Я нашел лишь один способ быстро и результативно учиться - делать дело... и исправлять найденные ошибки...
Интерес
Поводом для рассмотрения этой темы послужили рассуждения Максуда
Рахматуллаева в его рассылке "Кто Я, и что Я делаю". Вот этот текст.
Обучение
Я с каждым днем все больше и больше убеждаюсь в том, что школьное
образование не нужно. Т.е.
нет необходимости учиться в школе.
По крайней мере в той школе, которая существует сегодня.
Я понимать это начал давно, но я не знал, какая может быть сейчас
АЛЬТЕРНАТИВА ШКОЛЕ. Т.е. чем можно ребенка занимать, если он
не пойдет в школу, чему его обучать, по какой системе, по какой
программе выстраивать собственное обучение. Этот вопрос меня волнует
довольно сильно т.к. в этом году моей дочери исполнится 7 лет, и всех
родственников (бабушек, дедушек, теть и прочь) интересует вопрос
об учебе Малики.
Влюбившись в Самарканд, увлекшись нашей историей, культурой,
искусством я стал много читать об Узбекистане. Я два годе не
приобретал и не читал книг (за исключением "Бизнес.
Пособие для гениев"
Ю.Мороза , и "Кузькина мать"
Норбекова ). Сейчас я опять начал покупать и читать книги.
Но это книги по Узбекистану, по нашей истории, о суфиях.
Одна из последних, купленных мною книг, - это учебник по географии
за седьмой класс. Дело в том, что в наше время мы в школе
не проходили ни историю Узбекистана, ни географию Узбекистана,
и я вообще не знаю, какая у нас география. Я был почти всюду
по Узбекистану, т.е. практическая география у меня есть, и теперь
решил поднакопить и теоретический материал. Самому интересно.
Когда я читал эту книжку, я понял, что школа не нужна. Книга написана
взрослыми людьми, которые абсолютно не понимают, что такое педагогика.
Они пишут для семиклассников таким языком и такие вещи, что хочется
просто выкинуть книжку куда подальше вместе с этой географией.
Но не это главное.
Главное то, что я понял, что я, не проходивший этот предмет
в школе, через несколько дней буду эту географию знать лучше любого
школьника. Почему? Потому что У МЕНЯ ЕСТЬ ИНТЕРЕС,
потому что я САМ НАЧАЛ ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, которая
интересна мне. То, что я не проходил это в школе, не помешало
мне узнать об этом. И при этом я хочу особо подчеркнуть, что
полученная мною информация будет качественно усвоена и применена.
А как, интересно, может семиклассник применить знания по физической
географии Узбекистана? Ему некогда это все применять - ему нужно
учиться, запоминать, отвечать.
И если я раньше не знал, чему учить ребенка, по какой системе, то
сейчас я понял, что в ребенке нужно поддерживать интерес к жизни,
к тому что он любит делать, а остальное он сам наберет. Возьмет
из жизни, из книг. Самое главное - это чтобы у ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА БЫЛ
ИНТЕРЕС, как только интерес пропадает, сразу пропадает все
остальное. Т.е. я, как родитель, должен поддерживать интерес
в ребенке, и научить его находить, замечать информацию по
интересующему вопросу. А остальное ребенок должен делать сам. Без
вмешательства родителей.
Что я хотел бы добавить к сказанному Максудом. Любознательность
ребенка, да и взрослого, тесно связана с его ощущением свободы или
несвободы. Человек свободный, сам определяющий свою жизнь,
интересуется всем, что происходит вокруг него. Ведь любая информация
может быть использована для улучшения жизни, может помочь избежать
неприятностей. И напротив, человек, подчиненный чужой воле, не
интересуется ничем. Какой смысл знать о возможностях, которыми ты не
можешь воспользоваться? И какой смысл знать заранее о бедах, которые
ты не можешь предотвратить?
Очень сильно влияет на будущие способности к обучению раннее
детство. От рождения все дети любознательны, и все абсолютно свободны.
Но... Тугое пеленание, пространство, ограниченное манежем, постоянные
"Нельзя!" "Не надо!" "Не трогай!"...
Все это ограничивает свободу и подрывает ИНТЕРЕС. А если еще и
постоянные требования делать то, что НАДО, а не то, что ХОЧЕТСЯ?
Но вернемся в более старший возраст. И попробуем ответить на
вопрос: "Как создать и как развить интерес?" У меня есть две мысли на
эту тему. Во-первых, использование увлеченных людей. Увлеченный
человек на какое-то время заражает всех окружающих своим интересом.
Надо только знать к кому и с какими вопросами обращаться. Миллионы
людей ждут своих благодарных слушателей! Например, я готов часами
обсуждать вопросы школьной и высшей математики (а также физики,
философии, создания информационных систем, программирования и т. д. :) )
Во-вторых, для поддержания интереса к предмету, к какой-либо
деятельности крайне необходим УСПЕХ. В любом начинании очень важно
почувствовать, что что-то стало получаться, в чем-то ситуация стала
подчиняться Вашей воле. Это создает уверенность и многократно
увеличивает продуктивность любой деятельности.
Чему не учат в школе?
Этот вопрос я адресую всем читателям рассылки. Присылайте
мне свои варианты ответов. Все
интересные я буду помещать в рассылку. А пока я дам свой вариант
ответа на этот вопрос. Так вот, на мой взгляд, в школе не учат
навыкам работы с информацией. А ведь это самый важный элемент
обучения! Чего стоит любой набор заученных фактов и правил по
сравнению с умением собрать необходимый объем информации,
проанализировать ее, выделить наиболее важные параметры и по ним
спрогнозировать результат?! Что еще необходимо для любой успешной
деятельности?! А в школьном обучении методы работы с информацией если
и присутствуют, то на самом заднем плане, где их никто не видит.
Странно как-то получается...
К методам работы с информацией я еще буду возвращаться, так что
присылайте свои вопросы и предложения. А на сегодня все.
Для чего я создал эту рассылку.
Я долго размышлял о том, каким делом я хотел бы заниматься в жизни, что мне нравится.
Так вот, я пришел к выводу, что мне наиболее интересно обучение, причем главным в обучении я считаю не передачу знаний, а воспитание навыков мышления.
Итак, заочное репетиторство!
Я ориентируюсь на общение через электронную почту. Она обеспечивает достаточно высокую скорость обмена информацией. Вы можете легко
отправить мне письмо Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам. Пока же я пишу о том, как я представляю себе процесс обучения, как, на мой взгляд, можно сделать его более эффективным. И очень надеюсь на активность читателей.
Разговор 2-х бабушек на скамейке (рядом играет маленький внук)
-Ты представляешь, эти Петровы совсем ненормальные. Осень на дворе,
а у них ребенок без шапки и в кофточке. Говорят, что как-то раз зимой
их видели всем семейством - босиком!!!
-И не говори. А Сидоровых знаешь? Такие же ненормальные. Дети дома -
в садик младшего не отдают, старший в школу тоже ходит, если САМ
ЗАХОЧЕТ!!! Сумасшедший дом. Им , видишь ли, не нравится, как там
учителя с их детьми разговаривают. Всем нравится, а им одним, таким
нежным , не нравится.
-А Ивановы! У них дети не привитые! Не ставят они им прививки.
Говорят, что от прививок дети больше болеют!!! Напридумывают черти
чего, а мы тут теперь дрожим, как бы не подцепить от них какой-нибудь
заразы . Да, Петенька? - (обращается к внуку) - Ты шарфик то получше
завяжи и варежки не снимай, ну и что, что Ваня без шапки, он же не
болеет, а ты весь больной.
Воспитательница форточки в садике открыла - пол группы на больничном.
И доктор тоже назначает антибиотики, да какие нам антибиотики, у нас
на них с 2-х лет аллергия, лечит все нас лечит, да никак не вылечит.
А что родители? Они на РАБоте. Петя, кому говорю, в лужу не лезь!!!
Если Вы такие неНОРМАЛЬНЫЕ родители или хотите ими стать, если Вам
ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб. Пишите нам, как Вы
дошли до жизни такой.
неНОРМАЛЬНОСТЬ в данном случае - попытка создания здоровой,
гармоничной, естественной семьи. Где все друг другу рады! И не
только вопросы здоровья и образования интересны.
Интересно ВСЕ, что интересно!
Рассылка задумывается именно как обмен опытом. Поэтому, убедительная
просьба - не просто читать ее, а писать в нее- Ваши вопросы,
Ваши ответы!