Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
26 января 2009, понедельник

2009 как 2001

В 2009 году мировой рынок мобильных телефонов сократится на 9%, считают аналитики Strategy Analytics.

Сокращение объемов мобильного рынка будет отмечено впервые с 2001 года. Особенно тяжелым для индустрии окажется первое полугодие нынешнего года, что будет обусловлено рядом факторов. Прежде всего, это общее снижение потребительского спроса, вызванное финансовым кризисом. На состоянии развитых рынков также скажется обычное для этого времени года уменьшение объемов поставок. В азиатском регионе ситуацию не исправит даже китайский новый год, в преддверии которого обычно отмечается существенное повышение спроса. На этот раз подобного не произойдет, считают аналитики.

Согласно прогнозам, в 2009 году будет продано 1,08 млрд мобильных телефонов. В прошлом году эта цифра составляла 1,18 млрд устройств. Со времени возникновения мобильной индустрии в 1983 году снижение объемов продаж наблюдалось лишь однажды. В 2001 году объемы рынка сократились на 6% по сравнению с предыдущим годом.

Итоги последних трех месяцев 2008 года подкрепляют тревожные прогнозы аналитиков. Для этого периода характерен традиционно высокий уровень спроса, однако результаты четвертого квартала оказались хуже показателей третьего.

Примечательно, что отчет Strategy Analytics был опубликован спустя неделю после того, как своими не слишком радужными взглядами на будущее поделились компании Nokia, Samsung, LG и Apple.


Работы стало меньше

В конце прошлой недели Государственная инспекция труда Санкт-Петербурга сообщила, что о предполагаемом увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата организацию официально уведомили 429 работодателей, а общее число уволенных превышает 15 тыс. человек. Эксперты прогнозируют, что основная волна сокращений персонала еще впереди, и отмечают, что к наиболее востребованным сейчас относятся специалисты области производства и продаж товаров повседневного спроса, а также антикризисные управляющие.

В пятницу Государственная инспекция труда сообщила, что с 10 октября 2008 года по 13 января 2009 года 429 работодателей уведомили органы службы занятости города о предполагаемом увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата. При этом 72 работодателя, по данным инспекции, проводят массовые увольнения. По состоянию на 13 января 2009 года численность предполагаемых к увольнению работников составляет около 15,5 тыс. человек, из которых около 7,3 тыс. уже уволено. Из них уже нашли новую работу чуть более 85%.

Эксперты называют эти цифры заниженными, отмечая, что значительная часть компаний не уведомляет инспекцию о своих действиях, а также проводит увольнения по "серым" схемам. Основная волна сокращений еще впереди и придется на второй квартал 2009 года, полагают рекрутеры. Тогда многие компании, пока пытающиеся удержать кадры, окажутся не в состоянии продолжать платить зарплаты и пойдут на более резкое сокращение издержек, в том числе и численности персонала. По данным службы исследований компании HeadHunter (см. таблицы), в наибольшей степени пострадали представители высшего менеджмента, специалисты по управлению персоналом, административный персонал, специалисты в области банковской деятельности, маркетинга/рекламы, а также развлечений/массмедиа. В этих областях количество вакансий сократилось на 50-70% по сравнению с августом 2008 года. При этом выросло число вакансий только в области "медицина и фармацевтика" (+4,5%). По словам гендиректора компании "Фармация" (сети "Новая аптека" и "Здравница") Евгения Богданова, это объясняется тем, что аптечные сети даже в конце прошлого года продолжали активно развиваться. Но уже в конце первого квартала этого года эта тенденция должна прекратиться, так как и аптечные сети начали оптимизировать количество торговых точек и сотрудников.

"По нашей информации, основной спрос сейчас приходится на специалистов в производственные компании, в продажи, в первую очередь FMCG (товары повседневного спроса - РБК daily), - рассказывает генеральный директор группы поиска персонала "Триза Exclusive - Санкт-Петербург" Светлана Катаева. - Уже можно говорить об устойчивом спросе на антикризисных управляющих, специалистов по планированию, оптимизации расходов, т.е. экономистов с фокусом именно в этом направлении". Консультанты компании "Консорт Петербург" отмечают, что сейчас наиболее востребованы специалисты в ИТ-области, табачной промышленности и сфере продаж алкогольной продукции и табачных изделий. "Что касается переквалификации, о которой сейчас многие говорят, то, к примеру, агент по продажам с техническим образованием может найти работу по специальности в производственной компании, - говорит консультант "Консорт Петербург" Любовь Андреева. - Но важно понимать, что начинать придется с рядовых позиций, с понижением (и, возможно, существенным) уровня оплаты труда".

В целом пока аналитики говорят, что переквалификация для специалистов - это скорее гипотетическая возможность, а не настоятельная необходимость. По словам директора агентства "Эксперт" Владимира Белявского, в плане зарплат кандидаты уже проявляют заметно большую гибкость. "Уровень зарплатных ожиданий стал очень размытым, множество резюме публикуются и вовсе без них, - говорит он. - И кандидаты, и работодатели как бы тестируют ситуацию, определяя, что возможно, а что уже/еще нет". Светлана Катаева отмечает, что часть сотрудников из пострадавшего финансового сектора предпочитает не искать новую работу, а создавать свои небольшие инвестиционные фирмы, практически из двух-трех человек, и работать на себя. Такие примеры есть и в других видах бизнеса, где "порог входа" на рынок условно небольшой.

Таблица 1. Рейтинг наиболее трудоизбыточных специальностей*

Позиция в рейтинге

Специализация

Индекс HeadHunter, октябрь- ноябрь 2008 г.

1

Сотрудник инвестиционной компании

8,52

2

Специалист по кредитам

4,46

3

Менеджер по работе с клиентами (продажи)

4,05

4

Аналитик (банки/инвестиции/лизинг)

3,89

5

Внутренние операции (Back Office)

2,46

6

Продажа финансовых продуктов

2,35

7

Коммерческий банк

2,14

*Показатель рассчитывается как отношение числа резюме к числу вакансий. Если отношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если отношение меньше 1, то спрос превышает предложение.

Таблица 2. Рейтинг дефицитных специальностей

Позиция в рейтинге

Специализация

Индекс HeadHunter,
октябрь-ноябрь 2008г.

1

Специалист по логистике

0,04

2

Инженер (строительство/недвижимость)

0,08

3

Программист/разработчик

0,08

4

Провизор/фармацевт

0,08

5

Бухгалтер

0,08

6

Менеджер по продажам (медицина/фармацевтика)

0,10

7

Аналитик (информационные технологии)

0,13

Источник: HeadHunter


Контекстная реклама тоже испытывает рецессию

Автор: Николай Двас

Как сообщает Wall Street Journal, вопреки ожиданиям, в США рынок контекстной рекламы в четвертом квартале 2008 года снизился на 8% по сравнению с тем же периодом 2007.

Результаты исследования фирмы Efficient Frontier показали, что практически весь 2008 год уровень затрат рекламодателей на контекстную рекламу не менялся, и лишь четвертый квартал показал падение. При этом произошло небольшое перераспределение долей рынка: доля Google сохранилась неизменной - 76%, на полпроцента выросла доля Yahoo и достигла 20%, доля Microsoft Live Search примерно на столько же сократилась (и стала равной 4,2%). Также сокращение расходов на рекламу зависело от рекламного бюджета. Больше всего уменьшились затраты на контекст у компаний, тративших на рекламу менее пятидесяти тысяч долларов в месяц: они заплатили на 23% меньше. Рекламодатели, чьи расходы на рекламу были велики (более двухсот тысяч) урезали эту статью бюджета на 9%. Клиенты с промежуточными расходами, в среднем, сколько платили до кризиса, столько и продолжают платить сейчас.

Российский контекст - островок стабильности

Другими данными располагает руководитель отдела рекламных технологий "Яндекса" Евгений Ломизе: "Если судить по зарубежной прессе, то интерес рекламодателей к контекстной рекламе на западе тоже растет. Западные рекламодатели, как и российские, понимают, что в ситуации, когда дорог каждый клиент, контекстная реклама - самый подходящий инструмент, поскольку она напрямую способствует продажам", - сообщил Евгений Ломизе. Судя по данным "Яндекс.Директа", поводы для оптимизма есть. Количество клиентов и объем размещений растут. Стоимость клика меняется в зависимости от сегмента рынка. Причем, меняется весьма и весьма предсказуемо. В таких сегментах, как строительство, операции с недвижимостью, транспортные услуги и промышленное оборудование, цена клика продолжает снижаться. Ровно эти же области и испытывают наибольшие трудности.

В сфере финансов и деловых услуг после ощутимого падения в начале кризиса цены на клик стабилизировались. Потребительские товары и услуги, включая такие сегменты, как мобильная связь, мода и красота, здоровье, туризм, рекламируются по той же цене, что и рекламировались. Исключение в этом сегменте составляют только товары, связанные с ремонтом и благоустройством жилья. Как сообщил Евгений Ломизе, их реклама стабильно дешевеет, коррелируя с ценами на рекламу недвижимости. В то же время, судя по статистике "Яндекс.Директа", существуют сегменты, в которых динамика стоимости клика разнонаправлена. Так, например, реклама продажи автомобилей дешевеет, а расценки на рекламу обслуживания не меняются.

Российский рынок контекста как заметно более маленький, чем западный, не перейдет из роста в падение, - к такому выводу специалисты пришли в конце октября. В то же время, структура его очевидным образом меняется, но немного не по тем законам, что на западе.


Найдены виновники мирового финансового кризиса

Нынешний финансовый кризис – катастрофа, созданная человеческими руками. В возникновении и развитии кризиса мировой системы виноваты крупные политические и экономические деятели. Такого мнения придерживается британская газета The Guardian, которая опубликовала список 25 виновников текущего краха.

Первое место в списке занял Алан Гринспен, возглавлявший Федеральную резервную систему (ФРС) США в 1987-2006гг. Издание обвиняет его в "раздувании ипотечного пузыря", который стал следствием "низкой процентной ставки и недостатка регулирования в области ипотечных займов".

К виновникам кризиса газета также отнесла видных политических деятелей, в частности бывшего президента США Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, премьер-министра Великобритании Гордона Брауна и бывшего сенатора Техаса Фила Грамма. По мнению автора статьи, если Б.Клинтон лишь начал раздувать ипотечный пузырь, то администрацию Дж.Буша можно смело обвинить в том, что она "ничего не предприняла для ограничения кредитования и позволила брать кредиты даже тем американцам, которые не могли себе это позволить".

В список попали также бывшие и нынешние видные деятели крупнейших финансовых учреждений США и Великобритании, таких, как страховая компания American International Group Inc. (AIG), банки Goldman Sachs, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Halifax Bank of Scotland, Royal Bank of Scotland, Bradford & Bingley, Northern Rock, Bear Stearns, Bank of England, Citigroup, Countrywide Financial и другие. "Досталось" также премьер-министру Исландии Гейру Хорде и главе Банка Англии Мервину Кингу, который "не сумел вовремя заметить раздувающегося ипотечного пузыря".

В списке виноватых также оказались финансист Джордж Сорос, миллиардер Уоррен Баффет и глава американского хеджевого фонда Джон Полсон. По мнению автора статьи, их вина заключается в том, что они знали о "наступлении кризиса, но ничего не предприняли". При этом вина Уоррена Баффета заключается еще и в том, что в октябре 2008г. он предрек скорое окончание кризиса и посоветовал покупать акции американских компаний, которые, по его словам, на тот момент достигли дна падения.

Также стоит отметить, что издание возложило ответственность за кризис и на простых американских граждан, которые набрали огромное количество кредитов, с которыми теперь не могут расплатиться. По словам автора статьи, "если бы американцы осознали, что они берут кредиты, за которые потом не смогут расплатиться, нынешнего кризиса можно бы было избежать".


Бизнес без рубля

Авторы: Илья Хренников, Анастасия Герасимова, Оксана Шевелькова

За две первые рабочие недели января доллар по отношению к рублю подорожал на 12%. В пересчете на годовые эффективность валютообменных операций превышает 300%. Подобная доходность едва ли достижима в легальном реальном секторе или сфере услуг. Неудивительно, что многие российские компании принялись скупать валюту - даже в ущерб своему основному бизнесу. Возвращаются такие понятия 1990-х гг., как "бартер", "у.е." и "господдержка".

За две первые рабочие недели января доллар по отношению к рублю подорожал на 12%. В пересчете на годовые эффективность валютообменных операций превышает 300%. Подобная доходность едва ли достижима в легальном реальном секторе или сфере услуг. Неудивительно, что многие российские компании принялись скупать валюту - даже в ущерб своему основному бизнесу. Девальвация рубля отбила у предприятий желание вовремя платить поставщикам. Горизонт планирования сократился до нескольких месяцев. Возвращаются такие понятия 1990-х гг., как "бартер", "у. е." и "господдержка".

Валютное бегство

Девальвация российской валюты началась еще в прошлом году: за IV квартал рубль обесценился к доллару на 14%.

Доллары в ускоренном темпе утекают из России, и дело не только в массовом выводе денег иностранцами. Стремительный отток организовали сами россияне. Экспортеры предпочли "пересидеть" кризис в валюте, не продавая вырученные доллары и евро. Только "Сургутнефтегаз" за квартал заработал $1,5 млрд на разнице валютных курсов, подсчитал аналитик "Ренессанс Капитала" Александр Бурганский. Повышенный спрос на валюту тем временем стали предъявлять не только импортеры, которым она нужна для покупки товаров за рубежом, но и работающие на российском рынке бизнесмены и население - им доллар необходим как средство сохранения сбережений и инвестиционный актив.

Получившие от ЦБ дополнительную ликвидность банки, вместо того чтобы, как надеялись власти, кредитовать производство, предпочли заработать на росте доллара. Мало того. Предприятия, деятельность которых не связана с финансовым сектором, в IV квартале 2008 г. увеличили иностранные активы (читай - купили валюты) более чем на $36 млрд. Такую оценку дает экономист банка "Траст" Евгений Надоршин. В январе ситуация развивалась в том же ключе: отток капитала бил рекорд за рекордом. Меньше чем за две рабочие недели наступившего года Центробанк продал более $35 млрд.

"Правильно было бы девальвировать рубль. Тогда и рынок быстрее дошел бы до дна, и спекулянты с него бы ушли, - считает Иосиф Бакалейник, советник главы группы "Ренова" Виктора Вексельберга. - А так оборотка перекачивается в валюту. Возникает самовоспроизводящийся кризис: сколько ни закачивай денег в систему, они будут утекать в валюту". Установленная Центробанком на прошлой неделе верхняя граница технического коридора для бивалютной корзины ($0,55 плюс €0,45) в 41 руб. позволяет рублю подешеветь еще на 10%, что при курсе $1,3/€ соответствует 36 руб./$. Многие предприниматели полагают, что этим дело не ограничится.

Новый бартер

"Большинство региональных бизнесменов ожидают, что курс рубля снизится еще на 20-30% в ближайшие три месяца", - констатирует стратег ИК "Тройка Диалог" Андрей Кузнецов. Это соответствует курсу 37-40 руб./$. "Компании минимизируют оборотный капитал, чтобы конвертировать рубли в доллары или евро, и не могут нормально осуществлять платежи. Следствие этого - серьезные проблемы с дебиторской задолженностью", - считает Кузнецов. Из-за проблем с дебиторкой в экономике возникают бартер и взаимозачеты, денежные суррогаты.

В последние годы векселя выпускали в основном банки - чтобы поднять короткие деньги с рынка. Сейчас природа этих инструментов вернулась в 1990-е: векселя выпускают промышленники, используя их вместо денег. С ноября "Северсталь" выпустила векселей на 1-1,5 млрд руб., "Мечел" - через свой Углеметбанк - более чем на 1 млрд руб., АвтоВАЗ через банк "Глобэкс" - более чем на 2 млрд руб. Обобщенной статистики по рынку нет: векселя - внебиржевой инструмент, которым рассчитываются с контрагентами. Очевидно, впрочем, что использование векселей пока не носит тотального характера.

"Вот векселя "Газпрома" в 1990-е были универсальной валютой, ими расплачивались все. В "Газпроме" целый этаж занимал департамент вексельных расчетов, - вспоминает завотделом ИК "Велес Капитал" Евгений Шиленков. - Сейчас векселя промышленников пока не очень ликвидны. Их можно либо держать до погашения - через 3-6 месяцев, либо прямо сейчас сдать в контору, аффилированную с векселедателем". Как работает схема, пояснил один из участников долгового рынка. Например, официально у "Северстали" денег нет, она расплачивается векселем. Зато в Москве есть "Межрегиональный вексельный центр "Северсталь"". Он предлагает вексель выкупить за живые деньги, но с дисконтом 15%. Неплохой бизнес в условиях кризиса.

Где взаимозачеты, там и бартер. Финдиректор "Уралхима" Антон Вищаненко рассказывает, что аграрии предлагают его компании расплачиваться за удобрения зерном или мясом. Но для крупной компании, которая отчитывается по МСФО и находится под плотным контролем налоговиков, это неприемлемо. Другое дело, если выстраивать бартерные схемы будут посредники - торговые дома, которые заплатят компании деньгами. Например, Трубной металлургической компании (ТМК) неденежные операции тоже ни к чему. "Зато все сразу про нас вспомнили", - радуется Марк Ильин, коммерческий директор ООО "Трубокомплектация" (Екатеринбург). В 1990-е гг. его компания была трейдером трубных заводов, занималась бартером и зачетами. "Теперь зарабатываем как в старые добрые времена: берем трубы с дисконтом 15-25%, потом находим покупателя. Благо знакомые менеджеры уже выросли до заместителей директора по комплектации в крупных сырьевых компаниях", - рассказывает Ильин.

Совсем явного бартера пока немного. НДС все равно нужно платить деньгами. Но иногда бартер эффективен. Кемеровский холдинг "Сибирский деловой союз" добывает уголь, но имеет в своем составе также подразделение "СДС-Агро". Часть зарплаты угольщики получают продуктами, причем по сниженным ценам. Два бизнеса замкнуты друг на друга, оба в выигрыше.

Похожая ситуация в Магнитогорске. Там строительная компания "Домострой" и торговая компания "Класс" входят в один холдинг, которым владеет экс-менеджер Магнитки Андрей Морозов с партнерами. С ноября сотрудники холдинга получают 20% зарплаты на специальную карту: эти деньги нельзя обналичить, а можно только потратить в торговых центрах "Класс".

Возвращение у.е.

Наблюдая падение рубля, многие компании стремятся привязать свои цены к валюте. Первыми это сделали японские автопроизводители - Toyota, Mitsubishi. Иена укрепилась еще сильнее доллара, и держать фиксированные цены в рублях стало невозможно. Поэтому фиксированную цену указывают в у. е., а рядом, как положено, - текущую цену в рублях. Производители оказались в сложной ситуации: склады затоварены, пошлина на импорт новых машин выросла с 25 до 30%. Чтобы обеспечить продажи, компании идут на уступки - увеличивают товарные кредиты дилерам с 30 до 150 дней, кредитуют покупателей. Например, Toyota распродает самые ходовые модели по льготному курсу 23 руб./$. Автодилерам, которые активно развивались на заемные средства, приходится особенно трудно. "Некоторые дилеры расплачиваются автомобилями за такие услуги, как размещение их рекламы, установка IT-систем", - свидетельствует директор "Автодилер.ру" Олег Дацкив.

Продавцов иномарок можно понять: они несут расходы в валюте. Логично, что и туроператоры выставляют цены, исходя из курса доллара и евро: они продают заграничный продукт. Но на расчеты в у. е. переходят и организации, никак не связанные с внешней торговлей. "С 1 февраля 2009 г. в связи с резко усилившейся девальвацией рубля цены для всех жилых комплексов компании "Снегири" будут исчисляться в условных единицах (долларах США) по текущему курсу ЦБ РФ", - сообщает компания "Снегири Девелопмент" бизнесмена Александра Чигиринского. А у строительной компании ДСК-1 с 1 февраля стоимость квартир будет определяться состоянием бивалютной корзины. На бивалютную корзину перешла и группа компаний ПИК.

Для них это скорее технический момент: фактическую привязку к валюте можно осуществить, не объявляя об этом открыто, а просто манипулируя скидками и наценками. "Строители на самом деле никогда не уходили от у. е. Они и цены, и всю свою экономику традиционно считают в валюте, только цены указывали в рублях", - рассказывает руководитель центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. Девелоперам психологически тяжело отказаться от доллара или, скажем, пойти на снижение цен. Репченко привел пример. Из-за кризиса многие арендаторы не могут позволить себе платить по прежней ставке - $1000-1500 в год за 1 м2 офиса класса А. "Арендодатель может предоставить льготный период, например квартал. Ставка остается прежней, но при этом один квартал ты сидишь бесплатно, - поясняет Репченко. - Понятно, что это эквивалентно снижению ставок на 25%. Но снижать планку цены арендодатель морально не готов".

Несколько лет назад сотовые операторы определяли свои тарифы в у. е., причем зачастую по внутреннему курсу - выше, чем у ЦБ. Пока никто из "большой тройки" возвращаться к долларам не собирается. А вот оператор спутниковой связи "ГлобалТел" недавно перешел на расчеты в у. е. по курсу 32 руб./$. В раздумьях торговцы бытовой техникой. "Около 80% продукции мы закупаем в России за рубли у представительств иностранных компаний, - говорит вице-президент "Техносилы" Леонид Тюкавкин. - Но производится эта техника в зоне доллара или евро. И если курс рубля продолжит снижаться такими же темпами, не исключаю, что все мы перейдем на ценообразование в у. е.".

Могут возродиться и другие бухгалтерские хитрости 1990-х, например минимизация налогов и зарплат. "По данным ФНС, в ноябре поступления по налогу на прибыль составили всего 50,3 млрд руб. - примерно втрое ниже, чем год назад, - отмечает сотрудник Экономической экспертной группы Александра Суслина. - Непонятно, что будет и с поступлением НДС, выплаты по которому правительство разрешило рассрочить". Статистика за декабрь пока не опубликована. Наверняка снизятся поступления по упрощенному налогу для малого бизнеса в региональные бюджеты, который рассчитывается от оборота или прибыли. Кроме того, если крупный бизнес перешел на белые зарплаты, то малый и средний продолжает выплачивать зарплаты в конвертах, экономя на налогах.

Поддержи отечественное

Постепенно обесценивая рубль, ЦБ руководствуется благими намерениями. Он хочет сохранить положительное сальдо торгового баланса. Из-за дешевого рубля издержки российских производителей становятся ниже, чем у иностранных конкурентов. Это стимулирует экспорт и ограничивает импорт. "Экспорт становится выгодным, как и после кризиса 1998 г. Но есть отличие: прошлый кризис был сугубо российским. Продукция на экспорт тогда шла влет и в Китай, и в Европу. Сейчас кризис глобальный, и экспорт уже не будет такой палочкой-выручалочкой для российской промышленности", - рассуждает гендиректор госкомпании "РусСпецСталь" Сергей Носов, в 1998 г. работавший в "Евразе".

А вот сельхозпроизводители уже почувствовали эффект импортозамещения. Совокупно с 1 сентября рубль обесценился к доллару более чем на 30%. Соответственно, снизилась себестоимость российской продукции. "Наши рис и сахар стали более конкурентоспособными по сравнению с импортными", - говорит директор департамента агрохолдинга "Разгуляй" Дарья Малева. Причем для агробизнеса лучший рецепт - вкладывать деньги в основной бизнес: с осени цены на рис и сахар росли быстрее курса доллара. Президент Мясного союза Мушег Мамиконян считает, что девальвация усилит импортозамещение в птице- и свиноводстве, как это произошло в 1998-1999 гг. Но не сразу. "Пока треть потребляемого в России мяса - импорт. Его быстро не заменишь. Цикл инвестпроектов в животноводстве занимает несколько лет", - говорит Мамиконян.

Все бы ничего. Но усиливая конкурентоспособность российских компаний, девальвация рубля лишает их возможности развиваться.

"Девальвация должна повысить уровень выручки. При этом величина затрат не изменится, что приведет к росту прибыли. Однако компании, имеющие крупные долларовые займы, страдают: их расходы по обслуживанию долга стремительно растут", - напоминает эксперт PricewaterhouseCoopers Дэвид Грей, работающий с нефтяными и горнодобывающими компаниями. Удачно конвертировать валютные займы в рублевые удается далеко не всем: слишком высоки ставки по рублевым кредитам.

В таких условиях компании отказываются от долгосрочных планов. "Из-за колебаний банковских ставок и обменного курса просчитывать бизнес-план на 4-5 лет вперед становится практически невозможно. С другой стороны, планировать меньше чем на год нельзя. Хотя корректировать планы приходится гораздо чаще, - говорит Иосиф Бакалейник из "Реновы". - Как инвесткомпании нам даже стало проще планировать: ни покупать, ни продавать активы в кризис нет смысла". Вищаненко из "Уралхима" утверждает, что его холдинг корректирует планы поквартально. По словам Тюкавкина из "Техносилы", его компания свернула непрофильные девелоперские проекты и заморозила долгосрочные планы: на полгода отложила открытие 20 новых магазинов.

В конце декабря правительство составило список из 295 системообразующих предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. Предполагается, что это будут недорогие кредиты (под проценты, близкие к ставке рефинансирования - 13%), госзаказы и проч. За господдержкой компании выстроились в очередь: дешевый кредит позволит им вырасти на кризисе. Правда, плата за низкий процент может оказаться слишком высокой: под обеспечение государственного финансирования компаниям наверняка придется закладывать собственные акции.


Страх перед кризисом

Страна наконец-то почувствовала наступление кризиса - именно с ним теперь связаны главные страхи россиян. По итогам опроса ВЦИОМ, обнародованного в пятницу, более половины граждан (61%) считают наиболее острыми проблемами для страны рост цен и безработицу. Проявления кризиса отодвинули на второй план такие традиционные для России проблемы, как алкоголизм и наркомания, пенсионное обеспечение, проблемы ЖКХ. Эксперты прогнозируют, что через насколько месяцев в тройку первейших забот россиян ворвется тема эффективности работы органов государственной власти.

В опросе ВЦИОМ, проведенном 10-11 января, приняли участие 1600 человек в 140 населенных пунктах страны. Как и в прошлом году, проблема инфляции волновала респондентов больше всего. Это неудивительно: по данным Росстата, в России в 2008 году цены на продовольствие увеличились на 17,7%. В частности, на 25,5% подорожали хлеб и крупы, на 23% - мясо, на 14,7% - рыба. Цены на сахар, мед и шоколад за год увеличились на 17,8%. В первую тройку страхов россиян, навеянных кризисом, наряду с инфляцией вошла безработица. В прошлом году проблема потери работы беспокоила лишь 25% респондентов.

Примечательно, что в условиях кризиса традиционные российские проблемы стали меньше волновать граждан. За год с 63 до 53% снизилось число тех, кто назвал очень важной проблему алкоголизма и наркомании. Тем не менее эта проблема занимает третье место.

В "тревожном" списке дебютировали и тут же получили высокие результаты экономический кризис (23%) и задержки выплаты зарплат (20%). Кроме того, с 38 до 29% сократилось число тех, кого волнует пенсионная реформа. Ситуация в сфере ЖКХ заставляет переживать лишь 24% россиян вместо 44% в прошлом году. Проблему демографии считают острой 17%, а не 27%, как ранее. Количество радеющих за общественную мораль и нравственность снизилось с 21 до 12%, а озабоченных экологическими проблемами упало с 26 до 12%. "Люди сейчас начинают меньше думать о проблемах преступности, о ситуации в сфере здравоохранения, потому что в первую очередь их интересует то, что обеспечит им будущее, - это работа, состояние дел в экономике и государстве", - говорит гендиректор компании "РБС - Человеческие ресурсы" Ксения Сухотина.

Эксперты полагают, что в 2009 году страхи россиян изменятся не сильно. "Доля тех, кто считает основной проблемой инфляцию, будет снижаться, потому что граждане привыкнут к новым ценам, а на первый план выйдет проблема занятости", - прогнозирует директор Центра макроэкономических исследований "БДО Юникон" Елена Матросова. Причем проблема безработицы будет актуальна не только для тех, кто потерял работу, а для всех, потому что в кризис от потери работы не застрахован никто. На второе место выйдет проблема снижающегося уровня жизни. Третье место в перечне главных проблем страны, по мнению экспертов, наверняка займет проблема эффективности работы органов государственной власти.

Важные проблемы


Мальчики-мажоры. Инструкция по применению

Автор: Юрий Белов

Казалось бы, вы четко спланировали карьеру: в 30 – стать начальником отдела, в 40 – вице-президентом, в 50… Но когда вам стукнуло 28, а начальником отдела становится 23-летний "спец", ваш мир рушится.

Во время очередной "деловой" встречи с хозяином своей съемной квартиры я заметил, что тот сильно не в духе. Неужели счет по "коммуналке" резко превысил его ожидания? Оказалось, что причина хандры в другом. "Ты понимаешь, когда начальник – дурак, то и жизнь не ладится. Вернее, он мальчишка совсем - 23 года. Мне 27, а в его компании я все еще на побегушках". Выяснилось, что ситуация "перманентная" и тянется уже год. Хозяин моей однушки в Беляево продает автономные энергогенераторы – работа, откровенно говоря, денежная. Часто общается с богатыми клиентами, выезжая на их загородные виллы. Престижно, сытно - уходить не хочет. "Этот парень, хотя и чей-то "сынок", но клиентов находить умеет. Зато не умеет со своими сотрудниками общаться. То накричит, то начнет спрашивать: "А я все правильно делаю, правильно руковожу?". А разве начальник должен такие вопросы подчиненным задавать? Авторитета у него нет. Ну и вообще достало работать под началом детсада…".

18 мужиков

По данным опроса сайта Bankir.ru, 38% сотрудников испытали бы раздражение, получив в начальники человека моложе себя. А психологи настаивают на том, что если подчиненный старше руководителя более чем на пять лет, он постоянно будет чувствовать свою ущербность. Эйчар-консультанты обычно жизнерадостно рекомендуют сосредоточиться на профессиональной субординации. Они полагают, что с позитивной оценкой компетенций руководителя и "личные вопросы" к нему, и игра амбиций отойдут на второй план. Обычно консультанты рисуют такую картину: "живчик"-карьерист с единичными морщинами приходит в коллектив зрелых сотрудников ("соль земли") и своим уважительным отношением к ним, а также рьяным отношением к работе неизбежно получает их признание. Этот сюжет сработал бы, например, в случае с 25-летним Алексеем Двинских из пермского "СИБУР-Химпрома". Весной молодой инженер стал начальником установки и в его подчинении оказалось 18 суровых заводских мужиков, средний возраст которых приближается к 50-60 годам. Но только с виду все было страшно: схема юный начальник – немолодой работник распространена на заводах, и малоамбициозный персонал обычно не воспринимает ее как травматичную.

Самая дорогая таблетка в мире

Другое дело, компания из 25-30-летних яппи, дизайнеров или юристов, когда в один прекрасный день ею начинает руководить 20-летний "молокосос", отучившийся на отцовские деньги в Оксфордском колледже Иисуса. Психологи отмечают, что "кризис среднего возраста" у современных карьеристов наступает очень рано, в 25-27 лет. Основная причина в том, что их сверстники к этому времени уже добиваются первых громких успехов. А тут еще вчерашний тинейджер вместо уик-энда отправляет тебя готовить отчет… И это первый болезненный сигнал того, что карьерных вистов ты явно не добираешь. Ощущение может быть настолько неприятным, что даже неважно – твою ли компанию или отдел возглавил "мальчик". "А собственно, кто он такой? Кто такой Илья Красильщик, чтобы я читал его журнал? 21-летний "мажор" с незаконченным высшим, полученном в каком-то вузе второй категории", - так возмущался в своем блоге Вячеслав Данилов, 33-летний редактор "Русского журнала", назначением нового главреда журнала "Афиша". "Младофилию" руководства компании "Афиша" (27-летний Филипп Дзядко в "Большом городе", 26-летний Петр Мансилья-Круз в "Афише-Мир") ревниво отслеживали в медиа-кулуарах, опасаясь, что омоложение командного состава станет стихийным. Правда, после грянувшего кризиса в ноябре 2008-го Илья Осколков-Ценципер написал трогательное письмо, в котором с грустью объявил об увольнении Петра.

Элементарным аутотренингом "Называйте всех на Вы и вкалывайте больше остальных" здесь не отделаешься. Становится тяжелее дышать. А в будущем ситуация может обостриться. Экс-владелец "Евросети" Тимур Артемьев намерен создать "самую дорогую таблетку в мире" - лекарство от старения, которое, по его предположению, "продлит активную жизнь специалистов и менеджеров до 80-90 лет". Только представьте это гротескное будущее, где 30-40-летние не дадут спуску 50-60-летним сотрудникам, мечтающим отнюдь не о пенсии, а о зарплате начальника. Итак, как же быть, если ваш руководитель оказался большим карьеристом, чем вы сами?

Стакан пива и бермуды

Гуру менеджмента Том Питерс, известный своим парадоксальным подходом к набившим оскомину проблемам, поделился своими мыслями на тему "молодых боссов". В американском стартаперском бизнесе вовсе не редкость положение, когда твой шеф-собственник едва окончил колледж. Можно вспомнить махину Facebook, раскрученную 23-летним Марком Цукенбергом. Питерс уверен, что зрелым менеджерам сработаться с вундеркиндом-миллиардером помогает не уважительная дистанция, а плотное неформальное общение за пивом и серфингом, во время которого намного лучше происходит обмен креативом, опытом и энергетикой. "Необязательно носить в офисе бермуды, чтобы понравиться молодому CEO. Важно перестроить свое отношение ко всей этой истории. В результате вы получаете не головную боль от закидонов "студента", а общение с мозгами нового поколения. Станьте в хорошем смысле вампиром, а босс будет жертвой, омолаживающей вашу жизнь своей "свежей кровью". Тогда вы убережетесь от роли "дворецкого" или "помощника премьер-министра", и ваши нереализованные амбиции перестанут расшатывать ваши нервишки. Вы станете "старшим другом" и органично выстроитесь в новые тренды – не только бизнеса, но и моды, общения, досуга.

Каин и Авель

В том случае, если модель "Друг" вам не подходит, можно податься в "автономные эксперты". Здесь успешность позиционирования во многом зависит от особенностей сферы бизнеса. Впрочем, как правило, наиболее "экспертоемкие", интеллектуальные отрасли как раз и становятся полигоном для яростных карьерных страстей (самый яркий пример – университеты и институты, где за каждую мизерную ставку идет война, которая и не снилась олигархам). Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, вспоминает, как сотрудники "Тройки Диалог" выбирали себе управляющих директоров: "С этим хочу работать, с этим не хочу - интересных проектов будет мало". Когда между начальником и подчиненным нет сильной линейной связи, и отношения строятся скорее на координации, нежели чем на прямых директивах, раздражающий фактор юного возраста шефа значительно ослабевает. При этом автономия в таких корпоративных системах даже поощряется, так что у вас предостаточно возможностей уйти от созерцания детских припухлостей лица начальника. Словом, расширение зоны собственной свободы и сдвиг руководящей фигуры на край горизонта - вполне рабочий сценарий.

История старшего брата Каина и младшего Авеля довольно запутана. Ведь согласно Торе, младший брат не должен приносить даров Господу прежде старшего. Поэтому недовольство Каина можно объяснить не просто завистью к более "успешному коллеге по жертвоприношению", но и негодованием на нарушение Закона, сложившегося порядка вещей. Если никакая психотехника не помогает нормализовать рабочий тонус, то не стоит расписываться в собственной несостоятельности. Кто-то всю жизнь чувствует себя комфортнее с друзьями собственных детей, кто-то предпочитает женский коллектив мужскому. Сменить работу часто легче, чем "не спасовать", железом и кровью изживая особенности собственного характера, которые часто легковесно именуют "комплексами".


Немецкий производитель микросхем памяти обанкротился

Немецкий производитель чипов памяти Qimonda, подразделение Infineon Technologies, подал заявление о защите от банкротства в мюнхенский суд, сообщает AFP. Это произошло после того, как компании не удалось договориться о получении помощи от государства.

В предыдущем финансовом году Infineon и Qimonda вместе понесли чистый убыток в размере 3 миллиардов евро. Осенью Qimonda, нуждавшаяся в наличности для продолжения деятельности вынуждена была обратиться к государству. В декабре компания получила 325 миллионов евро от правительств земли Саксония и ФРГ, а также самого Infineon. Кроме того, государство предоставило 280 миллионов евро в качестве гарантий.

Однако в начале января Qimonda потребовался дополнительный кредит величиной в 300 миллионов евро. На сей раз правительство Саксонии, слаборазвитого региона на востоке Германии, отказало в выделении средств. Переговоры с федеральным правительством также зашли в тупик. По сообщениям немецких СМИ, фирма так и не смогла представить план своего спасения.

Qimonda специализируется на производстве полупроводников для памяти DRAM. В последнее время фирма испытывала серьезную конкуренцию со стороны более крупных конкурентов из азиатского региона, где издержки производства ниже. В октябре компания уволила 3 тысячи своих сотрудников, пытаясь повысить эффективность работы.


"В контакте" пустился в поиск

Социальная сеть "В контакте" планирует запустить в первой половине этого года собственную систему контекстной рекламы. Российский портал пошел по пути крупнейших западных сетей, таких как MySpace и Facebook, которые уже обзавелись подобным сервисом. На собственной контекстной рекламе "В контакте" сможет зарабатывать минимум $5-7 млн в год, считают эксперты.

О планах по запуску собственной системы контекстной рекламы "Ъ" рассказал источник, близкий к сети "В контакте". Исполнительный директор компании Лев Левиев подтвердил эту информацию, но от подробных комментариев отказался. "Мы разрабатываем систему своими силами, к лету этого года мы ее запустим. Могу лишь сказать, что новая система будет использовать все рекламные возможности социальных сетей",- отмечает господин Левиев. По его словам, одним из отличий новой системы станет "детальный таргетинг". Таргетинг позволяет показывать рекламу определенных товаров потенциально заинтересованным в них группам пользователей. Таргетирование возможно по географическому местонахождению, половому признаку, возрасту, социальному статусу и т. д.

Сайт Vkontakte.ru входит в пятерку самых посещаемых ресурсов рунета. По данным TNS, в октябре 2008 года ресурс посетили 10,9 млн россиян, недельная аудитория составила 8,3 млн человек. По данным ЕГРЮЛ, 50% ООО принадлежит офшору Doraview Ltd., 30% - Вячеславу Мирилашвили, 5% - Михаилу Мирилашвили, 5% - Льву Левиеву, 10% - гендиректору Павлу Дурову. Совладельцем "В контакте" также называют фонд Digital Sky Technologies, который владеет долями в "Одноклассники.ру", почтовом сервисе Mail.ru, системе моментальных платежей ОСМП и других.

Для такого ресурса, как "В контакте", таргетированная контекстная реклама может быть интересна, считает гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая. "Но пока контекстная реклама плохо продается в социальных сетях, так как пока ее эффективность не доказана",- говорит госпожа Черницкая. Объем рынка контекстной рекламы в рунете за 2008 год она оценивает от $300 млн до $360 млн.

Председатель правления рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов считает, что ""В контакте" необходимо в первую очередь выстроить продажи, а потом уже запускать собственную систему". "Есть "Яндекс", "Бегун" и Google - они справились бы с продажей рекламы на сайт, поэтому я не знаю, зачем "В контакте" это делает",- удивляется господин Ревазов. Президент социальной сети "Одноклассники.ру" Никита Шерман утверждает, что компания не планирует создавать свою систему контекстной рекламы. "Мы занимаемся развитием социальной сети, а контекстная реклама - это совсем другой бизнес,- говорит господин Шерман.- Сейчас на сайте "Одноклассники.ру" контекстную рекламу продают "Яндекс", "Бегун" и Google. И мы довольны теми объемами средств, которые они нам приносят".

По словам Арсена Ревазова, показатель эффективности рекламы CTR (отношение числа кликов к количеству показов) у Vkontakte.ru находится на уровне 0,04%. "При этом хорошим CTR можно назвать 1%, более или менее нормальным - 0,5%, но не меньше. Другими словами, в социальную сеть люди приходят общаться, а не рекламу смотреть",- отмечает Арсен Ревазов. "С учетом высоких возможностей по выходу на целевую для рекламодателя аудиторию CTR может находиться на уровне 2-3%",- возражает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. По ее словам, "хороший таргетинг может поднять CTR до 5%, без него же показатель редко превышает 1%". По оценке госпожи Меньковой, средняя стоимость клика для социальной сети вряд ли будет ниже $0,5-0,7, а при условии эффективной работы с рекламодателями доходы от проекта могут составлять не менее $5-7 млн в год.

Эксперты напоминают, что собственные системы контекстной рекламы активно создают западные сети. Так, в прошлом году MySpace запустил собственный сервис контекстной рекламы My Ads. Facebook еще в 2007 году запустил Facebook Ads. "Полагаю, что система "В контакте" будет сильно напоминать аналогичную у Facebook. Это правильный ход, ведь в социальных сетях нужен другой подход к контекстной рекламе, нежели на медийных сайтах или в поисковиках. Более того, в условиях кризиса, когда спрос на медийную рекламу падает, выстрелить может именно контекстная реклама в социальных сетях",- говорит директор по инвестициям фонда ABRT Николай Митюшин.




Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное