Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Узбекистан: В предпраздничные дни бензин в Самаркандской области доступен лишь «избранным»

25.12.2006 10:09 msk

Соб. инф.

В эти дни на автозаправочных станциях (АЗС) города Самарканда и Самаркандской области Узбекистана возник острый дефицит бензина. В связи с этим стоимость бензина марки А-76 доходит до 750-1300 сумов (курс доллара на черном рынке - 1280 сумов за $1), притом, что государственная цена на этот вид топлива установлена 585 сумов за литр.

«Я почти полдня потерял, простояв в очереди на частной автозаправке по улице Гагарина», - выразил свое недовольство один из самаркандских водителей. По его словам, дефицит бензина возникает несколько раз в год, чаще всего это происходит после очередного повышения зарплат и, соответственно, цен. По наблюдениям владельцев авто и местных журналистов, в последние четыре года на территории Самаркандской области стало традицией введение ограничения отпуска нефтепродуктов за месяц до празднования годовщины Дня независимости, отмечаемого первого сентября, а также - во время хлопкоуборочной страды или приезда высокопоставленных гостей.

«Нам объясняют, что такие меры принимаются в связи с необходимостью обеспечить безопасность во время проведения праздников, когда повышается риск терактов», - отметил один из владельцев самаркандских АЗС, пожелавший остаться неизвестным.

Источник, близкий к руководству базы «Самарканднефтепродукт», являющейся монополистом в обеспечении бензином всех частных и ведомственных автозаправочных станций, такое положение дел объяснил необходимостью выполнения соответствующей команды, поступающей из Ташкента. Кроме того, как отметил источник, пользуясь тем, что искусcтвенные перебои создаются регулярно, местные руководители нередко спекулируют резервными запасами, продавая бензин по значительно завышенным ценам.

По словам источника, в Самарканде есть несколько точек, где бензином можно заправиться даже во время перебоев. Правда, этой возможностью могут воспользоваться только «избранные» граждане: прокуроры, налоговики, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, включая их родственников и друзей, а также чиновники из хокимиятов - органов местной исполнительной власти.

Когда на автозаправочной станции по улице Гагарина корреспондент ИА «Фергана.Ру» дождался отъезда бензовоза, который привез заветное топливо, была уже вторая половина дня. Всего за несколько минут у АЗС собралась очередь из более пятидесяти машин. И пока бензином заправлялся один автомобиль, хвост и без того длинной очереди удлинялся еще на пару машин.

За последние годы из-за дороговизны бензина самаркандские автолюбители, предприниматели, занимающиеся частным извозом, и перевозчики, обслуживающие население на частных маршрутных линиях, перевели свои авто на сжиженный газ: его легче найти, да и пассажиры от частого повышения стоимости проезда хоть немного были застрахованы. Поэтому бензин в Самаркандской области потерял былую популярность. Но, несмотря на это, организации, обеспечивающие регион горюче-смазочными материалами, так и не могут выполнить свои обязательства в полном объеме. А последнее повышение цен коснулось не только бензина, но и природного газа. Так что в этот раз частным перевозчикам не удалось избежать соответствующих проблем.

Последнее повышение стоимости сжиженного газа произошло в октябре уходящего года, и теперь один литр этого вида топлива стоит 440-460 сумов. Соответственно, в Самарканде повысилась и стоимость проезда в маршрутном такси - с двухсот до трехсот сумов. Речь идет именно о «маршрутках» потому, что в Самарканде – это основной вид общественного транспорта: ни троллейбусов, ни автобусов здесь давно нет. Хотя в последнее время городские власти решили ввести автобусы на самые популярные маршрутные линии, народ, привыкший к юрким «маршруткам», которые свою актуальность пока не потеряли, продолжает отдавать предпочтение именно им.

Между тем, чиновники из городской администрации отмечают, что разрешения повышать цены на маршрутные такси власти не давали. На что владельцы маршрутных линий возражают, что если не брать с пассажиров за проезд хотя бы по 300 сумов, то они не смогут возместить реальные затраты, увеличившиеся в связи с повышением цен на запчасти, размеров налоговых пошлин и горючее.

На вопрос корреспондента «До каких пор в Самарканде будет дефицит бензина?» источник из самаркандской нефтебазы ответить не смог. Зато «обнадежил» кассир АЗС: «Брат, не переживайте, так будет до января, после праздников бензин опять можно будет купить без очереди. Так что если хотите без очереди, приходите в январе», - с усмешкой сказал парень, довольный тем, что у его автозаправки скопилось множество машин.

* * *

Власти Узбекистана осудили виновных в крушении самолета АН-2 под Ташкентом

25.12.2006 10:26 msk

Соб. инф. (Ташкент)

 

22 декабря 2006 года коллегия Военного суда Узбекистана под председательством подполковника юстиции Ильяса Ерманова вынесла приговор трем должностным лицам, признанным виновными в катастрофе самолета АН-2 под Ташкентом.

 

Напомним, самолет АН-2 национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» с бортовым номером UK70152 потерпел крушение 19 октября 2006 года в 7 часов 30 минут по местному времени после взлета с аэродрома Аранчи в Уртачирчикском районе Ташкентской области. В результате аварии погибли пятнадцать человек - два гражданских пилота и тринадцать военнослужащих-десантников, собиравшихся совершить учебно-тренировочный прыжок с парашютами.

Для выяснения причин катастрофы была создана правительственная комиссия в составе руководителей Министерства обороны, Службы национальной безопасности, МВД, Генеральной прокуратуры, Узгидромета, а также экспертов и представителей авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и Управления специальных авиаработ (САР), обеспечивающего вооруженные силы Узбекистана малой авиацией для учебно-тренировочного десантирования. Было возбуждено уголовное дело и проведены следственные мероприятия. На заседании военной коллегии обвинение поддерживал прокурор транспортной прокуратуры Анвар Мамедов.

Согласно отчету правительственной комиссии, самолет АН-2 UK70152 19 октября на третьей минуте полета попал в сильный туман. Руководитель полета дал указание пилотам подняться на высоту 50 метров, но вместо этого летчики приняли решение спуститься ниже и «поднырнуть» под туман, в результате чего произошло столкновение с землей и разрушение самолета.

В приговоре военной коллегии было отмечено, что командиром экипажа АН-2 был стажер, который не имел специального допуска к полетам для десантирования. В качестве командира воздушного судна он налетал всего 50 часов на сельскохозяйственных работах. Взлет самолета был осуществлен без соответствующего доклада руководителю полетов и разрешения на старт.

Военная коллегия приговорила руководителя прыжков подполковника Бахтиера Раджабова к трем годам лишения свободы по статье 302 уголовного кодекса Узбекистана за «Халатное отношение к службе» .

Руководитель полетов, командир авиационного звена САР Анвар Набиев приговорен к 5 годам лишения свободы - максимальному сроку по той же статье 302, примененной военной коллегией к гражданскому лицу.

Начальник Управления безопасности полетов Минобороны Узбекистана подполковник Исмаил Салихов, имя и должность которого не фигурировали в отчете правительственной комиссии, приговорен к 6 годам лишения свободы по статье 301 - «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти».

Бахтиер Раждабов и Анвар Набиев освобождены от отбывания наказания по амнистии, принятой в связи с 14-летием Конституции Узбекистана. Срок наказания Исмаила Салихова по амнистии сокращен до 2 лет лишения свободы.

* * *

Нужда заставляет узбекских журналистов «продаваться». За это их лишают свободы

25.12.2006 11:56 msk

Соб. инф.

Уходящий год для Турахона Гафурова, андижанского журналиста с двадцатичетырехлетним стажем, оказался трагичным. Он был осужден за получение взятки - тридцати тысяч сумов (около двадцати семи долларов США). Как сказано в решении суда, Т.Гафуров требовал денег от администратора рынка Избаскенского района Андижанской области за материал, освещающий деятельность этой организации. Тот выполнил требование, но сдал журналиста в руки правоохранительных органов.

Между тем, коллеги Т.Гафурова утверждают, что он всегда был и оставался трудолюбивым и честным человеком.

- То, что он просил деньги, – правда. Но что тут плохого? – удивлен один из его коллег. – Он просил вознаграждение за свой труд. Не бесплатно же работать. Сейчас все журналисты берут деньги…

Получение вознаграждения за подготовку PR-материалов о деятельности различных предприятий и организаций для узбекских журналистов уже не в диковинку и, можно сказать, в порядке вещей. Хотя раньше это называлось взяткой и за это человека судили. Законодательство страны до сих пор квалифицирует такое деяние как взяточничество. Однако многие руководители предприятий и организаций, частных фирм, которые, так или иначе, имеют дело со средствами массовой информации (СМИ), закрывают на это глаза. Не в последнюю очередь и потому, что многие боятся журналистов.

По мнению местных наблюдателей, случаи взяточничества среди узбекских журналистов резко участились с появлением частных, негосударственных СМИ. Первое независимое телевидение открылось в 1991 году в Самарканде (СТВ). Затем в Ферганской долине появилось Андижанское молодежное телевидение (ныне – «Эхо долины - Ёшлар»). Эти телекомпании стали внедрять практику рекламных объявлений, музыкальных поздравлений и заказных материалов. Тогда впервые стали востребованными «умеющие приносить деньги» корреспонденты. С этого и началось хождение журналистов негосударственных СМИ по различным организациям и предприятиям в поиске денег.

- Частные телекомпании размножились как грибы после дождя, - говорит предприниматель Ш.Рахмонов. – Не успеешь проводить одного тележурналиста, подъедет другой. После съемок называют цену. Если откажешься давать, начинают угрожать выявлением и разоблачением недостатков. Приходится мириться: отдаем то, что требуют, и прощаемся.

Следует отметить, что роль СМИ в обществе лучше понимают люди, далекие от журналистики.

- Сегодняшних журналистов можно называть дипломированными попрошайками, - говорит руководитель одной из авторитетных фирм в Фергане Козимжон Улмасов. – По мировым стандартам, в каждом СМИ должны быть отделы рекламы и платных услуг, которые работали бы отдельно от творческих отделов. Ведь журналисты, в первую очередь, – творческие люди. Они должны думать о творчестве, а не о деньгах. Однако часто журналисты думают только о том, где и какая организация богаче, кто может дать больше денег…

Как выяснилось в ходе общения с разными людьми, многие жители республики не совсем ясно представляют миссию журналистов и их отличие от представителей различных шоу и других программ.

- Я почти не смотрю узбекские каналы, - говорит врач Г.Абдуганиев. – Потому что в них нет ничего интересного. Наши журналисты не работают над собой. Уровень их передач очень низкий, примитивный. Почему мы смотрим российские каналы? Потому что там интересные и разнообразные передачи. А наши журналисты только и делают, что хвалят тех, кто им хорошо заплатил.

По словам одного из старейших журналистов Ферганской долины, сотрудники средств массовой информации имеют «свою» цену в зависимости от того, в какой компании они работают. Дороже всех «стоят» собственные корреспонденты в областях информационной программы «Ахборот» («Новости») Национальной телерадиокомпании. За каждый сюжет, который делают для центрального телевидения, они берут до двухсот долларов США. За ними следуют региональные корреспонденты информационно-аналитической программы «Давр» («Время») телеканала «Ёшлар» («Молодежь»). За один сюжет они «просят» до ста долларов. Представители областных телекомпаний берут от пятидесяти тысяч сумов (около сорока долларов) за сюжет, а газетчики получают за один материал десять-двадцать тысяч сумов.

- С одной стороны, можно и нужно понять журналистов, - считает старейшина узбекской журналистики. - Потому что сегодня везде и во всем каждый вынужден выживать сам. Зарплаты и гонорары корреспондентов низкие и на жизнь их катастрофически не хватает. Но когда СМИ получают деньги за обычную информацию и материалы, которые имеют право на бесплатный эфир, это уже наглость. Ну, в какой стране вы видели, чтобы за информационные материалы брали деньги?

Аксакал также отметил, что сегодня скрытую рекламу о себе заказывают и сотрудники правоохранительных органов. Тогда как по долгу службы они обязаны пресекать подобные явления.

Если сегодня иностранцы посмотрят узбекское телевидение, у них может сложиться впечатление, что узбекистанцы живут в раю, - настолько местные телеканалы заполнены хвалебными материалами, в основном подготовленными «на заказ». Журналисты, занятые сегодня в основном набиванием своих карманов, не пишут ни одного критического материала, не готовят телесюжеты на злобу дня. Это и привело к тому, что население Узбекистана разочаровано работой местных журналистов. А, между тем, работа «на заказ» приводит и к иным печальным последствиям. Если бы не такая практика, то журналист с солидным стажем Турахон Гафуров не сидел бы сейчас за решеткой из-за каких-то тридцати тысяч сумов.

* * *


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное