Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
21 августа 2009, пятница

Рынок мобильной рекламы и маркетинга

Компания J-son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка мобильной рекламы и маркетинга, проведенного в августе 2009 года.

Объем рынка

Согласно исследованию J-son & Partners Consulting, объем российского рынка мобильной рекламы в 1 квартале 2009 года составил 1,39 млн долл., на конец 2009 года прогнозируется рост на 45% по сравнению с данными 2008 года. В 2008 году в свою очередь наблюдался более чем двукратный рост по сравнению с 2007 годом, несмотря на некоторый спад, который в конце прошлого года переживала рекламная индустрия в целом.

Объемы российского рынка мобильной рекламы и маркетинга

Источники: J-son & Partners Consulting, данные отрасли

Структура рынка мобильной  рекламы и маркетинга

Источники: J-son & Partners Consulting, данные отрасли

Несмотря на рост и увеличение доли мобильной рекламы, данный сегмент находится лишь в стадии формирования, в отличие от мобильного маркетинга , который присутствует как отдельный оформившийся канал коммуникации дольше и прочно вошел в маркетинговую практику.

В качестве основных тенденций рынка можно отметить следующие:

  • Усиление роли wap-площадок и мобильных версий сайтов
  • Рост активности операторов в области продвижения канала мобильной рекламы
  • Рост осведомленности рекламодателей.

Аудитория мобильной рекламы

Среди факторов, влияющих на охват аудитории, следует отметить:

  1. проникновение услуг сотовой связи в 1 полугодии 2009 года составило 139,3%
  2. проникновение VAS-услуг
  3. функциональность мобильных устройств
  4. информированность населения об услугах.

Факторы, влияющие на охват аудитории мобильной рекламы маркетинга

Источники: J-son & Partners Consulting, данные отрасли

Динамика рынка сотовой связи

Источники: J-son & Partners Consulting, данные отрасли

Наиболее популярными каналами мобильной рекламы и маркетинга остаются по-прежнему WAP и SMS, как по охвату аудитории, так и по размеру рыночной доли. Аудиторией WAP-рекламы являются пользователи услуг сотовой связи, которые используют только мобильный телефон для доступа к интернет-ресурсам, не прибегая к помощи компьютера и/или модема. По данным исследования J-son & Partners Consulting 2008 года, среди пользователей WAP преобладают молодые люди с высшим образованием и средним доход равным 28 000 руб. Средний возраст пользователей составил 28 лет.


Кризис берет не числом, а умением

По данным Росстата, сокращение ВВП в июле к июлю 2008 года увеличилось до 10,4%. Впервые с начала года в минус ушло ранее демонстрировавшее рост сельское хозяйство, ускорился спад в розничной торговле и начал расти падавший ранее импорт. Оптимизма по итогам промпроизводства в июле данные Росстата не оправдывают: выход из острой фазы кризиса налицо, но основания для ожиданий быстрого восстановления экономики в 2009-2010 годах в июльских данных отсутствуют.

В опубликованном вчера полном докладе Росстата о социально-экономическом положении России в январе-июле 2009 года поводов для оптимизма, как выяснилось, много меньше, чем в отчете о промпроизводстве за тот же период. ВВП за январь-июль 2009 года сократился на 10,4% к тому же периоду 2008 года. В первом квартале 2009 года падение ВВП составляло 9,5%, в мае и июне 2009 года к тем же месяцам 2008 года оно усугубилось до 9,8%. Июль ситуацию не исправил - усиление сокращения ВВП до 10,4% вызвано, вероятно, именно июльскими данными, Росстат не приводит отдельной оценки этого месяца.

Промышленное производство в июле 2009 года несколько выросло относительно предыдущего месяца, показав лишь 10,8% падения к июлю 2008 года (июнь 2009 года был хуже июня 2008 года на 13,9%). Причину провала июльского ВВП стоит искать в других отраслях. В частности, ускорение падения наблюдалось в середине лета в сельском хозяйстве: индекс сельхозпроизводства в июле 2009 года впервые упал ниже 100% и составил 98,7% к июлю 2008 года.

Это во многом объясняет пристальное внимание Белого дома к программе развития АПК и деятельности Минсельхоза. Только в последний месяц ведомство Елены Скрынник пережило совещание в Курганской области по помощи регионам в борьбе с засухой под руководством Владимира Путина, совещание по выполнению программы развития АПК, на котором первый вице-премьер Виктор Зубков сообщил, что правительство пока не меняет прогноз роста сектора на 3,4% по итогам года, и итоговый разнос министерства на совете по нацпроектам в Сочи (там госпоже Скрынник досталось как от господина Зубкова, так и от господина Путина). Росстат показывает, что падение сельхозсектора идет сразу по нескольким направлениям. Кроме объяснимого засухой 2009 года сокращения сбора зерна (на 3,9% при падении урожайности на 20,6%) в июле обнаружился спад численности крупного рогатого скота (на 2,5%, падает с начала года) и снижение производства молока (минус 0,7% при падении на 0,5% за полугодие, то есть процесс ускоряется).

Объем строительных работ в июле 2009 года был на 17,8% меньше того же месяца 2008 года (в июне - на 19,6%). Рост же объема строительных работ июля 2009 года на 2,5% к предыдущему месяцу объясняется сезонным фактором - июльским увеличением на 6,6% ввода в действие жилых домов.

Наконец, ускорилось и падение оборота розничной торговли: в июле 2009 года к июлю 2008-го оно составило 8,2% (после 6,5% в июне и 5,6% в мае). Продовольственные товары, включая табак и напитки, потеряли в обороте 4,5% (4,1% в июне), торговля непродовольственными товарами -11,6% (9,2% в июне). Сокращение оборота розницы, опережающее падение реальных располагаемых доходов населения (за семь месяцев 2009 года - минус 0,9%), очевидно, вызвано радикальными изменениями в потребительских стратегиях и ожиданиях, ростом безработицы и нормы сбережений.

Вчера же первый заместитель главы ЦБ Алексей Улюкаев обнародовал первые данные денежной статистики за июль - в них также нет оснований для оптимизма, но нет и сильных негативных новостей. По его словам, по итогам июля отток капитала с начала года составил $26 млрд (то есть в июле оттока практически не было), темпы снижения денежной базы - минус 9% в год. Первый замглавы ЦБ при этом заявил, что, по его мнению, нижняя точка кризиса в экономике пройдена в мае 2009 года. Он сказал, что не видит оснований для девальвационных ожиданий, но предупредил о возможном всплеске потребности банков в ликвидности осенью 2009 года "в несколько сотен миллиардов рублей". Таким образом, ситуация в денежно-кредитной сфере принципиально не отличается от общеэкономической: стабилизация достигнута, но оснований для ожиданий бурного восстановления нет.


"Эльдорадо" онлайн

Оборот интернет-магазина "Эльдорадо" в первом полугодии 2009 года вырос на 40% и составил 775 млн руб. При этом рынок бытовой техники и электроники за полугодие сократился на 25-40%. Доходы от интернет-торговли электроникой будут расти быстрее, чем в традиционном ритейле. Онлайновые продажи будут прибавлять, по мнению аналитиков, по 20-30% ежегодно в ближайшие пять лет. Эксперты подчеркивают перспективность интернет-торговли на фоне финансового кризиса - онлайновые магазины могут выставлять цены на продукцию ниже, чем в традиционном ритейле, что сейчас актуально для покупателей.

Такой рост "Эльдорадо" объясняет запуском в регионах услуги "самовывоз", которая позволяет покупателю выбрать в интернет-магазине нужный товар и получить его в ближайшем для себя магазине. По данным ритейлера, в первом полугодии объемы этой услуги составили 135 млн руб.

По данным "Эльдорадо", около 70% продаж относятся к московскому магазину. Это соответствует общей ситуации на рынке: московский рынок интернет-торговли остается крупнейшим в стране, в среднем более 60% всех покупок через Интернет делают москвичи, 20% - жители Санкт-Петербурга и всего 20% приходится на все остальные регионы.

По словам руководителя направления интернет-продаж сети "Эльдорадо" Антона Пермогорова, по итогам года планируется, что рост оборота интернет-магазина составит 45% по сравнению с предыдущим годом.

Оборот интернет-магазина "Эльдорадо" в 2008 году составил 1,125 млрд руб. Таким образом, в 2009 году этот показатель может составить 1,631 млрд руб. Доля интернет-магазина в общем обороте сети в 2008 году составила 0,77% (оборот сети в 2008 году составил 5 млрд долл., по курсу на 27 декабря - 145 млрд руб. - РБК daily), а по итогам первого полугодия 2009 года - 2,9%.

В традиционных магазинах бытовой техники и электроники с начала года фиксируется значительное падение продаж. За прошедшее полугодие рынок просел, по разным оценкам, на 25-40%, причем больше всего на показателях ритейлеров сказался второй квартал. Так, рублевая выручка "М.Видео" в период с апреля по июнь упала на 7%, тогда как в целом за полугодие продажи выросли на 12%. Более показательны сопоставимые продажи ритейлера: они сократились на 20,6% за второй квартал и на 5,9% за полугодие. В целом же за год ни эксперты, ни участники рынка не надеются получить позитивную картину. Они признают, что рынок будет продолжать падать. Так, по подсчетам ВТБ, до конца 2009 года объем рынка бытовой техники и электроники сократится еще на 15%, до 886 млрд руб., "Ренессанс Капитал" говорит о 25-процентном падении, до 660 млрд руб.

Аналитик ИК "Финам" Татьяна Минькова связывает рост оборота интернета-магазина "Эльдорадо" с более низкими, чем в традиционном магазине, ценами. "В период кризиса логично покупать там, где дешевле, соответственно, и оборот такого магазина будет расти больше", - говорит г-н Кочетков. По его прогнозам, интернет-торговля в течение пяти лет будет расти на 20-30% ежегодно.

Стоит отметить, что в интернет-магазине Ozon в первом полугодии текущего года доля электроники, фототехники и мобильных телефонов сократилась на 2 п.п., до 28%. В рублевом эквиваленте рост сегмента составил 24,8%, до 392 млн руб.


Приставы взялись за зарплаты

В период кризиса Федеральная служба судебных приставов (ФССП) активизировала работу по взысканию зарплатных долгов. За первое полугодие с предприятий взыскано 4,4 млрд руб. - почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2008 года. До фактического исполнения доходит 85,6% всех дел. Общая стоимость выставленного на торги имущества оценивается в 1 млрд руб. Поскольку 97,5% долга приходится на частные компании, под пресс попали именно они. Предприятия, не способные вовремя расплатиться с сотрудниками, нежизнеспособны, считают эксперты.

Количество документов, переданных на исполнение, растет с каждым месяцем, отмечают в ФССП. В июне возбуждено 89 тыс. зарплатных дел - вдвое больше, чем в январе. К 1 июля в России в стадии исполнительного производства находилось почти 500 тыс. дел этой категории на общую сумму 11,6 млрд руб. Объем претензий по зарплатам в докризисном первом полугодии 2008-го года был в 2,5 раза ниже.

До логического завершения доходит почти каждое дело, уверяют в ФСПП, - лишь 14,6% из них не заканчивается взысканием. В первом полугодии с предприятий удалось взыскать 4,4 млрд руб. В процессе находятся еще 155,5 тыс. дел на общую сумму 5 млрд руб. Имущество задолжавших зарплату предприятий активно изымается - в первом полугодии было наложено 3339 арестов. Стоимость переданного на торги имущества оценивается в 1 млрд руб. Частично его уже удалось реализовать, выручив при этом 145,8 млн руб.

Практически весь зарплатный долг приходится на частные компании. На долю бюджетных организаций на 1 июля приходилось всего 3,7% совокупного долга в 7,194 млрд руб. Однако в июле им удалось погасить 40% долга, оставив невыплаченными всего 160 млн руб. Активнее других расплачивались с бюджетниками региональные власти - то ли по причине хлынувших из центра денег, то ли под впечатлением от обещания Дмитрия Медведева уволить тех губернаторов, которые провалят реализацию антикризисных мер.

Повлиять на снижение зарплатного долга частных компаний удалось, но не так сильно. К августу их задолженность снизилась на 8,8%, до 6,318 млрд руб. (97,5% от совокупного долга по зарплате). Рычагов влияния на частный сектор у власти не так много, отмечают эксперты, а судебные тяжбы могут тянуться годами. К тому же в кризис в предпринимательской среде довольно расхожей стала поговорка, что по долгам платят только трусы.

"Безусловно, сейчас у предприятий немало объективных трудностей с оборотными средствами, - отмечает генеральный директор компании "Финэкспертиза Консалтинг" Дмитрий Шустерняк. - Но не думаю, что столь массированная кампания ФССП может каким либо образом нарушить экономический баланс, выбив из обоймы достойные предприятия, испытывающие временные трудности. Если компания не в состоянии даже вовремя расплатиться с сотрудниками, значит, она в принципе нежизнеспособна". Социальная направленность экономической борьбы не вызывает у эксперта опасений: сильнейшие, пройдя естественный отбор, выживут.

По предварительным данным Росстата, в июле количество безработных не изменилось по сравнению с июлем и составило 6,3 млн человек, или 8,3% экономически активного населения России. По сравнению с июлем 2008 года безработица выросла почти в полтора раза (на 44,9%). При этом на учете в службе занятости за семь месяцев этого года было зарегистрировано только 2,1 млн россиян, а пособие получали всего 1,8 млн граждан.


Elpida показала наибольший рост прибылей во 2 квартале

Японская компания Elpida Memory была настоящей звездой рынка DRAM во втором квартале 2009 года, отмечают аналитики iSuppli.

Так, прибыли этой компании во втором квартале выросли до отметки в 745 млн долл. с 497 млн долл. в первом квартале. Как отмечается, такой хороший результат был обусловлен серьезным ростом средней цены на рынке DRAM-памяти, которая поднялась на 32% по сравнению с показателями первого квартала 2009 года.

"Elpida добилась сильного роста прибылей и цен на свою продукцию за счет расширения продаж DRAM в рамках специализированных рынков мобильных и потребительских продуктов. Более высокие цены на этих рынках позволили Elpida обойти конкурентов", - объясняют в iSuppli.

Рейтинг ведущих DRAM-производителей по прибыли по итогам 2 квартала 2009 года (млн долл.)

Компания

Прибыль во 2 кв. 2009г.

Доля во 2 кв. 2009г.

Прибыль в 1 кв. 2009г.

Квартальный рост прибыли

Прибыль во 2 кв. 2008г.

Годовой рост прибыли

Samsung 1 540 34,10% 1 141 35,00% 2 054 -25%
Hynix 980 21,70% 716 36,80% 1 324 -26%
Elpida 745 16,50% 497 49,90% 1 045 -28,70%
Micron 628 13,90% 484 29,80% 740 -15,20%
Nanya 237 5,30% 172 38,10% 280 -15,40%
Winbond 87,6 1,90% 44 99,10% 41 113,70%
Powerchip 76 1,70% 37 103,30% 350 -78,30%
ProMOS 56 1,20% 47 19,10% 187 -70,10%
Etron 52 1,20% 33 57,60% 62 -16,10%
Qimonda 45,9 1,00% 160 -71,30% 600 -92,30%
Другие 64 1,40% 42 52,40% 104 -38,50%
Всего 4 511 100% 3 373 33,70% 6 787 -33,50%

Что же касается рынка DRAM в целом, то и здесь все было позитивно. Общие прибыли в рамках этого рынка во втором квартале достигли отметки в 4,5 млрд долл., что на 34% выше показателей первого квартала (3,4 млрд долл.). Для сравнения, в первом квартале прибыли упали на 19% по сравнению с четвертым кварталом 2008 года.

"Из-за дефицита DDR3-продукции и попыток покупателей восстановить свой уровень запасов памяти, стоимость DRAM за мегабайт выросла во втором квартале на 18%. Это довольно необычное событие для рынка, который уже несколько кварталов подряд сталкивался со снижением цен", - отмечают аналитики iSuppli.


Мобильная связь опутывает планету

Две трети населения Земли пользуются мобильными телефонами.

Согласно данным European Information Technology Observatory, в 2008 году количество пользователей мобильников составило 3,9 миллиардов человек. В нынешнем году эта цифра должна увеличиться примерно на 12%, достигнув 4,4 миллиардов. Существенный рост популярности телефонов наблюдается в развивающихся странах. Особенно значительный вклад в этот процесс вносят страны БРИК. Так, в 2009 году число владельцев мобильников в Индии должно вырасти на 32%, до 457 миллионов. В Бразилии темпы роста составят 14%, а количество пользователей увеличится до 172 миллионов. Китай также продемонстрирует увеличение числа сотовых абонентов. Их станет 684 миллиона, то есть на 12% больше.

В развитых странах процент прироста более скромный, что связано со значительным проникновением сотовой связи. Количество абонентов в Европе вырастет всего на 4%, добравшись до отметки в 641 миллионов. Другими словами, мобильных абонентов здесь станет больше, чем жителей.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное