Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости буддизма

  Все выпуски  

Новости буддизма


 9 февраля 2008

Поздравление Президента России с Сагаалганом — 2008

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2008 г.
№ Пр-190
Москва, Кремль

Буддистам России

Поздравляю российских буддистов с праздником Сагаалган.

Этот праздник, знаменующий встречу Нового года по лунному календарю, имеет древние традиции, ставшие неотъемлемой частью богатейшего духовного и культурного наследия нашей многонациональной Родины. Символизируя обновление человека и природы, Сагаалган наполняет сердца верой и надеждой, терпением и добром.

Пришедшие из глубины веков нравственные ценности буддизма и сегодня способствуют сближению людей, укреплению взаимопонимания и сотрудничества. Убежден, что российские буддисты и впредь будут содействовать успешному развитию в нашей стране межнационального и межконфессионального диалога.

От души желаю вам здоровья, благополучия и всего самого доброго.

В. Путин

_____________________

Буддисты встречают Новый год по лунному календарю

Новый год — Год Желтой земляной Мыши, открывающий очередной 12-летний цикл восточного календаря — встречают буддисты. О его наступлении после завершения предпраздничных молебнов объявил в Иволгинском дацане (монастыре) — резиденции Буддийской традиционной церкви РФ — глава буддистов России, Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев. В своем новогоднем послании он призвал россиян «к терпению и мудрости». Как сообщает ИТАР-ТАСС, также начинается Сагаалган — праздник Белого месяца — один из любимейших праздников монголоязычных народов. С сегодняшнего утра и в течение предстоящего месяца буддисты-миряне открывают двери своих домов для гостей.


По традиции, сначала младшие родственники посещают старших. При этом новогодние подарки дарят не гости, а хозяева дома — гостям. Праздничный стол украшает молочная пища. Не обходится он и без бууз. В русской транскрипции блюдо именуют «позы» — аналог среднеазиатских и более известных на западе России мант. В Улан-Удэ сегодня начинаются народные гулянья с театрализованными представлениями. Их «изюминкой» нынче является участие в празднике всероссийского Деда Мороза из Великого Устюга, прибывшего на берега Байкала по приглашению своего восточного коллеги Белого Старца.

Источник: GZT.ru

_____________________

Санжей-лама: год земляной мыши требует терпения

МОСКВА, 7 фев — РИА Новости, Ольга Липич. Год земляной мыши потребует от россиян терпения и усидчивости, будет способствовать утверждению планов, укреплению семьи и позиций на работе, сообщил в интервью РИА Новости представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

По лунному календарю, которого придерживаются буддисты, Новый год (Сагаалган) наступает утром 7 февраля.

«Год огненной свиньи сменяется годом земляной мыши. Это символ утверждения позиций, поскольку из земли все произрастает, на ней все строится»,— сказал Санжей-лама.

По его словам, это также год решения хозяйственных, бытовых вопросов и планирования семейного бюджета, поскольку «мышь занимается накопительством».

Помимо «укрепления социального и материального положения», лама считает новый год благоприятным для «утверждения позиций в обществе».

«Но для этого потребуются усидчивость и терпение. И чтобы не было резких перемен»,— подчеркнул буддийский духовный лидер.

На государственном уровне, по его прогнозам, нужно стремиться к стабильности.

«Это первый год нового 12-летнего цикла, поэтому должно быть утверждение планов»,— пояснил Санжей-лама.

При этом возможны поступательные, мягкие реформы, добавил он.

Собеседник агентства напомнил, что минувший год был годом огненной стихии (огненной свиньи), поэтому следовало ожидать существенных перемен, в том числе в религиозной сфере. «Что и произошло — воссоединение Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом»,— отметил лама.

Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год.

Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы — главы Буддийской сангхи.

Новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение — Сагаалганай хурал.

Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 7 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют «по линиям на ладони»: когда все они становятся различимы — значит, рассвело.

На практике Новый год встречают около 06.00. Примерно в 5.30 в резиденции Хамбо-ламы — главы Буддийской сангхи — раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента — морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон — и начинается самое главное новогоднее богослужение.

В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.

По завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих. Собравшиеся в храмах буддисты приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. «Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий»,— пояснил Санжей-лама.

По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. Верующие встречают Новый год в небольших молельных залах или дома.

«На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками»,— сообщил собеседник агентства.

Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.

На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть «белая пища». Однако кроме «белых» (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (преимущественно баранину или говядину). Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. «Помыслы в этот день должны быть чистые»,— пояснил он.

Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.

Время наступления каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам. 12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летосчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры («Колеса времени»). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.

Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысячи лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.

По данным Буддийской традиционной сангхи России, буддизм начал проникать на территорию нашей страны из Тибета и Монголии через тувинцев еще в 11 веке. На рубеже 16–17 веков в России закрепилось учение тибетской школы Гелугпа («Обитель блага» или «Традиция добродетелей»). Основатель этого течения — реформатор тибетского ламаизма Цзонхава (1357-1419).

Гелугпа относится к буддизму Махаяны («Большой колесницы»), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.

Первый буддийский монастырь на территории России — Цонгольский дацан в Бурятии — появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов — Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).

К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве — почти 20.

В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны. Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.

В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других больших городах. Крупнейшим буддийским центром на территории европейской части России является дацан Гунзэчщиней в Санкт-Петербурге, построенный еще в начале 20 века.

Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России — Агинский буддийский институт и Буддийский институт «Даши-Чойнхорлин».

Всего же в России проживает, по разным данным, от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.

http://www.rian.ru

_____________________

Лекция в МГУ с Дзонгсаром Кьенце Ринпоче 18 февраля

Дзонгсар Кхенце Ринпоче будет читать лекцию в Московском Университете 18 Февраля по Введению в Буддизм, 4 Печати.

Цитата из жизнеописания Дильго Кьенце Ринпоче:

Дзонгсар Кензе Ринпоче, родившийся в 1961 году, главное воплощение Кензе Чоки Лодро , другого главного Учителя Кензе Ринпоче. Когда он был распознан и приглашен в Сикким для интронизации, Кензе Ринпоче спустился в низ к границе Индии с Сиккимом, чтобы встретить его. В течение всей дороги обратно в Ганток, столицу Сиккима, Кензе Ринпоче держал мальчика на коленях и плакал. Некоторые потом спрашивали, не печалился ли Ринпоче о предстоящей судьбе воплощения. Но Кензе Ринпоче объяснил, что это были слезы радости и преданности, потому что в течение этих двух часов он видел не маленького мальчика, но предыдущего Кензе Чоки Лодро как на самом деле. Позже Кензе Ринпоче часто простирался, если встречал молодого Дзонгсара Кензе после длительного отсутствия — даже на дороге в пыли. Позже Дзонгсар Кензе Ринпоче стал близким учеником Кензе Ринпоче и получил бесчисленные учения и посвящения от него. Он теперь глава нескольких монастырей и монастырских колледжей в Индии и Бутане.

Дзонгсар Кензе Ринпоче являеться режиссером фильма «Кубок» и «Путешественники и маги».

Ссылки на западные источники:

Rigpawiki
RangjungYesheWiki
Khyentse Foundation Siddhartha's Intent

Не забудьте зарегестрироваться здесь: fdlhtrh@mail.ru

http://www.choklingtersar.narod.ru
http://www.buddism.ru

http://www.dharmawiki.ru

* Опубликовать свою новость
* Обсудить на форуме
* Зарегистрировать свой сайт


В избранное