размножаться должны медленно.

- А кто сказал, что они уже размножились? Славяне и древнерусские государства, это лишь предвестники. И говорить о цивилизации третьего типа - а точнее, о ее зародыше - можно разве что с середины девятнадцатого века, когда в результате расселения русского этноса на Восток на месте евразийского кочевнического котла образовалось единое многонациональное и поликультурное государство с названием "Российская империя". На всех своих границах оно вошло в соприкосновение с государствами "земледельческих" культур Запада, Юга и Востока. Пошел интенсивный процесс самоосознания, самоустройства, нарастающего обмена, и Россия как бы открылась навстречу всем достижениям и опыту окружающих ее миров и приступила к их синтезу.

Это проявилось и в экономике (бурный рост промышленности, строительство трансконтинентальных дорог и т.д.), и в изменениях в общественном устройстве (отмена крепостного права, создание единого свода законов), и в области культуры (введение системы народного образования, "серебряный век" русского искусства), и в области государственного строительства и национальной политики (введение губернского и уездного самоуправления, независимость судебной власти от государства, окончание полувековой войны на Кавказе путем замирения). Российский герб, принятый при Иване III от Византии и олицетворявший имперскую устремленность Второго Рима на Запад и Восток, дополнился державой, скипетром и императорскими коронами и обрел более глубокий смысл, по сути дела соединив в себе экспансивную символику Запада (асимметричные птицы и звери) и олицетворяющую внутреннее единство символику Востока (симметричные "инь-янь", звезда Давида, гексаграммы "Книги перемен").

Но начавшийся "межцивилизационный" синтез пошел неравномерно. Центр тяжести Российской империи изначально был ближе и более "раскрыт" на Запад, чем на Юг или Восток. Начиная с Петра Первого, Россия ошибочно (но вполне объяснимо) отождествила себя с Европой, наивно полагая, что идеи социального устройства западного мира справедливы и для нас. Россияне даже не успели осознать, что с ними происходит, как семена "просвещенного" Запада, упав на исключительно восприимчивую и не имеющую иммунитета почву, дали невиданные ранее всходы. И здесь уже не важно, была ли это неосознанная идеологическая экспансия Запада, преднамеренное заражение "чумной идеей" экономического конкурента, жидо-масонский заговор или более солидный "системно-ноосферный" процесс. Евразийский котел, не успев обрести свое новое лицо, принял западную экспансивную и индивидуалистичную модель развития, преобразовав ее по-своему - на "азиатский" и "варварский" манер.

Мощнейший потенциал "жизненной" энергии, исключительная мобильность и способность к длительным перенапряжениям вкупе с европейской коммунистической идеей породили монстра, действительно способного перевернуть мир. Цель была заявлена сразу и отображена на гербе. И после неудачной попытки совершить Мировую Революцию сходу, произошло то, что, судя по находкам археологов (См. "УС" 4,2000. Г. Чеурин "Аркаим"), происходило уже не раз. В течение жизни одного поколения огромная страна подготовилась к величайшему в истории человечества переселению народов, к последнему "нашествию гуннов" на Западную Европу и далее на весь мир. Только вместо боевых колесниц, построенные за пятилетку заводы выпустили десятки тысяч легких танков, бомбардировщиков и транспортно-десантных самолетов.

Тот, кто все еще пребывает в иллюзиях по поводу вероломства фашистской Германии, пусть перечитает "Ледокол" и "День М" Александра Суворова. Фактов там более чем достаточно. И если уж говорить о спасении Европы, то спасение ее было в том, что два брата-близнеца - германский фашизм и советский коммунизм - после десяти лет "дружбы и соратничества" сцепились-таки друг с другом до того, как последний всплеск "азийского" котла захлестнул и сломал европейскую и другие цивилизации. Слава Богу, этого не произошло. Волна "последних гуннов", вооруженных западной экспансивной идеей и западной технологией, обескровившись на советско-германском фронте, откатилась назад, и азийско-коммунистический симбиоз стал медленно деградировать, поскольку изначально не был естественным и жизнеспособным.

8. А дальше что?

На этом "траектория" заканчивается, упираясь в день настоящий. В страну, зависшую на изломе: нищета граждан и государственное оскудение, крайняя психологическая и физическая усталость, отсутствие идейных и духовных ориентиров, распад и деградация. Казалось бы, все очень плохо, очень сложно и почти нереально. Но если придерживаться принятой логики и продолжить "линию жизни" естественным для нее путем, то опять же все становится вполне понятным и прогнозируемым.

Если Россия продолжит бесперспективные попытки влиться в европейско-западную цивилизацию, то она окончательно потеряет свое культурное, экономическое и политическое лицо и уйдет вглубь исторической сцены на роли второго и третьего плана. Подобных случаев мировая история знает немало. Окраинные цивилизации растащат наиболее развитые и близкие к ним территории и народы по своим углам, а остальное бросят до поры до времени гнить на задворках. Учитывая серьезную экономическую, политическую и культурную "загаженность" бывшего Союза, какое-то время это будет нечто вроде мировой помойки, до которой руки дойдут далеко не сразу. Народы, избравшие путь национального или религиозного обособления, попытаются войти в родственные им семьи, но их не примут как равных, а, выбрав из них лучшее (т.е. наиболее для себя подходящее), оставят в положении нищих родственников. У каждого из евразийских миров хватает своих проблем, на решение которых они и будут в первую очередь тратить свои силы и средства.

Мир, конечно, не остановится. Евразийские культуры войдут в более тесное соприкосновение, где неизбежно будут и конфликты (в первую очередь между мусульманским и христианским мирами), и, в конечном итоге, слияние и синтез. Но нам до этого дела не будет. Внутриконтинентальный котел, тысячелетиями питавший энергией жизни цивилизованные миры, так и не успеет осознать себя как связующую весь континент цивилизацию нового типа. Он замрет еще на несколько веков в труднопредсказумой форме люмпен-цивилизованного сообщества с маргинальной культурой. Жизнь пробьет себе дорогу в другом месте.

Если же мы вернемся на дорогу, с которой свернули в 1917 году, и избавимся от отождествления себя с "европейско-североамериканской цивилизацией" и от погони за евроамериканскими "общечеловеческими ценностями", то, возможно, вновь займем "срединное" положение страны одинаково открытой для общения и диалога со всеми внутренними и внешними мирами. Вполне вероятно, что перекос линии жизни евразийского котла исправится при этом сам собой. Природа всегда предпочитает равновесие и терпеть не может, когда ее пытаются исправить. Если ей не мешать и при этом не сильно гадить, она сама выберет наиболее оптимальное русло и потечет туда, куда ей надо. Просто не надо насиловать ни ее целиком, ни ее отдельные составляющие.

И Бог ей в помошь!

 

P.S. На этом наши кухонные посиделки покуда закончились. И хотя ежу понятно, что все это треп да словоблудие, и жизнь, как всегда, все по своему повернет, все-таки интересно, куда наше солнце катится и чем в итоге Россия-матушка успокоится. Очень уж не хочется на старости в своем дерьме оказаться и объедки с чужого стола подбирать. Ни себе такого не пожелаешь, ни детям своим.

 

- Эй, на деревне! Есть кто умный? Может, скажешь чего?

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

06.11.2000 г.

На странице выложено оглавление августовского номера журнала за 2000-й год и опубликованные в нем материалы.


01.10.2000 г.

Юрий ДУНАЕВ. Сибирка - пограничная река; Гамаюн

Валерий ШАКАЕВ. Черемуховский идол


09.09.2000 г.

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

Иван ПЛОТНИКОВ. Где останки цесаревича Алексея?


27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное