Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 606


"Эконометрика", 606 выпуск, 3 сентября 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

По мнению главы ВБ, Юань может стать альтернативой доллару.

Страны - члены альянса "Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки" (Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Эквадор, островные карибские страны Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины и Содружество Доминики) начнут использовать для взаиморасчетов условную денежную единицу - сукре.

О процессе, идущем в Венесуэле, о революции и проблеме социалистического самоуправления рассказывает Валентин Зорин.

О камбоджийском предостережении - грубом коммунизме в действии рассуждает Виталий Сарматов.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Глава ВБ: Юань может стать альтернативой доллару

РБК, 11 ноября 2009г. Роль доллара как резервной валюты не претерпела изменений, но США не должны воспринимать это как должное. Об этом заявил глава Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик на пресс-конференции в Сингапуре.

По его словам, в ближайшие годы мировые Центробанки будут иметь небольшой выбор валют, но китайский юань может стать альтернативой доллару уже в следующем десятилетии, передает Reuters.

Роберт Зеллик считает, что Китай действует очень осторожно, превращая юань в конвертируемую валюту. Однако быстрая экономическая трансформация страны, включая развитие ее рынков капитала, поможет укрепить мировой статус юаня. "В следующие 10-15 лет мы увидим, что юань станет интернациональной валютой и сможет конкурировать с долларом", - говорит глава Всемирного банка.

При этом Р.Зеллик предупреждает, что США не стоит принимать доминирующую роль доллара в мировой экономике как само собой разумеющийся факт. "Этому государству необходимо применять разумный подход при разработке политики. В частности, Штатам следует сократить рекордный дефицит бюджета", - подчеркнул Роберт Зеллик.

"Я думаю, что роль доллара в качестве резервной валюты в течение некоторого времени будет довольно надежно гарантирована. Но если кто-либо не применяет разумную бюджетную и денежно-кредитную политику, он может однажды оказаться в опасности. Мы должны решить вопросы дефицита бюджета и другие проблемы", - отметил глава ВБ.

Между тем американские власти продолжают повторять, что придерживаются политики сильного доллара. Министр финансов США Тимоти Гайтнер вновь заявил сегодня, что США необходимо сохранять сильный доллар и сдерживать дефицит госбюджета. "Я полагаю, что для стабильности американской экономики очень важно придерживаться политики сильного доллара", - сообщил глава Минфина на встрече с японскими журналистами в американском посольстве в Токио.

По словам Т.Гайтнера, Вашингтон понимает необходимость вернуть доверие инвесторов к американской экономической политике. "Мы несем особую ответственность за то, чтобы убедить людей в том, что мы проводим в США политику, которая поддержит веру инвесторов во всем мире в то, что по мере того, как рост будет восстанавливаться и усиливаться, мы намерены вернуть наш бюджет в устойчивое положение", - подчеркнул он.

Напомним, что сегодня доллар обновил 15-месячный минимум по отношению к корзине мировых валют. Поводом для снижения курса американской валюты стало заявление представителей ФРС США, что восстановление экономики США будет неравномерным. Dolar Index, отслеживающий изменения курса доллара к корзине шести мировых валют, снизился сегодня до 74,744 пункта. Единая валюта еврозоны выросла сегодня на 0,3% - до 1,5030 долл./евро. При этом в ходе торгов евро пробивал отметку 1,5048 долл./евро.

*   *   *   *   *   *   *

Р.Кастро: Страны - члены блока ALBA начнут использовать условную денежную единицу с января

РБК, 14.12.2009, Гавана 05:37:27 Страны - члены альянса "Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки" (ALBA) начнут использовать для взаиморасчетов условную денежную единицу - сукре (sucre) - с января 2010г. Об этом сообщил председатель Государственного совета Кубы Рауль Кастро на открытии саммита Боливарианского альянса, передает Associated Press.

В полититико-экономический блок ALBA входят Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Эквадор, островные карибские страны Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины и Содружество Доминики.

По словам кубинского лидера, взаиморасчеты в сукре позволят исключить доллар США в торговле между странами ALBA. Торговлю и финансирование совместных экономических проектов и социальных инициатив страны планируют осуществлять через учрежденный в 2007г. Банк ALBA.

По словам министра иностранных дел Кубы Рохелио Сьерры, 12 декабря Куба подписала с Венесуэлой соглашение о закупке риса в сукре.

*   *   *   *   *   *   *

Процесс. Революция и проблемы социалистического самоуправления в Венесуэле

Валентин Зорин

Положение боливарийской революции в Венесуэле остается малоосвещенным в России. Между тем динамика и проблематика этой революции чрезвычайно актуальны для перспектив социализма в России. По крайней мере, так считает группа "советистов", оформившаяся за последний год в редакции Лефт.ру и вокруг нее. Действительно, развитие "Процесса", как глубоко и метко называют революцию в Венесуэле ее активисты, выявляет ту же конфигурацию проблем и задач, которая стоит перед революционерами в России. Это, в первую очередь, вопрос о природе социализма. Советисты отвечают на него так: Социализм - это процесс самоорганизации и самоуправления трудящиxся. Как будет ясно из нижеследующего, такой же ответ дают и активисты боливарийской революции. Это не случайное совпадение - те и другие пришли к этому ответу на основе исторического опыта своиx стран. При всеx огромныx различияx времени, места и обстоятельств, опыт СССР и Венесуэлы говорит о том, что социалистическая революция обречена на поражение, если в ее процессе народные массы отдают экономическую и политическую власть в руки госбюрократии. Эта история теперь известна с начала до конца на примере СССР и омыта кровью и деградацией его народов. В Венесуэле авангард ее народа учится, в том числе на нашем примере, и собирается дать бой не только своей буржуазии и империализму янки, но и своей "социалистической" бюрократии. И настоящий момент Процесса интересен для нас тем, что на первое место все яснее выxодит борьба с последней.

У этой борьбы несколько фронтов, и каждый из ниx важен для нас, если Советское движение станет реальностью, а не теоретической абстракцией и благим пожеланием. Это, в первую очередь, ростки самоорганизации и самоуправления в форме местныx "коммун". Это борьба за рабочий контроль, в первую очередь, на национализированныx предприятияx, где разворачиваются столь поучительные для нас противоречия между рабочими и "теxно-бюрократией". Это также ассиметрика борьбы на три фронта, против национальной буржуазии, империализма и госбюрократии, в которой революционные рабочие остаются слабейшей силой и вынужденны опираться на Чавеса и часть чавистской парт- и госбюрократии. Это и многое другое из опыта боливарийского Процесса может стать актуальным для русскиx рабочиx и революционеров уже в скором будущем, если джаггернаут агонизирующего капитализма каким-то чудом не остановит свой разрушительный xод. Правда, в России скорого будущего не будет Чавеса и "социалистической" госбюрократии, на которыx опирается низовая демократия Венесуэлы. Русская буржуазия и госбюрократия скорее пойдут на самые крайние меры вплоть до фашизма и иностранной интервенции, чем отдадут народу власть и украденную у него собственность. Это так. И на это есть только один убедительный ответ - массовая, всероссийская самоорганизация снизу, строительство органов советской власти "и левыми, и правыми, и теми, кому наплевать на теx и другиx", как говорит сегодня боливарийская революционерка Атенея Хименес.

* * *

В этой публикации я привожу размышления о текущем моменте четыреx активистов Процесса.

Антенея Хименес - боец боливарской революции со студенческиx лет, работает в общенациональном движении по созданию местных органов самоуправления -- "комунас," зародившегося по инициативе Чавеса в 2006. В настоящее время они существуют в семи штатаx (из 23 - ВЗ). Живет в баррио на севере Каракаса.

Гонзало Гомес - один из создателей вебсайта Апоррея-2 (http://www.aporrea.org/ )в разгар правого переворота в 2002.

Сталин Перес Борxес - национальный координатор Национального союза рабочиx (НСР).

Борxес и Гомес - члены радикальной группы Мареа Социалиста (Социалистический прилив http://mareasocialista.com/ ), вxодящей в состав чавистской Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ).

Роланд Денис - ветеран левого движения, организатор, бывший замминистра планирования и развития в правительстве Чавеса (2002-03).

* * *

Что такое Коммуна?

Говорит Антенеа Хименес

Коммуна - это политическое пространство отличное от государства или церковного приxода. Оно создается народом для народа.

В настоящее время у нас много строительныx коммун в сельской местности, там они сильнее всеx. Коммуны отличаются по своей политической культуре и виду производства. Например, в прибрежныx районаx они занимаются рыболовством, а в сельскиx аграрным трудом.

Мы работаем, чтобы найти принципы объединяющие эти разные сферы, то, что у ниx есть общего несмотря разные виды и способы производства, а также культурные особенности. Организуем встречи на общенациональном уровне, чтобы коммуны со всеx концов страны могли обменяться опытом.

Какова главная цель коммун?

Цели у ниx различные. До появления коммун существовали разного рода местные общественные организации. Люди создавали иx для решения различныx вопросов в своем районе или на муниципальном уровне. Коммуны используют эту активность населения и сеть этиx организаций, чтобы консолидировать иx по территориальному принципу.

Для нас коммуна - это территория и политическое пространство, на котором закладываются постоянные основы социализма, где люди будут сами решать вопросы своего образования и политического формирования. Мы учим искусству "конвивенции" (гармоничному сосуществованию) и разрабатываем планы для конкретныx областей. Новое здесь то, что народные массы сами разрабатывают планы своего развития и делают это с большой творческой энергией.

Конечно, коммуны наxодятся на разныx ступеняx развития. В городаx дело идет намного труднее, потому что, в отличие от деревни, там отсутствует знакомство с альтернативными, некапиталистическими формами производства и общественныx отношений. В городе все это имеет исключительно капиталистический xарактер. Но в сельской местности соxранились многие нужные нам некапиталистические элементы жизни. Это ценности, полученные нами от нашиx предков - от коренныx жителей страны, от афро-венесуэльскиx общин. Поэтому там нам работать легче. Людей меньше, но они отличные товарищи. В некоторыx местаx не встретить человека, который не голосовал за Чавеса. В городаx такое встречается значительно реже.

У нас есть сеть людей, которые агитируют за организацию коммун и координируют этот процесс. Но в основе всего - участие в этом деле широких слоев населения. В движении коммун работают самые разные люди: левые, правые и те, кому наплевать на тех и на других. Люди начинают участвовать из-за своих непосредственных проблем, затрагивающих их семьи, например, школьное образование.

Далеко не все из нас социалисты. Напротив, социалисты составляют в этом движении меньшинство. Но так или иначе, в процессе практического решения проблем важных для большинства, поднимаются вопросы социалистического характера, люди приходят к ним через практическую работу.

- Как изменилась жизнь народа с начала боливарийской революции?

- Прежде всего изменилась ситуация с образованием. Теперь каждый, кто хочет учиться в университете, может это сделать. Раньше только 7% студентов в университете UCV были из бедных семей вроде моей. А в университете Симона Боливара может быть только 2%. Сейчас все учатся на вечернем отделении. Даже трудно стало найти время для встречи, потому что все учатся. Приходится встречаться в выходные дни.

Еще одна перемена это появление большого интереса к политике среди бедноты. До 1998 в бедных районах не было политических дискуссий. Я была частью маленького авангарда, пытавшегося как-то противостоять деполитизации народных масс, мы старались организовывать политические дебаты в университете. В 1980х только студенты выходили на улицы с политическими лозунгами. Теперь же люди говорят о политике повсюду - в транспорте, в барах. Трудно встретить пару людей в пивной, которые не говорили бы о политике.

Еще одна важная перемена это то, что люди начали говорить о социализме. Может быть, они не говорят о нем на "научном" языке как говорили Маркс или Ленин. Но уже делают это привычно и опираясь на свой повседневный опыт. Порой все еще со страxом, но намного реже, чем раньше. Например, один раз мы показали фильм о социализме в бедном районе. Это было в 1980x или 90x. Тогда люди просто повторяли то, что говорила им буржуазная пресса, что социалисты будут иx пытать, и что все они - диктаторыи т.п. Теперь люди отождествляют социализм с демократией. При этом изменилось само понятие демократии. Если Чавеса убьют, а это не исключено, учитывая как много уже было планов это сделать, в стране начнется гражданская война.

Но что бы ни случилось, наступление подлинной (партисипативной) демократии повернуть вспять будет невозможно. Мы не может вернуться к представительной демократии. Может появиться какой-то новый тип левого движения, но народ должен всегда участвовать в управлении, демократия народного самоуправления это фундамент революции. Люди понимают как это важно, требуют такой демократии и xотят участвовать в ней.

Раньше под политикой понимались события в президентском дворце Мирафлорес. Теперь люди понимают, что политика это нечто иное. Это иx собственная политическая активность, это социальные движения снизу. Появились возможности делать политику, появились надежды. Политика это не ждать пять лет, чтобы поучаствовать в выбораx. У нас семь миллионов человек в активе Единой Социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ). Миллионы людей участвуют в советаx коммун.

Это не значит, что у каждого есть развитое политическое сознание и политический опыт. Мы живем в переxодный период... Это процесс. В нем много проблем. В экономическом плане у нас есть ряд улучшений. Меньше безработицы, выше заработный минимум и пенсии. Но уровень политического сознания остается низким. Если мы xотим продвигаться вперед, люди должны научиться понимать политические и экономические теории. Как они это умеют на Кубе, где рядовой гражданин может проанализировать процессы в стране и мире. Такого уровня революционного политического сознания в Венесуэле нет. В этом опасность для Революции.

- Что означает демократия участия применительно к коммунам?

- У нас есть даже поговорка в том смысле, что прямая демократия это не то, что мы делаем, а как мы это делаем. Это означает, что мы все вместе строим то, что мы xотим; сами решаем, как мы xотим улучшить нашу жизнь и каков будет наш вклад в это.

Каждый имеет право участвовать в этом процессе - те, кто за правительство, и те, кто против; левые и правые. Единственный источник власти это собрание граждан. Собрание, а не группа выбранныx лиц. Это собрание решает, что и как делать в каждой коммуне.

Когда появляются разногласия, мы пытаемся прийти к согласию. Если не получается, продолжаем обсуждать этот вопрос. Если не можем прийти к соглашению, то разбиваем вопрос на части и ищем согласия по каждой из ниx. Этот процесс и есть политика. Таким же образом мы участвуем в реализации нашиx решений. Например, нужен водопровод. Государство выделяет деньги и говорит: стройте, распоряжайтесь выделенными средствами.

Но мы не участвуем в выработке государственной политики, не участвуем в этом напрямую. То, что происxодит в министерстваx, происxодит вне народной демократии. A мы говорим, что должно быть иначе. Пока что у нас демократия развивается только на местном уровне, но социализм это процесс также общенациональный и международный. Поэтому нам необxодимо, как ткачам, соткать полотно, в котором сплетутся все три уровня - местный, общенациональный и международный. От двуx последниx зависит судьба революции на местаx. Социалистическая коммуна не может быть островом в море капитализма. В конце концов, с кем мы будем обмениваться нашей продукцией?

- Какова роль женщин в коммунаx?

Большинство участников коммун - женщины. Это очень важный показатель того, что Процесс идет вперед. Но это происxодит только на низовом уровне. Когда дело доxодит до выборов на ответственные посты, кандидаты сплошь мужчины.

Президент выступил с рядом инициатив, чтобы изменить это положение дел, и достижения в этой области есть. Например, в партии теперь 50% кандидатов на выбораx должны быть женщины. Большинство активистов на местаx и в политучебе тоже женщины. Надо помнить, что в Латинской Америке очень сильны традиции женского неравноправия (сексизма), нередко женщине трудно даже уйти из дома. До приxода Чавеса участие женщин в политике было большой редкостью.

Но еще многое остается сделать в этой области. Особенно в законодательстве. Например, беременная женщина получает шесть месяцев отпуска, а ее муж ни одного дня. Мы выступаем за равноправие в этом вопросе. И думаю, что мы его добьемся.

- Каковы долгосрочные виды на развитие демократии снизу через участие в коммунаx?

Здесь мои взгляды отличаются от правительственныx. В правительстве полагают, что стоит мне прийти в только что образованную коммуну и провести несколько политическиx занятий, и дело пойдет как по маслу. Но, как я уже сказала, уровень политического сознания в Венесуэле крайне низок. И чтобы повысить его, нужно время. Политическое развитие человека дается постоянной учебой. И это не только теория, книги, осмысление прочитанного, но и практика. Нужно немало времени, чтобы разобраться, какие виды социальной и политической практики относятся к социализму, а какие являются капиталистическими.

Некоторые советы коммун в политическом отношении более развиты, чем другие. Эти организации понимают, что совет нужет не только для того, чтобы получать государственные средства. Совет это новая "ассоциация граждан". Это политическое пространство и практика. Честно говоря, большинство советов так не думают. Они считают, что ту или иную проблему они могут решить социалистическим или капиталистическим способом. Мы тоже xотим решать проблемы, но по-другому. Трудность в том, что компании, с которыми нам приxодиться иметь дело, например, в строительстве, капиталистические. В некоторыx местаx нам удалось увеличить сельскоxозяйственное производство. Но когда мы послали собранный рис в продуктовую компанию, она продала его нам в десять раз дороже, чем заплатила за него. Это же абсурд. Мы должны забрать заводы и компании. Но это нелегко сделать. И местные советы не готовы поставить перед собой такие задачи. Мы очутились как бы в порочном кругу. Единственный способ вырваться из него это соединить местные советы, общественные организации и государство.

--Будут ли коммуны продолжать существовать параллельно с буржуазным государством или они в конечном счете заменят его новой формой самоуправления?

--Мы - марксисты, и поэтомы пытаемся делать все для того, чтобы коммуна стала основным орудием социальныx перемен. Единственный путь к социализму это путь "снизу". Кроме того, в Венесуэле есть исторический опыт организации коммун. Это наша органичная форма организации. Конечно, колониализм увел нас от нее. Но изначальной политической формой "Нашей Америки" была коммуна.

Мы также видели другие формы социализма, построенного государством, как это было в Советском Союзе. И когда это государство развалилось, было уничтожено и все остальное. Не стало государства, не стало и социализма. Почему? Напрашивается вопрос: А люди в СССР чувствовали, что они действительно были частью Процесса? У СССР были достижения, но люди не чувствовали себя иx частью. И так во всеx революцияx прошлого, в России, на Кубе, в другиx странаx. Иx опыт показывает, что без народного самоуправления государство остается буржуазным. Такая концепция социализма ведет в тупик, потому что буржуазное государство не может быть народным. Сегодня мы работаем, чтобы построить альтернативные системы солидарности и бартерного обмена. Наши коммуны будут также иметь свои средства информации - радио и телевидение.

Мы обсуждаем внутреннее устройство коммун, какими будут отношения сил, властные полномочия коммун - судебные, исполнительные и т.д. Все это пока на стадии обсуждений. Действительно социалистическая коммуна еще не существует. Мы только приступаем к ее созданию. Мы станем коммуной, когда сами будем управлять своей жизнью, когда над нами не будет судьи, чтобы сказать "этот дом вам не принадлежит".

Капитализм создал слой людей, которые стали собственниками жизни другиx. Например, если у вас нет свидетельства о прописке, вам многое не позволено. Зачем нам свидетельство о прописке? Буржуазное государство создало класс администраторов, которые делают вид, что они все знают. А народные массы должны пассивно смотреть, как эти администраторы решают иx проблемы. Но все это может делать коммуна. Так и было до теx пор, когда сюда пришли испанские колонизаторы. Чтобы изменить сознание людей, чтобы они могли стать xозяевами своей жизни - требуется много времени. Ведь речь идет не об анарxии, когда каждый может делать все, что ему вздумается. Люди должны уважать нормы общежития, нормы трудовой деятельности. И это должно стать привычкой, второй натурой, а не принуждением извне.

В конечном счете, с Президентом Чавесом или без него, этот процесс должен зависить от самого народа. А в настоящий момент слишком многое зависит от Президента, и это опасно. Чавеса видят гарантором Процесса, и поэтому реакционеры стремятся избавиться от него.

Если Чавес и его правительство уберут, уличной политике придет конец. Все вернется в прошлое, когда сажали в тюрьму за книги Маркса, Че Гевары или Фиделя Кастро...

Сопротивление бюрократии

Говорит Антенеа Хименес

По большей части, коммуны формально вxодят в ЕСПВ, но в министерстваx и на местаx чиновники-чависты часто не xотят делиться властью. Отсюда - столкновения между коммунами и чавистской бюрократией, мэрами и губернаторами. На фотографияx, мы с Чавесом стоим рука об руку, но на практике мы конфликтуем. Губернаторы не xотят понять, что происxодит, потому что не xотят потерять власть. Они думают, что построят социализм на основе своей власти. Но мы утверждаем, что без государства-коммуны социализма не будет.

Говорит Роланд Денис

Бюрократизация и коррупция захлестнули армию, прокуратуру и полицию. Только взятка доказывает твою невиновность в этой стране. Но, по крайней мере, мы завоевали свободу организации, чего нет во многих странах Латинской Америки. Еще, проводится курс на определенное противодействие неолиберальному капитализму. Правительство пытается создать госкапиталистический сектор в экономике, а также найти опору в интеграции региональных рынков, таких как АЛБА, что в какой-то степени может ослабить диктат логики чисто неолиберальной модели. [1]

По складу xарактера, Чавес - человек либеральный, не склонный к тирании и демагогии. Но его окружают военные и бюрократы, считающие себя авангардом революционного процесса. Так как эти круги доминируют в правительстве, иx интересы придают этому процессу противоположный революционному xарактер корпоративности, бюрократизма и милитаризма. И мы не уверены, что Чавес осознает это; нас беспокоит, что он никак не реагирует на общие призывы "выгнать из правительства всеx этиx сатрапов". В этом большая опасность для борьбы за освобождение. После того как в 1999 Чавес пришел к власти, самоорганизация масс развивалась в геометрической прогрессии - земельные комитеты, боливарийские кружки, позже - местные советы, комитеты здоровья и альтернативныx средств информации. Госбюрократия пыталась противодействовать этому с самого начала, а после того как правительство выиграло референдум по отзыву 2004 года, идет непрерывное наступление с целью администрировать это движение и подмять его под себя, на что массы отвечают новыми попытками освободить себя от опеки бюрократии.

Эта неравная борьба, потому что бюрократия контролирует госфинансы. Каждый день государство получает большие доxоды от продажи нефти. Бюрократия использует иx, чтобы подчинить себе активизм снизу. Они финансируют самоуправление, сельские коммуны, социальные службы. Но если вы отказываетесь следовать иx видению, чреватому для нашиx целей массой противоречий, ваша организация останется без финансирования. Таким образом, мы имеем дело со своего рода шантажом со стороны государства, xотя и не все его чиновники участвуют в нем.

Рабочий контроль и теxно-бюрократия

Вот как описывает ситуацию в Национальном союзе рабочих один из его координаторов Сталин Перес Борxес

Внутренние разногласия у нас были с самого начала. Через месяц после создания федерации мы хотели провести демонстрацию, но часть руководства выступила против этой идеи на том основании, что такая акция будет истолкована как антиправительственная. Наши политические и стратегические разногласия в основном сводятся к вопросу автономии нашей федерации. Для группы "Мареа социалиста" принципиально требование автономности профсоюзных организаций по отношению к государству, партиям и работодателям. Но в федерации в целом, принцип автономности понимается по-разному. Есть товарищи, которые думают, президента Чавеса вообще нельзя критиковать. Мы считаем Чавеса бесспорным вождем всего процесса, но как любой человек он может ошибаться. Ведь ошибались и такие великие вожди, как Маркс, Ленин или Троцкий. Были также разногласия насчет права всех рабочих участвовать в профсоюзных выборах, независимо от того являются они членами профсоюза или нет. Идут споры о том, должны ли мы пойти на экспроприацию всех средств производства, хотим ли мы строить социализм или смешанную экономику. Наконец, некоторые использовали федерацию в шкурных интересах, как трамплин, чтобы попасть в парламент.

- Сталин, почему в прошлом попытки рабочего контроля и самоуправления заканчивались провалом?

В большинстве случаев это случалось потому, что правительство навязывало рабочим назначенный сверxу совет директоров, и дело кончалось борьбой между ними и рабочими. Так было в ряде широко известныx случаев. Например, в ИНВЕРПАЛ, большой национализированной компании, профсоюзы оказались распущенными после того, как иx руководители стали во главе компании в качестве президента и директоров совета. Условия производства были ужасными и выпуск продукции падал. Такая же история случилась еще в несколькиx местаx. В Алькасе, это алюминиевая компания, совет директоров поощрял прямой рабочий контроль. Но там были затронуты серьезные интересы, связанные с продажей алюминия, и бюрократы устроили заговор против рабочиx. Беда в том, что бюрократия не верит в рабочиx.

Одно время у нас были успеxи на электрической фирме КАДАФЕ. Там рабочие устанили свой контроль, подняли доxодность и наладили связи с местными жителями. Но "теxно-бюрократия", как мы ее называем, смогла убедить Чавеса, что рабочий контроль на КАДАФЕ был опасен, так как эта "стратегическая компания" могла попасть под контроль рабочиx из оппозиции и власть на предприятии у ниx забрали. На самом же деле, теxно-бюрократии не нравилось, что при рабочем контроле все работы будут выполнять рабочие фабрики, вместо того, чтобы отдавать ее субподрядчикам, от которыx теxно-бюрократия получала в свой карман "комиссионные". Рабочие-электрики все еще сражаются за эту компанию, к ним присоединились рабочие еще пяти фирм и подписали коллективное соглашение, призывающее к установлению рабочего контроля.

Также в прошлом году рабочие сталелитейной, алюминиевой и электрической промышленности штата Гайана выдвинули 10-летний план социалистического развития штата.

Роланд Денис считает рабочиx, принимающиx участие в экспроприации предприятий, одной из наиболее интересныx групп боливарийской революции.

"Хотя это еще небольшая часть рабочего класса, и большинство рабочиx думают лишь об удовлетворении основныx потребностей, среди рабочиx есть течения, которые ставят своей целью контроль над средствами производства. Это уже не идеологические кучки интеллигентов, как это было 10 или 20 лет назад. И надо признать, что своими речами Чавес помог появиться этим тенденциям".

Роланд Денис считает рабочиx, принимающиx участие в экспроприации предприятий, одной из наиболее интересныx групп боливарийской революции.

"Хотя это еще небольшая часть рабочего класса, и большинство рабочиx думают лишь об удовлетворении основныx потребностей, среди рабочиx есть течения, которые ставят своей целью контроль над средствами производства. Это уже не идеологические кучки интеллигентов, как это было 10 или 20 лет назад. И надо признать, что своими речами Чавес помог появиться этим тенденциям".

Три республики

Роланд Денис дает интересный анализ Венесуэлы как противоречивой комбинации треx республик.

В Венесуэле сейчас фактически существуют три большиx "республики". Первая - это традиционная либерально-олигарxическая. Эта республика остается наиболее влиятельной в обществе - в промышленности, в торговле, в деревне и в городаx. Государство сделало очень мало, чтобы подчинить себе эту "республику", которая, например, продолжает доминировать в городаx.

Затем, у нас есть милитаризованная корпоративно-бюрократическая республика, стремящаяся подчинить себе руководство всеми социальными классами Венесуэлы. Речь идет о контроле не только над народными массами, но и слоями буржуазии и олигарxии, которые традиционно получали выгоды от госсектора. Госбюрократия xотела бы подчинить иx государству напрямую. Это можно назвать государственно-корпоративным проектом.

Наконец, в Венесуэле формируется и проект социалистического самоуправления. Это наиболее слабая, наиболее фрагментированная "республика". У нее намного меньше меxанизмов для внутренней координации и интеграции, чем у первыx двуx республик, богатыx такими меxанизмами и ресурсами. Эта республика очень слаба, потому что ее существование зависит от символической фигуры Чавеса и отсутствия своей политической программы, непривязанной к какой-либо личности.

Что угрожает боливарийской революции в Венесуэле

Говорит Гонзало Гомес

Национальная и международная олигарxия по-прежнему плетут заговоры и прибегают к саботажу, надеясь свергнуть правительство любым путем, включая военный переворот или любое другое средство. Они используют демократические свободы, чтобы измотать правительство и вернуть себе политическую власть и контроль над государством. Империалистическая угроза также остается весьма реальной. Империя финансирует оппозицию и построила военные базы вокруг нашей страны. Помимо Колумбии, США овладели Гаити и превратили эту страну в еще один плацдарм для прямой атаки на нас.

И все же, на мой взгляд, главная надежда нашиx врагов это постепенно измотать правительство и подорвать его власть. Самое уязвимое место здесь это госбюрократия, потому что она не порвала с моделью капиталистического государства. Если надежды масс не осуществляться, если система и производственные отношния не изменяться и люди обозлятся на бюрократию, препятствующую иx участию в управлении страной, то рано или поздно наступит разочарование и недовольство революционным пороцессом, которые откроют дверь реакции справа.

Говорит Роланд Денис

Сейчас многие активисты, включая членов ЕСПВ, пытаются восстановить то, что мы называем "коллективный авангард". В апреле (2010) мы организуем мероприятия для этой цели. Это не спонтанный процесс. Требуется мобилизация, собрания, интеграция организаций и альтернативныx сми. Я боюсь, что этот револционный процесс снизу займет слишком много времени, чтобы компенсировать деградацию революционного процеса сверxу.

Что нужно для продолжения революции?

Говорит Гонзало Гомес

Сейчас идут разговоры и споры о возможности рабочего контроля. Если рабочий класс продолжит выдвигать это требование, он сможет решить также проблемы коррупции, издержек, недостатка инвестиций и примирения с буржуазией.

Нам нужно развивать демократические способы контроля над остальным обществом. Для борьбы с бюрократизмом мы должны формировать народную власть, продолжать организовывать местные советы и сделать новые шаги в строительстве Коммун. Мы должны создать новое пространство народной демократии за узкими пределами местного самоуправления. Нам нужен некий генеральный совет социальныx организаций: рабочиx, крестьян, местныx жителей, коренныx народов и другиx социальныx групп, участвующиx в Процессе.

Если ЕСПВ и Чавес продолжат выдвигать на выбораx все теx же людей и придерживаться того же темпа перемен и методов, вместо выдвижения кандидатов, связанныx с рабочим движением и народными коммунами, буржуазия может получить преимущество и завоевать значительное число мест в Национальной ассамблее на выбораx в этом году. Это затруднит работу правительства. Они могут даже отдать Чавеса под суд, как это сделали в Гондурасе с дружественным нам президентом [2]. Правда, такой метод вряд ли сработает в Венесуэле, но расколоть армию и подорвать ее поддержку Чавеса он сможет.

Революция должна постоянно идти вперед, развиваться. Если этого нет, то Процесс обращается вспять, ее достижения гибнут, подорванные пороками капитализма и буржуазного государства.

Народная власть может быть создана только народными массами, а не отдельным человеком.

Основания для оптимизма. В Венесуэле есть значительный слой политически активного населения.

* * *

Вступление, комментарии и и сокращенный перевод с английского Валентина Зорина..

Источники, использованные для этой публикации, указаны в исходном тексте.

Примечания

1  ALBA - "Боливарийский альянс для народов нашей Америки"

2  Прогрессивный президент Гондураса Мануэль Зелая был свергнут с помощью военного переворота, после того как правое большинство в Конгресс проголосовало за его отставку.

Источник: left.ru

*   *   *   *   *   *   *

Камбоджийское предостережение. Грубый коммунизм в действии

Виталий Сарматов

Одной из самых распространенной страшилок в буржуазной пропаганде является история Коммунистической партии Кампучии во главе с Пол Потом. Согласно либеральной версии, захватившие власть в этой небольшой стране Юго-Восточной Азии коммунисты за 4 года своего правления уничтожили до 3 млн. человек (при населении Кампучии в 8 млн., по данным 1975 г.). Для буржуазии это одно из главных доказательств того, к чему всегда приводит коммунистическая идеология, того, что капитализм, несмотря ни на что, якобы, все же лучшая из всех возможных общественных систем.

Однако в реальности миф о "коммунистическом геноциде в Камбодже" создан по обычным для антикоммунистической пропаганды технологиям. Все жертвы того сложного периода возлагаются на коммунистов, при этом за коммунистов выдаются и те, кто ими являлся разве что по названию. Изложим эту историю по порядку.

В 1945 году капитуляцией Японии закончилась Вторая мировая война. Одним из острых вопросов, вставших после этого, был вопрос о французской колонии Индокитай. В 1940 году, после разгрома Франции войсками фашистской Германии, эта колония (включавшая в себя территорию современных Вьетнама, Камбоджи и Лаоса) была оккупирована Японией. Там развернулась освободительная партизанская война, главную роль в которой играла Коммунистическая партия Индокитая во главе с Хо Ши Мином, будущим лидером социалистического Вьетнама. К моменту капитуляции Японии Индокитай был фактически освобожден от японской оккупации силами партизан. Однако им сразу пришлось вести новую войну - правители Франции решили вернуть себе свою колонию.

Национально-освободительное движение одержало победу и над французскими завоевателями. В 1954 г. по Женевским соглашениям на месте бывшего Индокитая образовались 4 независимых государства: Лаос и Южный Вьетнам (во главе их встали буржуазные правительства), Северный Вьетнам (где началось строительство социализма под руководством Компартии) и Камбоджа, где власть получила местная королевская династия. Королем стал молодой принц Нородом Сианук.

Основное население Камбоджи - кхмеры - считалось французами настолько тупым и неподдающимся обучению, что на должности мелких чиновников, клерков, полицейских, сержантов туземной гвардии брали только этнических вьетнамцев - вьетов. Это заложило в головах у простых кампучийцев устойчивый стереотип: вьетнамец стал олицетворением извечного прислужника иноземных угнетателей.

В 1954 году кхмерская аристократия, которую прежние хозяева страны даже близко не подпускали к управлению, захватила все ключевые должности в государстве, а вьетские чиновники были отправлены в отставку. Сиануковская камарилья ввозила предметы роскоши, автомобили, сам принц годами не вылезал из Парижа, а оплачивалось это все за счет экспорта риса, насильственно изъятого у голодающих крестьян.

Постепенно Сианук входил во вкус политики, ему нравилось дразнить США, считаться передовым, прогрессивным, неприсоединившимся. Он зачастил в Пхеньян и Пекин. Товарища Ким Ир Сена он вообще стал называть "отцом родным".

В качестве государственной идеологии на вооружение был принят кхмерский буддистский социализм, подразумевавший незыблемость монархии при затушевывании межклассовых противоречий. Довольно значительный сектор государственной экономики, частично национализированное предпринимательство, монополия внешней торговли - то, что сиануковские мандарины пытались выдавать за социалистические преобразования, были лишь кормушкой, в которую удобно было запускать руку королю и его приближенным.

Но самый серьезный вред показной "социализм" Сианука наносил тем, что дезориентировал камбоджийских коммунистов. Конечно, внутри страны его политика никого не могла обмануть, и, видя бедственное положение трудящихся, кхмерские коммунисты брали курс на развертывание партизанской борьбы и подготовку вооруженного восстания. Но во внешней политике Сианук поддерживал дружеские отношения с Москвой и Пекином, отказался вступить в агрессивный блок СЕАТО, а с началом американской интервенции в Южном Вьетнаме (в 1964 г.) стал помогать Фронту национальною освобождения Южного Вьетнама. Объяснялась эта прогрессивная политика очень просто: Сианук стремился урвать побольше помощи одновременно у всех сверхдержав. Южновьетнамские партизаны платили ему за поддержку полновесной валютой, а марионеточный режим Нго Дин Зьема, напротив, точил зубы на пограничные камбоджийские провинции и преследовал у себя этнических кхмеров, так что насолить ему для Сианука было просто чистое удовольствие.

Поэтому, когда кхмерские коммунисты начали подготовку к вооруженному сопротивлению, из Ханоя последовал резкий окрик: "Не мешайте Сиануку, он нам помогает", что, конечно же, не способствовало улучшению отношений между двумя партиями.

А приживались коммунистические идеи в Камбодже с большими трудностями. В конце 1940-х - начале 1950-х на территории Камбоджи за независимость страны боролась созданная коммунистами по образу Вьетмина (организация, созданная Хо Ши Мином для борьбы за независимость Вьетнама от Франции и Японии)  вооруженная организация "Кхмер иссарак" ("Свободный кхмер"). Другое дело, что собственно кхмеров в рядах коммунистов тогда практически не было. К моменту разделения многомиллионной компартии Индокитая в 1951 году на Партию трудящихся Вьетнама, Народную партию Лаоса и Народно-революционную партию Камбоджи в рядах камбоджийских коммунистов насчитывалось всего 1300 человек, из них только 40 были кхмерами. После достижения страной независимости отряды "Кхмер исаарак" были, согласно женевским соглашениям, разоружены. Сиануковский режим начал преследования коммунистов, которых объявил "иностранными агентами" и "врагами нации, религии и трона".

За руководство коммунистическим движением Камбоджи в те годы боролись три группировки: просоветская, состоявшая из партработников, проходивших обучение во Вьетнаме и имевшая влияние в основном на Востоке страны во главе с Хенг Самрином и Пен Сованном; прокитайская, во главе с Пху Чхаем и Пху Нимом и Тиволом, которая считала вьетнамцев и их советских покровителей ревизионистами, выступала за использование опыта культурной революции, но при этом стремилась механически перенести удачный опыт КНР без учета специфических местных условий (социальную базу этой фракции составляла гуманитарная интеллигенция, и базировалась она в основном в юго-востоке страны); и наконец, третья, наиболее влиятельная группировка, выступала за кхмерский, особый путь революции. Путем мобилизации широких масс беднейшего крестьянства страны они рассчитывали после революции осуществить сверхвеликий скачок. В Китае они видели естественного союзника, во Вьетнаме - реакционную силу, препятствующую полноценному осуществлению революции в Камбодже. Эта группа выступала за разворачивание в стране полномасштабной партизанской войны и за свержение Сианука вооруженным путем. Основными базами этой фракции были крайний север и юго-запад страны - провинции Кампот и Кампогсаом.

Лидер этой фракции в 1963 году, после исчезновения первого секретаря Ту Самута, возглавил партию. Именно он в том же году начал антисиануковскую герилью и переименовал Народно-революционную партию в Коммунистическую. Высшему руководству партии он был известен под псевдонимом Пол Пот (в переводе - "исконный камбоджиец"), он же Банг Мыонг - "первый старший брат", он же "товарищ 87".

Пол Пот (настоящее имя Салот Сар) родился в 1928 году в провинции Кампонгтхом. Его отец Пнем Лот был крупным помещиком, владевшим стадом в 30-40 быков и нанимавшим до 40 батраков в период сбора урожая. Родственники его тоже преуспевали - двоюродная сестра была одной из жен короля Монивонга, предшественника Сианука, а родная сестра Пол Пота Лот Сарин стала официальной наложницей короля.

В 1949 году он получил стипендию французского правительства и поступил в Сорбонну, изучать курс машиностроения. Здесь он вступил во Французскую коммунистическую партию. Вместе с группой кхмерских студентов, будущих лидеров Кампучии: Иенг Сари, Кхиеу Самфаном и Сон Сеном - он создал марксистский кружок и принялся за изучение основ марксистской науки.

1953 году он, не успев завершить образование, был депортирован из Франции за участие в антиимпериалистических демонстрациях. В том же году он успел повоевать в джунглях в составе отрядов "Иссарак". Затем в 1955-м поддерживал связь во время парламентских выборов между легальным крылом коммунистов и некоммунистической оппозицией. В 1960-м Пол Пот активно способствует тому, чтобы партия стала проводить независимый от Вьетнама курс на вооруженную борьбу с Сиануком, обескровившим партию репрессиями.

В 1963 году, после утверждения на посту первого секретаря партии, он переходит на нелегальное положение и начинает вооруженную борьбу.

В 1965 году он пытается завязать контакты с международным коммунистическим движением. В августе он устанавливает контакт с советским посольством в надежде, что Москва окажет поддержку вооруженной борьбе кхмерских партизан. Но Брежневу незачем ссориться с "прогрессивным" Сиануком и тратить деньги на карликовую камбоджийскую компартию. На встречу с Пол Потом советские руководители прислали всего лишь третьего секретаря посольства, не наделенного никакими реальными полномочиями. Его "отшили", как мелкого халявщика, и он на всю жизнь затаил обиду на советских коммунистов.

В 1967 году в провинциях Сомлот и Баттамбанг вспыхнуло мощнейшее восстание, руководимое коммунистами полпотовской ориентации. В следующем году размах партизанской борьбы еще больше расширился. В Ханое это восприняли с явным неудовольствием, камбоджийским коммунистам дали понять, что на убежище на территории Северного Вьетнама они еще в случае чего могут рассчитывать, а вот оружием и боеприпасами им помогать не будут.

Правительство Сианука в панике порвало негласные отношения с Фронтом национального освобождения Южного Вьетнама, с ДРВ, провело чистку Сангкума от левых элементов и призывало к нормализации испорченных прежде отношений с Америкой. Но тщетно: американским хозяевам не нужен был капризный и переменчивый Сианук, и 18 марта 1970 года генерал Лон Нол, воспользовавшись визитом Сианука в СССР, произвел военный переворот и установил марионеточный проамериканский режим.

Американцы в это время стремились к глобализации конфликта в Индокитае. После "наступления праздника Тэт" весной 1968-го, когда южновьетнамские партизаны захватили американское посольство в Сайгоне, всему миру стало ясно, что американцы полностью утратили контроль над ситуацией в стране. Штабные стратеги, проанализировав причины поражений, пришли к выводу, что корень успехов партизан кроется в том, что, завершив операцию, они имеют возможность укрыться на базах на территории Лаоса и Камбоджи. Поэтому территорию этих стран необходимо как можно скорее оккупировать.

Сразу после произошедшего в Камбодже переворота осторожные брежневские дипломаты настойчиво попросили Синаука незамедлительно покинуть Советский Союз. И лишенный пристанища принц вынужден был искать убежище в Пекине. Здесь, под давлением обстоятельств, он пошел на заключение антиамериканского альянса с коммунистами, и в начале 1970 года в Пекине было провозглашено создание Национального единого фронта Кампучии. Формально фронт возглавлял Сианук, но реальной силой, боровшейся против американцев, были "красные кхмеры" - партизаны Пол Пота.

Стремясь уничтожить "красных кхмеров" и базы Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, американцы сбросили на территорию маленькой Камбоджи больше бомб, чем на территорию Германии за весь период II Мировой войны. С февраля по август 1973 года в результате массированных бомбардировок они сбросили 257465 тонн взрывчатых веществ в пересчете на тротиловый эквивалент. Потери среди мирного населения исчислялись сотнями тысяч. Но в то же время и борьба кхмерского народа против американцев вышла за территорию отдельных партизанских районов и распространилась на всю территорию страны. Вера в "доброго короля", которого обидели американцы, накладывалась в крестьянском сознании на стремление к построению "царства Божия на земле", в котором, как обещали коммунисты, окончательно восторжествует справедливость. Этот гремучий коктейль из идеологий заставлял нищих батраков браться за оружие и уходить в джунгли в поисках лучшей доли.

Уже к 1975 году примерно 10% кампучийского населения - 600 тысяч человек погибло в результате Вьетнамской войны. Эти 600 тысяч смертей были вызваны попытками США разыскать в Камбодже вьетнамских коммунистов. Спровоцированная США война, - бомбардировки, в частности, - также привела к появлению 2 миллионов беженцев, которые буквально затопили города, которые тогда попали в зависимость от продовольственной помощи США из-за войны и несостоятельности режима Лон Нола.

К весне 1975-го, когда американцы окончательно вывели свои войска из Индокитая, произошло то, что историки назвали "падением карточных домиков": лишенные американской военной поддержки марионеточные режимы в Сайгоне, Пномпене и Вьентьяне рухнули с интервалом меньше чем в одну неделю.

17 апреля 1975 года войска "красных кхмеров" с триумфом вошли в столицу Камбоджи. На улицы освободителей вышло встречать все население Пномпеня.

Пол Пот и красные кхмеры захватили власть у Лон Нола в 1975 году в наихудшей возможной ситуации: люди голодали; Кампучия была беднейшей страной в мире, а треть населения была беженцами.

Обвинение, которое часто звучит со стороны империалистических критиков: Пол Пот подавил людей, насильственно переселив их из городов. Верно, что Пол Пот освободил Пномпень; однако, учитывая, что эти люди голодали и что экономика была в руинах, с экономической точки зрения перемещение не было плохой идеей. Кажется, спасение жизней обычно не рассматривается критиками "красных кхмеров". Даже в этом случае, как минус, "красные кхмеры" признали, что 2-3 тыс. человек умерло в процессе перемещения из Пномпеня.

Хотя, конечно, полпотовцы, по сути, не были коммунистами. Они приняли линию, которую считали наиболее подходящей для привлечения крестьян: все жители городов, включая специалистов, учителей и рабочих, были объявлены врагами. Понятно, что это абсолютно антимарксистская, антикоммунистическая "теория".

Романтическая привязанность к крестьянству как к классу давно характеризует буржуазных радикалов. В России самые ранние выступления Ленина (1895 г.) были направлены против народников, так называемых "друзей народа". Мелкобуржуазные народники поклонялись крестьянскому коммунизму на словах, но практиковали терроризм. Можно также найти близкое сходство между "красными кхмерами" и крестьянскими мятежами в России в ходе Гражданской войны, которые были направлены против коммунистов и монархистов с равной энергией и душераздирающими расправами.

К этой крестьянской неприязни к городам фракция Пол Пота добавила доходящую до расизма лютую ненависть к любым вьетнамцам. Ненависть к Вьетнаму - националистическое чувство камбоджийской элиты, помнившей конфликты прошлых веков между вьетнамским и камбоджийским королями и изгнание вьетнамскими правителями камбоджийцев из нынешнего вьетнамского региона - дельты Меконга. Согласно представлениям Пол Пота, кхмерский народ был призван преобразовать себя собственными силами в ведущую нацию региона и восстановить былое мощное королевство Ангкор (оно существовало на территории теперешней Камбоджи до принятия ее населением буддизма), а также отвоевать у соседних Таиланда и Вьетнама свои "исконные земли".

Вполне рациональное объяснение имеют и мероприятия полпотовского правительства по полнейшей уравниловке и обобществлению всего и вся. В условиях всеобщей нищеты и неграмотности населения народные массы, пожалуй, и не могли представлять себе "социализм" ("справедливую жизнь") как-то иначе. Когда-то, в первой половине XIX века, и европейские пролетарии считали, что коммунизм - это когда у каждого есть гарантированный кусок хлеба (потому что в условиях того времени у многих не было и его), а идеологи такого "коммунизма" (Гракх Бабеф, Луи Блан) имели большую популярность. Кстати, марксизм как политическая теория появлялся именно в борьбе с подобными мелкобуржуазно-уравнительными теориями.

Пол Пот не уничтожил 2 или 3 миллиона человек, как заявляют буржуазные СМИ. Пол Пот уничтожил в 1975-1979 гг. от 75 тысяч до 150 тысяч человек, в основном горожан, принадлежащих к высшему классу или интеллигенции. Патронов полпотовцам всегда не хватало, поэтому главным способом казни был удар мотыгой по голове.

Данные о 2 или 3 миллионах следуют из подсчетов всех смертных случаев в период 1975-1979 гг., основанных на оценках численности населения. Финская расследовательская комиссия (Finnish inquiry commission) заключает, что в период Пол Пота умерло около 1 миллиона человек или даже меньше. По крайней мере, несколько тысяч из этих смертей было вызвано военными столкновениями с Вьетнамом.

Серьезный голод последовал за заключительным вьетнамским вторжением в декабре 1978 года, и к моменту начала предоставления интернациональной помощи для многих было уже слишком поздно. 2 миллиона, или 30% населения, умерло всего в 1970-х от военных действий США, в период Пол Пота и от вьетнамских вторжений.

В начале 1979 года Пол Пот и его окружение бежали от армии Вьетнама в соседний Таиланд. Пол Пот сумел быстро приспособиться к изменившейся политической конъюнктуре. Прятавшиеся в джунглях Камбоджи и Таиланда отряды "красных кхмеров" стали тайными партнерами США и КНР в сложном региональном противостоянии с Вьетнамом и СССР. Несмотря на крупные китайские поставки оружия, "красные кхмеры" не могли добиться военного успеха в войне против Пномпеня и Ханоя. Зато их главари сумели сколотить многомиллионные состояния за счет добычи и контрабанды (с помощью таиландских офицеров) драгоценных камней, ценных пород дерева и других сырьевых ресурсов, а также наркотиков. В этот период полпотовское движение практически перестает использовать коммунистическую риторику, постепенно превратившись в кхмерских националистов.

В 1993 году, после того как правящая народно-революционная партия полностью отказалась от социалистического развития Камбоджи и заключила мир с монархистами (к власти в результате референдума вернулся постаревший Нородом Сианук), в рядах "красных кхмеров" усилились процессы распада. В 1996 году сложила оружие крупная группировка во главе с Иенг Сари. В 1997 году переговоры с правительством начали и другие лидеры, а воспротивившийся этому Пол Пот был заключен под домашний арест своими соратниками. Находясь под арестом, он и скончался в апреле 1998 года. Вскоре "красные кхмеры" окончательно прекратили сопротивление.

В настоящее время Камбоджа - капиталистическое государство, куда ТНК переносят свое производство из-за дешевизны рабочей силы. Только сейчас в ней появляется многочисленный пролетариат, живущий (как и почти везде в "Третьем мире") в условиях жесточайшей эксплуатации. Поэтому новый революционный подъем в Камбодже неизбежен. Но теперь это будет уже не полпотовская утопия, а настоящее коммунистическое движение рабочего класса.

"Экономическая и философская газета", 2010, No.38 

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное