Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 января 2009, пятница

NEC и Hitachi сократят 27 тысяч человек

Японская корпорация NEC намерена к марту 2010 года уволить 20 тысяч сотрудников по всему миру, передает AFP. Сорок процентов сокращений придется на Японию. NEC ожидает, что чистый убыток в финансовом году, заканчивающемся в марте 2009 года, составит 3,2 миллиарда долларов. Финансовые показатели компании.

Другая японская корпорация, Hitachi, собирается сократить численность персонала на семь тысяч человек. В 2009 году, по прогнозу компании, ее чистый убыток составит 7,8 миллиарда долларов.

Третья корпорация, Fujitsu, объявила, что с марта по декабрь 2008 года ее чистый убыток составил 403 миллиона долларов. Представители Fujitsu считают, что финансовый год окажется компании убыточным.

Японская экономика переживает первую рецессию за последние семь лет. Ее причиной является падение зарубежного спроса на автомобили, компьютеры, фото- и видеокамеры и другие товары, являющиеся важной статьей экспорта.


Кризис продлится три года

По экспертным оценкам, кризис будет длиться три года. Об этом сообщил сегодня первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа. "Нам говорят, что кризис будет длиться три года, из которых 2009г. будет наиболее сложным", - сказал он.

При этом первый вице-премьер указал на необходимость изменения структуры экономики и разумного использования накопленных резервов. Он предостерег от ситуации, при которой Россия может к концу кризисного периода остаться со старой экономической структурой, в то время как ее партнеры по "большой восьмерке" модернизируют свои экономики и извлекут уроки из кризиса.

И.Шувалов подчеркнул правильность ранее избранной стратегии по формированию резервов. Он напомнил депутатам, что несколько месяцев назад, и даже в августе 2008г., когда кризисные явления уже проявились в российской экономике, на Минфин оказывалось давление с целью начать расходование резервов.

Указав на правильность действий Минфина, первый вице-премьер сказал, что сценарии развития кризиса могут быть еще более жесткими, чем предполагается. "В настоящее время мы рассматриваем достаточно жесткий сценарий, однако сценарии могут быть еще жестче, и доходы федеральных и региональных бюджетов будут даже не такие, о которых мы говорим на сегодняшний момент", - сказал И.Шувалов.

Также Игорь Шувалов отметил, что в ближайшее время правительство представит скорректированный антикризисный план на 2009г. По его словам, антикризисный план будет содержать дополнительные социальные программы и программы инфраструктурного развития. "Все это потребует законодательного обеспечения", - сказал первый вице-премьер.

Он также добавил, что правительство намерено и дальше оказывать поддержку российским предприятиям. "Список этих предприятий будет пополняться, и их количество будет приближено к 2 тыс.", - указал он. При этом, по словам И.Шувалова, в него войдут "как предприятия, реализующие программу технического перевооружения экономики, так и предприятия, по которым будут приниматься тяжелые решения вплоть до их закрытия".

"Все предприятия спасти будет невозможно и не нужно", - указал чиновник. Поддержку неконкурентоспособных предприятий И.Шувалов объяснил необходимостью смягчения социальной напряженности, которая может возникнуть из-за их закрытия.


Минкомсвязи зовет зарубежных производителей

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев на встрече с зарубежными производителями телекоммуникационного оборудования призвал инвестировать в развитие производства в России и обещал за это государственную поддержку. Участники позитивно оценили факт встречи, а аналитики считают, что западные компании будут развивать свое производство в России только при условии, что им будут гарантированы существенные льготы.

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев встретился с зарубежными производителями телекоммуникационного оборудования. Во встрече принимали участие более 20 представителей иностранных производителей инфокоммуникационного оборудования, среди них IBM, ASUS, AMD, Intel, Lenovo, Avaya, Nortel, Cisco, HP, Dell, Motorola, Huawei, Acer, Fujitsu Siemens и другие. Встреча носила ознакомительный характер. Г-н Щеголев заявил о готовности поддержать иностранные компании, инвестирующие в строительство своего производства в России. При этом министр призвал не использовать страну только в качестве рынка сбыта, сообщила пресс-служба Минкомсвязи. "Мы будем поддерживать тех, кто настроен перенести в Россию производство, передовые технологии и готовить кадры. Это на долгое время будет нашим приоритетом. Модель банальных продаж уже исчерпана", - заявил г-н Щеголев.

По мнению вице-президента российского представительства Huawei Technologies Александра Богданова, встреча с министром была очень полезна для участников рынка. "У вендоров появилось понимание, что правительству небезразлична судьба отрасли", - говорит он. Глава представительства Fujitsu Siemens Computers в России и странах СНГ Всеволод Карамышев также уверен, что вендоры увидели заинтересованность ведомства в сотрудничестве с зарубежными компаниями, которые несут в страну новые технологии, и желание идти им навстречу.

Вендоры будут развивать свое производство в России только при условии существенного снижения себестоимости, считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева: "Речь может идти о каких-то налоговых льготах, получении частичного финансирования от государства, например, в форме дешевых целевых кредитов, выделении производственных площадок и т.д. Кроме того, достаточно действенным инструментом может стать расширение режима "переработка для внутреннего потребления", который позволит беспошлинно ввозить комплектующие. Конечно, дополнительным стимулом может выступить повышение пошлин на ввоз соответствующих товаров. Не желая терять российский рынок, многие компании создадут локальные производства".


ViewSonic лишился главы

Глава представительства ViewSonic в России Вадим Степанишин оставил свой пост.

Свою работу в компании Вадим Степанишин начал в 2002 году. В круг его обязанностей входила разработка стратегических шагов по продвижению бизнеса компании на российском рынке, работа с ключевыми заказчиками ViewSonic, создание активно действующей партнерской сети.

Исполняющей обязанности главы представительства компании назначена Инна Сорокина, которая до последнего времени возглавляла работу с дистрибуторами компании ViewSonic в России.


Кризис в рекламе затянется

Ситуация на глобальном рекламном рынке будет ухудшаться в 2009 году и не восстановится до второго квартала 2010 года. Об этом в кулуарах ежегодного Всемирного экономического форума в Давосе заявил глава четвертой по величине мировой рекламной группы в мире - французской Publicis - Морис Леви, передает агентство Reuters. Морис Леви также отметил, что резкий спад будет создавать новые возможности по приобретениям для таких крупных игроков, как Publicis. Однако он добавил, что проявит осторожность по поводу чрезмерного расширения бизнеса.

Cтратегический консультант и CEO компании "Миланор" Пьеррик Дютуа разделяет мнение Мориса Леви, но отмечает, что это коснется лишь таких традиционных медиа, как пресса, телевидение и радио. "В отношении Интернета кризис будет менее тяжелым и продолжительным, так как большинство рекламодателей будут пробовать использовать этот ин-струмент все чаще", - прокомментировал он. Кроме того, он отметил, что в стремлении к эффективности в работе многие компании постараются не только использовать возможности сделок M&A, но и будут менять свои бизнес-модели.

Медиадиректор агентства коммуникаций Magic Box Леонид Тюленев также согласен с прогнозом Мориса Леви. "Большинство крупных рекламодателей на глобальном рынке планируют существенное сокращение бюджетов на 2009 год. В этому году рекламный рынок вряд ли поднимется, - говорит он. - Многие компании испытывают недостаток в средствах и готовы продавать свои профильные и непрофильные активы, они могут стать жертвами поглощений. Но, с другой стороны, для этих сделок тоже нужны заемные средства, с которыми сейчас тоже есть проблемы. Те компании, у которых есть собственные средства и возможность их получить, будут сейчас агрессивно расширяться", - говорит он.

По мнению большинства участников рынка, глобальный финансовый кризис действительно стал катализатором процессов дружественных поглощений, главная задача которых - повышение эффективности и увеличение потенциала развития бизнеса в сложных финансовых условиях. Самой известной M&A-сделкой, произошедшей в прошлом году на международном рекламном рынке, стало поглощение немецким холдингом GfK исследовательской компании TNS, на которую также претендовал рекламно-коммуникационный холдинг WPP Group. В прошлом году последний подписал соглашение с исследовательской компанией Nielsen об обмене активами. Обмен укрупнил информационно-консалтинговое подразделение реклaмно-коммуникационного холдинга - Kantar Group. Кроме того, в течение прошлого года и с начала этого WPP Group приобрела еще несколько компаний. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина уверена, что тенденция укрупнения активов сейчас существует. "В сегодняшней ситуации многие компании нуждаются в наличных деньгах. Поэтому они готовы продать часть своих активов, - полагает она. - У тех компаний, которые не испытывают затруднений, есть возможность пополнить свои активы за меньшие деньги".


"Эльдорадо" не решило бытовые проблемы

Крупнейшая отечественная сеть магазинов бытовой техники и электроники (БТЭ) "Эльдорадо" впервые показала отрицательную динамику по результатам 2008 года: выручка ее магазинов в России (без учета салонов связи и франчайзинговых точек) снизилась на 4,2%, до $4,1 млрд. Ритейлер ссылается на сложности с кредитованием и падение спроса на технику. Между тем, по поданным экспертов, весь рынок БТЭ в прошедшем году вырос на 12-15%, а основные конкуренты - "М.Видео", "Техносила" и "Мир" увеличили продажи на 43%, 30% и 15% соответственно.

В 2008 году продажи сети "Эльдорадо" в России (без учета салонов связи и франчайзинговых точек) составили всего $4,1 млрд, что на 4,2% ниже показателя 2007 года ($4,281 млрд), сообщил пресс-секретарь "Эльдорадо" Илья Новохатский. Выручка всей группы "Эльдорадо" в России и на Украине (с учетом салонов связи и поступлений от франчайзи, но без продаж сети "Сулпак" в Казахстане) составила около $5 млрд, что на 9,1% ниже аналогичного показателя 2007 года ($5,5 млрд). Ухудшение показателей ритейлер объясняет последствиями финансового кризиса, который "ограничил доступ к кредитным ресурсам, что негативно повлияло на оборотный капитал "Эльдорадо" и привело к снижению поступлений продукции в магазины сети в июле-октябре 2008 года". Так, в ноябре-декабре прошлого года сеть зафиксировала падение покупательского потока на 25% в сравнении со средним месячным уровнем до кризиса, уточнил господин Новохатский.

Недостаток оборотных средств "Эльдорадо" начала испытывать еще весной 2008 года, когда несколько банков-партнеров отказались пролонгировать ей действующие кредитные линии и потребовали досрочного погашения долгов, рассказывали тогда "Ъ" источники в сети. Кредиторы ссылались на предъявленные ООО "Эльдорадо", бывшей оптовой компании сети, налоговые претензии на сумму около 13,5 млрд руб. Сейчас ритейлер отрицает связь с этой компанией, а она уже переименована в ООО "Оптовик" и проходит процедуру банкротства. Как признавался "Ъ" основной владелец "Эльдорадо" Игорь Яковлев, на начало 2008 года общий долг сети перед банками и поставщиками превышал $1 млрд. В рамках реструктуризации "Эльдорадо" привлекла кредит от чешской PPF Group на сумму $500 млн под залог недвижимости и 51-процентной доли в кипрской "Тентеко" (владелец 100% "Эльдорадо"; о предстоящем приобретении сети консорциумом PPF и итальянской Generali "Ъ" сообщал 27 января). За счет средств инвестора к декабрю 2008 года просроченная задолженность сети перед поставщиками была сокращена до $64 млн (на июнь составляла $390 млн).

Группа компаний "Эльдорадо" образована в 1994 году. Под брендом "Эльдорадо" и ЭТО работает более 1 100 магазинов бытовой техники и 380 салонов связи в России и на Украине. Развивает торговую сеть "Сулпак" в Казахстане. Основной владелец - Игорь Яковлев.

Основные конкуренты "Эльдорадо" по итогам 2008 года показали прирост. Согласно опубликованной в среду неаудированной отчетности "М.Видео", выручка ритейлера составила $2,733 млрд, что на 42,9% выше продаж в 2007-м. Выручка "Техносилы" (без учета франчайзинга) достигла $1,9 млрд (+ 30,1%), "Мира" - $0,773 млрд (+ 9%). По предварительным данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, объем рынка бытовой техники и электроники в России в прошлом году оказался в рамках докризисных прогнозов и составил примерно $17 млрд, что на 12-15% выше показателя 2007 года.

"На 2008 год мы закладывали оборот на уровне примерно $2,2 млрд, но из-за кризиса планы пришлось скорректировать",- признается вице-президент по стратегическому развитию сети "Техносила" Леонид Тюкавкин. Отказаться от намеченных планов, по его словам, компании пришлось по трем причинам: из-за проблем девелоперских компаний ритейлер не смог выполнить план по открытию магазинов (планировалось 32-40 новых точек продаж, было открыто 20), кроме того, наблюдалось общее падение спроса на бытовую технику и резкое снижение объема потребительского кредитования (в "средний" месяц до кризиса на долю кредитных товаров в "Техносиле" приходилось 25-30% выручки, в конце 2008 года - только 10%). "На 2009-й мы закладываем два сценария: при оптимистичном - показатели остаются на уровне 2008 года, при пессимистичном - выручка снизится до $1,5 млрд",- добавляет господин Тюкавкин.


Девальвация в помощь

По результатам опроса руководителей 720 предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), январь преподнес неожиданный сюрприз промышленности: по ряду ее отраслей улучшилась ситуация с кредитованием. Лучше всего ситуация обстоит в нефтехимии и пищевой промышленности - 28% опрошенных расценили доступ к кредитам в этих отраслях как "нормальный". Некоторое улучшение возможности кредитования эксперты объясняют девальвацией рубля, а также сжатием разрыва между растущими ставками по кредитам и падающей рентабельностью предприятий. Бюджетные вливания в экономику до компаний так и не дошли.

Характеристики доступности кредитов

В сентябре 2008 года от 40 до 80% предприятий считали доступным банковское финансирование. Сейчас нормальный доступ к кредитам в целом по промышленности имеют 22% предприятий, подсчитал заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. По отраслям этот показатель колеблется от 28% в пищевой и нефтехимической до 10% в стройиндустрии и легкой промышленности. Наличие постоянного спроса в кризис делает эти отрасли более привлекательными для банков.

"Пищевая и нефтехимическая отрасли - нециклические, спрос на их продукцию высок даже при кризисе", - комментирует ситуацию ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов. Самую высокую удовлетворенность спросом на продукцию в январе ИЭПП зафиксировал в пищевой промышленности: им довольны 60% предприятий против 45% в декабре. Повышению спроса на отечественную продукцию помогает подорожание импорта. "Конкурирующий импорт снизил свое негативное влияние на российскую промышленность: только для 11% предприятий он сдерживал в январе рост производства, против 31% в третьем квартале 2008 года, - рассказывает г-н Цухло. - Таковы первые подтвержденные результаты курсовой политики Банка России".

В машиностроении о нормальной доступности кредитов заявило 24% предприятий, как и в ноябре 2008 года, что на 6 п.п. превышает показатель декабря. "Сыграла роль девальвация рубля для предприятий со значительной долей экспорта и российскими комплектующими в производстве, у которых появилась дополнительная маржа. Но большинство компаний не может себе сейчас позволить взять кредиты. Реальные ставки составляют от 18 до 25%. Машиностроению их не потянуть", - говорит президент группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев.


Нетбуки вытесняют ультрапортативные лэптопы

Рост продаж нетбуков будет происходить за счет сокращения доли их более крупных братьев, прогнозируют аналитики.

Так, компания International Data Corp (IDC) прогнозирует, что продажи нетбуков в этом году составят около 20,6 млн шт., тогда как ультрапортативных ноутбуков (весящих от 1 до 2 кг и имеющих диагональ экрана от 11" до 13") будет продано почти вдвое меньше.

При этом обычная для ультрапортативных лэптопов доля на общем рынке ноутбуков в 8-10% сократится до 5,7%, а нетбуков - напротив, вырастет до 12,3%.

Отметим, что аналитики ABI Research прогнозируют еще больший рост продаж нетбуков в 2009 году - до 35 млн шт. В 2013 же году, по расчетам компании, объем этого сегмента рынка вырастет до 139 млн шт.


"Беталинк" решает квартирный вопрос

Сети салонов сотовой связи "Беталинк" не удалось договориться с арендодателями о снижении арендных ставок. Это привело к временному закрытию ряда салонов в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске - всего закрылось около 20-30% торговых точек сети. Из-за роста курса доллара расходы на аренду в рублевом эквиваленте повысились на 25%, поэтому просьбы ритейлеров о снижении цен вполне обоснованны, считают аналитики.

Попытка сети салонов связи "Беталинк" договориться о снижении ставок с арендодателями привела к временному закрытию ряда салонов в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Руководство сети направило арендодателям письмо с просьбой о снижении арендных ставок на 30-40% с 1 февраля этого года, рассказал РБК daily президент компании Владимир Анненков. По его словам, многие арендодатели не согласились с условиями, предложенными "Беталинком", и опечатали салоны. "Из-за споров с арендодателями временно закрыто порядка 20-30% салонов сети (в начале ноября 2008 года у "Беталинка" было 750 салонов. - РБК daily)", - говорит г-н Анненков.

В ноябре 2008 года "Беталинк" заключил франчайзинговый договор с компанией МТС. Согласно этому договору оператор выплачивает сети ежемесячное вознаграждение за выполнение определенного плана продаж. По словам PR-директора МТС Елены Кохановской, в настоящий момент МТС не собирается пересматривать условия контракта с "Беталинком". "Беталинк" в целом выполняет планы по продажам, нам важно, чтобы и в будущем сеть оптимизировала свою работу таким образом, чтобы все условия контракта соблюдались", - пояснила она. По словам г-жи Кохановской, дальнейшее сотрудничество оператора с ритейлером будет по-прежнему определять динамика продаж.

С просьбой о снижении ставок к арендодателям обращались и другие сотовые ритейлеры. Переговоры "Евросети" с арендодателями проходят успешно, говорит пресс-секретарь компании Наталья Аристова. "До нового года нам удалось добиться снижения арендных ставок в среднем на 20-30%. В январе арендодатели стали еще более лояльны, и в некоторых точках мы договорились о снижении ставок на 50-60%", - говорит она. По словам г-жи Аристовой, "Евросеть" рассматривает возможность закрытия нерентабельных точек. "Мы подсчитали, что закрытие 10% салонов снизит продажи на 5%. При этом показатель EBITDA улучшится", - говорит она. "Цифроград" также обращался к арендодателями с просьбой о снижении арендных ставок, рассказывает президент сети Дмитрий Деревенский. "Мы стараемся варьировать запросы в зависимости от привлекательности каждой торговой точки. Чаще всего мы предлагаем арендодателям схему, при которой они снижают нам ставку ровно настолько, насколько упала рентабельность данной точки", - утверждает он. Ранее президент "Цифрограда" говорил, что количество салонов сети из-за роста арендных ставок и снижения покупательной способности сократилось на 25-30%.

Глава отдела торговых помещений консалтинговой компании DTZ Дмитрий Хечумов говорит, что сегодня можно наблюдать тенденцию к снижению арендных ставок. "Ритейлеры в массовом порядке просят арендодателей о снижении арендных ставок на 20-30%. Их просьбы вполне логичны, так как из-за роста курса доллара расходы на аренду в рублевом эквиваленте в среднем повысились на 25%, а обороты сетей, как мы знаем, из-за снижения покупательной способности становятся только меньше", - говорит г-н Хечумов. Стоимость квадратного метра в сотовой рознице сейчас варьируется от 1,5 тыс. до 10 тыс. долл. за 1 кв. м в год в зависимости от привлекательности торговой точки. В дальнейшем можно ожидать, что арендодатели все-таки пойдут на уступки и цены снизятся в среднем по рынку не менее чем на 10%, говорит г-н Хечумов.


Рынок труда оживает

Автор: Андрей Кошман

На российском рынке труда наблюдается оживление. Компании, уволившие в конце прошлого года большое количество сотрудников, поняли, что переборщили, и сейчас ищут им замену. Как пишет в среду газета "Труд", опасаясь недостатка ликвидности, работодатели избавились от "жирка" - например, вторых и третьих бухгалтеров, дополнительных кредитных контролеров, рассчитывая, что с их работой справятся оставшиеся сотрудники.

Но возможности оставшегося персонала многие явно переоценили. "Иногда получалось так, что сотрудников сокращали, а потом понимали, что их функции не выполняются. Например, все обязанности - и бюджеты, и зарплаты, и кредитный контроль - ложились на главного бухгалтера, он не справлялся, и компании нужно было срочно искать новых сотрудников", - рассказали газете в финансовом департаменте рекрутинговой компании Antal Russia.

В рост рынка труда свой вклад вложили и высококлассные специалисты, оставшиеся без работы в конце года. До конца января они, по-видимому, жили на накопленные средства и компенсации, а затем начали поиск вакансий. Предвидя такое развитие событий, некоторые компании вышли на рынок труда, даже не испытывая острого недостатка в кадрах. Они рассчитывают на то, что теперь смогут получить в свой штат опытных работников за меньшие деньги.

По данным агентства "Империя кадров", в два с половиной раза увеличился спрос на сотрудников у производителей промышленного оборудования, в два раза - у компаний, занятых в индустрии строительства и недвижимости, более чем в полтора раза - у работодателей в секторе товаров повседневного спроса. Востребованы специалисты по продажам, административный персонал, инженеры, бухгалтеры, а также финансисты - в частности, экспертов по кредитному контролю компании готовы искать, даже не имея свободных мест.

Впрочем, у рынка труда остаются и "депрессивные" отрасли. Так, никто не нанимает специалистов по информационным технологиям и телекоммуникациям. Впрочем, по мнению кадровых агентств, это связано с тем, что соответствующие отрасли позже всех "отходят" от новогодних праздников.

Несмотря на подъем, эксперты пока не считают, что рынок вернулся к своей докризисной активности – он по-прежнему не способен удовлетворить всех желающих. К тому же январско-февральский "бум" будет краткосрочным – весной работодатели снова начнут сокращать штаты.




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное