Я нашел лишь один способ быстро и результативно учиться - делать дело... и исправлять найденные ошибки...
Что делать с ошибками?
Ответ на этот вопрос очевиден. Ошибки надо исправлять. Но чтобы
исправить ошибку, надо знать совершенно точно то место в решении
задачи (а возможно и в условии!) в котором произошла ошибка.
Выражаясь научным языком, ошибку надо локализовать. Именно этот
процесс локализации я буду называть поиском ошибки.
В поиске ошибок существуют только два варианта: или искать самому,
или обратиться за помощью к другому человеку, например ко мне. :)
Первый вариант полезней с точки зрения развития мышления,
второй экономичней по наиболее важному ресурсу – по времени.
И если уж обращаться за помощью, то к тому, кто согласен Вам помочь,
и кто сможет сделать это достаточно профессионально. Кстати,
для выявления профессионалов я планирую организовать заочный конкурс
по нахождению ошибок. Вы можете уже
посылать мне заявки на участие в конкурсе, свои предложения
по его организации и, самое главное, конкурсные задания!
Победители конкурса и авторы лучших конкурсных заданий получат призы.
В качестве конкурсного задания может быть предложена любая, четко
сформулированная, задача вместе с решением, содержащим ошибку.
Сложность задачи и объем решения не ограничены!
Но, кажется, я отвлекся… Мы говорили о том, как искать ошибки.
Прежде всего, надо убедиться в том, что ошибка действительно имела
место, причем в решении задачи, а не в условии. А то может произойти
следующее…
Ученик, закончив решение домашней контрольной, звонит своему
однокласснику, который считается самым сильным в классе по математике:
-Ты домашнюю контрольную решил?
-Давно.
-И сколько получилось в последней задаче?
-Пять.
Через полчаса он снова звонит тому же однокласснику:
-Послушай, я на три раза проверил последнюю задачу. У меня
получается четыре.
- Не знаю, я в своем решении уверен.
Еще через полчаса продолжение разговора:
-Не могу я найти ошибку. Дашь списать последнюю задачу?
- Ну ладно. А у тебя какой вариант?
Итак, если Вы хотите найти ошибку, то Вам необходимо записать
следующее:
Точную формулировку задачи.
Подробное решение.
Некоторый критерий, по которому была зафиксирована ошибка.
Все три элемента необходимы. Причем первые два нужно именно записать.
Ведь заранее не известно, в каком из них допущена ошибка!
Еще несколько слов относительно критерия ошибки. Критерии могут быть
разные. И в них тоже бывают ошибки! Скажем, ответ, приведенный в конце
учебника или задачника, не является стопроцентным критерием. Поэтому я
рекомендую критерий ошибки фиксировать наравне с условием и решением.
Итак, мы зафиксировали все необходимое для начала поиска ошибки.
О том, какими методами можно вести сам поиск, в следующих выпусках...
Для тех читателей, у кого есть дети, и кому интересен
опыт "нестандартного" воспитания даю информацию о дружественной
рассылке
Разговор 2-х бабушек на скамейке (рядом играет маленький внук)
-Ты представляешь, эти Петровы совсем ненормальные. Осень на дворе,
а у них ребенок без шапки и в кофточке. Говорят, что как-то раз зимой
их видели всем семейством - босиком!!!
-И не говори. А Сидоровых знаешь? Такие же ненормальные. Дети дома -
в садик младшего не отдают, старший в школу тоже ходит, если САМ
ЗАХОЧЕТ!!! Сумасшедший дом. Им , видишь ли, не нравится, как там
учителя с их детьми разговаривают. Всем нравится, а им одним, таким
нежным , не нравится.
-А Ивановы! У них дети не привитые! Не ставят они им прививки.
Говорят, что от прививок дети больше болеют!!! Напридумывают черти
чего, а мы тут теперь дрожим, как бы не подцепить от них какой-нибудь
заразы . Да, Петенька? - (обращается к внуку) - Ты шарфик то получше
завяжи и варежки не снимай, ну и что, что Ваня без шапки, он же не
болеет, а ты весь больной.
Воспитательница форточки в садике открыла - пол группы на больничном.
И доктор тоже назначает антибиотики, да какие нам антибиотики, у нас
на них с 2-х лет аллергия, лечит все нас лечит, да никак не вылечит.
А что родители? Они на РАБоте. Петя, кому говорю, в лужу не лезь!!!
Если Вы такие неНОРМАЛЬНЫЕ родители или хотите ими стать, если Вам
ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб. Пишите нам, как Вы
дошли до жизни такой.
неНОРМАЛЬНОСТЬ в данном случае - попытка создания здоровой,
гармоничной, естественной семьи. Где все друг другу рады! И не
только вопросы здоровья и образования интересны.
Интересно ВСЕ, что интересно!
Рассылка задумывается именно как обмен опытом. Поэтому, убедительная
просьба - не просто читать ее, а писать в нее- Ваши вопросы,
Ваши ответы!
Для чего я создал эту рассылку.
Я долго размышлял о том, каким делом я хотел бы заниматься в жизни, что мне нравится.
Так вот, я пришел к выводу, что мне наиболее интересно обучение, причем главным в обучении я считаю не передачу знаний, а воспитание навыков мышления.
Итак, заочное репетиторство!
Я ориентируюсь на общение через электронную почту. Она обеспечивает достаточно высокую скорость обмена информацией. Вы можете легко
отправить мне письмо Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам. Пока же я пишу о том, как я представляю себе процесс обучения, и как, на мой взгляд,можно сделать его более эффективным.