Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электротехническая энциклопедия #158. Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах


Электротехническая энциклопедия

Электронная электротехническая библиотека: книги для электриков Школа для электрика: электротехника от А до Я

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Cегодня в выпуске:

1. Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах

2. Как я ремонтировал сварочный полуавтомат Кратон – ремонт под прицелом

3. 5 наиболее часто встречающихся повреждений электромагнитных пускателей и методы их устранения

4. Школа для электрика: автотрансформаторы

В этом выпуске рассылке я с разрешения автора публикую фрагмент книги Олега Захарова  "Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах"

Поиск дефектов в релейно-контакторных схемах

Электрики разных профессий изготовляют, монтируют, настраивают, ремонтируют и обслуживают разнообразное электрооборудование. При этом непременной частью их работы является поиск дефектов. Необходимость своевременного обнаружения и устранения дефектов трудно переоценить, так как чем совершеннее и производительнее электрооборудование, тем значительнее экономический ущерб от его простоя или нерационального использования даже в короткие промежутки времени. Вот почему так важно умение электриков находить дефекты в разнообразном электрооборудовании.

Слово схема употребляется для обозначения документации электроустановки или электротехнического изделия. В том случае, когда необходимо обратиться к какому-либо документу, к этому слову будет добавляться поясняющее слово, указывающее рассматриваемую схему.

Если релейно-контакторная схема (для краткости в дальнейшем изделие или объект) соответствует всем установленным в документации требованиям, то принято говорить, что она находится в исправном состоянии. Когда такого соответствия нет, то говорят о неисправном состоянии изделия или о его неисправности.

Переход изделия из исправного состояния в неисправное происходит вследствие дефектов. Слово дефект употребляется для обозначения каждого отдельного несоответствия изделия установленным к нему в документации требованиям.

Из определений следует, что устранить неисправность изделия нельзя, но можно устранить дефект в изделии. Если он единственный, то затем изделие перейдет в исправное состояние.

Дефекты в изделии могут возникать в разные моменты его жизненного цикла - при изготовлении, монтаже, настройке, эксплуатации, испытаниях, ремонте, и иметь различные последствия.

По последствиям различают критические, значительные и малозначительные дефекты.

Наличие критических дефектов делает использование изделия по прямому назначению невозможным или недопустимым.

Пример 1. Критический дефект.

В качестве примера изделия выбираем реле постоянного тока на номинальное напряжение 110 В, катушка которого имеет wx = 10 000 витков, а её сопротивление Rx = 2200 Ом.

Другие параметры: номинальный ток Iном = 0,05 А, ток срабатывания Iсраб = 0,033 А, коэффициент запаса Кзш = 1,5, номинальная МДС (магнитно-движущая сила) Aw = 500 А.

Пусть в катушке существует дефект, приведший к закорачиванию 90% витков и уменьшению сопротивления катушки до R2=220 Ом (если условно положить, что все витки имеют одинаковую длину).

При напряжении 110 В этому сопротивлению будет соответствовать ток I2 = 0,5 А и МДС Aw2=l2хw2=0,5 х 1000= 500 А.

Хотя цифры показывают, что значение МДС не изменится и реле сможет притянуть свой якорь, но сколько-нибудь длительная работа реле с таким дефектом невозможна, так как после подведения к дефектной катушке номинального напряжения обмоточный провод, перегруженный током в10 раз, перегорит практически мгновенно.

Значительные дефекты ограничивают возможность использования изделия по прямому назначению или сокращают его долговечность (см. пример 6).

Пример 2. Значительный дефект

Пусть в катушке реле, рассмотренного в примере 1, существует дефект, приведший к замыканию 20% витков, то есть в ней осталось действующими 8000 витков.

Предполагая по-прежнему пропорциональность между количеством витков и сопротивлением обмотки, можно определить, что сопротивление дефектной обмотки R3 =1760 Ом.

Это сопротивление при напряжении 110 В ограничит ток в катушке значением I3 = 0,062 А.

Следовательно, МДС Aw3= 0,062 х 8000 = 496 А.

Таким образом, и при данном дефекте МДС будет достаточной для срабатывания реле, однако увеличение тока через обмотку практически на 25 % приведет к перегреву катушки сверх допустимого для её изоляции и преждевременному отказу реле, хотя оно и сможет проработать некоторое время.

Если наличие дефекта не оказывает влияния на работу изделия, то его называют малозначительным.

Пример 3. Малозначительный дефект

В катушке реле, параметры которого приведены в примере 1, закорочено 5 % витков сопротивление которых примерно равно 2090 Ом ... подробнее >>

Оставить отзыв 

Как я ремонтировал сварочный полуавтомат Кратон – ремонт под прицелом

Для всех, кто желает самостоятельно научиться ремонтировать различное электрооборудование и электротехнические устройства, автор обучающего видео-курса "В мир электричества - как в первый раз!» Михаил Ванюшин  подготовил специальный отчет -   «Как я ремонтировал сварочный полуавтомат Кратон – ремонт под прицелом».

Отчет небольшой, читается на одном дыхании и содержит только полезную практическую информацию! Так что если Вам интересно узнать тонкости ремонта электрооборудования на реальном практическом примере, то познакомьтесь с этим отчетом обязательно!

"Полуавтомат "Кратон" WT-120G обеспечивает сварочный процесс в среде углекислого газа посредством регулировки сварочного тока и автоматической подачи проволоки. При его появлении на столе ремонта появилась ещё одна возможность (для "начинающих") повысить навыки диагностики и чтения схем. Хотя данный аппарат не относится к числу "навороченных", коими являются инверторные сварки, поломаться в нём есть чему. И это нас радует! Значит, есть в чём покапаться ..."

Бесплатно скачать специальный отчет Михаила Ванюшина Вы можете по этой ссылке: «Как я ремонтировал сварочный полуавтомат Кратон – ремонт под прицелом» (PDF, 320 кб)

5 наиболее часто встречающихся повреждений электромагнитных пускателей и методы их устранения

1. Разновременность замыкания и состояние главных контактов

Разновременность замыкания главных контактов можно устранить затяжкой хомутика, держащего главные контакты на валу. При наличии на контактах следов окисления, наплывов или застывших капель металла, контакты надо зачистить.

2. Сильное гудение магнитной системы электромагнитного пускателя

Сильное гудение магнитной системы может привести к выходу из строя катушек пускателя. При нормальной работе пускатель издает лишь слабый шум. Сильное гудение пускателя свидетельствует о его неисправности.

Для устранения гудения пускатель надо отключить и проверить:

а) затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник,

б) не поврежден ли короткозамкнутый виток, уложенный в прорезы сердечника.

Так как через катушку протекает переменный ток, то и магнитный поток изменяет свое направление и в какие то моменты времени становится равным нулю. В этом случае противодействующая пружина будет отрывать якорь от сердечника и возникнет дребезг якоря. Короткозамкнутый виток устраняет это явление.

в) гладкость поверхности соприкосновения обеих половин электромагнитной системы пускателя и точность пригонки их, так как в электромагнитных пускателях ток в обмотке сильно зависит от положения якоря. При наличии зазора между якорем и сердечником ток, проходящий через катушку больше номинального. как отремонтировать.

Для проверки точности соприкосновения между якорем и сердечником электромагнитного пускателя между ними можно подложить листок копировальной бумаги и листок тонкой белой бумаги и замкнуть пускатель от руки. Поверхность соприкосновения должна быть не менее 70% сечения магнитопровода. При меньшей поверхности соприкосновения этот дефект можно устранить правильной установкой сердечника электромагнитной системы пускателя. Если же образовался общий зазор, то необходимо шабровать поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.

3. Отсутствие реверса в реверсивных магнитных пускателях

Отсутствие реверса в реверсивных пускателях можно устранить подгонкой тяг механической блокировки

4. Прилипание якоря к сердечнику пускателя

Прилипание якоря к сердечнику происходит в результате отсутствия немагнитной прокладки или недостаточной ее толщины. Пускатель может не отключится даже при полном снятии напряжения с катушки. Необходимо проверить наличие и толщину немагнитной прокладки или воздушный зазор.

5. При включении пускатель на становится на самоблокировку

Необходимо проверить состояние блокировочных контактов пускателя. Контакты во включенном положении должны плотно прилегать друг к другу и включаться одновременно с главными контактами пускателя. Зазоры блок-контактов (кратчайшее расстояние между разомкнутым подвижным и неподвижным контактом) не должны превышать допустимых значений. Необходимо произвести регулировку блок-контактов пускателя. Если провал блок-контакта становится меньше 2 мм, то блок-контакты надо заменить.

Своевременные испытания и регулировка электромагнитных пускателей позволяют заблаговременно избежать неполадок и повреждений.

Оставить отзыв

Полезные ссылки:

Схемы подключения магнитного пускателя для управления асинхронным электродвигателем

Бесконтактные тиристорные контакторы и пускатели  

Поиск неисправностей в электрических схемах при проверке их под напряжением

Электронная книга "Все, что каждый квалифицированный электрик должен знать про электромагнитные реле, пускатели и контакторы" - в книге рассмотрены устройство, принцип действия, технические характеристики, правила выбора, особенности в работе и принципы наладки эксплуатации электромагнитных аппаратов дистанционного управления: электромагнитных реле, пускателей, контакторов, исполнительных и грузоподъемных электромагнитов и электромагнитных муфт.

Школа для электрика: автотрансформаторы

В некоторых случаях бывает необходимо изменять напряжение в небольших пределах. Это проще всего сделать не двухобмоточными трансформаторами, а однообмоточными, называемыми автотрансформаторами.

Если коэффициент трансформации мало отличается от единицы, то разница между величиной токов в первичной и во вторичной обмотках будет невелика. Что же произойдет, если объединить обе обмотки? Получится схема автотрансформатора.

Автотрансформаторы относят к трансформаторам специального назначения. Автотрансформаторы отличаются от трансформаторов тем, что у них обмотка низшего напряжения является частью обмотки высшего напряжения, т. е. цепи этих обмоток имеют не только магнитную, но и гальваническую связь.

В зависимости от включения обмоток автотрансформатора можно получить повышение или понижение напряжения.

Автотрансформаторы целесообразно использовать для незначительного понижения или повышения напряжения, когда в части обмотки, являющейся общей для обеих цепей автотрансформатора, устанавливается уменьшенный ток что позволяет выполнить ее более тонким проводом и сэкономить цветной металл. Одновременно с этим уменьшается расход стали на изготовление магнитопровода, сечение которого получается меньше, чем у трансформатора  ... подробнее >>

Другие новые статьи с проекта "Школа для электрика":

Соединение звездой и треугольником

Как использовать диоды и транзисторы для измерения температуры  

Электрооборудование и схемы электрических талей

Монтаж электрощитов и пультов управления устройств автоматизации

Обязательно читайте прошлые выпуски рассылки, содержащие море полезной информации, в архиве - http://subscribe.ru/catalog/tech.electrotech 

Спасибо за Ваше внимание и до скорого!

С уважением, Повный Андрей electroby@mail.ru

Мои проекты:

Школа для электрика

Электронная электротехническая библиотека

Блог "Интернет для электрика"

P.S. Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признателен, если Вы порекомендуете своим друзьям и коллегам. Можете просто дать им ссылку на мой сайт - http://electricalschool.info/ Спасибо!

Copyright 2006-2010 by Повный Андрей. Все права защищены.
Разрешается републикация материалов рассылки 
с обязательным указанием ссылки 
на сайт: "Электронная электротехническая библиотека" - http://electrolibrary.info/ 



В избранное