Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 611


"Эконометрика", 611 выпуск, 8 октября 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Нашел в Интернете свою статью 2003 г., которой по каким-то причинам нет в списке трудов: А.И.Орлов (Москва) "Статистические методы и модели в социально-экономических исследованиях (тридцать лет спустя)".

Публикуем присланную в наш электронный еженедельник работу профессора, доктора философских наук Юрия Александровича Ротенфельда "Есть у революции начало ..."

Продолжаем публиковать серию статей, посвященных реальной истории Европы - охоте на ведьм. Предлагаем вторую статью - "Охота на ведьм". Первая статья - "Ведьмины корчи" помещена в выпуске рассылки No.610 от 1 октября 2012 г.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Нашел в Интернете статью, которой по каким-то причинам нет в списке трудов.

А.И.Орлов. (Москва) Статистические методы и модели в социально-экономических исследованиях (тридцать лет спустя)

Выборочные исследования - один из основных инструментов социологов. Для переноса выводов с выборки на всю интересующую исследователя совокупность необходимо использовать вероятностно-статистические методы и модели. Уже в 1970-х годах в нашей стране активно разрабатывались математические и статистические методы анализа данных социологических опросов (см., например, сборники [1, 2]). Отметим, что работы тех уже далеких лет, как правило, отнюдь не устарели и по-прежнему представляют интерес для специалистов по анализу социологических данных и математическому моделированию социальных процессов. Однако за тридцать прошедших лет в некоторых направлениях удалось продвинуться. Статья посвящена обсуждению развития статистических методов и моделей за тридцать лет (1974-2003).

Зачем социологу журнал "Заводская лаборатория"? Одни и те же статистические методы и модели могут с успехом применяться в самых разных областях науки и практики. Статистические методы и модели весьма эффективны в социологических, социально-экономических, управленческих, технических и технико-экономических исследованиях, медицине, истории, практически в любой прикладной отрасли и области знания. Очевидна связь между исследованиями, выполненными в рамках различных дисциплин. Например, на Втором Всероссийском социологическом конгрессе активно обсуждалась такая традиционно экономическая тематика, как маркетинговые и инновационные исследования.

Однако вполне естественным является желание "замкнуться" внутри своей предметной области. Например, довольно странным выглядело бы предложение о преподавании на социологическом факультете в соответствии с учебником по эконометрике [3]. Удивление значительно возросло бы при констатации того, что этот учебник составлен в основном из статей, опубликованных в журнале "Заводская лаборатория" (в прошлом - орган Министерства черной металлургии). Действительно, есть ли что-либо общее у инженера-металлурга, менеджера, экономиста и социолога? Необходимо известное интеллектуальное развитие, чтобы понять, что все эти специалисты могут использовать одни и те же инструменты исследования - статистические методы и модели.

Основное событие последних тридцати лет - это становление научно-практической дисциплины "прикладная статистика", посвященной разработке и применению статистических методов и моделей.

Появление прикладной статистики. В нашей стране термин "прикладная статистика" вошел в широкое употребление в 1981 г. после выхода массовым тиражом (33940 экз.) сборника "Современные проблемы кибернетики (прикладная статистика)". В этом сборнике обосновывалась трехкомпонентная структура прикладной статистики [4]. Во-первых, в нее входят ориентированные на прикладную деятельность статистические методы анализа данных (эту область можно назвать прикладной математической статисткой и включать также и в прикладную математику). Однако прикладную статистику нельзя целиком относить к математике. Она включает в себя две внематематические области. Во-первых, методологию организации статистического исследования: как планировать исследование, как собирать данные, как подготавливать данные к обработке, как представлять результаты. Во-вторых, организацию компьютерной обработки данных, в том числе разработку и использование баз данных и электронных таблиц, статистических программных продуктов, например, диалоговых систем анализа данных. В нашей стране термин "прикладная статистика" использовался и ранее 1981 г., но лишь внутри сравнительно небольших и замкнутых групп специалистов [4].

Прикладная статистика и математическая статистика - это две разные научные дисциплины. Различие четко проявляется и при преподавании. Курс математической статистики состоит в основном из доказательств теорем, как и соответствующие учебные пособия. В курсах прикладной статистики основное - методология анализа данных и алгоритмы расчетов, а теоремы приводятся для обоснования этих алгоритмов, доказательства же, как правило, опускаются (их можно найти в научной литературе).

Структура современной статистики. Внутренняя структура статистики как науки была выявлена и обоснована при создании в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации [5]. Прикладная статистика - методическая дисциплина, являющаяся центром статистики. При применении методов прикладной статистики к конкретным областям знаний и отраслям народного хозяйства получаем научно-практические дисциплины типа "статистика в промышленности", "статистика в медицине" и др. С этой точки зрения эконометрика - это "статистические методы в экономике" [3]. Математическая статистика играет роль математического фундамента для прикладной статистики.

К настоящему времени очевидно четко выраженное размежевание этих двух научных направлений. Математическая статистика исходит из сформулированных в 1930-50 гг. постановок математических задач, происхождение которых связано с анализом статистических данных. Начиная с 70-х годов ХХ в. исследования по математической статистике посвящены обобщению и дальнейшему математическому изучению этих задач. Поток новых математических результатов (теорем) не ослабевает, но новые практические рекомендации по обработке статистических данных при этом не появляются. Можно сказать, что математическая статистика как научное направление замкнулась внутри себя.

Научное направление и сам термин "прикладная статистика" возникли как реакция на описанную выше тенденцию. Прикладная статистика нацелена на решение реальных задач. Поэтому в ней возникают новые постановки математических задач анализа статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы. Обоснование часто проводится математическими методами, т.е. путем доказательства теорем. Большую роль играет методологическая составляющая - как именно ставить задачи, какие предположения принять с целью дальнейшего математического изучения. Велика роль современных информационных технологий, в частности, компьютерного эксперимента.

Рассматриваемое соотношение математической и прикладной статистик отнюдь не являются исключением. Как правило, математические дисциплины проходят в своем развитии ряд этапов. Вначале в какой-либо прикладной области возникает необходимость в применении математических методов и накапливаются соответствующие эмпирические приемы (для геометрии это - "измерение земли", т.е. землемерие, в Древнем Египте). Затем возникает математическая дисциплина со своей аксиоматикой (для геометрии это - время Евклида). Затем идет внутриматематическое развитие и преподавание (считается, что большинство результатов элементарной геометрии получено учителями гимназий в XIX в.). При этом на запросы исходной прикладной области перестают обращать внимание, и та порождает новые научные дисциплины (сейчас "измерением земли" занимается не геометрия, а геодезия и картография). Затем научный интерес к исходной дисциплине иссякает, но преподавание по традиции продолжается (элементарная геометрия до сих пор изучается в средней школе, хотя трудно понять, в каких практических задачах может понадобиться, например, теорема о том, что высоты треугольника пересекаются в одной точке). Следующий этап - окончательное вытеснение дисциплины из реальной жизни в историю науки (объем преподавания элементарной геометрии в настоящее время постепенно сокращается, в частности, ей все меньше уделяется внимания на вступительных экзаменах в вузах). К интеллектуальным дисциплинам, закончившим свой жизненный путь, относится средневековая схоластика. Как справедливо отмечает проф. МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Тутубалин [6], теория вероятностей и математическая статистика успешно двигаются по ее пути - вслед за элементарной геометрией.

Статистические данные собираются и анализируются с незапамятных времен (см., например, Книгу Чисел в Ветхом Завете). Однако современная математическая статистика была создана сравнительно недавно - в первой половине ХХ в. Именно тогда были разработаны ее основные идеи, получены результаты, излагаемые ныне в курсах математической статистики. Затем математики занялись внутриматематическими проблемами, а для теоретического обслуживания практики анализа статистических данных стала формироваться новая дисциплина - прикладная статистика.

Статистика объектов нечисловой природы как часть прикладной статистики. Согласно общепринятой в настоящее время классификации статистических методов прикладная статистика делится начетыре области:

статистика (числовых) случайных величин;

многомерный статистический анализ;

статистика временных рядов и случайных процессов;

статистика объектов нечисловой природы.

Первые три из этих областей являются классическими. Они были хорошо известны еще в первой половине ХХ в. Остановимся на четвертой, сравнительно недавно вошедшей в массовое сознание специалистов. Ее именуют также статистикой нечисловых данных или попросту нечисловой статистикой. Анализ динамики развития прикладной статистики приводит к выводу, что в XXI в. она станет центральной областью прикладной статистики, поскольку содержит наиболее общие подходы и результаты.

Исходный объект в прикладной математической статистике - это выборка. В классической математической статистике элементы выборки - это числа. В многомерном статистическом анализе - вектора. А в нечисловой статистике элементы выборки - это объекты нечисловой природы, которые нельзя складывать и умножать на числа. Другими словами, объекты нечисловой природы лежат в пространствах, не имеющих векторной структуры. Примерами объектов нечисловой природы являются:

значения качественных признаков, т.е. результаты кодировки объектов (например, ответов на вопросы социологической анкеты) с помощью заданного перечня категорий (градаций);

упорядочения (ранжировки), классификации, толерантности,

результаты парных сравнений, т.е. последовательности из 0 и 1;

множества (обычные или нечеткие),

слова, предложения, тексты;

вектора, координаты которых - совокупность значений разнотипных признаков, часть из них носит качественный характер, а часть - количественный;

ответы на вопросы экспертной, маркетинговой или социологической анкеты, часть из которых носит количественный характер (возможно, интервальный), часть сводится к выбору одной из нескольких подсказок, а часть представляет собой тексты; и т.д.

В течение 1970-х годов на основе запросов социологии [7], экономики, техники и медицины развивались конкретные направления статистики объектов нечисловой природы. Были установлены связи между конкретными видами таких объектов, разработаны для них вероятностные модели. Научные итоги этого периода подведены в монографии [8].

Следующий этап - выделение статистики объектов нечисловой природы в качестве самостоятельного направления в прикладной статистике, ядром которого являются методы статистического анализа данных произвольной природы. Программа развития этого нового научного направления впервые была сформулирована в статье [9]. Реализация этой программы была осуществлена в 1980-е годы. Для работ этого периода характерна сосредоточенность на внутренних проблемах нечисловой статистики. Предварительные итоги были подведены в подготовленном вместе с социологами сборнике научных статей [10], полностью посвященном нечисловой статистике.

К 1990-м годам статистика объектов нечисловой природы с теоретической точки зрения была достаточно хорошо развита, основные идеи, подходы и методы были разработаны и изучены математически, в частности, доказано достаточно много теорем. Наступило время перейти к применению полученных результатов на практике.

Непараметрическая статистика. Из многих "точек роста" прикладной статистики [3] отметим непараметрическую статистику. В первой трети ХХ в. в работах Спирмена и Кендалла появились первые непараметрические методы, основанные на коэффициентах ранговой корреляции. Но непараметрика, не делающая нереалистических предположений о том, что функции распределения результатов наблюдений принадлежат тем или иным параметрическим семействам распределений, стала заметной частью статистики лишь со второй трети ХХ века, после работ А.Н.Колмогорова и Н.В.Смирнова. После второй мировой войны развитие непараметрической статистики пошло быстрыми темпами. К настоящему времени с помощью непараметрических методов можно решать практически тот же круг статистических задач, что и с помощью параметрических. Все большую роль играют непараметрические оценки плотности, непараметрические методы регрессии и распознавания образов (дискриминантного анализа). В нашей стране непараметрические методы получили достаточно большую известность после выхода в 1965 г. сборника статистических таблиц Л.Н. Большева и Н.В.Смирнова [11], содержащего подробные таблицы для основных непараметрических критериев.

Тем не менее параметрические методы всё еще популярнее непараметрических. Неоднократно публиковались экспериментальные данные, показывающие, что распределения реально наблюдаемых случайных величин, в частности, ошибок измерения, в подавляющем большинстве случаев отличны от нормальных (гауссовских). Тем не менее теоретики продолжают строить и изучать статистические модели, основанные на гауссовости, а практики - применять подобные методы и модели.

Литература

1. Методы современной математики и логики в социологических исследованиях. - М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1977.

2. Математические методы и модели в социологии. - М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1977.

3. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: Экзамен, 2002 (1-е изд.), 2003 (2-е изд.).

4. Современные проблемы кибернетики (прикладная статистика). - М.: Знание, 1981.

5. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и её применений. / Вестник статистики. 1990. No. 1. С.65 - 71.

6. Тутубалин В.Н. Границы применимости (вероятностно-статистические методы и их возможности). - М.: Знание, 1977.

7. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы и обработка социологических данных. - В сб.: Математические методы в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1981, с.67-75.

8. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979.

9. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы и экспертные оценки. - В сб.: Экспертные оценки. Вопросы кибернетики. Вып.58. - М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1979.

10. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. / Под ред. В.Г. Андреенкова, А.И.Орлова, Ю.Н. Толстовой. - М.: Наука, 1985.

11. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1965 (1-е изд.), 1968 (2-е изд.), 1983 (3-е изд.).

А.И.Орлов, проф., д.т.н., директор Института высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э.Баумана

http://lib.socio.msu.ru
Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
II Всероссийский социологический конгресс, 2003 Секция 04

*   *   *   *   *   *   *

Есть у революции начало...

Ю.А.Ротенфельд

"Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите".
Пророчество о Думе - 21:11-12
Ветхий Завет, Книга пророка Исайи

Борьба против лжи и коррупции, борьба против беззакония власти на всех уровнях, за демократию и честные выборы выплеснулась сегодня на улицы и площади многих российских городов. Является ли это свидетельством того, что в России назревает революция?

В этой связи не мешало бы еще раз осмыслить этот социальный феномен. Но сделать это нужно не с позиций рассудочного мышления с его плюрализмом мнений, а на уровне диктатуры разума с его жесткой определенностью.

Разум позволяет понять, что же на самом деле происходит в обществе, понимаемом не иначе, как естественноисторический процесс, имеющий, как и все природные процессы, обязательный характер. Но для этого в сферу общественных наук требуется привнести методы естествознания, задачей которых должно стать открытие законов истории, позволяющих делать предсказания относительно общества. Поставив гуманитарные и социальные науки в один ряд с другими науками, устанавливающими закономерности природы, мы добьемся того, что рассудочное мышление поднимется на более высокую, разумную ступень.

1. Дополняем рассудок разумом

Несовершенство разработанных К.Марксом законов истории с необходимостью привели его и к ошибкам в вопросах классовой борьбы, социальной революции, диктатуры пролетариата и коммунизма, а в итоге - к негативному отношению и к той сугубо научной форме диалектического мышления, которую он избрал для осмысления общественных процессов.

Напомню, что в свой работе "Капитал" в качестве исходной "клеточки" буржуазного общества, Маркс использовал категорию обмена. Это понятие является ключом не только к научному осмыслению капиталистических (либеральных) общественных отношений, но и к разумному осмыслению всех других ступеней в развитии общества, а также к осмыслению того радикального изменения (переворота) в социальных отношениях, который мы и будем называть социальной революцией. Опираясь на разум, мы сумеем понять не только ошибки К.Маркса, но и достоинство его научного, однако не доведенного до рабочего состояния конкретно-всеобщего диалектического способа мышления.

Подойти к пониманию мышления К.Маркса, особенно человеку с гуманитарным мышлением не просто, поскольку отношение обмена он понимал не иначе, как отношение меновой и потребительной стоимостей, каждая из которых представляет собой пару противоположностей, обусловливающих двигательную силу социального процесса, его энергетику. Но овладеть его мышлением стоит, ибо новый опирающийся на разум этап в развитии социально-гуманитарных наук, именно как наук, а не как субъективных мнений, возможен не иначе, как только с осмысления отношений обмена.

При этом хотелось бы напомнить, что и современные естественные науки начались с того же, т.е. с изучения обмена, связывающего в едином физическом процессе потенциальную и кинетическую энергию маятника. Дальнейшее развитие привело к пониманию электромагнитных обменных процессов, как отношения двух пар противоположностей - электрических (+ и -) и магнитных (N и S).

Точно так же, только к осмыслению не физических, а социальных процессов подходит и К.Маркс. Поэтому не случайно в "Капитале" четко указано, что при обмене "товары уходят как меновые стоимости" (одна, сходящаяся пара противоположностей Ю.Р.), "а приходят как потребительные стоимости" (другая, расходящаяся пара противоположностей Ю.Р). Этот циклический процесс не только напоминает нам энергетику механических и электромагнитных ритмов, но и подпадает с ними под действие одного и того же объективного общенаучного закона.

Кроме того, отношения межличностного обмена, гуманизируясь и плавно переходя из одной формы в другую в течение веков и тысячелетий, образуют другой, более глобальный ритм истории, обусловливающий прогресс в развитии общественно-экономических формаций. Поэтому в качестве аналогии мы можем предложить модель Николая Коперника, в которой суточные обороты Земли вокруг своей оси включены в ее сезонные обороты вокруг Солнца.

На межличностном (микро) уровне речь идет об обменах стоимостями, удовлетворяющих индивидуальные потребности людей, тогда как на уровне всего общества (макроуровень) обмен проявляет себя как взаимодействие двух пар противоположных классов - рождающихся и отмирающих, обусловливающих движение формаций.

В результате мы можем говорить о коперниканской фигуре истории, которая убеждает в том, что ни один социальный класс не может существовать без своей противоположности. Однако более точным, но не таким наглядным представляется мне сравнение социальных (микро- и макро-) обменов с агрегатными состояниями веществ, в которых частота колебаний атомов и молекул, обусловливающая микро-уровень вещества, его температуру, на макро-уровне проявляет себя в виде четырех его агрегатных состояний.

К сожалению, свое понимание социальных процессов ни К.Маркс, ни Ф.Энгельс не сумели, как это сделал Н.Коперник, зафиксировать в адекватных конкретно-всеобщих понятиях или образах. Хотя интуитивно они использовали коперниканскую модель, позволяющую соотнести межличностные отношения людей с общественно-экономическими формациями.

Каждая последующая ступень, на которую переходило общество, характеризовалась более высоким, чем у предыдущей ступени уровнем развития производительных сил, новыми противоположными классами и, соответственно, более совершенными производственными отношениями, т.е. отношениями обмена. Тем не менее, до сих пор непонятой остается диалектика конкретно-научной мысли пролетарского вождя, хотя то, что "Капитал" Маркса имеет "особую" логику отмечали практически все его сторонники.

Следует подчеркнуть, что при помощи рассудочного мышления, в силу его ограниченных познавательных возможностей, гуманитарии никогда не смогут понять общество как естественноисторический процесс и никогда не смогут придти в этом вопросе к взаимопониманию. Если же идти вслед за К.Марксом и использовать его невостребованное, но доведенное нами до логического конца научное мышление, то становится возможным осмысливать отношения не только между конкретными людьми и конкретными противоположными классами в рамках буржуазного общества, но и более широкий спектр общественных связей и отношений.

На этой основе нам удалось выделить не одну, как это сделал К.Маркс, а четыре динамически связанные, но принципиально различающиеся формы социального обмена, каждая из которых соответствует вполне определенной общественно-экономической формации. Две из них принудительные, противные воле человека, а две других - свободные, ненасильственные.

Первая форма социального обмена самая примитивная - тираническая. И она же самая безнравственная, поскольку основана на личном эгоистическом интересе, на беззаконии, на жесточайшем насилии и безжалостной эксплуатации, определяющей формулу ненависти: "Не как ты хочешь, а как хочу Я". Она определяется тем, что продукты человеческой деятельности или любые другие стоимости передаются в обмен на сохранение жизни - самой значительной ценности для людей. Отсюда проистекает хорошо известная фраза: "жизнь или кошелек?" Поэтому основанную на данной форме обмена систему хозяйства - рабовладельческую форму, можно назвать архаической или криминальной экономикой.

Вторая форма меновых отношений - крепостническая - связана с ограничением, но не с исключением насилия. Поэтому и здесь, но не в такой бесчеловечной форме, проявляет себе все та же формула ненависти и вражды. Однако лишение человека жизни уже считается недопустимым. Эта форма обмена определяет бюрократическую экономику феодального типа и основана на менее явственном (разумном) эгоизме.

Третья форма обмена - либеральная - обусловливает переворот, т.е. революционное изменение социальных отношений и дает стимул для перехода от эгоизма к альтруизму, от крепостничества к свободе, поскольку утверждает ненасильственный, свободный и взаимовыгодный обмен. По своей сущности социальная революция напоминает переход от холодного времени года к теплому. На смену авторитарной формы организации общества приходит самоорганизация, основанная на свободном и всеобщем обмене результатами человеческой деятельности, приобретающими форму товара. При этом отношения личной зависимости и получение пользы только одной стороной уходят в прошлое и уступают свою роль взаимопользованию.

На смену формулы ненависти - "Не как ты хочешь, а как хочу Я", господствующей в авторитарных обществах приходит только зарождающаяся, недостаточно осмысленная и во многом несовершенная, но вполне справедливая формула любви - "Не только как хочу Я, но и как хочешь Ты". Именно эта формула положена в основу "Золотого правила" морали: "И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними". Поэтому слово "революция" обозначает не бессмысленный и беспощадный бунт, поскольку к революции он не имеет никакого отношения, а переворот в направлении социальных взаимодействий, т.е. такой способ смены общественно-политического строя, при котором страна и общество мирным или немирным путем переходят от крепостнических форм обмена к либеральным.

Говорят, что революций не одобрит никто. Но ведь построение гражданского общества, основанного на принципах самоорганизации и равенства всех перед законом, независимый суд, внятное и сбалансированное законодательство - это же и есть революция, как переход от крепостничества к свободе.

Что же касается эволюционного развития общества, то оно, не меняя по существу господствующую форму общественных отношений, имеет место либо до, либо после переворота. К этой форме развития зачастую апеллируют те, кто боится потерять незаслуженные привилегии, богатство, кого устраивает беззаконие, ложь, коррупция и социальное неравенство.

Четвертая форма обмена - сервистическая (от англ. service - служба) обусловливает наиболее полное единство личного и общественного интереса. Она возникает на основе взаимного служения, а не взаимной конфронтации. Ее особенность в том, что человек добивается своих личных целей не через господство над людьми при помощи первых двух форм обмена, и даже не посредством либеральных отношений. Он добивается успеха через служение обществу или конкретным людям, используя при этом наиболее совершенную формулу Любви - "Не как я хочу, а как хочешь Ты". Зачатки или такие обусловленные человеческим совершенством отношения можно увидеть, например, в отношениях любящих друг друга людей, в служении бизнесменов своим потребителям, политиков - в служении народу, ученых - науке, верующих - Богу.

Развитие общества имеет свой замысел, который заключается не только в прогрессе разума человека, но и в неотвратимом нравственном прогрессе. Хотя надо признать, что достижение нравственного совершенства, подобно движению к температуре абсолютного нуля не достижимо в принципе. К такому состоянию, приняв его за идеал можно только приближаться. Именно по этой причине формационный ритм не может претендовать на бесконечное движение по кругу, а подобно агрегатным состояниям веществ, ограничен четырьмя ступенями.

Отметим, что первые три формы общественных отношений уже имели место в истории общества и определяли степень его социальной зрелости и его классовый состав. Это рабовладельческие, феодальные и недостаточно развитые в современном мире капиталистические отношения. Что же касается четвертой, совершенно не осмысленной К.Марксом формы обмена, которую мы называем "сервистической", то ее повсеместное утверждение, как и предыдущих форм, не фатально. Оно вероятностно, поскольку зависит от наших самореализующихся ожиданий, обусловленных развитием нашего разума и нашим моральным воспитанием.

Главным в четырех формах обмена является то, что они в основном подтверждают обоснованность выводов Карла Маркса об "общественно-экономических формациях", которые отделяют одни исторические периоды от других: первобытнообщинный строй, рабство, феодализм, капитализм. Отметим лишь то, что отношения характерные для первобытнообщинного строя, также как и коммунистические отношения, не следует включать в разряд общественных отношений, ибо первобытно-общинные отношения - это не социальные отношения, а родоплеменные, скорее, биологические отношения.

Что же касается коммунистической формации, то согласно классикам марксизма, в ней полностью исключается любая форма обмена, поскольку именно отношения обмена обуславливают не только материальное неравенство людей, но и деление общества на противоположные классы. Поэтому социальный, т.е. классовый этап в развитии общества мы делим на четыре ступени, следующих друг за другом по круговой (спиральной) шкале. Такой подход делает анализ общества строго научным.

2. О просчетах марксистской теории

Рассматривая общественное развитие как естественноисторический процесс, К.Маркс был во многом прав и, прежде всего, в том, что он использовал обмен товаров в качестве исходной "клеточки" для осмысления буржуазного общества. Это действительно выдающаяся находка, позволяющая понять, что история движется не только своей ориентацией на задуманные людьми конечные цели, но и в соответствии с объективными историческими законами, вне действия которых задуманное людьми не может произойти. Тогда как следование этим законам обусловливает переход от более низких, безнравственных форм организации общества, к более высоким общественно-экономическим формациям и, в конечном счете, к идеально организованному, высоконравственному обществу.

Но это не означает неизбежного движения только в одном направлении - по пути нравственного прогресса, общество может пойти и в обратном направлении. Однако колея, по которой оно совершает свое движение, неизменна. Это либо гуманизация, либо дегуманизация общественных отношений.

Это как путешествие на автомобиле по дороге. В нашей власти выбрать маршрут, увеличивать или уменьшать скорость движения. Мы можем остановиться или даже развернуть машину. Но чего делать нельзя, так это покидать дорогу. Дорога это объективный закон нашего движения, который носит принудительный характер.

Точно так же ведет себя любое вещество, которое может переходить из одного агрегатного состояния в другое, как в одном, так и в противоположном направлении. Поэтому историю нужно понимать как результат деятельности людей направленной на определенные, сформулированные ими самими цели и ценности, но обязательно происходящей в рамках естественноисторических законов.

В этой связи нас интересуют не только достоинства марксистского учения, но и его фатальные недостатки одним из которых явилось то, что К.Маркс рассмотрел только одну "клеточку", отражающую сущность только одной, буржуазной ступени в развитии общества. Вопрос о других "клеточках", об их вероятностных переходах из одной формы в другую обусловливающих другие ступени формационного кругового (спирального) процесса остался в марксизме без ответа. Поэтому у К.Маркса не могло не возникнуть целого ряда ошибочных выводов и утопических заблуждений.

И действительно, теоретические исследования приводят нас к несогласию с К.Марксом в главном - по вопросу о классовой борьбе, а также по его утверждению о полном уничтожении классовых противоположностей в постбуржуазном, коммунистическом обществе.

Здесь наша позиция полностью расходится не только с позицией К.Маркса, но и с пониманием классовой борьбы другими мыслителями прошлого и настоящего, ибо борьба происходит не между противоположными классами той или иной формации: рабами и рабовладельцами, крепостными и феодалами, рабочими и капиталистами. Борьба происходит между новой (рождающейся) и старой (отмирающей) парами противоположных классов. Подчеркиваю, не между противоположными классами, а между их парами.

Первые шаги в осмыслении классов и классовой борьбы как важнейшей двигательной силы социального развития делает Сен-Симон, осмысляя уроки великой французской революции. Он видит, что между буржуазией и пролетариатом существуют различия, однако считает, что между их интересами нет резкого противоречия. Поэтому Сен-Симон не противопоставляет интересы пролетариата и буржуазии, а объединяет их в единый класс "индустриалов". Тогда как выдвинутая им идея классовой борьбы касается противоречий и борьбы молодой промышленной буржуазии против феодальной аристократии.

Противоположные классы не враги, сходящиеся в братоубийственной войне, в результате которой один из них выходит победителем. Напротив, противоположные классы - это "дружественные" классы, которые не могут существовать друг без друга. Совместно побеждая, именно они утверждают новую форму общественных отношений, т.е. ту или иную господствующую на данной ступени исторического развития форму обмена. И они же, как дружественная пара классов, тормозят прогресс, когда удерживают старую форму обмена в борьбе с рождающейся, более прогрессивной парой классов. Отсюда возникает рассуждение о двух народах, радикально отличающихся друг от друга.

"Мы живем в одной стране, но у нас два народа" - пишет, осмысляя события уходящего 2011 и наступающего 2012 годов в России, писатель и журналист Михаил Берг. И между ними пропасть из страха и социального недоверия. Пролетарская, провинциальная, бюджетная Россия ненавидит предпринимателей и не доверяет российской городской интеллигенции. Она боится их как главных врагов всей своей жизни.

Митинг на Болотной в очередной раз показал, что число тех, кому хочется свободы, выросло. Но митинг на Поклонной не менее отчетливо демонстрирует пределы этой свободы, определяемые большинством (Состоявшийся 4 февраля 2012 г. Митинг на Поклонной был организован властями России в противовес шествию свободных людей с Октябрьской на Болотную). И без согласия этой толпы, которая практически не меняется в течение многих веков в своих фундаментальных характеристиках, никакого будущего у Болотной не будет.

"Поклонная неожиданно показала, что митинги на Болотной - это раскаты очередной буржуазной революции, которая несколько раз занималась на просторах России, но каждый раз гасла, как костер под дождем в мокром лесу. Увы, пролетарская (крепостническая Ю.Р.) отрыжка все еще сильнее интеллигентской (либеральной Ю.Р.) отчетливости. Не хочет слабая, лукавая, беспомощная Россия буржуазного строя... И этот обыватель - та скала, о которую разбились многие прекраснодушные порывы на протяжении многих веков нашего совместного существования" (Михаил Берг. Два народа. 7 февраля 2012г. www.ej.ru ).

В то же время борьба противоположных классов тоже имеет место, однако она не носит антагонистический характер, поскольку это разрушало бы лежащую в основе классового деления форму обмена. Борьба между противоположными классами направлена исключительно на соблюдение баланса интересов между дружественными сторонами.

Надо сказать, что рассмотренные выше отношения проявляют себя не только в политической среде, когда на смену отмирающей паре классов приходит пара классов новой формации, но и в биологическом поле. Речь в данном случае идет об отношениях между родителями (отец и мать) и детьми (сыновья и дочери), а в обществе в целом - между сменяемыми естественным путем поколениями женщин и мужчин. Поэтому, говоря о двух народах в одном обществе, мы не стремимся посеять между ними сугубо физическую вражду, как не стремимся поссорить между собой молодое и старшее поколения - носителей новых и уходящих ценностей.

Становится, наконец, понятным, почему в нашей реальной жизни не смогло утвердиться марксистское учение. Прежде всего, потому, что К.Маркс не достаточно осмыслил взаимосвязь между межличностными отношениями обмена, их эволюцией и переходом от одной общественно-экономической формации к другой, хотя интуитивно он придерживался коперниканской модели истории. Отсюда и ошибки в теории классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. А поскольку К.Маркс действовал не только как изучающий реальность ученый, но и как идеолог трудящихся, поднимающий их на революционную борьбу против противоположного класса, постольку рассудочное мышление К.Маркса как идеолога оказалось превалирующим над его же разумным мышлением как ученого.

3. В. И. Ленин и революция в России

В конце XIX - начале XX века наступил новый этап в развитии марксизма. Этот этап связывают с философской и революционно-практической деятельностью В. И. Ленина, поэтому он называется ленинским этапом. Как и у Карла Маркса, центральное место в жизни В. И. Ленина занимала борьба за дело рабочего класса, за победу революции, за построение социализма и коммунизма.

Будучи правоверным марксистом, и отстаивая теорию классовой борьбы, пролетарской революции и идею диктатуры пролетариата в борьбе с оппортунизмом в рабочем движении, В.И.Ленин писал, что "Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубинное отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 34). И эта диктатура устанавливается не иначе, как путем вооруженной борьбы за власть, которую марксисты называют "революцией".

Вопрос о том, как понимать классовую борьбу перед К.Марксом не стоял, так как все диалектики-революционеры понимали ее не иначе как борьбу противоположностей, т.е. как борьбу пролетариата против буржуазии. Поэтому и сам Карл Маркс, и его верный последователь Владимир Ленин всячески поддерживали враждебное отношение рабочих к своим работодателям. В перспективе, в процессе пролетарской революции предполагалось, что буржуазию следует лишить собственности, а в случае ее сопротивления, физически уничтожить.

С уничтожением буржуазии уничтожались и зачатки либеральных отношений в России, что открывало по замыслу В.И.Ленина путь к переходу от капитализма к социализму, т.е. к следующей за капитализмом общественно-экономической формации. Причем общественные отношения будущего коммунистического общества даже мало-мальски не были изучены ни К.Марксом, ни В.И.Лениным. Предполагалось лишь то, что при коммунизме исключается обмен, а вместе с ним и противоположные классы.

В борьбе за светлое будущее рабочему классу нужен был верный союзник, которым по замыслу К. Маркса и Ф. Энгельса могло быть лишь беднейшее крестьянство. Они считали, что рабочий класс сможет выполнить свою всемирно-историческую миссию, если он установит союз с крестьянством и возглавит их в революционно-освободительной борьбе. "Крестьяне...находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок" (Маркс К., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211).

Большевики, опираясь на идеи К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, исходили из того, что крестьянство заинтересовано в уничтожении пережитков крепостничества. Поэтому в Октябрьской революции - вооруженном захвате государственной власти, партия большевиков опиралась на союз рабочего класса с беднейшим крестьянством при нейтрализации середняка. Тогда как меньшевики и сторонники Льва Троцкого были против такого союза, поскольку считали крестьянство реакционной массой, представителем уходящей формации, носителем крепостнических отношений.

После победы Октября В. И. Ленин рассматривал союз рабочего класса с беднейшим крестьянством как высший принцип диктатуры пролетариата. "В этом союзе, - подчёркивал В.И.Ленин, - вся главная сила и опора Советской власти, в этом союзе - залог того, что дело социалистического преобразования, дело победы над капиталом, дело устранения всякой эксплуатации будет доведено нами до победного конца" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 237).

Если же классовую борьбу понимать не как борьбу противоположностей, а по-новому, как борьбу рождающейся и отмирающей пары классов, тогда все учение К.Маркса выглядит не только не логичным, противоречащим здравому смыслу, парадоксальным, но даже безумным. Ибо вожди пролетариата толкали его на предательство в отношении дружественного класса - буржуазии, надежнейшего союзника по совместной революционной борьбе против крепостничества. И в то же время они призывали рабочий класс заключить союз с одним из его злейших классовых врагов - крестьянами, которые составляли в России подавляющее большинство населения.

В.И.Ленин проигнорировал тот факт, что на крестьянскую массу России оказывали значительное влияние сохранившиеся родоплеменные, общинные, феодальные отношения, религиозные и другие пережитки. А это свидетельствовало о том, что на крестьянство полагаться нельзя, тем более нельзя было вступать с ним в стратегический союз. В результате захват государственной власти вооруженными рабочими и беднейшими крестьянами в октябре 1917 года объективно проложил путь не к следующей за капитализмом общественно-экономической формации, а, напротив, к предыдущей, крепостнической формации, переходящей во многих случаях в рабство.

Утверждение в деревне колхозного строя, при котором место барина занял председатель колхоза, а место холопа - колхозник, закономерный результат противоестественного союза. Причем такому же закабалению подверглись на социалистических предприятиях и рабочие, в прошлом совершенно свободные люди. Но еще большая беда постигла тех, кто оказался в сталинских концентрационных лагерях и не только сталинских.

Осмысливая переход от одной общественно-экономической формации к другой с точки зрения нового понимания классовой борьбы, мы видим, что не может быть никакой другой революции, кроме демократической буржуазной революции. Только она одна отвергает авторитарные, крепостнические отношения обмена и устанавливает новые, справедливые либеральные отношения.

Тогда как идея "социалистической революции" является не более, чем контрреволюционным заблуждением мыслителей, выдумкой борющихся за власть авторитарных вождей. Поэтому "социалистическая революция" в России объективно была контрреволюцией не понявшего своей исторической миссии пролетариата, поскольку перевела все общественные отношения с более высокой ступени, на менее высокую ступень, что отбросило страну в крепостническое или даже в тираническое прошлое.

Разрушив до основанья царскую Россию, большевики приступили затем к построению нового общества. В короткий срок страна прошла и сталинское рабство, и последующее за ним хрущевско-брежневское крепостничество. А уже к 1986 году оказалась готовой отказаться от социально-ориентированного крепостничества и перейти к либеральным общественным отношениям, нацеленным на то, чтобы сделать, наконец, Россию свободными, демократическими и правовыми государствами.

Однако такой переход оказался объективно невозможным, поскольку за время советской власти в стране сформировалась только одна господствующая пара противоположных классов. С одной стороны - партийно-хозяйственная и научно-техническая номенклатура, тогда как с другой - слившиеся в один социальный класс, интеллигенция, рабочие и крестьяне. Оба противоположных класса доминировали в советском обществе, и не было классов, способных на деле осуществить революционные либеральные преобразования в Советском Союзе.

Выходит, что союз рабочего класса с крестьянством вне их союза с буржуазией оказался тем заблуждением, той фатальной ошибкой, которая повлекла за собой закономерный возврат России в крепостническое прошлое. Но и без союза с крестьянством Октябрьский большевистский переворот не имел шансов на успех. Поэтому символом советской эпохи во многом изменившем конфигурацию XX века стало величайшее произведение скульптуры - "Рабочий и Колхозница", которая была создана в 1937 году знаменитым советским скульптором Верой Игнатьевной Мухиной.

И не следует думать, что В. И. Ленин развил и поднял на новый уровень учение К.Маркса о классовой борьбе, о революции и диктатуре пролетариата, как это еще считают многие наши современники. То, что он сделал, так это в противоположность учению К.Маркса попытался построить коммунизм в отдельно взятой крестьянской стране. Во всем остальном В.И.Ленин строго придерживался духа и буквы марксизма и, главное, также как и его кумир, не избежал фатальной ошибки - понимал классовую борьбу как борьбу противоположных классов. Тогда как реальное содержание классовой борьбы проявляется не в борьбе между противоположными классами, а как взаимодействие рождающейся и отмирающей пары противоположностей. Выходит, что учение К.Маркса объективно отбрасывало все попавшие под его влияние страны вспять, обрекало их на стагнацию.

После смерти архитекторов и строителей коммунизма - Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и даже после распада самой социалистической системы остатки социально ориентированного крепостничества все еще сохранились на всем постсоветском пространстве, так что они и впредь будут источником и новых революций и новых человеческих трагедий.

4. Идея классовой борьбы в современном мире

Классовая борьба, совершаясь в условиях соблюдения законов истории, является средством достижения целей и ценностей, которые вырабатывают в своих интересах люди. Она затрагивала, и будет затрагивать все цивилизации, все нации, всех жителей Земли, поскольку касается отношений к человеку, к удовлетворению его разнообразных интересов и потребностей. Поэтому идея классовой борьбы как борьбы за нравственный прогресс человечества - это та идея, на основе которой можно объединить все демократические силы.

Выходит, что классовую борьбу надо снова перевести в идеологическое русло, задействовав для этой цели авторитет науки: научной философии, научной социологии и других социально-гуманитарных дисциплин. Люди должны, наконец, научиться понимать не только окружающую их природу, т.е. ориентироваться в суточных и сезонных ритмах Земли, понимать сущность агрегатных состояний веществ, имеет представление о взаимодействии электрических и магнитных полей, знать, что такое температура, звук, свет. Но еще лучше они должны освоить социальную среду своего обитания, знать и понимать ее закономерности, движущие силы, энергетику.

В результате в идеологическую борьбу как борьбу сил Добра с силами Зла будут вовлечены не только профессора и студенты университетов, но и учащиеся старших классов общеобразовательных школ. А создание политических партий, стоящих на прогрессивных классовых позициях, еще больше укрепит антифеодальный фронт. И самое важное - это то, что высшим арбитром станет авторитет разума. Только в этом случае выводы социальных наук будут проникать в университеты даже тех стран и тех цивилизаций, которые сегодня являются оплотом крепостничества, национализма и терроризма, использующих преимущества демократии для уничтожения свободы.

Тогда как демократия - это предоставление государством либеральной свободы исключительно тем, кто верит в либеральные ценности: свободу, равенство прав граждан, прав национальных меньшинств, свободные выборы. Но совсем не тем, кто путем насилия и обмана стремится использовать либеральные законы государства для достижения своих вовсе не либеральных целей.

Поэтому надо сделать все возможное, чтобы классовая борьба стала доминирующим фактором современной политики. А линия фронтов, проходила не по линии разлома цивилизаций, а в каждой отдельно взятой стране, в каждом отдельно взятом населенном пункте, в каждой семье. Главным же полем борьбы должно стать сознание каждого отдельного человека, его борьба с самим собой за нравственное самосовершенствование.

Это значит, что авторитарным режимам и их идеологии следует противопоставить другую, научно обоснованную идеологию, отражающую интересы не одной только уходящей пары классов, не только одной из религиозных конфессий, не только интересы одной нации или одного государства, но и всех жителей Земли.

Поэтому надо развернуть глобальную идеологическую войну за переход от безнравственных авторитарных отношений прошлого, к более гуманным общественным отношениям будущего, войну за нравственный прогресс человечества. Современная же мораль продолжает оставаться моралью недоразвитых в социальном отношении типов, это мораль "господ" и "холопов", это орудие их совместного существования, классового господства. Наша постсоветская действительность свидетельствует не столько о нашей общей готовности воспринять идею построения наиболее справедливого общества, сколько о том, что ни народ, ни власть в своем большинстве, пока не готовы использовать другие, более совершенные отношения, нежели крепостнические.

Повсеместный беспредел чиновников, является неотъемлемым атрибутом крепостнической власти. Сейчас этому беспределу противостоят люди в самых разных местах, в основном одиночки. Эти люди - основа будущего гражданского общества. Необходимо дать им почувствовать себя частью общего дела, цель и ценность которого - либеральные и сервистические отношения. А для этого необходима политическая партия нового типа - партия, которая сделала бы такую объединительную работу одной их своих приоритетных задач. Это значительно расширит круг людей, вовлеченных в нынешний революционный процесс, как в России и в Украине, так и на всем постсоветском пространстве.

Усилия, направленные на демократизацию авторитарных стран путем проведения в них демократических выборов зачастую дают власть не демократическим силам, а напротив, опирающимся на большинство населения крепостникам, националистам и религиозным фанатикам. Это происходит потому, что усилия интеллектуалов зачастую направлены не на культурный и нравственный рост народа, а на демократизацию как на пустую форму, как на процедуру.

Начинать демократизацию в постсоветских странах надо с развития социально-гуманитарных наук и просвещения, с нравственного воспитания, с организации нацеленных на долгую жизнь сервистических классовых партий, которые придут на смену коммунистическим и другим отживающим свое время массовым партиям. А честные выборы - это только один из ближайших результатов непрерывно продолжающегося революционного процесса, который никогда не сможет завершиться, в том числе, и в силу постоянного обновления жизни путем естественной смены поколений.

Из Резюме

Ротенфельд Юрий Александрович, доктор философских наук, профессор.

E-mail: rotenfeld@mail.ru

Место работы: Луганский национальный аграрный университет,

зав. кафедрой политологии и социологии.

Профессиональные интересы: социальная философия, философия истории, философия морали, философия трейдинга, неклассическая диалектика как конкретно-всеобщая теория развития с ее новым понятийным аппаратом - системой сравнительных понятий, годной для сравнительных социальных исследований.

Дополнительная информация:

Кандидатская диссертация: "Проблема тождества и различия в научном познании", научный руководитель В.С.Готт, защита состоялась в МГПИ им. В.И.Ленина в 1986 году.

Докторская диссертация: "Становление неклассической диалектики", консультанты В.С.Готт и И.С.Нарский, защита состоялась в Москве в АОН при президенте РФ в 1991 году.

Публикации: 5 монографий и статьи.

*   *   *   *   *   *   *

Охота на ведьм

3

Безумие все больше охватывало Европу. Немецкий историк Шерр в своей "История цивилизации в Германии" пишет, что "В то время, как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, Бранденбургии, Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней". Заметим - это в том самом Падеборне, где когда-то выходили законы о том, что любой, кто сожжет ведьму, будет приговорён к смерти. "В Брауншвейге, - продолжает историк, - между 1590-1600 годами ежедневно сжигали по 10-12 человек... Судья из города Фульда Балтазар Фосс, специализировавшийся на борьбе с ведьмами и колдунами, хвастался, что он один сжег 700 человек и мечтал довести эту цифру до 1000". Раскручивается "порочный круг" - чем больше сжигается "ведьм", тем больше укрепляется вера в их существование (и, соответственно, в необходимость их сожжения) и в прочие "дьявольские козни". Высказывания демонолога Варфоломея де Спины в его "Исследовании о ведьмах" демонстрируют это очень наглядно. "И как можно,- восклицает де Спина,- сомневаться в реальности всего этого, когда в одном лишь округе инквизитора Бернарда Комо ежегодно берется в плен свыше 1000 ведьм, из коих свыше сотни сжигается?!"

Вот еще один перл из де Спина: "Как можно еще колебаться, когда мне лишь очень недавно знакомый врач из Феррары рассказывал, что в его поместье один крестьянин собственными глазами видел шабаш из 6000 женщин и мужчин, предававшихся кощунственному разврату?!" В мире, где такое "свидетельство" наевшегося спорыньи крестьянина принимается априорно за чистую монету, выжить сложно. Никто даже не задумывался, что пресловутый крестьянин и за всю свою жизнь в деревне такое количество людей не видел. И уж тем более женщин, которых в некоторых деревнях по две-три оставалось - недосожженных (как, например, в Германии в 1586 году).

Но тогда думать было некогда - надо было выявлять ведьм. В Испании всеобщее умопомешательство на почве борьбы с дьяволом привело к тому, что люди начали обвинять самих себя. Так, в 1527 году две девочки 9 и 11 лет сами обвинили себя в колдовстве перед членами Королевского совета. В Манке в 1583 году иезуитам хитростью удалось изгнать из 16-летней девушки Анны Шлуттенбауер 12 655 бесов, после этого была подвергнута пытке ее 70-летняя бабушка, которая созналась, что уже 50 лет она находится в связи с дьяволом, ездит на шабаш и насылает непогоду. В Трирской области иезуит Бинсфельд в 1587-1593 годах сжег в 20 поселениях 380 человек. Иезуит Эльбуц в 1607 году сообщал, что в Трире он отправил на казнь около 200 ведьм. Епископ Юлиус только за один 1616 год сжег 99 ведьм, всего же с его благословения было уничтожено более 900 человек. В своей "Волшебной библиотеке" немецкий историк Хаубер приводит список из 157 человек, уличенных в чародействе и казненных в Вюрцбурге с 1627 по 1629 год. В числе них оказались дети семи, девяти и двенадцати лет, старики и старухи от 70 до 107 лет Были среди них и четырнадцать кафедральных викариев, два знатных молодых дворянина, сенатор Штольценбург, первая вюрцбургская красавица Эмма Гобель, а также двадцать других девушек. Совершенствовались орудия массовых казней. Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были сожжены в 1651 году 22 женщины, во всем княжестве Нейссе в течение девяти лет были сожжены более тысячи ведьм, среди них были и дети в возрасте от двух до четырех лет.

И опять - дети, дети... "Сегодня нам трудно поверить в то, что в колдовстве обвиняли даже детей. Однако дошедшие до нас документы не оставляют в этом сомнений: с конца XV в. непрерывно росло число детей, которых бросали в темницы как участников ведовской секты, допрашивали, пытали, отправляли на казнь" [1]. Причем многие дети сами себя оговаривали, искренне считая, что встречались с дьяволом. Триста лет спустя русский писатель Максимов в своей книге по истории хлебопашества (1873 г.) напишет об эрготизме: "деревенские дети всех чаще подвергаются этой болезни, лакомясь сладковатою спорыньей". Но в Европе Ренессанса эрготизм и галлюцинации еще никто с хлебом не связывал. Даже в наше время, уже цитированный выше Ллойд де Моз, отмечая массовость случаев детских галлюцинаций, не видит лежащей на поверхности причины этого:

История колдовства на Западе изобилует сообщениями об истерических припадках у детей, потере слуха, речи или памяти, галлюцинаторных видениях чертей, признаниях в половой связи с дьяволом, об обвинениях детей в колдовстве против взрослых, в том числе собственных родителей. Наконец, углубляясь еще дальше в средневековье, мы столкнемся с такими явлениями, как танцевальная мания у детей, детские крестовые походы и детские паломничества - тема настолько обширная, что мы попросту не имеем возможности обсудить ее в этой книге [2].

Видимо, классик психоистории уходит от поиска причин такого поведения, поскольку оно не вписывается в его теории "конфликта психоклассов" и "Ядовитой Плаценты". Но если сама тема средневековых детских галлюцинаций и планомерного уничтожения детей христианской цивилизацией действительно обширна, то основную причину галлюцинаций, детских крестовых походов и упомянутой "танцевальной мании у детей" найти не трудно. Да, существовали и другие вещества в средневековой Европе, вызывающие галлюцинации - всякие "ведьмины мази из лягушек" и белладонна. Да, крестоносцы привозили из походов с востока опиум и гашиш. Да, марихуана рассматривалась как лекарственная трава даже известной католической святой, прозванной "Рейнской Сивиллой" (Хильдегард фон Бинген, 1098-1179), которая в трактате "Causae Et Curae" доказывала, что если коноплю будет есть человек с нездоровой головой и пустым мозгом, то у него будет болеть голова, а тому же, чья голова здорова и мозг полон, она не причинит вреда, а "усилит благотворные жидкости". Да, теперь есть исследования, показывающие, что ранние христиане отнюдь не гнушались галлюциногенных грибов. Но это все капля в море по сравнению с действительно массовым неконтролируемым потреблением спорыньи. Странно, что на сегодня это только начинает осознаваться. Впрочем, не особенно странно - причины лежат в человеческой психике. Признание настолько глубокой биохимической зависимости истории человечества от "жалкого грибка" инстинктивно неприемлемо для большинства.

Но вернемся к ведьмам. Как выглядела среднестатическая ведьма? Как Баба Яга из сказки? Конечно, нет. Средневековые "ведьмы" - это только по началу "старухи с клюкой", а чуть позже - женщины скорее молодые и привлекательные (упомянутая выше "первая вюрцбургская красавица", например). То есть такие, которые могли вызвать у христиан "непристойные желания". Христиане знают, что вся похоть от дьявола. Вот и Христос говорил, что лучше член вовсе отрезать - "кто может, тот вместит". Да и Павел говорил, что христианину лучше бы не жениться. Первоначально, правда, христиане знают это только в пересказе священников, ибо Библии у них еще нет, она запрещена мирянам Собором в Тулузе (1229 г.), и даже клирикам (на народном языке) Собором в Безье (1246 г.). Зато христиане наслышаны от проповедников, что следует выполнять "супружеский долг" (как надолго привьется это идиотское словосочетание) только в одной позе (позже названной "позой миссионера"), ни в коем случае не во время покаяния, не по воскресениям, средам, пятницам и праздникам, и только с целью заиметь детей. И непременно "с чувством отвращения", без всякой там похоти, что специально оговаривалось указом Папы Римского - сношение должно было происходить строго по правилам: в темноте, руки по швам, и чтобы жену даже не видеть, "дабы не соблазняться". Впрочем, чувство отвращения легко достигалось с учетом того, что средневековые христиане не мылись - как аристократия, так и крестьяне, о которых, например, кюре из Рюмежи писал следующее: "Ежели исключить воскресные дни, когда они бывают в церкви или в кабаке, крестьяне (богатые и бедные) столь нечистоплотны, что вид девиц излечивает мужчин от похоти, и наоборот - вид мужчин отвращает от них девиц..." [3]. Чистоплотность считалась делом богопротивным, да и просто опасным - стремление к соблюдению гигиены в те времена вызывало подозрение. В Шотландии одна женщина - о, ужас! - посмела купать деревенских детей. Приговор у судей много времени не занял - ясное дело, ведьма - костер (процесс в Перте, 1623). Особенно опасно заигрывать с водой было в Испании, где после реконкисты в любом, кто мылся, христиане видели скрытого идейного врага. Фраза "обвиняемый, как известно, принимал ванны ... являлась обычной в отчетах инквизиции" [4]. Купание стало трактоваться, как инструмент дьявола для обольщения христиан. Напуганная Европа к 1500 году перестанет мыться вовсе. Все бани, ненадолго вернувшиеся в Европу во времена крестовых походов, будут снова закрыты: "В том что касается мытья в бане и чистоплотности, Запад в XV-XVII вв. познал фантастических масштабов регресс" [3].

Зато ведьм в это время начнут сжигать еще больше. Любая симпатичная девушка - ведьма по определению. Для доказательства можно любого соседа, объевшегося спорыньи, спросить. Он с удовольствием подтвердит несомненные факты. - Видел, вон та на метле летала? - Ну еще бы! Они все летают! И ведьма отправляется на костер. За небольшим исключением опытных старух, знавших травы и лечивших травами, жгли в основном женщин красивых и сексуально привлекательных. Есть гипотеза, что такими действиями христианство подкосило генофонд Европы. Приблизило население к христианскому идеалу убогих и "Христа ради юродивых". Скептикам предлагается в этом легко убедиться - поехать в Европу и поискать там красивых девушек. Попадется симпатичная - на девяносто процентов иммигрантка. Но поскольку красота - вещь субъективная, то тут каждый волен думать, как хочет, хотя такой взгляд косвенно мог бы подтвердить тот факт, что в России православные сожгли ведьм значительно меньше своих западных коллег. Хотя жгли тоже больше, чем об этом известно. В Европе же со временем стали жечь не только красивых, но и "нестандартных" - слишком толстых или слишком худых. Для последних по всей Европе стояли весы - если весишь менее 48 килограмм (норма менялась в разных местностях), то добро пожаловать на костер. Ибо считалось, что летающая метла выдерживает только именно такой вес. Если же вес больше - то выдавали охранный сертификат, предъявительница которого считалась "не ведьмой". Получить его было очень сложно, ибо весовщики, не моргнув глазом, часто записывали получившийся вес, как, скажем ...5 грамм. И опять же костер. Поэтому особенно ценились весы в голландском городе Аудеватер, к западу от Утрехта. Там, по слухам, взвешивали более честно. Сегодня в этом городе работает музей охоты на ведьм, старые весы ("хексенваах"), находящиеся в Палате мер и весов, по-прежнему действуют, и каждый посетитель может встать на них и получить справку от беспристрастного весовщика. В те века это, правда, потенциальной ведьме помогало редко, ибо ее все равно могли подвергнуть другим испытаниям - таким, например, как известное "купание ведьм". Ведь только ведьма могла не утонуть в воде. Если все же тонула - значит, была не ведьма. Тогда ее, оправданную испытанием, можно выудить и с почестями похоронить на церковном кладбище. Сколько счастливиц удавалось выудить еще живыми - неизвестно. Впрочем, даже отрицательный результат проверки, если утонувших женщин чудом вдруг удавалось вытащить из воды и откачать, решающего значения обычно не имел. Например, еще в 1090 г. в Фрейзинге три женщины, заподозренные в колдовстве, были подвергнуты толпой испытанию водой. Испытание не дало положительных результатов, тогда женщин подвергли испытанию плетьми, и, в конце концов, их все равно сожгли живьем на берегу реки Изара.

Перед сожжением некоторые похотливые судьи заигрывали с дьяволом. Например, французский судья Пьер де Ланкр, приводивший в 1609 году массовые сожжения ведьм на границе Франции с Испанией, прославился своими своеобразными следственными экспериментами. Он заставлял юных узниц во время допроса раздеваться догола и показывать те непристойные танцы, что они исполняли на шабаше. А после, убедившись что дьяволу не удалось соблазнить его и вынудить оправдать колдунью, с чистой христианской совестью отправлял "ведьму" на костер. Сами танцы, как таковые, всегда раздражали священнослужителей, они видели в них языческие мотивы и происки дьявола, отвлекающие от богоугодных мыслей. Зловредный дьявол только и ждал удобного случая, чтобы насолить христианам. Была популярна история, которая, как тогда утверждали, якобы произошла в Женеве, где дьявол дал девушке железный прут, и каждый, до кого она этим прутом дотрагивалась, пускался в пляс. В этой истории, конечно, нашли свое отражение "пляски святого Витта", вызванные отравлением спорыньей, так что скорее гипотетический дьявол снабдил девушку не железным прутом, а "чертовыми рожками".

Народ еще очень любил, чтобы ведьмы сами сознавались в своих злодеяниях. Этому доверия было больше. Спрос рождает предложение. Надо - признаются! А ведь палачи сами из народа - хлеба черного не гнушались. И летающих ведьм повидали лично. Да и отдельные епископы, в очень уж голодные годы не выполнявшие предписания Основателя, четко объяснившего что Его Тело сделано из хлеба пшеничного, иногда ведьм на метле наблюдали. Эти их наблюдения в "Молоте ведьм" и являлись доказательствами.

Итак, перед тем, как сжечь, надо, чтобы "ведьма" созналась. Уж в этом то ни у какой власти никогда и в более поздние времена проблем не было. Если в Нюрнберге и в НКВД признавались быстро в чем скажут, то уж в святой инквизиции... Представьте, что вас арестовали и предложили признаться, что весь урожай в округе испорчен именно вашими чарами. Представим, что вы даже не больны эрготизмом (практически не возможно) - то есть не галлюцинируете и сами себя ведьмой признавать, как многие делали, не хотите. И даже догадываетесь - о прозрение! - что урожай, в гибели которого вас обвиняют, погиб вовсе не из-за ваших злых чар, а потому что его съели мыши, которые расплодились вследствие того, что христиане уничтожили всех кошек, как пособников дьявола. Как долго вы сможете отпираться? Через сколько времени вы "сознаетесь"?

Бывало, что пытки длились круглосуточно Перебивались лодыжки, отрезались груди, выкалывались глаза, волосы на голове и других частях тела смазывались серой и поджигались, конечности выворачивались из суставов, рвались жилы, ломались ключицы, раскаленные добела иглы загонялись под ногти, пальцы на руках и ногах раздрабливались тисками. Жертв опускали в ванны с кипящей водой, смешанной с лимонным соком, подтягивали на веревках и резко опускали, подвешивали за пальцы, привязав к ногам груз, подвешивали вниз головой и вращали, прижигали факелами, насиловали с помощью острых инструментов, придавливали тяжелыми камнями. Иногда членов семьи обвиняемого принуждали смотреть на то, как его пытают, чтобы потом подвергнуть пыткам их самих. Перед тем, как отправить жертву на костер, ей вырезали язык или обжигали рот, чтобы она не могла богохульствовать или выкрикивать проклятия во время казни. Инквизитор Николае Реми был поражен тем, что многие ведьмы "определенно хотели умереть". Трудно поверить в то, что он не понимал почему [5].

Кстати, печально известный Реми мог не понимать вполне искренне - ведь считалось, что дьявол помогает ведьмам не чувствовать боли. И то правда, иначе даже трудно понять, почему люди не умирали в первые же минуты. Сколько можно прожить после пыток, описываемых современником процессов над ведьмами начала XVII в. пастором Мейфартом, хорошо знавшим инквизиционную практику того времени: "Я видел, как палачи мозжат стройное человеческое тело, расшатывают его во всех суставах, заставляют глаза вылезти из орбит, выдергивают стопы из голеней, плечи из лопаток, вздергивают человека на воздух; они дробили кости, кололи иглами, жгли серой, поливали маслом" [6].

Но многие ли инквизиторы действительно верили, что дьяволу удается лишить ведьм чувствительности? Демонолог Гваццо в Compendium Маleficarum рассказывает, как "женщина пятидесяти лет терпела обливание всего тела кипящим жиром и жестокое растягивание всех ее конечностей, не ощущая никакой боли. И она была снята с дыбы, не чувствуя боли, целой и невредимой - лишь ее большой палец, который был оторван во время пытки, не прирос на место, но это не мешало ей и не причиняло боль никоим образом". Здесь возникает вопрос, который почему-то не насторожил Рассела Хоупа Роббинса, цитирующего в своей "Энциклопедии колдовства" эти откровения Гваццо: если ведьмы не чувствовали боли, то какой же был смысл их пытать? Логичней предположить, что сами инквизиторы прекрасно осознавали эффективность своих пыток, но выдумали такую легенду, чтобы не вызывать лишнего повода для недовольства своей деятельностью.

Работы у инквизиторов было невпроворот. Ведьмы никак не заканчивались. Только сожжешь сотню-другую, смотришь - а кругом все равно одни ведьмы да оборотни. Бравые инквизиторы Шпренгер и Инститорис в "Молоте ведьм" сообщают об "одной девице, которая превращена была в кобылу, как то думала она сама и многие другие, видевшие ее, за исключением св. Макария, чувства которого дьявол не мог обмануть. Когда ее привели к нему, с целью излечения, и он увидел ее как настоящую женщину, а не кобылу, тогда как другие, наоборот, восклицали, что она им представляется в виде кобылы". Что же случилось со святым отцом? Как он смог избежать "дьявольского наваждения"? Или стоит задать вопрос по другому - что заставило всех других видеть в девушке лошадь? Тут может быть только два варианта - либо это и в самом деле была лошадь, а святой отец сошел с ума, либо все остальные, включая девушку, просто глючили (отчего галлюцинировали в то время, я надеюсь, вы уже знаете), а св. Макарий черного хлеба не ел, а питался хлебом белым, как священнику и положено.

4

Среди христиан, все же иногда находились здравомыслящие люди (вероятно, не любящие черный хлеб?), резко выступавшие против этого безумия. Иезуит Фридрих фон Шпее в своем знаменитом сочинении "Предостережение судьям, или о ведовских процессах" (1631 г.) утверждал: надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. Но такой логичный вывод другим христианам в голову почему-то не приходил. Может показаться, что в книге Шпее просто издевается над методами "доказательств вины" ведьм:

Если обвиняемая вела дурной образ жизни, то, разумеется, это доказывало ее связи с дьяволом; если же она была благочестива и вела себя примерно, то ясно, что она притворялась, дабы своим благочестием отвлечь от себя подозрение в связи с дьяволом и в ночных путешествиях на шабаш. Если она обнаруживает на допросе страх, то ясно, что она виновна: совесть выдает ее. Если же она, уверенная в своей невинности, держит себя спокойно, то нет сомнений, что она виновна, ибо, по мнению судей, ведьмам свойственно лгать с наглым спокойствием. Если она защищается и оправдывается против возводимых на нее обвинений, это свидетельствует о ее виновности; если же в страхе и отчаянии от чудовищности возводимых на нее поклепов она падает духом и молчит, это уже прямое доказательство ее преступности... Если несчастная женщина на пытке от нестерпимых мук дико вращает глазами, для судей это значит, что она ищет глазами своего дьявола; если же она с неподвижными глазами остается напряженной, это значит, что она видит своего дьявола и смотрит на него. Если она находит в себе силу переносить ужасы пытки, это значит, что дьявол ее поддерживает и что ее необходимо терзать еще сильнее. Если она не выдерживает и под пыткой испускает дух, это значит, что дьявол умертвил ее, дабы она не сделала признаний и не открыла тайны.7

Но это не издевательство: Шпее знал, о чем говорил - ранее он был инквизитором и сам сопровождал на костер десятки женщин в Вюрцбурге. Следовательно, такие доказательства реально принимались за истинные. И виновата в этом, вероятно, уже не только спорынья, а материальная заинтересованность инквизиторов в массовых репрессиях - ведь все имущество казненных переходило ордену.

Когда молодой Шпее пришел в трибунал в Вюрцбурге, он был полон благочестивого энтузиазма и желания бороться с дьяволом. Поле для работы было непаханое. Дьявол отдыхать не давал. В середине XVII века только в городах Вюрцбург и Бамберг меньше чем за 10 лет были сожжены на кострах 1.5 тыс. подозреваемых в колдовстве. Но вскоре наступило прозрение, и вместо энтузиазма инквизитором овладело горькое разочарование. "К тридцати годам я стал седым от горя" - писал он. В своем "Предостережении" Шпее доказывал, что из всех осужденных при нем ведьм не было ни одной виновной, что у обвиняемых не было ни одного шанса добиться оправдания, а известные ему инквизиторы - тупы и невежественны. В то время выпустить подобную книгу было поступкам смелым, если не сказать безрассудным. Но автору, можно сказать, повезло, костра он избежал. Книгу подвергли поношению, а фон Шпее сослали в отдаленный приход, где он вскорости и умер от чумы.

В народе больше доверяли приговору суда, если говорилось, что он основан на чистосердечном признании, и ведьму не пытали. Благодаря работе Шпее, мы теперь знаем, что "многочисленные признания ведьм без применений пыток", считавшиеся безусловными доказательствами, мягко говоря, действительности не соответствуют: "Следователи часто используют фразу, что обвиняемая созналась без пытки, и это означает неоспоримую виновность. Я заинтересовался, стал расспрашивать и узнал, что на самом деле их пытали - но только в железных тисках с ребристыми зажимами, которыми сдавливали голени, прессуя их как пряники, выжимая кровь и причиняя нестерпимую боль - и это формально называют "без пытки", вводя в заблуждение тех, кто не понимает языка следствия" [7].

Оправдываться ведьме было бесполезно, даже если женщина могло объяснить всё до малейших подробностей так, что вздорность обвинений становилась очевидной. "Бог свидетель, - пишет Шпее, - даже я, поднаторевший в схоластических диспутах, не нашёл бы к чему придраться. Всё напрасно. С тем же успехом можно было бы бросать слова на ветер или обращаться к камням. Если она не ведьма, то почему так красноречива?" [6].

Позже протестантский проповедник Балтазар Беккер в книге "Околдованный мир" (1691 г.) также сурово осудит собратьев по вере за разжигание ведовской истерии, прусский правовед и философ Кристиан Томазий в 1701 году, после тщательного изучения книг Иоганнеса Вира, Фридриха Шпее и других авторов, резко выступит против преследования ведьм в судебном порядке, а в сочинении "Краткие тезисы о грехе колдовства" (1704 г.) аргументировано докажет всю абсурдность ведовских процессов. Спустя год Томазий потребует запрещения пыток, а в 1712 году будет доказывать, что абсурдное учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждала Церковь, а на суеверных указах римских пап, издаваемых с 1500 года. Но несмотря на чрезвычайно высокий авторитет Томазия при дворе прусского короля и на сокращение Фридрихом I количества ведовских процессов, костры в Пруссии будут полыхать до середины XVIII века.

Цитированные литературные источники:

1. Вольфганг Тарновский. Ведьмы. Пер. с нем. А.В.Волкова.- Москва: Слово, 1994.

2. Ллойд де Моз. Психоистория. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000.

3. Бродель Ф. Структуры Повседневности. М., 1986

4. Crow J. Spain: the root and the flower. University of California Press, 1963. p.149.

5. Лори Кэбот. Сила ведьм. М.: "РЕФЛ-бук", 1995.

6. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М., 1906.

7. Friedrich von Spee. "Cautio criminalis". Rinteln, 1631.

Источник текста: absentis.org

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное