Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
02 июля 2009, четверг

Рынок ШПД Петербурга: вдогонку за мартом

Автор: Алена Журавлева

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, количество пользователей ШПД в Петербурге на конец мая 2009 года достигло 951 тыс., что на 8 тыс. больше, чем на конец апреля текущего года. Это больше на 1 тыс., чем прирост за апрель, но все еще значительно меньше мартовских показателей, когда прирост составил 26 тыс. абонентов. Как и в предыдущем месяце, петербургская ситуация соответствует общероссийской: увеличение по сравнению с апрелем, но показатели прироста в марте пока остались вне конкуренции. Хотя, конечно, если в Петербурге мартовские и майские показатели различаются больше, чем в 3 раза, то в федеральных масштабах разница незначительна.

В мае ТКТ и СЗТ вернулись в топ-3 лидеров по приросту абонбазы в Северной столице. Напомним, что в апреле обе эти компании, по данным AC&M-Consulting, демонстрировали отрицательный прирост. В мае первое место по приросту занял "Северо-Западный Телеком" - на его долю пришлось 36 % и 3120 абонентов: на конец мая IGL-абонбаза этого оператора составляет в Петербурге 299,27 тыс. На втором месте Interzet: на его долю пришлось 20 % от общего прироста и 140 абонентов. Абонбаза на конец мая – 125,24 тыс. Третьим по доле в приросте стал ТКТ с 17 % (1500 абонентов). Таким образом, на конец мая абонбаза этого провайдера составила 160 тыс.

При этом топ-3 по объему абонентской базы претерпел некоторые изменения, причем "задним числом". Так, по данным AC&M-Consulting, на конец апреля текущего года тройка лидеров выглядела так: СЗТ (296,15 тыс.), Interzet (123,5 тыс.) и ТКТ (121,5 тыс.). Однако в последнем отчете были внесены изменения в апрельские результаты. Так, по обновленным данным топ-3 на конец апреля выглядел так: СЗТ (296,15 тыс.), ТКТ (159,5 тыс.) и Interzet (123,5 тыс.). На конец мая 2009 года в топ-3 также вошли СЗТ, ТКТ и Interzet – в порядке, соответствующем обновленным данным за апрель.

"Данные компании AC&M -Consulting за прошлые 2 месяца были не совсем корректны, и мы были с ними не согласны, - прокомментировали в ТКТ. - Более того, данные основывались на их личных подсчетах и никаких запросов от них не поступало".

В итоге к концу мая 2009 года доли петербургского рынка распределились так. "Северо-Западный Телеком" занимает 31 % (без изменений). А вот доля ТКТ претерпела довольно существенные изменения – в том числе и за счет пересмотра размера абонбазы оператора. Доля ТКТ, таким образом, составила 17 %, а Interzet – 13 % (без изменений). "ВымпелКом" также сохранил весьма свою долю – 9 %. А вот остальные операторы с "несущественной" личной долей потеряли 4 %, "отобранные" в пользу ТКТ: их общая доля теперь составляет 30 %.

Что касается общероссийских результатов, то, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей широкополосного доступа в Интернет в России достигло к концу мая 2009 года 9,436 млн, увеличившись, таким образом на 156 тыс., что выше апрельского прироста (он был равен 145 тыс.), но пока не достиг мартовских показателей, когда прирост составил 165 тыс.

Доли провайдеров ШПД в приросте в мае распределились таким образом. В лидеры вырвался "Эр-Телеком" с 17 % в общем приросте (напомним, что в апреле доля этого оператора составляла всего 3 %). Отметим, что "прорыв" "Эр-Телекома" аналитики связывают с запуском тарифа "Москва".

На втором месте по доле в приросте остался, как и в апреле, "Северо-Западный Телеком": правда, доля чуть увеличилась – с 11 % до 12 %. "ВымпелКом", в апреле занимавший первое место по приросту, в мае оказался на третьем с 8 %. Четвертое место оказалось поделено сразу между тремя провайдерами: "ЦентрТелеком", "Костар" и "СибирьТелеком" - по 7 % от общего прироста. Далее следуют "УралСвязьИнформ" с 6 % и "ВолгаТелеком" и "Южная Телекоммуникационная Компания" - на долю двух последних пришлось по 5 % от общего прироста. Доля остальных операторов в приросте составила 25 %, что на 1 % выше показателя предыдущего месяца.

В итоге к концу мая 2009 года абонентская база топ-10 операторов ШПД выглядела так. Количество абонентов "Комстар" к концу мая достигло 1,124 млн, что на 11 тыс. больше, чем в апреле. "Костар" пока остается единственным оператором ШПД, чья абонентская база превышает миллион.

Абонентская база "ВымпелКом" на конец мая составляла 883,7 тыс.: прирост составил 12,3 тыс. "ВолгаТелеком" сохранила за собой третье место: количество абонентов этого оператора составило 780 тыс., что на 8 тыс. выше результатов апреля.

Всего на 10 тыс. от "ВолгаТелеком" отстает "ЦентрТелеком": его абонбаза на конец мая составляет 770 тыс., что на 10 тыс. больше апрельских результатов. На пятом месте по количеству абонентов в общероссийских масштабах остался "Северо-Западный Телеком" с 694,65 тыс. абонентов и приростом в 19,05 тыс. В итоге в первую пятерку операторов ШПД по абонбазе вошли компании, чье количество абонентов превышает 690 тыс.

"Эр-Телеком", несмотря на прорыв по доле в приросте пока остается на шестом месте по абонбазе с 682 тыс. абонентов (прирост 27 тыс.). Далее следует "Акадо" с 615 тыс. и приростом в 5 тыс. Количество абонентов "УралСвязьИнформ" составило 570 тыс., что на 10 тыс. больше, чем на конец апреля. "СибирьТелеком" занимает девятое место с 433,5 тыс. абонентов и приростом в 10,5 тыс. Замыкает десятку "Южная Телекоммуникационная Компания" с 402 тыс. абонентов: прирост 7 тыс.

Таким образом, доли рынка распределись между операторами так. Операторы, не вошедшие в топ-10, продолжают занимать наиболее значительную долю рынка, хотя и понемногу ее теряют: с 27 % в апреле до 26,3 % в мае. На первом месте из провайдеров остался "Комстар" с 11, 9 %, (потеря 0,1 %), на втором - "ВымпелКом" с 9,4 % (прирост 0,4 %). Также в тройку лидеров вошел "ВолгаТелеком" с 8,3 % (прирост 0,3 %). "ЦентрТелеком" оказался на четвертом месте с 8,2 % (прирост 0,2 %). Далее идут СЗТ с 7,4 %, "Эр-Телеком" с 7,2 %, "Акадо" с 6,5 % и "УралСвязьИнформ" с 6 %. На долю "СибирьТелеком" и ЮТК пришлось 4,6 % и 4,3 % соответственно. Отметим, что по большей части изменения в доле рынка связаны с отсутствием округления долей в майском отчете AC&M Consulting.


Яблоко раздора

В попытках предотвратить дальнейшее падение уровня продаж собственных трубок на российском рынке американская компания Apple обратилась к идее субсидированных iPhone. Однако операторы "большой тройки" скептически отнеслись к этой инициативе, заявив, что продажа субсидированных телефонов в России несет слишком много рисков как экономического, так и юридического характера. О том, что Apple предложила операторам новую схему продажи iPhone в России, рассказали РБК daily топ-менеджеры двух крупных ритейлеров. "Обсуждалось сразу несколько схем работы с "большой тройкой". В том числе вариант, при котором iPhone будет продаваться дешевле, но абонент вынужден будет оплатить использование определенного количества трафика GPRS заранее. Другая предложенная схема предполагала продажу телефона по стоимости ниже обычной, однако при этом абонент должен был бы подписаться на тариф с ежемесячной абонплатой в течение года", - рассказывает один из собеседников РБК daily. По словам источников, пока операторы и Apple не пришли к договоренности.

Глава российского офиса Apple Валерий Лановенко отказался от комментариев. Собеседник РБК daily, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что причина отказа "большой тройки" от этой идеи в том, что российское законодательство запрещает продажу товаров, обязывающих потребителя пользоваться какими бы то ни было дополнительными услугами. МТС о предложении Apple неизвестно, заявила пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. МТС готова обсуждать с Apple все варианты продвижения, тем не менее у схемы субсидирования в российских условиях есть свои недостатки - вопросы по окупаемости такого предложения для оператора и юридические ограничения. В "ВымпелКоме" о предложении Apple также не знают. В пресс-службе "МегаФона" отказались от комментариев.

Ранее операторы "большой тройки" пытались договориться с Apple о пересмотре условий контрактов, касающихся уменьшения обязательств по количеству iPhone и снижения их закупочных цен. По условиям контракта МТС должна была закупить у Apple 1 млн телефонов в течение трех лет, а "ВымпелКом" и "МегаФон" - по 1,5 млн - за два года. Причиной для решения вопроса о пересмотре условий послужил низкий уровень продаж телефонов в России.

"Напрямую вопрос о продаже субсидированных товаров российское законодательство не затрагивает. Однако в текстах законов "О защите прав потребителей" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действительно есть пункты, запрещающие навязывание услуг при продаже товара", - говорит руководитель арбитражной практики юридической "Вегас-Лекса" Андрей Корельский. Однако, говорит эксперт, этот пункт не создает препятствий для продажи субсидированных трубок. "Если операторы предложат абоненту выбор - купить субсидированный iPhone или по стандартной схеме либо предложат выгодный тариф при покупке iPhone, это нельзя будет считать нарушением", - уверен г-н Корельский. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что продажа дотируемых телефонов в российских условиях является попросту невыгодной.


Операторы настраивают фемтосоты

Вчера компания Vodafone запустила в Великобритании сервис Access Gateway. В рамках услуги абонент может установить дома маломощные базовые станции, создающие так называемые фемтосоты, которые обеспечивать бесперебойный прием 3G-сигнала. О внедрении оборудования для фемтосот задумываются и российские сотовые операторы. Вместе с Инфокоммуникационным союзом они разрабатывают соответствующие поправки к отраслевой нормативной базе.

Vodafone Access Gateway, по сообщению пресс-службы Vodafone, первый подобный сервис в Европе. Абоненту предлагается улучшить покрытие 3G внутри помещения, установив у себя дома компактную маломощную базовую станцию (по размеру она не превышает обычный роутер). Компактная БС создает так называемую фемтосоту, которая и обеспечивает бесперебойную связь внутри здания.

Устройство Gateway предлагается приобрести за 160 фунтов. Абонент также может арендовать его за 5 фунтов в месяц. "Vodafone Access Gateway способен обеспечить устойчивый сигнал внутри помещения – это особенно подойдет тем абонентам, которые часто передвигается из одной комнаты в другую", - поясняет директор по работе с абонентами Vodafone в Великобритании Иэн Шепард.

Аналитики компании ABI Research прогнозируют, что к 2011 г. в мире будет насчитываться 102 млн пользователей фемтосот и 32 млн точек доступа. Интерес к фемтосотам проявляют и российские операторы. В частности, вопросами внедрения фемтосот занимается Инфокоммуникционный союз.

"Проект Инфокоммуникационного союза по вопросам нормативно-правового обеспечения применения маломощных миниатюрных станций сотовой связи (шифр "Фемто") создан в апреле 2009 г.", - напоминает исполнительный директор союза Андрей Скородумов. "Технические стандарты для фемтосот утверждены, налажен выпуск оборудования, но для его широкого внедрения требуется провести работы по совершенствованию нормативно-правового поля в области межсетевого взаимодействия и использования РЧС для упрощения процедуры строительства фемтосот, в частности, для сокращения срока прохождения разрешительных документов, затрат на их подготовку и согласование. Минкомсвязи России поддержало нашу инициативу в данном направлении, - поясняет он. – Участникам рынка предстоит подготовить предложения государственному регулятору по всем аспектам внедрения фемтосот на сетях связи – как в части экономического обоснования, так и в части разработки правил применения оборудования и разрешительных документов по вводу его в эксплуатацию и использованию РЧС". Андрей Скородумов рассчитывает, что участники проекта примут решение о проведении исследований до конца июля (сейчас техническое задание на проведение исследований находится на стадии согласования). "При заинтересованном отношении участников рынка и положительных результатах работы уже в августе-сентябре может состояться заседание Научно-технического совета Минкомсвязи России по рассмотрению наших предложений в данной области", - выразил уверенность Скородумов.

Руководителем проекта назначен Алексей Косенко (компания "Скандинавский дом"), а его участниками являются члены Инфокоммуникационного Союза, представители Минкомсвязи и Россвязи.

Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Ксения Корнеева соглашается, что пока внедрение фемтосот на массовом рынке затруднено законодательными ограничениями. Но, по ее словам, "ВымпелКом" заинтересован в проекте. "Наша компания знакомится с этим вопросом, общается с поставщиками фемтосот, - говорит Корнеева. - Несмотря на то, что фемтосоты - это небольшие базовые станции, способные обслуживать всего лишь несколько человек, по российскому законодательству это оборудование является не абонентским, а операторским и подлежит лицензированию. В результате для того, чтобы включить одну фемтосоту в одном коттедже, к примеру, может потребоваться до полугода времени, которые уйдут на получение всех разрешений".

Впрочем, "ВымпелКом" уже сейчас имеет дело с так называемомы пикосотами, которые также относятся к операторскому оборудованию, и позволяют обслуживать более широкий круг пользователей, находящихся на территории их действия. Пикосоты компания использует для обслуживания корпоративных клиентов: "По запросу наших клиентов мы можем устанавливать пикосоты на офисных или производственных территориях, где затруднен прием связи от обычной базовой станции (например, в подвальных помещениях)", - резюмирует Ксения Корнеева.

Генеральный директор регионального оператора СМАРТС Андрей Гирев в свою говорит, что пока сложно оценить перспективы внедрения фемтосот на российском рынке. "Этот вопрос пока в стадии проработки. Какой бы эффективной ни была технология, сейчас надо учитывать прежде всего экономическую целесообразность", - рассуждает он. А пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Ирина Осадчая добавила, что МТС участвует в работе Инфокоммуникационного союза: "Мы считаем это направление перспективным", - говорит она. Пресс-служба "МегаФона" воздержалась от комментариев.


Неистребимый оптимизм

Текущую экономическую ситуацию большинство предпринимателей оценивают как негативную, однако при этом не теряют оптимизма и полагаются исключительно на собственные силы (совместное исследование банка "Траст" и холдинга "Ромир"). По мнению экспертов, подобные настроения вполне объяснимы: российские предприниматели - оптимисты по определению, многие из них начинали свой бизнес в лихие 1990-е, и их уже ничем не испугать, а горизонты для развития собственного дела хоть и сузились, однако остаются достаточно широкими.

Председатель правления банка "Траст" Надия Черкасова уверена, что малый и средний бизнес способен давать весьма точные прогнозы относительно бизнес-перспектив. "Результаты двухлетнего исследования "Траст Индекса МСБ" позволяют сделать вывод, что малый и средний бизнес (МСБ) способен давать весьма точные прогнозы относительно перспектив развития бизнес-среды. Более года назад предприниматели уже спрогнозировали кризис оперативнее многих аналитиков: оценивая свое текущее положение положительно, они давали негативную оценку будущему, и вскоре эти прогнозы подтвердились. Сейчас же на фоне ожиданий развития кризиса МСБ рассчитывает на свои собственные силы и ресурсы, позитивно оценивая свое будущее развитие", - пояснила она.

В 2009 году впервые за двухлетнюю историю совместных исследований банка "Траст" и холдинга "Ромир" индекс самочувствия малого и среднего бизнеса в России ушел в отрицательную зону. Негативные настроения начали преобладать в феврале и к маю увеличились на 20% (по сравнению с августом 2008 года - на 60%). Однако резкий спад коснулся только оценки текущей ситуации. Надеяться на светлое будущее малый и средний бизнес не перестал, при этом намерен построить его собственными руками, без оглядки на государство. Примечательно, что оптимизм предпринимателей не зависит от региона - в проблемных территориях его немного меньше, чем в "точках роста", но положительная динамика наблюдается везде.

По мнению экспертов, подобные настроения отнюдь не аномальны, если речь идет о России. "Наши предприниматели - оптимисты по определению, иначе они бы не выжили, - считает гендиректор "Финэкспертиза-консалтинг" Дмитрий Шустерняк. - Становление многих бизнесов пришлось на начало 1990-х, когда ситуация была гораздо хуже и неопределеннее, чем при самых пессимистичных прогнозах в развитии нынешнего кризиса. И наших предпринимателей сложно чем-то напугать". К тому же, несмотря на кризис и явную разбалансированность отечественной экономики, Россия по-прежнему остается страной огромных возможностей для малого и среднего бизнеса, убежден г-н Шустерняк. "Безусловно, покупательная способность падает, но люди не перестанут есть, одеваться и отдыхать, - говорит он. - Предприимчивый и энергичный бизнесмен всегда найдет, на чем заработать".


Жизнь без труда

Ситуация на рынке труда остается напряженной, но хронической безработицы, которой пугают многие эксперты, пока удается избежать, отмечается в совместном мониторинге Всемирного банка и Роструда. Однако в отличие от 90-х годов адаптация к кризису на рынке труда чаще происходит не за счет снижения уровня оплаты труда, а за счет сокращения штата. Многие работодатели воспользовались кризисом для оптимизации численности персонала и снижения издержек на оплату труда.

Пик безработицы был пройден в январе-марте, после чего возобновился рост вакансий и снизился темп регистрируемых незанятых. Но в сентябре, по мнению главы Роструда Юрия Герция, темп роста безработицы вновь ускорится. На конец года, по оценке Роструда, на бирже труда будут числиться около 2,6 млн человек против 2,2 млн в настоящее время. "Мы считаем, что высвободится часть граждан, которые сейчас заняты на вахтовых и сезонных летних работах, а также не удастся в полной мере обеспечить занятость выпускников вузов и профессиональных учебных заведений", - рассказал г-н Герций.

Адаптация рынка труда к снижению деловой активности идет за счет сокращения занятости, снижения реальной заработной платы и сокращения рабочего времени. С апреля 2008 года занятость сократилась на 5%, реальная заработная плата - в среднем на 4%. Расширяются масштабы использования сокращенного рабочего времени. Однако в отличие от 1990-х годов, когда наиболее заметной реакцией рынка труда на кризис было сокращение реальных заработных плат, теперь чаще всего адаптация происходит за счет снижения занятости. Многие работодатели просто воспользовались кризисом для оптимизации численности персонала и издержек на оплату труда, рассказывает начальник управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Михаил Крощенко: "Сокращенное рабочее время и, как следствие, сниженная заработная плата нередко сопровождаются ужесточением норм выработки при сохранении объемов производства товаров и услуг". По данным мониторинга, увеличение уровня регистрируемой безработицы вызвано прежде всего ростом безработицы среди мужчин и городского населения: кризис в первую очередь затронул промышленность и строительство, где доминирует мужская занятость. При этом наиболее остро по-прежнему стоит вопрос занятости в моногородах, особое внимание на которые власти обратили после нескольких акций протеста в них. "Именно в моногородах высока вероятность возникновения новых очагов застойной безработицы. Раньше она была характерна для регионов Северного Кавказа", - предупреждает г-н Крощенко.


Microsoft укрепляет позиции на поисковом рынке

Компания StatCounter подвела итоги анализа американского рынка поисковых систем в июне текущего года.

Бесспорным лидером интернет-поиска остается Google. Правда, за прошедший месяц рыночная доля этой компании незначительно снизилась и теперь составляет 78,48%. Для сравнения: в мае Google обработала 78,72% запросов, сделанных с территории Соединенных Штатов.

Второе место в списке крупнейших поисковиков занимает Yahoo!: доля этой компании выросла с 10,99% в мае до 11,04% в конце прошлого месяца.

Что касается Microsoft, замыкающей тройку лидеров, то она в июне обработала 8,23% поисковых запросов. Более того, в отдельные дни прошлого месяца рыночная доля корпорации достигала 9%. Для сравнения: в апреле данный показатель равнялся 7,21%, а в мае - колебался около 7,8%.

Рыночные доли популярных поисковых систем

Рыночные доли популярных поисковых систем

Эксперты отмечают, что росту популярности поисковых служб Microsoft прежде всего способствовал запуск новой системы Bing. Сервис Bing, пришедший на смену Live Search, призван упростить поиск в Интернете и повысить качество выдаваемых результатов.

Несмотря на то что увеличение рыночной доли Microsoft на один процент кажется каплей в море, аналитики говорят, что в целом новый поисковик корпорации взял хороший старт.

Статистика StatCounter базируется на анализе загрузок приблизительно четырех миллиардов страниц в месяц.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное