Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Узбекистан: В предпраздничные дни бензин в Самаркандской области доступен лишь «избранным»

25.12.2006 10:09 msk

Соб. инф.

В эти дни на автозаправочных станциях (АЗС) города Самарканда и Самаркандской области Узбекистана возник острый дефицит бензина. В связи с этим стоимость бензина марки А-76 доходит до 750-1300 сумов (курс доллара на черном рынке - 1280 сумов за $1), притом, что государственная цена на этот вид топлива установлена 585 сумов за литр.

«Я почти полдня потерял, простояв в очереди на частной автозаправке по улице Гагарина», - выразил свое недовольство один из самаркандских водителей. По его словам, дефицит бензина возникает несколько раз в год, чаще всего это происходит после очередного повышения зарплат и, соответственно, цен. По наблюдениям владельцев авто и местных журналистов, в последние четыре года на территории Самаркандской области стало традицией введение ограничения отпуска нефтепродуктов за месяц до празднования годовщины Дня независимости, отмечаемого первого сентября, а также - во время хлопкоуборочной страды или приезда высокопоставленных гостей.

«Нам объясняют, что такие меры принимаются в связи с необходимостью обеспечить безопасность во время проведения праздников, когда повышается риск терактов», - отметил один из владельцев самаркандских АЗС, пожелавший остаться неизвестным.

Источник, близкий к руководству базы «Самарканднефтепродукт», являющейся монополистом в обеспечении бензином всех частных и ведомственных автозаправочных станций, такое положение дел объяснил необходимостью выполнения соответствующей команды, поступающей из Ташкента. Кроме того, как отметил источник, пользуясь тем, что искусcтвенные перебои создаются регулярно, местные руководители нередко спекулируют резервными запасами, продавая бензин по значительно завышенным ценам.

По словам источника, в Самарканде есть несколько точек, где бензином можно заправиться даже во время перебоев. Правда, этой возможностью могут воспользоваться только «избранные» граждане: прокуроры, налоговики, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, включая их родственников и друзей, а также чиновники из хокимиятов - органов местной исполнительной власти.

Когда на автозаправочной станции по улице Гагарина корреспондент ИА «Фергана.Ру» дождался отъезда бензовоза, который привез заветное топливо, была уже вторая половина дня. Всего за несколько минут у АЗС собралась очередь из более пятидесяти машин. И пока бензином заправлялся один автомобиль, хвост и без того длинной очереди удлинялся еще на пару машин.

За последние годы из-за дороговизны бензина самаркандские автолюбители, предприниматели, занимающиеся частным извозом, и перевозчики, обслуживающие население на частных маршрутных линиях, перевели свои авто на сжиженный газ: его легче найти, да и пассажиры от частого повышения стоимости проезда хоть немного были застрахованы. Поэтому бензин в Самаркандской области потерял былую популярность. Но, несмотря на это, организации, обеспечивающие регион горюче-смазочными материалами, так и не могут выполнить свои обязательства в полном объеме. А последнее повышение цен коснулось не только бензина, но и природного газа. Так что в этот раз частным перевозчикам не удалось избежать соответствующих проблем.

Последнее повышение стоимости сжиженного газа произошло в октябре уходящего года, и теперь один литр этого вида топлива стоит 440-460 сумов. Соответственно, в Самарканде повысилась и стоимость проезда в маршрутном такси - с двухсот до трехсот сумов. Речь идет именно о «маршрутках» потому, что в Самарканде – это основной вид общественного транспорта: ни троллейбусов, ни автобусов здесь давно нет. Хотя в последнее время городские власти решили ввести автобусы на самые популярные маршрутные линии, народ, привыкший к юрким «маршруткам», которые свою актуальность пока не потеряли, продолжает отдавать предпочтение именно им.

Между тем, чиновники из городской администрации отмечают, что разрешения повышать цены на маршрутные такси власти не давали. На что владельцы маршрутных линий возражают, что если не брать с пассажиров за проезд хотя бы по 300 сумов, то они не смогут возместить реальные затраты, увеличившиеся в связи с повышением цен на запчасти, размеров налоговых пошлин и горючее.

На вопрос корреспондента «До каких пор в Самарканде будет дефицит бензина?» источник из самаркандской нефтебазы ответить не смог. Зато «обнадежил» кассир АЗС: «Брат, не переживайте, так будет до января, после праздников бензин опять можно будет купить без очереди. Так что если хотите без очереди, приходите в январе», - с усмешкой сказал парень, довольный тем, что у его автозаправки скопилось множество машин.

* * *

Власти Узбекистана осудили виновных в крушении самолета АН-2 под Ташкентом

25.12.2006 10:26 msk

Соб. инф. (Ташкент)

 

22 декабря 2006 года коллегия Военного суда Узбекистана под председательством подполковника юстиции Ильяса Ерманова вынесла приговор трем должностным лицам, признанным виновными в катастрофе самолета АН-2 под Ташкентом.

 

Напомним, самолет АН-2 национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» с бортовым номером UK70152 потерпел крушение 19 октября 2006 года в 7 часов 30 минут по местному времени после взлета с аэродрома Аранчи в Уртачирчикском районе Ташкентской области. В результате аварии погибли пятнадцать человек - два гражданских пилота и тринадцать военнослужащих-десантников, собиравшихся совершить учебно-тренировочный прыжок с парашютами.

Для выяснения причин катастрофы была создана правительственная комиссия в составе руководителей Министерства обороны, Службы национальной безопасности, МВД, Генеральной прокуратуры, Узгидромета, а также экспертов и представителей авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» и Управления специальных авиаработ (САР), обеспечивающего вооруженные силы Узбекистана малой авиацией для учебно-тренировочного десантирования. Было возбуждено уголовное дело и проведены следственные мероприятия. На заседании военной коллегии обвинение поддерживал прокурор транспортной прокуратуры Анвар Мамедов.

Согласно отчету правительственной комиссии, самолет АН-2 UK70152 19 октября на третьей минуте полета попал в сильный туман. Руководитель полета дал указание пилотам подняться на высоту 50 метров, но вместо этого летчики приняли решение спуститься ниже и «поднырнуть» под туман, в результате чего произошло столкновение с землей и разрушение самолета.

В приговоре военной коллегии было отмечено, что командиром экипажа АН-2 был стажер, который не имел специального допуска к полетам для десантирования. В качестве командира воздушного судна он налетал всего 50 часов на сельскохозяйственных работах. Взлет самолета был осуществлен без соответствующего доклада руководителю полетов и разрешения на старт.

Военная коллегия приговорила руководителя прыжков подполковника Бахтиера Раджабова к трем годам лишения свободы по статье 302 уголовного кодекса Узбекистана за «Халатное отношение к службе» .

Руководитель полетов, командир авиационного звена САР Анвар Набиев приговорен к 5 годам лишения свободы - максимальному сроку по той же статье 302, примененной военной коллегией к гражданскому лицу.

Начальник Управления безопасности полетов Минобороны Узбекистана подполковник Исмаил Салихов, имя и должность которого не фигурировали в отчете правительственной комиссии, приговорен к 6 годам лишения свободы по статье 301 - «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти».

Бахтиер Раждабов и Анвар Набиев освобождены от отбывания наказания по амнистии, принятой в связи с 14-летием Конституции Узбекистана. Срок наказания Исмаила Салихова по амнистии сокращен до 2 лет лишения свободы.


* * *

Нужда заставляет узбекских журналистов «продаваться». За это их лишают свободы

25.12.2006 11:56 msk

Соб. инф.

Уходящий год для Турахона Гафурова, андижанского журналиста с двадцатичетырехлетним стажем, оказался трагичным. Он был осужден за получение взятки - тридцати тысяч сумов (около двадцати семи долларов США). Как сказано в решении суда, Т.Гафуров требовал денег от администратора рынка Избаскенского района Андижанской области за материал, освещающий деятельность этой организации. Тот выполнил требование, но сдал журналиста в руки правоохранительных органов.

Между тем, коллеги Т.Гафурова утверждают, что он всегда был и оставался трудолюбивым и честным человеком.

- То, что он просил деньги, – правда. Но что тут плохого? – удивлен один из его коллег. – Он просил вознаграждение за свой труд. Не бесплатно же работать. Сейчас все журналисты берут деньги…

Получение вознаграждения за подготовку PR-материалов о деятельности различных предприятий и организаций для узбекских журналистов уже не в диковинку и, можно сказать, в порядке вещей. Хотя раньше это называлось взяткой и за это человека судили. Законодательство страны до сих пор квалифицирует такое деяние как взяточничество. Однако многие руководители предприятий и организаций, частных фирм, которые, так или иначе, имеют дело со средствами массовой информации (СМИ), закрывают на это глаза. Не в последнюю очередь и потому, что многие боятся журналистов.

По мнению местных наблюдателей, случаи взяточничества среди узбекских журналистов резко участились с появлением частных, негосударственных СМИ. Первое независимое телевидение открылось в 1991 году в Самарканде (СТВ). Затем в Ферганской долине появилось Андижанское молодежное телевидение (ныне – «Эхо долины - Ёшлар»). Эти телекомпании стали внедрять практику рекламных объявлений, музыкальных поздравлений и заказных материалов. Тогда впервые стали востребованными «умеющие приносить деньги» корреспонденты. С этого и началось хождение журналистов негосударственных СМИ по различным организациям и предприятиям в поиске денег.

- Частные телекомпании размножились как грибы после дождя, - говорит предприниматель Ш.Рахмонов. – Не успеешь проводить одного тележурналиста, подъедет другой. После съемок называют цену. Если откажешься давать, начинают угрожать выявлением и разоблачением недостатков. Приходится мириться: отдаем то, что требуют, и прощаемся.

Следует отметить, что роль СМИ в обществе лучше понимают люди, далекие от журналистики.

- Сегодняшних журналистов можно называть дипломированными попрошайками, - говорит руководитель одной из авторитетных фирм в Фергане Козимжон Улмасов. – По мировым стандартам, в каждом СМИ должны быть отделы рекламы и платных услуг, которые работали бы отдельно от творческих отделов. Ведь журналисты, в первую очередь, – творческие люди. Они должны думать о творчестве, а не о деньгах. Однако часто журналисты думают только о том, где и какая организация богаче, кто может дать больше денег…

Как выяснилось в ходе общения с разными людьми, многие жители республики не совсем ясно представляют миссию журналистов и их отличие от представителей различных шоу и других программ.

- Я почти не смотрю узбекские каналы, - говорит врач Г.Абдуганиев. – Потому что в них нет ничего интересного. Наши журналисты не работают над собой. Уровень их передач очень низкий, примитивный. Почему мы смотрим российские каналы? Потому что там интересные и разнообразные передачи. А наши журналисты только и делают, что хвалят тех, кто им хорошо заплатил.

По словам одного из старейших журналистов Ферганской долины, сотрудники средств массовой информации имеют «свою» цену в зависимости от того, в какой компании они работают. Дороже всех «стоят» собственные корреспонденты в областях информационной программы «Ахборот» («Новости») Национальной телерадиокомпании. За каждый сюжет, который делают для центрального телевидения, они берут до двухсот долларов США. За ними следуют региональные корреспонденты информационно-аналитической программы «Давр» («Время») телеканала «Ёшлар» («Молодежь»). За один сюжет они «просят» до ста долларов. Представители областных телекомпаний берут от пятидесяти тысяч сумов (около сорока долларов) за сюжет, а газетчики получают за один материал десять-двадцать тысяч сумов.

- С одной стороны, можно и нужно понять журналистов, - считает старейшина узбекской журналистики. - Потому что сегодня везде и во всем каждый вынужден выживать сам. Зарплаты и гонорары корреспондентов низкие и на жизнь их катастрофически не хватает. Но когда СМИ получают деньги за обычную информацию и материалы, которые имеют право на бесплатный эфир, это уже наглость. Ну, в какой стране вы видели, чтобы за информационные материалы брали деньги?

Аксакал также отметил, что сегодня скрытую рекламу о себе заказывают и сотрудники правоохранительных органов. Тогда как по долгу службы они обязаны пресекать подобные явления.

Если сегодня иностранцы посмотрят узбекское телевидение, у них может сложиться впечатление, что узбекистанцы живут в раю, - настолько местные телеканалы заполнены хвалебными материалами, в основном подготовленными «на заказ». Журналисты, занятые сегодня в основном набиванием своих карманов, не пишут ни одного критического материала, не готовят телесюжеты на злобу дня. Это и привело к тому, что население Узбекистана разочаровано работой местных журналистов. А, между тем, работа «на заказ» приводит и к иным печальным последствиям. Если бы не такая практика, то журналист с солидным стажем Турахон Гафуров не сидел бы сейчас за решеткой из-за каких-то тридцати тысяч сумов.

 

* * *

Ликвидация исторической безграмотности. Несколько слов о странствиях вятича Филиппа Ефремова в Средней Азии

25.12.2006 14:16 msk

Виктор Дубовицкий

Исследования «таинственного Востока» обычно связываются с научными экспедициями, по меньшей мере, с самоотверженными исследователями- одиночками, подобными жюльверновскому Паганелю, снаряженными научными «обществами, королевскими академиями и тому подобными учреждениями. И при этом часто забывают, что первичные географические, исторические и прочие сведения о странах Востока, в том числе и Средней Азии, приносили совсем другие люди: купцы, военные, авантюристы. Особую категорию исследователей составляли «ориенталисты поневоле» - тысячи и тысячи русских пленников, захваченных кочевниками в селах и станицах Оренбургской пограничной линии и десятилетиями влачивших рабское существование в Хиве, Бухаре, Коканде, Ташкенте, Самарканде и десятках других городов Средней Азии...

* * *

В политических инструкциях любому российскому посольству, направлявшемуся в среднеазиатские ханства в конце XVIII- начале XIX веков, обязательно наличествовал пункт об освобождении русских невольников. Откуда появлялись эти люди, когда никаких войн Россия с этими государствами не вела? Первые русские пленники, проданные в рабство в Средней Азии, появились здесь еще в XIII- XIV веках, захваченные в разрушенных городах и селах Руси татаро-монголами. Позднее, когда южные и юго-восточные рубежи России выдвинулись к Астрахани, рекам Уралу и Иртышу, на невольничьих рынках Хивы и Бухары стали появляться простые русские крестьяне, «разбойно захваченные» на полевых работах казахами. Изредка среди них появлялись купцы, солдаты, унтер-офицеры. Их судьба была несколько другой, чем у мирных хлебопашцев: большинство становилось офицерами ханских войск, часто дослуживаясь до больших чинов.

«В 1774 году, служа сержантом в Нижегородском пехотном полку, а по учреждении из онаго баталионов, в 1-м баталионе, в Оренбурге, который город, как всем известно, возмущенною государственным злодеем чернью не малое время содержан был в осаде, и в июне месяце командирован я был на заставу, так называемую дорогу Илецкой защиты, с двадцатью человеками военных людей, а именно: десятью солдатами и десятью казаками. При команде нашей состояла одна пушка. И как утренняя заря стала только восприять свое начало, тогда напали на нас из ватаги бунтовщиков около пятисот человек...»

Полный текст «Девятилетнего странствования» доступен здесь
Без сомнения, среди всех среднеазиатских невольников-россиян самая интересная судьба была у унтер-офицера Нижегородского полка, «уроженца вятского», Филиппа Ефремова. Летом 1774 года он, командуя двадцатью солдатами в маленьком укреплении неподалеку от Оренбурга, был захвачен в плен «злодеями пугачевцами», бежал, снова был пленен (на этот раз казахами) и продан ими в Бухару.

Дальнейшая судьба молодого унтер-офицера складывалась в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Первоначально Ефремов был приставлен… сторожить гарем хозяина- регента бухарского хана, но вскоре, как пишет Ефремов, «узнав, что я могу их языком без нужды объсняться, он [бухарский хан. – прим. ред] отрешил меня от должности…». Представлявший угрозу для гарема Ефремов был определен в армию эмира Бухары на должность добаши (капрала), где ему было поручено командовать десятью сарбазами (солдатами).Через два года бывший унтер-офицер командовал уже сотней, в которой двадцать человек были его соотечественниками, и участвовал в нескольких походах на Мерв в южной Туркмении и на Хиву.

Но, несмотря на быстрый служебный рост, а также земельные и денежные пожалования, солдата тянуло на родину, и он решился бежать. Вряд ли это удалось бы, не случись амурно-детективной истории с участием влюбленной в Ефремова ханской ключницы, выкравшей для него печать! Ефремов, выправив необходимые дорожные документы, сумел бежать не один, а вместе с двумя русскими пленными - своими солдатами - через Ура-Тюбе и Ходжент в Коканд, а оттуда, назвавшись татарским купцом из России, отправился в Кашгар.

В «Девятилетних странствиях», написанных после возвращения на родину, Ефремов дал первые в отечественной географии описания северных таджикских городов.

На пути в Кашгар из Коканда гибнет от горной болезни один из спутников Ефремова. В Яркенде, запасшись товарами, Ефремов отправляется в Западный Тибет-Ладакх. Путь лежал через перевалы Каракарума высотой свыше 5000 метров, которые оказались роковыми для второго спутника Ефремова: «Не доезжая до Тевату (Тибета) за 15 дней, есть гора весьма высокая, во оной воздух тяжелый и всегдашний туман, человеку и лошади захватывает дух, от него и умирают, тут мой и второй товарищ русский помер. Коего по образу своему похоронили…».

Истинные причины горной болезни не были известны вплоть до конца XIX века, виновником ее считался «дурной воздух» в высокогорье, но Ефремов верно заметил, что страдает от нее, в основном, идущие через перевал с грузом, а не верховые, не испытывающие большой физической нагрузки.

В Тибете русский путешественник прожил около месяца и дал интересную характеристику его географии, населения, климата, путей сообщения. «Большая кумирня, , в вышину имеет 62 сажени, верхушка (кровля) золоченая, лакеев более 10000… Находят из своей земли золото, серебро, медь, свинец, лазорь камень (лазурит). Есть пшеница, ячмень, горохи разные… Горы почти совсем не проходимые, а ежели и есть где дороги, то весьма узкие и во многих местах опасные по причине ужасных пропастей, по сторонам оных находящихся, в кои воды, стремящиеся с гор, с ужасным шумом ниспадают. Во многих местах расселины гор соединены висячими мостами, составленными из древесных сучьев».

Из Тибета Ефремов отправился через Кашмир в Индию с группой паломников- мусульман, шедших из Кашгарии (ныне - китайский Синьцзян. – прим. автора.) в Мекку. После долгих приключений и мытарств он, наконец, добрался до Калькутты, где сел на английский почтовый корабль, идущий в Лондон. Последнее испытание поджидало отважного путешественника уже в тропических водах Индийского океана: «Проходя многие государства, горы и пустынные степи, не имел никакой усталости и не чувствовал в себе болезни, а как стал мыться морской водою, то у ног подошвенная кожа вся отстала, которую обрезал, после чего и ходить никаким образом было невозможно по причине великой чувствительности. Положа в туфли стельки войлочные и хлопчатой бумаги (ваты), едва и тогда мог выходить на верх корабля. для почерпания свежего воздуха».

Вернувшись на родину, в Петербург, 26 августа 1782 года, после десятилетнего плена и странствий, Филипп Ефремов был пожалован званием прапорщика и определен на службу в Государственную Коллегию иностранных дел, то есть, российский МИД того времени. В этом сыграло роль его знание бухарского (узбекского), персидского и других азиатских языков.

Написанные через два года после возвращения на родину «Девятилетние странствия унтер-офицера Филиппа Ефремова» издавались при жизни автора трижды: случай для России конца XVIII века очень редкий. Интерес к книге был огромен, прежде всего, потому, что он первым из европейцев проделал труднейший путь из Средней Азии через Кашгарию и Тибет в Индию, дав обширные описания всех посещенных им стран. Особенно подробно описывается Бухарское ханство и сопредельные с ним территории региона. Помимо географической характеристики, даны обширные сведения по этнографии, полезным ископаемым, здравоохранению, администрации и другим сферам жизни среднеазиатских государств. Автор впервые в русской научной литературе дал обширный «Перевод бухарских слов». Этот словарь включал в себя 625 слов и выражений, в основном, таджикских.

«Путешествие поневоле» Филиппа Ефремова не осталось без внимания и в Оренбурге: сведения, содержавшиеся в книге плененного пугачевцами, а затем казахами унтер-офицера, стали ценным дополнением собираемых по крупицам сведений о Средней Азии, на протяжении десятилетий систематизируемых Оренбургской пограничной комиссией.

Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, живет в городе Душанбе, Таджикистан.

* * *

Кому выгодна межнациональная рознь в Казахстане?

25.12.2006 15:12 msk

А.Омарова, Д.Аркин

 

 

 

Провинциальный городок Шелек встретил нас неприветливо. Несмотря на то, что на часах было всего шесть вечера, на улицах городка нам не удалось встретить ни одного человека. После недавнего инцидента, получившего широкую огласку как в республике, так и за ее пределами, решением совета старейшин в Шелеке введен негласный комендантский час. Поэтому опросить жителей городка не представлялось возможным. Случайные прохожие, завидев чужаков, убегали прочь. Все разговоры о массовой драке подростков для них - запретная тема. Глава совета старейшин, узнав, что в городок прибыли журналисты, срочно выехал по своим делам за пределы Шелека. Остальные респонденты, с которыми по телефону была назначена встреча, также неожиданно отказались от каких-либо комментариев.

 

Немного подумав, мы решили направиться в кафе «Старый замок», где произошли «прославившие» Шелек события. К нашему удивлению, хозяин заведения Мурат Ибрагимов не стал спешно скрываться от глаз назойливых журналистов и обстоятельно рассказал нам, что на самом деле произошло в его кафе в тот злополучный день.

«ДРАКА ПРОИЗОШЛА НА ПОЧВЕ ПЬЯНСТВА, А НЕ НА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ!»

М. Ибрагимов: - Это произошло вечером восемнадцатого ноября. В кафе, как всегда по субботам, было много народу, большей частью студенты. За отдельным столиком сидели двое подростков, пили спиртное. Что-то пытались выяснить между собой. Вскоре словесная перепалка переросла в драку. Официантка сразу вызвала меня по мобильному телефону. Я тут же примчался. Увидев дерущихся между собой парней, пытался угомонить их, объясняя им, чтобы они не дрались в кафе, а вышли «на разборки» на улицу. Тут один из них стал по сотовому телефону звать на подмогу своих знакомых, второй поступил так же. Вскоре собралась толпа, завязалась драка. Одного из самых агрессивных потасовщиков я поймал. Объяснил пьяному дебоширу, чтобы тот не дрался в моем кафе. В ответ он полез на меня с кулаками. Я кое-как его успокоил. С пьяного какой спрос? На следующий день узнал его домашний адрес. Найти его не составляло никакого труда. Наш городок небольшой, все знают друг друга. Пришел к его родителям домой и предъявил им счет за битую посуду. И сказал, чтобы те оплатили, иначе я подам на него заявление в полицию. Но родители отказались. Теперь на этого дебошира возбуждено уголовное дело по факту хулиганства.

«Фергана.ру»: - Сколько человек участвовало в драке?

М. Ибрагимов: - Не больше десяти-пятнадцати человек. Участники драки по телефону вызывали на подмогу то своего соседа, то друга, то родственника: мол, «наших бьют», прибегайте скорее.

«Фергана.ру»: - Сколько людей было в тот день в вашем кафе?

М. Ибрагимов: - В выходные дни у нас обычно много народа. Зал вмещает в себя сто пятьдесят человек. Примерно столько в тот день и было. Но не все участвовали в драке. Многие разошлись по домам.

«Фергана.ру»: - В одной из оппозиционных газет автор статьи «Уйгуры Шелека: «Государство ваше, а земля наша» Ерганат Уралбаев в подробностях описывает факт избиения подростка казахской национальности, которому якобы «рассекли ухо и стали мочиться на бесчувственное тело». Так ли это было на самом деле?

М. Ибрагимов: - Я крайне возмущен этой статьей! Ничего подобного не было. Более того, я хорошо знаком с этим журналистом. Он там вообще не присутствовал. Знаете ли, он не в том возрасте, чтобы посещать такие заведения. Прочитав его статью в газете, я не поверил своим глазам, и в то, что это действительно написал мой друг Ерганат. Как профессиональный журналист, прежде чем писать подобное, он должен был приехать ко мне и выяснить все подробности инцидента. Тем более что он меня хорошо знает. Мы живем в одном городке уже много лет, и не раз сидели с ним за одним столиком, беседовали о делах...

Все факты, описанные им в газетной публикации, — ложь. Подростки, которые бывают у меня в кафе, далеки от политики. В нашем баре обычно собирается вся молодежь Шелека в возрасте от 17 до 25 лет. По сути, это вчерашние дети. Никаких националистических лозунгов типа «государство ваше, а земля наша» не выкрикивали, они еще не созрели до таких мыслей. Кстати, после публикации Ерганата в Шелеке и за его пределами стали распространяться всякого рода слухи о жертвах «шелекского инцидента». Цифры назывались нереальные. Кто-то говорил, что в больницу попали сорок человек, кто-то — сто. Чтобы убедиться в этом, я специально объездил все больницы и никого там из участников драки не нашел.

«Фергана.ру»: - В своей публикации Ерганат, как очевидец события, утверждает, что во время драки «обе стороны выкрикивали взаимные оскорбления только на родных языках», унижая другие нации. Что произошло на самом деле?

М. Ибрагимов: - Подростки действительно выкрикивали нецензурную брань. Но вы сами знаете, мат у нас употребляется только на одном языке – на русском! На тюркские языки русскую брань невозможно перевести.

«Фергана.ру»: - Что стало с остальными участниками драки?

М. Ибрагимов: - Их разыскала полиция и теперь каждого вызывают на допрос для дачи показаний. Самого агрессивного, повторяю, я поймал. Это лидер одной из молодежных тусовок. Отъявленный хулиган еще с детства, плохо учился в школе, сейчас нигде не работает, сидит на иждивении своих родителей. Парнишка был уже в подпитии, когда прибежал на помощь своему другу из другого кафе. Кстати, зачинщики драки – двое молодых парней, увидев большое скопление людей, просто сбежали с места происшествия. Так всегда бывает: те, кто начинает драку, убегают первыми. А парнишка-хулиган, который перебил всю посуду, остался крайним во всей этой истории. Конечно, я не собираюсь ломать ему жизнь. Ему всего семнадцать лет, ничего не смыслит в этой жизни. Из тюрьмы он выйдет еще более испорченным человеком. Мне этого не надо. Достаточно того, чтобы он возместил мне материальный ущерб. Как только оплатит, я напишу встречное заявление.

«Фергана.ру»: - Что это за уникальная прослойка уйгуров в вашем Шелеке - гайдуки?

М. Ибрагимов: - Любой город неформально делится на определенные районы. Те, кто живут в центре, называют себя «центровскими», а, к примеру, места проживания турков называют «турчатником». Гайдуки – это выходцы из Китая. Они живут на одной улице. Причем, это могут быть не только уйгуры, но и казахи, проживающие по соседству в этом районе. Почему Ерганат взял на прицел именно их - непонятно. Тем более что мое кафе находится в самом центре Шелека. По идее, ему нужно было написать, что драка произошла между «центровскими».

«Фергана.ру»: - Вы пытались как-нибудь встретиться со своим другом-журналистом Ерганатом?

М. Ибрагимов: - В том-то и дело, что после этой публикации он исчез. Его не могут найти. Хотя многие говорят, что он просто боится выходить из дома и сидит взаперти. Если бы я встретил его, то сказал бы «спасибо» за то, что так «прославил» мое кафе на весь мир.

«Фергана.ру»: - Намерены ли вы лично подать в суд на Ерганата за причинение морального и материального вреда?

М. Ибрагимов: - Наверное, нет. Он сам себя наказал. С Ерганатом никто в селе не хочет общаться. А если я его встречу, то просто посмотрю ему в глаза и уйду.

«Фергана.ру»: - Не считаете ли вы, что данная публикация в газете явилась местью ваших конкурентов или результатом личной неприязни журналиста к вам?

М. Ибрагимов: - Не думаю. Между собой хозяева кафе очень дружат. А с Ерганатом у меня никогда не было никакой ссоры. Я всегда с ним был в хороших отношениях, помогал ему, иногда выручал деньгами.

«Фергана.ру»: - Сегодня в вашем кафе нет ни одного клиента…

М. Ибрагимов: - Опять-таки «спасибо» Ерганату! После его публикации ко мне вообще перестали приходить люди. Благодаря ему у меня колоссальные убытки. Клиентов больше нет. Люди боятся сюда приходить. И не только в мое кафе люди перестали ходить, но и в другие тоже.

«Фергана.ру»: - Говорят, совет старейшин установил новые порядки в Шелеке. Отныне в каждом кафе установлено дежурство аксакалов и молодежь просто боится посещать кафешки.

М. Ибрагимов: - Публикация в газете посеяла сомнения в сердцах людей. Отношения между уйгурами и казахами в нашем городке стали настороженными. Взрослая часть населения понимает, что это была обычная драка между подростками. Мы общаемся друг с другом, несмотря на то, что издание, по сути, выдало это происшествие за межнациональную рознь. Но молодежь после этой статьи разделилась на группировки. Публикацией в газете возмущены как казахи, так и уйгуры. Недавно в Шелеке был организован круглый стол, обсуждали эту проблему. Совет старейшин всерьез решил заняться воспитанием молодежи. Ведь дело не в нации, а в воспитании.

«Фергана.ру»: - До этого инцидента в вашем кафе происходили драки?

М. Ибрагимов: - Вообще-то такие драки между молодыми людьми – обычное явление в любом кафе города. Раньше я болезненно это воспринимал. Думал, что дерутся только в моем баре. Поездил по другим увеселительным заведениям, оказывается, там тоже бывают драки. Выпившие люди всегда между собой выясняют отношения. Если что-то неладное происходит в моем кафе, официантки тут вызывают сразу меня по мобильному телефону. Как хозяин заведения, я несу ответственность за то, что происходит там. В зависимости от ситуации я начинаю действовать, по-своему: разговариваю с клиентом, пытаюсь уладить конфликт, либо выдворяю его на улицу или вызываю полицию.

«Фергана.ру»: - Недавно из Алма-Аты в Шелек приезжали представители различных национал-патриотических движений. Встречались ли они лично с вами, чтобы узнать подробности инцидента?

М. Ибрагимов: - Нет, ко мне никто не обращался.

 

 
«Фергана.ру»: - После 18 часов мы практически не встретили ни одного человека на улицах вашего городка. Что это, комендантский час?

 

М. Ибрагимов: - Нет никакого комендантского часа. После этого инцидента я принципиально не закрывал свое кафе ни на один день. Видимо, родители стали строже и перестали выпускать по вечерам своих детей на улицы. Молодежь сидит дома. Повторюсь, сегодня страдает не только мой бизнес, но и бизнес моих коллег. Клиентов практически нет. Однако я не стал распускать персонал, сейчас содержу их только на свои сбережения.

«Фергана.ру»: - Сколько всего кафе-баров в Шелеке?

М. Ибрагимов: - Около двадцати. На городок, с общей численностью населения тридцать-тридцать пять тысяч человек, это немало.

«Фергана.ру»: - Лично у вас одно кафе или есть и другие?

М. Ибрагимов: - Нет, только кафе «Старый замок», который я открыл три года тому назад.

«Фергана.ру»: - Сколько человек у вас в персонале?

М. Ибрагимов: - Четверо, причем все разных национальностей.

«Фергана.ру»: - Вы делаете упор только на уйгурскую кухню и национальную музыку?

М. Ибрагимов: - Нет, почему же. У нас в меню имеются и европейские блюда, а восточные клиент заказывает по своему желанию. Музыка, в основном, у нас звучит турецкая.

«Фергана.ру»: - Если клиенты больше не объявятся, закроете ли вы кафе?

М. Ибрагимов: - Я думаю, что это – временное явление. Когда все утрясется, клиенты снова вернутся.

«Фергана.ру»: - Есть ли в Шелеке помимо кафе другие заведения для проведения досуга, к примеру, дома культуры или дискотеки?

М. Ибрагимов: - Да, но и туда сейчас молодежь не ходит. За увеселительными заведениями теперь установлен строгий контроль, они терпят убытки. А ведь драка произошла на почве пьянства, но никак не на межнациональной основе!

«Фергана.ру»: - После так называемого «шелекского инцидента» на барахолках Алма-Аты стали появляться листовки недвусмысленного содержания «Смерть уйгурам!». Распространялись ли такие листовки и в Шелеке?

М. Ибрагимов: - Нет. Я сам уйгур по национальности. И после публикации Ерганата я очень встревожился за судьбу народа. Мы, уйгуры Казахстана, считаем эту страну своей родиной. Здесь мы родились, выросли. Государство не ущемляет нас в правах. Кому было выгодно подать именно в таком ракурсе газетную публикацию, неизвестно. Кто-то, видимо, хочет пошатнуть стабильность Казахстана и преподнести правление Назарбаева не в лучшем свете, разыгрывая национальную карту в своих корыстных целях. Мне обидно, что из-за хулиганских выходок двух подростков такое клеймо навешали на целую нацию. Ведь, как известно, нет плохой нации, есть плохие люди. Национальный вопрос — тонкая нить взаимоотношений между представителями различных диаспор и национальностей, ее нужно беречь. Ведь порваться она может в любую минуту. Хулиган, на которого я написал заявление в полицию, уйгур по национальности. Если бы я был националистом, то не стал бы этого делать. Но он хулиган и должен за свои выходки ответить перед законом, как гражданин республики Казахстан.

«Фергана.ру»: - Считаете ли вы, что драку в вашем кафе специально преподнесли в таком русле, чтобы спровоцировать отношения между уйгурами и казахами накануне празднования двадцатилетия декабрьских событий в Алма-Ате?

М. Ибрагимов: - Я допускаю такую мысль. В Шелеке нет никаких национал-патриотических движений. Мне кажется, что кто-то заказал эту статью Ерганату. Странно, что статья появляется именно в такой газете, которая оппозиционно настроена к существующему конституционному строю в стране.

«Фергана.ру»: - Может, драка все-таки стала поводом для вынесения сора из избы и межнациональная рознь в Шелеке все-таки присутствует?

М. Ибрагимов: - Нет, у нас никогда не было обострений на межнациональной почве. Но ведь когда дерутся дети, разбираться обычно приходится взрослым. Так было и будет всегда.

СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

«Шелекский инцидент», умело выданный некоторыми местными СМИ как межнациональный конфликт между уйгурами и казахами, вызвал в обществе большой резонанс. Вкупе с недавними событиями на Тенгизе, где произошла массовая драка между рабочими казахской и турецкой национальностей, это стало очередным поводом для обсуждения национальной политики, проводимой в стране.

Являются ли массовые драки простой случайностью или это все же болезненные симптомы существующей на самом деле межэтнической проблемы в Казахстане? Кому выгодна межнациональная рознь в стране? За комментариями мы обратились к экспертам-политологам и лидерам общественных организаций.

Ахметжан Шардинов, председатель республиканского Уйгурского культурного центра: — Во-первых, обратите внимание, событие в Шелеке произошло 18 ноября, но озвучено оно было в прессе спустя месяц, накануне празднования Дня независимости Казахстана и двадцатилетия декабрьских событий, когда казахская молодежь вышла на площадь республики, чтобы отстоять свои национальные права и независимость. Кому было выгодно выдать обычную ссору за межнациональный конфликт, непонятно. На протяжении трех недель с момента этого ночного происшествия в Шелеке не было никакого социального напряжения. Пока в одной оппозиционной газете не была опубликована статья, в которой конфликт бытового уровня был рассмотрен в рамках национального вопроса. Спрашивается, почему хулиганские действия группы подростков приписывают целому народу?

Во-вторых, конфликт произошел поздно вечером. Откуда появились фотографии дерущихся молодых людей? В-третьих, автор статьи красочно описывает события, хотя его самого там не было. Крайне некорректно, мне кажется, было бы давать преждевременную правовую оценку событиям в Шелеке, в то время как правоохранительными органами ведется по этому делу уголовное расследование. Ведь, как известно, пока суд не состоялся, каждый из участников инцидента имеет право на применение к нему принципа презумпции невиновности. Кроме того, если бы уйгуры были против казахов, то они не отдали бы свои голоса за действующего президента республики Казахстан Н.Назарбаева – символа гаранта прав и свобод. Поэтому утверждение журналиста о том, что уйгуры пытаются захватить земли казахов, абсолютно неверное. У нас нет никаких оснований и предпосылок для притязания на землю.

В Казахстане проживают представители 130 национальностей, по численности населения уйгуры занимают пятое место в республике. На сегодняшний день в республике трудятся более сорока докторов наук, свыше двухсот кандидатов наук, шесть народных артистов, пятнадцать заслуженных деятелей Республики Казахстан. Я не вижу мотивов для недовольства уйгуров существующим в стране конституционным строем. В газете «Свобода слова» попытались не столько расколоть отношения между казахами и уйгурами, сколько посеять вражду между выходцами из Китая и местными уйгурами. Это неэтично с их стороны. Я благодарен тем людям, которые не поддались на провокации этой газеты и с пониманием отнеслись к этой проблеме. Сейчас по факту драки в Шелеке правоохранительные органы проводят расследование. Виновники инцидента будут наказаны по всей строгости закона, независимо от национальной принадлежности.

Андрей Чеботарев, политолог: — Конфликт в Шелеке носит локальный характер. И серьезного резонанса в обществе он не получил, в отличие от событий на Тенгизе, где столкнулись между собой казахские и турецкие рабочие. Но тем не менее, то, что произошло в Шелеке, перечеркивает заявления многих официальных лиц о том, что в Казахстане сложилась стабильная и добродушная ситуация в сфере национальных отношений. Если на Тенгизе конфликт можно было рассматривать как неприязнь казахских рабочих к турецким коллегам, то в Шелеке столкновение между представителями уйгурской и казахской национальностей, проживающих в одном населенном пункте, говорит о критической ситуации в стране. Мне кажется, что нашему государству следовало бы больше уделять внимание национальной политике. Поскольку одной из таких причин является отсутствие четкой концепции в этом вопросе. В принципе, драку в Шелеке никто не организовывал. Но этим конфликтом могут воспользоваться активно действующие в последнее время национал-патриотические организации казахской ориентации с тем, чтобы поднять вопросы, связанные якобы с ущемлением прав казахского народа.

Сабит Жусупов, политолог: — Я думаю, что в Шелеке это был, прежде всего, межэтнический конфликт. Местные органы управления продемонстрировали свою неспособность к руководству общественно-социальными процессами в конкретном населенном пункте. Причины конфликта — многослойные. Но в первую очередь, свою роль сыграла приватизация, когда значительная доля земель оказалась у представителей одной национальности. Местные органы власти упустили ситуацию из-под контроля. И в результате произошло такое столкновение. Сейчас все это локализовано, делаются попытки восстановить статус-кво и прочее. Мне кажется, что сейчас нужно строить в стране институты гражданского общества, чтобы этническая идентификация не была довлеющим фактором. Драка в Шелеке — это индикатор того, что Казахстан разобщен по своей сути. С моей точки зрения, этот конфликт имеет под собой определенную почву.

Досым Сатпаев, политолог: — В этом году в Казахстане было достаточно много конфликтов разного рода и по разным причинам. То, что произошло в Шелеке, я рассматриваю как определенно настораживающую тенденцию. С точки зрения властей, в республике наблюдается межнациональная стабильность и отношения между разными этническими группами достаточно хорошие. И угроза конфликтов на бытовом уровне, особенно в сельских глубинках, где социально-экономическое положение нестабильно, угроза трений на межнациональной почве сохраняется. Получается, что мина замедленного действия в Казахстане все-таки существует. И при определенных условиях она может взорваться. Но что я подразумеваю под определенными условиями? Например, если представить, что в случае смены власти произойдет очень жесткая борьба, то вполне вероятно, что средством для этой борьбы могут быть использованы националистические лозунги. Тем более что большой процент казахского населения, особенно в сельской местности, находится на очень низком социально-экономическом уровне. И националисты могут использовать этот слой населения в своих корыстных целях как политический инструмент. А поводы для таких конфликтов могут быть разными, вплоть до мелкобытовых, перерастающих потом в политический вопрос.

Махамед Жамбакиев, президент общественного фонда «Уйгурский дом»: — Все должно быть по закону. Я считаю, что в каждой нации есть и плохие, и хорошие люди. Я сам законопослушный гражданин и считаю, что все должны соблюдать права. Многие пытаются приписать обычную бытовую ссору между казахами и уйгурами к межнациональному конфликту. Но заметьте, в данной ситуации не были названы ни фамилии, ни имена зачинщиков погромов и беспорядков. Картина предстает в обобщенной форме. Наши казахстанские газеты слишком политизированы и пытаются любое событие преподнести в этом русле. Лично я не уважаю газету «Свободу слова» и считаю, что данной публикацией это издание разжигает межнациональную рознь.

Я сам ездил в Шелек, чтобы разобраться в ситуации, беседовал и разговаривал с жителями городка. Все они очень переживают из-за случившегося. Я считаю, что уйгурский вопрос умышленно не в лучшем свете выносится на всенародное обсуждение. И именно оппозиционная пресса постоянно муссирует эту тему. Я сторонник дружбы между народами, я первый среди уйгуров проводил научно-практическую конференцию о вековой казахско-уйгурской дружбе. И знаю, что никогда между казахами и уйгурами не возникало споров по поводу раздела земель. А подонки есть в каждом народе. Обвинять всю нацию в этом, думаю, неэтично. В бывшем СССР межэтнические вопросы так остро не стояли, быть может, в этом и состояла мудрость руководства прежних времен. Никогда обычные социально-бытовые ссоры не были квалифицированы как межнациональная рознь.

Дос Кошим, председатель ОО «Улт тагдары»: — В составе общественной комиссии мы специально прибыли для расследования этого инцидента в Шелек. Разговаривали с жителями городка. Они уверяют, что это была обычная драка между молодыми людьми уйгурской и казахской национальностей. И категорически отвергли, что во время драки звучали национально-политические лозунги типа «Государство ваше, а земля и воздух – наши». Жители Шелека сказали нам, что сами ищут журналиста и не могут его найти. Но, насколько я знаю, в суд на газету шелекчане подавать не собираются.

Во время круглого стола выступили члены совета старейшин как со стороны уйгуров, так и со стороны казахов. На встречу специально приехала мать избитого подростка, упомянутого в статье. Женщина сказала, что на ухе ее сына есть незначительная царапина. Правда, был ли именно он тем юношей, который описан в материале Ерганата, она не уверена, так как в публикации не указана фамилия человека, который в той драке серьезно пострадал.

«Фергана.ру»: - Даже если это и так, вы не находите любопытным, что событие произошло восемнадцатого ноября, а в газете эта информация появилась в середине декабря?

Дос Кошим: — Это, конечно, очень странно. Разные были слухи. Одни говорили о том, что это была большая драка, участвовало столько и столько-то человек. И слухи вскоре себя оправдали. Я выступил с жестким заявлением, что если такой инцидент произошел на самом деле и подробности этого события пытаются скрыть, то представители власти должны быть тоже наказаны законом.

«Фергана.ру»: - А вам не кажется, что это кто-то инспирирует, в том числе и газета?

Дос Кошим: — У меня, конечно, такое впечатление сложилось. Но массовая драка действительно произошла. Возможно, это были бытовые дрязги на межнациональной почве, я не исключаю этого. Поэтому мы создали специальную комиссию, куда войдут члены национал-патриотических движений и депутаты местного маслихата (совета). Была ли драка провокацией - пока не знаем.

Айгуль Омарова, Дилярам Аркин, специально для ИА «Фергана.ру», Шелек

* * *

 


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное