Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 483


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 483-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 26 апреля 2010 года предлагаем статью "Три инверсии социализма" доктора экономических наук, профессор Ярославского государственного технического университета Василия Ивановича Корнякова.

Государство, сотворенное в Парагвае монахами общества иезуитов, отличается от других теократических государств тем, что оно создавалось практически с нуля. Иезуиты могли обустраивать свои парагвайские владения, сообразуясь со своими представлениями об идеальном государстве. О нем рассказывает Никита Белоголовцев в статье "Совхоз Божьей милостью".

Беседа А. Стреле с А. Леонидовым-Филипповым об инфопсихических вирусах названа красноречиво: "Геноцид, открой личико!".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Три инверсии социализма

Первая инверсия

Уже до Первой мировой войны В.И. Ленин многажды поражался тому, сколь обильно "диалектический процесс развития действительно всовывает еще в пределах капитализма элементы нового общества...". Он застал государственно-монополистический капитализм и охарактеризовал его как "последнюю историческую ступеньку, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет". Изменился ли этот характер объективного исторического процесса в капиталистических странах в современный период?

Не только не изменился, но стал еще более выраженным. Сравним статус частной собственности в кризис 1929-1933 годов и в ныне переживаемый кризис.

Уже тогда, в годы Великой депрессии, частная собственность оказалась не в состоянии возобновить оборванное кризисом расширенное воспроизводство. Капиталистическую систему спасли государство, Ф.Д. Рузвельт. Его администрация действовала сверху, командно, при немалом сопротивлении значительной части капиталистического класса, воспринимавшей своего спасителя как злокозненного социалиста. Причем капиталистам того времени и в самом кошмарном сне не привиделось бы молить государство взять их частный бизнес под свою руку. Что же сегодня?

Современный мировой кризис обернулся глобальным хозяйственным банкротством, более того - неслыханным маразмом частной капиталистической собственности как таковой, как социального института, причем прежде всего в странах высших достижений капитализма, в которых ее прославление жестко приравнивалось к гражданственности-лояльности. Собственники и менеджмент множества ведущих банковских и промышленных корпораций почти хором молят, алкают государственных помощи, патроната, покровительства, опеки, гарантий, денег и - черным по белому - самой государственной правовой собственности.

Сотни лет были затрачены на вбивание в сознание, в подсознание, в самое дыхание миллионов людей инстинкта сакральности частного предпринимательства. Сегодня же владык материальных ценностей и всей жизни уже не смущает, что они ныне предстают перед своими народами не эффективными хозяевами, а пирамидостроителями, иждивенцами, бесполезными насельниками, сосущими паразитами. "Пусть говорят", главное - спастись, а спасение - не в их частной собственности, оно только в государстве. К. Маркс и Ф. Энгельс словно бы не в XIX веке, а сейчас, в наши дни, подпираемые перипетиями современной частной собственности, определили: "Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности".

Но хотя в этом положении классиков сходятся главные объективные тенденции современности, уничтожения-то и не происходит. В Европе влияние коммунистических организаций уже ряд десятилетий на ущербе, в США оно весь ХХ век было еще меньше. В народных массах этих стран выраженного рвения покончить "до основанья" с существующей там капиталистической системой не наблюдается. Но зато такие стремления налицо в ряде стран, уровень развития которых намного ниже американского и европейского и где объективные материальные предпосылки социализма куда менее значимы. Откуда эта, казалось бы, странная историческая инверсия социализма?

Ее объяснение и вторая инверсия

Ответ связан с закономерностью, открытой опять же мудрым всевидящим В.И. Лениным. Социализирующееся производство - принципиальнейшая, обязательнейшая, необходимейшая предпосылка и составляющаяся социализма, но ("еще немного, еще чуть-чуть") все-таки не социализм. Оно может функционировать и в капитализме (с нарастающими перекосами и потерями), и социалистически.

Решение принадлежит трудящимся, работникам "единой всемирной армии труда" и каждой страны. А подводить десятки миллионов людей к социализму-коммунизму везде и всюду можно только на личном интересе. Императив! Не непосредственно на энтузиазме взятия Зимнего и "штурмовых ночей Спасска", не на ценностях социальной справедливости и других благ цивилизованной социальности, не на идеалах высоких образования, культуры и гуманизма, вершин духовности, даже "достоинства, равноправия и свободы" (словами лидеров "Справро"), а всецело на личной заинтересованности, и не отдельных одиночек, а всех и каждого из этих миллионов. Личной заинтересованности в чем?

Абстрактно - в чем угодно. Но ведь речь-то идет об интересе, двигающем десятками миллионов и матушкой историей. А здесь ответ единствен. Конечно же, об интересе в наивысшем, именно в свой карман получаемом (и лучше всего деньгами) личном доходе (не отвлекаюсь на "фу" в адрес "сытости и потребительского изобилия" лидеров "Справро", - у нас основной массе народа далеко не сытно, а в голодающем мире на носу - продовольственный кризис). Тогда что же это такое - личная материальная заинтересованность? Не слежение за сообщениями о миллиардах долларов наших олигархов. Не вариант пассивного любопытства. И не лояльное выслушивание коммунистического агитатора. Это - специфическая внутренняя напряженная нацеленность личности при слитности индивидуальной разумной оценки с соответственным эмоциональным устремлением, рвущимися к поступкам, реализующим этот овладевший личностью интерес. Интерес как готовность и стремление к действию. Причем действия в соответствии с интересом вызывают внутреннее удовлетворение, а невозможность таких действий - фрустрацию.

Навряд ли случайно ленинский тезис о подведении к коммунизму личным интересом не занимает не то чтобы центрального, но хотя бы ярко заметного, броского места в программах многочисленных (хотя чаще всего небольших по членству) социалистических и коммунистических объединений. И тем более не получает такого развертывания, которого он требует в свете трагического опыта международного социализма на протяжении последних десятилетий. Так, у нас в нынешней России я нигде не читал, что возвращение к социалистическому строю должно сопровождаться не только возвращением народу таких-то и таких-то отобранных у него социальных благ, но и такой-то внятной программой достижения первенства по отношению к жизненному уровню развитых капиталистических стран. Таких практического звучания "графиков" нет, ибо нет "десятков миллионов" движимых к коммунизму интересом субъектов процесса. Парадокс: мы твердо обещаем трудящимся общество с такими-то характеристиками, - и конечно, правы. Но, увы, как научную абстракцию. Мы год за годом не раскрываем, не пропагандируем, не популяризируем интереса, неотвратимо вводящего в него. Хрущев заявил сроки обретения высшего жизненного уровня, но не представил массам интереса к соответственному повышению производительности труда, и третья Программа КПСС провалилась. А после ее краха КПСС, на моей памяти, всерьез уже не вспоминала про свое былое программное обещание. И в народе родилось "понимание": и не мечтайте, это не про нас. В поднявшемся половодье пробуржуазной пропаганды уровень жизни европейских стран вроде Швеции стал представляться вожделенной мечтой. Отечественное социалистическое? - Тягомотная отсталость. "Бесплатная медицина опасна", - демонстрировали московские доктора (хотя сейчас все понимают: опасна как раз платная). Стоит ли удивляться, что, когда приватизаторы ринулись в наступление, массы не дали им отпора? Они оказались - не могли не оказаться - вне ведущих к социализму-коммунизму "мостков" (В.И. Ленин) личной заинтересованности, стали переходить на "мостки" к столь привлекательному капитализму. Произошла еще одна инверсия: переход от производства преимущественно социалистического к государственно-частному и просто частному.

Сегодня, в 2000-е годы, страны, в которых занялось новое массовое социалистическое движение, далеки от жизненного уровня развитых. Представления о социализме в массовом сознании там сами собой сплетаются с мечтами вырваться из нищеты (как, кстати, в немалой степени было и в России в 1917 году). И до современной социализации экономики, и до пристойной жизни трудящихся там одинаково далеко. Но в нынешней России (опять по В.И. Ленину) социализм вырисовывается непосредственно практически из всех крупных мер. Тем не менее за социалистический строй - меньшинство. Как, нам и дальше игнорировать императив работы в массах через зажигающий их интерес?

Центральная проблема сегодня с социализмом (он уже не только в "окнах" нашего строя, но и у всех его "дверей") в том, что социалистам-коммунистам этому решающему (по В.И. Ленину) для судеб социализма институту - интересу - надо что-то предложить, каким-то "факелом" его зажечь, надежно его захватить. Наверное, никто не станет возражать: да, зажечь, захватить, повести массы. Но чем? На этом вопросе как будто бы должны сосредоточиться теоретики социализма. От нахождения "факела" зависит, пойдут ли к социализму массы даже в экономически созревшем для него обществе. Почему эта научная и практическая проблема не помещена в наших дискуссиях на подобающее место? Почему, наконец, не провести дискуссию непосредственно по этому вопросу?

Выпавшие на долю народа России тернии, череда постоянных беспардонных обманов "сверху" сделали наших трудящихся ничему и никому не верящими. Но непрестанная изнурительная отчаянная борьба за выживание обязательно заставит и их всматриваться вперед с мыслями и надеждами о "неводочном" выходе из всё более отчаянного положения. Исторически им самим нужен спасающий их настоящий интерес! Пока же впечатление такое, что "факелом" нашими левыми идеологами избирается общественная собственность, - иногда прямо в советском облике, иногда с некоторыми моментами индивидуализации, а иногда как паевая, даже акционерная. Но разве опыт стран погибшей "мировой социалистической системы" не настораживает по поводу такого выбора? Разве не ясно, что с личным интересом трудящегося такая общественная собственность чаще всего не гармонирует, ему не подчиняется? С ним гармонирует, ему подчиняется более всего индивидуальная собственность - та, переход к которой предвидел К. Маркс в итоге "экспроприации экспроприаторов". Однако индивидуальная собственность всегда была у руководящих советских коммунистов на подозрении (конечно, в частнокапиталистических тенденциях). И ее в ныне погибшие социализмы если и пускали, то весьма ограниченно.

Третья инверсия и диалектика прокоммунистических экономических интересов

Искомый просоциалистический-прокоммунистический личный интерес выигрышней "подавать" выразительным, впечатляющим слоганом, но я за это, конечно, не берусь. Поищем его современное экономическое и социальное содержание, выявление которого мне представляется одной из главных задач теории социализма ХХI века. И обязательным шагом в этом я вижу опять же инверсию (уже третью) - на этот раз теоретическую.

Убежден, коммунистам ХХI века надо менять (может, даже ломать) привычный стереотип соотношения общественной и индивидуальной (личной) собственности. (Хотя, впрочем, почему "ломать"? Фактически это возвращение к Марксу.) В ХХI веке полнокровный, полномасштабный социализм нельзя будет строить всего только "допуская" индивидуальную собственность вслед за укреплением общественной. Напротив: расцвет общественной пойдет от самого высокого развития личной. Не одностороннее движение: только от общественного - к индивидуальному, но с добавлением и даже преобладанием встречного - обогащения и восхождения общественного через индивидуальное.

Сколько перьев сейчас наливается готовностью к яростной отповеди очередному ренегату. Поэтому спешу объяснить: в индивидуальную собственность не предлагается передавать не то что крупных заводов - ни даже цеха, ни самого малого участка, ни единицы оборудования, ни какого-либо иного крупного производственного достояния. Всё как у Маркса, провозгласившего переход к индивидуальной собственности трудящихся при общем владении землей, средствами производства. Ибо личная собственность как раз на средства производства, естественно, была бы обречена трансформироваться в частную, деградировать вместе с нею. Но тогда - на что же собственность, каков ее объект?

Он несопоставимо более важен, значим, нежели самое крупное и дорогое имущество. Только ради полноты объяснения его значимости отвлекаюсь на констатацию факта утверждения во второй половине ХХ века интенсивного типа общественного воспроизводства при стабильной численности занятых в производственной сфере, увеличении производственных мощностей путем реновации (из амортизационных фондов) и расширении объемов производства за счет повышения производительности труда уже занятых работников (в ряде моих работ представлены новые формулы такого воспроизводства). Или: к началу ХХI века динамизм народного хозяйства завершенно стал функцией производительности труда. И объектом индивидуальной собственности работников должна стать эта точка роста-динамизма современного общественного производства - повышение ими их производительности труда, ее эффект. Кстати, сейчас главное общественное значение такого увеличения производительности труда уже не в традиционном обогащении собственников, как было сотни лет, а в сообщении экономике страны той или иной конкурентоспособности, степени динамизма, тех или иных темпов экономического роста. То есть уже сегодня, при нынешних капиталистических отношениях, повышение работниками своей производительности труда - ресурс много более общественный, нежели частный. И поэтому его изъятие из нынешней частной собственности даже с позиций наличествующей экономики видится всё более справедливым и обоснованным.

Однако почему не в общественную собственность, а в собственность индивидуальных работников, да еще в порядке инициации возгорания в этих работниках просоциалистического личного интереса?

В общественной собственности увеличение производительности труда работником уже было, вместе с государственной собственностью на средства производства и на весь производственный процесс. Но известные положительные моменты этого ее статуса сопровождались весьма значимыми негативными. В семидесятых-восьмидесятых годах, по экспертным оценкам, в год одно предложение поступало от двухсот рабочих, тогда как на "Тойоте" в среднем на одного рабочего (не социалистического, а капиталистического!) таких предложений приходилось 70. Инициативное повышение производительности труда рабочими советской промышленности заглохло. Понятно, советскую экономику это тянуло в постепенное погрязание в инертность, неэффективность, отставание, давало аргументы сторонникам капитализма. Немало передовых рабочих стремилось вырваться из жестких "уравниловочных" установлений, обрести контроль над собственными, как бы сейчас сказали, инновациями... Некоторым ценой немалых мытарств удавалось получить поддержку, но их точечные прорывы не меняли общей картины. И мои "инверсионные" предложения, строго говоря, не оригинальны. Они проросли из советской практики, из опыта многих подвижников социалистического производства.

Однако индивидуальная собственность работников на свои инициативные инновации в одних только рамках соответствующего предприятия нежизнеспособна. Объемы эффектов в масштабах завода весьма ограничены, инициатору предстоит возня-борьба за признание (с разными "оформлениями") в собственном коллективе. Всё это для новатора может означать: "игра не стоит свеч". (Заводской работник говорил автору: "Чтобы я еще раз связался с этим техническим прогрессом...") Вот если бы, во-первых, объемы инновационных эффектов были кратно больше, а во-вторых, их получение каждым инициатором сопровождалось не препятствиями, а общей помощью, сотрудничеством...

Центральная идея моих предложений в том, что и первое, и второе ныне уже на подходе, скрытно наличествуют, ждут, даже, можно сказать, алкают нашего применения, принципиально подготовлены, и не выдающимися реформаторами, а тихим, незаметным объективным развитием современной экономики - становлением единого общественного технологического процесса производства (ОТПП). Завод со всеми его рабочими местами существует только как клетка в организме. Он - всего только стадия обработки, звено очень протяженной производственной цепочки выпуска конечных изделий (предметов личного и иного непроизводственного потребления). И весь этот ОТПП - гигантский всехозяйственный (в нарастающей мере - и глобальный) материальный мультипликатор динамических изменений на всяком предприятии и даже на рабочем месте. Завод благодаря инициаторам уменьшил удельные издержки; достигнутое удешевление, как пламя, перебежало к смежникам, побежало по длинным цепочкам обработки, - и повсюду проседают, уменьшаются уже "тамошние" издержки. Общественных затрат "выгорает" кратно, многократно больше, нежели было в инициативной "спичке" завода-инициатора. В этом всехозяйственном масштабе высвободились многие ресурсы, подешевела конечная продукция. Инициаторам можно заплатить кратно больше, чем в состоянии наскрести заводской бухгалтер. Хватит и на то, чтобы поощрить всех помогающих. Близ "огня" настоящего новаторства всем тепло. Внутри современной экономики для мощного стимулирования инноваций, ее инновационного перестроения всё готово. Берите, люди! Всё так выгодно! Кто там еще колеблется?

В ответ - ни даже мышиного шороха. Все эти громадные готовые, ждущие нас ресурсы остаются невостребованными и, понятно, пропадают, гибнут. Губители же - "самые уважаемые люди" (А. Райкин) - частные собственники, менеджеры и нашего, и любого иного завода. Изничтожают наше благополучие не из злобности, а по своей социальной анатомии: просто-напросто так устроены. Какие собственники, менеджеры отправят сегодня потребителю удешевленное подвижниками их завода изделие по соответственно уменьшенной цене? Дорогие сограждане, мне (нам) стыдно упускать из виду: разница между снижающимися издержками и ценой - не какой-то там пустячок, это ее превосходительство частная сверхприбыль, аорта капитализма. Обычаи, законы, гены, дресс-код этого строя пронизаны абсолютнейшим правом капитала присваивать сверхприбыль с момента ее зачатия-рождения. И точка. А снижение отпускной цены соответственно достижениям новаторов... Коллега, да откуда же вы свалились?

Эффекты достижений новаторов пока что обречены умирать в одиночку по предприятиям. Никакого тебе мультиплицирующего действия ОТПП. Вот бы где силу государства, общественной собственности (хотя, - тихо, в самое ухо, - все-таки немало можно и при частной). Нужен никогда еще (кроме как в героическую эпоху И.В. Сталина) не виданный в истории порядок, при котором истинное повышение производительности, обязательно трансформировавшись в уменьшение издержек, вошло в ОТПП и прошло (сериями прямых и круговых движений) в нем до "конца" - до покупателя товара народного потребления. Конечно, это не рядовая реформа, а еще одно изменение общественного строя. Но без него человечеству уже не выжить.

И здесь к месту вернуться к теории социализма. Итак, в чем же его третья инверсия?

Примем во внимание современную электронику, информатику. Она может отследить труд рабочего, предприятия за много (за десятки) переделов, стадий обработки. И если мы поставим работника на золотую жилу ОТПП, скажем ему: твори, новаторствуй, - всё, что наулучшаешь, только твое, индивидуально собственное (под охраной государства), неотнимаемое - начнет разворачиваться поступательное движение страны к освобождению из-под лавины катаклизмов, в которых она ныне скована. Это, дорогие сограждане, невиданно выгодно! На каждую пущенную в ОТПП сбереженную тобой копейку "сами собой" (хотя и не "ниоткуда") начнут "налипать" много (десять, больше) других! Это куда интереснее, чем сотворение красавиц из морской пены. И для появления сверхпродукта (динамической ренты) не надо никого, как делал Макар Нагульнов, стукать револьвером по затылку. Надо "только" вводить в свой производственный процесс удешевляющие его инновации. Копейки твоих удешевлений пойдут надежно накручиваться в твои, и ничьи больше, кровные рубли ("Взвейтесь, соколы, орлами..."). Если...

Если ты в производстве, прошу прощения за слог, возлюбишь и ближнего, и дальнего, известного и многажды неизвестного смежника как самого себя. Но не возлюбить его ты не сможешь. Путь твоих копеек в большие рубли пролегает через их труд на их рабочих местах. Полнота твоего кармана - в их руках. Однако никаких письменных соглашений-договоров не потребуется. Поработает логика того самого личного интереса, роль которого столь прозорливо установил В.И. Ленин. Ведь эффекты инноваций смежников так же проходят через твой труд, как твои - через их. В твоих руках - полнота их карманов. Объективно прорастает всеобщая личная выгода каждого работника и каждого завода в хорошем, качественном труде всех остальных и наоборот. В современных условиях из полно, неограниченно развитого личного интереса с неизбежностью вырастает общий экономический и социальный интерес всех трудящихся в ходе, судьбах не только своего, но и всех иных производств - во всем общественном производстве. Когда каждый трудящийся, все трудящиеся не абстрактно, не фигурально, а конкретно-реально трудятся каждый только на себя, родного, каждому из них, всем им и необходимо, и выгодно самым рачительным образом печься о всем том, что, согласно социалистической теории, понимается под общими экономическими, социальными интересами, общественной собственностью.

Вот она - инверсия теории. Предпринимаемая не от кокетничанья с гегелевскими "штучками", а в поисках обобщений реальных тенденций экономики и социалитета нашего времени. Для современных условий стран капитализма высокого и среднего развития всё актуальнее не одномоментное силовое установление общественной собственности, а подход к ней через личный интерес, массовое инновационное движение, точнее, через максимальное вовлечение в этот процесс трудящихся путем наделения их индивидуальной собственностью на эффект от их инноваций. Сегодня начинать строить социализм по советской модели - это сначала строить крышу здания. А надо идти от фундамента, сообщить каждому индивидуальному работнику неограниченную заинтересованность в совершенствовании производства через сотрудничество всех смежников длинных технологических цепочек. Общественная собственность в наше время должна строиться снизу, от работника, его личного интереса, индивидуальной собственности. И каждый шаг вперед в социалистическом обобществлении должен сопровождаться, даже диктоваться личной выгодой, личным интересом. Таковы потенции производительных сил нашего времени. Социалистическое может и должно совмещаться с самым выгодным для каждого, а потому и для всех. Некоторые социалисты склонны считать, что выгодность - с "запашком" капитализма, для социализма лучше альтруизм. Это заблуждение. Объективные тенденции ныне таковы, что для масс трудящихся не будет и не должно быть ничего более выгодного, нежели построение социализма, активное участие в его становлении и развитии.

Василий Иванович Корняков,
доктор экономических наук, профессор Ярославского государственного технического университета
"Экономическая и философская газета", 2009, No.2-е.

*   *   *   *   *   *   *

Совхоз Божьей милостью

Иезуитский девиз "молитва и труд все перетрут" на протяжении полутора веков приносил богатые плоды в Южной Америке

История знает множество примеров теократических государств. Государственная власть принадлежала церкви в Древней Иудее и средневековых арабских халифатах Омейядов и Аббасидов. С наступлением Нового времени теократические режимы не исчезают: Папская область со столицей в Риме просуществовала вплоть до объединения Италии в 1870 году. Как ни странно, теократия не становится анахронизмом и в новейшей истории. Вплоть до китайской оккупации Тибета в 1951 году там сохранялся теократический режим во главе с далай-ламой, а в Иране после исламской революции 1979 года верховенство духовной власти над светской закреплено в конституции. Теократический режим существовал и на территории России: Чечня под руководством имама Шамиля во время Кавказских войн. Но государство, сотворенное в Парагвае монахами общества иезуитов, отличается от них тем, что оно создавалось практически с нуля. Иезуиты могли обустраивать свои парагвайские владения, сообразуясь со своими представлениями об идеальном государстве.

Крест против рабства

До прихода европейцев Парагвай населяли полукочевые племена индейцев, наиболее многочисленным и развитым из которых были гуарани. В 1515 году Хуан Диас де Солис (1470-1516) открыл устье реки Параны, что сделало возможной колонизацию внутренних районов южной части Южной Америки. Уже через тридцать лет, с 1542 года, испанская корона назначала для Парагвая специальных управителей.

Ко времени прихода испанцев гуарани не только не имели собственного государства, но даже не знали одежды. Путешественник из Баварии Ульрих Шмидль писал в книге своих воспоминаний: "И женщины, и мужчины здесь ходят совсем голые, какими создал их всемогущий Господь". 

Парагвай был глухой дырой, и ехать туда европейцам, особенно женщинам, совсем не хотелось. Те колонизаторы, которые все-таки добрались туда, довольно быстро решили эту проблему. Гуарани оказались очень дружелюбными и охотно делились с пришельцами всем необходимым, не отказывая им даже в своих женщинах. При этом у местных представительниц прекрасного пола, в отличие от многих других индианок, было мало монголоидных черт, и они были довольно милыми по европейским меркам. Поэтому процесс слияния испанского и индейского населения шел в Парагвае ускоренными темпами.

В 1580-х годах в Парагвае появляются первые члены общества иезуитов. Полное название, основанного в 1534 году святым Игнатием Лойолой (1491-1556) духовного ордена - Общество Иисуса (Societas Iesu). Орден обладал огромными и привилегиями и вскоре стал своеобразной спецслужбой Ватикана. Первичная цель ордена - охранение католической веры и миссионерская деятельность среди язычников и еретиков. Иезуиты были главным оружием католической церкви во время контрреформации.

В 1608 году король Испании Филипп III (1578-1621) попросил иезуитов снарядить миссии для обращения индейцев в христианство. Помимо просветительской, Филипп преследовал сугубо утилитарную цель: придать гуарани оседлость и централизацию, чтобы стало проще оберегать их от набегов "паулистов" - разбойников и охотников за рабами из соседней португальской Бразилии.

Португальцы своими набегами разрушили надежды иезуитов закрепиться неподалеку от побережья и вынудили их предпринять масштабную операцию по переселению гуарани. В 1640 году тысячи индейцев под предводительством миссионеров двинулись в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой - порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. Там иезуиты начали строить свое "государство". Сейчас в этом районе сходятся границы Аргентины, Бразилии и Парагвая, причем каждая из приграничных областей называется Misiones (в переводе с испанского "христианские миссии"). Именно так назывались земли ордена.

Тупамба, кацики и флейты

Территория, которую контролировали иезуиты, жила по своим особым законам и в силу отдаленности и труднодоступности была почти независимой. Принципы организации были разработаны отцом Диего де Торрес Больо (1551-1638). Он начинал свою миссионерскую деятельность в Перу, где незадолго до этого существовало государство инков. Испанцы эксплуатировали там богатые серебряные копи и заботились о том, чтобы индейцы остались оседлыми.

Многие положения устройства нового государства Торрес позаимствовал именно у инков. Он же и стал настоятелем иезуитов на новой земле. Под его руководством члены ордена создали сеть редукций (от испанского reducir - превращать, обращать, приводить к вере) - специальных поселений для индейцев. Надо отметить, что редукции устраивались и до переселения, но без особого успеха.

План поселений (редукций), придуманный иезуитами, очень прост: в центре - церковь, единственное богато украшенное здание, а далее ряды одинаковых однокомнатных домиков для индейцев. Все редукции строились по единому плану.

Вообще, все редукции были практически неотличимы друг от друга, их церкви были единственными зданиями, представляющими архитектурную ценность. Святой церкви давал имя всему поселению.

Каждая редукция строилась по четкому плану: в центре площадь, на которой располагалась богатая и красивая церковь, вокруг нее необходимые хозяйственные постройки и кварталы одинаковых квадратных однокомнатных домиков туземцев. Вокруг вырывался ров, строилась мощная стена. В обычной редукции жило около двух-трех тысяч индейцев, в самых малочисленных жило примерно пятьсот туземцев, а население самой крупной редукции святого Франциска Ксаверия (1506-1552) в период наибольшего расцвета составляло 30 000 человек.

Во главе каждого такого поселения стояли два священника-иезуита, причем один из них, как правило, был значительно старше другого. Старший отдавал себя служению, а младший ведал хозяйственно-административными вопросами.

У индейцев не было никакой частной собственности, они должны были подчиняться каждому слову патеров. Решения и распоряжения священников являлись законом. В управлении иезуитам помогали отобранные ими индейцы - "кацики". Они присматривали за собратьями в поле и мастерских, составляли местную администрацию.

Редукции жили по строгому расписанию: подъем с колокольным звоном вместо будильника, обязательная общая молитва (тоже по колоколу), потом под тот же звон все расходились на работу. Любопытно, что колокольным звоном объявлялся не только отбой, после которого нельзя было выходить на улицу, но и отправление супружеских обязанностей по ночам.

Вера в труд

Основой жизни в миссии были молитва и труд. Обязательное посещение церкви не было обременительным для индейцев, потому что веровали они по-детски искренно. Послушав проповедь, все жители, включая и ремесленников, и администрацию, строились в колонны и под звуки флейт и барабанов отправлялись обрабатывать общинное поле. Помимо общинной или "Божьей" земли (на языке гуарани "тупамба"), были и личные наделы ("абамба"). Абамба одалживалась индейцам для обработки. Участок выдавался индейцу после женитьбы. Он не был наследственным, и, даже если у владельца оставались вдова и дети, участок отходил в общий фонд, а семья покойного поступала на содержание миссии. Теоретически, этот участок должен был кормить семью, но на самом деле индейцы настолько халатно относились к его содержанию, что патерам приходилось следить за состоянием личных участков.

Парагвай и сейчас - слаборазвитая аграрная страна.

Иезуиты многократно жаловались на безразличие индейцев к работе на своем поле: они предпочитали получить наказание за плохо возделанный участок и жить на общественные запасы. По несколько раз подряд индейцы могли поедать выданные им семена и приходить к кацику за новыми семенами и хорошей поркой. Причину этого иезуиты видели не в особенности установленного ими уклада, но в "детском" характере психики индейцев. "Если бы над индейцами не было твердой руки, то они скоро оказались бы безо всяких средств пропитания" - пишет иезуит Шарлевуа (1682-1761), автор книги "История Парагвая" (1756), в которой он дает самое детальное описание "страны миссий".

При этом иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у своих подопечных инициативу и заинтересованность в результатах их труда. В "Регламенте" 1689 года говорится: "Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности". Все необходимое, начиная от мяса и заканчивая инвентарем для работы, выдавалось индейцам в строго заведенном порядке и одинаковом размере. Для достижения полного равенства индейцам было предписано носить одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и военные имели отличную от других одежду, но носили ее лишь, когда исполняли свои общественные обязанности. В остальное время она хранилась на складе.

Творчество в строгих рамках

В редукциях процветало не только земледелие, но и ремесла. Причем гуарани освоили не только такие относительно простые специальности как, например, ткач и каменщик, но даже отливали колокола и печатали книги. Читать они их, правда, не могли, так как иезуиты почти не обучали грамоте тех, кому это не требовалось по долгу службы. Вопреки требованию метрополии иезуиты не учили индейцев испанскому языку, зато создали азбуку языка гуарани. К началу XVIII века в каждой редукции были солнечные или даже механические часы местного изготовления, по которым и регулировался рабочий день редукции.

Одной из немногих отдушин в жизни индейцев была музыка. Гуарани оказались очень талантливыми, и вскоре они стали активно привлекаться к музыкальному сопровождению служб. Однако музыкальная культура все же не была полностью воцерковленной. Музыкальные инструменты, сделанные гуарани славились на всем континенте, есть также сведения о целых оркестрах и танцевальных ансамблях, которые, как известно, в богослужениях не применяются.

Можно спорить о достоинствах и недостатках жизни в миссиях, но один факт не может быть истолкован двояко: в христиано-индейских поселениях практически не было преступности. Это был огромный скачок для гуарани, которые до прихода миссионеров частично были каннибалами. Система наказаний в редукциях состояла из трех частей. Как правило, дело ограничивалось епитимьей (молитвой и постом), замечаниями или публичным порицанием. В более тяжелых случаях применялись удары палкой (до 25 раз), крайней мерой пресечения было тюремное заключение (до 10 лет).

Расцвет теократии

Денег в редукциях не было, торговля между ними тоже была запрещена. Зато внешняя торговля велась очень активно и приносила иезуитам немалые барыши. Они продавали, в первую очередь, продукты сельского хозяйства (редукции, например, экспортировали больше чая, чем остальной Парагвай). Покупали в основном полезные ископаемые, которых в Парагвае почти не было (в первую очередь, соль и железо) и оружие.

Финансовая и военная мощь иезуитов стала всерьез беспокоить Мадрид и Лиссабон. Монахи добились невиданного ранее в Южной Америке права вооружать индейцев. Их хорошо обученная двенадцатитысячная конная и пешая армия гуарани была крупнейшей военной силой в регионе. Они не раз вмешивались в колониальные конфликты, брали штурмом столицу Асунбон, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан.

Еще в 1645 году, то есть только окончив переселение, предусмотрительные иезуиты добивались от испанской короны привилегии на невмешательство светских властей в их колониальную деятельность. Это обозначало гарантию широчайшей автономии, практически независимости, что позволяет нам говорить о редукциях не просто как о поселениях, но как о государстве.

К середине XVIII века под контролем ордена оказалась вся долина реки Парагвай. Население этого необычного государства составляло по разным оценкам от 150 до 300 тысяч человек. Иезуиты полностью закрыли свои владения: ни один европеец не мог находиться в редукциях без их разрешения и в любом случае должен был покинуть их через три дня.

Все царства не вечны

Иезуитов уважали и еще больше боялись. Светские власти писали на них доносы и клеветы, однажды дело дошло даже до папского расследования. Превосходившие служителей культа числом колонизаторы наступали по всем фронтам. Уже в XVII веке иезуиты были удалены из всех португальских владений в Южной Америке, в 1743 году они были официально обвинены в нелояльности и испанской короне. В том же году папский указ запретил им торговать.

В 1750 году Испания и Портигалия подписали договор, по которому земли иезуитов делились на испанскую и португальскую зоны с последующей эвакуацией португальских редукций в испанские владения. Это было около 30 тысяч человек и миллион голов скота, так что переселение на деле было нереально. И португальцы, и испанцы отправляли военные экспедиции, чтобы уничтожить иезуитские поселения, но индейцы и наставники держались. Несмотря на то, что испано-португальский договор был аннулирован в 1761 году, государство было обречено.

В 1767 году иезуиты были запрещены в Испании и ее владениях. Они подняли мятеж, пытаясь остаться в Парагвае, но их выступления были жестоко подавлены, тысячи иезуитов были высланы из страны. Индейцы пытались защитить и спрятать своих "цивилизаторов", но безуспешно.

Окончательно прервал агонию иезуитской республики папа Климент XIV (1705-1774), в 1773 году запретивший орден иезуитов. Фактически иезуиты не прекратили существовать и продолжили свою миссионерскую деятельность. Официально возродиться им помогла... Российская Империя. Изгнанные еще Петром I, иезуиты вновь попадают на территорию России в конце XVIII века. Они активно сотрудничают с властью и добиваются расположения Екатерины II. Павел I в 1801 году добился от папы Пия VII (1740-1823) разрешения иезуитов для "западной России и Литвы". Это было первое официальное признание ордена после 1773 года. Окончательно иезуиты были восстановлены в правах в 1814 году.

Богохульство, утопия или рабовладельческое государство?

История государства иезуитов полна тайн и загадок. Это совсем не удивительно, учитывая, что сами иезуиты были, разумеется, пристрастны в оценках, а другие историки и просто путешественники в их государство не допускались. Слухи о несметных богатствах, которые иезуиты добывали в золотых и серебряных шахтах, не подтвердились. В Парагвае до сих пор не нашли крупных залежей металлов. А доход от внешней торговли, прежде всего за счет дешевизны рабочей силы, иезуиты, похоже, все-таки получали.

Католическая церковь никогда особо не распространялась по поводу "парагвайского эксперимента". Во-первых, иезуиты времен заката ордена (а он как раз практически совпадает с упадком парагвайских миссий) уже не пользовались таким расположением Ватикана, как во времена Лойолы, и были не самой приятной темой для разговора. Во-вторых, не надо быть великим богословом, чтобы понять, что попытка построения Царства Божьего на земле отдает ересью и богохульством.

Непримиримые противники католической церкви в целом и иезуитов в частности, французские просветители, наоборот, восхищались этой идеей. Монтескье (1689-1755) в "Духе Законов" пишет: "На долю общества Иисуса выпала честь впервые провозгласить в этой стране идею религии в соединении с идеей гуманности... оно привлекло рассеянные в селах племена, дало им обеспеченные средства для существования и облекло их в одежду. Всегда прекрасно будет управлять людьми, чтобы сделать их счастливыми". Вольтер вторит ему в "Опыте о нравах": "Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества".

Как ни странно, социалисты и коммунисты, которые могли бы увидеть в парагвайском строе много знакомого, этот опыт жестко критикуют. Например, французский марксист Поль Лафарг (1841-1911) в своей книге "Иезуитские республики" пишет, что Республика иезуитов "ни в каком случае не была коммунистическим обществом, где все члены принимают равное участие в производстве сельскохозяйственных и промышленных продуктов и равные имеют права на произведенные богатства. Она была скорее капиталистическим государством, где мужчины, женщины и дети, осужденные на принудительную работу и телесное наказание, лишенные всяких прав, прозябали в равной нищете и равном невежестве, как ни блестяще процветали земледелие и промышленность в стране, как ни велико было изобилие богатств, производимых ими". В любом советском справочнике вы найдете примерно то же самое с добавлением пары слов о жестокости католических священников.

Деятели искусства за пределами Парагвая не очень-то жалуют эту страницу истории своим вниманием. Однако о ней очень удачно вспомнил известный французский режиссер Ролан Жоффе. Его масштабный трагический фильм "Миссия" с сюжетом, основанным на истории государства иезуитов, получил золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Никита Белоголовцев, 10.01.2007
Журнал "Вокруг света"
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/210/

*   *   *   *   *   *   *

Геноцид, открой личико!

Беседа А. Стреле с А. Леонидовым-Филипповым об инфопсихических вирусах

- Александр Леонидович, я с большим удовольствием прочел вашу программную книгу "Социальные психопатологии... Естественно, вопрос о применяемых против русских инфопсихических смертоносных вирусах!

- Начнем с азов, для тех, кто "Социальных психопатологий" не читал и не собирается. Инфопсихический вирус - это устойчивый когнитивный (т.е. познавательный. - Прим. ред.) набор, активно внедряемый в мышление. Любая реклама - инфопсихический вирус. Замечали, как подростки начинают говорить и думать фразами и образами из тысячекратно услышанной рекламы? Человек, зараженный инфопсихическим вирусом, начинает применять к новым жизненным обстоятельствам объяснительный набор старых штампов мышления, усвоенных методом многократного прослушивания, просматривания и т.п.

Смертоносный инфопсихический вирус - это такой штамп мышления, который, с точки зрения объективной причинно-следственной связи, несовместим с жизнью. Сразу оговорюсь, что достаточно раскрученная тема нейролингвистического программирования - только узкий и специфический аспект макропсихиатрии. Программирование бывает "нейро" без "лингва", бывает "лингва" без "нейро", а бывает и вообще без них обоих. Устойчивый когнитивный набор, влияющий на мировоззрение человека, может быть весьма и весьма многолик...

- Например, подробно описанная С. Кургиняном (на материалах академиков Лосева и Аверинцева) так называемая "карнавализация", то есть деградация адекватности поведения до постоянного, доводящего до наркотической зависимости от себя смеха и "прикалывания". В качестве адекватной на все случаи жизни реакции СМИ преподносят высмеивание, нудно-однообразный ернический тон, утративший способность к возвращению в серьезное состояние...

- Кургинян многословно, но ярко описал этот узкий аспект сведения с ума русского народа. Понимаете, Александр Анатольевич, спирт - прекрасная жидкость. В умеренных количествах спирт и полезен (дезинфекция, борьба с атеросклерозом), и приятен. Но стоит переборщить с дозой - и получим алкоголизм. Любая вещь в мире - в зависимости от порции - и яд, и лекарство. Смех приятен человеку, смех - внешнее проявление радости, удовольствия. Как и спирт сперва веселит. Но если, эксплуатируя приятность смеха, мы начнем его навязывать как единственно-адекватную модель реакции, получим смехоголика. Этот человек глуп, потому что на любой вопрос отвечает смехом или приколом, жесток, потому что любая ситуация его веселит и забавляет, неадекватен, потому что главная черта адекватности - выбор, вариативность поведения с ним не действует. Он, как заведенный робот, дергается всё время только в одну сторону.

- Это пример психовируса, построенного на эмоциональной притягательности. Аналогичен ему психовирус преподнесения в качестве адекватного поведения растормаживающих все низменные, животные инстинкты выходок. Если СМИ активно и методично преподносят это растормаживание как адекватную реакцию человека на вызовы жизни, то дело плохо... Как плохо оно у нас... Но большинство психовирусов, пишете вы, все же имеют интеллектуально-познавательный вид. Можно какой-нибудь классический пример?

- Например, устойчивый когнитивный штамп мышления, выработанный в интеллектуальной лаборатории Гоббса в 17-м веке: "Человек человеку волк" и в мире идет "война всех против всех". Согласитесь, штамп еще тот, за века своей жизни он устоялся до уровня устойчивого афоризма, из которого, как из песни, слова не выкинешь. Стал даже пословицей, украшением речи, средством интеллектуализации беседы и др. Почему он смертоносный? Если его всерьез применить на практике, сделать из словесного штампа модель поведения, то усвоившие данный штамп мышления роды, племена и нации гарантированно вымрут. И если вы желаете их вымирания, то, наверное, будете всячески его пропагандировать и внедрять во враждебную вам среду...

- Значит, этническое оружие действует таким образом: создаем (вербализируем) устойчивый словесный штамп с негативным смыслом, вбрасываем его во враждебную среду и тратим все свои силы, чтобы он там прижился, стал любимой присказкой и прибауткой?

- Да, но привить что попало очень трудно. Можно, но долго, хлопотно и дорого. Советология, сражавшаяся в первую очередь с русским народом, пошла путем оптимизации смертоносных информационных штампов для внедрения. Оптимизация - это подгонка инфопсихического вируса к национальным традициям, особенностям, фольклору, свойствам и фобиям атакуемого народа. Инфопсихический вирус не должен вызывать отторжения, он должен быть принят как "свой", антивирусные системы общественной морали должны его "проглядеть", настолько удачно он будет загримирован под "хохлому"...

- И каковы же адресованные именно русским инфопсихические вирусы, несовместимые с жизнью?

- Например, вычислив, что понятия "счастье человечества" и "прогресса" для русского человека далеко не пустой звук (это дореволюционное русское православное мессианство, борьба за спасение народов от геноцидов (балканских, закавказских), конечно же, коммунистическое мессианство и др.; в мессианстве очень важен мотив жертвы - принесение себя в жертву "за други своя"), подладили под русское мессианство инфопсихический вирус: придумали противопоставить в навязываемой схеме жизнь русских счастью человечества и прогрессу. Мол, на одной чаше весов - прогресс, тысячелетия рыночного рая, столбовой путь цивилизации и т.п., а на другой - твоя паршивая, никому не нужная, отсталая и реакционная жизнь. И будет очень благородно, очень по-русски, если ты пожертвуешь жизнью своей никчемной ради всеобщего счастья в победившей "новой жизни"...

Вы, наверное, не раз встречали эдакую нищую, но очень благородную, русской внешности "демшизу" с сектантскими воплями: "Сгорим, но вечно в рынке будем!" Каждый такой публики навидался вдоволь, обычно это синяя от голода интеллигенция, учителя и другие... Так вот, Александр Анатольевич, перед нами классический случай: жажду пострадать на благо общества (путем массированной обработки тенденциозной и выборочной информацией) поставили на службу русскому геноциду.

Второй пример: путем бесконечного повторения внедряется мысль: чтобы хорошо, зажиточно жить, нужно обязательно быть жестокосердным мошенником. Этот вирус для Запада не так опасен: там в крови индивидуализм, и человек адресует вбитое в голову лично к себе, только к себе.

Теперь вообразите действие данного вируса в общинной, коллективистской среде! Здесь уже происходит автоматическое растягивание личного на общество. И рождается несовместимый с жизнью абсурд: чтобы все хорошо жили, нужно всем стать жестокими мошенниками. Ключевое слово тут "ВСЕ" и "ВСЕМ". Ладно бы наподличал человек лично, тайно и для себя. А тут он, скрестив инфовирус и общинную свою природу, начинает навязывать подлость обществу, пропагандирует ее, гордится ею, выставляет ее напоказ, как орден.. Нация, в которой в такую идеологию поверило большинство, - мертвая нация, легкая добыча для своих хищных соседей или просто для процессов самораспада, саморазрушения.

То же самое цинизм. Знаете формулу цинизма? Главная формула цинизма такова: "нет плохих и хороших, потому что все одинаково плохи". Знакомо, не правда ли, Александр Анатольевич? Сколько раз и вы, и я, и наши читатели слышали, что все начальники сволочи, что все депутаты одним миром мазаны, что ворон ворону глаз не выклюет и т.д., и т.п. Так вот, официально заявляю: это бред. Люди разные. Да, люди не ангелы. Но один не ангел в том смысле, что последней рубашки не отдаст, а второй не ангел в том смысле, что пожирает христианских младенцев. И вот представьте, как выгодно второму, чтобы люди думали, что первый ничуть его не лучше.

- Здесь мы вплотную подошли к вашему утверждению, что одна из отличительных черт смертоносного инфопсихического вируса - непримиримый конфликт двух адекватностей. Модель адекватного поведения (основа психического здоровья) размазывается, расчленяется....

- Вот практический пример. Адекватно ли бюджетнику РФ брать ипотеку (если дают)? С одной стороны, адекватным поведением будет отказ, потому что понимаешь, что однозначно не потянешь. С другой - жить как-то и где-то надо, никакого другого выхода к жилью не видно, и адекватным становится согласиться. Вы понимаете, что это значит для психики?! С одной стороны, адекватное, доказуемое "нельзя", а с другой - столь же адекватное и доказуемое "надо". Загрузи такую задачку в компьютер - у него плата перегорит и дым из всех щелей повалит. А ее загружают в живой человеческий мозг - каковы подлецы!

Еще один отчетливый психовирус ельцинских времен - пьянство, поданное как альтернатива стяжательству. Если принять эту модель, активно навязываемую СМИ (при ельцинизме всякий нестяжатель, чтобы хоть как-то сохранить достоинство, независимость и лицо, вынужден картинно пьянствовать), то снова рождается неразрешимый парадокс равноценно-двойной адекватности. Принимай пьянство, потому что стяжательство омерзительно, или принимай стяжательство, потому что пьянство омерзительно. Отвергнуть же и то и то уже означает политический выбор, антисистемность, гарантированную маргинальность. Страшненько для обывателя, мягко говоря...

Сопротивляясь кошмару "перестройки" в 1988 году, академик Аверинцев приводил актуальные тогда примеры ложных дуализмов, ложных противопоставлений. Это выбор по схеме "ворюга или кровопийца" и выбор по схеме "глумливый смех или террор". "Почему "или"?" - спрашивал Аверинцев. И тем самым раскалывал смертоносные психовирусы, потому что в такого рода дилеммах правильного, адекватного ответа в принципе нет. Они для того и внедряются, ввинчиваются, вдалбливаются в сознание обывателей бесконечным числом повторений, что любой выбор будет патологическим. Психовирус нельзя решить, он в качестве интеллектуальной задачи нерешаем, его можно только сломать, расколоть или отбросить. Всякий, кто по правилам, предлагаемым авторами психовируса, попытается отвечать на поставленные ими вопросы, окажется в смешном, жалком положении. И утратит адекватность в любом случае...

Ловушка двойственной адекватности калечит психику или вовсе ее убивает, смотря по силе отрицательного заряда в том или ином психовирусе. Нельзя оставаться психически здоровым при отсутствии однозначной модели поведения, однозначности сделанного выбора.

Смертоносный психовирус - это такое информационное построение, которое выступает в роли доказательной базы для несовместимого с жизнью утверждения.

Возьмем, к примеру, активно внедряемое утверждение, что "демократия есть высшее благо, к которому русский народ органически не способен". И "вариации на тему", которых мы с вами, Александр Анатольевич, наслушались вдоволь: что мы "страна козлов и баранов", и "немытая страна рабов", и "страна вечнозеленых помидоров" и что "никогда в этой стране ничего путного не будет"... Припоминаете обывательские разговорчики?!

- Да как не припомнить, Александр Леонидович?! Каждый день на слуху! И то, что мы "татарщина, азия", и то, что нам надо вернуться на столбовую дорогу цивилизации, будто мы, прости Господи, бушмены какие-то...

- Так вот. Перед нами завуалированный, но однозначный призыв к вымиранию русского народа. Если хотим жить, его нужно обязательно расколоть: доказать, что либо демократия не есть такое уж однозначное благо, либо русский народ к ней вполне способен.

- Вот ловушка: психовирус построен так, что любой ответ на него неадекватен. А обыватель на то и обыватель, что не поймет: само условие поставленной задачи некорректно. Он попытается сделать выбор: отказаться от себя в пользу добра или от добра в пользу себя - и обязательно сойдет с ума...

- Русских берут на том, что им по характеру близко. "Жилье необходимо, но оно недоступно". Как же жить, если необходимое недоступно? Как же можно жить, если недоступное необходимо?! Это же не вирус, а целый вирусище, от которого миллионы людей сходят с ума, вешаются, вскрывают вены, поддаются пьянству и наркомании, женщины идут на панель, мужчины - в криминал и т.д. и т.п. Снова двойная взаимоотрицающая адекватность: нельзя отказаться от жилья, потому что оно необходимо. Нельзя получить жилье, потому что оно недоступно. Есть советский способ разрушения вирусища - сделать жилье доступным. Есть вьетнамский - не считать жилье необходимостью и весело жить по 18 человек в одной комнате. Мне советский, конечно, больше импонирует. Но дело не в том, что мне там импонирует или не импонирует, а в том, что вирусище должен быть каким-то образом расколот, должно вернуться то, что названо в моей книге "моноадекватностью". Нет и не будет адекватности там, где правильными признаются два взаимоисключающих ответа..

Очень важно научиться отличить доказательные, логические выводы от внушенных, ничем не подкрепленных утверждений. Инфопсихический вирус - это вбитое в голову утверждение, всегда отличающееся голословностью. Вместо доказательств он использует обманывающий доверие заменитель: многократное повторение, всеприсутствие. Это создает эффект очевидности утверждаемого, которое на самом деле отнюдь не очевидно.

- Да, вот близкий мне, как геополитику, психовирус: "нет ничего страшнее войны; вся наша жизнь - война". То есть завуалировано: нет ничего страшнее нашей жизни. Призыв чисто суицидального толка, а ведь как убедительно подан!

- Из той же геополитической оперы: "век империй прошел; Россия - империя". То есть - очевидно из тезиса - век России закончился. Хотя ясно как день: и век империй не прошел, и Россия не империя, но многократное вбивание и ввинчивание в головы вышеозначенного утверждения создает гипнотическую силу его убедительности, а значит, и иллюзию его верности. Верности и истинности суицидального для народа комплекса - каково?!

- Грациозно ребята работают в Лэнгли и Моссаде! Иногда маскируя психовирус под патриотическую боль: "Россия умирает, необходимо за нее сражаться, но ты ничего не можешь сделать!" Получается - и сражаться глупо, потому что по условию задачи ты ничего не можешь, и не сражаться нельзя - умираешь ведь! Психика, столкнувшаяся с неразрешимостью этого парадокса, кипит и лопается, а врагу только того и нужно! Мы сейчас не сможем раскрыть все психовирусы - нам не позволят объемы интервью! Давайте дадим нашим читателям "домашнее задание" - удалить психовирусы из своей бытовой жизни, из своих убеждений и мировоззрения!

- Хорошая идея. Значит, методология такая: ищите в своих взглядах на жизнь равноубедительные, но взаимоотрицающие постулаты. Выводите их из сферы подсознательного, вербализируйте в слово. То, что высказано, - уже отчуждено от души, формализация психовируса есть большая часть его нейтрализации.

Беседовал А. Стреле
 Уфа
"Экономическая и философская газета", 2009, No.49.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное