Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
08 июля 2009, среда

"Кризис - время профессионалов и новых возможностей"

Владимир Ландау, компания ПОЗИТРОНИКА

Недавно "ПОЗИТРОНИКА" сообщила о назначении Владимира Ландау генеральным менеджером сети. В интервью каналу @ASTERA Ландау рассказал, почему он выбрал именно "ПОЗИТРОНИКУ", о том, какую роль играет ритейл в ИТ-отрасли, какие изменения происходят и какое будущее ожидает рынок российской ИТ-розницы.

- Почему "ПОЗИТРОНИКА", а не, скажем, "Ситилинк", который по формату больше подходит к вашим прежним местам работы?

- Действительно, к моей квалификации больше подходит "Ситилинк", поскольку в течение последних четырех лет я занимался глубокими дискаунтерами, торгующими по электронному каталогу. Однако когда мне поступило предложение от топ-менеджмента MERLION по поводу работы, моим первым вопросом был вопрос, не "Ситилинк" ли это. Когда стало ясно, что нет, я согласился продолжать переговоры. Дело в том, что я стоял у истоков создания компании "Юлмарт", возникшей на останках "умирающей" "Ультры". У меня есть моральные обязательства перед учредителями "Юлмарта", которые взяли на себя ответственность, помогли людям. Так что предложение по "Ситилинку" я бы не принял - никогда не поступлю так с партнерами, с которыми у меня хорошие, дружеские долголетние отношения. С другой стороны, "Ситилинком" управляет талантливый менеджер Сергей Коваленко, он делает успешные шаги по развитию проекта, у него есть свое видение, я считаю, что сегодня ему помощь не нужна.

- Какую роль сейчас ритейл играет на российском ИТ-рынке?

- Как и всегда, он играет первоочередную роль. На мой взгляд, это рынок конечных пользователей - правильно обслуженные, правильно информированные и правильно воспитанные, они, будучи уже корпоративными клиентами, пойдут за теми брендами, которые в итоге создали у них определенный имидж. На ИТ-рынке ритейл играет базовую роль, формирует его. Понятно, что существует мощный корпоративный блок, но именно имиджевая реклама в ритейле, акции вендоров и формируют в дальнейшем предпочтения для покупки товара.

У ритейла есть еще несколько тонких моментов. Ритейл - это источник живых денег, а не каких-то экономических обязательств. Финансовые риски здесь сравнимы с предпринимательскими, а всяких сложных моментов, связанных, к примеру, с банковскими коллапсами, в ритейле практически не бывает. Снижаются затраты на обработку денежных потоков, минимизируется время обработки финансовых потоков, поэтому это самый устойчивый и надежный источник дохода. ИТ-ритейл является пульсом рынка, так как, несмотря на то, что профессионалы пытаются им управлять, в любом случае тон здесь задает покупатель, который "голосует" деньгами, своими покупками. И еще один важный момент - именно ИТ-ритейл за счет прямой обратной связи с конечным потребителем является полюсом развития отрасли - именно там возникают новые форматы, а в диалоге потребителя с продавцом возникает новая информация, которая повлияет в дальнейшем на будущее рынка.

- Как вы оцениваете в целом текущее состояние ИТ-рынка?

- Так, как и текущее состояние мировой и российской экономики - снижением потребления в 2-3 раза. ИТ-рынок в этом плане прямым исключением не является. Та его часть, которая связана с ритейлом, пострадала сильнее, чем другие, поскольку решения для ритейла скорее отвечают развлекательным запросам покупателей, а доля развлечений в потребительской корзине сильно изменилась в связи с кризисом, и на все это наложилась проблема спроса.

На ИТ-рынке ситуация немного хуже, чем в среднем с потреблением, но в дальнейшем это все в любом случае выравняется, общие объемы значительно упадут. Я не считаю, что этот рынок умер, он продолжает развиваться. Но с него уйдут очень многие, а те, кто выживут, выживут потому, что перехватят клиентов ушедших с рынка игроков.

- Какие изменения происходят в ИТ-ритейле?

- С одной стороны, происходит уход части игроков с рынка, в котором те, кто могут себе позволить работать на грани безубыточности довольно долго, продолжат бороться за долю рынка и, наверное, смогут выжить, если у них хватит духа и ресурсов. Те, кто планируют действовать, не имея таких ресурсов, к сожалению, рынок покинут.

В такой ситуации со временем оставшиеся игроки постепенно смогут поднять рентабельность, привести ее к приемлемой за счет того, что у них увеличится общий оборот за счет перехваченных и ушедших с рынка игроков. Снизится стоимость жизни и стоимость услуг, аренды, несколько упадут зарплаты - все вернется на круги своя. Надо понимать, что общие потоки потребления будут ниже в два и более раза. Вероятно, пойдет некая консолидация, глобализация. Игроки, у которых существует накопленный потенциал для эффективного развития технологий, а не развития любой ценой, четко отработанная стратегия с продуманными и доступными для этого ресурсами, смогут подставить партнерское плечо оступившимся, сливаясь и поглощая достойных. В такой ситуации я не исключаю, что окрепнут новые игроки (речь идет о федеральных сетях - как собственных, так и франчайзинговых), которые сегодня не играют значительной роли на рынке. Они постепенно смогут вытеснить игроков, которые, оступившись, не сумели удержаться на плаву.

- Какие товарные группы оказались наиболее уязвимыми в условиях снижения покупательской активности? А какие сейчас развиваются наиболее активно?

- Больше всего пострадал, конечно, hi-end блок, продукты с заведомо избыточными характеристиками больше всего упали по спросу. Дальше - все, что связано с развлекательным блоком, опять же его избыточная часть. Для вещей среднего и низкого ценового диапазона характерно изменение величины среднего чека.

Изменился подход покупателя - от некой безрассудной избыточности в развлекательной области к разумной достаточности. Если раньше потребители принимали решения о покупке компьютерной и цифровой техники для личного пользования с учетом того, чтобы покрыть все свои финансовые возможности наилучшим качеством, т.е. выделяли бюджет на покупку максимально возможной конфигурации и это была такая приятная избыточность, то сегодня они переходят к другому формату - формату разумной достаточности, ограничивая свой бюджет, не имея возможности кредитоваться. Покупатель выбирает изделие или группу изделий, максимально отвечающих его предпочтениям и не включающих в себя избыточных характеристик. Имиджевые составляющие в данный момент так или иначе теряют значение.

Тем не менее, спрос остался, количество покупателей не изменилось, у некоторых действующих игроков объем продаж в штуках даже увеличился, а вот средний чек упал.

- Какие способы продвижения товаров в ритейле, по вашему мнению, являются наиболее эффективными на сегодняшний день?

- Один из главных способов - это быть на рынке. Нужно продолжать предлагать товар покупателю с достаточным уровнем сервиса, по конкурентной цене, в удобных для людей местах. Другое дело, что эта борьба за рынок вынуждает включаться в ценовые войны. И в принципе в такой ситуации цена очень важна для клиентов, но не становится конкурентным преимуществом - чтобы сохранить долю рынка, необходимо начинать делать скидки. В электронном ритейле эти скидки существуют, они слишком видны для продавцов, но не слишком видны для покупателей, потому что изначально торговые наценки невелики. К примеру, в Dolce&Gabbana скидки могут составлять 70-90%, и при этом сделки будут рентабельны для продавца. В ИТ-ритейле не такое большое поле для маневра, тут, наверное, все же важнее сохранить уровень сервиса и доступности при среднем рыночном уровне цен. Кто на точке безубыточности дольше других сумеет сохранить среднерыночные цены при удовлетворительном сервисе, тот этот кризис переживет. Те же, кто будут пытаться ценовыми войнами удержать рынок, продавая товар дешевле себестоимости, будут вынуждены сократить бизнес и, возможно, даже уйти из него. Нужно торговать, не снижая ни уровня, ни качества сервиса, а также продолжать информировать людей о том, что в нашем широчайшем ассортименте есть специфические группы товаров, которые помогут пережить этот кризис.

Мы акцентируем внимание на достоинствах товара, на разумной достаточности - это и должно быть способом продвижения ИТ-решений для ритейла. От бутикового подхода переходим к поточному бизнесу.

- Как изменился объем бизнеса "ПОЗИТРОНИКИ" во 2-м квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Объем изменился как в среднем рынок. Он упал в тех же пропорциях, как упал рынок ИТ. Радует, что недавно открытые собственные магазины "ПОЗИТРОНИКА" показывают положительную динамику, которая даже превосходит общую динамику рынка. Наши новые магазины востребованы, новый формат людей привлекает, и нет ощущения, что ИТ-ритейл умер. Существует средний элемент, доказывающий устойчивость формата. Если бы этот формат оказался хуже по динамике, чем общие продажи, это говорило бы о том, что он нежизнеспособен, он стал бы первым уступать остальным. Мы никому рынок не сдаем, нам удается его удержать.

- В чем заключается ваша антикризисная стратегия?

- Кризис - это время профессионалов и новых возможностей. И поскольку мы профессионалы как в оптовых, так и розничных технологиях, то наши антикризисные действия делятся на два блока. Первый - сохранить, удержать текущий бизнес, поддержать партнеров, помочь им перенести тяжелые времена. Второй - обслужить возникающий спрос на рынке наших потенциальных партнеров, которые хотели бы опереться на крепкое плечо сильного игрока рынка, либо начать бизнес с нуля.

В этот кризис мы планируем значительно увеличить свою долю на рынке за счет активной работы с новыми сегментами клиентов. Будем продолжать развивать текущий формат сети "ПОЗИТРОНИКА", вовлекать в него новых партнеров. Мы считаем, что в ситуации кризиса партнеров, которые заинтересуются в таком тесном сотрудничестве, будет больше, чем раньше, учитывая, что большинство игроков, работающих в сходных форматах, свое давление на рынок ослабляют.

- Как вы оцениваете ближайшее будущее рынка ИТ-ритейла в России?

- Думаю, объем рынка снизится по отношению к докризисному в три раза в денежном выражении. Сейчас проблема заключается в том, что упавший спрос не создает достаточной маржи, чтобы покрывать операционные расходы, а жизнь еще достаточна дорога для того, чтобы резко снизить заработную плату, и арендодатели не опускают арендные ставки. Поэтому для того, чтобы не потерять насиженные места, не растерять технологов, бизнес пытается удержать их всех, неся убытки. В принципе, так сегодня делают почти все. Самые дальновидные выходят из этой борьбы чуть раньше, но с деньгами, а недальновидные и амбициозные не понимают, что у них нет будущего, однако, планируют бороться до конца и уйдут с рынка как без бизнеса, так и без денег. Те же, у кого есть достаточно накопленных запасов (мы себя к ним относим), успеют перехватить аудиторию. Повторяю - клиентская аудитория не изменилась, изменились ее представления о потребностях - стали покупать товар дешевле и немного реже, но не меньше.

Есть ощущение, что через некоторое время те игроки, которые останутся на рынке, получат оборот ушедших с рынка конкурентов. Освободившиеся в других местах покупатели сумеют с излишком покрывать наши операционные затраты, потому что через полгода-год арендные ставки станут адекватными, жизнь станет достаточно дешевой, чтобы мы смогли разумно настроить доходы своего персонала, люди согласятся на незначительное снижение зарплаты, потому что им будет хватать обеспеченных бизнесом доходов на комфортную жизнь, к которой они привыкли.

Вот этот путь надо пройти, надо в этой ситуации выжить, так будет происходить со всем рынком. Из двадцати магазинов в городе выживет только пять, но они будут жить так, как они жили когда-то, рынок вернется по оборотам, по количеству игроков в 2005, 2002 гг. На первом этапе должно сократиться количество операторов на этом розничном рынке, собственное число магазинов, количество метров торговой площади. Либо будет снижено количество метров в магазинах, либо снижено количество самих магазинов. Но количество метров торговой площади на душу населения должно снизиться, так как это связано с экономическими особенностями.

В дальнейшем этот процесс пойдет уже другими путем, на новых экономических реалиях, на новых ценах и новых затратах. Быть может, он не будет таким быстрым, как был в последнее время, но развитие будет обязательно. Те игроки, которые останутся, начнут захватывать территорию, начнут открывать новые магазины, увеличат количество метров. Скорее, это будет уже в новых ценовых реалиях.

Для того чтобы эти времена наступили, всему обществу надо "навести резкость" - понять, что реально жизнь теперь другая. Нет глобальных причин, по которым все должно навсегда рухнуть, просто у людей изменилось представление о ценностях.


Рынок потребительской электроники начинает расти

Прибыли на мировом рынке потребительской электроники во 2 квартале 2009 года составили 71,1 млрд долларов, что оказалось на 4,2% больше, чем в 1 квартале.

Следует напомнить, что в 1 квартале объем прибылей здесь составлял 68,3 млрд долларов (на 25,8% меньше, чем в 4 квартале 2008-го). Как считают аналитики iSuppli, даже с учетом традиционного сезонного снижения продаж упомянутое падение можно назвать резким.

"После плохого первого квартала условия для индустрии потребительской электроники начинают улучшаться. Прибыли продолжат расти и в 3-м, и в 4 кварталах (на 12,5% и 10,2%, соответственно). Однако, несмотря на рост, 2009 год все равно будет годом снижения для рынка потребительской электроники", - отмечает Шери Гринспэн из iSuppli.

Прибыли на рынке потребительской электроники (млн долл.)

Прибыли на рынке потребительской электроники

Согласно прогнозу iSuppli, в 2009 году общий объем прибылей на рынке потребительской электроники по сравнению с показателями 2008 года (335,2 млрд долларов) снизится на 8,2% до отметки в 307,6 млрд долларов. В качестве основной причины негативной динамики аналитиками называется вынужденное снижение цен на ключевые продукты из-за мирового экономического кризиса.

"Рецессия негативно сказалась на доходах потребителей, что заставило производителей потребительской электроники урезать цены на популярные продукты во многих сегментах - от цифровых фотокамер до игровых консолей и ЖК-телевизоров", - объясняет Шери Гринспэн.

Что же касается будущего, то в 2010 году на фоне продолжающегося восстановления мировой экономики начнет расти и рынок потребительской электроники: аналитики iSuppli предсказывают рост в 2% до 313,7 млрд долларов.


Роскомнадзор отказал окончательно

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) окончательно отклонила прошения сотовых операторов - победителей розыгрыша GSM-частот о продлении сроков запуска сетей в коммерческую эксплуатацию. Через три месяца после истечения срока, в который операторы обязаны запустить новые сети, регулятор начнет проверки.

Отказ операторам дан на основании ст. 36 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ "О связи" по всем заявкам о переносе сроков, проступившим в Роскомнадзор на 03.06.2009 г. Соответствующий приказ подписал руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников.

По условиям большинства выданных в 2007 г. лицензий, победители GSM-конкурсов должны начать предоставление услуг в ноябре-декабре 2009 г. Строить сети в новых регионах, по данным ComNews, начали только "Tele2 Россия" и воронежское ЗАО "Кодотел". Впрочем, Tele2 не успевает реализовать 17 полученных лицензий, рассчитывая к концу года начать работу лишь в 12 регионах. "Тele2 будет делать все возможное, чтобы выполнить лицензионные условия по всем регионам. Вместе с тем, долго длившиеся судебные разбирательства по этим лицензиям и тот факт, что в течение многих месяцев действовал прямой судебный запрет на их использование, на наш взгляд, служит основанием для переноса срока запусков", - говорит руководитель направления внешних связей "Tele2 Россия" Сергей Андрияшкин.

Представители ЗАО "Скай Линк" (компания получила GSM-лицензии в 45 регионах России) тоже отмечают, что эти проблемы отсрочили начало строительства сетей. "Со своей стороны мы будем прорабатывать варианты решения. Но вопрос касается не только нас и требует системного решения. Проблему сроков для большинства операторов осложняет не только экономическая ситуация, но также и то, что в связи с реорганизацией регулирующих органов длительное время операторам не выдавались разрешения на использование частот (например, соответствующие заявки поданы нами в июне прошлого года, решения нет). Операторам, получившим лицензии UMTS, также в этих условиях потребуется больше времени, чем первоначально было запланировано на реализацию своих лицензий на все субъекты РФ", - напоминает директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева.

В пресс-службе Роскомнадзора, в свою очередь, напоминают, что их решение можно опротестовать, и у операторов еще есть время до начала проверок. "Спустя три месяца после даты, указанной в лицензии как дата начала предоставления услуг связи, мы начнем проверки. Кроме того, в опубликованном сообщении мы специально указали, что наше решение может быть опротестовано в суде", - отмечает пресс-служба Роскомнадзора.

Тем временем "Связьинвест", который через "Сибирьтелеком" также формально пострадал от решения Роскомнадзора, по-прежнему планирует претендовать на GSM-частоты в том случае, если их снова выставят на конкурс. "Мы рассматриваем возможность участия в конкурсах на GSM-частоты, более точно наши планы будут обозначены после утверждения стратегии реформирования холдинга", - сообщает пресс-служба "Связьинвеста".

Между тем знакомые с ситуацией игроки рынка неоднозначно оценивают действия Роскомнадзора. "Досадно, что в кризис такой ценный государственный ресурс как частоты простаивает. Сначала он простаивал два года из-за судебных разбирательств, теперь будет простаивать еще два года из-за новых конкурсов. Государство могло бы получать средства от проданного права на использование частот и от налогов работающих компаний", - сетует один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.

Не удастся операторам и формально реализовать условия лицензий, установив по одной базовой станции в каждом из регионов. "В лицензиях прописаны не только частоты, но и количество базовых станций, которое должен запустить оператор к определенному сроку в определенном регионе, так что установка одной базовой станции приведет лишь к нарушению условий использования лицензий, что также повлечет за собою ее аннулирование", - поясняет эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов.


Chrome, но не браузер

Google решил нанести еще один удар по Microsoft.

Компания объявила о намерении выпустить открытую операционную систему, ориентированную на нетбуки. Решение Google может пошатнуть позиции Microsoft, поскольку производители компьютеров получат более широкий выбор систем. Правда в краткосрочной перспективе корпорации нечего опасаться в силу того, что уже в октябре нынешнего года выйдет Windows 7.

По словам представителей Google, новая операционная система станет продолжением браузера Chrome, что в частности отразится в ее названии. Ключевыми аспектами ОС Chrome станут "скорость, простота и безопасность". Основная целевая группа системы - пользователи, которые большую часть времени проводят в интернете. Сфера применения Chrome не ограничивается нетбуками. ОС можно будет устанавливать и на полноценные десктопы на базе процессоров x86 архитектуры или ARM.

В Google заявляют, что уже ведется работа с большим количеством OEM-производителей о выпуске нетбуков на базе Chrome. Мини-лэптопы с новой ОС должны появиться на рынке в конце 2010 года, а исходный код Chrome будет открыт уже в нынешнем году.


Не доверяют рекламе

Большинство россиян самым благонадежным источником информации о товарах и услугах считают личные рекомендации знакомых и друзей. Такое мнение выразили 86% опрошенных в России участников глобального онлайн-исследования Nielsen. 55% наших соотечественников доверяют онлайн-отзывам других потребителей. Исследователи Nielsen делают вывод о том, что в России потребители более скептичны по отношению к рекламе, чем потребители других стран.

По результатам опроса российских интернет-пользователей, наблюдается снижение уровня доверия потребителей к большинству видов рекламы. Два года назад 60% доверяли сайтам брендов, теперь только 47%. В 2007-м 49% выразили доверие такой форме распространения информации о продукте, как спонсорство, в 2009 году - 41%. При этом в России самое заметное снижение уровня доверия произошло в традиционных видах рекламы - на телевидении, радио, в прессе. Минимальным уровнем доверия пользуется текстовая реклама в мобильных телефонах - ей доверяют 24% опрошенных в мире и 7% в России, баннерной рекламе верят 33% в мире и 9% в России, онлайн-видеороликам - 37% в мире и 13% в России, а рекламе в поисковиках - 41% в мире и только 16% в нашей стране.

По мнению президента Nielsen Online Джонатана Карсона, несмотря на значительный рост онлайн-аудитории и времени, проводимого пользователями в Сети, индустрии еще предстоит проделать огромную работу по переключению рекламных бюджетов с традиционных форматов рекламы на цифровые, чтобы привести прибыль от онлайн-рекламы в соответствие с уровнем интернет-потребления. "Для этого, возможно, потребуется серьезно пересмотреть форму подачи онлайн-рекламы с тем, чтобы увеличить ее эффективность для заказчиков и повысить уровень доверия к ней потребителей", - предполагает он.

Директор по стратегическому планированию группы Aegis Media Татьяна Бородина связывает уровень доверия россиян к рекламе с чертой российского менталитета. По ее мнению, не стоит связывать динамику доверия к рекламе с негативным влиянием кризиса. "При оценке эффективности рекламных кампаний полезнее анализировать скорее не доверие, а то, насколько аудитория обращает внимание на рекламу, в каком формате и в каких медиа она наиболее заметна", - считает г-жа Бородина.

Схожее мнение в беседе с РБК daily высказал и генеральный директор ARMI-Marketing Дмитрий Писарский, который считает, что ценность данных, полученных Nielsen, исключительно в возможности проследить динамику показателей от волны к волне опроса: "Так как в принципе любые онлайн- и офлайн-исследования потребителей дают одну и ту же картину: на прямой вопрос о доверии к источникам информации респонденты в первую очередь говорят о советах и рекомендациях друзей, знакомых, родственников и коллег-потребителей". По его мнению, недостаточно задать потребителям прямые вопросы. Нужно хорошо покопаться в механизме принятия решения потребителями в данной категории, используя непрямые вопросы и косвенные показатели, а также специальные математические методики анализа.


"Роснано" получит частицы "Ситроникса" и "Ангстрема"

Госкорпорация "Роснано" рассмотрела вчера заявки "Ситроникса" и "Ангстрема" на предоставление им финансирования в размере более $465 млн для создания производства микросхем нового поколения. В компаниях утверждают, что принципиально "Роснано" одобрила проекты и станет не только их кредитором, но и соучредителем.

Российская корпорация нанотехнологий ("Роснано") рассмотрела вчера проекты создания в России производств микросхем с топологией от 90 нм до 130 нм (в одном метре миллиард нанометров). Рассматривались заявки двух производителей микроэлектроники - "Ситроникса" и "Ангстрема", причем первый проходил заключительный четвертый этап согласования проекта.

Источник, близкий к "Ситрониксу", сообщил, что наблюдательный совет "Роснано" решил выделить более $200 млн на создание производства микросхем с топологией 90 нм. "К концу 2011 - началу 2012 года мы планируем наладить серийный выпуск продукции",- подтвердила вице-президент "Ситроникса" Ирина Ланина. В начале этого года "Ситроникс" уже начал производство чипов с топологическим размером 180 нм. "Роснано" получит около 50% уставного капитала компании, которая будет создана совместно с "Ситрониксом" позже, уточняет близкий к ним источник.

"Ангстрем" вчера также получил одобрение своего проекта в первой инстанции - научно-техническом совете "Роснано". В сообщении компании говорится, что проекту необходимы инвестиции в размере €190 млн или $265 млн. Председатель совета директоров группы компаний "Ангстрем" Дмитрий Милованцев сообщил, что "структуру финансирования еще не обсудили". "Скорее всего, это будет кредит плюс прямая инвестиция, в результате которой "Роснано" получит долю в "Ангстрем-Т" (непосредственном исполнителе проекта.- "Ъ")",- пояснил он. Одним из основных бенефициаров "Ангстрема" является Сергей Веремеенко, бывший партнер сенатора от Тувы Сергея Пугачева по Межпромбанку. Завод "Анстрема" должен начать выпуск изделий в 2011 году с топологией по крайней мере 130 нм, но, возможно, удастся договориться с властями США о лицензии и на 90 нм, говорит господин Милованцев. Создаваемая сейчас инфраструктура позволит развить технологии производства до 65 нм "без существенных капиталовложений", утверждает он.

Руководитель департамента корпоративных коммуникаций "Роснано" Елена Ковалева отказалась вчера давать комментарии, сославшись на то, что наблюдательный совет госкорпорации еще не завершился.

Технология 130 нм начала использоваться в начале века: например, в январе 2002 года Intel представила ядро Northwood (Pentium 4), которое было создано с помощью техпроцесса 130 нм и работало на частоте 1,6-3,4 ГГц. Первым процессором Intel, выпущенным по технологии 90 нм, стал Pentium 4 на ядре Prescott (2,4-3,8 ГГц), представленный в феврале 2004 года. Сейчас Intel производит процессоры по технологии 45 нм, а в четвертом квартале 2009 года планирует перейти на технологию 32 нм.

"В мире много заводов, которые производят полупроводники. Поэтому успех проектов будет определяться тем, смогут ли компании убедить потребителей покупать их микросхемы или нет",- отметил глава Intel в СНГ Дмитрий Конаш. Глава Ассоциации производителей электроники Иван Покровский считает, что компаниям придется выходить на зарубежный рынок, чтобы окупить инвестиции. По данным ассоциации, в прошлом году объем рынка полупроводников в России составил около $1 млрд.


ИТ-рынок США пытается пережить кризис

Предполагается, что мировые закупки компаниями и государственными организациями в 2009 году ИТ-товаров и услуг снизятся на 10,6% (в долларовом эквиваленте), что гораздо выше по сравнению со 3%-ным снижением закупочной активности, предсказанной в начале этого года компанией Forrester Research.

Согласно последним данным Forrester, годовой ИТ-рынок США снизится на 5,1%, что почти в два раза выше предварительных прогнозов. Новые данные о значительном снижении бизнес-инвестиций в течение первого квартала подтолкнули компанию Forrester к тому, чтобы обновить свои прогнозы касательно расходов на ИТ. При этом аналитики все еще ожидают возобновления роста американских ИТ-инвестиций в четвертом квартале 2009 года и считают, что 2010 год должен поспособствовать оживлению ИТ-закупок на других рынках.

"Несмотря на то, что в первом квартале 2009 года наблюдалось несколько пугающее падение покупательской способности на американском ИТ-рынке, в долгосрочной перспективе это можно назвать хорошей новостью. В скором будущем мы ожидаем более активного отклика рынка, - сказал Эндрю Бартелс, вице-президент и главный аналитик Forrester Research. - Крупные падения являются вовсе не предвестниками дальнейшего спада; наоборот, мы считаем, что они свидетельствуют о временной паузе в закупочной деятельности на американском ИТ-рынке, которая начнет возобновляться в четвертом квартале, поскольку компании поймут, что в первом квартале они несколько переусердствовали". Он добавил, что, согласно прогнозам, ИТ-рынки в Европе и Азии начнут восстанавливаться уже в первой половине 2010 года.

В Forrester используют несколько систем измерения для определения состояния и размера американского ИТ-рынка на годовой основе и по мере необходимости. Данные в новом прогнозе Forrester касаются закупочной ИТ-деятельности - сколько компьютерного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, а также какие услуги в рамках ИТ-консультирования, интеграции и ИТ-аутсорсинга частные компании и государственные организации закупают у ИТ-вендоров.

Что касается прогнозов относительно мировых ИТ-расходов в 2009 году в отдельных сегментах, то, по расчетам компании Forrester, по всем категориям инвестиций будет гораздо меньше, чем ожидалось раньше. Forrester прогнозирует, что закупки компьютерного оборудования снизятся на 13,5%, телекоммуникационного оборудования - на 12,4%, расходы на ПО уменьшатся на 8,2%, а закупочная деятельность в отношении консалтинговых и аутсорсинговых ИТ-услуг будет ниже на 8,6%.


Россия дистанцируется от мира

В рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ), отражающем степень свободы перемещения товаров через границу, Россия заняла 109-е место из 121 возможного. Торговля, по мнению авторов исследования, сдерживается прежде всего неблагоприятным бизнес-климатом и высокими пошлинами на импорт. Впрочем, высокая неопределенность развития кризиса не дает уверенности в том, что страны - лидеры рейтинга не изменят своим принципам открытости: многие уже прибегают к протекционизму. Если этот процесс выйдет из-под контроля, схлопнется вся мировая торговля, что неминуемо приведет ко второй Великой депрессии.

Индекс вовлеченности в международную торговлю, рассчитанный ВЭФ, основывается на нескольких факторах: доступе к внутренним и зарубежным рынкам, административной инфраструктуре на границе, эффективности работы таможни и других. Лидерами открытости стали Сингапур и Гонконг. США имеют благоприятный бизнес-климат и отличную инфраструктуру. Но их позиция, согласно ВЭФ, ослаблена ограничениями доступа к рынкам и обеспокоенностью убытками, которые могут нанести бизнесу преступность, насилие и терроризм. В Китае хорошо обстоят дела с транспортными услугами и скоростью прохождения импортно-экспортных процедур, однако развитие торговли сдерживается ограниченным доступом к его рынкам.

Главной проблемой России авторы исследования считают "чрезвычайно ограниченный доступ к рынку". По этому критерию стране присвоено 113-е место. Тарифы на импорт в России в среднем составляют 15% (114-е место), в том числе для сельскохозяйственного импорта - 26% (106‑е место). Российские чиновники сами признают, что 2009 год протекционистский, и не исключают дальнейшего повышения пошлин при необходимости.

Барьеры доступа к рынку, скорее всего, будут снижены в процессе присоединения к ВТО, надеются в ВЭФ. Однако российское правительство недавно приостановило переговорный процесс по вступлению в торговую организацию в связи с созданием таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Многие полагают, что это лишь предлог, чтобы не связывать себя обязательствами не вводить протекционистские меры. Впрочем, ими уже не брезгуют многие страны - члены ВТО. Согласно данным Всемирного банка, к весне 2009 года 17 государств из G-20 ввели новые протекционистские меры. В числе первых были США с антикризисной кампанией "покупай американское".

Когда рынки сжимаются, начинаются торговые войны, в кризис все хотели бы применить протекционистские меры, отмечает Валерий Миронов из Центра развития, "но если все будут применять их, мировая экономика будут сжиматься и кризис может превратиться во вторую Великую депрессию". Россия, по его мнению, пока использует эти меры в щадящем, точечном режиме. Российский бизнес-климат (96‑е место) также не приветствует международное участие, отмечается в исследовании. Со стимулированием активности бизнеса Россия запаздывает. Так, новый порядок проверок для бизнеса (не чаще чем раз в три года) начал действовать лишь с июля, тогда как в Таджикистане мораторий на все виды проверок малого и среднего предпринимательства введен еще в июле 2008 года, напоминает Игорь Николаев.

"Позиция России по индексу вовлеченности в торговлю существенно ниже, чем оценка России в рамках других отчетов ВЭФ, таких как индекс глобальной конкурентоспособности стран, - отмечает партнер компании "Бауман Инновейшн" Алексей Праздничных. - Оптимизм внушает тот факт, что многие показатели индекса вовлеченности в торговлю находятся в непосредственном управлении и могут быть быстро и технично улучшены".

Индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г.

Экономика

Место (из 121)

Индекс

Сингапур 1 5,97
САР Гонконг 2 5,57
Швейцария 3 5,44
Дания 4 5,44
Швеция 5 5,44
Канада 6 5,35
Норвегия 7 5,33
Финляндия 8 5,33
Австрия 9 5,29
Нидерланды 10 5,27
Китай 49 4,19
Индия 76 3,72
Бразилия 87 3,58
Казахстан 93 3,49
Россия 109 3,29


Новый игрок на российском рынке

Компания ARK World Trade объявила о выходе на российский рынок.

Данная компания занимается производством совместимых картриджей марки Europrint. По качеству и ресурсу картриджи соответствуют оригинальной продукции производителей офисной техники, но при этом выигрывают в стоимости, которая в зависимости от модели оказывается на 30-50% ниже. Картриджи Europrint производятся на современной фабрике в Китае с использованием комплектующих и тонера ведущих марок.

ARK World Trade намерена организовать в России сеть официальных представительств, которые обеспечат надежную дистрибуцию товаров марки Europrint по всей стране.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное