Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ошибки – беда или благо?

В своей жизни мы очень часто совершаем ошибки. Поэтому естественно возникает вопрос: как к этому относиться? Стоит ли переживать из-за ошибок, или же надо вообще не обращать на них внимание?

Ошибки бывают очень разные. Я ограничусь рассмотрением ошибок, порожденных незнанием, или неточным знанием. Иллюстрировать свои рассуждения я буду простейшими примерами из алгебры. Я думаю, читатель без труда найдет подобные примеры в любой другой области.

Многократно сталкиваясь с равенствами типа 8+(7+3)=8+7+3 или 9+(11-7)=9+11-7 мы можем зафиксировать эту ситуацию в памяти в виде правила: раскрывать скобки можно, просто удаляя их из записи. Причем это может происходить на уровне подсознания. Мы можем при этом утверждать, что таким правилом мы не пользуемся и даже никогда не слышали такой формулировки. Но когда мы записываем 10-(x+3)=10-x+3 происходит именно это. Мы используем правило раскрытия скобок, не задумываясь над его точной формулировкой. И в результате получаем ошибку!

Как отнестись к ошибке? Тут важно отметить несколько моментов. Во-первых, сталкиваясь с ошибками, мы почти всегда знаем, что ошибка произошла, имела место, но не знаем, где именно. А поиск собственной ошибки на порядок сложнее, чем просто решение подобной задачи. Во-вторых, возникшая ошибка резко тормозит движение вперед, так как в следующей задаче она может возникнуть снова. Таким образом, ошибка, пока она не исправлена, является серьезным препятствием и вызывает у нас исключительно отрицательные эмоции.

Теперь предположим, что ошибку нам удалось найти, исправить, и мы выяснили причину ее возникновения. В примере выше такой причиной является неточная формулировка правила раскрытия скобок. Исправляя ошибку, мы приводим свое внутреннее представление в соответствие с реальным положением вещей, делаем свое знание точным! А возникшая ранее ситуация ошибки придает этому знанию эмоциональную окраску и позволяет надежнее фиксировать его в памяти. Таким образом, ошибка из препятствия превращается в точку опоры для дальнейшего движения вперед.

Алгоритм обучения. Как я себе его представляю.

Обучение всегда предполагает наличие какой-то цели. Такой целью может быть получение информации о каком-либо предмете или явлении, выполнение какой-либо работы или оценка ее качества. При этом в процессе обучения обычно возникают новые, промежуточные цели. Я достижение каждой такой цели буду называть задачей, т. е. буду использовать термин задача в широком смысле.

  1. Итак, обучение начинается с постановки задачи. Кто же должен поставить задачу?
    Естественно, сам обучаемый! Ведь только он знает, что на самом деле ему нужно и для чего. Но обучаемый не всегда может четко сформулировать задачу (свою цель). И в этом ему может помочь наставник. Используя свой опыт он может предложить несколько вариантов возможных формулировок, предоставляя обучаемому выбор наиболее правильной.
  2. После того как задача сформулирована, целесообразно перейти к составлению плана ее решения. Если задача проста, то этот пункт можно пропустить.
    Составлять план должен сам обучаемый. Ведь степень его детализации определяется текущим уровнем подготовки обучаемого. Роль наставника здесь сводится к проверке и указанию на возможные несоответствия. Каждый пункт плана становится новой самостоятельной подзадачей. Так что здесь возможен переход к пункту 1.
  3. Будем считать, что перед нами теперь локальная задача, которую уже незачем разбивать на этапы. Наверное, надо задуматься над тем, что мы уже имеем, какие возможности у нас есть для решения этой задачи. Назовем это ревизией исходных данных. Стоит заметить, что в некоторых задачах используются возможности, не указанные явно в формулировке задачи. Об этом надо помнить. Роль наставника на этом этапе также минимальна.
  4. Следующим этапом решения задачи я считаю сбор дополнительной информации. Под дополнительной информацией я понимаю расшифровку (определение) тех понятий и терминов, которые присутствуют в исходных данных, а также законы, правила, методы работы с этими данными. По существу, это самый трудоемкий этап. Помощь наставника на этом этапе очень эффективна, она помогает многократно сэкономить время. Но ей нельзя злоупотреблять, особенно, если Вы хотите развивать собственное мышление.
  5. Решающий этап. Из общего числа надо выделить какое-то одно правило (закон, метод), проверить выполнение всех необходимых условий (посылок), применить его к имеющимся исходным данным и получить результат (заключение). На этом решение локальной задачи заканчивается. Ближайшая цель должна быть достигнута. Если мы решали более сложную задачу, то надо в соответствии с планом перейти к пункту 3. Естественно, что этот этап обучаемый всегда проходит самостоятельно. В противном случае нельзя сказать, что это он решает задачу.
  6. Проверка решения. О методах проверки можно говорить долго. Пока рассмотрим два вариант, когда правильный ответ известен заранее, и когда решение проверяет наставник. На этом этапе фиксируется факт ошибки в решении, если таковая имела место.
  7. Поиск самой ошибки и ее причины. Вот это наиболее целесообразно предоставить наставнику. Поиск ошибок является очень трудоемкой задачей. Я думаю любой, кому приходилось искать свои ошибки, это подтвердит. Кроме того, опыт наставника позволяет выявлять более глубинные причины ошибок, решать проблему в корне.

Некоторые выводы

Если внимательно проследить участие наставника и обучаемого на каждом из этапов решения задачи, то становится очевидно, что одновременно они не работают, каждый включается в работу на своем этапе. А значит, заочное обучение имеет определенное преимущество. Оно позволяет не тратить время на ожидание «ответного хода».

Для чего я создал эту рассылку.

Я долго размышлял о том, каким делом я хотел бы заниматься в жизни, что мне нравится.

Так вот, я пришел к выводу, что мне наиболее интересно обучение, причем главным в обучении я считаю не передачу знаний, а воспитание навыков мышления.

Итак, заочное репетиторство!

Я ориентируюсь на общение через электронную почту. Она обеспечивает достаточно высокую скорость обмена информацией. Отправить мне письмо О том, как я себе представляю такой бизнес, я и пишу в этой рассылке.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное