Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Уральский следопыт
N 99

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск сорок пятый. 6 ноября 2000 года

КНИЖНЫЙ КЛУБ представляет: ПОСТУПЬ ПОЛКОВОДЦА

Суворова Т. Сердце бездны. Черный талисман: Романы. - М.: АСТ, 2000. - 384 с. (Звездный лабиринт)

Любопытно наблюдать за тем, как дебютируют авторы фантастических книг.

Самый распространенный вариант - для слабонервных. Будто неопытный пловец входит в реку, нащупывая ногами дно и с замиранием сердца ожидая момента, когда не останется ничего иного, как плюхнуться в воду и отчаянно грести, грести... О нет, лучше повернуть назад, а то, неровен час, утонешь... И, собственно, большинство так и поворачивает к берегу.

И что получается у этих дебютантов? Пшик. Смутный сюжет, серые, неотличимые друг от друга герои, штампованный текст, осторожные (не дай бог ляпнуть что-то не то!) рассуждения, вторичные или вымученные идеи. А главное - ничего занимательного для искушенных, избалованных хорошими писателями любителей фантастики.

Есть и другие примеры. Попадаются среди дебютантов отчаянные головы, этакие литературные матадоры. Эти авторы стремятся сразу "брать быка за рога": наворачивают невероятные ситуации, причем чаще всего сами в них довольно быстро запутываются, как незадачливые тореро в собственных мулетах. Они теряют сюжетную нить, но все равно расшибают в кровь устоявшиеся каноны фантастики (которым и вправду грош цена) и банальными "парадоксами" во все горло стремятся заявить о свой гениальности и неповторимости.

Но результат идентичен: читателю все это - до лампочки. Комплексы отдельно взятого писателя - это его личные проблемы. Пусть-ка он не здесь и не сейчас, а как-нибудь и где-нибудь нанизывает на бандерильи своих бодливых бычков.

И как тогда? Что надо для того, чтобы удачно дебютировать? В общем-то, немногое. Изначально быть интересным писателем. И знать о том, о чем пишешь - внутренне пережить те истории, которые пытаешься поведать читателю, вплоть до мельчайшего эпизода. И отвечать за каждое слово текста, включая употребляемые термины. То есть - подобно полководцу, смело пересекать свой литературный Рубикон.

Приведу как пример первую книгу екатеринбургского автора Татьяны Суворовой. Ее романы, несмотря на то, что в попсовой беллетристике такой прием считается "дурным вкусом", буквально напичканы сносками - отсылами к научным (или псевдонаучным), профессиональным и сленговым понятиям. Среди них есть и выдуманные самой писательницей, и подлинные терминологические "закавыки", не всегда известные читающей публике. Смелые сюжетные ходы подкреплены знанием физических законов, а также пониманием действий человека в конкретных ситуациях. Антуражи необычны, но их "видишь", в них веришь. Устройство мира органично и непротиворечиво. Происходящее глобально.

Действие в обоих произведениях, начинаясь на Земле, довольно быстро переносится в дальний-дальний космос. Вот странный, немыслимый мир Планеты Врат, куда невероятным образом попадает земная экспедиция. Вот существо-оборотень, проспавшее миллионы лет, проникает на борт земного планетолета в системе Сатурна, чтобы в итоге разгадать тайну гибели собственной цивилизации и помочь выжить цивилизации Земли. Вот совершенно обычный юноша Валентин благодаря Талисману становится... убийцей Императора Галактики, а потом и сам восходит на трон...

Конечно, не все действующие лица дебютных романов досконально прописаны, но никто и не утверждает, что книга Т. Суворовой - вершина жанра. Автору есть куда расти, над чем в своем творчестве работать. Однако уже первой книжной публикацией заявлено - в фантастическую литературу пришел смелый и интересный писатель.

Родион Икаров

Материалы газеты "Книжный клуб" - на официальной странице газеты на сервере "Арт-калейдоскопа".

КНИЖНЫЙ КЛУБ представляет: СЕКРЕТЫ ПО КОНВЕЙЕРУ

Картер К. Беспокойство. - М.: "Издательство АСТ", 2000. - 362 с.

Легко можно представить себе, какой ажиотаж вызвало бы появление подобного сериала лет десять назад. Пожалуй, только в нашей стране, закаленной семью десятилетиями недоговоренности, люди проявляли такой интерес к эстрадной сатире и самиздатовской фантастике. Что называется, умели видеть на пару пядей вглубь, и, чего греха таить, порой видели такое, чего попросту не было. Но время сдвинулось, умы безнадежно просветлели, и, о ужас! - юмор скакнул на три-четыре планки вниз, а следом за армией детективов конвейером повалила и фантастика. Самое обидное, что среди пестрого вала последних лет нередки действительно добротные произведения, но, увы, количественные пропорции оказались для жанра губительными. Воистину счастливы были Жюль Верн и Герберт Уэллс, взявшиеся разрабатывать золотую жилу во времена, когда о фантастике только-только начинали говорить. Потому и обсуждали годами каждую новинку этих писателей. Родись они столетием позже, и в череде нынешних авторов мы бы их попросту не заметили.

Помните знаменитое пожелание одного из персонажей Аркадия Райкина: "Пусть все будет, но пусть чего-нибудь не хватает"? Удивительно, но факт. Насколько конкуренция нужна рынку, настолько же определенная доля дефицита способна оздоравливать или по крайней мере бодрить книжный мир. И если хорошей литературы всегда было мало, то с чтивом попроще в настоящее время происходят процессы не самые благоприятные. Так или иначе, но статистика сурова: год от года интерес к литературе падает, ряды читателей редеют, и даже не слишком помогают творческие тандемы, когда на выручку книге приходит большой экран. В нашем случае мы имеем обратный вариант, когда на основе известного телесериала "Секретные материалы" были написаны короткие серии-повести.

Пожалуй, пересказывать содержание книги - напрасный труд. Любители сериала, конечно, помнят все расследования назубок. Людям же случайным, до сих пор не сталкивавшимся с тайнами "Секретных материалов", коротко поясню, что главные герои сериала - агенты ФБР Молдер и Скалли в каждом из дел (а их в сериале уже за сотню) сталкиваются с чем-то таинственным и необъяснимым. В одном случае они заняты поисками человека, попавшего в камеру-мишень ускорителя и превратившего таким образом собственную тень в подобие черной дыры, в другом вплотную занимаются проявляющимися на фотоснимках демонами. Так или иначе, но всякий раз таинственное и необъяснимое представляет собой серьезную угрозу для общества, и без сил ФБР никак не обойтись.

Сразу признаюсь, в большинстве случаев идеи, положенные в основу сюжетов, действительно любопытны. Другое дело, что мы все-таки вынуждены читать своеобразный подстрочник с киноязыка. И здесь достаточно явно раскрывается разница между фильмом и книгой. Отсутствующий видеоряд прорехой зияет практически на всех произведениях "Секретных материалов", а вынужденная лаконичность сюжетов (подобранная как раз под временную протяженность одной серии) в переложении на бумагу лишает вещи художественных сторон, делая более схематичными и сухими. На примере данной книги мы можем лишний раз убедиться: что хорошо для режиссера и сценариста, не всегда привлекательно для обычного читателя. Впрочем, я могу и ошибаться, поскольку время неторопливого чтения тоже ушло безвозвратно. Вполне возможно, что именно лапидарное изложение сюжета сегодня воспримут, как форму более естественную и приемлемую. В таком случае, большой литературе ничего не остается, как только умыть руки и отправиться на покой.

Олег Раин

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

01.10.2000 г.

Юрий ДУНАЕВ. Сибирка - пограничная река; Гамаюн

Валерий ШАКАЕВ. Черемуховский идол


09.09.2000 г.

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

Иван ПЛОТНИКОВ. Где останки цесаревича Алексея?


27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное