Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Уральский следопыт
N 103

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск сорок девятый. 4 декабря 2000 года

ВЕРСИЯ

Олег ВОДОПЬЯНОВ. Цивилизация третьего типа с планеты Земля: Кухонные диалоги в свое удовольствие

"Уральский следопыт", NN 5-6, 8

Продолжение. Начало в предыдущем выпуске

3. Евразийский котел цивилизаций. Мальчики - направо, девочки - налево

- Вся эта демагогия от того, что неверно определяются исходные понятия. А потом этими понятиями пользуются, даже не предполагая, что исходная посылка неверна.

- Например?

- Ну, вот, например, "цивилизации". Один умник заявил, что цивилизованным можно назвать только тот народ, который достиг определенного уровня развития. Т.е. изобрел письменность и календарь, создал свод законов, построил город, продвинул науку и технику, возвел пирамиду и навесил на себя бюрократический административный аппарат. Но загляни в учебник древней истории. Где и как расположены центры древнейших цивилизаций? Тебе ничего не кажется странным?

- Месопотамия, Египет, Индия, Китай... Все они расположены в плодородных районах по берегам крупных рек. Все они - земледельческие культуры...

- О! Земледельческие. Т.е. считается, что земледелие вкупе со строительством городов и умением рисовать иероглифы или выдавливать на глине клинышки является признаком более высокого уровня развития, чем кочевое скотоводчество, рыбалка или охота. Но ты же не станешь отрицать, что, во-первых, кочевничество это более древний образ жизни, чем оседлое земледелие; во-вторых, что земледельцы это и есть осевшие на земле кочевники; а в-третьих, если считать земледелие единственной дорогой к прогрессу, то все кочевые народы должны были давно уже перевоплотиться. Либо некоторых из них следует считать дебилами, неспособными к развитию. За кого, собственно, и держали кочевников во все века просвещенные и цивилизованные земледельцы, т.е. за "варваров".

- Так в чем ошибка?

- В том, что мы ищем признаки земледельческой цивилизации у цивилизации совершенно другой - у цивилизации кочевнического типа. И естественно, их не находим, так как эти цивилизации практикуют совершенно различный способ существования.

Кочевник, оседая на земле и превращаясь в земледельца, становится неподвижен. Он испытывает постоянное давление и "наезды" со стороны родичей-кочевников, желающих поживиться плодами его труда или тоже "оземледелиться". Поэтому он вынужден строить укрепленные поселения и города. Он вынужден создавать централизованное государство с разделением на профессиональные сословия управленцев, военных, жрецов, ремесленников, землепашцев и пр. Ему необходимо сохранять и передавать накопленный научно-технический опыт посредством письменности. Единственный способ выживания для такой стационарной цивилизации земледельческого типа - это экспансия, постоянное отодвигание границы соприкосновения с "варварским" внешним миром от своего неподвижного центра. Именно этим и занимались все древние империи, за исключением, разве что Российской.

- А кочевнические цивилизации?

- В основе кочевнического способа существования лежит мобильность, возможность легко переместиться на любое расстояние при изменении климата, нападении более сильного врага или при появлении прочих неблагоприятностей. Если земледелец живет скученно и строит защищенные города, то кочевник расселяется на больших территориях рассредоточенно, малочисленными поселениями. Если земледельческая архитектура монументальна и долговечна, то кочевническая - передвижная и легко воссоздаваемая. Там, где земледелец пытается интенсифицировать свой труд путем переделывания природы и насилия над ней, кочевник разрабатывает технологии максимально экологически чистые, не разрушающие природу и не оставляющие на ней неизгладимых следов. Земледелец идет по пути усложнения и специализации механизмов как научно-технических, так и социальных. Кочевник - по пути их упрощения, оптимизации, многофункциональности и взаимозаменяемости. И те, и другие развиваются и совершенствуются. Но один - кристалл, другой - вода. Естественно, что направление и результаты их развития принципиально отличны друг от друга.

- Кстати, один известный тебе товарищ утверждает, что вся наука и техника, без которых немыслима современная жизнь, это костыли дистрофика, уже не способного передвигаться самостоятельно.

- С точки зрения кочевнической согласен с ним абсолютно.

- А как же вписываются в твою модель Восток и Запад? Ведь это явно противоположные культуры. По твоей же классификации они - одно и то же.

- Смотри еще раз на карту. Вот древний Евразийский континент, в центре которого огромные территории, "внутриконтинентальный котел", занятый кочевническими народами, а на периферии - ожерелье из древних земледельческих цивилизаций. На западе континента плотность земледельческих очагов была гораздо выше, и между ними не было естественных преград. Они практически сразу соприкоснулись друг с другом и с кочевническим "котлом". Они еще в детстве осознали собственную индивидуальность, четкую границу между миром "внутри себя" и "снаружи" и экспансию, как единственный способ выживания и самосохранения. Их вынужденный путь - это путь расширения себя до границ осязаемого мира, путь превосходства и приоритета "индивидуальности" над "общностью", путь борьбы и перестройки внешнего мира и внешних народов "под себя". Именно это разделение мира на "субъект" (то, что есть Я) и "объекты" (те, что есть НЕ Я), приоритет первого над вторыми, абсолютизация их противоположности и борьбы и легли в основу западного миропонимания, его философии и его образа жизни. Вспомни, все западные мифологические герои - это герои-одиночки, эгоцентричные индивидуалы, которые устанавливают свое право дубиной, молнией или топором и уничтожают все, что им не подчиняется либо на них не похоже.

На юге (Индия) и востоке (Китай и Япония) древнейшие земледельческие цивилизации, наоборот, долгое время находились в изоляции как от европейской части континента, так и от кочевничества. Расширяясь, они выходили на берег пустого и бесконечного океана, либо упирались в непроходимые горы и безжизненные пустыни. И они обратились "внутрь себя", не противопоставляя и не разделяя мир на внутренний и внешний и формируя свой особенный "восточный" способ мироощущения. При этом агрессивность и стремление к экспансии им не свойственны в принципе. Это арии и потом британцы приходили в Индию наводить свои порядки. А вышли оттуда только Махатма Ганди и Джевахарлау Неру. Китайцы, которых достали северные кочевые соседи, не стали "мочить" их до Урала, а отгородились Великой Стеной. А японцы, попробовав "поимперствовать", тут же получили от более опытных коллег атомной дубиной по башке и перешли от экспансии физической к интеллектуальной.

Эти две ветви евразийской земледельческой цивилизации образуют как бы два полушария единого мозга: логическо-рациональное "западное" и образно-недуальное "восточное". Каждое из них добилось в своем развитии исключительных успехов. Запад преуспел в освоении внешнего мира - научное познание, технологический прогресс, необычайная производительность труда и строительство "второй природы". Восток - в освоении мира внутреннего, в познании человеческого духа, в поисках гармонии человека и природы, человека и человека, человека и общества. Долгое время они не соприкасались друг с другом, но в любом случае они порождены "кочевническим котлом" и едины по своей земледельческой природе. Их дуальность, единство и противоположность очевидны. Куда интереснее поискать дуальность между кочевниками и земледельцами. Ведь мы уже решили, что это две цивилизации противоположного типа.

- Дай, я попробую сам. Значит, с одной стороны - стационарность, с другой - мобильность. Земледельцы накапливают опыт и знания, обносят их крепостными стенами и стараются хранить их тысячелетиями. Они пытаются сделать свою индивидуальность вечной, защищенной и независимой от перемен. Кочевники же постоянно перемещаются и перемешиваются, они чутко реагируют на изменения во внешнем мире и легко меняются сами. Раз в две-три тысячи лет они выплескиваются из своего "котла", зарождают новые земледельческие цивилизации, вливают свежую кровь в слабых и поддерживают своей агрессией жизненный тонус у сильных. Постой... Так это же - мальчики и девочки!

- Ага. Цивилизации женского и мужского типа. Слева земледельцы - статика, ориентация на сохранение постоянных признаков и расположение органов воспроизводства в наиболее защищенном от воздействия внешней среды месте. А справа кочевники - динамика, ориентация на восприятие внешних перемен и расположение органов воспроизводства в наиболее доступном для этих перемен положении.

- А сами мы - из "котла"? Значит, мальчики. Так мы что? "Оплодотворяем" их, что ли?!...

- Вот что, мужик. Тебя за язык никто не тянул. Ты это сам сказал. Хотя... ход твоих мыслей мне нравится. Кстати, уже светает. Время сколько?

- Седьмой час.

- На работу пора. "Каждый день я хожу на работу! Как было б лучше, если б я не ходил!" (Это из "Зоопарка" Майка Науменко - Авт.). Ну, все - пока!

- Да подожди ты. С мальчиками и девочками понятно. А детки-то где? Где эта самая цивиллизация третьего типа? Где синтез?

- Тебе пальцем показать? Ладно, смотри. Китай отгородился Стеной, пустынями и Тибетом. Индия закрыта Гималаями. Средняя Азия и Ближний Восток - промежуточный вариант между Западом и Востоком. Так где должен начаться синтез земледельческой и кочевой цивилизаций?

- В Восточной Европе. Слева - наиболее агрессивные и экспансивные западноевропейские земледельцы, справа - кочевники Великой Степи, между ними - открытая со всех сторон Русская Равнина. Так, значит, русские?

- ...с задницы узкие! Не было тогда русских. Славяне тогда были. Ну, все... хватит! У нас на фирме пять минут опоздания - расстрел. Пропуск на руки, а докладную начальству. Двигаемся.

- Вечером еще посидим?

- Добро.

- И про синтез, и про русских, и про Российскую Империю?

- Я же сказал - добро.

Продолжение в следующем выпуске

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

06.11.2000 г.

На странице выложено оглавление августовского номера журнала за 2000-й год и опубликованные в нем материалы.


01.10.2000 г.

Юрий ДУНАЕВ. Сибирка - пограничная река; Гамаюн

Валерий ШАКАЕВ. Черемуховский идол


09.09.2000 г.

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

Иван ПЛОТНИКОВ. Где останки цесаревича Алексея?


27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное