Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 22 декабря 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    22 декабря 2004г
 


isänmesez duslar!

    Марийский народ снова решился на чрезвычайный внеочередной съезд
Cъезд состоится 23 декабря 2004 года в зале Дворца культуры им. XXX-летия Победы. Начало в 9.00 часов. Подробнее - http://tatarica.yuldash.com/index.php?article=173


Гармонь и соловьи татарского Есенина

Вчера ушел из жизни великий романтик, которого за особую лиричность называли татарским Есениным, - Ильдар Юзеев.

    Автор первого мюзикла "Крик кукушки" после пышных январских торжеств, когда с 70-летием народного поэта Татарстана поздравлял президент, вернулся к своей работе в детскую газету "Сабантуй". По средам он незамеченным проходил по коридорам в свой кабинет и редактировал письма со стихами будущих литературных гениев.
    Интервью с Ильдаром ЮЗЕЕВЫМ оказалось не только последним в рамках проекта газеты "Восточный экспресс" - "Татарский век", но и последним прижизненным откровением лирика.

    - Башкирская земля дала татарской культуре целую плеяду писателей и поэтов - Галимджан Ибрагимов, Шаехзаде Бабич... Да и вы сами родом оттуда. Современная эстрада в основном - это выходцы из Башкортостана: Салават, Хания, Айдар... Что за народный родник здесь бьет?
    - Сам я родом из Янаульского района Башкортостана, где не было ни одного настоящего башкира, а только паспортные. Каждый день, даже живя среди татар, мы сталкивались с культурой этого братского народа. По радио всегда звучала башкирская музыка, к нам приезжали башкирские артисты, выписывали башкирские журналы и газеты. И то, что многие наши певцы из Башкирии стали лучшими, - именно благодаря тому, что сумели не только сохранить мелодию души ("мон") своих предков, но и обогатиться башкирской музыкой курая.
    Что касается литературы, то я специально изучал поэзию башкир и татар. Да, в поэтическом соперничестве мелодии Тукая и Такташа одержали верх, но стихи Мустая Карима и Назара Наджми нашли свое почетное место. Природа Башкирии заколдовывает... Ее бескрайние степи, родники, леса - все создано для вдохновения. Первозданная, девственная природа заставляет переполняться чувствами душу, сердце человека. Там есть такие места, где невозможно сдержаться и не запеть.

    - Где еще бьет источник, подобный башкирскому?
    - Это Актанышский район РТ. Сейчас я работаю в газете "Сабантуй", где просматриваю стихи детей. Так вот, больше всего писем приходят отсюда. Начинаю думать: неужели Аллах раздарил всех соловьев этой земле? Гнездо поэтов есть в Рыбно-Слободском районе. На мой взгляд, будет жить татарская школа - будет жить татарская литература.

    - В советском паспорте вы были записаны башкиром. В этой республике некоторые вас считают национальным поэтом, а сами себя вы называете татарином. Словно сама судьба решила сделать вас общим сыном двух братских народов. Но, видимо, кому-то это братство не дает покоя?
    - В районе вместе со мной учился будущий народный поэт Башкортостана Ангам Атнабаев, который по паспорту числился башкиром. После окончания школы, я с братом уехал в Казань, а Ангам - в Уфу. Он остался татарским поэтом в Башкирии, мы заняли какое-то место в Татарстане. В итоге будто оказались по разные стороны фронта - татарская литература в Башкирии отдельно, татарская в Татарстане - отдельно. Появилось непонимание между двумя братскими народами. Сами башкиры - это радушный и гостеприимный народ. Во многом здесь замешана политика, но в то же время во всем винить Москву нельзя. Кто мешает татарской культуре жить в гармонии с башкирской? Никто. В будущее смотрю с оптимизмом и думаю, что такое положение долго не продлится. В противном случае башкирский родник засохнет.

    - Что угрожает этому поэтическому роднику в первую очередь?
    - До 50-х годов все предметы в татарских школах Янаульского района РБ преподавались на родном языке. Резкие перемены начались в 70-х годах, когда Башкирию возглавил татарин Шакиров. Он решил увеличить число башкир за счет "паспортных". И для того чтобы убрать татарский язык, нашу школу перевели на русский. Похожую политику проводят и последнее время. Раньше татарский язык здесь еще сохранялся как предмет, теперь с младших классов вместо языка матери пришел башкирский язык. В итоге школа стала ни татарской, ни башкирской.

    - К роднику поэтов вас привел брат, известный литературный критик - Нил Юзеев?
    - Наверное, да. Ведь первые свои произведения я написал в 1943 году, в третьем классе, подражая своему старшему брату Нилу. Тогда в нашей районной газете вышла полоса под заголовком "Творчество братьев Юзеевых". Тогда было опубликовано мое стихотворение "Враг отступает". В поэзии нашим с братом первым наставником была мама. До какого-то времени она работала учительницей, но после родовой травмы перестала выходить из дома и занималась только нами.
    Уже во втором классе попробовал себя на поприще драматургии: написал пьесу о 12 детях, которые во время похода в лес за цветами встречают подозрительного человека и сдают его в сельсовет. Он оказывается шпионом. Первыми зрителями и актерами этой пьесы были мои друзья.

    - Судя по вашей первой пьесе, атмосфера всеобщей классовой бдительности оказала влияние и на девятилетнего Ильдара...
    - Молох репрессий не минул и нашу семью. Но для нас с братом это было тайной вплоть до смерти родителей. В январе 1937 года моего отца забрали в НКВД. Тогда он был директором школы, и его обвинили в диверсии - поджоге школы. Она действительно сгорела, но причина была банальной - халатность. В районном НКВД его допрашивали с пристрастием, но по сравнению с тем, как били в Уфе, это были цветочки. Только после лечения в санаториях он пришел в себя, дальше работал учителем. В 1942 году ушел на войну, вернулся только в 46-м в звании капитана. Я помню, как мама писала ему письма, а меня просила закончить стихом. Тогда экспромтом я написал:

Когда в груди у вас даже
сердце бьется против врага,
Пусть в бою не дрогнет
ваша рука.
Привет вам шлет ваш сын - поэт. (Перевод A.M.)

   - Для творческих людей обычно существует в жизни переломный момент. Был ли у вас такой?
    - Мы все начинаем с малого. Первым жанром, в котором себя попробовал, стали малые стихи. Поэма в мое творчество пришла на первом курсе пединститута. Тогда группу отправили на картошку. У меня не было подходящей одежды, поэтому поехал в телогрейке. Сильно простыл и заболел туберкулезом. В санатории меня поместили в изолятор, где я находился между жизнью и смертью. Эти переживания легли в основу первой поэмы "Жизнь побеждает".

    - Вы как настоящий татарин любите играть на гармони. Почему гармонь стала национальным инструментом?
    - Татары очень музыкальный, мелодичный народ. Й эту музыкальность он пытается передавать с помощью различных инструментов. Сначала это был курай. В 30-е годы среди творческой молодежи особо популярна была мандолина. На ней играли Муса Джалиль, Хасан Туфан. Потом было время скрипки. Яркий пример этой эпохи - Загид Хабибуллин. Но эпохи менялись, а народным инструментом оставалась гармонь. Дома гармони не было, так что учиться ходили к соседям. И вот сейчас в газетах читаю, что казанская фабрика музыкальных инструментов перешла к выпуску гробов. Я был потрясен. Так появилась новая поэма "Последняя гармонь". На ее слова появилась песня, которую исполняет Джавит Шакиров. Гармонь не умрет, а если уйдет, то уйдет последней - вместе с народом.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №92 (246) 22 декабря 2004г


Вчера услышал я грустный напев…
Идрис Газиев: с ансамблем и без

    Поединок Идриса Газиева с Государственным оркестром народных инструментов РТ проходил на сцене Камаловского театра в понедельник. Победил Башкортостан.
    Программа "Олы юл тузаны" состояла сплошь из народных песен. Как известно, у великого национального достояния есть только одна проблема - однообразие материала: весьма далекие от предков наши современники превращают напевы в бесконечный стон... Газиев же решил представить песни в различных аранжировках.
    Он пел их под переливы оркестра и взмахи дирижера Анатолия Шутикова. И, как всегда, актерствовал. Выплывал из-за кулис в украшенном блестками пиджаке и бабочке, широко раскрыв глаза, осматривал зал. При этом красавец Газиев одновременно напоминал робкого студента консерватории и собственную бабушку. И мысленно надеваешь на его голову платок. Впрочем, послушаем голос. Тенор народного артиста Башкортостана и Татарстана (и заслуженного - России) лишен характерных народных вибраций, что может только радовать. Бывает, знаете ли, такое: слушаешь певца и ни единого слова разобрать не можешь. А тут даже подпевать можно - в одном из номеров он одним взмахом руки погрузил зал в сентиментальное мычание.
    А еще у многочисленного лауреата есть своя улыбка, которая мягко может перейти в ухмылку и гримасу. В общем, глаз не оторвать. Наверное, поэтому Газиев иногда излишне манерен - записки читает так, словно это правительственные грамоты, периодически хлещет об пол микрофонным шнуром. Зато он любит получать цветы - образцы флоры певцу несут не только простые зрители, но и всяческие председатели и главы.
    Он пел песни а капелла. Песни и поволжских, и сибирских татар, и башкирские. "А вы знаете, что напротив Камаловского стоят бывшие номера "Булгар", в котором Тукай впервые и услышал "Эллуки" от поэта Сагита Рамиева? А сейчас здание практически разрушено", - сообщает он и заводит песню "Ашкадар" о трагической любви аж с двумя самоубийствами. Тенор Газиева на самом деле вообще не требует никакого аккомпанемента - богатством тембра и актерскими миниатюрами певец добивается большего эффекта, чем с оркестром.
    Газиев зовет на сцену баяниста Рашида Мустафина (пошел третий вариант аранжировок) и начинает признаваться в любви к татарской девушке Хамдие. Тут его начинает слушать даже осветитель, просидевший до этого два часа на ступеньках с безразличным видом. Таким образом, Камаловский был покорен окончательно.
    Я же, направляясь вдоль улицы Татарстан к остановке автобуса, думал о том, как после подобного концерта найти причины, чтобы ходить на других артистов...

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №92 (246) 22 декабря 2004г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное